Памятка работы над ошибками для 2 класса.
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Заглавную букву в начале предложения подчеркни двумя линиями, точку одной.
Например: Выпал пушистый снег.
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
Замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём букву, которую ты заменил другой
Например: звонок, ученик.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, рас-сказ, май-ка, вью-га, объ-езд
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и
нельзя переносить на новую строку, Й краткую и Ь и Ъ знак нельзя отделять от предыдущей буквы.
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных. Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним.Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
Сочетания
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.
ЗАПОМНИ : ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения, для этого позови слово. Слог, который, произносится с большей силой, является ударным слогом.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Напиши проверочное слово, для этого измени слово так, чтобы гласный , который ты проверяешь, стал ударным. Поставь ударение. Подчеркни двумя линиями гласную, которая оказалась под ударением. Поставь знак тире, затем напиши слово, в котором сделана ошибка. Поставь ударение, гласную, которую проверяли подчеркни одной линией Выдели корень.Например: сад- сады, волны- волна
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни двумя линиями гласную, которую нужно запомнить.
Например: ягода, дорога, иней.
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши проверочное слово, для этого измени слова так, чтобы после парной согласной стояла гласная ИЛИ звонкий согласный. Подчеркни двумя линиями согласную, которую проверил. Поставь знак тире. Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Парную согласную подчеркни одной линией, выдели корень
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
11. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двумя линиями заглавную букву в слове.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Выдели корень.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется в корне слова ИЛИ на конце корня перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку и корень. Подчеркни гласную .Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Подчеркни двойную согласную двумя линиями, если написание надо запомнить.
Например: группа, класс, русский. Если написание согласных можно объяснить, выдели карандашом части слова . Например: осенний, рассказывать.
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши предложения правильно. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к крутому берегу – к берегу
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Проверь непроизносимую согласную, для этого измени слово так, чтобы согласная была слышна. Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое. Подчеркни как в образце, выдели корень
Например: звезда – звёздный, честь — честный.
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Подчеркни гласную или согласную в приставке. Например: полетели, отбежали, натянули.
Запомни! ЗА-, НА-, НАД- пишутся с буквой А.
ДО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишутся с буквой О.
Слова исключения: прадедушка, паводок
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Например: заехал, уехал, переехал. Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
Правописание суффиксов.
Напиши слово правильно, выдели суффикс, подчеркни в нём гласную.
Запомни! Под ударением пишется суффикс —ИВ-, а без ударения –ЕВ. Например: правдивый, волевой.
Запомни!Суффиксы–чив-, -лив— всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: обидчивый, удачливый.
Запомни!Суффиксы–ость- всегда пишутся одинокого, независимо от ударения. Например: гордость, радость.
Запомни!Суффикс –ек- пишется если при изменении слова гласный звук «убегает». Например: нет замочка- замочек, суффикс –ик— пишется если при изменении слова гласный звук остаётся. Например: дождика — дождик.
Запомни! Суффикс –онок- пишется после шипящих звуков, в том числе звука [ ч,]. Например: зайчонок, медвежонок.
Суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ ч,]. Например: львёнок, ребёнок
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/111156-pamjatka-raboty-nad-oshibkami-po-russkomu-jaz
Скачать материал
Выберите документ из архива для просмотра:
Диктант.docx
Карточки.docx
Слайды.pptx
Технологическая карта.docx
Урок развивающего контроля.docx
Диктант.docx
Карточки.docx
Слайды.pptx
Технологическая карта.docx
Урок развивающего контроля.docx
Выбранный для просмотра документ Диктант.docx
Скачать материал
- Сейчас обучается 2443 человека из 84 регионов
- Сейчас обучается 248 человек из 55 регионов
Выбранный для просмотра документ Карточки.docx
Скачать материал
Выбранный для просмотра документ Слайды.pptx
Скачать материал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
-
3 слайд
Чтобы проверить безударную гласную в корне
надо, изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный звук в проверочном слове оказался под ударением. -
4 слайд
Чтобы проверить
парные звонкие и глухие согласные
надо, изменить слово так, чтобы после согласного стоял звук гласный или звуки
[ л, м, н, р, й ] -
5 слайд
Чтобы проверить
непроизносимые согласные
надо, подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. -
6 слайд
Катюша Бровкина и Юля Зубкова – (подруженьки) подружки. Они живут на одной (площадочка) площадке. Катя любит читать (книжечка) книжки. Она читает (сказочка) сказки, (загадочка) загадки. У Юленьки (редок) редкий дар. Девочка умела шить. Пока шьёт одежду (свой) своим куклам. На (стол) столе (стоя) стоит машинка. Лежат нитки, (булавочка) булавки. Уже готовы (лёгок) лёгкая (блузочка) блузка для (лисы) лисички, (безрукавочка) безрукавка медведю, (узок) узкая (юбочка) юбка для любимой куклы Анюты.
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта.docx
Скачать материал
Выбранный для просмотра документ Урок развивающего контроля.docx
Скачать материал
Выбранный для просмотра документ Диктант.docx
Скачать материал
Выбранный для просмотра документ Карточки.docx
Скачать материал
Выбранный для просмотра документ Слайды.pptx
Скачать материал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
-
3 слайд
Чтобы проверить безударную гласную в корне
надо, изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный звук в проверочном слове оказался под ударением. -
4 слайд
Чтобы проверить
парные звонкие и глухие согласные
надо, изменить слово так, чтобы после согласного стоял звук гласный или звуки
[ л, м, н, р, й ] -
5 слайд
Чтобы проверить
непроизносимые согласные
надо, подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. -
6 слайд
Катюша Бровкина и Юля Зубкова – (подруженьки) подружки. Они живут на одной (площадочка) площадке. Катя любит читать (книжечка) книжки. Она читает (сказочка) сказки, (загадочка) загадки. У Юленьки (редок) редкий дар. Девочка умела шить. Пока шьёт одежду (свой) своим куклам. На (стол) столе (стоя) стоит машинка. Лежат нитки, (булавочка) булавки. Уже готовы (лёгок) лёгкая (блузочка) блузка для (лисы) лисички, (безрукавочка) безрукавка медведю, (узок) узкая (юбочка) юбка для любимой куклы Анюты.
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта.docx
Скачать материал
Выбранный для просмотра документ Урок развивающего контроля.docx
Скачать материал
Краткое описание документа:
Тема: Работа над ошибками.
Задачи:
— формировать орфографическую зоркость с учётом индивидуальных возможностей и ошибок, допущенных учащимися при письме.
— отрабатывать самостоятельность учащихся на уроках при работе над ошибками, проверять орфограмму, подобрав правильно проверочное слово.
— отработка умения самоконтроля, самоанализа.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 283 622 материала в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 18.09.2018
- 270
- 0
- 18.09.2018
- 298
- 3
- 18.09.2018
- 308
- 0
- 18.09.2018
- 298
- 0
- 18.09.2018
- 313
- 0
- 18.09.2018
- 667
- 6
- 18.09.2018
- 684
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование мини-проектов в школьном: начальном, основном и среднем общем и среднем профессиональном естественнонаучном образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»
Методические рекомендации
по работе над ошибками и повторению правил
(2 класс по программе «Начальная школа 21 века»)
Памятка ученику:
- Работу по русскому языку начинай с работы над ошибками. Оцени:
— сколько у тебя ошибок?
— на какие правила ошибки?
— есть ли ошибки на одно и то же правило?
— какие правила надо повторить?
— сколько времени тебе понадобится на выполнение?
- Выпиши слово с ошибкой.
- Повтори нужное правило и сделай необходимую проверку и запись.
- Потренируй применение этого правила на тренажёре.
- Галочка в правом нижнем углу – проверка. Всё ли у тебя верно?
Красным отмечены ошибки, зелёным – верное решение!
- Запиши два своих примера на это правило.
- Удачи и хорошего настроения!
№ |
Правило |
Запомни: |
Делай так: |
Тренажёр |
1 |
Большая буква в именах собственных |
Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы. |
Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток |
https://learningapps.org/view10674220 https://learningapps.org/view10672159 https://learningapps.org/view14883400 https://learningapps.org/view6328481 |
2 |
Большая буква в начале предложения |
Начало предложения пишется с заглавной буквы. |
Папа купил ёлку. Дети рады. |
https://learningapps.org/view5125938 https://learningapps.org/view1491632 |
3 |
Слог |
Сколько в слове гласных, столько и слогов |
мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл. |
https://learningapps.org/watch?v=pg818rivk21 https://learningapps.org/view8286024 |
4 |
Гласные после шипящих |
Жи-ши, ча-ща, чу-щу |
ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца. |
https://learningapps.org/view422559 https://learningapps.org/view685419 |
5 |
Перенос слова |
При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: хок-кей, ван-на |
ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка |
https://learningapps.org/watch?v=pg818rivk21 https://learningapps.org/view8509557 https://learningapps.org/view20870790 https://learningapps.org/view20870156 |
6 |
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных |
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. |
пень, деньки, пальчик. |
https://learningapps.org/view10421505 https://learningapps.org/view781401 https://learningapps.org/view761833 https://learningapps.org/view792978 |
7 |
Разделительный мягкий знак. |
Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я. |
Вьюга, соловьи листья, |
https://learningapps.org/view593846 https://learningapps.org/view781401 https://learningapps.org/view631339 |
8 |
Разделительный твёрдый знак. |
Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. |
Подъезд, объявление |
https://learningapps.org/view1063629 https://learningapps.org/view593846 https://learningapps.org/view631339 |
9 |
Сочетания чк, чн, нщ, щн |
Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака |
почка, мощный, речной, обманщик |
https://learningapps.org/view405800 |
10 |
Правописание предлога со словом |
Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово |
От реки, от (чего?) от реки |
https://learningapps.org/view8375870 https://learningapps.org/view16286755 https://learningapps.org/view11168178 https://learningapps.org/view6588019 |
11 |
Правописание приставки со словом |
Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом |
заехал, приехал, уехал |
https://learningapps.org/view2152116 https://learningapps.org/view6588019 |
12 |
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением |
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение. |
Сады́ — сад, леса́ — лес,
волна́ – во́лны |
https://learningapps.org/view6767783 https://learningapps.org/view6939970 https://learningapps.org/view7503463 https://learningapps.org/view2630614 https://learningapps.org/view8182866 https://learningapps.org/view8704029 https://learningapps.org/view2533782 https://learningapps.org/view297527 |
13 |
Непроверяемая безударная гласная |
Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре |
Капуста, капустный, капусточка |
https://learningapps.org/view448782 https://learningapps.org/view2533782 https://learningapps.org/view1264168 https://learningapps.org/watch?v=pud18svpj20 |
14 |
Парные звонкие и глухие согласные. |
в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш. Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная |
Завод – заводы, лес – леса,
ягодка – ягода. |
https://learningapps.org/view6365503 https://learningapps.org/view2533782 https://learningapps.org/view3060280 https://learningapps.org/view4854609 |
15 |
Непроизносимые согласные в корне |
Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник |
Звёздный – звезда,
солнце – солнышко |
https://learningapps.org/view6200102 https://learningapps.org/view6199957 https://learningapps.org/view8182774 https://learningapps.org/view7263345 |
16 |
Безударная гласная в приставках |
до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. |
Доехал – досыта,
заговорил – заговор. |
https://learningapps.org/view6175574 |
17 |
Удвоенные согласные в корне |
класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д. |
Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер |
https://learningapps.org/view10495258 https://learningapps.org/watch?v=pze8gw36c20 https://learningapps.org/view9334826 |
18 |
Повторение правил корня |
https://learningapps.org/watch?v=p9eyihpp320 https://learningapps.org/view8704029 https://learningapps.org/view8182866 https://learningapps.org/view792978 |
||
19 |
Состав слова |
Выпиши слово и разбери его по составу. Например: поездка. -окончание (измени число или форму); -корень (подбери несколько однокоренных слов); -приставка (часть слова перед корнем); -суффикс (часть слова после корня). поездка |
поездку – поездки, ездить – езда – приезд по-ездка, по-ходка |
https://learningapps.org/view441503 https://learningapps.org/view8014159 https://learningapps.org/watch?v=pt27adxqt20 https://learningapps.org/watch?v=pm2uxatra20 https://learningapps.org/view2094266 https://learningapps.org/view651305 https://learningapps.org/view1218573 https://learningapps.org/view6217233 https://learningapps.org/view1948386 https://learningapps.org/view3043392 https://learningapps.org/view1979592 https://learningapps.org/view1664736 |
20 |
Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах существительных |
Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик, если не выпадает. |
звоночек — звоночка, ключик-нет ключика |
https://learningapps.org/view8101603 https://learningapps.org/view3252158 https://learningapps.org/view10730561 https://learningapps.org/view3252158 |
Тема урока Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Блок: Правописание. Тип урока. Урок повторения и закрепления
Планируемые результаты урока.
Предметные
Метапредметные (познавательные,регулятивные,коммуникативные)
Личностные
Закрепить полученные знания по темам «Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных, разделительного ь, сочетаний жи-ши,, переноса слов, главные члены предложения»
-учиться понимать ,формулировать и принимать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности и действовать по ним
-проявлять интерес к процессу чтения и письма;
Закрепить правило переноса слов и использовать его на практике
-учиться осуществлять самопроверку , преобразовывать практическую задачу, выбирать действия.
Здоровьесберегающее поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
-учиться самостоятельно определять тему урока;
Содержание деятельности учителя.
аргументировать и координировать свою позицию. .Деятельность учащихся
Осознание ответственности, со-циальная компетентность,
Мотивация к уроку.
Учитель предлагает проверить готовность к уроку
Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Учатся организ-ть рабочее место.
Мотивация и целеполагание. Сформулируйте тему урока и обозначьте учебную задачу.
Учащиеся самостоятельно определяют и ставят учебную задачу, настраиваются на серьёзную работу
Учатся понимать и ставить учебную задачу.
Актуализация необходимых знаний.
Работа с текстом у доски. Вставить буквы. В небе ярко светит со..нце. Д..ревья ст..ят в з..л..тых нарядах. Только у с..сны и ели з..лёный наря.. На сер..це т..пло от кр..соты.
Демонстрируют знание правила,
Учатся делать выводы
Организация познавательной деятельности.
Анализ работы учащихся,.
Работа над ошибками Выполнение грамматического задания по подбору проверочных слов на безударную гласную, парную согласную, сочетаний «жи-ши», главных членов предложения и частей речи.
Игра «подбери слово»т с 56 №2,3
Самостоятельная работа т с 57 № 5
На дом:,т с.55 № 1
Рефлексия Учитель предлагает учащимся оценить свою работу
Учащиеся выполняют работу над ошибками, проверяют написанное.
Составляют предложения и выписывают словосочетания
Выполняют самостоятельно и проверяют по образцу
Учатся записывать домашнее задание
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Учатся объяснять орфограммы
Учатся контролировать себя во время письма.
Памятка
«Работа над ошибками по русскому языку»
-
Пропуск, замена, перестановка букв в слове.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём букву, в написании которой допущена ошибка.
Делай так: веник веник, веник
-
Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
-
Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
-
Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: мо-ло-ко— 3 сл.
-
Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в дверь?
-
Характеристика предложения.
Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
По наличию второстепенных членов предложений: распространённое, нераспространённое.
По структуре: простое, сложное
Выпиши предложение. Дай ему характеристику. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик. (Повеств., невоскл., распр., прост.)
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
-
Гласные после шипящих.
Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
-
Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
Делай так: Ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
-
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Пень, деньки, пальчик.
-
Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Вы пиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
-
Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Де лай так: Подъезд, объявление.
-
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, нч, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: Почка, мощный, речной, обманщик, одуванчик.
-
Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки.
К _ берегу, к (какому?) берегу, к высокому берегу.
-
Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Де лай так: Заехал, приехал, уехал.
-
Ударение.
Запомни: В словах с одним слогом и на «ё» ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс, ёлка.
-
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором на эту гласную падает ударение.
Вы пиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ — сад, леса́ — лес, волна́ – во́лны.
-
Непроверяемая безударная гласная. Словарное слово.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в орфографическом словаре.
Вы пиши слово правильно. Обозначь орфограмму и ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капустник.
-
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
-
Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.
Выпиши слово правильно, раздели его для переноса. Подбери к нему однокоренные слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: Коллекция, кол-лекция, коллекционная (марка), коллекционер.
-
Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором отчетливо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
-
Безударная гласная в приставках.
Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. Например, доехал-досыта, заговорил-заговор.
Вы пиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 3 слова с такой же приставкой.
Де лай так: Доехал, добежал, додумался, договорился.
-
Соединительная гласная в сложных словах.
Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Вы пиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.
Делай так: Водолаз, землемер.
-
Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Подчеркни. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
-
Правописание предлогов с местоимениями.
Запомни: Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Подчеркни. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
-
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Запомни: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
-
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Запомни: безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными этого же склонения, либо нужно определить склонение и падеж существительного, а затем вспомнить или уточнить по таблице его окончание.
кого? чего?
откуда? где?
без, у, с, до
из, от, около
-ы
-и
-а
-я
-и
Дательный
кому? чему?
куда? где?
к, по
-е
-у
-ю
-и
Винительный
кого? что? куда?
в, на, за, про
через
-у
-ю
-а
-я
-о
-е
——
Творительный
кем? чем? где?
за, над, с, под
-ой
-ей
-ом
-ем
(ь) ю
Предложный
о ком?о чём? где?
в, на, об
-е
-е
-и
Контрольные слова
стена
земля
конь
стол
степь
Вы пиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На речке — речка — сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у речки – речка — сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
-
Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.
Запомни: Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его число, род, падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом числе, роде, падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
-ой-ою,
-ей-ею
-ыми, -ими
Предложный
-ом, -ем
-ой, -ей
-ых, -их
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему — м.р., ед. ч., Д. п.
По озеру (какому?) голубому – ср. р., ед. ч., Д.п.
-
Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь — пишешь, стучишь.
Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: Читаешь — н.в., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Запомни: Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
-
Поставить глагол в начальную форму;
-
Определить спряжение глагола;
-
Выбрать окончание данного глагола, определив лицо и число.
При определении спряжения важно помнить:
I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:
Гнать, держать, смотреть и видеть
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть и вертеть,
И обидеть, терпеть.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило
Делай так: Строим – строить — 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
-
Запятая в предложении с однородными членами.
Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так: Мальчики рисовали карандашами, красками и фломастерами.
-
Запятая в сложном предложении.
Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые. Составь схему.
Делай так: Дедушка с утра на работу ходил, внучка в избе прибирала.
-
Правописание –тся, -ться в глаголах.
Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 3 глагола на это же правило.
Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться
-
Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Запомни: В окончаниях имен существительных после шипящих и Ц под ударением пиши букву — О, без ударения — Е.
Делай так: овцой красавицей
кольцом тучей
-
Правописание Ы или И после Ц.
Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
Цирк, циркуль, цифра, полиция.
Буква Ы после Ц пишется:
-
в окончаниях имен существительных и прилагательных и суффиксе имен прилагательных –ын-: Синицын, щипцы, круглолицый;
-
в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, подчеркни букву Ц и гласную после нее. Запиши ещё 3 слова на это же правило, обозначь орфограмму.
-
Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах
существительных (беглый гласный в суффиксе).
Запомни: Если при склонении имени существительного гласный звук выпадает, то надо писать в слове суффикс –ек, если при склонении гласный не выпадает, то суффикс –ик. Например: звоночек — звоночка, ключик-нет ключика.
-
Правописание Ь после шипящих во всех формах глагола.
Запомни: Во всех формах глагола после шипящих на конце основы и на конце окончаний пишется Ь.
Стеречь, ешьте.
Выпиши слово, поставь вопрос. Запиши ещё 3 глагола на это же правило.
Делай так: Стричь (что делать?), н. ф. глагола, беречь, жечь, лечь.
Ешьте (что делайте?), пов. ф. глагола, отрежьте, мажьте, плачьте.
-
Правописание приставок, оканчивающихся на –З и –С.
Запомни: Приставки, оканчивающиеся на –З, пишутся в словах, корни которых начинаются с гласных или звонких согласных. Приставки, оканчивающиеся на –С, пишутся в словах, корни которых начинаются с глухих согласных. Приставка С-пишется всегда одинаково. Например, возглавить, расшитый.
Выпиши слово, обозначь приставку, подчеркни первую букву корня и последнюю приставки. Запиши ещё 3 слова на это правило.
Делай так: безошибочный, разодетый, бесшумный, испить.
-
Написание имен существительных с суффиксом –ИЩ-
Запомни: Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –А, если слово, от основы которого оно образовано, женского рода. Слово с суффиксом -ИЩ- оканчивается в начальной форме на –Е, если слово, от основы которого оно образовано, мужского или среднего рода. Например, зубище – зуб (м. р.)
Выпиши слово, запиши слово, от которого оно образовалось, укажи род, запиши ещё 3 примера на это правило.
Делай так: рыбища – рыба (ж.р.)
-
Написание суффикса –ОК- имен существительных после шипящих.
Запомни: В суффиксах имен существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква О, если суффикс стоит под ударением.
Например, флажок, ужонок.
Выпиши слово, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: бычок, грачонок, ежонок, слушок.
-
Правописание безударного беглого гласного в корне имени существительного.
Запомни: Если безударный гласный в корне слова нельзя проверить ударением, измени форму слова (н.ф. на Р.п. ед.ч., мн.ч. на н.ф.) и выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась орфограмма «беглый гласный», то нужно писать Е или О.
Например, коре/инь – нет корня, значит, корень.
Выпиши слово, измени его форму, запиши ещё 3 примера на это правило, обозначь орфограмму.
Делай так: лопоть – нет лаптя, ноготь – нет ногтя, вишен – вишня, танец – танцы.