Памятка по работе над ошибками (2 класс)
1. Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём место, где была допущена ошибка. Составь и запиши с этим словом предложение.
Образец: 1. Снег. Выпал пушистый снег.
2. Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём знак ударения правильно.
Образец: 2. Алфавит, звонит, щавель.
3. Неправильный перенос слова.
Выпиши слово правильно. Раздели его вертикальными чертами на слоги.Обозначь гласные буквы точками (карандашом).Запиши все возможные варианты переноса слова.
Образец: 3. Коллектив: кол – лектив, коллек – тив.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Повтори правила переноса слов (учебник 1 класс, страница 21).
4. Написание заглавной буквы в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова с этойорфограммой.Подчеркни большую букву.
Образец: 4.Москва, Елена, Африка.
5. Написание заглавной буквы в начале предложения.
Выпиши предложение правильно.Придумай и запиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Образец: 5. Выпал пушистый снег.Дети рады.
6. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно.Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Подчеркни знак.
Образец: 6.Слава нашей Родине! Слава труду!
7. Гласные после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу – щу).
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Подчеркни орфограмму.
Образец: 7. Жизнь, ежи, жираф.
8. Сочетания чк, чн, щн, нщ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Подчеркни сочетание.
Образец: 8. Дочка, точка, кочка
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением(а, о, е, и, я).
Выпиши слово правильно.Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери и запиши проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 9. Трава – травы
Червивый – червь
10.Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением (словарные слова).
Запиши слово правильно 3 раза.Запиши однокоренное слово.Поставь во всех словах знак ударения.Выдели корень. Подчеркни опасные места.
Образец: 10. Мороз, мороз, мороз, морозный, морозильник
11.Парные согласные на конце и в середине слова.
Запиши слово правильно. Подбери проверочное слово.Обозначь орфограмму.
Образец: 11. Краб– крабы , сказка – сказочка
12.Раздельное написание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово с предлогом.Докажи, что предлог со словом пишется отдельно – вставь между предлогом и словом вопрос или слово.Обозначь орфограмму-пробел.
Образец: 12. За лесом; за (каким?) лесом, за (тёмным) лесом
13.Слитное написание приставок.
Выпиши слово правильно.Выдели приставку.Образуй от этого слова два однокоренных слова с разными приставками. Запиши ещё два слова с этой приставкой. Выдели все приставки.
Образец: прибежал, убежал, забежал, пришёл, принёс
14.Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: совесть, фасоль, пень
коньки, редька, возьми
15.Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму.Обозначь орфограмму.
Образец: воробьи, семья, колье
16.Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно.Запиши ещё два слова на этуорфограмму. Обозначь орфограмму.
Образец: разъезд , объявление , подъём
17.Состав слова.
Выпиши слово.Разбери его по составу. Запиши одно или два однокоренных слова.
Образец: поездка , разъезд, ездил
ПАМЯТКА
Работа над ошибками по
русскому языку, 2 класс
В работе над ошибками все слова пишутся со строчной буквы ( кроме имен
собственных и начала предложения), без запятых !
1.
Пропускаю 2 рабочих строки после работы.
2.
На третьей строке пишу посередине дату.
3.
На четвёртой строке пишу посередине с заглавной буквы: Работа над ошибками.
4. Начинаю
с ошибок в оформлении предложения. Выписываю предложение с красной строки без
ошибок, подчёркиваю места, где были допущены ошибки.
5. Выписываю
слово без ошибок с новой строки, подчёркиваю исправленную букву и определяю
орфограмму.
6. Нахожу
эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же
номером.
7.
На следующей строке после работы над ошибками записываю с красной строки:
Домашняя работа.
Орфограмма |
Что делаю? |
Пример. |
№ 1. Пропуск букв, замена |
1) Выписываю слово правильно 3 раза. 2) Ставлю ударение. 3) Подчеркиваю пропущенную или неправильно написанную букву. 4)Повторяю правило: Когда пишу, |
мокрый мокрый мокрый |
№ 2 . Оформление |
1) Выписываю предложение с заглавной 2) Ставлю в конце нужный знак препинания. 3) Подчеркиваю 4)Повторяю правило: Предложения начинаются с |
Наш класс дружный. |
№ 3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи. |
1) Выписываю слово правильно. 2) Вспоминаю и пишу ещё 2 3) Подчеркиваю сочетания. 4) Повторяю правило: ЖИ – ШИ ЧА ЧУ ЧК – ЧН, ОРО – воробей, ворона, хорошо. ОЛО |
жираф живот жил |
№ 4. Словарные слова. |
1) Пишу словарное 2) Ставлю 3) Подчеркиваю букву, |
дорога дорога дорога |
№ 5. Проверяемые безударные (О, А, И, Е, Я.) |
1) 2) 3) 4) Повторяю правило: Если Вызвала Ты ее Ставь |
трава — травы |
№ |
1) 2) 3)Повторяю правило: Парные согласные самые опасные, в корне ты их |
гриб – |
№ 7. Мягкий |
1)Выписываю 2) Подбираю 3)Повторяю правило: |
пальто конь кольцо |
№ 8. Разделительный мягкий знак. |
1) Выписываю 2) Подбираю 3)Повторяю правило: после |
вьюга друзья медвежья |
№ 9. Слова с удвоенными согласными. |
1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю удвоенную согласную. 2)Подбираю 3) |
аллея |
№ 10. Заглавная буква в |
1)Выписываю слово правильно, подчеркиваю заглавную букву. 2) Подбираю и записываю ещё 2 слова на эту орфограмму. 3)Повторяю правило: Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, |
Москва Балашов Саратов |
№ 11 . Правописание предлога со словом. |
1)Выписываю 2)Между 3) 4)Повторяю правило: Предлоги с именами существительными пишутся раздельно. |
в лесу |
№ 12. Перенос слов. |
1)Вспоминаю: сколько гласных, столько и слогов. 2) Делю 3) Показываю все виды переноса. 4) Если слово не переносится, то слово пишется целиком класс |
ма-ленький малень-кий |
№ 13. Разделительный |
1) Выписываю 2) Записываю ещё |
подъём |
№ 14 |
1)Выписываю слово правильно 3 раза. 2) Ставлю ударение. 3) Подчеркиваю места, где были ошибки. |
местный |
№
Орфограмма /объяснение оформления работы
1
Оформление предложений при письме.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.
Образец: Выпал пушистый снег.
2
Заглавная буква в именах собственных. Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Таня, Москва, Енисей, Жучка.
3
Пропуск, замена, вставка буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем букву, в написании которой ты ошибся.
Образец: Звонок, ученик.
4
Слог. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Образец: у – чи – тель – 3 слога.
5
Перенос слова.
Раздели слово для переноса.
Образец: оси – на, груп-па
6
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Ель, тень, пень. Коньки, мальчик, пальто.
7
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Образец: Тучка, мощный, дачник.
8
Правописание жи – ши, ча – ща, чу-щу.
Правильно выпиши слово, в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 – 3 своих примера на это правило.
Образец: Мыши, шишка, камыши. Чайка, час, чайник.
9
Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением (а, я, о, е, и).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Образец:
Вода́ – во́ды.
10
Словарные слова.
Напиши слово правильно 3 раза, поставь ударение, подчеркни «опасные» места. Придумай с этим словом словосочетание или предложение.
Образец: Капу́ста, капу́ста, капу́ста.
В этом году был хороший урожай капу́сты.
11
Парная согласная в корне слова.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Образец: Мороз-морозы, ягодка-ягоды.
12
Разделительный Ь.
Запомни! Разделительный Ь пишется после согласных перед гласными Е, Е, И, Ю, Я.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни Ь и гласную букву.
Образец: Вьюга, листья, соловьи.
13
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Образец: К берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Памятка
«Работа над ошибками по русскому языку, 1—2 классы»
1. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни орфограммы.
Делай так: Выпал пушистый снег.
2. Пропуск буквы, замена буквы.
Выпиши слово, подчеркни пропущенную букву, раздели его на слоги.
Делай так: прилежные, при—леж—ны—е
3. Перенос слова.
Напиши слово, разделив его на слоги для переноса.
Делай так: ве—селая, весе—лая
4. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: Саша, Алеша, Миша
5. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, жили
6. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: дочка, речка, мощный
7. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: учитель, пальто, коньки
8. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: вьюга, листья, соловьи
Помни! Разделительный Ь пишется после согласных и перед гласными буквами е, е, ю, я, и
в корне слова.
9. Разделительный твердый знак Ъ.
Выпиши слово правильно, напиши 2—3 слова с этой орфограммой.
Делай так: объяснил, подъезд, съемка
Помни! Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласными буквами
е, е, ю, я.
10. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно, выдели в нем приставку, напиши еще 2—3 слова с этой приставкой.
Делай так: полетели, побежали, поехали или
отбежал, отлетел, отделал
11. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно, выдели приставку, образуй от этого слова однокоренные слова с
другими приставками.
Делай так: заехал, переехал, уехал, выехал
Помни! Приставка – часть слова, она пишется слитно со словом.
Урок 9. Работа над ошибками
Цели: научить исправлять ошибки; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать
нужный вариант его написания; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа по теме урока
— Посмотрите на выполненную работу. Какие ошибки вы допустили? (Дети называют ошибки.)
— Какое правило вы забыли при написании этих слов? (ЖИ— ШИпишисИ, ЧА— ЩА пиши с А и
т. д.)
— Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, в таблицу.
ЖИШИ
ЧУЩУ
ЧАЩА
Оформление
предложения
Пропуск к
замена букв
— Запишите еще три слова в каждый столбик. (После выполнения работы над ошибками учащиеся
берут контрольную карточку.)
IV. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей,
быстрей, Хлопай,хлопай веселей.
V. Продолжение работы по теме урока Индивидуальные задания Карточка 1
Найди в тексте ошибки и исправь их.
Жывет в реке щука. Там плавают лещи и ершы. Прячются рыбы от щюки. Но Щука хитра. Она караулит свою
добычю.
Карточка 2
Составь предложения, чтобы получился текст. Используй слова для справок.
Мы жили у рощи. Там было хорошо.
Слова для справок: чижи, ландыши, кусты шиповника, душистые цветы, грызут шишки.
Карточка 3
Определи, сколько предложений в тексте. Спиши, правильно обозначая начало и конец
предложений.
‘ Высокие сосны развесили иглистые вершины зеленые елочки выгибают колючие ветки красуется кудрявая березка
дрожит серая осина дуб раскинул шатром резные листья.
VI. Рефлексия
— Возьмите контрольный лист. Проверьте работу. Оцените
себя.
«!» — все верно выполнил. «+» — есть 1—2 ошибки.
«—» — границы предложений нахожу плохо, нужно тренироваться.
VII. Подведение итогов урока
— Для чего нужно выполнять работу над ошибками?
— Кто понял, где он допустил ошибки и почему?
— Кому еще трудно выполнять работу над ошибками самостоятельно?
Домашнее задание
Найти в л юбой книге и выписать 10 слов на орфограммы ЖИ— ШИ,ЧАЩА,ЧУЩУ.