Работа над ошибками что такое родственные слова

Урок русского языка во 2 классе ГБОУ СОШ ж.-д. ст.Погрузная.

УМК:
«
Школа России»

Учитель:
Мельникова Н.В.

Тип
урока:
Урок введения нового знания.

Тема: Что
такое родственные слова?

Цели: познакомить
с понятием родственные слова, с признаками родственных  слов; развивать речь;
пополнять словарный запас учащихся .

Планируемые
результаты:
 учащиеся научатся находить в тексте родственные слова,
употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение;
анализировать, делать выводы, сравнивать.

.
Задачи
:

1.     Формировать
умение учащихся определять и подбирать родственные слова.

2.     Создавать 
благоприятные условия для развития речи и обогащения словарного запаса.

3.      Способствовать
формированию  познавательного интереса  к изучению русского языка.

4.     Формировать      
УУД:

  
                  Личностные:

                 
— повышать учебную мотивацию

                
— повышать уровень притязаний учащихся

                    
Регулятивные:

                
— умение управлять своей деятельностью

                
— планировать свои шаги в работе

                
— проявлять инициативу

                
— умение исправлять свои ошибки

                
— доводить до конца работу

                
—  самооценивание, целеполагание

                      
 Коммуникативные
:

                
— умение слушать другого, выстраивать диалог

                
— умение выражать свое мнение и доказывать

               
 — развивать навыки сотрудничества

                       
Познавательные
:

                   
— умение работать с информацией

                   
— умение использовать алгоритм

                  
— умение сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы

                  
— постановка и решение проблемы

Оборудование:

— учебник русского
языка для 2 класса  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

— рабочая тетрадь;

— презентация

— карточки для
рефлексии.

Ход
урока.

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся.

1. Организационный
момент.

-Ребята, проверьте
свое рабочее место.

Давайте создадим друг
другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу.

Итак,
друзья, внимание,

Ведь
прозвенел звонок,

Садитесь
поудобней,

Пора
начать урок.

Тетрадь
правильно кладу,

Ручку
правильно держу.

За
посадкой слежу

И
красиво напишу
.

(Запись числа, классной
работы)

Р

2.
Актуализация знаний.  Самоопределение к деятельности.

-Давайте приготовим
пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их.

Этот
пальчик — дедушка,

Этот
пальчик – бабушка,

Этот
пальчик – папочка,

Этот
пальчик – мамочка,

Этот
пальчик – я

Вот
и вся моя семья!

-О чем говорилось в
гимнастике для пальчиков?

Кого называем семьей?

 Слайд
2.

-А как еще называют
близких родных людей?

-Послушайте
стихотворение Якова Акима. Он с вами полностью согласен.

Мама
с папой – моя родня.

Нет
роднее родни у меня.

И
сестренка родня и братишка,

И
щенок лопоухий Тишка.

Я
родных своих очень люблю.

Скоро
всем подарки подарю
.

-Что общего у
родственников?

А вот что говорит
другой писатель К.Д. Паустовский.

Родник
роднит речку, а речка льется – течет через всю нашу матушку – землю, через
всю Родину. Вы   глядите, как складно это получается: родник, Родина, народ. Все
эти слова как бы родня.

-Как думаете, что
хотел сказать нам писатель?

Какая же тема урока?

Слайд
3.

Давайте поставим цели
урока:

-ПОНЯТЬ….

УМЕТЬ…..

Ученики делают
зарядку для пальчиков.

Ответы детей на
вопросы:

 О семье.

Тех людей, которые живут вместе.

-Родня, родственники.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Ученики отвечают:

-Общие родители: бабушки, дедушки и др.

Они похожи внешне и имеют одну фамилию.

Текст рассказывает заранее подготовленный ученик.

-То, что у слов тоже есть родственники.

Родственные слова.

Учащиеся ставят цели урока.

3.Открытие
новых знаний

Чтобы понять, какие слова будут называться родственными , решим  грамматическую
задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Слайд 4.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

— О! Здравствуйте! Вы кто такие?

— Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

— А я ваша родственница – гусеница.

-Ребята, как вы
думаете, права ли гусеница? Почему? Кого мы можем назвать родственниками?
Значит, какой первый признак родственных слов?

Слайд
5.

-А теперь давайте
посмотрим на следующий слайд.

-Достаточно ли того,
чтобы слова были близки по смыслу?

Слайд
6.

-Чем похожи слова?

Какое слово лишнее?
Почему?

Море,вода,моряк,морячка.

Слайд
7.

-Давайте сделаем
вывод,    какой же еще признак должен быть у родственных слов?

Слайд
8.

-Итак, давайте
подведем итог.

-Какие слова будут называться
родственными?

Слайд
9.

Дети отвечают на
вопросы:

-Гусь, гусяню, гусят.

-Родственные слова
близки по смыслу.

Дети отвечают на
вопросы:

-лишнее слово вода,
так как у всех есть общая часть мор.

-Общая, одинаковая
часть

4.
 Работа по теме урока. Первичное закрепление.

Откройте учебники на стр.58.

На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? Прочитаем
правило. Верно ли мы ответили на вопрос?

А сейчас перед нами стоит очень важная задача — научиться
находить родственные слова.

-К нам пришла гостья:

Загадка.

Хитрая
плутовка,

Рыжая
головка,

Пушистый
хвост – краса

Кто
же это? (Лиса)

Слайд
10.

Лиса просит помочь
найти ей родственников:

Лиса,  
лисенок, лисий, листок.

-Все ли слова будут
родственными? Почему?

Что такое родственные слова?

Читает ученик с хорошим навыком чтения.

Чтение правила хором.

Дети отгадывают
загадку

Дети отвечают, доказывают
свою точку зрения.

5. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, подтянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – наместо тихо сесть.

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем.

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно

Скачем выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь
вернулись.

6.Закрепление
изученного.

Самостоятельная
работа в паре  с проверкой.

А теперь поработайте
сами. Попробуйте найти

родственные слова.
Докажите сою точку зрения.

Слайд
11.

Водный,
вода, водитель, водолаз.

Сайд
12.

Дом,
домик, домашний, изба.

Работа
в паре (задание на листочках на каждой парте)

Слайд
13.

-Найдите родственные
слова, зачеркните лишнее слово.

1.
Чайка, чайник, чайный.

2.Лес,
лесник, лестница, лесок.

3.
Дерево, деревце, сосна, деревянный.

4.Школа,
школьник, школьный, ученик.

Проверка
по сайдам 14,15,16,17.

Учащиеся по слайдам
находят родственные слова, доказывают свою точку зрения

Дети работают в паре.
Затем объясняют.

Проверяют коллективно
по слайдам

7.Включение
нового знания в систему знаний.

-Случилась беда. Все родственники перепутались . Давайте найдем
родственников.

Слайд 18.

Проверка.

-К нам пришла на урок еще одна гостья:

Загадка.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.(Рыбка)

Слайд 19.

Рыбка просит найти родственные слова.

-А сейчас проведем конкурс.

-Кто больше запишет родственных слов?

-О чем будем помнить?

Подведение итога конкурса.

-У кого сколько слов? Какие?

Проверка. Слайд 20.

Дети находят по
слайду родственные слова, доказывают свою точку зрения.

Ученики отгадывают
загадку.

Учащиеся самостоятельно
записывают родственные слова.

Дети читают
записанные слова.

Дети дописывают слова
.

7. Рефлексия.

Индивидуальная работа по карточкам. Слайд21.

Вам даны карточки.

-Найдите родственные слова и зачеркните лишнее.

1.Гора, горный, гореть, горняк.

2.Рис, рисовать, рисунок, рисование.

3.Жаркий,теплица, тепло, теплый.

4. Сыр, сырость, сырок. Сырник.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только
родственные слова.

Проверка
.Слайд 22.

Проверьте работу по
слайду.

Если верно –поставь
+.

Если неверно –
поставь -.

Посчитай количество
+.

4 «+»-оценка «5»

3 «+» -оценка «4»

2 «+» -оценка «3»

1 «+»- оценка «2».

Учащиеся работают
самостоятельно.

Учащиеся проверяют по
слайду, оценивают свою работу.

8. Подведение
итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Какие два условия
должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?

-Давайте подведем
итог своей работе.

-Продолжите
предложения.

Слайд
23.

На
уроке….

-я узнал…..

-я понял…..

Я сумел….

Я научился…

Мне было трудно…

Я похвалил бы себя…

-мне захотелось…

Спасибо за урок. Урок
окончен.

Что такое родственные слова.

Есть общая часть и
близкое значение.

Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

                       Ход урока

 I. Организационный момент 

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.
 II. Актуализация знаний  и постановка учебной задачи урока.

1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

-К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:

-«Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек»    (Лес.)

-Сегодня мы совершим прогулку в лес.

По дорожке мы пойдем

 В лес зеленый мы придем.

2.Беседа о правилах поведения в лесу. 

3. Чистописание.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

 Лиса, лисица,  лисонька, лисий, лист

 4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)

Яблоко

У прохожих на виду

 Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

 Просто Яблоко Висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

 А Мышонок — Высоко.

Воробей сказал, Что близко,

А Улитка — далеко.

 А Теленок озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень Велико и тяжело.

 А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?

 — Что вы? -Шепчет Червячок,

— Сладкий у него бочок.               

—  Выпишите из стихотворения слова-антонимы

. (Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)

(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)

III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша родственница — гусеница. 

—  Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего,  общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи

—  Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая  себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».

 VI. Работа по теме урока

__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

-Какая тема нашего урока?

-Назовите родственные слова в минутке чистописания.

V. Физкультминутка

Мы колени поднимаем

 — Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

 От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

 Упр. 77 (с. 58). —  Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

—  Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

—  Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.) 

Значение слова «корень»:

  —  подземная часть растения,

   — часть волоса, зуба, ногтя,

-начало, источник чего-либо.

    «Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

  • Что же такое корень? Послушайте сказку:

        Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютныйи округлый.

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными

  • Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.

Закрепление изученного материала 

-А сейчас мы подошли к лесной речке.

-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:                                                 «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».

-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?

-Почему гости не сразу приметили чужака?

-Не поможете ли вы ему найти родственников?

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

-Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

Беседа о поведении на речке.

Упр. 78 (с. 59).

—  Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

—  Выполните письменное задание.

Найти семью родственных слов.

        Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-были серый еж
И его ежиха.

        Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.

        Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

VII. Рефлексия

  • «Какое слово лишнее?»

    Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)

   Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

  Гора, гореть, горный, пригорок.

   Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

 (Учащиеся зачеркивают слова. (Самопроверка.

Понравился ли вам урок?

   Что нового узнали на уроке?

   Были ли трудности?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?  Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 79 (с. 59).

КОНСПЕКТ УРОКА 2 класс « Что такое родственные слова?»

Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать

речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать

родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое

мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Прописываем, чередуя, заглавные буквы К и Н; на 2 строчке – буквосочетания кл, мн.

Орфографическая минутка (на усмотрение)

Запишите слово по лексическому значению.

Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)

Дерево с белым стволом. (Береза.)

Изображение чеголибо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)

Движение воздуха. (Ветер.)

Приспособление для копки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)

В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)

Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.)

III. Работа по теме урока

С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)

Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть

общая часть.)

1. Работа по учебнику

Упр. 80 (с. 59).

Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У

них нет общей части. Это слова — названия родственников.)

Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них

есть общая часть сын, и они близкие по значению.) Напишите родственные слова,

выделите корень.

2. Самостоятельная работа (в парах)

Подберите родственные слова: вариант I дедушка; вариант II мама. (Проверка. Один

из учащихся читает свои примеры родственников);

Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал хлопок.

У кого записаны еще другие родственные слова? Какое условие должно выполняться,

чтобы слова были родственными? (Слова должны быть близкими по смыслу и иметь

общую часть.)

IV. Физкультминутка

(на доске)

V, Закрепление изученного материала

Упр. 81 (с. 60).

Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У

них близкое значение, но нет общей части.)

Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и

липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)

Тема: Родственные слова

Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык 2 класс 2 часть»

Учитель: Ивченко Елена Викторовна

МОУ СШ № 22 г. Комсомольск на Амуре

Цели: Цель урока –познакомить с признаками родственных слов;    

 развивать умение сравнивать слова;

подбирать однокоренные;

учить выделять общую часть родственных слов;

развивать орфографическую зоркость;

развивать устную речь учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока – объяснение нового материала.

Продолжительность урока – 45 минут.

Оборудование урока: компьютер

опорные слова,

индивидуальные карточки для учащихся,

сигнальные карточки (светофорики),

учебник «Русский язык — 2 класс» (автор:Т.Г.Рамзаева)

Ход урока:

1 Мотивационно- организационный этап.

А) Приветствие

Здравствуйте ребята! (Дети встают, и приветствую учителя)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов)

Б) Проверяю готовность к уроку

Давайте проверим готовность к уроку.

Ребята у вас на столе должен лежать учебник, положите на него руку. Должна лежать тетрадь, положите на неё руку. Должна быть ручка, покажите её мне. Должен быть простой карандаш и цветные карандаши, покажите их мне.

В) Положительный настрой

Ребята, сегодня мы с вами продолжаем открывать новые знания в волшебном мире русского языка

2. Актуализация знаний.

А) Чистописание:

Сегодня на чистописании мы с вами вспомним написание одной из изученных нами букв.

Хоть и холодно зимой,

Нам не хочется домой.

Нам хорошо лететь с горы.

— Ха-ха-ха! Хохочем мы. 

Какой звук повторяется? (Повторяется звук [х])

Сегодня на чистописании будем писать букву «Х х»

( Создание положительной мотивации для овладения написания этой буквы)

Ребята, давайте посмотрим, правильно ли Незнайка написал букву «Х х». (Незнайка написал букву «Х х» не правильно).

Восстановление способа написания новой буквы Ребята давайте вспомним как правильно писать букву «Х х». (Показываю способ написания буквы «Х х» с диска «Азбука» Климанова 1 класс)

Написание этой буквы

Самоконтроль (Подчеркните буквы зеленым карандашом, которые полностью совпали с образцом. Под буквой написанной неправильно поставь точку красным карандашом.

Б) Словарно-орфографическая работа:

Сегодня на словарно-орфографической работе мы с вами вспомним написание изученных словарных слов и познакомимся с новым словарным словом.

1.Ребята, давайте посмотрим, правильно ли НЕЗНАЙКА написал эти слова «ХАРАШО, ГОРАД, КАРОВА, МАЛАКО». (Ребята исправляют ошибки) 

В) Введение нового словарного слова ЛОПАТА и отработка его правописания

Ребята, отгадайте загадку:

Я землю копала —

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

Ответ: Лопата 

По каким признакам догадались? (Ответы детей)

Сегодня на уроке это слово станет нашим словарным словом. (Прикрепляю карточку к доске)

Давайте попробуем дать толкование слова Лопата. (Дети производят толкование этого слова)

Делаю обобщение. (ЛОПАТА — ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и широким плоским отточенным концом)
Давайте позовём слово. (ЛопАта) (Ставлю ударение на карточке Лопа’та )

Найдём безударную гласную и подчеркнём её. (Лопа’та)

Можно ли проверить эту безударную гласную. Подберем связанные по смыслу слова. (Лопатка, лопаточка)

Так можем ли мы проверить эту безударную гласную? (Нет, её нельзя проверить)

Делаем вместе с детьми вывод, что её нужно запомнить. (Выделяю на карточке эту безударную гласную Лопа’та)

Составляем вместе с детьми словосочетания со словом ЛОПАТА. Удачные варианты записываем в тетрадь и комментируем написание. (Маленькая лопата, тяжёлая лопата…)

Составляем вместе с детьми предложения со словом ЛОПАТА. Удачный вариант записываем в тетрадь и комментируем написание. (Ответы детей)

(Без ружья охотника не бывает, без лопаты – садовника (пословица). У дедушки Ивана есть новая лопата. От безделья и лопата ржавеет (пословица).)

В) Проверка домашнего задания:

Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание.

1) Проверка знания теоретического материала:

Индивидуальный опрос:

Для чего нужны предлоги в речи?

Как узнать, перед вами предлог или часть слова?

Как пишутся предлоги?

Зависит ли написание предлога от его произношения?  Привести примеры предлогов и доказать.

На доске.

Впиши предлоги. ( 1 ученик у доски)

Пришел…… школу, вышел…….школы.

Приехал……город, выехал……города.

Вышел……улицу, пришел……улицы.

Пошел……концерт, пришел……концерта.

Ребята, вы у меня молодцы, отлично справились с заданием

3. Создание проблемы.

Создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия с помощью актуализации речевого и жизненного опыта ребенка

Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники)

В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама-на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка.

По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.

Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек.

Как вы думаете, есть ли в русском языке слова-родственники? (Да/ Нет) 

(Вещаю на доску)

Мнения у нас разошлись. На этот вопрос, мы будем искать ответ.

4. открытие новых знаний.

Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний

Прочитайте слова:

рыба

рыбак

рыбалка

Давайте истолкуем первое слово – рыба. ( Рыба – это животное, обитающее в водной среде, имеющее плавники и тело покрытое чешуей)

Да ребята, Рыба – это животное, обитающее в водной среде, имеющее плавники и тело покрытое чешуей.

Давайте истолкуем второе слово – рыбак. (Рыбак — человек, который ловит рыбу.)

Да ребята, Рыбак — это человек, который ловит рыбу.

С помощью какого слова мы истолковали слово рыбак? (С помощью слова рыба.)

Если одно слово можно объяснить через другое, то, как тогда связаны эти слова? (Слова связаны по смыслу)

Давайте истолкуем третье слово – рыбалка. (Рыбалка-ловля рыбы.)

Да ребята, Рыбалка — это ловля рыбы.

Ребята, а почему мы второе и третье слово не истолковывали с помощью слова окунь или щука. Ведь они же рыбы? ( У данных слов нет общей части)

Какая общая часть у слов рыба, рыбак, рыбалка? ( Общая часть рыб) (Выделяю общую часть во всех словах дугой)

Сколько признаков мы с вами выделили у слов рыба, рыбак, рыбалка? (Мы выделили два признака)

Кто бы хотел назвать первый признак? (Связаны по смыслу)

Кто бы хотел назвать второй признак? (Есть общая часть)

Мы ответили с вами на вопрос “ Как вы думаете, есть ли в русском языке слова-родственники? ” (Да, мы ответили на поставленный вопрос. В русском языке существуют слова родственники, которые называются родственными или однокоренными)

Давайте попробуем составить определение. (Ответы детей)

Такие слова, которые связаны по смыслу и имеют общую часть, называют родственными

5. Закрепление.

Организация работы над формулировкой определений в учебнике:

А) Прочтение формулировки определения про себя

Ребята, а сейчас мы проверим, совпал ли наш вывод с автором учебника. Для этого прочитаем определение в учебнике про себя. У. стр. 43 (Ребята читают)

Совпал ли наш вывод? (Нет, не совпал)

Чем не совпал? (В правиле написано, что родственные слова имеют общую часть и общее значение. А мы говорили, что имеют общую часть и связаны по смыслу)

Ребята, слова имеют общее значение и слова связаны по смыслу это одно и тоже. И не будет ошибкой, если кто-то скажет, имеют общее значение или связаны по смыслу.

Давайте мы с вами будем говорить связаны по смыслу.

Воспроизводящие вопросы:

Сколько признаков родственных слов названо в определении? ( Два признака)

Назовите первый признак. (Имеют общую часть)

Назовите второй признак. ( Связаны по смыслу)

Анализирующие вопросы:

Незнайка (вешаю на доску портрет Незнайки) утверждает, если два слова связаны по смыслу, то они являются родственными. Согласны ли вы с ним? (Ответы детей) Докажите.

Что надо сделать, чтобы установить связаны ли слова по смыслу? (Ответы детей)

 Ребята, приведите примеры родственных слов. И докажите.

Незнайка задумал пару слов на морскую тематику, которые имеют общую часть и связаны по смыслу. Подберите эти пары слов. И докажите.

Развертывание способа действия (составление памятки):

Б) Составляем памятку на примере.

Ребята, сейчас мы будем учиться составлять памятку (используем прием кластер) “ Как найти родственные слова? ”

1.Читаю слова.

2.Выделяю общую часть.

3.Определяю, связаны ли слова по смыслу (значение).

4.Если выполняются 2) и 3), то данные слова являются родственными.

Посмотрите на доску.

лес

лесник

Запишите слова в тетрадь.

Прочитайте слова. (1 шаг памятки)

Давайте выделим общую часть. (Общая часть лес) (2 шаг памятки)

Достаточно ли мы выделили признаков? (Нет)

Как определить связаны ли слова по смыслу? (Надо истолковать значение этих слов)

Ребята, давайте истолкуем их. (3 шаг памятки)

Выполняются два условия? ( Да) Если выполняются, то слова являются родственными.(4 шаг памятки)

Как мы с вами рассуждаем, чтобы определить родственные слова? (Ребята проговаривают шаги памятки)

 Физкультминутка:

Мы работали серьезно,

Надо нам и отдохнуть,

А для этого привстанем,

К солнышку потянемся,

От землицы силу примем,

А от ветра – свежести.

В). Работа по учебнику.

Выполним упражнение 295 стр.45 (Выполняем вместе с опорой на памятку)

(…) прочитай задание.

Выполним упражнение 293 стр. 44 (Выполняем вместе с опорой на памятку)

(…) прочитай задание

Г). Ребята, давайте отгадаем загадку. Но для начала прочитаем загадку. 

(…) прочитай загадку.

Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосёт он лапу?

(Медведь)

Незнайка утверждает, что медведь и мед являются родственными словами.

Вы согласны с ним? (Да/Нет)

Докажите.

 В каждой тройке слов одно – не родственное. Обнаружьте его и запишите в тетрадь. Потом мы с вами проверим.

Лес, лестница, лесничий. (Объясни почему именно это слово лишнее)

Честный, чесночный, чеснок. Объясни почему именно это слово лишнее)

Сосна, дерево, деревянный. (Объясни почему именно это слово лишнее)

Мы потренировались с вами находить и доказывать, что слова являются родственными.

В определении родственных слов мы пользовались памяткой. Не забывайте про нее, когда будете выполнять упражнения дома и в классе.

7.Рефлексия.

Эмоциональная оценка своей работы

Ребята, вам понравился урок? (Ответы детей)

Интересно ли было на уроке? (Ответы детей)

Оцените, как вы работали. (на полях тетради)

Рефлексивное осознание границы знания и не знания

Что мы знали по нашей теме до урока? (Знали, что такое слово и что у слов есть лексическое и грамматическое значение. Все слова имеют значение. Знали, что такое синонимы.)

Что нового узнали? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными.. Узнали признаки родственных слов.)

Что предстоит узнать? (Общая часть родственных слов называется корнем. Родственные слова иначе называются однокоренными)

Над чем будем работать на следующем уроке? (Учится находить однокоренные слова и выделять общую часть (корень))

Рефлексивное осознание затруднений

Что было трудно? (Трудно распознавать и доказывать, что слова являются родственными)

Почему возникают трудности? ( Ориентируемся только на один признак)

Как преодолеть эти трудности? (Ответы детей)

8.Задание на дом:

Стр. 45 упр 294 .

Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке!

Урок окончен.

приложение 1
DOCX / 12.84 Кб
приложение 2
DOCX / 12.34 Кб
приложение 3
DOCX / 15.52 Кб
приложение 4
DOCX / 13.61 Кб
Тема: Родственные слова.

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.

Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами.

          2) Развивающая: развивать  умение находить и выделять общую часть в словах, развивать мышление, речь;

              3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

Формирование УУД:

— Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

— Регулятивные: Организовать своё рабочее место, оценивать правильность выполнения задания

.- Коммуникативные: строить монологическое высказывание, выслушивать друг друга, договариваться , работая в паре, в группе

   Познавательные: Формирование логических умений: анализа и синтеза, доказательства, сравнение с образцом, понимать информацию, представленную в виде текста

Ход урока:

1. Орг. момент.

Цель – мотивация к учебной деятельности

— улыбнемся учителю, улыбнитесь друг другу, подарим свои улыбки нашим гостям. Я желаю успехов в работе.

2. Актуализация знаний.

-Итак, урок русского языка начинаем с чистописания. Запишите число и классная работа Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою:

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

Минутка чистописания.

Прочитайте и запишите буквосочетания.

Сравните свою запись с образцом. Поставьте точку под самым красивым и правильным соединением. Оцените свою работу с помощью наших кружочков.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

— Расшифруйте ребус : 7 Я

— перечислите кто живёт в вашей семье? (мама, папа, братья, сёстры, тётя, дядя, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка)

— Как одним словом можно назвать всех членов семьи ? (родственники)

— У каждого человека есть родственники. И у них обязательно есть что – то общее, похожее (цвет глаз, форма носа, т.е. внешнее сходство).

А как вы думаете, есть ли родственники у слов? (Дети высказывают свои мнения).

А есть ли в этом рассказе « родственники»?

— Вы кто такие?

— Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята .

— А ты кто ?

— А я ваша тётка – Гусеница.

Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

(на доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята)

-Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

— мы можем ответить на этот вопрос?

Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.

— по какой теме мы будем работать сегодня на уроке. (Родственные слова.)

— что мы должны узнать? На какие вопросы должны ответить?

( что такое родственные слова? Как их различать?)

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

— Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

— возвращаемся к нашим словам: гусь гусыня гусята гусеница

— Объясните значение слов. (слова, связанные по смыслу)

На доске появляется опорное слово

близкие по смыслу

 

Это первый секретик родственных слов.

Запишите родственные слова в тетрадь.

Что заметили в этих словах? (общая часть слова)

Это второй секретик родственных слов.

Общая часть слова

 

Вывод: родственные слова:

Близкие по смыслу

2)имеют общую часть

Физминутка с пальчиками.

Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

— Поздоровались пальчики

— Потёрли каждый пальчик друг об друга.

— А теперь потёрли ладошки.

5. первичное закрепление

Словарная работа словарное слово -малина.

— Сколько слогов в слове малина ?

— Какой слог ударный?

— Какой безударный?

— малина — это словарное слово, его написание надо запомнить. Пропишите.

— Подберите родственные слова к нему?

Работа в группе: малинник- заросли кусты малины

Попробуем с вами вырастить малинник и понаблюдаем, какие слова на нём вырастут.

6. Включение нового знания в систему знаний

Работа в паре: найдите лишние слова, родственные слова запишите в тетрадь

— Для того, чтобы выяснить являются ли слова родственными нужно:

а) выяснить значение слов;

б) найти общую часть слов ;

в) если слова близки по значению и имеют одинаковую общую часть, такие слова являются родственными.

-Моряк, рыбак, море

Береза, березка, дерево

Сова, совушка, совет

Лошадь, лошадка, жеребёнок

Корова, телёнок, коровник

Морж, моржата, море

7. Итог урока.

Вспомните, на какие вопросы мы сегодня искали ответ?

— Дополните предложения.

В русском языке есть ________ (родственные) слова.

Родственные слова __________ (близкие) по смыслу.

У родственных слов есть _______ (общая часть ).

8. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке ягодками малины и прикрепите на кусты.

Если вам было всё понятно на уроке и у вас всё получалось, то прикрепите красную ягодку.

Если у вас возникали какие-то затруднения на уроке, были ошибки, то выберите жёлтую ягодку.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками что такое местоимение
  • Работа над ошибками что такое корень слова
  • Работа над ошибками что такое имя прилагательное
  • Работа над ошибками что такое глагол
  • Работа над ошибками что означает галочка

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии