№27. Словосочетание
- Выпиши предложение. Найди и подчеркни главные члены предложения.
Запомни! Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения. Они НЕ являются словосочетанием!
- Выпиши словосочетания. Для этого ставь вопросы от главных
членов предложения к второстепенным и от второстепенных членов к другим второстепенным членам. Главное слово в словосочетании отмечай #.
Например: Задорные ребята быстро побежали в берёзовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) берёзовую
ЗАПОМНИ! Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
ПАМЯТКА
КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ (2 класс)
№1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Обозначь начало и конец предложения.
Например: Москва – столица нашей Родины.
№2. Ошибки на пропуски, искажения и замену букв
Выпиши слово правильно. Подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.
Например: Маленькая.
№3. Слог
Выпиши слово. Подчеркни гласные, раздели слово на слоги.
Например: Осина.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
№4. Перенос слов
Выпиши слово. Подчеркни гласные, раздели слово на слоги. Запиши слово ещё раз, разделяя его для переноса.
Например: Осина, оси-на.
ЗАПОМНИ! Переносят слова по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
№5. Ударение в слове
Выпиши его слово. Произнеси его так, как говорим в речи («позови» его). Определи ударный слог. Поставь знак ударения.
Например: Картина.
№6. Мягкий знак на конце слова
Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь. Укажи стрелкой букву согласного, мягкость которого обозначает Ь. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: День, ель, пень.
№7. Мягкий знак в середине слова
Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь. Укажи стрелкой букву согласного, мягкость которого обозначает Ь. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Льдина, письмо, мальчик.
№8. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Ночной, хищник, почта.
ЗАПОМНИ! В сочетаниях чк, чн, чт, нч, нщ, рщ, щн буква Ь никогда не пишется.
№24. Части речи
Выпиши слово. Поставь его в начальную форму. Поставь к слову вопрос. Определи часть речи.
Например: В лесу – (что?) лес – имя сущ.
№25. —ТСЯ и —ТЬСЯ в глаголах
Выпиши глагол правильно. Поставь к нему вопрос. Определи по вопросу, нужно ли в этом глаголе перед -СЯ писать Ь. Запиши ещё два глагола на это правило.
Например: Давай (что делать?) учиться, смеяться, умываться.
Брат (что делает?) учится, смеётся, умывается.
№26. Главные члены предложения
Выпиши предложение. Найди сказуемое (вопросы что делает? что делают? что делали? и т.д.). Подумай, какой предмет совершает это действие. Поставь к подлежащему вопрос кто? или что? Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.
что? что делает?
Например: Ветер срывает листья с деревьев.
ЗАПОМНИ! Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее указывает о ком или о чём говорится в предложении, сказуемое – что именно говорится о подлежащем.
Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны. Они составляют основу предложения.
№21. Правописание предлога со словом
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Между предлогом и словом вставь вопрос и ещё одно слово. Выдели предлог.
Например: В лесу — в (каком?) лесу, в зимнем лесу.
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Он пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить вопрос и ещё одно слово.
№22. Предлог перед местоимением
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два местоимения с предлогом на это правило.
Например: Ко мне, у нас, с ним.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
№23. Частица НЕ с глаголами
Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Не был, не выучил, не думал.
ЗАПОМНИ! Частица НЕ с глаголами пишется отдельно.
№9. Гласные после шипящих
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Машина, малыши, лыжи.
ЗАПОМНИ! Слова с ЖИ, ШИ пишутся с буквой И.
Слова с ЧА, ЩА пишутся с буквой А.
Слова с ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У.
№10. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Выпиши слово. Поставь знак ударения, подчеркни безударную гласную. Безударную гласную в корне проверь ударением.
Например: Волна – волны, зима – зимний.
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в корне слова пишутся также, как и ударные.
№11. Гласные и согласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова)
Пропиши слово целую строку, выдели орфограммы. Запомни, как оно пишется. Составь и запиши предложение с этим словом.
Например: Ребята, ребята, ребята, ребята.
Мы дружим с ребятами из а класса.
№12. Парные звонкие и глухие согласные
Выпиши слово. Подчеркни орфограмму. Проверь согласную.
Например: Мороз – морозы, в шапке – шапочка.
№13. Непроизносимые согласные
Выпиши слово. Подбери к нему такое родственное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Выдели корень, обозначь орфограмму.
Например: Звёздный – звезда, опасный – опасен.
№14. Двойные согласные
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Раздели слова для переноса.
Например: Группа, аллея, рассказ.
Груп-па, ал-лея, рас-сказ.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
№15. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Таня, Саша, А.С.Пушкин.
№16. Большая буква в кличках животных
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Мурка, Зорька, Рекс.
№17. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек и т.д.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Москва, Россия, Волга.
№18. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, фильмов, заводов, кораблей и т.д.
ЗАПОМНИ! Названия книг, газет, журналов, фильмов, заводов, кораблей и т.д. пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Например: Сказка Гуси-лебеди, корабль Отважный.
№19. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Объясни написание Ь. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Листья, семья, вьётся.
ЗАПОМНИ! Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
№20. Корень слова
Выпиши слово. Подбери и запиши 2-3 родственных слова. Выдели корень.
Например: Звёздочка — звёздный, звезда.
ЗАПОМНИ! Корень – это общая часть родственных слов. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.
Обновлено: 28.01.2023
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Учимся работать над ошибками
учитель начальных классов
Употребление заглавной буквы в начале предложения
- Начало предложения на письме обозначается заглавной буквой!
учеёк лишь журчит.
Употребление знаков препинания в конце предложения
- Точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!) ставятся в конце предложения.
Употребление заглавной буквы в именах собственных
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, сёл, деревень, гор – это собственные имена существительные. Пишутся с заглавной (большой) буквы.
Употребление заглавной буквы в именах собственных
Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей — это собственные имена существительные. Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки.
Проверяемые безударные гласные
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Если буква у тебя
То немедленно её
Ставь под ударение!
Непроверяемые безударные гласные
В русском языке есть слова, в которых написание проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.
Звонкие и глухие согласные
Чтобы проверить звонкие и глухие согласные в корне слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или звонким звуком [н].
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Звук согласный проверяй,
Рядом [н] подставляй!
Удвоенные согласные в слове — это орфограмма. Написание удвоенных согласных в корне надо проверять по орфографическому словарю.
- Слово переносится с одной строки на другую по слогам: кни – га, пе — нал, ста — кан.
- Не переносят слова, которые имеют один слог и слог из одной гласной буквы: улей, змея.
- Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку: шкаф, класс, ссора.
- Буквы Й и Ь не отделяют от стоящей перед ними буквы: май — ка, конь — ки, вью – га, ру – чьи.
- При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: ван — на, кас — са, рус — ский.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слов после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и следующий гласный звук.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
УМК «Школа России» (2 класс) Тема урока : Работа над ошибками. По диктанту «На даче» Цели урока : научить исправлять ошибки; развивать орфографиче¬скую зоркость. Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Памятка поможет обучаемым при регулярном выполнении работ над ошибками по русскому языку меньше допускать недочетов по изученным орфограммам.
Оформление работы над ошибками по русскому языку во 2-4 классе
Пропускаю 2 рабочие строки после работы.
На третьей строке пишу посередине с большой буквы:
Работа над ошибками
Начинаю с ошибок в оформлении предложений. Выписываю предложения без ошибок, подчеркиваю простым карандашом места, где были допущены ошибки.
Каждое предложение выписываю с красной строки.
Выписываю слово без ошибок с новой строки, подчеркиваю простым карандашом исправленную букву и определяю орфограмму.
Нахожу эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же номером.
Памятка по работе над ошибками
Орфограмма /объяснение оформления работы
Оформление предложений при письме.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.
Образец: Выпал пушистый снег.
Заглавная буква в именах собственных. Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Таня, Москва, Енисей, Жучка.
Пропуск, замена, вставка буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем букву, в написании которой ты ошибся.
Образец: Звонок, ученик.
Слог. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Образец: у – чи – тель – 3 слога.
Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Образец: оси – на, груп-па
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Ель, тень, пень. Коньки, мальчик, пальто.
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Тучка, мощный, дачник.
Правописание жи – ши, ча – ща, чу-щу.
Правильно выпиши слово, в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Мыши, шишка, камыши. Чайка, час, чайник.
Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением (а, я, о, е, и).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Образец:
Вода́ – во́ды.
Словарные слова.
Образец: Капу́ста, капу́ста, капу́ста.
В этом году был хороший урожай капу́сты.
Парная согласная в корне слова.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Образец: Мороз-морозы, ягодка-ягоды.
Разделительный Ь.
Запомни! Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными Е, Е, И, Ю, Я.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни Ь и гласную букву.
Образец: Вьюга, листья, соловьи.
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Образец: К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Суббота, скоро, апрель, синонимы, октябрь, одежда, алфавит.
Алфавит, апрель, одежда, октябрь, синонимы, скоро, суббота.
Работа по теме урока
- Правописание сочетаний.
- Правописание парных согласных.
- Мягкий знак для обозначения мягкости.
- Правописание разделительного мягкого знака.
- Безударный гласный.
- Словарные слова.
- Правописание предлогов.
Найдите в тексте диктанта слова на соответствующие орфограммы.
Спишите текст
Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.
Выпишите из текста по 1 слову на каждую орфограмму.
1. Правописание сочетаний.
2. Правописание парных согласных.
3. Мягкий знак для обозначения мягкости.
4. Правописание разделительного мягкого знака.
5. Безударный гласный.
6. Словарные слова.
7. Правописание предлогов.
Подведение итогов
1. На какое правило больше всего выписано слов?
2. Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в следующий раз?
3. Какое задание понравилось больше всего?
Спасибо за урок!
-75%
Читайте также:
- Приведите примеры учета теплопроводности в жизни кратко
- Формирования и службы гражданской обороны кратко
- Журнал вызова скорой помощи в школе образец
- Пространственно временная и динамическая организация бытия кратко
- Метод конверта отбор проб почвы кратко
Памятка работы над ошибками для 2 класса.
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Заглавную букву в начале предложения подчеркни двумя линиями, точку одной.
Например: Выпал пушистый снег.
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
Замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём букву, которую ты заменил другой
Например: звонок, ученик.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, рас-сказ, май-ка, вью-га, объ-езд
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить на новую строку, Й краткую и Ь и Ъ знак нельзя отделять от предыдущей буквы.
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним.Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
Сочетания
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.
ЗАПОМНИ : ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения, для этого позови слово. Слог, который, произносится с большей силой, является ударным слогом.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Напиши проверочное слово, для этого измени слово так, чтобы гласный , который ты проверяешь, стал ударным. Поставь ударение. Подчеркни двумя линиями гласную, которая оказалась под ударением. Поставь знак тире, затем напиши слово, в котором сделана ошибка. Поставь ударение, гласную, которую проверяли подчеркни одной линией Выдели корень.Например: сад- сады, волны- волна
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни двумя линиями гласную, которую нужно запомнить.
Например: ягода, дорога, иней.
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши проверочное слово, для этого измени слова так, чтобы после парной согласной стояла гласная ИЛИ звонкий согласный. Подчеркни двумя линиями согласную, которую проверил. Поставь знак тире. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Парную согласную подчеркни одной линией, выдели корень
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
11. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двумя линиями заглавную букву в слове.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Выдели корень.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется в корне слова ИЛИ на конце корня перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни гласную .Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную двумя линиями, если написание надо запомнить.
Например: группа, класс, русский. Если написание согласных можно объяснить, выдели карандашом части слова . Например: осенний, рассказывать.
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши предложения правильно. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к крутому берегу – к берегу
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Проверь непроизносимую согласную, для этого измени слово так, чтобы согласная была слышна. Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое. Подчеркни как в образце, выдели корень
Например: звезда – звёздный, честь — честный.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подчеркни гласную или согласную в приставке. Например: полетели, отбежали, натянули.
Запомни! ЗА-, НА-, НАД- пишутся с буквой А.
ДО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишутся с буквой О.
Слова исключения: прадедушка, паводок
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Например: заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели суффикс, подчеркни в нём гласную.
Запомни! Под ударением пишется суффикс —ИВ-, а без ударения –ЕВ. Например: правдивый, волевой.
Запомни!Суффиксы–чив-, -лив— всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: обидчивый, удачливый.
Запомни!Суффиксы–ость- всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: гордость, радость.
Запомни!Суффикс –ек- пишется если при изменении слова гласный звук «убегает». Например: нет замочка- замочек, суффикс –ик— пишется если при изменении слова гласный звук остаётся. Например: дождика — дождик.
Запомни! Суффикс –онок- пишется после шипящих звуков, в том числе звука [ ч,]. Например: зайчонок, медвежонок.
Суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ ч,]. Например: львёнок, ребёнок
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/111156-pamjatka-raboty-nad-oshibkami-po-russkomu-jaz