Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русский язык
Работа над ошибками -
2 слайд
В лесной глуши.
Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.
Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей. -
3 слайд
Частые ошибки при написании диктанта
Тропинка- трОпы
Привела- прИвЁл
Лесную- лЕс
Глушь- существительное женского рода (В существительных женского рода, после шипящих пишется Ь знак)
Полянках- пОле
Луч_- существительное мужского рода (В существительных мужского рода, после шипящих НЕ пишется Ь знак)
На лИсточках – 1. лИст, 2. соединение ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишется БЕЗ Ь знака
ДрОжат – дрОжь
КапЕльки – капЕль
РадосТная – радосТь
соловЬя – разделительный Ь знак, перед Я, Ю, Е, Ё
Вокруг – словарное слово
ПоглЯдеть – взглЯд -
4 слайд
Частые ошибки при написании диктанта
На дОроЖку – дОрога (словарное слово), дороЖенька
ВыбЕжал – бЕг
Малыш_- существительное мужского рода (В существительных мужского рода, после шипящих НЕ пишется Ь знак)
Около – словарное слово
лИсята- лИс
Повадки – (нет) пОвоДа
ОбнЯлись — обнЯть
повАлились- вАлит
трАву- трАвы
стОрОжИт- 1. стОрож, 2. сторОжка, 3. ЖИ-ШИ пиши с буквой И
дЕтенышей- дЕти -
5 слайд
Синонимы
это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие близкое лексическое значение
Выбери из группы слов синонимы и запиши ихI вариант — Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
II вариант — Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
-
6 слайд
Разберите слова по составу.
I вариант: лун + н + ый,
под + корм + к + а,
стал + е + вар,
медвеж + онок
II вариант: лимон + н + ый,
за + мороз + к + и,
птиц + е + вод,
лис + енок
-
7 слайд
На уроке я…
…НАУЧИЛСЯ…
…ВСПОМНИЛ… -
Ответ:
Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нём. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога. Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно-фантастический характер придают картине леса, громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху. Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепёка войдёшь в густую тень вековых елей. Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях. В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота-кукушка.
Цель.
Выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте.
повторить изученные орфограммы; обобщить знания о способах проверки
различных орфограмм;
воспитывать чувство ответственности за природу родного края;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: памятки, карточки с гласными, с согласными, схемы разбора
непроверяемых гласных.
Планируемые результаты.
Предметные:
научится:
- применять правила правописания;
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки;
получат возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
предупреждать возможность появления орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Метапредметные (УУД)
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Урок проводился после диктанта в 3 классе, в конце 3 четверти.
На витрине выставлены тетради учащихся с написанным на предыдущем
уроке диктантом.
Учитель. Чьи тетради стоят на верхней полке? Что это значит?
Дети. Это хорошие работы. Надо поздравить этих учеников с безошибочным
написанием диктанта.
Учитель. Что мы посоветуем остальным ребятам?
Дети. Запомнить написание слов, в которых они сделали ошибки и больше не допускать их.
Учитель. Какова цель нашей работы?
Дети. Разобрать те слова, в которых были допущены ошибки, поупражняться в написании слов на различные правила.
Учитель. Значит, какова тема урока?
Дети. Работа над ошибками диктанта.
Слайд 1.
Картины начала весны.
Учитель. Внимательно прочитаем текст диктанта « Весна наступила ».
В воздухе уже повеяло весной. Быстро тает просевший снег.
Шумно бегут веселые и звонкие ручейки. Уже появилась свежая
молоденькая травка. Из дальних стран летят перелетные птицы.
Лед на реке потемнел. Все теплее и теплее греет солнце.
Вода несется бурными потоками. Вот вода выступила из берегов,
затопила луга, грозит селениям. Весеннее половодье часто приносит
людям много бед. ( 57 слов )
Писали 14 учеников: 11 из школы МОУ ВНОШ № 29, 3 из школы
МОУ КНОШ № 71 . .
Итог диктанта: « 5 » — нет,
« 4 » — 5,
« 3 » — 9,
« 2 » — нет.
С 1 — 2 ошибками написали 5 человек: Соколов Ваня, Потапов Андрей,
Сухова Маша, Дудин Витя, Артемова Даша.
С 3 — 5 ошибками написали 9 человек: Воробьев Никита, Игуменова Уля,
Кузнецов Гена, Смакова Клава, Лазунова Вера, Весинский Толя, Добко
Петя, Борецкий Коля, Хатина Ира.
Итог выполнения задания: « 5 » нет,
« 4 » — 4,
« 3 » — 10,
« 2 » — нет.
Были допущены ошибки при разборе по членам предложения: не умеют
находить определение 2 человека — Воробьев Никита, Весинский Толя;
дополнение — 1 человек — Добко Петя, обстоятельство — 2 человека —
Смакова Клава, Кузнецов Гена.
Не смогли правильно разобрать слова подумала, открытка, травинка,
прекрасный, загадка, жилище по составу 4 человека ( ошиблись в
разборе по 1 -2 слова ): Игуменова Уля, Хатина Ира, Борецкий Коля,
Лазунова Вера.
По 1 — 2 ошибке допустили в словарном диктанте ( пассажир,
прелестный, окрестность, мелочь, солома, съедобный, чертеж, орех.
щука, проталина, пощада, плащ, картечь ) 4 человека: Кузнецов Гена,
Воробьев Никита, Соколов Ваня. Потапов Андрей.
Больше всего ошибок было сделано в слове пассажир, 7 человек.
В словах прелестный, окрестность допустили ошибки 4 человека;
мелочь, солома, съедобный, чертеж, пощада — 2 человека.
Слайд 2.
Запись на слайде: гр…зить, н…сется, с…ление, зат…пило, ч…ртеж.
Учитель. Работа над правописанием безударных гласных в корне слова. Прочитайте слова. На какое они правило?
Дети. Правописание безударной гласной.
Учитель. Вспомните правило о безударных гласных. Все ли из этих слов можно проверить?
Дети. Да.
Учитель. Работаем по схеме со словом грозить.
Проверяемое слово. |
Безударная гласная. |
Вопрос, какая часть речи. |
С каким словом употреблено в тексте, если берем слово из предложения. |
Однокорен ное слово, проверочное. |
Какую букву вставим в слове гр..зить? Какой частью речи являются эти слова? А проверочное?
Подбираем однокоренные слова: существительное, прилагательное.
Устно составляем предложение со словом грозить.
Учитель. Работа над сочетаниями ча — ща, чу — щу, жи — ши, чн — чк.
Вспоминаем, какое правило встретилось в словах пощада, щука ( ошиблись 2 человека — Сухова Маша, Артемова Даша ).
Была допущена 1 ошибка ( Потапов Андрей ) при написании гласной в приставке слова потоками.
Разберем его по составу. С чего начинаем разбор слова?
Дети. Сначала находим окончание. Для этого изменяем слово по вопросам, выделяем окончание.
Учитель. Что определяем далее?
Дети. Основу слова. А затем ищем корень слова, подбирая родственные слова, выделяем приставку, суффикс.
Учитель. Какая приставка в слове потоки?
Дети. Приставка в этом слове по-.
Учитель. Докажите.
Дети. Подбираем однокоренные слова: ток, сток, проток, приток.
Слайд 3.
Картина реки Волги и ее притоков.
У великой русской реки Волги есть притоки Ока и Кама.
Учитель.Работаем над правописанием гласных в приставках.
Что называется приставкой?
Дети. Значимая часть слова, стоящая перед корнем. Она служит для образования слов с новым значением.
Учитель. Какая гласная в приставке?
Дети. Пишем гласную -о-.
Учитель. Как нужно работать?
Дети. Разбираем слова по составу: по-год-а, по-род-а, по-росль.
Учитель. Работаем над правописанием Ь знака в середине слова и в существительных женского рода после шипящих.
Когда мы пишем Ь знак в слове?
Дети. Когда согласный в слове звучит мягко.
Учитель. Приведите примеры.
Поиграем в игру « Спрячь в середину ».
Слайд 4.
день — деньки
огонь —
пень —
уголь —
зверь —
окунь —
Учитель. Спишите слова, изменяя их по образцу.
Взаимопроверка.
Работа с карточками: чернильница, больница, крыльцо, беленький, маленький, васильки, мельница, рельс. Самостоятельная работа.
Слайд 5.
На слайде предложение.
Сначала читаем его выразительно вслух, затем читаем по слогам про себя, обращаем внимание на орфограммы. Предложение закрывается.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок. ( песня )
Дети записывают предложение.
На доске карточки со словами. Они перевернуты. Вызванный ученик берет карточку. Он не показывает ее детям, а читает вслух слово, написанное на ней.
Ученики записывают слово. После записи одноклассниками слова в тетрадь ученик у доски переворачивает карточку, а ребята проверяют, правильно ли они написали слово.
Учитель. В диктанте была допущена 1 ошибка в слове мелочь. А в этом случае какое правило?
Дети. Написание существительного женского рода с Ь знаком после шипящих.
Слайд 7.
Учитель. Посмотрите на слова. Выберите слова только с нужной орфограммой:
картон, ненастный, дичь, переходить, меч, рожь, тишь, сарафан, морковь, печь,
ложь, корабль, мышь, тетрадь, ночь.
Какие слова вы выбрали?
Дети. Дичь, рожь, тишь, печь, ложь, мышь, ночь.
Что скажите о слове печь? Составьте словосочетания со словом печь, так чтобы оно было в разных значениях. ( топить печь, пироги печь )
Учитель. Работа над звонкими и глухими согласными.
Слайд 8.
Картина Бородинского сражения. Учитель кратко напоминает ученикам об Отечественной войне 1812 года.
Слайд 9.
Портреты Некрасова Николая Алексеевича, Пушкина Александра Сергеевича, Лермонтова Михаила Юрьевича.
Учитель. Послушайте предложение.
Забил снаряд я в пушку туго. ( Лермонтов М.Ю. « Бородино» )
Найдите существительные. Докажите, почему это существительные.
Работаем со словом снаряд: В каком существительном слышится согласный
звук — т- на конце?
Как работаем с этим словом?
Проверяемое слово. |
Парная согласная. |
Вопрос, какая часть речи. |
С каким словом употреблено в тексте, если берем слово из предложения. |
Однокоренное слово, проверочное. |
Какая же буква пишется в этом слове на конце?
Назовите нужное правило
Следующее предложение.
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли. ( Пушкин А.С. )
Найдите в этом предложении слово на аналогичное правило.
Дети. Берег.
Учитель. Докажите, что писать в слове берег нужно -г-.
Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро. ( Некрасов Н.А. )
Проводится аналогичная работа со словом жемчуг.
Учитель. Работа над непроизносимыми согласными.
В диктанте были допущены ошибки в словах прелестный, окрестность.
Работаем с ними по памятке.
Проверяемое слово. |
Непроизносимая согласная. |
Вопрос, какая часть речи. |
С каким словом употреблено в тексте, если берем слово из предложения. |
Однокоренное слово, проверочное. |
Учитель. Работа над написанием разделительного Ъ знака. Следующее слово, в котором была допущена ошибка: съедобный.
Объясните написание этого слова. Приведите примеры.
Взаимопроверка.
Учитель. Работа над написанием окончаний существительных.
Какие слова относятся к именам существительным?
Дети. К именам существительным относятся слова, которые обозначают предмет, и отвечают на вопросы кто?, что?
Учитель. Как изменяются имена существительные?
Дети. Существительные изменяются по вопросам или по окончаниям, по числам.
Учитель. Что существительные имеют?
Дети. Существительные имеют род.
Учитель. Какие существительные относятся к женскому роду, к мужскому, к среднему?
Слайд 10. Портреты Плещеева, И. Сурикова.
Найдите в предложениях существительные, определите род, число, поставьте
вопрос, укажите окончание.
Ласточка с весною в сени к нам летит. ( А. Плещеев )
Вот передо мною чудный сад цветет. ( И. Суриков )
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит. ( И. Суриков )
Выписываем еще 4 существительных из текста диктанта в том же роде, числе и
падеже.
Учитель. Работа над сложным словом: половодье.
Разбираем это слово по составу, называем еще 3 сложных слова, определяем часть речи.
Учитель. Работа над окончаниями прилагательных.
На партах карточки: 1 вариант — половодье ( какое? ) весенн…
из стран ( каких? ) дальн…
потоками ( какими? ) бурн…
2 вариант — ручейки ( какие? ) весел…
травка ( какая? ) молоденьк…
утра ( какого? ) солнечн…
Прочитайте словосочетания, вспомните, как определить, какое окончание у прилагательных надо писать. От какой части речи зависит написание окончаний прилагательных?
Дети. От существительных.
Учитель. Как работаем?
Дети. Определяем падеж существительного, ставим вопрос к прилагательному, вспоминаем, какое окончание надо писать, записываем правильно.
Учитель. Работа над правописанием окончаний глаголов.
Как изменяются глаголы?
Сколько спряжений у глаголов?
Как определить 1 спряжение глаголов? 2?
Прочитайте текст диктанта. Найдите глаголы настоящего времени.
Дети. Тает, бегут, летят, греет, несется, грозит, приносит.
Учитель. Как обоснуете написание окончаний?
Дети. Определим спряжение глагола и вспомним, какие окончания надо писать.
Учитель. Глаголы какого еще времени встретились в тексте?
Дети. Прошедшего времени: наступила, повеяло, появилась, потемнел, выступила, затопила.
Учитель. Что является показателем прошедшего времени у глаголов?
Дети. Суффикс -л-.
Слайд 11.
Даны глаголы неопределенной формы.
Учитель. Что это за глаголы?
Дети. Это глаголы-исключения: смотреть, видеть, нанавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, гнать, держать, слышать, дышать.
Учитель. Работа в группах. Садимся по 4 человека. 2 человека ставят эти глаголы в настоящем времени, 2 — в прошедшем.
Учитель. Проверим, что у вас получилось. Молодцы!
Домашнее задание.
Итог урока. Чем порадовал вас этот урок? Что полезного вынесли из этого урока?
Конспект
урока русского языка
в 3 классе
Тема: « Работа над ошибками диктанта »
Цель: Выяснить причины орфографических
ошибок, допущенных в диктанте,
повторить изученные орфограммы; обобщить знания
о способах проверки различных орфограмм;
воспитывать чувство ответственности за природу родного
края;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Копеина Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ Колонтаевской НОШ № 71.
Урок показан на заседании
объединенного ШМО НОШ №29, 71
18 марта 2011 года
Конспект урока по русскому языку. 3 класс.
Тема: Работа над ошибками диктанта . Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности
проверки их написания.
Цели: 1) Развивать орфографическую зоркость, развитие умения исправлять ошибки, подбирать слова на
правило, обобщение изученных правил, написания слов.
2) Развивать речь, расширять словарный запас, наблюдательность, умение рассуждать,
анализировать.
3)Воспитывать любовь к родному языку, любознательность, умение работать в паре,
уважительное отношение к товарищам, аккуратность.
Оборудование: тетради для чистописания, светофоры, памятка работы над ошибками, таблички
с правилами, тетради с примерами к правилам.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Пора заняться русским языком?
Дети: Пора за дело браться,
Давайте заниматься,
Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать!
II. Определение темы и цели урока.
1) — Вчера мы писали диктант по изученным темам. Чем вы предлагаете заняться сегодня на уроке?
(- Сделать работу над ошибками , допущенных в диктанте.
— Закрепить изученные правила
— Развивать орфографическую зоркость…)
— Тема нашего урока «Работа над ошибками диктанта. Распознавание орфограмм в разных частях слова
и особенности их проверки.»
2) — Зачем нам надо это?
— Чтобы грамотно писать, углубить знания по русскому языку…
3) – Чем вы предлагаете заняться на уроке?
( Дети предлагают этапы урока: — чистописание
— работа со словами из словаря
— анализ допущенных ошибок
— работа над ошибками
— закрепление изученных правил
— работа в парах
— сам работа и т. д
III. Проверка домашней работы
— Какие однокоренные слова с разделительным твёрдым знаком вы написали. Найдите и прочитайте.
— Кто написал другие? Прочитайте.
— Какие ещё 3 слова вы написали с разделительным мягким знаком, прочитайте друг у друга.
Взаимопроверка тетрадей.
— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 1 вариант отвечает 2 варианту.
( Учитель слушает работу 1 пары )
IV. Чистописание .
1) Учитель — Без чистописания невозможно…
Дети — …красивого написания.
2) — Выполняем в Прописях стр 24. Проверили посадку. Правильно положили прописи.
— Посмотрите и вспомните написание буквы «с».
— Что вы знаете про букву «С»?
— Посмотрите на слияния «си», на соединение «ес», на слово «сёстры».
— Какое соединение буквы « с» с другими буквами?
— Выполняем 1,2,3 строки в Прописи.
3) — Оцениваем работу товарища по окончании работы.
V. Работа со словами из словаря.
1) — Напишите слово из словаря по его описанию ( 1 человек у доски):
а) Ряд ступенек для подъёма и спуска ( .. лестница)
— Сколько звуков, букв в этом слове?( 7 зв., 8 б)
— Почему?
б) Сильный холод, стужа (…мороз)
в) День торжества, установленный в честь или в память кого- то, чего-то (… праздник )
г) Сшитые , в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования (…тетрадь)
— Напишите сколько звуков, букв в этом слове. (6 зв., 7 б)
— Почему?
д) Крупное хищное животное с большим грузным телом и короткими ногами( …медведь)
е) Употребляется как приветствии при встречи ( …здравствуй)
ё) Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также самое такое ощущение ( …чувство)
ж) Крупный населённый пункт (…город)
з) Население государства, жители страны (… народ)
и) Тонкая палочка графита в деревянной оболочке, предназначенная для письма, рисования, черчения (…карандаш)
2) — Откройте доску. Проверьте написание . ( светофор)
— Что вы можете сказать об этих словах?
— На какие группы можно разделить слова?
— Вспомните правило о правописании слов с непроизносимыми согласными?
— 2 вариант отвечает 1 варианту. Работа в паре. Ученик у доски отвечает учителю.
3) — Составьте простое, нераспространенное, повествовательное предложение с одним из слов словаря.
— А теперь сделайте это предложение простым , распространенным, повествовательным.
VI . Физпауза ( проводят дежурные)
VШ. Сообщение общих результатов контрольной работы.
Учитель называет лучшие работы, отмечает , почему они лучшие, поощряет тех, кто достиг
лучших результатов по сравнению с предыдущей работой.
IХ. Коллективная работа над ошибками.
1) Анализ допущенных ошибок.
2) Работа над непроизносимыми согласными.
— Какие непроизносимые согласные надо проверять?( в, д, л,т)
— Как надо проверять? ( табличка )
— Работа над ошибками – непроизносимой согласной
14. гигант — гигантских, _________, ________ , _________ ( 3 разных слова)
3) – Но среди слов с непроизносимыми согласными есть необычные слова. Что это
за слова? (чудесный, интересный).
4) Закрепление.
— Самостоятельная работа упр 169 с 80 справочное пособие. Списать 2 предложения.
— 1 человек на доске . Самопроверка.
( Лестница — чудесница бежит сама собой. Местный пруд зарос гигантским тростником. )
— Разберите 2 предложение по членам.
5) Слова с разделительным Ъ и Ь.
— Вспомните, где пишется разделительный Ъ .(е,ё,ю,я)
— Работа над ошибками – разделительный Ъ
13. взъерошилась, объявление, съёжился, предъюбилейный
— Выделите приставки и корень.
6 ) Закрепление.
— Продиктуйте друг другу 5 слов с Ъ и Ь .
— Взаимопроверка.
7 ) Самостоятельная работа.
— Выпишите ошибки в словарь «Мои ошибки».
— Проработайте остальные ошибки самостоятельно.
— С.р. упр 256
Индивидуальная работа.
Х. Подведение итогов урока.
—Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
— Какие мысли унесете с урока?
ХI. Домашняя работа.
— упр 251( справ ), по 5 слов с Ъ, Ь, с непроиз сог.
/ 3 класс / Диктант №1812 «В лесной глуши» (66 слов)
Диктант «В лесной глуши»
Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.
Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.
(66 слов)
Грамматические задания:
- Синтаксический разбор предложения.
Вариант 1— Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Вариант 2 — Надулись на деревьях пахучие почки. - Выбери из группы слов синонимы и запиши их
Вариант 1 — Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
Вариант 2 — Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный. - Разберите слова по составу.
Вариант 1: лунный, подкормка, сталевар, медвежонок
Вариант 2: лимонный, заморозки, птицевод, лисенок