Тема
Работа над ошибками. Глагол как часть
речи урок 20
Общие цели
Повторение и углубление знаний о глаголе,
формирование умения употреблять глаголы в речи.
Развивать критическое мышление при обучении
русскому языку.
Воспитывать самосознание и развитие умения
самооценки.
Результаты обучения
Учащиеся углубят свои знания за курс 5-9
класса; научатся правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
Результаты обучения для учеников (А)
Учащиеся
знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять
языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и
объяснять изученные орфограммы, правильно их писать, имеют практические
навыки работы в группе.
Результаты обучения для учеников (В)
Учащиеся
знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять
языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и
объяснять изученные орфограммы, учатся работать в группе.
Результаты обучения для учеников (С)
Учащиеся
знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют находить его в
тексте и определять время глагола.
Ключевые идеи
Повышение коммуникативной культуры учащихся
в процесс обучения с помощью активных форм преподавания, активизация
мыслительной деятельности через критическое мышление, развитие умения работы
в коллаборативной среде.
Ссылки
ГОСО 2014, учебная программа, учебник.
Реквизиты
Мультимедийное оборудование, карточки с
таблицей «ЗХУ» (21 шт.), карточки с предложениями на каждую группу , постеры
, индивидуальные карточки с заданием, дерево желаний.
Ход
урока
Этапы
(Время)
Действия
учителя
Действия
учеников
Начало занятия
(3 минут)
Учитель проводит упражнение «Богемское
стекло» на создание коллаборативной среды в классе.
Дети передают друг другу стаканчик
(воображая, что он из хрупкого стекла). Способы передачи не повторяются.
Проверка домашнего задания
(7 минут)
Задание 1. (3
минуты)
Учитель проверяет домашнее задание.
1гр. (ученики А)-текст рассуждение
2гр.(ученики Б)-текст описание
3гр.(ученики В)-текст повествование.
Формирование нового состава групп с
помощью цветных стикеров.
Дети индивидуально презентуют свои тексты.
Делятся на группу согласно полученным
цветам.
Актулизация знаний
(8 минут)
Задание . (3
минуты)
—
Давайте узнаем , какую букву будем сегодня писать.
— Что общего? Какая буква лишняя? Почему?
— Вы определили , что будем писать букву в.
( Уч. –ся прописывают: В в вл ва ве.)
2). – Отгадайте загадки:
В тёплой край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый …..( воробей) )
— Запишите слово воробей с большой буквы,
поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
— Назовите безударную гласную.
— Назовите ударный слог.
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Это…(ворона)
—
Запишите слово ворона на следующей строчке, поставьте ударение,
подчеркните безударную гласную.
— Назовите безударную гласную.
— Назовите ударный слог.
— Что общего в этих словах?
— Что такое имя существительное? На какие
вопросы отвечает?
Прием «Верные и неверные утверждения».
Дети должны, опираясь на знания и интуицию,
указать верные . По ним сформулировать
тему урока.
-Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и
что сделать?
-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмет?
-Глагол в предложении бывает сказуемым.
-Глагол может изменяться по падежам.
А чему мы должны научиться на уроке?
И что должны знать в конце урока?
После этого учитель раздаёт детям таблицу «ЗХУ». Просит детей
заполнить первый столбик.
Дети составляют схему-кластер «Глагол».
Просит заполнить второй столбик таблицы
«ЗХУ».
Каждой группе выдаётся плакат с одним
вопросом и маркер одного цвета.
Группа пишет ответы и переходит (по
часовой стрелке)к плакату другой группы. Каждая группа отвечает на второй
вопрос и переходит дальше. Когда вернулись к своему плакату, проверили и
комментируют.
1.Что такое глагол?
2. Как определить вид
глагола?
3. Как найти глагол
неопределённой формы?
4.Как определить время
глагола?
5. Как определить
спряжение глагола?
6. Как выполнить
синтаксический разбор предложения
Учащиеся называют глаголы, которые указывают
на действие предмета. Определяют спряжение.
Каждый заполняет первый столбик таблицы
«Знаю».
Дети указывают верные утверждения и по ним формулируют тему урока.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Определяют цели урока.
Заполняют второй столбик таблицы «Хочу
знать».
Освоение темы (8 минут)
Задание 3. (7
минут)
1.
Инсерт . Работа с текстом.
2.
Обучающиеся читают текст и делают пометки:
« ^» — знаю;
« — « -противоречит моему мнению;
« +» -это для меня новое;
« ! « -нравится или не нравится.
В
группе обсуждают задание, затем выполняют его самостоятельно
Выбрать
5 словарных слов
И
подобрать к ним глаголы
(например
воробей летит)
Каждый работает в индивидуальной
карточке
Заданиее для группы
Составть текст по воросом
Какие районы наиболее загрязнены?
В чем причина наибольшего загрязнения?
Какие последствия ожидают эти регионы, в случае если не
произойдет изменение в обстановке?
Если все страны прекратят производство и создадут условия
для быстрого восстановления природы?
Что на ваш взгляд наиболее приемлемо на сегодняшний момент?
Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?
Учащиеся работают в группе : выясняют
проблемы, отвечают на поставленные вопросы.
Физминутка
(3 минуты)
Предлагает отдохнуть и
выполнить задание «Иподром».
Подражание наезднику.
Закрепление
Задание 4. (5
минут)
Из предложенного текста выписать 5 глаголов
и указать их морфологические признаки. С одним из глаголов составить
предложение и выполнить его синтаксический разбор.
Задание 5. (10
минут)
Самостоятельная работа
на закрепление на материале учебника. Задание даётся согласно уровням А,Б,В
Учитель предлагает оценить свою работу на
уроке при помощи критериев.
Предлагает заполнить
третий столбик в таблице «ЗХУ».
Выполняют задание
в группе. Спикер аргументирует ответы группы. После работы с текстом дети
заполняют второй и третий столбики таблицы. Третий столбик может быть
заполнен в ходе обсуждения.
Выполняют упражнение в тетрадях
самостоятельно. Оценивают свои работы по критериям.
Домашнее задание
(1 минута)
Составить кластер на
тему «Глагол»
Рефлексия
(2 минут)
Учитель проводит
упражнение «Древо познаний».
Заполняют третий столбик таблицы «Узнал».
Учащиеся определяют своё место на ветвях
древа по итогам урока.
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете
поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся
оценивание. Как вы планируете увидеть
приобретенные знания учащихся?
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ
компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было
направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная
дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я
реализовал и почему?
Проводит рефлексию.
-Какую
цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей,
которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень
хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить
урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных
лицах?
1.
2.
1.
2.
Слайд 1
Работа над ошибками МБОУ ЦО № 50 Учитель начальных классов Литвиненко Валентина Ивановна Русский язык 4 класс
Слайд 2
Неопределённая форма глагола — ть , — ти — чь лечь Стричь , печь, течь, беречь. Беречь — берегу — бережём ч // г // ж
Слайд 3
прячешься — прятаться встречаемся -встречаться гонишься — гнаться кусается — кусаться Возвратные глаголы
Слайд 4
Глаголы I спряжения Идти, молчать, брить, дышать, висеть, стонать, плакать. Идти, Идти – идёшь, идут плакать . брить, стонать,
Слайд 5
Глаголы II спряжения Свистеть, застелить, нести, держать, бояться, красить, греметь. Свистеть, Свистеть — свистят Греметь — гремят д ержать, бояться, красить, греметь.
Слайд 6
расплакались р асплакал ся Разбор по составу
Технологическая карта урока
Дата проведения:
Место проведения ОУ: МБОУ СОШ №22, класс: 4 «А»
Предмет: русский язык
УМК: «Школа России»
Тема урока: Работа над ошибками. Закрепление по теме «Глагол».
Тип урока: закрепление
Дидактическая цель урока: формирование умений обучающихся контролировать собственную деятельность на основе анализа и выбора приоритетных действий.
Задачи урока:
-обучающая: формировать умение анализировать свои ошибки; коррекция умений правописания безударных личных окончаний глаголов, определения спряжения глагола;
-развивающая: развивать умение работать самостоятельно, оценивать собственную деятельность на уроке;
-воспитательная: воспитывать коммуникативное взаимодействие.
Планируемые результаты:
-Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.
-Метапредметные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи.
-Предметные: умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебных пособий.
Этап урока, время |
Технология проведения |
Действия учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Действия учащихся |
Способы промежуточного контроля |
Оборудование |
|||
Цель этапа урока |
Методы, приемы |
Формы организации учебной деятельности |
Планируемые результаты |
|||||
Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. |
Фронтальная беседа |
Фронтальная |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Петровна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Присаживайтесь, не забывайте о ровной осанке, надеюсь сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным. |
Приветствуют учителя и присаживаются на свои места, не забывая о ровной осанке, проверяют готовность к уроку. |
||
Подготовка к основному этапу занятия. |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
Фронтальная беседа |
Фронтальная |
Готовность учащихся к активной учебной деятельности на основе опорных знаний. |
Сейчас урок русского языка. Чем важны для нас уроки русского языка? Продолжите мое предложение: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то……… — Я с вами согласна, потому что русский человек должен изучать русский язык, потому что это родной язык, первый язык, который мы начинаем познавать с детства. — Чем мы занимались на прошлом уроке? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? А теперь, ребята, представьте свое будущее. Вы работаете директором какого-то предприятия, фирмы, учителем, врачом. Будут ли уважать человека, который пишет неграмотно или неграмотно строит свою речь? Чем будем заниматься на уроке сегодня? Какие цели себе поставим? Важно, ребята, вчитываться в задания, чтобы понимать, что от нас требуют авторы заданий, над этим мы сейчас и будем работать. Итак, начнем работу над ошибками. |
Мы учимся правильно говорить и писать сможем писать без ошибок, интересно рассказывать, лучше понимать прочитанное, правильно говорить, лучше понимать друг друга Писали контрольную работу по теме: «Глагол» Работать над ошибками Предположения детей |
||
Первичная проверка понимания. |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. |
Фронтальная беседа |
Фронтальная, индивидуальная |
Понимание сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
Мы не просто будем выполнять работу над ошибками, а отправимся в путешествие по исправлению своих ошибок. Нам будет нелегко, так как придется преодолеть и темный лес, и отправиться в морское путешествие, где нам встретятся рифы и настоящие пираты, переплыть реку, совершить подъем по горе, чтобы оказаться на острове «Глагол». Вы готовы? Чтобы пройти темный лес, надо ответить на вопросы: О какой части речи идёт речь? Интересная часть речи в русском языке живет. Кто что делает, расскажет. Чертит, пишет или поёт, Вышивает или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … — Найдите в стихотворении главное слово. Почему я прочитала вам стихотворение о глаголе? Чем является глагол в русском языке? Что обозначают глаголы? |
Глагол! Глагол Частью речи Обозначают действия предметов |
||
Закрепление знаний и способов действий |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Фронтальная беседа |
Фронтальная, индивидуальная |
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний и знакомой и измененной ситуации. |
Озвучивание оценок по с/ р. Устная проверка. Составление «кластера» на тему «глагол» Игра верно не верно 1.Глагол- это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос что делать? Что сделать? 1 2.Глагол — это служебная часть речи. 0 3. Глагол отвечает на вопросы: кто? что? 0 4. Глаголы позволяют путешествовать во времени. 1 5. Вид и спряжение – постоянные признаки глагола. 1 6. Непостоянные признаки глагола – время, лицо, число, род. 1 7. В предложении глагол является определением. .0 8 В предложении глагол является сказуемым 1. Вам необходимо выбрать глаголы и определить время, лицо, число) Вытираешь, прочитали, одинокий, глядел, говорю, пишем, рисунок, рисовала, выучил, просмотр, смотреть. Какие слова оказались лишними? Почему? Проблема! Какой глагол не смог участвовать в нашей игре? Почему? смотреть Продолжите . Здесь встретились ….однокоренные слова. Назовите и докажите. Смотреть – глагол какого спряжения? Почему? Какие «ошибкоопасные» места нужно помнить при написании глаголов? е-и Таблица у каждого ребенка: Заставьте говорить «молчащую таблицу» Ед.ч Мн.ч 1л. Я мы 2л. Ты вы 3л. Он она оно они Какая связь существует между местоимениями и глаголами? ( глаголы изменяются по лицам, местоимения указывают на 1, 2, 3 лицо) — Как называются такие местоимения? ( личные) Работа по вариантам ( 2 человека у доски с обратной стороны. Проверка) Итог. Что значит изменить глагол по лицам и числам? Как определить спряжение глаголов? |
|||
Стр. 117, №250 самостоятельно |
||||||||
Подведение итогов занятия. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. |
Фронтальная беседа |
Фронтальная |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
Опрос |
|||
Рефлексия. |
Мобилизация учащегося на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Фронтальная беседа |
Фронтальная |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |
Спасибо за урок. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его, продолжив предложения: — Сегодня я доволен работой, так как… — Не совсем доволен, потому что… — Не доволен своей работой, ведь я … — Теперь я умею определять … — Я могу похвалить себя и своих одноклассников за… |
Оценивают свою деятельность на уроке |
Опрос |
|
Информация о домашнем задании. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Фронтальная беседа |
Фронтальная |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Откройте дневники, запишите домашнее задание. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
Тема
Работа над ошибками. Глагол как часть
речи урок 20
Общие цели
Повторение и углубление знаний о глаголе,
формирование умения употреблять глаголы в речи.
Развивать критическое мышление при обучении
русскому языку.
Воспитывать самосознание и развитие умения
самооценки.
Результаты обучения
Учащиеся углубят свои знания за курс 5-9
класса; научатся правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
Результаты обучения для учеников (А)
Учащиеся
знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять
языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и
объяснять изученные орфограммы, правильно их писать, имеют практические
навыки работы в группе.
Результаты обучения для учеников (В)
Учащиеся
знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять
языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и
объяснять изученные орфограммы, учатся работать в группе.
Результаты обучения для учеников (С)
Учащиеся
знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют находить его в
тексте и определять время глагола.
Ключевые идеи
Повышение коммуникативной культуры учащихся
в процесс обучения с помощью активных форм преподавания, активизация
мыслительной деятельности через критическое мышление, развитие умения работы
в коллаборативной среде.
Ссылки
ГОСО 2014, учебная программа, учебник.
Реквизиты
Мультимедийное оборудование, карточки с
таблицей «ЗХУ» (21 шт.), карточки с предложениями на каждую группу , постеры
, индивидуальные карточки с заданием, дерево желаний.
Ход
урока
Этапы
(Время)
Действия
учителя
Действия
учеников
Начало занятия
(3 минут)
Учитель проводит упражнение «Богемское
стекло» на создание коллаборативной среды в классе.
Дети передают друг другу стаканчик
(воображая, что он из хрупкого стекла). Способы передачи не повторяются.
Проверка домашнего задания
(7 минут)
Задание 1. (3
минуты)
Учитель проверяет домашнее задание.
1гр. (ученики А)-текст рассуждение
2гр.(ученики Б)-текст описание
3гр.(ученики В)-текст повествование.
Формирование нового состава групп с
помощью цветных стикеров.
Дети индивидуально презентуют свои тексты.
Делятся на группу согласно полученным
цветам.
Актулизация знаний
(8 минут)
Задание . (3
минуты)
—
Давайте узнаем , какую букву будем сегодня писать.
— Что общего? Какая буква лишняя? Почему?
— Вы определили , что будем писать букву в.
( Уч. –ся прописывают: В в вл ва ве.)
2). – Отгадайте загадки:
В тёплой край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый …..( воробей) )
— Запишите слово воробей с большой буквы,
поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
— Назовите безударную гласную.
— Назовите ударный слог.
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Это…(ворона)
—
Запишите слово ворона на следующей строчке, поставьте ударение,
подчеркните безударную гласную.
— Назовите безударную гласную.
— Назовите ударный слог.
— Что общего в этих словах?
— Что такое имя существительное? На какие
вопросы отвечает?
Прием «Верные и неверные утверждения».
Дети должны, опираясь на знания и интуицию,
указать верные . По ним сформулировать
тему урока.
-Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и
что сделать?
-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмет?
-Глагол в предложении бывает сказуемым.
-Глагол может изменяться по падежам.
А чему мы должны научиться на уроке?
И что должны знать в конце урока?
После этого учитель раздаёт детям таблицу «ЗХУ». Просит детей
заполнить первый столбик.
Дети составляют схему-кластер «Глагол».
Просит заполнить второй столбик таблицы
«ЗХУ».
Каждой группе выдаётся плакат с одним
вопросом и маркер одного цвета.
Группа пишет ответы и переходит (по
часовой стрелке)к плакату другой группы. Каждая группа отвечает на второй
вопрос и переходит дальше. Когда вернулись к своему плакату, проверили и
комментируют.
1.Что такое глагол?
2. Как определить вид
глагола?
3. Как найти глагол
неопределённой формы?
4.Как определить время
глагола?
5. Как определить
спряжение глагола?
6. Как выполнить
синтаксический разбор предложения
Учащиеся называют глаголы, которые указывают
на действие предмета. Определяют спряжение.
Каждый заполняет первый столбик таблицы
«Знаю».
Дети указывают верные утверждения и по ним формулируют тему урока.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Определяют цели урока.
Заполняют второй столбик таблицы «Хочу
знать».
Освоение темы (8 минут)
Задание 3. (7
минут)
1.
Инсерт . Работа с текстом.
2.
Обучающиеся читают текст и делают пометки:
« ^» — знаю;
« — « -противоречит моему мнению;
« +» -это для меня новое;
« ! « -нравится или не нравится.
В
группе обсуждают задание, затем выполняют его самостоятельно
Выбрать
5 словарных слов
И
подобрать к ним глаголы
(например
воробей летит)
Каждый работает в индивидуальной
карточке
Заданиее для группы
Составть текст по воросом
Какие районы наиболее загрязнены?
В чем причина наибольшего загрязнения?
Какие последствия ожидают эти регионы, в случае если не
произойдет изменение в обстановке?
Если все страны прекратят производство и создадут условия
для быстрого восстановления природы?
Что на ваш взгляд наиболее приемлемо на сегодняшний момент?
Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного?
Учащиеся работают в группе : выясняют
проблемы, отвечают на поставленные вопросы.
Физминутка
(3 минуты)
Предлагает отдохнуть и
выполнить задание «Иподром».
Подражание наезднику.
Закрепление
Задание 4. (5
минут)
Из предложенного текста выписать 5 глаголов
и указать их морфологические признаки. С одним из глаголов составить
предложение и выполнить его синтаксический разбор.
Задание 5. (10
минут)
Самостоятельная работа
на закрепление на материале учебника. Задание даётся согласно уровням А,Б,В
Учитель предлагает оценить свою работу на
уроке при помощи критериев.
Предлагает заполнить
третий столбик в таблице «ЗХУ».
Выполняют задание
в группе. Спикер аргументирует ответы группы. После работы с текстом дети
заполняют второй и третий столбики таблицы. Третий столбик может быть
заполнен в ходе обсуждения.
Выполняют упражнение в тетрадях
самостоятельно. Оценивают свои работы по критериям.
Домашнее задание
(1 минута)
Составить кластер на
тему «Глагол»
Рефлексия
(2 минут)
Учитель проводит
упражнение «Древо познаний».
Заполняют третий столбик таблицы «Узнал».
Учащиеся определяют своё место на ветвях
древа по итогам урока.
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете
поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся
оценивание. Как вы планируете увидеть
приобретенные знания учащихся?
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ
компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было
направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная
дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я
реализовал и почему?
Проводит рефлексию.
-Какую
цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей,
которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень
хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить
урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных
лицах?
1.
2.
1.
2.
Муниципальное
казённое образовательное учреждение
Кумылженская
средняя общеобразовательная школа
№ 1
имени
Знаменского А. Д.
Кумылженского
района Волгоградской области
Урок по
русскому языку в 4 классе на тему:
Анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме:
Глагол.
Работа над ошибками
Форма:
урок-путешествие по ошибкам
Подготовила:
Головчак Ирина Ивановна
Урок 119
Тема: «Анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме:
Глагол. Работа над ошибками».
Цель урока:
Мобилизовать учащихся на преодоление
пробелов в знаниях по теме: «Глагол»,
которые обнаружились при проведении
контрольной работы; убедить детей в
том, что работа над ошибками – это один
из путей формирования грамотного письма.
Задачи
урока «Работа над ошибками»:
Актуализировать
знания учащихся о части речи глагол.
В практической
деятельности помочь использовать
имеющиеся знания о правописании глагола.
Разобрать,
проработать погрешности, допущенные в
контрольной работе.
Формировать
умение систематизировать и обобщать,
закреплять и проводить анализ по данной
теме.
Научить
правильно относиться к ошибке, умело и
грамотно ее использовать.
Планируемые
результаты:
Метапредметные:
Познавательные:
умеют определять познавательную
задачу; извлекают необходимую информацию
из учебных пособий.
Регулятивные:
планируют свою деятельность;
сопоставляют выполненную работу с
образцом; вносят коррективы в действия;
адекватно воспринимают оценку учителя
и одноклассников.
Коммуникативные:
обосновывают высказанное суждение;
используют в речи языковые средства,
соответствующие целям и условиям
делового общения; оформляют свою мысль
в письменной форме речи.
Личностные
результаты: ориентируются на понимание
причин успеха в учебе; сравнивают разные
точки зрения; считаются с мнением другого
человека; проявляют доброжелательность
в споре; выражают интерес к освоению
новой учебной информации.
Оборудование
урока: Русский язык. Тетрадь для
контрольных работ. 4 класса / Романова
В.Ю., Петленко Л.В.- М. : Вентана-Граф, 2014.
Учебная презентация, интерактивная
доска, тетради для правил по русскому
языку, карточки для самостоятельной
работы.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
—
Сейчас урок русского языка.
—
Чем важны для нас уроки русского языка?
—
Мы учимся правильно говорить и писать.
—
Продолжите мое предложение: «Если мы
будем хорошо знать русский язык,
то………(сможем писать без ошибок,
интересно рассказывать, лучше понимать
прочитанное, правильно говорить, лучше
понимать друг друга).
—
Я с вами согласна, потому что русский
человек должен изучать русский язык,
потому что это родной язык, первый язык,
который мы начинаем познавать с детства.
—
Чем мы занимались на прошлом уроке?
—
Писали контрольную работу по теме:
«Глагол»
—
Как вы думаете, чем мы будем заниматься
сегодня? (- Работать над ошибками).
II.
Актуализация.
1.
Результаты контрольной работы.
Ознакомление
с оценками.
Самыми
лучшими, отличными работами можно
считать работы учеников…
—
Вот так можно написать контрольную
работу, если внимательно, старательно
работать на каждом уроке русского языка.
—
Но некоторые ученики допустили ошибки
на изученные правила. Вы это видите по
оценкам. Вам нужно быть более внимательными,
ответственным за свою работу.
III.
Мотивация.
–
А теперь,
ребята, представьте свое будущее. Вы
работаете директором какого-то
предприятия, фирмы, учителем, врачом.
—
Будут ли уважать человека, который пишет
неграмотно или неграмотно строит свою
речь?
—
Чем будем заниматься на уроке сегодня?
—
Какие цели себе поставим?
—
Важно, ребята, вчитываться в задания,
чтобы понимать, что от нас требуют авторы
заданий, над этим мы сейчас и будем
работать. Итак, начнем работу над
ошибками.
IV.
Работа над ошибками.
—
Мы не просто будем выполнять работу
над ошибками, а отправимся в путешествие
по исправлению своих ошибок. Нам будет
нелегко, так как придется преодолеть и
темный лес, и отправиться в морское
путешествие, где нам встретятся рифы и
настоящие пираты, переплыть реку,
совершить подъем по горе, чтобы оказаться
на острове «Глагол». Вы готовы?
—
Работать будем по группам:
А)
1-я группа пустится в
свободное правило, так как получили
«5». (Работает в тетради для
контрольных работ на страницах с. 48 -49,
выполняя № 1, 2, 3, 4.)
Б)
2-я группа отправится исправлять свои
ошибки. Это ребята, которые
получили «4», «3» и «2».
А) Первое
испытание «Темный лес».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 1.
— Чтобы пройти
темный лес, надо ответить на вопросы:
—
О какой части речи идёт речь?
Интересная
часть речи в русском языке живет.
Кто
что делает, расскажет.
Чертит,
пишет или поёт,
Вышивает
или забивает гол,
Варит,
жарит, моет, чистит –
Всё
расскажет нам …
—
Найдите в стихотворении главное слово.
(Глагол.)
—
Почему я прочитала вам стихотворение
о глаголе?
—
Чем является глагол в русском языке?
(Частью речи.)
—
Что обозначают глаголы? (Обозначают
действия предметов.)
—
Почему не смогли объединить глаголы в
группы по значению?
—
Что надо было вспомнить, чтобы выполнить
это задание?
—
Какого вида бывают глаголы?
— Запишите
глаголы по группам по значению:
1) начало
действия
2) окончание
действия
3) неполное
действие.
Глаголы —
запеть, приоткрыть, побежать, допеть,
отцвести, полететь, привстать, отшуметь,
дочитать, приболеть.
Проверка:
1) начало
действия: запеть, побежать, полететь.
2) окончание
действия: допеть, отцвести, отшуметь,
дочитать.
3) неполное
действие: приоткрыть, привстать,
приболеть.
Б) Второе
испытание «Осторожно, рифы»!
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 2.
— Почему не
подчеркнули глагол, как член предложения?
— Что надо
знать, чтобы выполнить это задание?
— Каким членом
предложения бывает глагол?
— Как
подчеркивается?
— Почему не
определили время глагола? Что надо
знать, чтобы определить время глагола?
— Вспомните
правило.
— Почему не
смогли определить лицо глагола?
— Как надо
поступить? Какое правило вспомнить?
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 3.
1 вариант
— Почему не
смогли образовать формы настоящего,
прошедшего и будущего времени?
— Что для
этого надо было сделать?
2 вариант.
— Внимательно
прочитайте задание. Там была подсказка.
— Надо
запомнить!
В) Третье
испытание «Переплыть реку».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 4.
— Почему не
смогли в каждой группе подчеркнуть
глагол в форме прошедшего времени ед.ч,
м.р.? или глаголы в форме настоящего
времени 2 –го лица, ед. ч.?
Г) Четвертое
испытание «Встреча с пиратами».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 5.
— Почему не
смогли распространить предложения или
составить словосочетания?
Д) Пятое
испытание «Восхождение на остров
«Глагол»» (Обобщение знаний о глаголе.
Выполнение теста).
Карточка
№1
«Незаконченное
предложение»
— Прочитайте
и допишите нужное слово.
1. Часть речи,
которая обозначает действие предмета
и отвечает на вопросы что делать? Что
сделать? Называется………………………….
2. Глагол
имеет начальную форму. Она называется…………….
3. Глаголы в
неопределённой форме отвечают на
вопросы……….
4. Глаголы
прошедшего времени изменяются по……….
5. В настоящем
и будущем времени глаголы изменяются
по ………..
6. Частица не
с глаголами пишется…………….
7. У глаголов
не бывает …….
8. На конце
глаголов настоящего и будущего времени
ед. ч. 2 лица пишется………..
9. В предложении
глагол является ………………….
10. Спряжение
это изменение глагола по……………и ………….
Самооценка.
Оцените сами свои знания после заполнения
ответов на вопросы, поставив: «+» это я
знаю
«-» я не знаю
«?» это я
забыл
V. Работа в
паре.
— Поменяйтесь
карточками и оцените уровень своих
знаний отметкой.
«5» — нет
ошибок
«4» — 1 -2 ошибки
«3» -3 -4 ошибки
« 2» — более
5 ошибок
Взаимопроверка.
VI.
Итог урока.
Самооценка.
Выставление
оценок.
— Чему учились
мы на этом уроке?
— Учились
анализировать свои и чужие ошибки,
делали работу над ошибками, повторили
знания о глаголе, как части речи.
— Оцените
свои знания по теме «Глагол» по «Лесенке
успеха»
— Что ещё нам
надо повторить о глаголе? (Спряжение,
морфологический разбор)
— Для чего мы
должны изучать такую часть речи, как
глагол?
— Для того,
чтобы учиться точно выражать свои мысли,
правильно употреблять глаголы в речи.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Урок 141 Работа над ошибками.Правописание безударных личных окончаний глаголов
Коррекция знаний, рефлексия и оценивание способа действия
Создать условия для формирования умения выполнять работу над ошибками; совершенствовать умение определять
лицо, число, спряжение глаголов; способствовать развитию навыка выполнять морфологический разбор глагола;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Научатся выполнять работу над ошибками; правильно писать безударные личные окончания глаголов; выполнять морфологический разбор глагола; определять лицо, число, спряжение глаголов; находить в тексте антонимы; находить неопределенную форму глагола
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном мате-
риале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Осознавать и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами само-оценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности учащегося
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 131).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте. Какие глаголы вставили? Назовите их спряжение.
– Выделите безударные окончания глаголов.
Топором руб (II спр.), а пилой пил
(II спр.).
Иглой шьют (I спр.), а пером пиш (I спр.).
Косой кос (II спр.), а ножом реж
(I спр.).
Ушами слуша (I спр.), а глазами смотр
(II спр.).
Удочкой лов (II спр.), а рулем рул
(II спр.).
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
– Продолжите ряд однокоренных слов.
– Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы.
Свежий ветерок разносил по лесу весенние запахи.
Работа над словами с непроверяемым
написанием
Организует работу над словом с непроверяемым написанием.
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
ОБОРОНА – 1. Боевые действия войск с целью отражения нападения противника, удержания занимаемого участка, района. 2. Совокупность средств, необходимых для отпора врагу. 3. Система оборонительных сооружений. Слово было образовано от древнего глагола БОРТИ – «бороться». ОБОРОНА – БОРТИ = «бороться».
Однокоренные слова : оборонительный, оборонять, оборонный, оборонить.
Антонимы : нападение, наступление.
ЗАНЯТЬ ОБОРОНУ – приготовиться соответственным расположением войска, огневых средств к отражению атаки, нападения неприятеля.
III. Сообщение темы
урока.
Определение целей урока
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова.
– Сегодня на уроке выполним работу над ошибками и повторим правописание безударных личных окончаний глаголов
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока
и сохранять учебную цель
и задачу. Делать выводы
IV. Общая характеристика выполнения работы
– Выпишите из текста диктанта слова с безударной гласной в корне.
– Выпишите слова с парной согласной в корне.
– Объясните правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
– Объясните написание безударных окончаний имен прилагательных.
– Объясните написание личных окончаний глаголов
Делят слова на группы по видам орфограмм. Подбирают проверочные слова
Осуществлять анализ
объектов
V. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме
– Из какой сказки эти предложения? Кто автор?
– Из данных предложений выпишите глаголы:
в первый столбик – глаголы, которые относятся
к I спряжению, во второй столбик – глаголы,
относящиеся ко II спряжению.
Читают отрывки из сказок А. С. Пушкина.
1) Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
2) Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
3) Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
4) Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
5) Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
6) Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
7) Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и при-ходить к общему мнению при работе
в паре.
– Запишите в словарь и запомните личные формы глаголов.
Я жгу, пеку, берегу. Мы жжём, печём, бережём.
Ты жжёшь, печёшь, бережёшь. Вы жжёте,
печёте, бережёте. Он жжёт, печёт, бережёт. Они жгут, пекут, берегут.
– Замените устойчивые выражения синонимичными глаголами в неопределенной форме. Определите спряжения глаголов.
Намылить голову, повесить голову, из головы
выбросить, гладить по головке, выдать с головой.
Слова для справок: предать, отругать,
загрустить, хвалить, забыть, отругать, наказать
Подбирают глаголы. Определяют спряжение.
Намылить голову – отругать (I спр.), повесить
голову – загрустить (II спр.), из головы выбросить – забыть (I спр.), гладить по головке –
хвалить (II спр.), выдать с головой – предать
(разноспр.)
VI. Организация индивидуальной работы учащихся.
Игра «Ты редактор»
Педагог проводит игру «Ты редактор».
– Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Вставьте пропущенные окончания. Определите спряжение.
За четверть часа до захода солнца вы (вход..те/вбега..те) в рощу. Вы (отыскива..те/наход..те) себе место где-нибудь подле опушк.. . Солнце село. Внутренность леса постепенно (темне..т/мрачне..т).
Алый свет вечерней зари (переход..т/перебира..тся) от нижних веток к неподвижным верхушкам. Румяное небо (сине..т/ темне..т). Лес постепенно (засыпа..т/затиха..т).
Учащиеся выполняют самостоятельную работу с языковым разбором. Редактируют текст.
За четверть часа до захода солнца вы входите в рощу. Вы находите себе место где-нибудь подле опушки. Солнце село. Внутренность леса постепенно темнеет.
Алый свет вечерней зари перебирается от нижних веток к неподвижным верхушкам. Румяное небо синеет. Лес постепенно засыпает
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
Работа по учебнику (упражнение 207).
– Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу глаголы I спряжения, во вторую – глаголы II спряжения, в третью – глаголы-исключения II спряжения.
– Запишите глаголы по группам в форме 1-го лица множественного числа, вставляя пропущенные буквы.
Свяжем, угощаем, расколем,
спрягаем, машем, пишем
Подарим,
грузим,
солим,
клеим
Вертим,
услышим,
вытерпим,
посмотрим, прогоним
Работа по учебнику (упражнение 208).
Прочитайте. Какие глаголы в пословицах про-пущены?– Спишите, вставляя пропущенные глаголы и буквы и комментируя их написание.
– Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
– Подчеркните в предложениях антонимы.
Дождик (II спр.), а солнышко
(II спр.).
Упуст (II спр.) минуту, потеря
(I спр.) час.
Месяц (II спр.), но не
(I спр.).
Не разгрыз (I спр.) ореха – не попробу
(I спр.) ядра.
Поспеш (II спр.) – людей насмеш
(II спр.).
Кто вчера солгал, тому завтра не повер
(II спр.).
Вымочит – гл., что сделает?, нач. ф. – вымочить, совершенный вид, II спряжение, будущее время, 3-е л., ед. ч., сказуемое.
Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию.
Работа по учебнику (упражнение 209).
– Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. В скобках после каждого глагола запишите его неопределенную форму.
Ласточка день начинает (начинать), а соловей кончает (кончать). А между ласточкой и соловьем любит (любить) петь скворец. В песне скворца чего только не услышишь (услышать): есть там и ласточка, есть соловей и много других
птиц. И никого это не удивляет (удивить):
все знают (знать), что скворец – пересмешник.
Любит – гл., что делает?, нач. ф. – любить,
несовершенный вид, II спряжение, настоящее
время, 3-е л., ед. ч., сказуемое.
Работа в тетради (задание 132)
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
– Выпишите любой глагол и укажите его признаки
Молодые листья ветерок колышет. Как сияет
небо ясной бирюзой! Пахнет черемухой. Ветер приносит с полей аромат. Как золото, река среди лугов сверкает.
Сверкает – глагол, нач. ф. – сверкать, несовер-шенный вид, I спряжение, настоящее время,
3-е л., ед. ч., сказуемое
VII. Итог урока. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Расскажите о правописании безударных личных окончаний глаголов.
– Объясните, что значит проспрягать глагол?
– Почему глаголы прошедшего времени не спрягаются?
– Какая гласная буква пишется в ударном окончании глаголов I спряжения?
– У каких глаголов – с безударными или с ударными окончаниями – спряжение определяется по неопределенной форме?
– Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
– Почему глаголы-исключения считают особыми?
– Как определить спряжение у глаголов с ударным окончанием?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
– Выполнить задание 133 в рабочей тетради
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
Памятка «Работа над орфографическими ошибками»
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
- Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
5. Парные согласные в корне слова.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
7. Правописание приставки, суффикса.
8. Разделительный Ъ и Ь.
9. Раздельное написание предлогов со словами.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
1. На выбор букв для обозначения звука:
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения:
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)ря(д/т)
су(б/п)
гла(з/с)к(о/а)за
р(е/и)ка
тр(а/о)вап(а/о)ет
з(о/а)вет
ст(о/а)ит
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
- Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
- Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
- Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
- Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
- Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
- Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
- Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по теме:» Глагол. Работа над ошибками»
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по теме:» Глагол. Работа над ошибками»
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Кумылженская средняя общеобразовательная школа № 1
имени Знаменского А. Д.
Кумылженского района Волгоградской области
Урок по русскому языку в 4 классе на тему:
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Глагол. Работа над ошибками
Форма: урок-путешествие по ошибкам
Подготовила: Головчак Ирина Ивановна
Тема: «Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме: Глагол. Работа над ошибками».
Цель урока: Мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях по теме: «Глагол», которые обнаружились при проведении контрольной работы; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.
Задачи урока «Работа над ошибками»:
Актуализировать знания учащихся о части речи глагол.
В практической деятельности помочь использовать имеющиеся знания о правописании глагола.
Разобрать, проработать погрешности, допущенные в контрольной работе.
Формировать умение систематизировать и обобщать, закреплять и проводить анализ по данной теме.
Научить правильно относиться к ошибке, умело и грамотно ее использовать.
Познавательные: умеют определять познавательную задачу; извлекают необходимую информацию из учебных пособий.
Регулятивные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в письменной форме речи.
Личностные результаты: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.
Оборудование урока: Русский язык. Тетрадь для контрольных работ. 4 класса / Романова В.Ю., Петленко Л.В.- М. : Вентана-Граф, 2014. Учебная презентация, интерактивная доска, тетради для правил по русскому языку, карточки для самостоятельной работы.
I. Организационный момент.
— Сейчас урок русского языка.
— Чем важны для нас уроки русского языка?
— Мы учимся правильно говорить и писать.
— Продолжите мое предложение: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то………(сможем писать без ошибок, интересно рассказывать, лучше понимать прочитанное, правильно говорить, лучше понимать друг друга).
— Я с вами согласна, потому что русский человек должен изучать русский язык, потому что это родной язык, первый язык, который мы начинаем познавать с детства.
— Чем мы занимались на прошлом уроке?
— Писали контрольную работу по теме: «Глагол»
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (- Работать над ошибками).
II. Актуализация.
1. Результаты контрольной работы.
Ознакомление с оценками.
Самыми лучшими, отличными работами можно считать работы учеников…
— Вот так можно написать контрольную работу, если внимательно, старательно работать на каждом уроке русского языка.
— Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.
III. Мотивация.
– А теперь, ребята, представьте свое будущее. Вы работаете директором какого-то предприятия, фирмы, учителем, врачом.
— Будут ли уважать человека, который пишет неграмотно или неграмотно строит свою речь?
— Чем будем заниматься на уроке сегодня?
— Какие цели себе поставим?
— Важно, ребята, вчитываться в задания, чтобы понимать, что от нас требуют авторы заданий, над этим мы сейчас и будем работать. Итак, начнем работу над ошибками.
IV. Работа над ошибками.
— Мы не просто будем выполнять раб оту над ошибками, а отправимся в путешествие по исправлению своих ошибок. Нам будет нелегко, так как придется преодолеть и темный лес, и отправиться в морское путешествие, где нам встретятся рифы и настоящие пираты, переплыть реку, совершить подъем по горе, чтобы оказаться на острове «Глагол». Вы готовы?
— Работать будем по группам:
А) 1- я группа пустится в свободное правило, так как получили «5». (Работает в тетради для контрольных работ на страницах с. 48 -49, выполняя № 1, 2, 3, 4.)
Б) 2-я группа отправится исправлять свои ошибки . Это ребята, которые получили «4», «3» и «2».
А) Первое испытание «Темный лес».
Работа над ошибками, допущенными в задании № 1.
— Чтобы пройти темный лес, надо ответить на вопросы:
— О какой части речи идёт речь?
Интересная часть речи в русском языке живет.
Кто что делает, расскажет.
Чертит, пишет или поёт,
Вышивает или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …
— Найдите в стихотворении главное слово. (Глагол.)
— Почему я прочитала вам стихотворение о глаголе?
— Чем является глагол в русском языке? (Частью речи.)
— Что обозначают глаголы? (Обозначают действия предметов.)
— Почему не смогли объединить глаголы в группы по значению?
— Что надо было вспомнить, чтобы выполнить это задание?
— Какого вида бывают глаголы?
— Запишите глаголы по группам по значению:
1) начало действия
2) окончание действия
3) неполное действие.
Глаголы — запеть, приоткрыть, побежать, допеть, отцвести, полететь, привстать, отшуметь, дочитать, приболеть.
1) начало действия: запеть, побежать, полететь.
2) окончание действия: допеть, отцвести, отшуметь, дочитать.
3) неполное действие: приоткрыть, привстать, приболеть.
Б) Второе испытание «Осторожно, рифы»!
Работа над ошибками, допущенными в задании № 2.
— Почему не подчеркнули глагол, как член предложения?
— Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
— Каким членом предложения бывает глагол?
— Почему не определили время глагола? Что надо знать, чтобы определить время глагола?
— Почему не смогли определить лицо глагола?
— Как надо поступить? Какое правило вспомнить?
Работа над ошибками, допущенными в задании № 3.
— Почему не смогли образовать формы настоящего, прошедшего и будущего времени?
— Что для этого надо было сделать?
— Внимательно прочитайте задание. Там была подсказка.
В) Третье испытание «Переплыть реку».
Работа над ошибками, допущенными в задании № 4.
— Почему не смогли в каждой группе подчеркнуть глагол в форме прошедшего времени ед.ч, м.р.? или глаголы в форме настоящего времени 2 –го лица, ед. ч.?
Г) Четвертое испытание «Встреча с пиратами».
Работа над ошибками, допущенными в задании № 5.
— Почему не смогли распространить предложения или составить словосочетания?
Д) Пятое испытание «Восхождение на остров «Глагол»» (Обобщение знаний о глаголе. Выполнение теста).
— Прочитайте и допишите нужное слово.
1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Называется………………………….
2. Глагол имеет начальную форму. Она называется…………….
3. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы……….
4. Глаголы прошедшего времени изменяются по……….
5. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ………..
6. Частица не с глаголами пишется…………….
7. У глаголов не бывает …….
8. На конце глаголов настоящего и будущего времени ед. ч. 2 лица пишется………..
9. В предложении глагол является ………………….
10. Спряжение это изменение глагола по……………и ………….
Самооценка. Оцените сами свои знания после заполнения ответов на вопросы, поставив: «+» это я знаю
V. Работа в паре.
— Поменяйтесь карточками и оцените уровень своих знаний отметкой.
« 2» — более 5 ошибок
V I . Итог урока.
— Чему учились мы на этом уроке?
— Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками, повторили знания о глаголе, как части речи.
— Оцените свои знания по теме «Глагол» по «Лесенке успеха»
— Что ещё нам надо повторить о глаголе? (Спряжение, морфологический разбор)
— Для чего мы должны изучать такую часть речи, как глагол?
— Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи.
источники:
http://urok.1sept.ru/articles/610106
http://www.uchmet.ru/library/material/282671/
Муниципальное
казённое образовательное учреждение
Кумылженская
средняя общеобразовательная школа
№ 1
имени
Знаменского А. Д.
Кумылженского
района Волгоградской области
Урок по
русскому языку в 4 классе на тему:
Анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме:
Глагол.
Работа над ошибками
Форма:
урок-путешествие по ошибкам
Подготовила:
Головчак Ирина Ивановна
Урок 119
Тема: «Анализ
ошибок, допущенных в контрольной работе
по теме:
Глагол. Работа над ошибками».
Цель урока:
Мобилизовать учащихся на преодоление
пробелов в знаниях по теме: «Глагол»,
которые обнаружились при проведении
контрольной работы; убедить детей в
том, что работа над ошибками – это один
из путей формирования грамотного письма.
Задачи
урока «Работа над ошибками»:
Актуализировать
знания учащихся о части речи глагол.
В практической
деятельности помочь использовать
имеющиеся знания о правописании глагола.
Разобрать,
проработать погрешности, допущенные в
контрольной работе.
Формировать
умение систематизировать и обобщать,
закреплять и проводить анализ по данной
теме.
Научить
правильно относиться к ошибке, умело и
грамотно ее использовать.
Планируемые
результаты:
Метапредметные:
Познавательные:
умеют определять познавательную
задачу; извлекают необходимую информацию
из учебных пособий.
Регулятивные:
планируют свою деятельность;
сопоставляют выполненную работу с
образцом; вносят коррективы в действия;
адекватно воспринимают оценку учителя
и одноклассников.
Коммуникативные:
обосновывают высказанное суждение;
используют в речи языковые средства,
соответствующие целям и условиям
делового общения; оформляют свою мысль
в письменной форме речи.
Личностные
результаты: ориентируются на понимание
причин успеха в учебе; сравнивают разные
точки зрения; считаются с мнением другого
человека; проявляют доброжелательность
в споре; выражают интерес к освоению
новой учебной информации.
Оборудование
урока: Русский язык. Тетрадь для
контрольных работ. 4 класса / Романова
В.Ю., Петленко Л.В.- М. : Вентана-Граф, 2014.
Учебная презентация, интерактивная
доска, тетради для правил по русскому
языку, карточки для самостоятельной
работы.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
—
Сейчас урок русского языка.
—
Чем важны для нас уроки русского языка?
—
Мы учимся правильно говорить и писать.
—
Продолжите мое предложение: «Если мы
будем хорошо знать русский язык,
то………(сможем писать без ошибок,
интересно рассказывать, лучше понимать
прочитанное, правильно говорить, лучше
понимать друг друга).
—
Я с вами согласна, потому что русский
человек должен изучать русский язык,
потому что это родной язык, первый язык,
который мы начинаем познавать с детства.
—
Чем мы занимались на прошлом уроке?
—
Писали контрольную работу по теме:
«Глагол»
—
Как вы думаете, чем мы будем заниматься
сегодня? (- Работать над ошибками).
II.
Актуализация.
1.
Результаты контрольной работы.
Ознакомление
с оценками.
Самыми
лучшими, отличными работами можно
считать работы учеников…
—
Вот так можно написать контрольную
работу, если внимательно, старательно
работать на каждом уроке русского языка.
—
Но некоторые ученики допустили ошибки
на изученные правила. Вы это видите по
оценкам. Вам нужно быть более внимательными,
ответственным за свою работу.
III.
Мотивация.
–
А теперь,
ребята, представьте свое будущее. Вы
работаете директором какого-то
предприятия, фирмы, учителем, врачом.
—
Будут ли уважать человека, который пишет
неграмотно или неграмотно строит свою
речь?
—
Чем будем заниматься на уроке сегодня?
—
Какие цели себе поставим?
—
Важно, ребята, вчитываться в задания,
чтобы понимать, что от нас требуют авторы
заданий, над этим мы сейчас и будем
работать. Итак, начнем работу над
ошибками.
IV.
Работа над ошибками.
—
Мы не просто будем выполнять работу
над ошибками, а отправимся в путешествие
по исправлению своих ошибок. Нам будет
нелегко, так как придется преодолеть и
темный лес, и отправиться в морское
путешествие, где нам встретятся рифы и
настоящие пираты, переплыть реку,
совершить подъем по горе, чтобы оказаться
на острове «Глагол». Вы готовы?
—
Работать будем по группам:
А)
1-я группа пустится в
свободное правило, так как получили
«5». (Работает в тетради для
контрольных работ на страницах с. 48 -49,
выполняя № 1, 2, 3, 4.)
Б)
2-я группа отправится исправлять свои
ошибки. Это ребята, которые
получили «4», «3» и «2».
А) Первое
испытание «Темный лес».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 1.
— Чтобы пройти
темный лес, надо ответить на вопросы:
—
О какой части речи идёт речь?
Интересная
часть речи в русском языке живет.
Кто
что делает, расскажет.
Чертит,
пишет или поёт,
Вышивает
или забивает гол,
Варит,
жарит, моет, чистит –
Всё
расскажет нам …
—
Найдите в стихотворении главное слово.
(Глагол.)
—
Почему я прочитала вам стихотворение
о глаголе?
—
Чем является глагол в русском языке?
(Частью речи.)
—
Что обозначают глаголы? (Обозначают
действия предметов.)
—
Почему не смогли объединить глаголы в
группы по значению?
—
Что надо было вспомнить, чтобы выполнить
это задание?
—
Какого вида бывают глаголы?
— Запишите
глаголы по группам по значению:
1) начало
действия
2) окончание
действия
3) неполное
действие.
Глаголы —
запеть, приоткрыть, побежать, допеть,
отцвести, полететь, привстать, отшуметь,
дочитать, приболеть.
Проверка:
1) начало
действия: запеть, побежать, полететь.
2) окончание
действия: допеть, отцвести, отшуметь,
дочитать.
3) неполное
действие: приоткрыть, привстать,
приболеть.
Б) Второе
испытание «Осторожно, рифы»!
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 2.
— Почему не
подчеркнули глагол, как член предложения?
— Что надо
знать, чтобы выполнить это задание?
— Каким членом
предложения бывает глагол?
— Как
подчеркивается?
— Почему не
определили время глагола? Что надо
знать, чтобы определить время глагола?
— Вспомните
правило.
— Почему не
смогли определить лицо глагола?
— Как надо
поступить? Какое правило вспомнить?
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 3.
1 вариант
— Почему не
смогли образовать формы настоящего,
прошедшего и будущего времени?
— Что для
этого надо было сделать?
2 вариант.
— Внимательно
прочитайте задание. Там была подсказка.
— Надо
запомнить!
В) Третье
испытание «Переплыть реку».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 4.
— Почему не
смогли в каждой группе подчеркнуть
глагол в форме прошедшего времени ед.ч,
м.р.? или глаголы в форме настоящего
времени 2 –го лица, ед. ч.?
Г) Четвертое
испытание «Встреча с пиратами».
Работа над
ошибками, допущенными в задании № 5.
— Почему не
смогли распространить предложения или
составить словосочетания?
Д) Пятое
испытание «Восхождение на остров
«Глагол»» (Обобщение знаний о глаголе.
Выполнение теста).
Карточка
№1
«Незаконченное
предложение»
— Прочитайте
и допишите нужное слово.
1. Часть речи,
которая обозначает действие предмета
и отвечает на вопросы что делать? Что
сделать? Называется………………………….
2. Глагол
имеет начальную форму. Она называется…………….
3. Глаголы в
неопределённой форме отвечают на
вопросы……….
4. Глаголы
прошедшего времени изменяются по……….
5. В настоящем
и будущем времени глаголы изменяются
по ………..
6. Частица не
с глаголами пишется…………….
7. У глаголов
не бывает …….
8. На конце
глаголов настоящего и будущего времени
ед. ч. 2 лица пишется………..
9. В предложении
глагол является ………………….
10. Спряжение
это изменение глагола по……………и ………….
Самооценка.
Оцените сами свои знания после заполнения
ответов на вопросы, поставив: «+» это я
знаю
«-» я не знаю
«?» это я
забыл
V. Работа в
паре.
— Поменяйтесь
карточками и оцените уровень своих
знаний отметкой.
«5» — нет
ошибок
«4» — 1 -2 ошибки
«3» -3 -4 ошибки
« 2» — более
5 ошибок
Взаимопроверка.
VI.
Итог урока.
Самооценка.
Выставление
оценок.
— Чему учились
мы на этом уроке?
— Учились
анализировать свои и чужие ошибки,
делали работу над ошибками, повторили
знания о глаголе, как части речи.
— Оцените
свои знания по теме «Глагол» по «Лесенке
успеха»
— Что ещё нам
надо повторить о глаголе? (Спряжение,
морфологический разбор)
— Для чего мы
должны изучать такую часть речи, как
глагол?
— Для того,
чтобы учиться точно выражать свои мысли,
правильно употреблять глаголы в речи.