Работа над ошибками 5 класс диктант имя существительное

Работа над
ошибками, допущенными в диктанте. Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных

Педагогические задачи

Создать условия для выполнения работы
над ошибками; совершенствовать умения правильно писать безударные падежные
окончания имен существительных; способствовать развитию орфографической
зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры
учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся
выполнять работу над ошибками; правильно писать безударные падежные окончания
имен существительных; определять склонение и падеж имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную
задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и
учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с
помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника,
справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих
основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный
алгоритм); коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; выполняя
различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,
придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Понимать то, что правильная устная и
письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и
эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание людям;
понимать чувства одноклассников, собеседников; владеть навыками
сотрудничества

с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная
структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

II.
Актуализация знаний.

Проверка
домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу

о
проделанной работе.


Прочитайте задание 165. Какие антонимы вы подобрали к каждому имени
существительному из слов для справок?


Прочитайте имя существительное – антоним

в
скобках в той же падежной форме, что и данное имя существительное.


Укажите склонение имен существительных и выделите их окончания.

Отвечают
на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Объясняют
выполнение задания.

(См.
РМ, Приложение 2.)

Минутка
чистописания.

Проводит
минутку чистописания.


Запишите буквосочетания.


Спишите предложение. Разберите его по членам предложения. Над словами
обозначьте части речи.

Выполняют
чистописание.

На
землю выпала роса.

Работа
над словами с непроверяемым написанием

Организует
работу над словами с непроверяемым написанием.


Отгадайте загадку.

На четырех ногах
стою,

Ходить же вовсе не
могу.

Записывают словарное
слово в индивидуальный словарик.


На мне ты любишь
отдыхать,

Когда устанешь ты
гулять.

      (Кровать.)

(См.
РМ, Приложение 3.)


Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием
ассоциаций.


Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «кровать»

Подбирают
однокоренные слова, синонимы к словарному слову, составляют предложения

III.
Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает
вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.


Прочитайте тему урока.


Сегодня на уроке будем упражняться в правописании безударных падежных окончаний
имен существительных

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные.
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова.
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока

IV.
Общая характеристика выполнения работы

Проводит
количественный и качественный анализ орфографических и пунктуационных ошибок.


Объясните написание безударных гласных.


Объясните написание парных согласных.


Объясните написание безударных падежных окончаний имен существительных

Анализируют
допущенные ошибки, объясняют орфограммы. (См. РМ, Приложение 4.)

V.
Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений

по
изученной теме

Организует
выполнение работы над ошибками. Проводит разбор типичных грамматических
ошибок и затруднений с последующим объяснением

Выполняют
работу над ошибками. Участвуют

в
обсуждении правил. Самостоятельно подбирают аналогичные примеры по данным
орфограммам и пунктограммам с использованием словарей, учебников. Решают
индивидуальные грамматические задания. Выполняют самостоятельную работу с
языковым разбором


 VI.
Обобщение ранее изученного материала.

Работа

по
учебнику

(упражне-

ние
246).

Задает
вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.
Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.


Прочитайте имена существительные и предлоги.


Составьте и запишите словосочетания, употребив в них любое из данных имен
существительных

с
предлогом. Укажите падеж и склонение имен существительных. (См. РМ,
Приложение 5.)


Расскажите правило правописания безударных падежных окончаний имен
существительных.


В каком еще склонении и падеже у существительных пишется окончание ?
(В первом склонении

в
родительном падеже.)(См. РМ, Приложение 6.)

Работа
в тет-

ради
(зада-

ние
167)

Организует
работу в рабочей тетради.


Прочитайте. Допишите пропущенные окончания. Придумайте к тексту заголовок и
запишите его.


Выполните письменно разбор любого из выделенных имен существительных как
части речи

VII.
Итог урока. Рефлексия

Организация
подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу
на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно
заинтересовало вас во время урока?


Что нового узнали на уроке?



Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных?


Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Домашнее

задание

Проговаривает
и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает
сопутствующие комментарии.


Выполнить задание 166 в рабочей тетради

От сырости (3 скл., Р. п.) – от сухости (3 скл., Р. п.),

без радости (3 скл., Р. п.) – без печали (3 скл., Р. п.),

после встречи (1 скл., Р. п.) – после разлуки (1 скл., Р.
п.),

к весне (1 скл., Д. п.) – к осени (3 скл., Д. п.),

о щедрости (3 скл., П. п.) – о скупости (3 скл., П. п.),

о геройстве (2 скл., П. п.) – о трусости (3 скл., П. п.),

о правде (1 скл., П. п.) – о лжи (3 скл., П. п.),

на рассвете (2 скл., П. п.) – на закате (2 скл., П. п.).

Работа по учебнику
(упражнение 246)

В первом склонении,

Помню даже во сне,

В предложном и дательном

Пишется… -е.

И во втором склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения

Окончание… -е.

А в третьем склонении,

Не ошибись смотри,

В родительном, дательном,

Даже в предложном

Всегда пишу я

Окончание… -и.

Тест «Падежи имён существительных»

– Выберите верные ответы.

1. Укажите ряд, в котором все имена существительные
собственные:

а) мама, бабушка, отец;

б) (река) Волга, (автомобиль) Волга, (кинотеатр) «Волга»;

в) (газета) «Труд», Москва, улица.

2. Укажите ряд, в котором все имена существительные
одушевлённые:

а) сапог, кошка, дверь;

б) цветы, воробей, гусеница;

в) собака, женщина, врач.

3. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) кто? что?;

б) какой? какая?;

в) как?.

4. Укажите ряд, в котором все существительные 3 склонения:

а) сирень, ночь, женщина;

б) дверь, зверь, дочь;

в) бандероль, полынь, лазурь.

5. Укажите ряд, в котором все существительные 1 склонения:

а) лошадь, лошадка, машина;

б) дядя, тётя, старшина;

в) лосось, окно, поле.

6. Укажите ряд, в котором все существительные 2 склонения:

а) время, конь, тётка;

б) конь, брат, окно;

в) ряд, дно, дочка.

7. Укажите ряд, в котором все имена существительные
употреблены в форме родительного падежа:

а) книга из библиотеки, мало времени, около деревни;

б) находиться в плавании, у дочери, на доске;

в) из библиотеки, в библиотеке, на крыше.

8. В каком ряду на месте пропуска пишется Е?

а) По трасс, на лошадк, в сара;

б) по отмел, в пол, к лошад;

в) на сирен, в комнат, в музык.

9. В каком ряду на месте пропуска пишется И?

а) В тетрад, в землянк, на отшиб;

б) в устав, в театр, в здани;

в) на лошад, по возможност, от бол.

Ответы. 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б,
6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – в.

Работа в тетради (задание
167)              
Следы на снегу

Выпала пороша! На скатерти (3 скл., П. п.) снегов видны
следы. Охотники присматриваются к местности (3 скл., Д. п.). Вот у осинки (1
скл., Р. п.) на полянке (1 скл., П. п.) следы зайчишки (1 скл., Р. п.). Здесь
он прислушивался к тишине ночи (3 скл., Р. п.). У лесной опушки (1 скл., Р. п.)
след лисицы (1 скл., Р. п.). От берёзки (1 скл., Р. п.) идут следы белки (1
скл., Р. п.). Она затаилась в вершине (1 скл., П. п.) высокой ели (3 скл., Р. п.). Охотник вернулся без добычи
(1 скл., Р. п.), но радостным и светлым остался день первой пороши (1 скл., Р.
п.).

(На) скатерти –
сущ., на чем?, н. ф. – скатерть, неодуш., нариц., ж. р., 3 скл., П. п., ед. ч.,
второстепенный член.

Зайчишки – сущ., кого?, н. ф. – зайчишка, одуш., нариц., м.
р., 1 скл., Р. п., ед. ч., второстепенный член.

Охотник – сущ., кто?, н. ф. – охотник, одуш.,  нариц.,  м.
р.,  2 скл.,  И. п., ед. ч., подлежащее.

Тема урока: Анализ контрольного диктанта (5класс)

Цель урока: повторив правила, учить обучающихся работе над типичными и индивидуальными ошибками; закрепить написание сложных слов в творческом задании; обратить внимание на различные явления природы.

Оборудование: таблица работы над ошибками (на доске)

Тип урока: урок коррекции

                                         Ход урока

  1. Опрос по домашнему заданию.
  2. Актуализация опорных знаний

Повторение орфограмм по цепочке

Один ученик рассказывает одну орфограмму, рядом сидящий – следующую орфограмму, затем продолжают учащиеся , сидящие за следующей партой.

А) «Правописание проверяемых безударных  гласных в корне слова»

Б) « Правописание проверяемых согласных в корне слова»

В) «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Г) « Буквы а, и, у после шипящих»

Д) «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

Е) « Раздельное написание предлогов с другими словами»

Ё) « — ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах»

Ж) « Написание не с глаголами»
З) « Буквы Е – И в окончаниях имён существительных»

И) «Ь после шипящих на конце имён существительных»

  1. Мотивация учебной деятельности

Приём «Продолжи строчку стихотворения»

  1. Мы ошибки все исправим,

Больше не забудем (правил)

  1. Букву безударную

Сделаем (ударною).

  1. А шипящим скажем так мы:

«Подружитесь с мягким (знаком)

  1. Только в третьем вы склоненье

Вместе стойте (без сомненья)

  1. Не, глаголы, сторонитесь,

Слитно вы не (становитесь)

  1. Только с исключением

Возможны (приключения)

  1. Т – Д не произносится,

Но в слово очень (просится)

  1. Ты, дружок, их проверь,

Им открой в слово (дверь)

  1. Но в чудесно и напрасно

Букву т писать (опасно)!

  1. Правила мы повторили.

Ничего не (позабыли)

  1. Постановка целей и задач урока

Учитель. Цель нашего урока: Работа над допущенными ошибками. Вспомним правила, исправим ошибки и больше никогда не будем их допускать.

5.Работа над темой урока.

А) Работа над орфографическими ошибками, допущенными в диктанте

Слово

Правило

Пример

Оставить место в таблице над индивидуальными ошибками

Б) Работа над пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте

*Выпишите предложения, правильно расставьте знаки препинания, объясните их постановку графически(схемы, подчёркивания). Оставить место в таблице для индивидуальной работы.

В) Словарный диктант.

Не хотим торопиться, веснушки на солнце, осветило стволы берёз, жилки задрожали, трепал деревья, осенняя ночь, бежала низко, живые облака, яростное сражение.

Подчеркните орфограммы в словах

Г) Творческая работа

Напишите сочинение – миниатюру на тему «Ветер – разбойник», использовав предложенные слова:

Вьюга, деревья, широкий, окрестные, лесной, жидкие, облака, перья, волнуется, ковш, ночь

Зачитайте свои работы. У кого получилось лучше? Почему?

 Подчеркните орфограммы в первых трёх предложениях

Д) Проверка выполнения задания

6. Рефлексия

Беседа.

*Ошибки на какие правила вы допустили?

*Что в этом уроке вам удалось лучше всего?

7. Домашнее задание.

Повторить разделы русского языка.

Выполнить упражнение по учебнику

Пожалуй, нет такого учителя русского
языка, который не задумался над этой
проблемой. Казалось, что все уже отработано,
испробованы разные методики, но ожидаемого
результата приходится ждать. И тогда
задаешься вопросом: почему опять допущена
ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и
правило знает, и что-то шепчет под нос во
время диктанта, и комментирует правильно, а
результат не радует. И снова возвращаемся к
работе над ошибками.

Через многое приходилось пройти. Сначала
словарные диктанты на уроках, затем
комментированное письмо, разные формы
зачетов, шпаргалки для запоминания.
Открытий не собираюсь делать. Хочу
поделиться тем, что наработано по этой
проблеме. Работа над ошибками проводится
после каждого диктанта. После изложений,
сочинений ученики ее делают самостоятельно.
В рабочих тетрадях, выполняя домашнее
задание, сначала делают работу над ошибками
и только потом упражнение.

После очередного диктанта для этой цели
отводится целый урок. Сначала идет
коллективная работа, и ее я веду по тем
ошибкам, которые допущены большинством
учащихся.

Страница тетради делится на три столбика,
в первой записываем ошибки, во второй-правило,
в третьей — примеры. Ученики на последней
странице дневника записывают орфограммы
или пунктограммы с допущенными ошибками.
Над ними они будут работать самостоятельно.
Время на таком уроке остается и для
индивидуальной работы. Кроме того, мои
помощники помогают разобраться в ошибках
своим одноклассникам. На последующих
уроках всем предстоит сдавать зачет по
ошибкам учитель. Время для зачета отвожу на
уроке. Ученик рассказывает правило,
приводит примеры и проводит подобный
диктант (словарный или из двух предложений)
для всего класса, составленный им по своим
ошибкам.

Проводила и другую работу по методике
Шаталова. Ученики на таком уроке писали
правило по допущенной ошибке и приводили
примеры, затем рассказывали друг другу. У
каждого ученика была заведена тетрадь для
схем-алгоритмов. Результат был хороший.

А еще проводила пресс- опрос. Я его условно
называла пресс — конференцией. Перед
классом за столом сидели по 3-4 ученика «ученые»,
а ведущий предлагал задавать вопросы на
интересующую их тему. Это были вопросы по
орфографии и пунктуации. Такая работа
нравилась ученикам: одним задавать вопросы,
другим быть в роли всезнающих. Нужно
отметить, что только некоторым ученикам не
хотелось быть на месте «ученых», ведь нужно
было быстро и без ошибок ответить на вопрос,
а с этим не каждый мог справиться. Но с каким
удовольствием они задавали вопросы! А уж
если «ученый» не успевал ответить, тогда
они с чувством достоинства давали ответ и
приводили примеры.

После письменной работы над ошибками
проводила и пресс — опросы по условным
знакам, которые готовила сама. Показывала,
например, «Ъ» , и ученики должны ответить
все, что знают о его написании и привести
примеры. Такие знаки делала на картоне,
вырезая букву или сочетание, например : «НЕ»,
«Ь», «ПРЕ» , « ,» и другие. Много времени на
уроке такая работа не занимала, но для
подготовки к самостоятельной работе над
ошибками очень помогала.

Придумала и такую форму, как работа с
сорбонками. Ее подсмотрела на одном
районном семинаре для учителей математики.
Решила попробовать на своих уроках. Каждый
ученик на картоне ( маленькой удобной для
руки карточке) писал на одной стороне слово
по орфограмме, которую изучаем, а на другой
– ответ. Например: «РОЖ…» на 1 стороне, а на
обороте — « Ь после шипящих у сущ. 3 скл.».
Если правило забыто, то можно подсмотреть.
Примеры каждый приводит самостоятельно.
После работы над ошибками отводила время
для работы с сорбонками, которые
раскладывали на парте. Вопросы задавала я, а
ученики находили быстро ответ . Чего этим
добивалась? Прежде всего — автоматическое
знание правила и умение применить его на
практике. Дома ученики самостоятельно
работали с ними. На уроке могли задавать
вопросы друг другу. Такая работа позволяла
мне экономить время на уроке и проводить
работу над ошибками не только на
специальном уроке, но и на любом другом .

Очень понравилось ребятам работать со
схемами-таблицами «Орфография и пунктуация»,
которые приобрели для кабинета русского
языка. С ними очень удобно работать. Ученики
повторяют и передают карточку соседу по
парте, либо рассказывают друг другу. Нужно
не только знать правило, но и привести как
можно больше примеров. Такую работу я
назвала «Грамматической разминкой». Перед
диктантами провожу ее обязательно. На уроке
по теме:« Работа над ошибками» предлагаю
использовать эти схемы-таблицы, которые
лежат на последних партах, и любой может
подойти к ним по мере необходимости.
Ученики работают с ними, когда выполняют
индивидуальную работу над ошибками. Кроме
того, используют нужную таблицу для ответа
на вопрос по допущенным ошибкам, приводят
примеры. Что это дает? Ученики не только
проговаривают правило, но и видят алгоритм
перед собой. Зрительное и слуховое
восприятие позволяет ученикам лучше
запомнить. Такая работа тоже дала свой
результат: ошибок стало меньше.

Когда в компьютерном классе появились
программы по русскому языку «Репетитор» и «Фраза»,
их стала использовать для работы над
ошибками. Сначала вместе делали работу над
ошибками в тетрадях, затем ученики
самостоятельно работали с программой «Фраза».
Задание выполняли по допущенным ошибкам. В
чем преимущество такой работы? Прежде всего,
не только в закреплении знаний, но и в
получении оценки за выполненное задание.
Ученики любят заниматься на компьютере.
Такие уроки более продуктивны и интересны.
Жалко, что не на каждом уроке можно
позволить такую роскошь.

Проделанная работа позволила перейти к
продумыванию новых уроков. Появился урок-путешествие
по ошибкам. Учащимся приходилось
преодолевать

  • темный лес (большее количество
    допущенных ошибок),
  • пропасть (ошибки из-за незнания
    правила),
  •  реку (ошибки, которые допущены на
    изученное ранее),
  • искупаться в озере (самостоятельная
    работа над ошибками),
  • совершить подъем по отвесной скале (объяснение
    правила и приведение примеров),
  •  пуститься в свободное плавание (выполнение
    заданий на карточках). Здесь каждый
    учитель может сам решить, что предложить
    ученикам.

Интересным стал разработанный мной урок «
Карусель». Для такого урока в центре класса
размещала 5 столов в форме *, на них
раскладывала карточки с заданиями,
содержащими вопросы по орфографии,
фонетике, словообразованию, синтаксису и
пунктуации, ставила в центр барабан. Пока он
крутится, нужно ответить устно на 5 вопросов.
Один ученик отвечает, остальные думают.
После правильного ответа он переходит к
другому столу. Всего приглашались по 4
ученика, весь класс в это время делал работу
над ошибками, выполнял задание на карточках.
Барабан останавливался тогда, когда один
ученик проходил все 5 столов.

Например, такие задания я предлагала на
карточках.

№1 Сколько Н пишется в словах и почему?
Ю…ый, си…ий, зеле..ый, пря…ый, сви..ой.

№2 Нужен ли Ь знак в словах и почему?
Еш…, настеж…, реч…, теч…, тиш… .

№ 3 Почему эти слова объединены?
Крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н, ш…ссе.

№4. Объясни знаки препинания, если они
нужны.
Я скинул с себя пальто и подойдя к этому
окну облокотился на стол.

№5 Дай характеристику этим предложениям.
Никогда я не видел такой реку. Она то
светилась, то мрачнела, то становилась
гладкой. И все это происходило потому, что
ветер налетал порывами.

(Это примерный материал по русскому языку
для 7 класса.)

На каждом столе лежало по пять карточек
подобных заданий. Ученик отвечал по одной и
пересаживался за следующий свободный стол.

Такие задания не вызывают затруднений,
они заставляют учеников мыслить логически.
По какому принципу объединены слова? Почему
нужно писать так?

На этом уроке у меня были ассистенты,
получавшие за диктант «5». Они первые
выполняли задание на «карусели» и
принимали зачет по ошибкам. Для каждого
ассистента ставились по углам класса столы,
готовились вопросы для тех, кто будет
отвечать. ( Ученики сдавали зачет после «карусели».)
Работу с ассистентами проводила до урока.
Ученик подсаживался со своей тетрадкой и
отчитывался по ошибкам. Почему же все-таки
карусель? Просто каждому приходилось
отвечать на один и тот же вопрос
неоднократно. После такого урока проводила
диктант для тех, кто хотел бы исправить
оценку. И результат был хороший.

Другой урок работы над ошибками «Марафон»
предполагал не только самостоятельную
работу над ошибками, но и выполнение
различных заданий:

  1. Составить словарный диктант по своим
    ошибкам.
  2. Найти в орфографическом словаре и
    выписать слова на эту орфограмму (по 3-4
    слова).
  3. Произвести фонетический разбор любого
    слова, в котором была допущена ошибка.
  4. Далее предлагаются задания по ошибкам,
    допущенным в диктанте.
    Произвести морфологический разбор
    существительного, прилагательного,
    глагола.
  5. Произвести словообразовательный разбор
    слова.
  6. Произвести разбор словосочетаний в
    предложении.
  7. Произвести синтаксический разбор
    предложения.
  8. Списать предложенный текст.

В последнем задании нужно было вставить
пропущенные буквы, раскрыть скобки,
расставить знаки препинания. Ученикам,
получившим неудовлетворительную оценку,
предлагалось списать текст без ошибок.

И за этот урок каждый ученик получал
положительную оценку.

В этом году кабинет русского языка
пополнился интерактивной доской,
компьютером, медиапроектором, ноутбуком.
Поэтому работать на уроках стало намного
интереснее. Предложила после очередного
диктанта урок с использованием ИКТ. Вот
таким он получился.

Урок соответствует Программе по русскому
языку для основной общеобразовательной
школы (учебник Т.А.Ладыженской «Русский
язык в 5 классе). Урок проводится после
изучения темы «Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи». На предыдущем уроке был
проведен диктант с подготовкой по тексту
упражнения 250 « Стыдно перед соловушкой». [2]

Цель урока: Учить учащихся видеть
ошибки.

Задачи урока:

  1. Формировать умение применять
    полученные знания на практике.
  2. Развивать умение различать предложения,
    ставить правильно знаки препинания.
  3. Воспитывать у учащихся серьезное
    отношение к грамматике.

Оборудование урока: Медиапроектор,
интерактивная доска, дискета, маркер.

Подготовка к уроку: Учителем
подготовлена презентация к уроку. ( Приложение
1).

На уроке нужен будет белый халат.

Ход урока.

1. Оргмомент. Учитель приветствует
учеников, сообщает цели и задачи урока.(Учитель
работает одновременно с компьютером:
управляет слайдами).

2. Анализ диктанта.

3. Почему здесь стоят запятые? (Слайд
4 )

  1. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
  2. Когда девочки закончили обед, недалеко
    от них запел соловей.

[2] (Разбираются предложения, чертится
схема 1 и 2 предложений.)

4. Почему в этих предложениях запятые не
нужны?
(Слайд 5)

  1. После утомительной дороги сели они на
    траву отдохнуть и пообедать.
  2. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги
    и бросила под куст.
  3. Лида же завернула в газету яичные
    скорлупки и хлебные крошки и положила
    кулек в сумку. [2]

(В предложениях подчеркиваются
однородные члены предложения, выделяются
союзы. Уточняется, почему не нужны запятые,
чертятся схемы.)

5. Почему в этих предложениях
расставлены так знаки препинания?
(Слайд
6)

-Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала
Оля. – Брось под куст. Никто не увидит.

— Стыдно … перед соловушкой,- тихо
ответила Лида. [2]

( Выделяются тире перед репликой в диалоге
и перед словами автора. Подчеркиваются
знаки препинания ? и, и объясняется причина
выставления таких знаков.)

6. Какое правило объединяет эти слова? (Слайд
7)

  • Траву
  • Собрала
  • Своей
  • Недалеко

(Ученики объясняют. Возле каждого слова
записывают на доске и в тетрадях
проверочное слово и ставят ударение.)

7. Что объединяет эти слова? (Слайд 8)

  • Влес
  • Натраву
  • Отних
  • Подкуст
  • Вгазету
  • Всумку
  • Ссобой

(Их объединяет ошибка. Предлоги со словами
пишутся раздельно. Исправляем маркером и в
тетради.)

8. В одном классе мальчики написали слово,
и каждый допустил ошибку. Кто из них прав?

(Слайд 9).

  1. Петя написал: пошевелнутся.
  2. Саша написал: пошевелнуца.
  3. Вова написал: пошевельнуться.

Ученикам предлагается найти во втором
абзаце последнее предложение и решить эту
проблему.

9. Повторение. (Слайд 10).

-Что изучается в синтаксисе?

-Какие члены предложения составляют
грамматическую основу?

-Какие члены предложения распространяют
грамматическую основу?

(Учащиеся отвечают на вопросы.)

10. А теперь мы немного поиграем. (Учитель
одевает белый халат).

Ребята, представляете? Безграмотного
человека можно сравнить с больным. А
больные бывают разные. Одним требуется
срочная помощь. И тогда мы вызываем Скорую
помощь. (Слайд 11).

Пословица – это мудрое изречение народа.
[1]

(Находим подлежащее и сказуемое, выясняем,
какой частью речи они выражены.

Почему ставится такой знак препинания? По
ходу работы подчеркиваем грамматическую
основу и тире.)

Учитель: А некоторым больным
требуется хирургическое вмешательство. И
тогда Скорая помощь доставляет больного к
хирургу.

(Слайд 12).

Пасловицы лехко и быстро запаминаются
патаму, што пахожи накароткие стихи и песни.
[1]

(Ученики делают «операцию» по исправлению
ошибок, записывают исправленное
предложение в тетради, а на доске маркером
исправляют ошибки.)

Учитель: А иногда больным требуется
пластическая операция, например, после
ожога или обморожения. Ее делают, чтобы
человек изменил свою внешность. Давайте и
мы сделаем предложение красивым: добавим
слова и изменим предложение.

(Слайд 13)

√(a)Сохранилось много √(б)пословиц, в
которых говорится о √(в)жизни √(г) народа. [1]

а) В России или литературе
б) старых
в) трудной или тяжелой
г) русского или нашего

Получилось красивое предложение.

В литературе сохранилось много старых
пословиц, в которых говорится о тяжелой
жизни нашего народа.

Учитель: Иногда нам нужно оказать
помощь, чтобы облегчить страдания больного.
Например, при вывихе ноги.

В травмпункте мы попробуем наложить шины,
исправить недочеты.

(Слайд 14).

Есть пословицы, где высмеиваются лентяи;
болтуны. [1]

(Подчеркиваем грамматические основы,
чертим схему, исправляем ; на ,).

Учитель: Порой мы глядим в книгу, а
говорят, что видим фигу. Нам нужно посетить
врача. А как он называется? Правильно,
офтальмолог. Он поможет нам лучше видеть.

(Слайд 15). Жызень, ценица, знаим, аценка.

(Ученики исправляют ошибки).

Учитель: Но самую быструю помощь нам
оказывает терапевт, который выписывает
таблетки и микстуры.

(Слайд 16).

— Для чего нужна пунктуация?

-Какие знаки препинания нужны в конце
предложения?

— Какие знаки препинания ставятся в
предложениях с прямой речью? С диалогом? При
однородных членах предложения? При
обращении? (Ученики устно отвечают на
вопросы).

Учитель: Есть такой кабинет в
поликлинике, в котором заседает комиссия и
дает заключение: либо болен, либо здоров.

(Слайд 17).

Вам предлагается списать и расставить
знаки препинания.

*Шепчут тонкие осинки в темных зарослях
лесных (,) приходите к нам с корзинкой после
дождика в четверг. [1]

* Шепчут тонкие осинки в темных зарослях
лесных (,) чтобы приходили к ним с корзинкой
после дождиков грибных. [1]

(Это задание можно предложить по
вариантам, учитель ориентируется по
времени).

(Слайд 18)

10.Домашнее задание: (Слайд 19)

Ответить на вопросы стр.100

Упражнение 253 (Пушкин входит в нашу жизнь.)

11. Итог урока. (Слайд 20)

Выставление оценок.

Чему учились мы на этом уроке? (Видеть
ошибки.)

Зачем нужна грамматика?

Какого человека называют грамотным?

Учитель: Надеюсь, что все вы выздоровели, и
не будете допускать ошибки.

Литература:

  1. И.В.Карасева. Русский язык. 5 класс.
    Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской.-
    Волгоград .:Учитель, 2002.
  2. Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник
    для 5 класса.- М.: Просвещение ,2004.

Дата проведения урока: 06. 10. 2020

Предмет: русский язык.

Класс:5

УМК: Ладыженская Т. А. — Бархударов С. Г. (5 кл). Часть 1. М: Просвещение, 2012

Тема:«Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками (на основе материала диктанта «В лесу»)»

Педагогическая цель:создать условия для осмысления допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.

Задачи урока:

Актуализироватьзнания по теме «Части речи», «Глагол», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение»

Развиватьумение проводить выбор правильной буквы на месте орфограмм на основе полученных и имеющихся знаний; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм. Развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать

Воспитыватьмотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.

Тип урока: урок работы над ошибками контрольного диктанта.

Планируемые результаты:

Предметные:

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи;

Логические– осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

формируется умение понимать познавательную задачу;

формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные:

проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

формируется умение планировать необходимые действия;

формируется умение контролировать учебные действия;

формируется умение замечать допущенные ошибки;

формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные:

адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;

формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные:

формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;

формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования

Реализуемые принципы: Принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности

Используемые методы:

Словесные (рассказ, обяснение, беседа)
Наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу, представленному в учебнике)
Практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка)
Проблемные (Сообщающее изложение с элементами проблемности)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности детей:коллективная, индивидуальная

Оборудование: доска

Образовательные ресурсы: учебник, текст диктанта

Ход урока.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствие, проверка готовности учебного места, гигиена посадки и письма учащегося.

Самоопределение к учебной деятельности

— Вспомните, чем вы занимались вчера на уроке.

— Вспомните, возникли ли у вас трудности при написании диктанта?

— Может кто-то запомнил орфограммы, которые встречались в тексте?

Отработказнаний и способов действий.

В лесу.

Мы идём по узкойдорожке берегом большого озера. Над ближним лесомвстаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкаетголубоеозеро. За ним широкойполосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мывходимв зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокиесосны.Редкий луч солнцальётся через густую зелень. Под деревьямипрохладно.Тишьиглушьвлесу.

Мы постояли у опушкии пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конецнашего пути

1 этап: Выделенные слова записываются на доске учащимися, все орфограммы обозначаются, проверяются.

2 этап: Чтение текста диктанта по предложениям. Определение всех частей речи. Определение числа и лица местоимений, рода, числа и падежа существительных, склонения глаголов.

Итог

— Итак, давайте вспомнив какие части речи сегодня встречались нам в нашей работе?

Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Вспомните, какие цели мы ставили в начале этого урока.

— Достигли ли мы их?

— Всех ли целей удалось достигнуть?

Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Изменение по падежам имён существительных.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; актуализировать знания о склонении имён существи­тельных; формировать умения склонять имена существительные, определять падеж существительных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

III. Работа над ошибками

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

IV. Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 79 название раздела, который мы будем изучать.

— Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся.

Упр. 135 (с. 80).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Что значит «склоняется»? (Изменяется по вопросам или по падежам.)

— В каком предложении стихотворения даны все формы изме­нения существительного весна! (В последнем предложении.)

— Почему изменялись окончания имени существительного весна?

— Поставьте вопрос к каждой форме падежа.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, поупражняться в определении падежей имён существительных.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Что такое склонение?

— Сколько падежей в русском языке?

Упр. 136 (с. 81).

— Прочитайте.

— Перечислите названия падежей, падежные вопросы и слова, помогающие распознавать падежи.

— Почему у каждого падежа два падежных вопроса?

— В каких падежах есть одинаковые вопросы? (В именитель­ном и винительном падежах у неодушевлённых имён сущест­вительных, в родительном и винительном падежах у одушев­лённых имён существительных.)

— Вспомните, как сокращённо обозначают названия падежей.

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

— Какие падежи называются косвенными?

— Какая форма является начальной для имени существитель­ного?

Упр. 137 (с. 81). (Устное склонение существительных.)

Упр. 138 (с. 82).

Упр. 139 (с. 83).

IX. Подведение итогов урока

— Что такое склонение имён существительных?

— Как определить падеж имени существительного?

Домашнее задание

Упр. 140 (с. 83).

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Я проснулся утром. Из окон лился желтый свет. Это св..тились осенние лист..я. за ноч.. сад сбросил сухую л..ству. Она л..жала на з..мле и распространяла сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми. Так нач..лась ос..нь.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работа над ошибками 4 класс математика 4 четверть
  • Работа над ошибками 4 класс к слову такое
  • Работа над ошибками 4 класс диктант осень
  • Работа над ошибками 3 класс русский язык после диктанта
  • Работа над ошибками 3 класс русский язык имя прилагательное

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии