Конспект урока по русскому языку
Тема урока. Подробное изложение повествовательного текста
Цель урока. Способствовать развитию умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
Тип урока: Развитие знаний и способов и способов действий.
Планируемые результаты: дети получат возможность научиться писать подробные изложения, передовая при этом содержание прочитанного – последовательно, грамотно, используя разнообразную лексику.
Формируемые УУД:
личностные – дети обогатят себя новым жизненным опытом на основе содержания текста;
регулятивные – продолжат учиться определять тему урока, цель своей деятельности, оценивать результаты проделанной работы;
познавательные- будут участвовать в анализе и синтезе прочитанного произведения, делать выводы и обобщения;
коммуникативные — будут учиться извлекать из текста всю информацию передавать свои мысли в устной и письменной форме.
Ход урока
1. Организационный момент.
— С добрым утром, начат день, первым делом гоним лень. На уроке не зевать, всем работать, отвечать. — Здравствуйте ребята, садитесь!
-Откройте тетради, отступите 2 строки, запишите число, классная работа. Сегодня у нас: « Двадцать пятое февраля, на следующей строке пишем: « Классная работа», обратите внимание на орфограммы.
2.Целевая установка.
Зашифр.слово) -Посмотрите на доску .(ИЛОЗЖЕИНЕ) -Если вы расставите эти буквы в том порядке, как указывают цифры над ними, то узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. -Кто готов дать ответ? -Что значит писать изложение, как вы думаете? -Запишите посередине строки это слово.( Письменно пересказ текст)
-Да, изложение-это письменный пересказ текста. -Мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Г Скребицкого. -Вот его портрет.
3.Подготовка к изложению.
-Читать текст буду я, а вы меня внимательно слушайте.
На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки. Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях. Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог. Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.
О ком текст?
На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.
Куда и как лось шёл?
Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.
Зачем лось шёл к берёзам и в чащу?
Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог.
-Давайте озаглавим текст.
-Прочитайте глазками 1 абзац текста. Давайте пересскажем его, составим план .
План
1. Лось на поляне.
2. Лось сбрасывает рог.
3. Избавление от второго рога.
4. Лось с весной здоровается.
Лексическая подготовка Огромный чутко прислушался зашагал отвалился медленно пошёл тяжёлый головной убор большой внимательно направился упал побрёл неудобные рога
Пунктуационная подготовка. Прочитайте предложения. Объясните постановку запятых. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.
4.Работа в парах
Пересказ по плану. 1. На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.
2. Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях. Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог.
3. Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.
5.Самостоятельная работа План 1. Лось на поляне. (огромный, чутко прислушался, зашагал) 2. Лось сбрасывает рога (зашагал, странно поматывал, не обошёл, полез, отвалился и застрял) 3. Лось с весной здоровается. (сбрасывает, головной убор, ломает, здоровается)
6.Проверка изложения.
Проверьте, ясно ли вы передали мысли, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова были употреблены удачно. Выделены ли части текста. Проверьте орфограммы. Проверьте знаки препинания.
Тема: Анализ и работа над ошибками в изложении.
Тип урока: коррекция знаний и способов действий
Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в изложении
Задачи урока:
Образовательные:
— закреплять изученное;
— определять тему текста;
— повторить словарные слова;
— повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.
Развивающие:
— развивать устную и письменную речь;
— развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
— развивать внимание и память учащихся.
Воспитывающие:
— воспитывать нравственные качества;
— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Универсальные учебные действия
Регулятивные:
1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.
3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные:
1. Умение структурировать знания.
2. Постановка и формулирование проблемы.
3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2. Владение устной речью.
3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
— осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
— уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственного текста;
— уметь проверять написанное.
2. Личностные:
— проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;
— осознавать языка как основного средства общения между людьми;
— участвовать в творческом, созидательном процессе.
3. Метапредметные:
— составлять план урока, оценивать свою работу на уроке;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Ресурсы:
Основные: учебник УМК «РИТМ»
Дополнительные: презентация
Ход урока.
Этап урока, виды работ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I.Организационный этап Приветствие Проверка готовности к уроку Мотивация к деятельности |
Здравствуйте, ребяа! Проверьте пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш. Добрую сказку помню я с детства, Посмотрите на доску. (слайд 2. На нём написана пословица) — Прочтите пословицу — Как вы понимаете пословицу? — Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке? — Тогда давайте начинать. Нас ждёт много интересных заданий. |
Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Так, что даже для небольшого дела нужно потрудиться |
Р3 |
II.Постановка цели и задач урока |
Ребята, вчера вы писали изложение. Я увидела много хороших работ. Вы меня порадовали, но были допущены некоторые ошибки. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты? Итак, чем же мы сегодня будем заниматься? |
Работу над ошибками Делать работу над ошибками в изложении |
К2 |
Р2, К3 |
|||
III.Работа над ошибками
|
Ну что ж, работы класс написал хорошо. Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы. Ребята, вам раздали тетради. Пожалуйста, откройте свои работы, посмотрите их и поднимите руки те, у кого есть ошибки в словах с безударными гласными (вызываю к доске одного ученика) — Какое проверочное слово? — Запиши правильно и через тире проверочное слово. Выдели орфограмму в слове. — безударные гласные: рождения, подарили, тяжело, началась, война, находить, заминировали, обнаружить, служил — парные согласные: — написание приставок: отвёл, покрылось, отступая, заминировали, смогла. — написание словарных слов: щенок, собака, пошёл. — написание слов с большой буквы: Коля, Джульбарс. — написание предлогов: с собакой, в школу. Теперь давайте повторим: — В каких случаях слова пишутся с большой буквы? — Как пишутся предлоги и следующее за ним слово? — С какой буквы начинается предложение? — Что ставится в конце предложения? |
Образец: Рождения – родственник, подарили-подарок, тяжело – тяжесть, началась – начать, война – войны, находить -, заминировали – мина, обнаружил – наружу, служил – служивый Мороз — морозы Отвёл – вести, приставка от; покрылось – крыть, приставка по, отступая — , заминировали – мина, приставка за, смогла – могу, приставка с. Щенок, собака, пошёл С собакой, в школу Если это название чего-либо, имя собственное. Раздельно С заглавной. Точка. |
Р3, П3 |
IV.Физминутка |
Руки подняли и покачали — |
||
V.Закрепление изученного |
Откройте страницу восемьдесят вторую, упражнение пятьсот пятьдесят четвёртое. -Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — А как вы могли бы его озаглавить? — Найдите в тексте глаголы. Поставьте к ним вопрос. Определите их число. — Найдите слова с выделенными буквами — Объясните написание выделенных букв На доске вы видите стихотворение. Спишите его и укажите число глаголов (слайд 3. Написано стихотворение) Сосенка отошла к дороге, А мать — высокая сосна – Следит за дочкою с тревогой, Не заплуталась бы она. Зовёт — протягивает ветви… А ей соседки шелестят: — И любопытны ж эти детки, Увидеть сами всё хотят. |
О том, как и для чего работает трактор Для чего нужен трактор? Например: шли — что делали? Число множественное Издали — словарное слово, большого -словарное слово, стрекочет — проверочное слово стрёкот, железный — словарное слово, причёсывают — приставка при, под ударением пишется ё, мягкую — проверочное слово мягок, приготовить — приставка при. Отошла — единственное число, следит — единственное число, заплуталась — единственное, зовёт — единственное число, протягивает — единственное число, шелестят — множественное число, хотят — множественное число. |
П1 |
VI.Рефлексия Итог урока |
Ребята, на доске вы видите фразы, которые помогут вам выразить своё настроение и отношение к уроку. Пожалуйста, попробуйте составить своё мнение с этими предложениями. (слайд 4. Сегодня у меня получилось…, Я узнал, что…, Я умею…) |
Ученики, используя фразы, говорят о том, что у них получилось или вызвало затруднения. |
Р3, К2 |
VII. Информация о домашнем задании |
Дома вам нужно будет закрепить написание тех слов, которые мы сегодня разобрали. |
Записывают домашнее задание |
Р1 |
Урок
русского языка
Тема: «Урок развития
речи. Изложение по теме лось».
Класс: 3
Тип урока: урок открытия
нового знания.
Цель: умение способствовать
формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей,
подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием
тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.
Задачи:
Образовательная: формировать
умения составлять план изложения; передавать изложение близко к тексту.
Развивающая: развивать речевые
и коммуникативные умения; развивать память, мышление, зоркость, воображение;
уметь работать с текстом и находить ответы на вопросы.
Воспитательная: воспитывать
интерес к предмету, уважительное отношение к учителю и ученикам класса.
Планируемые результаты:
Предметные: умение осознавать
роль языка и речи в жизни людей; готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение
сохранять учебную цель; формировать последовательность учебных действий;
формирование умения контролировать и оценивать учебную деятельность.
Познавательные: умение
осуществлять анализ, строить логические размышления.
Коммуникативные: умение работать в
группе по правилам, слушать и понимать речь собеседника, уметь вести диалог
оформлять свои мысли в устную.
Личностные: учить пониманию
смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат;
формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать
собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему
решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою
деятельность.
Оборудование: учебник по
русскому языку УМК «Школа России» 3 класс 2 часть, рабочая тетрадь, ручка.
Ход
урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. |
Грамматика, Наука Учебник Всегда Она Плохое |
Эмоциональный |
Коммуникативные: |
2. |
— Чтобы Горбоносый, Великан Ест С Коль Встретить Знай, |
Размышлять Лось |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: |
3. |
Записываем А Анализ Вам -Как — Как вы — Где — Куда -Что — Что — Кто -Сколько |
Лось в как лось По К толстым Он Этот 3 — |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: |
4. |
1-я — Найдите — Какие — Какие — Кто 2-я Теперь Кто 3-я Теперь Как вы Прочитай 4-я Переходи Ребята Как вы Но перед |
Лось Поляна, Сложных Пересказывают Рог Как Впереди, Впереди, Пересказывают Лось Березняк, Сбросит Пересказывают Лось Сбрасывает, Тяжёлый Пересказывают |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: |
5. |
Пересказ Теперь Повторное Посмотрите Какие На этом |
Пересказывают повторяем Поляна, пересказывают Впереди, Березняк, Впереди, Сбросит Тяжёлый Березняк |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: |
Физкультминутка. |
А |
Повторяют |
Коммуникативные: |
6. |
Изложение. Лось. На Впереди Он Из Каждый Недаром |
Примерные |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: Личностные: |
7. |
-Откройте |
Записывают |
Коммуникативные: |
8. |
– Какой – Что – Как – Как Молодцы! |
Урок по Изложение С Оценивают |
Коммуникативные: Личностные: |
Урок 26. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, ДОПУЩЕННЫМИ В ИЗЛОЖЕНИИ
Цели:
развивать умение исправлять ошибки; учить редактировать текст.
Ход
урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение об общих
результатах работы.
III. Выделение типичных
ошибок.
IV. Редактирование текстов.
Замок
На
двери висит замок. (Кисти рук сложить в замок.)
Потянули (попытка
раскрыть замочек),
Покрутили
(Круговое движение
сложенными в замочек кистями рук),
Постучали (не раскрывая
замочка)
И открыли!
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа над упражнением
88.
2. На доске записаны группы слов:
Листва падать жёлтая
деревья.
Мои друзья всегда могут мне
помочь.
Целый день моросил тёплый
дождь.
Забрался берлога медведь
осень косолапый поздняя.
– Можно ли считать все эти группы слов предложениями?
Обоснуйте свой ответ.
– Составьте и запишите
предложения из тех групп слов, которые не выражают законченную мысль.
Подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов, волнистой линией.
Дети составляют предложения:
Желтая листва падает с
деревьев.
Поздней осенью забрался
косолапый медведь в берлогу.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на
уроке?
Домашнее задание. Упражнение 91.
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии
«Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы
делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому
ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С
начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у
нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что
немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда
коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология.
Очень облегчило аналитическую работу, выявляются узкие места в подготовке к
экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит
время, своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования
занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз
разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво.
Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио.
Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной
информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень
пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь
полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она
поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же, всё очень
аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и
приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время, сейчас же
составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени, т.к. анализ уже готовый, и
особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ
сочинения! Превосходно!