Общие правила выполнения работы над ошибками:
Проанализируй свои ошибки;
Сначала проработай орфографические ошибки, которые на полях вынесены знаком « l »;
Выпиши слово, подчеркни место, обозначь морфему, где была допущена ошибка;
Выполни работу над ошибками по образцу;
Не забывай подбирать проверочные слова, подчеркивать орфограммы, приводить примеры.
Затем приступай к анализу и работе над пунктуационными ошибками, которые на полях вынесены знаком « V ».
по русскому языку
18. Безударные падежные окончания существительных. Запиши слово. Выдели окончание. Определи падеж, склонение. Запиши еще 2-3 примера. Об улице — П. п., 1 скл.; о земле, в молоке, на море.
19. Безударные окончания имён прилагательных. Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к нему вопрос. Определи род, число, падеж по сущ. Запиши еще 2-3 примера. К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.; синим шариком, доброй улыбкой.
20. Безударные личные окончания глаголов. Выпиши слово. Выдели окончание, укажи лицо, спряжение, число. Поставь глагол в Н.ф. Запиши еще 2-3 примера. Пишет (3 л., 1-е спр., ед.ч.) — писать ; бегает, прыгает, вяжет.
21. Правописание предлога со словами. Выпиши слово вместе с предлогом. Подчеркни предлог. Напиши еще 2-3 примера. К берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу. На стуле, у озера, под водой.
22. Правописание приставки со словом. Выпиши слово и выдели приставку. Образуй от этого слова 3 однокоренные слова с разными приставками. Заехал, уехал, переехал.
23. Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! …). Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак, подчеркни его.
24. Разбор предложения. Выпиши предложение. Разбери его правильно, укажи части речи.
25. Однородные члены предложения. Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.
26. Сложное предложение. Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы и запятую между простыми предложениями. Начерти схему.
27. Предложения с прямой речью. Запиши правильно. Подчеркни знаки препинания. Составь схему.
1. Большая буква в именах собственных. Выпиши слово правильно, запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Москва — название города. Иванов, Дмитрий, Тузик.
2. Перенос слов. Раздели слово на слоги для переноса правильно. Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
3. Жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, нщ, щн, рщ, чт. Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило. Машина, шил, шина, шило. Звездочка; ласточка, кочка, ночка.
4. Соединительные гласные О, Е в сложных словах. Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2-3 примера. Паровоз, самолет, лесополоса.
5. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши его рядом. Напиши еще 2-3 примера. Гроза́ — гро́зы; сосна́, морско́й, снегови́к.
6. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Выпиши слово правильно 3 раза. Выдели корень. Поставь ударение. Напиши еще 2-3 однокоренных слова. Помидо́р, помидо́р, помидо́р, помидо́рный, помидо́рчик.
7. Проверяемые согласные в корне слова. Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни проверяемую согласную, запиши проверочное слово, запиши еще 2-3 примера на это правило. Гриб – грибы, труд, стог, рог.
8. Непроизносимые согласные в корне слова. Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимую согласную. Подбери однокоренные слова. Солнце – солнышко, солнечный, солнцезащитный. Но: опасный-опасен.
9. Двойные согласные в слове. Выпиши слово. Раздели его для переноса. Запиши еще одно однокоренное слово. Группа, груп-па, груп-повой.
10. Ь в конце существительных после шипящих. Выпиши слово правильно. Подчеркни (ь) вместе с рядом стоящей буквой. Запиши ещё 2-3 слова на эту орфограмму. Луч, товарищ, врач — м.р.; речь, печь, молодёжь — ж.р..
11. Ь показатель мягкости согласных. Выпиши слово. Подчеркни (ь) вместе с предыдущим согласным. Запиши ещё 2-3 слова на эту орфограмму. Гуськом; гурьбой, коньки, возьму.
12. Разделительный Ь. Выпиши слово правильно. Подчеркни (ь) вместе с рядом стоящими буквами. Запиши ещё 2-3 примера. Налью; солью, болью, вышью.
13. Ь на конце глаголов 2-го лица ед. ч. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед. ч.), решаешь (2-е лицо, ед. ч.), строишь (2-е лицо, ед.ч).
14. Ь в неопределённой форме глагола. Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Пытаться (что делать?), беречь (что делать?).
15. Разделительный Ъ. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни согласную в приставке и гласную после Ъ. Запиши ещё 2-3 примера. Подъезд; объелся, отъехал, объявление.
16. НЕ с глаголами. Выпиши глагол с НЕ. Укажи часть речи. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2-3 примера. Не забыл (гл.); не принес, не выполнил. Нездоровится (гл., без НЕ не употребляется), негодовать.
17. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши еще 2-3 примера с этой же приставкой. Подпись; подлить, подшить, подрисовать.
Организация работы над ошибками на уроках русского языка в 5 классе.
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеет самостоятельная работа над ошибками. Но при организации такой работы учитель встречается с рядом трудностей.
Первая из них – разнородность ошибок. Разнородные ошибки говорят о том, что для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам требуется различное время, так как способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления.
Вторая трудность, с которой сталкивается учитель – это различный темп учащихся. Часть учащихся выполняет задание быстрее и вынуждена ждать, когда закончат остальные. А спешка ведёт за собой небрежность, плохие оценки, нежелание выполнять подобного рода работу.
На одном из уроков в начале 5 класса записываем с ребятами условные обозначения ошибок:
I — орфографические ошибки
V — пунктуационные ошибки
Г — грамматические ошибки
Р — речевые ошибки
П — повтор
Ф — фактические ошибки
Z — нарушение абзаца
Л — нарушение последовательности изложения
Первую работу над ошибками диктанта выполняем всем классом: к доске вызываю ученика, остальные работают в своих тетрадях. Учащийся записывает слово, в котором была допущена ошибка, называет орфограмму, записывает проверочное слово к данному слову, отмечает орфограмму, подбирает 3 слова на это правило, составляет и записывает предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Таким образом прорабатываем все ошибки.
После каждого диктанта, изложения или сочинения обязательно проводится урок работы над ошибками. Он организуется следующим образом: учитель сообщает учащимся результаты работы, называет типичные ошибки, один ученик (обычно тот, кто справился с работой хорошо) выполняет работу над ошибками на доске (разбираются ошибки, допущенные многими ), далее каждый ученик прорабатывает свои ошибки сначала на черновике, показывает учителю, после этого переписывает на чистовик.
Приёмы самостоятельной работы учащихся над ошибками.
1.Самостоятельное исправление учащимися ошибок.
2.Самостоятельное объяснение тех слов, в которых были допущены ошибки.
3.Подбор проверочных слов к данным словам.
4.Подбор аналогичных примеров данной орфограммы.
5.Составление предложения со словом, в котором была допущена ошибка.
Эти приёмы активизируют мыслительную деятельность, формируют умение сознательно применять изученные правила.
Для того, чтобы облегчить выполнение учащимися работы над ошибками, необходимо всех школьников обеспечить памятками и провести с ними соответствующую ознакомительную работу.
Памятка работы над ошибками.
1.Запиши и подбери проверочное слово.
(Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит).
2.Подбери 3 слова на это правило.
( Москва, Зарайск, Луховицы, Смоленск. Объезд, съёмка, въехал, съели.
Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)
3.Составь предложение со словом, в котором была допущена ошибка. (Наступила зима.)
Каждую домашнюю работу все дети должны начинать так:
1.Запись числа(даты и месяца).
2.Название работы (домашняя работа).
3. Работа над ошибками строго по пунктам памятки.
Данная тетрадь является продолжением работы
над углублённым анализом орфографических ошибок
учащихся пятых – шестых классов, начатая мною в
2005/ 06
(“Активизация логического мышления учащихся
на уроках русского языка при выполнении работы
над ошибками”, — Фестиваль педагогических идей
“Открытый урок”. 2005/2006 учебный год).
Заполняя таблицы, предложенные в тетради,
поэтапно разбирая ошибки, допущенные в
диктантах, изложениях и других видах контрольных
заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют
ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть
ошибки, объяснить их соотнести с нужным правилом.
Всё это способствует более эффективному
усвоению нового материала и повторению
пройденного. Тетрадь и сводная таблица анализа
орфографических ошибок дают полную картину
пробелов в знаниях всего класса и каждого
ученика в отдельности, что позволяет
целенаправленно вести работу над повышением
грамотности всего класса и индивидуально с
каждым учеником.
В данной работе использован опыт формирования
и совершенствования грамотности учащихся,
накопленный в методических разработках и
теоретических исследованиях в современной
педагогике и психологии.
Работа по предложенной системе может вестись и
в старших классах, нужно только расширить
таблицы материалом, изучаемым в данном классе.
. Тетрадь начинается с “Советов”. Их три:
1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово
(слова), ошибку в котором ты легко можешь
объяснить, твёрдо знаешь правило
(сам удивлён: “Почему же в диктанте я сделал
ошибку в этом слове!”).
Заполни табл. №1.
2. Затем переходи к словам (слову), в написании
которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя
правило вроде бы знаешь…
Обратись к учебнику, повтори правило и выполни
задание в таблице №1.
3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не
можешь объяснить и нужное правило найти не
можешь:
а) обратись к Орфографическому словарю (может
быть, это словарное слово, а ты и не знал);
б) Не можешь заполнить таблицу №1, объяснить
допущенную ошибку – обратись к учителю!
Далее следует таблица № 1. В ней учащиеся
выполняют работу над ошибками.
Таблица № 1
Слово, в котором была допущена ошибка | Правило, на которое была допущена ошибка |
Примеры |
Решает | решать – 1 спр. | колет — колоть, 1 спр. |
Затем слова, в которых были допущены ошибки,
ученики записывают в таблице №2
“Словарик: Я пишу правильно”
________________________________________________________ | |
Дата |
ПИШУ ПРАВИЛЬНО |
_________________________________________________________ |
Завершается работа заполнением таблицы №3. В
ней ученики отмечают правила, на допущенные ими
ошибки.
Таблица № 3
Фамилия ученика 5 класс “ ”
№п/п | Правило, на которое допущена ошибка |
Число | |||||||||||||||||||||||
1 | Знаки препинания в конце предложения | ||||||||||||||||||||||||
2 | Запятая в предложении с однородными членами |
||||||||||||||||||||||||
3 | Обращение | ||||||||||||||||||||||||
4 | Обобщающие слова при однородных членах пред. |
||||||||||||||||||||||||
5 | Прямая речь | ||||||||||||||||||||||||
6 | Сложное предложение | ||||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
ТАБЛИЦА “РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ОРФОГРАФИЯ.
МОРФОЛОГИЯ”
ФАМИЛИЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС “ ”
№П.П | Правило, на которое допущена ошибка |
Число | |||||||||||||||||||||
1 | Безударные гласные в корне слова, пров. ударением |
||||||||||||||||||||||
2 | Безударные гласные в корне слова, непров. удар. |
||||||||||||||||||||||
3 | Согласные буквы в корне слова и на конце (гл. и зв., непроизносимые согласные) |
||||||||||||||||||||||
4 | Буквы И, У, А после шипящих | ||||||||||||||||||||||
5 | Разделительный Ъ и Ь знак | ||||||||||||||||||||||
6 | Правописание приставок (кроме на з/с) | ||||||||||||||||||||||
7 | Приставки на З/С | ||||||||||||||||||||||
8 | Предлоги | ||||||||||||||||||||||
9 | И, Ы после Ц в корне слова | ||||||||||||||||||||||
10 | Е.,О после шипящих в корне слова | ||||||||||||||||||||||
11 | Правописание корней с чередующимися гласными |
||||||||||||||||||||||
12 | Ь после шипящих на конце у существительных муж. и ж.р. |
||||||||||||||||||||||
13 | Падежные окончания имён существительных |
||||||||||||||||||||||
14 | Падежные окончания имён прилагательных | ||||||||||||||||||||||
15 | Правописание кратких прилагательных | ||||||||||||||||||||||
16 | 1 и 2 спряжение глаголов | ||||||||||||||||||||||
17 | Гласная перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени |
||||||||||||||||||||||
18 | Не с глаголами | ||||||||||||||||||||||
19 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | ||||||||||||||||||||||
20 | Словарные слова | ||||||||||||||||||||||
Оценка за работу |
Таким образом, данная тетрадь включает три вида
работ:
- саму работу над ошибками;
- анализ ошибок;
- словарную работу.
Одновременно учитель также проводит анализ
ошибок, заполняя сводную таблицу.
Сводная таблица (заполняет учитель, см. приложение 2)
Работа над ошибками находит продолжение и на
последующих уроках. Периодически урок русского
языка начинается со словарного диктанта,
материалом для которого служат слова из таблицы
№ 2.Один из видов словарной работы с установкой
“Я пишу правильно” — это взаимопроверки. Тетради
“Работа над ошибками” учитель раздаёт
произвольно, ученики проверяют чужой словарик,
ставят оценку и записывают на карточку (листочек)
слова, в которых и у проверяющего тоже были
ошибки. Учитель вместе с тетрадями собирает
карточки-листочки. Таким образом, проверяя
карточки, учитель выявляет проблемные места в
усвоении нового материала и знает, на что нужно
обратить внимание при повторении пройденного. В
конце четверти (года) учитель проводит
контрольную работу, состоящую из двух частей: 1
часть – словарный диктант, в него входят слова,
попавшие в карточки взаимопроверок и слова из
самого большого словарика. 2часть – учащиеся
анализируют таблицу № 3. Они должны перечислить
правила, на которые были допущены ошибки в
течение четверти (года), привести примеры на
названные правила.
Для более глубокого и вдумчивого анализа
ошибок учащимся предлагаются творческие работы
в качестве домашнего задания. Планы к этим
сочинениям они составляют на уроках развития
речи вместе с учителем.
- Письмо к учёному соседу.
- Как я воевал с ошибками.
- Почему я плохо (хорошо) написал диктант.
Приложение 1
Обновлено: 09.06.2023
Цель урока: Мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.
I. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.
II. Учитель: И прежде чем, приступить к этой нужной для нас работе, проведем орфографическую разминку (по принципу “четвертое лишнее”):
1. Выпишите слово с приставкой при: преступник, препятствие, преодоление, прикосновение.2. Слово с пре: природа, причина, преграда, пример.3. Слово с нн в суффиксе: брошенный, соленый, вареный, печеный.4. Слово с чередующейся гласной и в корне: расстелить, упирается, вытереть, подберу.5. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: прибой, бревна, разбиваются, отходят.6. Слово с проверяемой гласной в корне: водоросли, горизонт, затишье, волны.7. Выпишите наречие, которое пишется раздельно: вперед, без умолку, наугад, вдребезги.
III. Самопроверка. Учащиеся объясняют орфограммы, затем сверяют свою запись с образцом:
IV. Учитель: Ребята, вы, вероятно, вспомнили, что некоторые из этих слов взяты из последнего диктанта. Может быть, даже кто-то из вас ошибся при их написании. Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст (Приложение 1). В чем его особенность?
Дети отвечают, что в тексте есть ошибки.
Учитель: Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего допущено ошибок в этой работе?
Учащиеся исправляют ошибки. Всего 14 орфографических ошибок и 2 пунктуационные. Больше всего ошибок на правописание наречий. Называются и другие ошибки.
Учитель: Теперь сделаем работу над ошибками, помня наш алгоритм:
1. Пишу правильно.2. Объясняю.3. Подтверждаю примерами.
Ошибки у доски объясняют ученики-консультанты, а те, кто затрудняются, сверяют свою запись с полученной на доске:
V. Учитель: А теперь назовите все наречия из этой работы, в написании которых были сделаны ошибки ( вдаль, вглубь, внизу, вверху, набок, сначала и др.). Ошибки в написании наречий были и в ваших диктантах. Работу над своими ошибками вы сделаете самостоятельно дома, и каждый получит за нее свою оценку. (Записывается домашнее задание: занести слова в тетрадь учета ошибок, сделать работу над ошибками. У кого за диктант оценки “4” и “5”, пишут миниатюру “ Проделки наречий”). А теперь продолжаем нашу работу. Действительно, слитное, раздельное и дефисное написание наречий вызывает затруднение у многих. Посмотрите в свои опорные таблицы (Приложение 2), вспомните правила и приготовьтесь к работе с сигнальными карточками.
Желтая карточка – слитное написание.Зеленая карточка – дефисное написание.Красная карточка – раздельное написание.Карабкаться вверх. Разойтись по-хорошему. Взял без спросу. Глядеть исподлобья. Говорить по-английски. Уходить по трое. Выйти навстречу. Сжечь дотла. Успокоился мало-помалу. Все пойдет по другому. Сделать точь-в-точь по учебнику.
VI. Учитель: Из своих диктантов выпишите 10 наречий.
Детям предлагаются разноуровневые задания. Учащиеся первой группы составляют с этими наречиями словосочетания. Учащиеся второй группы пишут творческую миниатюру, включая в нее данные наречия.
Подводится итог урока.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Учитель: О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками, повторили правописание наречий).
Посмотрите также:
Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
5 класс, русский язык
Дата проведения:
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Цель : познакомить с классификацией ошибок в письменных работах; проанализировать типичные ошибки, допущенные в диктанте; формировать у учащихся умение анализировать и исправлять собственные ошибки; воспитывать старание и упорство в достижении хорошего результата работы.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать), находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД: правильное построение речевых высказываний.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник, раздаточный материал.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .
Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.
А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.
Итак, в тетрадях запишите число и тему урока.
Формулировка темы урока учениками.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Физкультминутка.
Ознакомление с оценками.
Самыми лучшими, отличными работами можно считать работы учеников…
Вот так можно написать контрольную, если внимательно, старательно работать на каждом уроке русского языка.
Но некоторые ученики допустили ошибки на изученные правила. Вы это видите по оценкам. Вам нужно быть более внимательными, ответственным за свою работу.
Основные виды ошибок, которые могут встретиться в письменных высказываниях
Виды ошибок и их обозначения
В чем заключаются ошибки
I. Ошибки в содержании
Мысли излагаются непоследовательно, противоречиво
Искажение фактов, дат, имен, неточности
II. Ошибки в грамотности
Неправильно написано слово
Неправильно поставлены знаки препинания
Употреблено не то слово, несочетаемость слов, неоправданные повторы слов
Неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа, склонения, спряжения, вида и т. п.
Ошибки в построении предложений
Употребление слов, не свойственных для данного стиля
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.
Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст. В чем его особенность?
Хороша весна в пустыне. Стремительная, дружная. Пройдут дожди, пригреет солнце, и в один из весенних дней вдруг заметишь, что бурая, прежде унылая округа зазеленела, расцвела, та так буйно, что в некоторых местах на одном квадратном метре распустились сотни ярких цветков.
Спешат они: пока песок влажен, ока не так горячи лучи солнца, нужно успеть вырасти, отцвести, дать плоды.
Коротка жизнь цветов, как коротка и сама весна в пустыне. Часто бывает так, что после небольшой засухи вдруг опять выпадают дожди, растения выбрасывают новый цветок.
Все сильнее пригревает солнце, вянут цветы. Желтеют, сохнут. Но уже легли в почву бесчисленные семена. Десять месяцев ждать им новой весны, чтобы опять украсить пустыню своим пестрым ковром.
Грамматические задания по тексту:
— С какими частями речи в этом году мы познакомились детальнее?
— Какой раздел науки о языке изучает части речи?
— Назовите другие разделы науки о языке, охарактеризуйте их.
Выставление оценок.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока: Мобилизовать учащихся на преодоление пробелов в знаниях, которые обнаружились при проверке контрольного диктанта; убедить детей в том, что работа над ошибками – это один из путей формирования грамотного письма.
I. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас на урок работы над ошибками. С ней мы встречаемся довольно часто. Работаем над ошибками, которые допустили в классных и домашних работах, в диктантах, изложениях и сочинениях.
А нужна ли нам работа над ошибками? Может быть, можно обойтись и без нее.
Ответы учащихся о том, что работа над ошибками необходима, так как она способствует развитию грамотности, помогает повторить изученный ранее материал.
II. Учитель: И прежде чем, приступить к этой нужной для нас работе, проведем орфографическую разминку (по принципу “четвертое лишнее”):
1. Выпишите слово с приставкой при: преступник, препятствие, преодоление, прикосновение.
2. Слово с пре: природа, причина, преграда, пример.
3. Слово с нн в суффиксе: брошенный, соленый, вареный, печеный.
4. Слово с чередующейся гласной и в корне: расстелить, упирается, вытереть, подберу.
5. Слово с безударной гласной, проверяемой ударением: прибой, бревна, разбиваются, отходят.
6. Слово с проверяемой гласной в корне: водоросли, горизонт, затишье, волны.
7. Выпишите наречие, которое пишется раздельно: вперед, без умолку, наугад, вдребезги.
III. Самопроверка. Учащиеся объясняют орфограммы, затем сверяют свою запись с образцом:
IV. Учитель: Ребята, вы, вероятно, вспомнили, что некоторые из этих слов взяты из последнего диктанта. Может быть, даже кто-то из вас ошибся при их написании. Но прежде, чем анализировать свои ошибки, давайте поучимся на чужих. Перед вами текст (Приложение 1). В чем его особенность?
Дети отвечают, что в тексте есть ошибки.
Учитель: Вы должны выступить в роли проверяющих. Исправьте все ошибки и подумайте, на какое правило больше всего допущено ошибок в этой работе?
Учащиеся исправляют ошибки. Всего 14 орфографических ошибок и 2 пунктуационные. Больше всего ошибок на правописание наречий. Называются и другие ошибки.
Учитель: Теперь сделаем работу над ошибками, помня наш алгоритм:
1. Пишу правильно.
2. Объясняю.
3. Подтверждаю примерами.
Ошибки у доски объясняют ученики-консультанты, а те, кто затрудняются, сверяют свою запись с полученной на доске:
V. Учитель: А теперь назовите все наречия из этой работы, в написании которых были сделаны ошибки ( вдаль, вглубь, внизу, вверху, набок, сначала и др.). Ошибки в написании наречий были и в ваших диктантах. Работу над своими ошибками вы сделаете самостоятельно дома, и каждый получит за нее свою оценку. (Записывается домашнее задание: занести слова в тетрадь учета ошибок, сделать работу над ошибками. У кого за диктант оценки “4” и “5”, пишут миниатюру “ Проделки наречий”). А теперь продолжаем нашу работу. Действительно, слитное, раздельное и дефисное написание наречий вызывает затруднение у многих. Посмотрите в свои опорные таблицы (Приложение 2), вспомните правила и приготовьтесь к работе с сигнальными карточками.
Желтая карточка – слитное написание.
Зеленая карточка – дефисное написание.
Красная карточка – раздельное написание.
Карабкаться вверх.
Разойтись по-хорошему.
Взял без спросу.
Глядеть исподлобья.
Говорить по-английски.
Уходить по трое.
Выйти навстречу.
Сжечь дотла.
Успокоился мало-помалу.
Все пойдет по другому.
Сделать точь-в-точь по учебнику.
VI. Учитель: Из своих диктантов выпишите 10 наречий.
Детям предлагаются разноуровневые задания. Учащиеся первой группы составляют с этими наречиями словосочетания. Учащиеся второй группы пишут творческую миниатюру, включая в нее данные наречия.
Подводится итог урока.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Учитель: О чем мы вспомнили и чему научились на нашем уроке? (Учились анализировать свои и чужие ошибки, делали работу над ошибками, повторили правописание наречий).
Цель: проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем.
Общий анализ написанного контрольного диктанта.
3. Работа по теме урока.
Объяснение допущенных орфографических ошибок.
1). Работу над ошибками начать со списывания по целой строчке слова, в которых допущены исправления: буква на букве, грязь, или описка (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчеркнуть то место, где есть исправления.
2). Индивидуальная работа.
Сначала определить, на какую орфограмму ошибка.
Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).
Слово, в котором допущена ошибка
Написать слово верно.
Правило, объясняющее написание
Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило
Объяснение допущенных пунктуационных ошибок.
3). Работа над ошибками из грамматического задания.
III. Для более глубокого анализа ошибок напиши отчет
1. Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.
2. Причины, послужившие плохому (хорошему) результату:
А. Не усвоил новый материал.
Б. Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).
В. Допустил ошибку в словарном слове,
Г. Обстановка в классе во время диктанта.
Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).
Читайте также:
- Конспект предсменного предрейсового инструктажа состоит из ржд
- Charlie is nice 2 класс кузовлев конспект урока
- Живые царства растения 5 класс конспект урока
- Конспект урока роковые яйца
- Красная шапочка конспект урока речевой практики 2 класс 8 вид
Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.
Памятка по выполнению работы над ошибками
по русскому языку в 5-8 классах
1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.
3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.
4. Словарное слово. Напиши слово три раза.
5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.
6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).
8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.
9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.
10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.
11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.
12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.
13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.
14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.
15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.
17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.
18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).
19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.
20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.
21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.
22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришёл, не_выучил.
23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.
24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.
25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).
26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.
27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).
28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.
29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.
30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.
31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например: «П,»- а. А: «П!»
33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.