Изучение русского языка в начальной школе
является первым этапом системы лингвистического
образования и речевого развития учащихся. Язык —
основное доступное всем средство самопознания,
самовыражения и развития творческих
способностей. Овладение системой языка, навыками
речевой деятельности помогает лучше понять себя
и других, овладеть системой нравственных и
эстетических ценностей. Основными практическими
задачами для программы курса “Русский язык”
являются освоение первоначальных знаний о
лексике, фонетике, грамматике, формирование
умений и навыков грамотного безошибочного
письма, развитие речи учеников, интереса к языку
и речевому творчеству, формирование
представлений о единстве и многообразии России,
об основном средстве человеческого общения,
воспитание положительного отношения к
правильной, точной и богатой устной и письменной
речи как показателю общей культуры человека.
Современный курс “Русский язык” обеспечивает
формирование универсальных учебных действий,
которые помогают учащимся не только осваивать
конкретные предметные дисциплины, но и формируют
способность к саморазвитию.
На уроках русского языка самая трудоёмкая
работа — это работа над орфограммами, особенно
применение полученных теоретических знаний на
практике. Именно эта работа зачастую вызывает
наибольшие затруднения. В чём причины этих
затруднений? Основные причины заключаются в
следующем:
1. Отсутствие чёткого плана анализа и
классификации орфограмм.
2. Отсутствие образца графического обозначения
разных орфограмм.
Высокую результативность для ликвидации этих
затруднений даёт использование при работе
памятки для работы над ошибками. Работа с
памяткой способствует не только формированию
орфографической зоркости, но и формирует
универсальные учебные действия.
Личностные УУД: освоение личностного смысла
учения, желание учиться, уважение к своему труду,
умение помочь в трудном случае себе и своим
товарищам.
Регулятивные УУД: самостоятельная
организация рабочего пространства, определение
плана выполнения задания, умение соотносить
выполненное задание с образцом, корректировка
выполнения задания, оценка уровня выполнения
конкретного задания и своих знаний по данной
теме.
Познавательные УУД: ориентирование по темам,
определение своих умений, которые будут
сформированы при изучении темы, формировать
умение определять круг своих пробелов по данной
теме, поставить верный вопрос6 наблюдать и делать
самостоятельные выводы, учиться работать по
заданным схемам.
Коммуникативные УУД: формирование умения
ориентироваться в целях, задачах, средствах,
учить выбирать языковые средства для успешного
решения поставленной задачи.
Использование памятки для работы над ошибками
помогает ориентироваться в морфологической и
синтаксической структуре языка и усвоении
правил правописания русского языка.
Памятка для работы над ошибками
1. Пропуск букв, замена букв, перестановка
букв.
Запиши 3 раза это слово, раздели на слоги,
подчеркни гласные.
Лай-ка, лай-ка, лай-ка.
2. Перенос слов.
Запиши слово, раздели для переноса (все случаи).
Лу-жайка, лужай-ка.
3. Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово, подчеркни гласную после шипящей,
допиши ещё 3 слова на правило.
Шили, лыжи, щавель, чищу.
4. Имена собственные.
Выпиши слово, допиши ещё 3 слова на правило.
Аня, Ока, Владивосток.
5. Словарное слово.
Выпиши 3 раза это слово.
6. Ь-показатель мягкости согласных.
Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную,
допиши 3 слова на правило.
Лень, деньки.
7. Разделительный Ь.
Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную,
допиши 3 слова на правило.
Илья, ручьи, бьёт.
8. Разделительный Ъ.
Выпиши слово, допиши 3 примера на правило,
подчеркни разделительный твёрдый знак.
Подъём, съезд.
9. ЧК, ЧН.
Выпиши 3разных слова, подчеркни сочетания.
Кочка, Олечка, ручка.
10. Парные согласные в конце и в середине слова.
Выпиши слово, подбери к нему проверочное,
допиши 3 слова на правило, подчеркни согласную.
Голубь-голуби, зуб-зубы.
11. Безударные гласные в корне.
Выпиши слово, подбери к нему проверочное,
допиши 3 слова на правило.
Кора-корка, роса-росы.
12. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни орфограмму.
13. Безударные гласные в приставке.
Выпиши слово, образуй 3 новых слова с этой
приставкой, выдели её.
Зашёл, заболел, заплакал, засмеялся.
14. Приставки пиши слитно, предлоги – раздельно.
а) Выпиши слово, выдели приставку. Образуй от
этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Закричал, прокричал, перекричал.
б) Между словом и предлогом поставь вопрос или
вставь слово.
В моем столе.
15. Двойные согласные.
Выпиши слово, подбери к нему однокоренные,
подчеркни двойные согласные.
Группа – групповой.
16. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери к нему проверочное,
допиши 3 слова на правило.
Сердце – сердечко.
17. Сложные слова (соединительные гласные).
Выпиши слово, подчеркни соединительную
гласную, выдели корни. Допиши 3 сложных слова. Самолёт.
18. Падежные окончания имен существительных.
Выпиши существительное, выдели окончание,
обозначь склонение и падеж. Запиши 3
существительных этого склонения в этом же
падеже.
Корове – 1 скл., Д. п., лисице, собаке, овце.
19. Имя существительное с шипящим на конце.
Выпиши слово, допиши 3 слова на правило, укажи
род имени существительного.
Рожь (ж. р.)
20. НЕ с глаголом ( орфограмма – пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще два
глагола с частицей не. Подчеркни орфограмму.
Не _ спит, не_ смотрел, не _ играл.
21. Правописание предлогов с местоимениями (
орфограмма – пробел).
Выпиши из предложения местоимение с
предлогом. Запиши еще два местоимения с
предлогами. Обозначь орфограмму.
С _ ним, перед _ ним, у _ него.
22. Правописание слов с шипящим на конце.
Выпиши слово. Запиши еще два слова на это
правило.
Шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много
задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч,
скрипуч (краткое прилагательное).
Запомни! У существительных мужского рода в
родительном падеже множественного числа и у имен
прилагательных в краткой форме после шипящих Ь
знак не пишется.
23.Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных.
Выпиши существительное. Определи склонение и
падеж. Выдели окончание.
На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет
печи (3 скл., Р.п.)
24.Правописание безударных окончаний имен
прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с
существительным, к которому оно относится.
Поставь к прилагательному вопрос от
существительного. Какое окончание в вопросе,
такое и в прилагательном. Определи падеж.
К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?)
дремучем, с шариком (каким?) синим.
25.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного
числа.
Выпиши глагол правильно. Выдели окончание.
Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.),
читаешь (2л., ед.ч.)
Запомни! Глаголы 2-го лица единственного
числа пишутся с Ь на конце слова.
26.Правописание безударных личных окончаний
глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в
неопределенную форму. Посмотри на гласную перед —
ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную
гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании
встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения — И
Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить
(2 спряжение)
Запомни!
- 1-е спряжение Все глаголы НЕ на – ить + искл.
брить, стелить - 2-е спряжение Все глаголы на — ИТЬ + исключения
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ,
ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И
ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.
Личные окончания глаголов
- 1-е спряжение –ЕШЬ –ЕМ –ЕТЕ –УТ, – ЮТ
- 2-е спряжение –ИШЬ –ИМ –ИТЕ –АТ, – ЯТ
27. Ь пишется в неопределенной форме глаголов
на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на
–ЧЬ всегда.
Пытаться (что делать?), учится (что делает?),
беречь, стеречь.
28. Запятая в предложениях с однородными
членами.
Выпиши предложение. Обозначь
грамматическую основу предложения. Обозначь
однородные члены предложения и слово, от
которого они зависят. Выполни схему предложения.
Сильный ветер сорвал листья с
деревьев, разметал их по дороге.
29.Запятая в сложном предложении.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни
грамматические основы. Выполни схему
предложения. Подчеркни запятую.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом
седой..
Григорьева Валентина Алексеевна.
Учитель русского языка и литературы
высшей категории МОУ СОШ №10
«Успех», г. Самара.
Работа над ошибками как средство формирования правописной компетенции учащихся.
При организации работы над орфографическими и пунктуационными ошибками очень важны дифференцированный подход и умение учащихся самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях.
Уже в 5-ом классе учитель должен дать ребятам две памятки:
- Как работать над орфографическими ошибками:
- Выписать слово с орфографической ошибкой, графически выделить орфограмму и кратко объяснить ее письменно.
- Записать три примера на это правило с графическим обозначением орфограммы в каждом слове.
- Обязательно придумать и записать свое собственное предложение с этим словом. Орфограмма в слове выделяется графически.
- Как работать над пунктуационными ошибками:
- Выписать предложение, в котором допущена ошибка. Подчеркнуть правильно поставленный знак препинания. Если нужно, составить схему предложения.
- Кратко объяснить письменно, почему нужен именно этот знак препинания.
- Придумать собственное предложение с этой пунктограммой.
Применяя эти памятки, при работе над ошибкой ученик совершает несколько мыслительных операций, что позволяет ему прочно восполнить пробел в знаниях. Одновременно происходит и развитие речи учащихся, так как надо требовать, чтобы предложения, придуманные ими, были образными, разнообразными по синтаксическим конструкциям.
Чтобы и сильные, и особенно, слабые учащиеся могли успешно выполнить работу над ошибками по данным памяткам, при проверке диагностической работы, контрольного диктанта, сочинения или изложения надо не просто подчеркнуть ошибку, но вместе с ее условным обозначением вынести на поля работы номер орфограммы или пунктограммы, указать, учебник какого класса надо использовать при работе над ней.
К 9-ому классу не у всех учащихся имеются учебники за предыдущие годы обучения. Если работа над ошибками проводится на уроке, сложно эти книги иметь на парте, много времени уходит на поиски нужной страницы с правилом.
Из этого положение найден очень простой выход: из старых учебников сделаны карточки, на которых находится само правило и простейшее упражнение на его закрепление. Надо вложить эти карточки в тетради учеников, чтобы они могли справиться с работой над ошибками самостоятельно, без помощи учителя.
Сильным учащимся предложить дополнительные карточки для домашней работы из «Дидактического материала» (к каждому учебнику разработан специалистами такой материал). Это позволяет им не только ликвидировать пробелы в знаниях, но и сделать их глубокими, прочными.
На первый взгляд, вышеизложенная система работы над ошибками очень проста и доступна. Это действительно так, если иметь ввиду ее теоретическую сторону. Сложность заключается в том, что в ее применение надо вложить много систематического труда. В первые годы работы приходилось огромное время тратить на ведение тетрадей, в которых фиксировались ошибки учеников и номера карточек, выполненных ими на закрепление орфограмм. Но после того как МОУ СОШ №10 «Успех» включилась в мониторинговые исследования по системе Н.Н. Решетникова, учитель стал иметь одну диагностическую карту на весь класс, где отражены пробелы в знаниях каждого ученика, и необходимость в этих тетрадях отпала. Благодаря диагностической карте учителю, чтобы качественно подготовить урок работы над ошибками, стало требоваться в два раза меньше времени.
В этой статье излагается еще один эффективно зарекомендовавший себя на практике вариант работы над ошибками. В ней содержатся и оригинальные пути решения проблемы, и опора на достижения последних лет в современной методике преподавания русского языка.
Литература
1. Баринова Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. – М.: «Просвещение», 1974.
2. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников. – «Вопросы психологии», 1969. №2.
3. Кудрявцева С.В., Серова Г.Л. Организация и проведение мониторинговых исследований качества обучения по математике и русскому языку. Самара. Изд-во СИПКРО, 1998.
4. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2001.
Предмет:
Русский
язык
Тип
урока: закрепление и обобщение знаний
Форма работы учащихся:
групповая .
Оборудование: карточки,
компьютер, проектор.
Тема: Работа над ошибками диктанта
Цель:
выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить
изученные орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм.
Планируемые результаты:
Предметные:
научится:
- применять правила правописания;
- проверять собственный и предложенный
тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
получит возможность
научиться:
- осознавать место возможного
возникновения орфографической ошибки; - подбирать примеры с определенной
орфограммой - предупреждать возможность появления
орфографической ошибки; - при работе над ошибками осознавать
причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить ее в последующих письменных работах.
Метапредметные (УУД)
- овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным; - формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; - готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные
- принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
- формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Текст диктанта:
Летучая мышь.
Мы
открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь
спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот
погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они
легко ищут добычу в ночной тиши.
Учёные
пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте.
Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь спит, тончайший звук доходит до преграды и
идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (74 слова)
- Выпишите
три словосочетания с именами существительными, определите, род, число,
падеж. - Спишите
предложение, заменяя слова в скобках на родительный падеж.
Яна
купила пару (ботинки) и две пары (чулки).
- Найдите
слова с орфограммой мягкий знак у существительных, оканчивающихся на
шипяший.
Структура и ход урока
№ |
Этап |
Название |
Деятельность |
Деятельность |
Время |
1 |
Подготовка к |
1 слайд. |
Сегодня Вы будете 5. В своей работе вы можете |
2минуты |
|
2 |
Целеполагание, |
Когда все возможные ответы озвучены, на экране появляется 2 слайд. предложенные действия представлены в виде кластера. Данный алгоритм появляется на экране. В кластере рядом с действие мы видим порядковый номер действия. Для сохранения информации можно вывесить данный линейный алгоритм на доске. Слайд 3 |
-Ребята, мы -Попробуйте расположить выбранные нами действия в том порядке, как следует работать над ошибкой. —Думаю, что если следовать этому алгоритму, то можно будет справиться с ошибками. Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Диктант написан, отметки Сегодня нам предстоит разобраться, почему ученик допустил ошибку, поработать над своими ошибками, исправить их. Это и будет основной целью нашей работы. Повторите цель урока другу |
Мозговой штурм: Что (найти, увидеть, распознать, исправить, запомнить) Составление алгоритма работы над ошибкой: Дети предлагают порядок расположения действий. Алгоритм работы над ошибкой: 1: увидеть, найти; 2: распознать; 3: исправить; 4: Дети высказывают Повторение цели |
5 минут |
3 |
Работа над 1 |
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
Карточка-таблица 1 Выписать из текста диктанта слова на указанные правила. — Внимание. Сейчас руководители группы поменяются — Проверьте работу ваших соседей. Исправьте ошибки, если им отметку за выполнение работы. — Внимание, по моему сигналу вы меняетесь карточками в обратном направлении. — Сейчас вы видите отметки своих соседей. У вас есть возможность — Что у вас получилось? Не получилось? |
Руководители группы) приглашаются к учителю. Он тихо проговаривает им задание. Дети возвращаются в свои группы и рассказывают задание. По работе в группе сразу становится видно, то, как представитель объяснил суть задания. По сигналу учителя группа заканчивает работу над заполнением карточки. Дети должны проанализировать как можно больше слов и предложений диктанта, с целью нахождения в них указанных орфограмм. Время ограниченно. Ученики должны быстро договориться о том, кто будет вести запись, как они будут искать слова. От этого зависит результат работы группы. Учитель в эту деятельность не вмешивается, на вопросы по выполнению задания не |
|
задание 2 |
Слайд 7 |
— Следующее задание: выберите из текста диктанта самое — |
Дети выбирают из текста диктанта самые трудные слова. В этот момент они анализируют слова, учатся договариваться между собой, ищут доказательства трудности написания, выбирают выступающего. Все выбранные слова записываются на отдельных листках, крупно, маркером или фломастером. Представители групп комментируют свой выбор. Если слова повторяются, то объяснять их необходимо один раз, чтобы не затягивать время |
3 минуты 3 минуты 1 минута |
|
Задание 3 |
Слайд 8 |
-Следующая ваша задача исправить ошибки в тексте диктанта. Будьте — будет Проверьте показаны — |
Учащиеся получили карточку с диктантом, в котором есть орфографические и пунктуационные ошибки. Данные ошибки были самыми распространенными в диктанте. Они должны обнаружить и исправить Учащиеся осуществляют действие самоконтроля по экрану. В ходе проверки, допущенные ошибки поясняются: где допущена ошибка, почему допущена ошибка, как проверить (по |
3 минуты 3 минуты |
|
4 |
Рефлексия. |
Слайд 9 |
— диктант правописания. слова исправляли Пришло на раздаю тетради с выполненной работой. — которые внимание? — работу Работу используя над Памятка раздается ученикам вместе с работой. — — Какие Как |
Учащиеся просматривают свою работу. Анализ собственных ошибок. Разбор домашнего задания. Анализ собственной деятельности. Рефлексия. |
5 минут |
Приложения к данному уроку:
·
Презентация
«Работа над ошибками». Навигация – по щелчку.
·
Таблица
(1 задание).
·
Текст
диктанта (3 задание).
·
Памятка
для домашнего задания.
Приложения:
Таблица (к
1 заданию)
Номер
группы________ Проверка __________ Самопроверка___________
Безуд. |
Словарные |
Непроиз. |
Однородные |
Текст (к 3 заданию)
Веселая птичка*.
На ступила поздняя осень.
Лес покрылся зелёной листвой. Над высоким обрывом весело засохшее дерево.
Сколько лет этому старику. К нему подлетела весёлая птичка. Это чиж. Он
поседел, огледелся. Вот он спорхнул сел на сук ближнего дерева и радосно
зачерикал.
В хвойном лису у чижа
есть маленькое уютное гнёздышко. Там пять крошечных чижат. Весной слышна
весёлая песня чижыка. Он очень похож на воробья. Это защитник наших лесов.
Памятка (для домашнего задания)
«Советы» для удачной работы над ошибками.
Перед началом работы над
ошибками, познакомься с «Советами».
1.
Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты
легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён:
«Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!»). Заполни
таблицу.
2.
Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем
уверен, хотя правило вроде бы знаешь…
Обратись к учебнику,
повтори правило и выполни задание в таблице.
3. Есть
слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти
не можешь:
а) Обратись к
Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь
заполнить таблицу, объяснить допущенную ошибку — обратись к учителю или
родителям!
Слово |
Если |
Название |
Другие |
Формирование регулятивных действий при работе над ошибками
на уроках русского языка.
Дементьева Ирина Викторовна –
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №4 г.Сыктывкара РК
Повышение грамотности путем выработки навыка орфографической зоркости – одна из наиболее важных актуальных задач в обучении русскому языку. На каждом уроке учитель русского языка сталкивается с различными видами ошибок, с необходимостью их исправления.
Как показывает моя многолетняя педагогическая практика, заинтересованность только одного учителя в работе над ошибками малоэффективна. Необходимо сформировать в учащихся не только понимание важности правильной речи, но навыки корректировки собственных письменных текстов в соответствии с нормативными требованиями. Этому будет способствовать целенаправленная работа учащихся на протяжении учебных лет над собственными ошибками, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельная. Таким образом, речь идет о формировании регулятивных действий учащихся при работе над ошибками.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
-
целеполагание — постановка учащимся самостоятельно учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено им, и того, что ему еще неизвестно;
-
планирование — составление плана и последовательности действий для достижения положительного результата;
-
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения учащимся знаний;
-
контроль — сравнение способа действия и его результата с заданным учителем эталоном с целью обнаружения собственных ошибок, т.е. отклонений и отличий от эталона;
-
коррекция — внесение учащимся необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения оптимального результата;
-
оценка — осознание учащимся того, что им уже усвоено и что еще необходимо усвоить, а также осознание уровня качества усвоения;
-
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.
Формирование и развитие регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: при работе в парах, группе, при выполнении различного рода творческих заданий, в том числе в работе над ошибками. В процессе обучения учащийся учится ставить перед собой конкретную цель, планировать свою деятельность, учится оценивать степень трудности выполнения учебной задачи, находить пути решения, затем выбирать оптимальные решения и оценивать собственные результаты, соотнося их с предложенным эталоном, учится корректировать при необходимости свою работу.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками также воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. Эффективность работы над ошибками в условиях класса учащихся разного уровня усвоения учебного материала зависит от:
-
систематичности её проведения;
-
разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм;
-
от максимальной для данной категории детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний;
Работа над ошибками традиционно проводится после контрольных работ по изученной теме или целого раздела, а также после каждого диктанта, изложения и сочинения. Во время проверки работы необходимо провести классификацию допущенных учащимися ошибок, занося их количество в диагностическую карту (Приложение №1). Для каждого класса в соответствии с результатами контрольной работы создаю выборочную диагностическую карту на основе приведенной.
Таким образом, ориентируясь на проведенный анализ контрольного диктанта, сочинения, изложения, предварительно отбираю для фронтальной работы с классом слова, которые вызвали затруднения у большинства детей при выполнении контрольной работы (диктанта, сочинения, изложения).
Урок работы над ошибками.
Этап 1. Целеполагание. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Это процесс выбора и реального определения цели (идеальный образ будущего результата деятельности); совместной работы учащихся и учителя по постановке цели, планированию деятельности, выбору содержания деятельности и определению критериев результативности.
Учитель в современных условиях преподавания ФГОС должен не транслировать свою цель, а создать условия для вовлечения каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь когда ученик осознает смысл поставленной перед ним учебной задачи, только тогда он воспринимает ее как лично для него значимую, и в итоге его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Ученик благодаря своей внутренней мотивации ставит перед собой цель: познать, понять, найти и доказать.
Выделяют три уровня реализации целеполагания:
-
Традиционный, когда учитель сам объявляет цель урока
-
Совместный, когда учащиеся совместно с педагогом формулируют одну цель, общую для всех.
-
Личностный, когда ученик самостоятельно и осознанно определяет свою цель
Урок работы над ошибками предполагает как совместный, так и личностный уровень целеполагания. При условии, когда учитель предлагает детям самостоятельно сформулировать цель урока, тем самым ставит их в активную позицию, формируя универсальное умение целеполагания.
Начало урока над ошибками — это совместный поиск ответа на вопрос: «Для чего необходимо знать (уметь)….? Варианты активации: к доске вызывается ученик, который записывает под диктовку несколько слов из диктанта, в которых данный ученик допустил ошибки (подбираются слова с типичными для этого диктанта ошибками). Предлагаю классу проверить правильность написания слов: «У кого из вас допущены такие же ошибки? Кто вспомнил, в какой работе мы писали эти слова? Так чему будет посвящен сегодняшний урок?» После наводящих вопросов учителя учащиеся легко формулируют цель урока, тем самым мотивируя свою дальнейшую деятельность. Сильные учащиеся смогут сформулировать собственные цели предстоящего урока, ориентируясь на допущенные ошибки в своих контрольных работах.
Этап 2. Следующий этап урока – планирование – начинаю с ряда вопросов учащимся: «Что и как нужно сделать, чтобы получить правильный ответ?», «Как это будем делать?»
Для успешной работы над ошибками предлагаю учащимся 5 класса создать памятку. С помощью моих наводящих вопросов дети приходят к ее созданию. Вот пример подобной памятки:
КАК РАБОТАТЬ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ:
1. Выписать слово с орфографической ошибкой. Графически выделить орфограмму.
2. Записать три примера на это правило с графическим обозначением орфограммы в каждом слове.
3. Придумать и записать свои собственные предложения с этим словом. Графически выделить орфограмму.
Этап 3. Этап прогнозирования происходит перед началом работы: «Как ты думаешь, какой результат может получиться?», «Достаточно ли знать …..для выполнения этого задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?». Обсудив возможные пути решения проблемы, ученики приступают к работе, применяют алгоритм памятки на практике.
Этап 4. Начинается осуществление учебных действий учащимися. В процессе работы с использованием этой простой, на первый взгляд, памятки ученик одновременно совершает несколько мыслительных операций, что способствует закреплению навыка по использованию правила. При выполнении третьего пункта памятки развивается речь учащегося. Необходимо требовать от ребят, чтобы их предложения были различными по синтаксическим конструкциям. Например, дети охотно создают предложения на самые различные темы, которые непосредственно их касаются: «Моя семья», «Вид из моего окна», «Мое любимое время года» и т.д. Можно усложнить задание, предложив использовать художественные средства выразительности.
Этап 5. Групповая работа
Также полезно провести групповую работу над ошибками. После изученной темы каждый учащийся должен составить словарный диктант «Мои ошибки» по итогам выполненных и проверенных учителем домашних работ. На уроке повторения изученной темы класс делится на группы по 4 человека. Участники групп обмениваются своими словарными диктантами, классифицируют часто встречающиеся ошибки по орфограммам, записывают их в таблицу, заранее подготовленную учителем для слабых групп. Группы сильных учащихся самостоятельно заполняют таблицу, определяя перечень орфограмм. Для этой цели также можно использовать диагностические карты. Далее представитель каждой группы озвучивает результаты работы своей группы, которые фиксируются на доске. Совместно с учителем делается обобщение наблюдений, создается алгоритм действий по предупреждению подобных ошибок. Затем можно провести небольшой тест или дать практическое задание на выявление степени усвоения данного учебного материала.
Этап 6. Далее проводятся взаимопроверка и взаимооценивание групп, т.е. этап контроля и самоконтроля. Примерные вопросы к учащимся: «Все согласны с мнением одноклассника? Если «нет», докажите свое мнение», «Прав ли он? Приведи в пример правило», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Проверил по словарю?», «Поменяйтесь тетрадями, найдите друг у друга ошибки» и т.п.
Групповая работа используется для того, чтобы научить детей разговаривать, научить их думать, мыслить, слушать и слышать. Использование групповой работы вызвало интерес учащихся к предмету, постепенно повысился их уровень знаний, ребята научились критически мыслить, научились самооцениванию и взаимооцениванию, расширился круг знаний учащихся. Дети научились не только работать вместе, дружно, но и было привлечено внимание к работе слабых детей, а сильные дети смогли проявить творчество и фантазию.
Такая работа дает возможность обучить ребят планировать учебное сотрудничество (коммуникативное УУД), а также формирует у учащихся умение предвосхищать результаты своих действий и прогнозировать возможные пути предупреждения ошибки (регулятивные УУД).
Этап 7. Рефлексия. В конце урока работы над ошибками необходимо подвести его итог. Учащиеся отчитываются за проделанную работу индивидуально или от лица группы, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится групповая рефлексия на уроке.
— Чему научились на уроке?
-
Что же такое орфограмма?
-
Что интересного вы узнали о …..?
-
Какую роль играют ….. .?
-
Кто остался доволен своей работой?
-
За что вы себя можете похвалить?
Выставление оценок за урок.
Также можно использовать индивидуальную форму рефлексии: самооценивание учащихся с помощью дескрипторов (листы самооценивания). Для ученика основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. «Самореализация» — умение выявить свои способности, талант, дать себе верную оценку и достигнуть самовыражения, умение реализовать свои способности. Лист самооценивания можно оформить на одном листе с диагностической картой в виде небольшой отдельной таблицы:
да |
нет |
||
1. |
Я чисто и аккуратно пишу в тетради |
||
2. |
Я рассказал правило |
||
3. |
Я подбирал однокоренные слова |
||
4. |
Я разобрал слово по частям |
||
5. |
Я помогал своей группе |
||
6. |
Допиши предложения: Я узнал… Я научился …. Я попробую… Теперь я могу… |
Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность, помогает ученикам осмыслить полученные результаты, наметить цели будущей работы.
Анализируя уроки работы над ошибками, я увидела преимущества группового обучения: приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.), таким образом, формируется мотивация учения и обучения. Работа в группе помогает ребенку не только учиться, но и проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса, воспитывается взаимоуважение, меняются отношения ко всему, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения, устанавливается психологический комфорт в коллективе. Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи, которая воспитывает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища, кроме того, между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
В заключение хочется отметить, что самое важное в работе над ошибками — добиться того, чтобы учащиеся осмысленно стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
Приложение.
Диагностическая карта ошибок
Ученик_________________________Класс___________
Орфография |
||||||
1 |
Проверяемые безударные гласные и согласные в корне | |||||
2 |
Непроверяемые безударные гласные и согласные в корне | |||||
3 |
Буквы И, А, У после шипящих | |||||
4 |
Разделительные Ь и Ъ | |||||
5 |
Разделительное написание предлогов с другими словами | |||||
6 |
Употребление и неупотребление Ь на конце шипящих | |||||
7 |
Употребление и неупотребление Ь для обозначения мягкости согласных | |||||
8 |
Гласные и согласные в приставках; -З и -С на конце приставок | |||||
9 |
Буквы О-А в корнях с чередованием | |||||
10 |
Буквы Е-И в корнях с чередованием | |||||
11 |
Буквы О-Е после шипящих в корне слова | |||||
12 |
Буквы Ы-И после Ц | |||||
13 |
Большая буква и кавычки в именах собственных | |||||
14 |
Соединительные гласные в сложных словах | |||||
15 |
Буквы Е-И в падежных окончаниях имен сущ-х | |||||
16 |
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окон. и суфф. существ. и прилаг. | |||||
17 |
Безударные гласные в окончаниях прилаг-х (причастий с 7 класса) | |||||
18 |
НЕ с глаголами (деепричастиями с 7 класса) | |||||
19 |
-ться, -тся в глаголах | |||||
20 |
Правописание окончаний глаг. 1 и 2 спряжения | |||||
21 |
Гласные в приставках пре-, при- | |||||
22 |
НЕ с сущ-ми, прил-ми, причастиями, наречиями | |||||
23 |
Суффикс –чик-, -щик- | |||||
24 |
Гласные в суфф. существительных –ек- и –ик- | |||||
25 |
-Н- и –НН- в суфф. прил., прич., отглаг. прил., наречий | |||||
26 |
Правописание числительных | |||||
27 |
НЕ и НИ в местоимениях и наречиях | |||||
28 |
Гласные в суфф. прил., глаголов –ова-(-ева-); –ива- (-ыва-) | |||||
29 |
Гласные в суфф. действит. и страдат. причаст. настоящего времени | |||||
30 |
Гласные перед -Н- и –НН- в страдат. прич. и отглагольн. прил-х | |||||
31 |
Слитное, раздельное, написание через дефис | |||||
32 |
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | |||||
33 |
Ь после шипящих на конце наречий | |||||
34 |
О-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- | |||||
35 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов | |||||
36 |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | |||||
ПУНКТУАЦИЯ | ||||||
1 |
Запятая между однородными членами | |||||
2 |
Запятая между частями сложного предложения | |||||
3 |
Запятая при обращении и при междометии | |||||
4 |
Знаки препинания при прямой речи и диалоге | |||||
5 |
Запятая при причастном обороте | |||||
6 |
Запятая при дееприч. обороте и одиночном деепричастии | |||||
7 |
Тире между подлежащим и сказуемым | |||||
8 |
Тире в неполном предложении | |||||
9 |
Пунктуация в БСП |
20
Каждый раздел русского языка как учебного предмета представляет определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Цель моей статьи – проследить их на примере работы с пунктуационными нормами.
По оценке ФИПИ, результаты ЕГЭ и ОГЭ свидетельствуют о недостаточной сформированности аналитических умений у значительной части выпускников, и этот недостаток ярко проявляется при выполнении заданий, связанных с пунктуационными нормами. При этом уровень сложности заданий оценивается как базовый, а результат не оправдывает ожиданий. Почему так происходит?
Возможно, причина в том, что при работе над пунктуационными нормами мы не уделяем должного внимания тому, как формируются у ребят универсальные учебные действия – особенно те из них, что отвечают за логические операции и работу со знаково-символическими средствами. Все они относятся к группе познавательных УД и позволяют учащимся самостоятельно (что и требуют условия государственного экзамена) справляться с поставленными задачами.
Пунктуация как раздел лингвистики систематически начинает изучаться в 8 классе. При этом с ситуациями, где требуется использование знаний о правил пунктуации, ученик начинает сталкиваться намного раньше – уже с 5 класса: диктанты, изложения, сочинения. Если не работать с пунктуационными нормами с 5 класса, какое сложится к ним отношение? («Ерунда», «пол-ошибки»). Поздно рассчитывать на формирование пунктуационных навыков в 8, 9 классах – работа должна проводиться уже с 5 класса.
Вроде бы всё ясно: есть задания в упражнениях (например, «вставь недостающие знаки»). Мы периодически устраиваем уроки повторения пунктуации. Но удаётся ли нам заложить представление о главном принципе русской пунктуации – грамматическом? А главное, формируются ли у ребят необходимые для самостоятельного решения задач учебные действия? Как построить работу, чтобы их формирование не затерялось, не помешало в работе над другими разделами школьного курса? Нужны формы, которые позволили бы оперативно контролировать и корректировать этот процесс. Нужна такая работа над основными понятиями начиная с 5 класса, которая бы учитывала формирование тех учебных действий учащихся, что отвечают за успешность процесса.
Итак, работа над пунктуацией начинается с 5-го класса. Что же мы имеем? С каким багажом знаний по пунктуации приходят к нам дети? Какие УД у них сформированы?
ПО ФГОС выпускник начальной школы научится:
Содержательная линия «Система языка». Раздел «Синтаксис»:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Мы должны ясно понимать, что именно в 5 классе закладываются представления о пунктуации, её принципах. Выпускники начальной школы владеют минимальным набором знаний, минимальным набором инструментов для пунктуационного анализа (представление о подлежащем и сказуемом). Складывается «забавная» ситуация: многие выпускники начальной школы твёрдо убеждены, что знаки препинания ставятся «по интонации» (по аналогии со знаками конца предложения).
Поэтому наша задача – не только обеспечить их знаниями, но и научить их осуществлять анализ и синтез предложенных объектов, сравнивать, классифицировать их по предложенным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).
Что же предлагается нам программой в 5 классе?
Я опираюсь на программу под редакцией В.В.Бабайцевой. В начале учебного года (на 6-й неделе) в рамках «Вводного курса» начинается работа над разделами «Синтаксис» и «Пунктуация». Курс рассчитан на 40 часов (около 7 недель). Сравните объём знаний и умений с тем, что предлагается для выпускника начальной школы:
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Умения и навыки:
различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске;
использовать повествовательные и вопросительные предложения (как пункты плана высказывания);
находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого именем существительным в именительном падеже или прилагательным), а также грамматическую основу односоставного предложения (в наиболее ясных случаях);
отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;
совершенствовать текст, устраняя неоправданное повторение одних и тех же слов в роли главных или второстепенных членов предложения (за счет использования предложений с однородными членами и сложных предложений);
производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
применять изученные правила пунктуации при письме.
В программе не прописаны УУД учащихся, но мы с вами можем понять, что, в первую очередь, нужно научить пятиклассников действиям со знаково-символической системой, моделированию, составлению схем, осуществлению анализа и синтеза. Т.е. кроме передачи знаний, мы должны отвечать за создание условий, в которых формируются УУД – источник будущей самостоятельности ребёнка, основа его языковой компетенции.
Колоссальная работа! За 40 часов! Практически «с нуля».
Мало того, мы должны так построить работу с учебным материалом, чтобы «не потерять» эти знания на протяжении 5-го, 6-го, 7-го класса – вплоть до 8-го, когда мы вновь обращаемся к изучению синтаксиса и пунктуации.
На мой взгляд, недостаточно рассчитывать только на упражнения учебника. В них внимание ребят привлечено, в первую очередь, к решению других учебных задач: по орфографии, морфологии и т.д.
Для себя я нашла выход в следующей форме работы.
Форма упражнения:
С 5 по 11 класс я регулярно предлагаю детям особые карточки. В них от 3-х до 7 предложений, которые надо проанализировать и по результатам анализа вставить пропущенные знаки. Обязательно – использование графических решений или схем. Т.е. подчёркиваем члены предложения, отвечающие за знаки, рисуем, если надо, схемы. На листе А-4 умещается от 5 до 7 карточек. Интервал – 1,5. А вот размер шрифта может быть и 10-11.
Образец (5 класса – І полугодие):
Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Капли дождя застучали и зашлепали по листьям.
Разве в саду расцвели розы?
По бокам дорожки растет сирень и в самой глуши сада стоит беседка.
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
Тонкие камыши стояли неподвижно и дремали под луной.
Леса луга ручьи и речки дарили мне вдохновение.
Падающий снег закрыл все предметы и белой шубой одел землю.
Одинокая капля дождя упала на воду и от неё пошли тонкие круги.
Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
Приезжайте к нам в гости приглашали ребята.
Кто так громко кричит спросил дедушка.
Гол закричали на трибуне болельщики.
Бабушка спросила кто пришел
Из-за двери раздался суровый голос заходи Сидоров
Расставьте недостающие знаки, объясните их выбор.
Леса огромное наследие которое дано нам природой.
Ох сколько погибает деревьев в лесах за один только день!
Каждый год беднеют умирают богатства природы леса реки озёра и поля.
Почему лес ты так горестно взмахиваешь своими ветвями
Природа конечно нуждается в помощи людей тогда она отблагодарит человечество в будущем.
Живую красоту природы в человеческой жизни нельзя ничем заменить уверяла Светлана Ивановна.
Значение
Карточка содержит только пунктуационные задачи и контролирует, корректирует формирование знаково-символических действий, навыки моделирования, действия анализа и синтеза – т.е. УУД.
Как работать с карточкой?
Важно, чтобы работа с данным упражнением не занимала более 5-7 минут, а оценка носила игровой или соревновательный характер. Т.е. формировалась бы «ситуация успеха».
В 5 классе в начале работы я предлагаю сдавать карточки на проверку только тем, кто уверен «на 5», потому что для ребят, столкнувшихся с новыми знаниями, новыми действиями, невероятно важна установка на успех их деятельности.
Карточки, как правило, использую в начале урока (сразу после орг. момента), чтобы «не зависеть» от его темы и помочь ребятам «войти» в рабочее состояние через стимулирующую игру, соревнование.
3–4 минуты ребята работают самостоятельно. Далее следует обязательная проверка, проговаривание и объяснение решения. Если за карточку предполагается выставить оценку – то прошу ребят обменяться листочками (этот приём формирует доверительные взаимоотношения с классом, учениками), но можно воспользоваться и проектором для проверки. Главное, чтобы сразу выявить ошибки и распознать их причины: недостаток знаний или нарушение алгоритма действия.
Обычно мы работаем в парах: обмениваемся карточками для взаимопроверки. Один ученик проговаривает свой вариант расстановки знаков, остальные – проверяют. При этом использую речевые формулы, которые стимулируют оценочную работу учащихся: «Кто согласен с Андреем? Кто считает иначе?» Ученики обязательно рассказывают, почему они поставили тот или иной знак, т.е. проводят пунктуационный анализ и проговаривают свои действия.
Возможны другие формы проверки: групповая, парная. Но даже когда карточки собираются для проверки учителем, проговариваем решения – для формирования действий самоконтроля и самооценки – регулятивных УУД.
Вы видите, что проверяются не только знания, но и действия ученика, а это, пожалуй, даже важнее на первых порах.
Частота
В первом полугодии 5 класса использую карточки 2-3 раза в неделю. Во втором – 1-2 раза, но обязательно. В 6-9 классах – 1-2 раза в неделю обязательно.
Карточка помогает как отработать определённые правила, так и провести работу над типичными ошибками учащихся.
Материал
Для создания карточек использую пособия С.А.Громова («Московский лицей»), Г.И.Блинова и др. (Просвещение), Н.Г.Ткаченко (Айрис), Т.М. Фалиной (Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС) и т.д.
Чтобы быстрее набрать необходимый материал для составления карточек, прошу «помощников» из числа ребят составить задания для одноклассников, оговорив тему, а главное – количество слов в предложении. Можно устроить конкурс на самую «интересную» или «трудную» карточку. Можно организовать работу над проектом – составить карточки по определённым темам.
Системность
5 класс, сентябрь. Уже с первых недель ведётся работа с карточками. Во-первых, проверяем, как дети умеют находить подлежащее и сказуемое, контролируем работу со знаково-символической системой. Можно предложить ребятам примеры с разными способами выражения подлежащего. На примере знакомых с начальной школы однородных членов попытаться понять роль запятых (разделительная функция), попытаться (на первых порах – эмпирически) понять законы появления запятой.
К началу «Вводного курса» ребята должны освоиться в работе со знаково-символической системой, осознать необходимость действий анализа и синтеза при постановке знаков препинания. Только тогда будет успешной работа над предложенными программой темами.
В 6-м и 7-м классе карточки служат больше средством отработки известных пунктуационных норм и УД. Можно увеличивать количество слов в предложении, усложнять его структуру и т.д.
Итак, подобная форма работы помогает не только закрепить нормы пунктуации, скорректировать работу над ошибками, но и сформировать УУД учащихся (логические действия анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, развитие знаково-символических действий, развитие «языкового чутья»). Следовательно, определённая система работы, правильно расставленные акценты – залог успешной работы над формированием языковой компетенции учащихся.