Работа над ошибка в изложении

УРОК № 9.     ТЕМА. Работа над ошибками

Тип урока: урок разбора
проверочных работ.

Вид урока: практикум

Цель урока: Формировать умение исправлять  речевые и орфографические ошибки.
2.Развивать умения анализировать свою работу, развивать логическое мышление,
умение находить изученную орфограмму, подбирать проверочное слово.3.
Воспитывать активную личность.

Оборудование: сигнальные карточки, индивидуальные карточки с заданием

Метод обучения: репродуктивный метод

Форма деятельности:
коллективная, парная

                                                         Ход
урока

I.                  
Организационный момент.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

— Изобразите этих
птичек, как они летели, как садились.

    II.     
Сообщение темы, цели урока.

                 —Что
мы сейчас выполняли? (действия)

                — Какая часть речи помогает нам
выполнять разные действия?  (глагол)

                — Какую роль играют глаголы в
речи?

                — Сегодня  на уроке мы будем
учиться работать над ошибками и закрепим  ранее

                  изученные знания.

III.            
Сообщение о результатах работы.

1.Вчера мы писали
изложение. Послушайте лучшие по содержанию работы. Эти изложения я прочитаю на
родительском собрании. А на стенд я повешу те изложе-ния, которые написаны без
ошибок красивым почерком.

2.Анализ изложений.

IV.            
Проверка дз.

       -Все ли вы написали продолжение изложения?

       -Прочитайте,
какой случай  мог произойти с медвежонком в лесу?

       Вывод:
замечательные истории! Вы – хорошие фантазёры.

IY.     Работа
над ошибками изложения.

1.     
Разбор речевых ошибок текста. Запись
предложений на доске.

2.     
Работа в группах. Правильно построй
предложение.

Правильно постройте предложения.
Разберите их по членам предложения

Врач прописал больному хорошим лекарством.

________________________________________

Гена и Серёжа играли настольным теннисом.

_______________________________________

Пожарные быстро потушили горящего дома.

_______________________________________

 Проверка.

 -Каким членом
предложения является глагол?

3.     
 Индивидуально-коллективный разбор типичных
ошибок на доске и в тетрадях.

4.     
Игра «Найди опасное место»

-Покажите
сигнальную карточку, если в слове услышите «опасное место».

  Объяснил,
ужинать, ходить, везти, зеленеть, бежать, смотреть, старушка
.

YI.     Физкультминутка

 -Существует такой
вид искусства, где нет слов, а есть только движения тела, жесты,

мимика. Это
пантомима. Представьте пантомиму по заданию.

1.     
Вокруг твоей головы летает надоедливая муха, а ты
пытаешься отбиться от неё.

2.     
Новый шерстяной шарф колет тебе шею, тебе неудобно
в нём.

3.     
 летним утром в поле ты подставляешь своё лицо
солнышку, а потом вдруг набегает туча…

4.     
Ты радостно садишься за уроки.

 YII.   Закрепление
пройденного: работа по карточкам

1.Игра –соревнование «Аукцион»: кто больше насобирает орфограмм?

Прочитайте стихотворение.

Как вы думаете, почему автора так удивило
письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, —

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила
учить.                                    (А.Шибаев)

Проверка: Сколько
орфограмм нашли в письме?

             2.Найдите
в тексте слова, подходящие к этой схеме

        -Запишите
эти слова. Разберите по составу. Какой частью речи они являются?

   3.Самостоятельная
работа. Упр. 556

   4. Взаимопроверка

YII. Итог урока. Рефлексия.

       -Чем занимались на уроке?

       -Как проверить слова с безударной
гласной в корне?

       -Как проверить слова с парной согласной
в корне слова?

       -Когда пишется разделительный мягкий
знак?

       -А можно ли составить текст только из
глаголов?

       -Оказывется, можно. Послушайте загадку.

         Растут – зеленеют,

        Упадут – пожелтеют,

        Полежат, почернеют.

       — Что это такое?  ( листья)

        -Ребята, а что нового вы для себя
узнали?

YIII. Домашнее задание.

         Вот вам листья ( вырезанные из
бумаги), напишите на них 10 глаголов из словаря

Методика работы над предупреждением и исправлением
ошибок при написании изложения

Ошибки в изложениях  могут касаться как содержания и построения, так и языкового
оформления. В содержательном плане замечаются следующие нарушения, или ошибки:

— непонимание идеи высказывания;

— неправильное или неполное раскрытие темы;

— фактическое несоответствие материала;

— неконкретность изложения;

— бездоказательность выдвигаемых положений;

— несоответствие плану;

— нарушение последовательности и др.

Ошибки со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к
которым относятся и стилистические. Стилистические ошибки — это несоблюдение
стилистических норм литературного языка, приводящее к немотивированному
разрушению единства стиля. Понимание и раскрытие их требует знакомства учащихся
с категориями стилистики; знания стилистических свойств слова, свободной и
ограниченной сочетаемости; понятия о стилях речи и их особенностях и др. С
этими ошибками в устной и письменной речи учащихся нередко соседствуют другие
нарушения норм литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль
и при анализе школьных изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны
слога или стиля.

К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово,
неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В
начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным
отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые
предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления
и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по
совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых
ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения
может послужить базой для их исправления и предупреждения.

Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые:
композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические,
морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.

На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее,
лексико-стилистические ошибки. Охарактеризуем пять наиболее типичных «ошибок
этой группы:
1. Повторение одних и тех же слов: У нас есть кошка. Нашу кошку
зовут Мурка. Мурка мышей не ловит. Мышей у нас нет.
Наша Мурка очень ласковая, все время ласкается.

Причины ошибки — малый объем внимания учащегося; бедность словаря.
Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если
они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свои
текст. Тем не менее повторение слов и сочетании — очень стойкая ошибка.

2. Употребление слова в неточном пли несвойственном ему значении в результате
непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным
льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета);

Ошибки такого типа — следствие невысокого общего речевою развития, недостаточной
начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым
детям.

3. Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно
принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем
(народно-поэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна
девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали
премию). Причина ошибок — малый речевой опыт, бедность фразеологического
запаса.

4. Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или
оценочной окраски: Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все
глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); Уже
весна хозяйничает в лесу. Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими
листочками. В нашей школе провела интересное мероприятие — прогулку в лес
(слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном
рассказе). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием
стилистических характеристик слова.

5. Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел
взади (т.е. сзади); Обратно пошел дождь (т.е. опять) Подобные слова дети
употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.

К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование
форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре
относительно частых типа ошибок этой группы:

1. В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как
правило, дети создают собственные слова и соответствии со словообразовательной
системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, монтажники,
штукатурщики (надо: штукатуры); приречная полоса (по аналогии с приморская,
прибрежная). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.

2. Образование диалектных пли просторечных форы от слов литературного
языка: они хочут, он хотит, он пришел без пальта. Эти ошибки искореняются под
влиянием общего языкового развития детей.

3. Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо
трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал).

4. Образование формы множественного числа тех существительных, которые
употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): Крышу
кроют железами; съел два супа (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок — в
стремлении младших школьников к конкретности.

Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико – стилистические
ошибки). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее частых
типов ошибок.

5. Нарушение управления, чаще всего — предложного: Добро побеждает над
злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с
него (под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы, (радовались
чему? красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу к
о м у? победителям) и т.п.

6. Нарушения согласования, чаще всего — сказуемого с подлежащим: Саше
очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы; туманная утро.
Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения: начав
предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Внимательное перечитывание
текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного родя.

7. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению
смысла: Узкая полоска только с берегом связывает острое (надо: Только узкая
полоска связывает остров с берегом), Только равнодушным оставался кот Борька
(надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что
ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем
записать его. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с
деформированным текстом.

8. Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые
они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или
Коля?) не плакал.

9. Местоименное удвоение подлежащего: Петя, когда вернулся в отряд, он
был в генеральском кителе с витыми погонами; Петя — он был самый сильный из ребят.
Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить
или записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние
разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае —
ошибка стилистическая.

10. Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах
там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: Надвигалась
темная туча и полил дождь; Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом
случае смещен вид, во втором — смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о
низком общем языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового
анализа текста.

11. Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах:
а) неоправданное деление сложного предложения на простые: Дворник когда подметал
двор. Сломал ростки тополя; б) неумение делить текст на предложения: Охотник
однажды шел по лесу, из чащи вышли медведица с медвежатами, охотник спрятался
на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался,
в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала
ему шлепков. В устном варианте подобные предложения интонационно не
разделяются.

Основа исправления ошибок седьмого типа — различные упражнения с предложениями,
в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.

Как говорилось выше, неречевые ошибки — это композиционные, логические
ошибки, а также искажения фактов.

Типичная композиционная ошибка — несоответствие сочинения, рассказа, изложения
предварительно составленному плану, т.е. неоправданное нарушение последовательности
в изложении событий, фактов, наблюдений.

К числу логических ошибок относится:

1. Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков
описываемого предмета, например: Они схватила зубами за шиворот и давай окунать
его (пропущено; одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» но В. Бианки
один школьник пропустил всю сцену купания, т.е. всю основную чисть, а когда
изложение анализировалось, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание
рассказа и был уверен, что описал сцену купания.

Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое
состояние пишущего школьника.

2. Нарушение логической последовательности и обоснованности: На заводе ив
хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины. Легко
устраняются при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного.

3. Употребление в одном ряду понятий разных уровней, разных классов: По утрам
мыс дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких
листьях. Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и
ягодами.

Таковы основные виды ошибок, допускаемые младшими школьниками в устной и
письменной связной речи (кроме орфографических и пунктуационных).

Система исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих
элементов:

а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 —
20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с
целью подготовки учащихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок
определенного типа;

в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными)
ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;

г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются
возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на
уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над
ошибками, допускаемыми учениками;

д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с
целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его
фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;

е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических
тем, указания на то, как данная грамматическая тема может сослужить основой для
предупреждения ошибок.

ж) специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию
(«редактированию») собственного сочинения и изложения.

Все эти шесть направлений в работе доступны учащимся всех начальных классов,
особенно III и II классов.

Тема: Анализ и работа над ошибками в изложении.

Тип урока: коррекция знаний и способов действий

Цель урока: проведение работы над ошибками, допущенными в изложении

Задачи урока:

Образовательные:

— закреплять изученное;

— определять тему текста;

— повторить словарные слова;

— повторить орфограммы, на которые допущены ошибки.

Развивающие:

— развивать устную и письменную речь;

— развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

— развивать внимание и память учащихся.

Воспитывающие:

— воспитывать нравственные качества;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

1. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

2. Прогнозирование и планирование собственной деятельности.

3. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные:

1. Умение структурировать знания.

2. Постановка и формулирование проблемы.

3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Владение устной речью.

3. Нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений.

Планируемые результаты:
1. Предметные:

— осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

— уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста;

— уметь проверять написанное.

2. Личностные:

проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте;

 — осознавать языка как основного средства общения между людьми;

— участвовать в творческом, созидательном процессе.

3. Метапредметные:

— составлять план урока, оценивать свою работу на уроке;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Ресурсы:

Основные: учебник УМК «РИТМ»

Дополнительные: презентация

Ход урока.

Этап урока, виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный этап

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Мотивация к деятельности

Здравствуйте, ребяа! Проверьте пожалуйста, свою готовность к уроку. На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.

Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

Посмотрите на доску. (слайд 2. На нём написана пословица)

Прочтите пословицу

— Как вы понимаете пословицу?

— Ну что ж, ребята, вы готовы потрудиться сегодня на уроке?

— Тогда давайте начинать. Нас ждёт много интересных заданий.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Так, что даже для небольшого дела нужно потрудиться

Р3

II.Постановка цели и задач урока

Ребята, вчера вы писали изложение. Я увидела много хороших работ. Вы меня порадовали, но были допущены некоторые ошибки. Что мы можем сделать, чтобы исправить эти недочёты?

Итак, чем же мы сегодня будем заниматься?

Работу над ошибками

Делать работу над ошибками в изложении

К2

Р2, К3

III.Работа над ошибками

  1. Анализ работ

Ну что ж, работы класс написал хорошо. Есть ребята, получившие пятёрки, много четвёрок. Есть и те, кто получил три, но это поправимо. Вам нужно старательнее заниматься. В целом все молодцы.

Ребята, вам раздали тетради. Пожалуйста, откройте свои работы, посмотрите их и поднимите руки те, у кого есть ошибки в словах с безударными гласными (вызываю к доске одного ученика)

— Какое проверочное слово?

— Запиши правильно и через тире проверочное слово. Выдели орфограмму в слове.

— безударные гласные: рождения, подарили, тяжело, началась, война, находить, заминировали, обнаружить, служил

— парные согласные:

— написание приставок: отвёл, покрылось, отступая, заминировали, смогла.

— написание словарных слов: щенок, собака, пошёл.

— написание слов с большой буквы: Коля, Джульбарс.

— написание предлогов: с собакой, в школу.

Теперь давайте повторим:

— В каких случаях слова пишутся с большой буквы?

— Как пишутся предлоги и следующее за ним слово?

— С какой буквы начинается предложение?

— Что ставится в конце предложения?

Образец:

Рождения – родственник, подарили-подарок, тяжело – тяжесть, началась – начать, война – войны, находить -, заминировали – мина, обнаружил – наружу, служил – служивый

Мороз — морозы

Отвёл – вести, приставка от; покрылось – крыть, приставка по, отступая — , заминировали – мина, приставка за, смогла – могу, приставка с.

Щенок, собака, пошёл

С собакой, в школу

Если это название чего-либо, имя собственное.

Раздельно

С заглавной.

Точка.

Р3, П3

IV.Физминутка

Руки подняли  и покачали —
Это деревья в лесу.  (плавное покачивание  поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.  (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.  (горизонтальные, одновременные движения руками  вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад   (2 раза)

V.Закрепление изученного

Откройте страницу восемьдесят вторую, упражнение пятьсот пятьдесят четвёртое. -Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— А как вы могли бы его озаглавить?

— Найдите в тексте глаголы. Поставьте к ним вопрос. Определите их число.

— Найдите слова с выделенными буквами

— Объясните написание выделенных букв

На доске вы видите стихотворение. Спишите его и укажите число глаголов (слайд 3. Написано стихотворение)

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви…

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.

О том, как и для чего работает трактор

Для чего нужен трактор?

Например: шли — что делали? Число множественное

Издали — словарное слово, большого -словарное слово, стрекочет — проверочное слово стрёкот, железный — словарное слово, причёсывают — приставка при, под ударением пишется ё, мягкую — проверочное слово мягок, приготовить — приставка при.

Отошла — единственное число, следит — единственное число, заплуталась — единственное, зовёт — единственное число, протягивает — единственное число, шелестят — множественное число, хотят — множественное число.

П1

VI.Рефлексия

Итог урока

Ребята, на доске вы видите фразы, которые помогут вам выразить своё настроение и отношение к уроку. Пожалуйста, попробуйте составить своё мнение с этими предложениями. (слайд 4. Сегодня у меня получилось…, Я узнал, что…, Я умею…)

Ученики, используя фразы, говорят о том, что у них получилось или вызвало затруднения.

Р3, К2

VII. Информация о домашнем задании

Дома вам нужно будет закрепить написание тех слов, которые мы сегодня разобрали.

Записывают домашнее задание

Р1

Машнева Надежда Григорьевна

Данный урок можно использовать в третьем классе при проведении анализа изложения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

3 класс

                                                                                               Учитель: Машнева Н.Г.., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Создание условий для формирования  умения исправлять  речевые и орфографические ошибки;  организация  деятельности школьников по самостоятельному применению полученных знаний в разнообразных ситуациях; содействие развитию у детей умения общаться;

Урок повторения пройденного материала

Частично – поисковый; имитационный; рефлексия;

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ; накопление опыта в исправлении ошибок, коррекция;

Проектор, презентация к уроку,  карточки, памятка.

Учебник  А.В.Поляковой Русский язык 3 класс, 1 часть; материал для карточек из пособия 

Л.А. Ахременковой « К пятерке шаг за шагом»; стихотворение А. Шибаева « Грустные вести».

Предметные:  

осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста; умение проверять написанное;

-формирование умения редактировать предложения.

Общеучебные:

уметь находить и исправлять свои ошибки.

-умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

 -формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

 -принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 — развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

—  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

—  овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.

Личностные:

-проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

 — осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками.

Учитель:

— Мне приятно вас всех видеть.

— Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов.

— Проверим это правило сегодня на уроке?

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:

-Анализ изложений по плану:

1.Правильность изложения содержания.

2.Полнота изложения.

3.Последовательность изложения.

4.Точность употребления слов.

5.Правильность построения предложений.

Зачитывание лучших работ по содержанию.

Раздать тетради по развитию речи.

Учитель:

— Сформулируйте тему и цель урока.

Регулятивные: прогнозирование, планирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: владение устной речью.

Актуализация опорных знаний

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме, формировать умение исправлять  речевые и орфографические ошибки, творческое мышление, умение работать над ошибками.

1.Разбор речевых ошибок текста.

Учитель:

 -Найдите речевые ошибки в тексте, которые были допущены в изложении и устно исправьте их.( Слайд 1)

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Они стали рвать щавель. Они забыли про котенка.

Собаки увидели котенка и хотели его взять.

Вася бежал  упал животом на котенка и прикрыл его.

2. Редактирование предложений.

Учитель:

-Правильно постройте предложения и разберите их по членам предложения.

( Слайд 2)

Врач прописал больному хорошим лекарством.

Ветер сильно раскачивал деревьями.

Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Учебно-познавательная деятельность

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость; развивать творческое мышление, умение работать над ошибками.

3.Работа над орфографическими ошибками.

Чтение стихотворения « Грустные вести» и нахождение орфограмм.

Учитель:

— Прочитайте стихотворение, ответьте, почему автор назвал его «Грустные вести». Найдите орфограммы  в нем.

 Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, —

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.                                    (А.Шибаев)

4.Повторение правил, в которых были допущены ошибки в изложении.

Правописание ча, ща

Перенос слов

Правописание имен собственных Пропуск букв

Правописание приставок и предлогов

Коммуникативные:

формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение выражать свои мыслив устной форме.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике.

5.Работа по карточкам. ( 1 группа- работают учащиеся с высоким уровнем мотивации)

Индивидуальная работа над ошибками. ( 2 группа- работают учащиеся с низким уровнем мотивации по памяткам ).

Выполняет каждый самостоятельно.  Взаимопроверка в парах.

Гр.бы, гр.бной- гр.б                

 св.сток, св.стеть –св.ст  

д.жди, д.ждливый- д.ждь                

см.трел, посм.трел- см.тр

д.ла, д.ловой- д.ло                            

т.пить,  зат.пить- т.пка

з.рно, з.рновой- з.рна                      

ч.совщик- ч.с

 т.жело-  т.жесть                      

м.ряк- м.орской-м.ре

прил.теть- пол.т                      

ж.леет -ж.лость

выпл.тил- пл.та                        

пр.лепил- л.пит.

Берег- б.рега              ночь- н.чной

хлеб- хл.ба                  боль-б.льной

дерево- д.ревья         молодость- м.лодой

зверь- Зв.рюшка                лед – л.дяной

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умение выделять нужную информацию, ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость.

5. Групповая работа. Упр.247

1 группа – 1ряд

2 группа -2 ряд

3 группа- 3 ряд

1-я  г р у п п а – выписывает слова с глухим парным согласным.

2-я  г р у п п а – выписывает слова со звонким парным согласным.

3-я  г р у п п а – выписывает слова с непроизносимым согласным

Проверка: каждая группа читает цепочкой выписанные слова.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция.

Познавательные: 

— преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель:подвести итог проделанной работы  на уроке.

—  Какую цель мы сегодня ставили?

Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали? Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед?

Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.

Памятка для  ученика начальной  школы.

1.Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

2.Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

3.Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

4.Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

3 класс

                                                                                               Учитель: Машнева Н.Г.., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Создание условий для формирования  умения исправлять  речевые и орфографические ошибки;  организация  деятельности школьников по самостоятельному применению полученных знаний в разнообразных ситуациях; содействие развитию у детей умения общаться;

Урок повторения пройденного материала

Частично – поисковый; имитационный; рефлексия;

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ; накопление опыта в исправлении ошибок, коррекция;

Проектор, презентация к уроку,  карточки, памятка.

Учебник  А.В.Поляковой Русский язык 3 класс, 1 часть; материал для карточек из пособия 

Л.А. Ахременковой « К пятерке шаг за шагом»; стихотворение А. Шибаева « Грустные вести».

Предметные:  

осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  при записи собственного текста; умение проверять написанное;

-формирование умения редактировать предложения.

Общеучебные:

уметь находить и исправлять свои ошибки.

-умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

 -формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

 -принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную.

 — развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные:

—  развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;

—  овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.

Личностные:

-проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

 — осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками.

Учитель:

— Мне приятно вас всех видеть.

— Я улыбаюсь, вам и вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие, и улучшить вам настроение. Говорят, хорошее настроение всегда помогает справиться с любой целью и добиться хороших результатов.

— Проверим это правило сегодня на уроке?

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:

-Анализ изложений по плану:

1.Правильность изложения содержания.

2.Полнота изложения.

3.Последовательность изложения.

4.Точность употребления слов.

5.Правильность построения предложений.

Зачитывание лучших работ по содержанию.

Раздать тетради по развитию речи.

Учитель:

— Сформулируйте тему и цель урока.

Регулятивные: прогнозирование, планирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные: владение устной речью.

Актуализация опорных знаний

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме, формировать умение исправлять  речевые и орфографические ошибки, творческое мышление, умение работать над ошибками.

1.Разбор речевых ошибок текста.

Учитель:

 -Найдите речевые ошибки в тексте, которые были допущены в изложении и устно исправьте их.( Слайд 1)

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котенка. Они стали рвать щавель. Они забыли про котенка.

Собаки увидели котенка и хотели его взять.

Вася бежал  упал животом на котенка и прикрыл его.

2. Редактирование предложений.

Учитель:

-Правильно постройте предложения и разберите их по членам предложения.

( Слайд 2)

Врач прописал больному хорошим лекарством.

Ветер сильно раскачивал деревьями.

Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учёта мнений

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Учебно-познавательная деятельность

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость; развивать творческое мышление, умение работать над ошибками.

3.Работа над орфографическими ошибками.

Чтение стихотворения « Грустные вести» и нахождение орфограмм.

Учитель:

— Прочитайте стихотворение, ответьте, почему автор назвал его «Грустные вести». Найдите орфограммы  в нем.

 Как вы думаете, почему автора так удивило письмо мальчика?

Пришло письмишко мне,

Гляжу: из лагеря, от Мишки.

«Здесь чудный лук, и я лижу, —

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше: «Здесь лиса,

Красивый длинный прут.

На днях в лесу нашёл я грусть

И очень был доволен»,

Нет-нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.                                    (А.Шибаев)

4.Повторение правил, в которых были допущены ошибки в изложении.

Правописание ча, ща

Перенос слов

Правописание имен собственных Пропуск букв

Правописание приставок и предлогов

Коммуникативные:

формирование сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение выражать свои мыслив устной форме.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: получить представление о сформированности у каждого учащегося применить полученные знания на практике.

5.Работа по карточкам. ( 1 группа- работают учащиеся с высоким уровнем мотивации)

Индивидуальная работа над ошибками. ( 2 группа- работают учащиеся с низким уровнем мотивации по памяткам ).

Выполняет каждый самостоятельно.  Взаимопроверка в парах.

Гр.бы, гр.бной- гр.б                

 св.сток, св.стеть –св.ст  

д.жди, д.ждливый- д.ждь                

см.трел, посм.трел- см.тр

д.ла, д.ловой- д.ло                            

т.пить,  зат.пить- т.пка

з.рно, з.рновой- з.рна                      

ч.совщик- ч.с

 т.жело-  т.жесть                      

м.ряк- м.орской-м.ре

прил.теть- пол.т                      

ж.леет -ж.лость

выпл.тил- пл.та                        

пр.лепил- л.пит.

Берег- б.рега              ночь- н.чной

хлеб- хл.ба                  боль-б.льной

дерево- д.ревья         молодость- м.лодой

зверь- Зв.рюшка                лед – л.дяной

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умение выделять нужную информацию, ориентироваться в системе знаний, развивать орфографическую зоркость.

5. Групповая работа. Упр.247

1 группа – 1ряд

2 группа -2 ряд

3 группа- 3 ряд

1-я  г р у п п а – выписывает слова с глухим парным согласным.

2-я  г р у п п а – выписывает слова со звонким парным согласным.

3-я  г р у п п а – выписывает слова с непроизносимым согласным

Проверка: каждая группа читает цепочкой выписанные слова.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция.

Познавательные: 

— преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель:подвести итог проделанной работы  на уроке.

—  Какую цель мы сегодня ставили?

Удалось ли её достичь? Довольны ли сегодня тем, как вы работали? Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед?

Оцените свою работу на уроке.

Регулятивные: соотношение своих действий с планируемыми результатами, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.

Памятка для  ученика начальной  школы.

1.Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

2.Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

3.Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

4.Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Школьникова Т.Ю., учитель нач.классов

Проведение работы над ошибками в творческих работах по русскому языку

 Работа по развитию речи является приоритетным направлением в системе обучения русскому языку в начальных классах. Основная задача – научить детей высказывать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с требованиями, которые регламентируются программой по русскому языку. Работа с текстом веду в двух направлениях:

 формирование умений анализировать готовый текст;

 обучение пересказу текста в устной и письменной форме (написание изложений), составлению собственных высказываний (написание сочинений).

Систематическая работа над текстом даёт учащимся возможность наблюдать, всесторонне анализировать изучаемые лексические и грамматические явления в их органической взаимосвязи.

Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учётом двух параметров: содержание и грамотность, на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

 Обучение изложению начинаю с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный ребёнку данного возраста. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов. Все слова должны быть ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи. Построение рассказа также должно быть простым: 3 – 4 части, легко выделяемые в абзацы. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся на речь самих детей, вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и полных изложений специально подобранных небольших текстов.

Требования к изложению:

 самостоятельность учащихся при изложении текста (образец не должен зазубриваться и полностью копироваться);

 использование в тексте изложения лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;

 полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов.

Для проведения последующей работы над ошибками анализирую изложения и классифицирую их с учётом:

 точности и последовательности передачи содержания текста;

 ошибок в построении предложений;

 неправильного употребления слов;

 наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

 Работу над ошибками в изложении провожу на следующем уроке. Начинаю со сравнения написанных учащимися изложений с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских работ, разбираю орфографические ошибки. Работа организуется следующим образом:

 учитель зачитывает первоначальный текст изложения;

 учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;

 учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;

 учитель записывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;

 осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;

 организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

Сочинение как вид орфографического упражнения предусматривает самостоятельное построение текста, выражение собственных мыслей в письменной форме. Для написания сочинения учащиеся должны владеть следующими обобщёнными умениями:

  • понять и раскрыть тему сочинения;

  • подчинить своё сочинение определённой мысли;

  • собрать материал, его систематизировать и расположить в нужной последовательности;

  • определить границы сочинения;

  • составить план и писать по плану;

  • создать текст и записать его;

  • использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;

  • совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты.

Работу над ошибками в сочинении провожу на следующем уроке и включаю следующее:

  • зачитывание лучших сочинений;

  • коллективный анализ сочинений:

-содержания;

-построения целого текста и связи его частей;

-построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;

-порядка слов в предложении;

-связи между словами в предложении;

-употребление отдельных слов и выражений;

-коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

-индивидуальная работа над ошибками.

У учащихся на партах всегда есть памятка, помогающая понять допущенные ошибки и правильно их исправить.

Памятка работы над ошибками в изложении и сочинении.

Условное обозначение

ошибки

Ошибка

Способ исправления

Ф

Фактическая ошибка

Исправить

V

Пропуск важного слова или предложения.

Вставить пропущенное слово или предложение.

Z

Не выделен абзац

Начать с красной строки.

(.)

Нет точки в конце предложения

Поставить точку в конце предложения.

1,2,3, …

Неудачный порядок слов.

Изменить порядок слов.

Н

Неудачное слово или предложение.

Заменить другим словом или составить другое предложение.

П

Повтор

Заменить или исключить повторяющееся слово

( )

Лишнее

Убрать лишнее

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое наряду с другими видами работ в начальной школе учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Работ над ошибками смотреть онлайн 2015
  • Работа над орфографическими ошибками это
  • Работ над ошибками с джангировым
  • Работ над ошибками актеры 2015
  • Р505 ошибка митсубиси лансер 9

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии