МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области
Тексты с заведомыми ошибками с дополнительным грамматическим заданием
(на основе диктантов)
ПНШ 4кл.
(русский язык 4 класс)
УМК «Перспективная начальная школа)
Пясецкая Татьяна Александровна
учитель начальных классов
г. Димитровград
2013г.
Пояснительная записка.
Тексты с заведомыми ошибками с дополнительным грамматическим заданием (на основе диктантов) предназначены для учеников 4 классов.
Работу над ошибками и грамматическое задание ученики выполняют в рабочих тетрадях. Материал используется после изучения темы «Спряжение глагола». Задача детей: 1)найти ошибки в тексте, исправить, грамотно прокоментировать орфограмму, в которой допущена ошибка, 2) выполнить граматические задания к текстам.
Цели:
- обучать грамотному оформлению работы над ошибками, определять число, склонение, падеж имен существительных; число, лицо, спряжение глаголов; выполнять разбор предложения по частям речи и членам предложения, делать схему предложения;
- развивать орфографическую зоркость, усидчивость, зрительное внимание, устойчивость внимания при выполнении упражнений;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Проверочные работы по русскому языку
№1
Беловежская пуща
На дисятки киламетров тянитца пущя. Густые леса сменяются полями балотами лугами. В пуще встретеш различные виды* звирей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.
В пуще много видов деревев. Идёш солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сасновой и еловой хвоей*. Вдрук среди мрачных елей милькает белая берёска. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.
В рощи* растут старые дубы. Есть гиганские сосны и ели и берёзы и клёны. Ходешь среди них и любуешься этими велеканами. Серце наполняится гордостью за родную природу*.
( По Н. Деленковскому)
1) Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».
2) Грамматическое задание:
*- определи число, падеж, склонение.
3) Во втором предложениии определи части речи и члены предложения.
№2
Краски осени
Харашо паработала осень, разукрасила всё вокрук. Под каждым деревом лежат и жёлтые и багровые и бурые листя. Солнце негреет но светит очень ярко. В его лучах разнацветными алмазами блистят** дождевые капли. Какая красота?
Понебу медлено плывут** белые облока. Воздух свеж и прозрачен. На краю леса в золотом убори стоят** клёны. Издалека виден куст дикой смородины. Он оделся не в жолтый, а в красный нарят. С удовольствием смотреш** на краски ранней осени!
( По Г. Гуляевой)
1) Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».
2) Грамматическое задание:
**- определи число, лицо, спряжение.
3) В шестом предложениии определи части речи.
№3
На рыбалке
Сонце уже садилось. Мы с дядий* тронулись в путь. Дарога к реке* шла через рошь*. Всё в пути* меня занимаит. Вот пробегаит мыш. Где – то слышется** плачь птици*. Так паёт сыч.
Вечир. Близица** ночь. Кругом стоит** полная тиш. Только неунимаится дергач а камыш ведёт тихую биседу с рекой.
Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на лески огромный лещ. Про мелоч* и гаварить** не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы* уходим** в шалаш* и там праводим остаток ночи.
( По С. Сладкову)
1) Исправь ошибки, дай им объяснение в «Работе над ошибками».
2) Грамматическое задание:
*- определи падеж; **- определи спряжение.
Исходные тексты
Беловежская пуща
На десятки километров тянется пуща. Густые леса сменяются полями, болотами, лугами. В пуще встретишь различные виды зверей и птиц. И среди них знаменитый беловежский зубр.
В пуще много видов деревьев. Идёшь солнечным сосновым бором. Воздух пахнет сосновой и еловой хвоей. Вдруг среди мрачных елей мелькает белая берёзка. А вот круглая поляна. От солнца, цветов и бабочек поляна кажется яркой и весёлой.
В роще растут старые дубы. Есть гигантские сосновые ели, берёзы и клёны. Ходишь среди них и любуешься этими великанами. Сердце наполняется гордостью за родную природу.
( По Н. Деленковскому)
Краски осени
Хорошо поработала осень, разукрасила всё вокруг. Под каждым деревом лежат жёлтые, багровые, бурые листья. Солнце не греет, но светит очень ярко. В его лучах разноцветными алмазами блестят дождевые капли на траве. Какая красота в лесу!
Небо чистое и очень синее. По небу медленно плывут белые облака. Воздух свеж и прозрачен.
На краю леса в золотом уборе стоят берёзы и клёны. Издалека виден яркий куст дикой смородины. Он оделся не в жёлтый, а в красный наряд. До чего же хороши краски ранней осени!
( По Г. Гуляевой)
На рыбалке
Солнце уже садилось. Мы с дядей тронулись в путь. Дорога к реке шла через рожь. Всё в пути меня занимает. Вот пробежала мышь. Где – то слышится плач птицы. Так поёт сыч.
Вечер. Близится ночь. Кругом стоит полная тишь. Только не унимается дергач да камыш ведёт тихую беседу с рекой.
Начинаем удить. Сразу же попадается ёрш. Смотрю, а у дяди бьётся на леске огромный лещ. Про мелочь и говорить не приходится. Она попадается каждую минуту. Незаметно приходит полночь. Мы уходим в шалаш и там проводим остаток ночи.
( По С. Сладкову)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Программа Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).
Проверочные работы по русскому языку (диктанты)(4 класс ОС «Школа 2100»)Работа Горшенина Ирина Анатольевна учитель начальных классов
МОУ – средняя общеобразовательная школа
с.Кипцы Екатериновского района Саратовской области
М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В.Малаховская. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
Урок 42 21 11
Тема: Диктант . Работа над ошибками.
Цели: проверить и закрепить знания уч-ся о правописании окончаний имён существительных, учить применять полученные знания,
Развивать память ,мышление, орфографическую зоркость ,воспитывать любовь к дельфинам.
Оборудование: текст
Тип урока: проверка знаний
Ход урока
1.Организационный момент
2. Знакомство с текстом
Дельфины – наши друзья.
Однажды рыболов Махмуд вышел в море. К вечеру разыгрался шторм. Волны качали лодку.
Махмуд лежал на дне лодки. Он крепко уцепился за спасательный матрас. Огромная волна обрушилась на рыбака. Махмуд выпал из лодки вместе с матрасом.
Наступила ночь. Шторм стал стихать. И вдруг стая дельфинов окружила Махмуда. Один дельфин толкнул головой матрас. Всю ночь дельфины толкали матрас к берегу. Соль разъедала спину. Махмуд стонал от боли и усталости.
С вышки заметили стаю дельфинов и человека. Скоро подоспела помощь.
Грамматическое задание:
-
Разбери по членам предложения, выпиши словосочетания. Огромная волна обрушилась на рыбака.
-
Определи склонение и падеж существительного:
на дне лодки, толкали на берег, стонал от боли.
3.Работа над ошибками.
Найдите ошибки в тексте. Сколько их?
Какие правила надо помнить, чтобы не допустить этих ошибок?
-
Работа над ошибками
(Учащиеся получают индивидуальные карточки в зависимости от вида ошибок.)
Карточка 1. Правописание безударных гласных в корне слови
В проверочном слове поставь ударение, в проверяемом слот’ вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, подводник — В..ДЯНОЙ певчий — за п.. вала ясный — объяснил сердце — с..рдечный
тянут — пот..нули кончик — нак..нечник долг — зад..лжал скрип — заскр..пел винтик — зав..нтил
Карточка 2. Правописание парных согласных в корне слова
Из двух слов выбери проверочное, в проверяемом слове вставь пропущенную букву, подчеркни орфограмму, положи, ложки — ло..ка следы, вслед — еле., просьба, просил — опро.. отрез, вырезать — сре.. обувка, нет обуви — обу..ь завязал, связка — завя..ка кладу, подклад — закла..ка травы, травка — сбор тра..
Карточка 3. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ-ЩУ
-
Дополни правило. ЧА—ЩАпиши с буквой .. ЧУ—ЩУ пиши с буквой .. ЖИ—ШИ пиши с буквой ..
-
Вставь пропущенные буквы.
11оют чиж… Летают стриж… Волки ищ..т добыч… Над рекой крич..т 1 Ики.
I? ч..сах поменяли пруж..ну. Молоко налили в кувш..н и ч..шку.
Рефлксия
-
Рефлексия
-
Послушайте сказку. Назовите главного героя.
В дверь позвонили. Дверь отворилась, и в нее выглянула буква.
-
Здесь живет такая-то буква? -Да.
-
Не могли бы вы поработать?
-
А как?
-
Постоять в начале слова.
-
В начале слова я не работаю.
-
Тогда вот: есть место между согласной буквой и буквой А.
-
Простите, в таких местах я не бываю.
-
Вон оно как! А если две согласные буквы, то между ними постои i Г’
-
Какие это буквы, будьте добры?
-
Первая Ч, а вторая Н.
-
Нет, и туда я не пойду.
-
А где же вы можете поработать?
-
Могу после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, но только если они согласятся обозначать два звука*.
-
Какая это буква? (Мягкий знак.)
-
Подведение итогов урока
-
-
Какое задание вам было интересно выполнять?
-
Чему научились?
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов.
Россия, Тюменская обл., Тюмень
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
Найди и исправь орфографические ошибки.
Время лесных малышей
Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики,
незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные
лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена.
Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоги. Теперь
они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у
нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают
свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.
(По Н. Надеждиной)
Солнце
Выплыла из—за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы
заиграли в каждом цветке, в каждой травинки.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли
полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо
и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи.
Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над
лесом светит солнце.
Ежи
Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять.
Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят.
Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер.
Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я
прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый
ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж
незахотел пакинуть мой дом.
Летнее утро
Я стою возле цветущива клеверного поля. Разноцветный ковёр его
переливаеца, меняет окраску. В самой дали сияет ослепителным блеском
залатая кайма.Взлетел жаворонок. Серый камочек в первых лучах солнца стал
золотым. Яркие искры заиграли вкаплях расы на цветах.Что за чудестные звуки
разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужали над чяшей цветов.
Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрепучая музыка. Теперь всё поле поёт.
Все рады тёпламу летниму утру. Радосно и мне.
Цели: развитие умения анализировать и
исправлять допущенные ошибки, учить
распознавать орфограммы, объяснять написание
слов, обобщение знаний о правописании падежных
окончаний имен существительных.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Сообщение общих результатов диктанта
— Ребята, мы писали диктант. Cегодня выполним
работу над ошибками, допущенными в тексте.
Некоторые получили за диктант ,,5’’. Они
молодцы, на уроке будут моими помощниками, а для
всех — консультантами. В конце урока помогут всем
справляться с самостоятельной работой. А пока у
них трудное индивидуальное задание, которое они
выполнят и получат за него оценку.
— Есть ребята, получившие ,,4’’ за диктант.
Встаньте, они тоже молодцы, хотя допустили ошибки
в работе. А ребятам, которые получили
удовлетворительные и неудовлетворительные
оценки, надо быть сегодня очень внимательными,
запоминать то, о чем будем говорить, что
повторять.
— Поднимите руки, кто своей работой доволен.
— Кто недоволен? Можешь объяснить, почему?
— Я вас заранее разделила на 5 групп:
1-консультанты
2-красные
3-желтые
4-зеленые
5-группа особого внимания
3. Работа над ошибками
— Девиз нашего урока:
“Думай, как сделать!” (дети хором),
“А я вместе с вами!” (учитель)
— Консультанты, приступайте к своей работе по
карточкам.
— Чтобы начать работу, мы должны определить тему
диктанта. Прочитайте предложение, вставьте
пропущенные буквы, определите орфограммы.
(На) л. сной елк. по. вились хл. пушк. , игрушк. ,
цеп. . (У доски 1 ученик работает)
— Каких орфограмм больше?
— Какова тема диктанта?
— Продолжай работать самостоятельно по плану:
1. Подчеркни главные члены предложения.
2. Чем оно осложнено?
3. Укажи падежи им. сущ.
4. Дай характеристику предложению.
— Мы вместе с группой “красных” будем работать
над этой орфограммой.
(дети комментируют, вставляют окончания, все
слушают и пишут)
к веточк. -1скл. , Д. п. (к земле)
от веточк. -1cкл. , Р. п. (от земли)
о хлеб. -2cкл. , П. п. (о дворе)
около лошад. -3скл. , Р. п. (около сети)
по опушк. -1скл. , Д. п. (по земле)
у ел. -3скл. , Р. п. (у сети)
— Как правильно написать падежные окончания
имен существительных? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для,,красных’’: с этими
словами составить предложения, правильно
написав окончания.
— Вернемся к предложению, послушаем как
выполнил работу ученик. (Его оценивание)
— Ребята, каких еще много орфограмм встретилось
в предложении? (Проверяемая безударная гласная в
корне слова. )
— Работает группа “желтых”, пользуясь памяткой
на доске. Как будем работать?
(Дети объясняют написание безударной гласной, а
группа номер 5 работает по индивидуальной
карточке, где есть ответы и проверочные слова. )
-. . . ………… — хл(а,о)пушка
-. . . ………. . . – по(е,я)вились
-. . . ………. . –пот(и,я)нулись
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – з(а,о)лотые
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – нар(я,и)жать
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – п(а,о)утинка
— Какое слово лишнее? Почему?
— Как правильно написать слова с проверяемой
безударной в корне слов? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для “желтых”: записать 10
слов на это правило, обязательно записывая
проверочное слово.
4. ФИЗМИНУТКА
— Что мы будем делать со словарными словами?
— Как их легче запомнить?
— Словарные слова будем “оживлять” или
составлять необычные связи между ними.
— Например, ГОРОХ или РАКЕТА. Что представляете,
когда это видите?
— Группа “зеленых” заранее подготовила
несколько словарных слов, все напишут под
диктовку, а затем у 2 ребят по выбору возьмут
тетради на проверку, я перепроверю. Самопроверка
по карточкам со словарными словами, дети сами
ставят себе оценку. Домашнее задание:” оживить”
несколько словарных слов, используя словарь. (в
это время группа номер 5 работает за доской с
индивидуальным заданием – вставить подходящие
по смыслу предлоги)
слезть c крыши полезный д л я здоровья автобус б е з кондуктора отрывок и з рассказа смеяться н а д клоуном
— Какие предлоги употребили?
— Какое слово получилось по вертикали?
— Какая орфограмма в этом слове?
— Где она находится? Назови проверочное слово.
— Какое правило еще повторили? (Написание
предлогов со словами)
— Как пишутся предлоги со словами? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для группы: написать 10
словосочетаний, где слова употребляются с
предлогами. Предлоги подчеркнуть.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Сейчас предстоит вам написать текст, вставляя
пропущенные буквы. Как бы вы справились с
работой? Почему?
— Работать будете самостоятельно, при
затруднении поднимите руку, к вам подойдут
помощники-консультанты.
— Прочитайте текст.
П. лярные совы ж. вут (в) тундр. . В н. чной тишин.
прол. тают они (над) сн. гами. Кормом птиц . вляются
мыш. .
— Записать текст, вставить пропущенные буквы,
подчеркнуть их. Затем возьмите карточку,
отметьте последовательно вставленные буквы и вы
получите результат своей работы. Начинайте с
выделенной буквы. (При правильном выполнении,
получится -5)
— Для тех, кто справился, сделайте карточку ”Мои
ошибки”: запишите слова с пропущенной буквой, а с
обратной стороны запишите нужную букву. — Для
консультантов домашнее задание: мини-сочинение
на тему”Снежинка”.
6. Итог
— Заполните карточку:
Я работал с————— настроением.
Я———- доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда—————.
Стал лучше справляться с ———————-.