Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
Б) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
В) Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили сливки.
Г) Согласно графика на заводе возобновлены работы.
Д) Стремясь подбодрить Чаадаева, А. С. Пушкин пишет, что «товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья».
1) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения
2) употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий
3) неправильное построение предложения с косвенной речью
4) нарушение в согласовании определения и определяемого слова
5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
7) неверное соединение в одном предложении причастного оборота и придаточной части
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Спрятать пояснение
Пояснение.
Разберём ошибки.
А) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий: сумками и печальными лицами.
Б) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. Корректно: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
В) Неверное соединение в одном предложении причастного оборота и придаточной части.
Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом: с производным предлогом СОГЛАСНО существительное должно стоять в дательном падеже, а не в родительном, как в данном предложении. Корректно: Согласно графикУ на заводе возобновлены работы.
Д) Неправильное построение предложения с косвенной речью: неуместное сочетание прямой речи (цитирование) и косвенной (сложноподчинённое предложение). Корректно: Стремясь подбодрить Чаадаева, А. С. Пушкин пишет: «Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья».
Ответ:21763.
Актуальность: До 2015 года
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 113 человек из 45 регионов
- Сейчас обучается 255 человек из 56 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Ошибка в построении предложения
с однородными членами
(к заданию № 8 ЕГЭ) -
2 слайд
Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединённые одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью.
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены: подлежащие, сказуемые, дополнения, определения, обстоятельства. Например, однородными будут определения «новый, сверхмощный компьютер» по отношению к слову «компьютер»; обстоятельства «изображали красочно, но нечётко» по отношению к «изображали». -
3 слайд
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
1. Однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое дополнение.
Правило: При нормальном, правильном строении предложения от каждого из двух однородных сказуемых (первого и второго) ставится ОДИН ОБЩИЙ вопрос к общему дополнению, например:
Ребята увлекаются (чем?) и занимаются (чем?) спортом; Герои рассказа вспоминают (о чём?) и делятся впечатлениями (о чём?) о годах юности.
Ошибка возникает, если от каждого из сказуемых задаётся РАЗНЫЙ вопрос к ОБЩЕМУ дополнению.
Пример 1: Я люблю (кого? что?) и восхищаюсь (кем? чем?) своим отцом.
Сказуемые «люблю» и «восхищаюсь» имеют одно зависимое слово «отцом», которое стоит в творительном падеже. Получилось, что дополнение «отцом» верно подчинилось лишь второму сказуемому, так как глагол «люблю» требует от дополнения винительного (люблю кого? что? отца ), следовательно, данное предложение построено неверно. Чтобы правильно выразить мысль, нужно изменить предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так: Я люблю своего отца и восхищаюсь им.Пример 2: Герой рассказа верил (во что? чему?) и стремился (к чему?) к своей мечте.
Каждый из глаголов требует своей формы дополнения, общее слово подобрать невозможно, поэтому снова меняем предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное, подходящее по падежу дополнение, например, так: Герой рассказа верил в свою мечту и стремился к ней. -
4 слайд
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
2. Однородные члены связаны двойными союзами
не только…, но и…; если не…, то… и другими
Правило 1. В таких предложениях нужно обращать внимание на то, что части двойного союза должны соединять однородные члены одного ряда, например: Нас вдохновили не столько красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей. Сделаем схему предложения: не столько О, сколько О. Первая часть двойного союза: не столько, находится перед первым ОЧ, подлежащим «места» (слово« красочные» мы не принимаем во внимание), вторая часть сколько стоит перед вторым подлежащим «душевность».
Теперь «сломаем» предложение. Нас не столько вдохновили красочные места этого тихого города, сколько душевность его жителей. Первая часть союза теперь относится к сказуемому, а вторая к подлежащему. Вот этом и заключается ошибка данного типа.
Пример 1: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. Всё верно: каждая часть стоит перед ОЧ, в данном примере перед дополнениями. Сравним с неверно построенным предложением: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. Части союза соединяют не однородные члены, а сказуемое и дополнение.
Правило 2. Необходимо также помнить, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Купцы Строгановы не только варили соль, а также добывали железо и медь в своих землях, так как союза не только.., а также нет. У союза «не только» вторая часть «но и », а не «также». Верный вариант этого предложения будет таким: Купцы Строгановы не только варили соль, но и добывали железо и медь в своих землях
Вот так можно: (в скобках приведены варианты второй части).
1) не только … но и (а и; но даже; а еще; а к тому же); не только не … но (но скорее, скорее; напротив, наоборот); а не только;
2) не то что … но (а; просто; даже, даже не); даже … не то что; даже не … не то что; даже не … тем более не;
3) мало того … еще и; мало того что … еще и; мало того; более того, больше того; хуже того; а то и. -
5 слайд
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
3. В предложениях при однородных членах бывает обобщающее слово.Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Грамматически верным будет предложение: Я забыл обо всём: о тревогах и печалях, о бессонных ночах, о грусти и тоске. Слово [обо] «всём» является обобщающим, стоит в предложном падеже. В таком же падеже стоят и все ОЧ.
Несоблюдение этого правила является грубым нарушением синтаксической нормы: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луки-самострелы, соболя и украшения.
В данном предложении обобщающее слово «даров» стоит в форме родительного падежа, а все однородные члены («луки самострелы, соболя и украшения »)— в форме именительного падежа. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Вскоре вельможа занялся осмотром принесённых даров: луков-самострелов, соболей и украшений. -
6 слайд
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
4. Использование в качестве однородных членов различных синтаксических элементов предложения
Существует строгая грамматическая норма, предписывающая, какие элементы можно, а какие нельзя объединять в однородные члены. Перечислим случаи, при которых эта норма нарушается.
Если в предложении объединяются в однородные
— форма имени существительного и неопределённой формы глагола: люблю шахматы и плавать, нравится вышивать и рукоделие, боюсь темноты и оставаться одной и аналогичные;
— разные формы именной части сказуемого: сестра была огорчена и встревоженной, она была моложе и добрая и аналогичные;
— причастный оборот и придаточное предложение: Главные герои повести — это люди, не боящиеся трудностей и которые всегда верны своему слову; Мне не нравятся люди, меняющие своё отношение и которые это не скрывают и аналогичные;
— причастный и деепричастный оборот: Любящие свою работу и стремясь хорошо её выполнить, строители добились отличных результатов и аналогичные;
то это — грамматическая ошибка. -
7 слайд
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
5. При однородных членах могут быть использованы разные предлоги.
В одном ряду ОЧ при перечислении возможно использование предлогов, например: За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и на выставке ВДНХ, и на Красной площади. Как видим, в данном предложении употребляются предлоги в и на, и это верно. Ошибкой будет использовать один и тот же предлог ко всем словам этого ряда: За три пребывания в Москве я побывал и в театре, и выставке ВДНХ, и Красной площади. Нельзя быть «в ВДНХ» и «в Красной площади.» Поэтому правило звучит так: нельзя использовать общий предлог ко всем членам ряда, если по смыслу этот предлог не подходит хотя бы к одному из ОЧ.
Пример с ошибкой: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в» так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. -
8 слайд
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
6. Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий
Например, в предложении : В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты допущена логическая ошибка. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты» (то есть общим), следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
Ещё пример с ошибкой: На встречу с известным артистом пришли и взрослые, и дети, и школьники. Слова «дети» и «школьники» нельзя делать однородными. -
9 слайд
ТИПЫ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ
7. Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Например, в предложении Провожающие шли с сумками и печальными лицами чувствуется ошибка: не могут быть однородными «лица» и «сумки».
Подобное намеренное нарушение может выступать в качестве стилистического приёма: Не спали только Маша, отопление и зима (К. Г. Паустовский ). Когда мороз и матушка позволяли высовывать нос из дома, Никита уходил бродить по двору один (А.Н. Толстой).
…для художественного произведения уровня Толстого или Чехова это допустимо (они же не на экзамене, они могут шутить, играть словами!), то ни в письменных работах, ни в задании 8 такой юмор не будет оценен. -
10 слайд
Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
4. Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
6. А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.
7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага.
8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.
9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
12. Эта пьеса современна и злободневная.
13. Я не столько против дождя, сколько грязи.
14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость.
15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.
16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение.
17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы.
18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика.
19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. -
11 слайд
Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов и ярких стенгазет.
21. Меня разбирали любопытство и радость.
22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нём сплетни.
23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России.
24. Автор говорит не только о её внешней красоте, а о внутренней.
25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело.
26. Я не люблю болеть и горчичники.
27. Я не люблю скуки и когда ругают.
28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь.
29. Теперь Пугачёв был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Пётр отблагодарил стаканом вина.
30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь.
31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».
32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой.
33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им. -
12 слайд
1. Родители заботятся даже о взрослых детях и переживают за них. 2. Я понимаю стремление автора всесторонне осветить эту сложную проблему и сочувствую ему. 3. Везде: на улицах и площадях, в парках и садах – ощущается близость весны. 4. Режиссёр опирался в своей работе на систему Станиславского и развивал эту систему. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни по морозостойкости, ни по другим показателям. 6. А.С. Грибоедов был не только выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и ощутил тепло домашнего очага. 8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, так и внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил мещанства и брезговал им. 10. По этому роману не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Москва – родной город Пушкина, подробно описанный им в стихах, поэмах и романах. 12. Эта пьеса современная и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько против грязи. 14. Алексея восхищали её глаза, а также удивляла скромность и доверчивость. 15. Чтобы почувствовать себя счастливым, я должен многое изменить в своём характере: стать более дисциплинированным, повысить успеваемость. Но для полного счастья мне нужно, чтобы дедушка жил с нами вместе. 16. У Марины стройная фигура. Девушка всегда бодра и весела. 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях. Кроме того, он хороший шахматист. 18. Когда хозяин был пьян, он буянил, бил посуду. Доставалось и мальчику. 19. Чехов высмеивал лицемеров и честолюбцев. 20. Не было слышно весёлых ребячьих голосов, не видно было и ярких стенгазет. 21. Мне было весело. Кроме того, меня разбирало любопытство. 22. Софья, чтобы досадить Чацкому и оскорбить его, распускает сплетни о герое. 23. Пушкин любит Россию. В его стихах звучит уверенность в её прекрасном будущем. 24. Автор говорит не только о её внешней красоте, но и о внутреннем благородстве. 25. Я хотел бы завести собаку, потому что с ней, мне кажется, будет весело и интересно. 26. Я не люблю болеть, потому что тогда приходится пить горькое лекарство, ставить горчичники. 27. Я не люблю скуки и скандалов. 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами. Но все герои знают, что такое честь. 29. Пугачёв-царь вовсе не походил на бродягу, которого Пётр встретил во время бурана и угостил стаканом вина. 30. Если ты будешь гулять с утра до вечера, а не заниматься, то экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать роман Булгакова «Мастер и Маргарита» и насладиться им. 32. В словах Чехова звучит не насмешка, а гордость. 33. Пушкин – национальный поэт, и мы не можем не любить его и не восхищаться им.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 283 580 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 31.10.2022
- 81
- 1
- 31.10.2022
- 84
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
А 5. НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ
ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Построение предложений с однородными членами.
Чаще всего в задании А5 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:
1) предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово. В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере: Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Сказуемые «придумал» и «восхищается» имеют одно зависимое слово «теорией», которое стоит в Т.п. Но глагол «придумал» не может управлять Т.п. (придумал (кем?чем?)…), следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Раскольников придумал (кого?что?) свою теорию и восхищается (кем?чем?) ею.
2) предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента: 1)части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. В первом предложении союз соединяет слова «не только главным.., но и для читателей», а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: «не только для создателя.., но и для читателей». 2) части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение «Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей», так как союза «не только.., а также..» нет.
3) предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. В данном предложении обобщающее слово «русских классиков» стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» ? в форме Им.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.
1) пропуск предлога при однородных членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
2) смешение родо — видовых понятий в ряду однородных членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
3) употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых
понятий. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
4) соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».
- 1. Употребление имен собственных в предложении.
Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п.
Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:
1) В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (Им.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (П.п.) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п.
- 2. Построение предложений с причастным оборотом.
В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово «образ» стоит в Им.п., ед.ч., м.р., а причастие «созданные» ? в Им.п., мн.ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта — пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
2) определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
3) необходимо правильно найти определяемое слово.
Он видит лицо (какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору.
В данном предложении определяемым является слово «сына», а не «лицо», следовательно, верный вариант: Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.
4. Построение сложноподчиненных предложений.
Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:
1) предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто».
Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п. Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения: Все, кто интересуются (мн.ч. вместо едч.) театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Все, кто интересуется театром, знает (ед.ч. вместо мн.ч.) имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.
2) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский. При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
3) нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои. Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.
4) неверное соединение с помощью союза «и» причастного аппарата и придаточной части.
Я пил кофе, /приготовленный барменом/ и (в который добавили виски). В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил /приготовленный барменом/ кофе, (в который добавили виски).
5. Трудные случаи управления.
Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:
1) употребление предлога «по». В значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
2) употребление предлога «благодаря». Предлог «благодаря» управляет Д.п.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
3) употребление предлога «согласно». Предлог «согласно» также управляет Д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.
6. Построение предложений с косвенной речью.
1) Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица. Это допустимо только при передаче прямой речи. Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.
2) Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли». Я не заметил, что находится ли он в комнате. Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.
3) Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь. Неверный вариант: Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
4) Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи. Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…». Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
1. В книге описывается происхождение религии и её обряды.
2. В жизни каждого человека бывают как успехи, так и неудачи.
3. Каждый день я поливал эти удивительные и необычные цветы и любовался ими.
4. Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие учёные-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.
5. Химическая реакция помогает разобраться в составе вещества, а также показывает его наглядно.
6. Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
7. Мы часто ходили в походы, потому что любили их.
8. Пациент обратился к врачу и лечился у него.
9. Дети редко прислушиваются к советам старших и выполняют их.
10. Мой друг любит играть в футбол и плавать.
11. Алексей всегда подтянут, он культурен в общении.
12. Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней.
13. Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, добротой, чуткостью.
14. В столице они ходили в музеи, театры, а также посещали концерты.
15. В пакете лежали фрукты и пачка сока.
16. Провожающие с печальными лицами шли с сумками.
1. Построение предложений с однородными
членами.
Чаще всего в задании А6 встречаются следующие
типы предложений с однородными членами, в
которых могут быть допущены грамматические
ошибки:
-
Предложения, в которых однородные
сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.
В таких предложениях очень важно обращать
внимание на то, могут ли оба этих слова управлять
тем падежом, в котором стоит зависимое слово.
Рассмотрим на примере:
Сказуемые придумал и восхищается имеют
одно зависимое слово теорией, которое стоит в
т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п.
(придумал (кем? чем?)…) – следовательно,
данное предложение построено неверно.
Правильный вариант:
Сказуемые придумал и восхищается имеют
одно зависимое слово теорией, которое стоит в
т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п.
(придумал (кем? чем?)…) – следовательно,
данное предложение построено неверно.
Правильный вариант:
-
Предложения, в которых однородные
члены связаны двойными союзами: не только…,
но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях
нужно обращать внимание на два момента:
– Части двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены.
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не
только главным для создателя стихотворения, но
и для его читателей. – Можно
утверждать, что настроение было главным не
только для создателя стихотворения, но и для
его читателей.
В первом предложении союз соединяет слова не
только главным…, но и для читателей, а
они не являются однородными членами предложения.
Следовательно, этот вариант является ошибочным.
Верным является второе предложение, так как союз
в нем соединяет однородные дополнения: не
только для создателя…, но и для читателей.
– Части двойного союза являются постоянными,
их нельзя заменять другими словами. Так,
ошибочным будет предложение Можно утверждать,
что настроение было главным не только для
создателя стихотворения, а также для его
читателей, так как союза не только.., а также… нет.
-
Предложения с обобщающим словом при
однородных членах. Необходимо учитывать, что
все однородные члены должны стоять в том же
падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Рассмотрим предложение Жизнь крестьян
изображена в произведениях русских классиков:
Гоголь, Тургенев, Толстой.
В данном предложении обобщающее слово русских
классиков стоит в форме р.п., а все однородные
члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п.
Следовательно, данное предложение построено
неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян
изображена в произведениях русских классиков:
Гоголя, Тургенева, Толстого.
Следующие грамматические ошибки встречаются
реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить
внимание.
-
Пропуск предлога при однородных
членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах,
площадях, скверах.
Перед словом скверах необходимо добавить
предлог в, так как это слово не употребляется
с предлогом на. Правильный вариант: Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, в
скверах.
-
Смешение родо-видовых понятий в ряду
однородных членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы,
фрукты.
Апельсины и бананы являются видовыми
понятиями по отношению к слову фрукты,
следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду
однородных членов. Правильный вариант: В пакете
лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
-
Употребление в одном ряду однородных
членов логически несовместимых понятий.
Провожающие шли с сумками и печальными
лицами.
-
Соединение в одном ряду однородных
членов скрещивающихся понятий.
Навстречу двигались жители села, мужчины,
дети.
Мужчины и дети также являются жителями
села.
2. Употребление имен собственных в предложении.
Если в предложении содержится имя собственное,
заключенное в кавычки и являющееся названием
чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо
обратить внимание на наличие перед ним имени
нарицательного, относящегося к этому имени
собственному. Если такое нарицательное
существительное стоит перед собственным, то
изменяется только оно, а имя собственное всегда
стоит в и.п. Если же нарицательное
существительное отсутствует, то изменяется (по
необходимости) имя собственное. Сравним три
предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову
удалось передать всю прелесть неяркой русской
природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
Первые два предложения построены
грамматически верно, в третьем содержится
грамматическая ошибка, так как при наличии имени
нарицательного собственное должно стоять в и.п.
(см. предложение 1).
3. Построение предложений с причастным
оборотом.
В предложениях, содержащих причастный оборот,
необходимо обращать внимание на следующие
моменты:
-
Согласование причастия с определяемым
словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед.
ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн.
ч. Следовательно, данное предложение построено
грамматически неверно. Правильный вариант: Образ
поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял
и его собственную жизнь.
-
Определяемое слово не должно разрывать
причастный оборот, оно может стоять только перед
ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего
снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в
данном предложении причастный оборот засевшего
на дереве, следовательно, в этом предложении
содержится грамматическая ошибка. Правильные
варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера,
засевшего на дереве. Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.
-
Необходимо правильно найти
определяемое слово.
-
Предложения, в которых однородные
члены связаны двойными союзами: не только…,
но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях
нужно обращать внимание на два момента:
– Части двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены.
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не
только главным для создателя стихотворения, но
и для его читателей. – Можно
утверждать, что настроение было главным не
только для создателя стихотворения, но и для
его читателей.
В первом предложении союз соединяет слова не
только главным…, но и для читателей, а
они не являются однородными членами предложения.
Следовательно, этот вариант является ошибочным.
Верным является второе предложение, так как союз
в нем соединяет однородные дополнения: не
только для создателя…, но и для читателей.
– Части двойного союза являются постоянными,
их нельзя заменять другими словами. Так,
ошибочным будет предложение Можно утверждать,
что настроение было главным не только для
создателя стихотворения, а также для его
читателей, так как союза не только.., а также… нет.
-
Предложения с обобщающим словом при
однородных членах. Необходимо учитывать, что
все однородные члены должны стоять в том же
падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Рассмотрим предложение Жизнь крестьян
изображена в произведениях русских классиков:
Гоголь, Тургенев, Толстой.
В данном предложении обобщающее слово русских
классиков стоит в форме р.п., а все однородные
члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п.
Следовательно, данное предложение построено
неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян
изображена в произведениях русских классиков:
Гоголя, Тургенева, Толстого.
Следующие грамматические ошибки встречаются
реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить
внимание.
-
Пропуск предлога при однородных
членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах,
площадях, скверах.
Перед словом скверах необходимо добавить
предлог в, так как это слово не употребляется
с предлогом на. Правильный вариант: Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, в
скверах.
-
Смешение родо-видовых понятий в ряду
однородных членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы,
фрукты.
Апельсины и бананы являются видовыми
понятиями по отношению к слову фрукты,
следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду
однородных членов. Правильный вариант: В пакете
лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
-
Употребление в одном ряду однородных
членов логически несовместимых понятий.
Провожающие шли с сумками и печальными
лицами.
-
Соединение в одном ряду однородных
членов скрещивающихся понятий.
Навстречу двигались жители села, мужчины,
дети.
Мужчины и дети также являются жителями
села.
2. Употребление имен собственных в предложении.
Если в предложении содержится имя собственное,
заключенное в кавычки и являющееся названием
чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо
обратить внимание на наличие перед ним имени
нарицательного, относящегося к этому имени
собственному. Если такое нарицательное
существительное стоит перед собственным, то
изменяется только оно, а имя собственное всегда
стоит в и.п. Если же нарицательное
существительное отсутствует, то изменяется (по
необходимости) имя собственное. Сравним три
предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову
удалось передать всю прелесть неяркой русской
природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
Первые два предложения построены
грамматически верно, в третьем содержится
грамматическая ошибка, так как при наличии имени
нарицательного собственное должно стоять в и.п.
(см. предложение 1).
3. Построение предложений с причастным
оборотом.
В предложениях, содержащих причастный оборот,
необходимо обращать внимание на следующие
моменты:
-
Согласование причастия с определяемым
словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед.
ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн.
ч. Следовательно, данное предложение построено
грамматически неверно. Правильный вариант: Образ
поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял
и его собственную жизнь.
-
Определяемое слово не должно разрывать
причастный оборот, оно может стоять только перед
ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего
снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в
данном предложении причастный оборот засевшего
на дереве, следовательно, в этом предложении
содержится грамматическая ошибка. Правильные
варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера,
засевшего на дереве. Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.
-
Необходимо правильно найти
определяемое слово.
В данном предложении определяемым является
слово сына, а не лицо, следовательно,
верный вариант:
4. Построение сложноподчиненных предложений.
Чаще всего грамматические ошибки в
сложноподчиненных предложениях могут быть
допущены в следующих случаях:
-
Предложения, в которых придаточная
часть присоединяется с помощью союзного слова кто.
Обычно такие предложения начинаются со слов: все,
кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и
т.п.
Важно помнить, что местоимение кто
употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на
единство грамматических форм подлежащего и
сказуемого в главной части предложения.
4. Построение сложноподчиненных предложений.
Чаще всего грамматические ошибки в
сложноподчиненных предложениях могут быть
допущены в следующих случаях:
-
Предложения, в которых придаточная
часть присоединяется с помощью союзного слова кто.
Обычно такие предложения начинаются со слов: все,
кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и
т.п.
Важно помнить, что местоимение кто
употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на
единство грамматических форм подлежащего и
сказуемого в главной части предложения.
Данное предложение построено грамматически
верно. Ошибочными были бы следующие варианты
такого предложения:
-
Неверное присоединение придаточной
части, создающее неоднозначность восприятия
смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор,
которым управляет Сквозник-Дмухановский.
При таком построении предложения неясно, к
какому из слов относится придаточная часть которым
управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный
вариант: В письме говорилось, что в город, которым
управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
-
Нарушение грамматической формы
союзного слова в придаточной части.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт,
которым ведут герои.
Правильный вариант: В комедии «Ревизор»
развертывается конфликт (какой?), который ведут
герои.
-
Неверное соединение с помощью союза и
причастного оборота и придаточной части.
Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в
который добавили виски).
В подобных предложениях причастный оборот
следует ставить перед определяемым словом.
Правильный вариант: Я пил (приготовленный
барменом) кофе, (в который добавили виски).
5. Трудные случаи управления.
Трудных случаев управления в русском языке
большое количество, поэтому осветить их все в
рамках данной статьи, конечно, невозможно.
Существуют целые словари, касающиеся данного
вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в
русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и
доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы
остановиться на тех примерах, которые нам
кажутся важными, так как именно в них чаще всего
допускаются ошибки.
-
Неверное присоединение придаточной
части, создающее неоднозначность восприятия
смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор,
которым управляет Сквозник-Дмухановский.
При таком построении предложения неясно, к
какому из слов относится придаточная часть которым
управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный
вариант: В письме говорилось, что в город, которым
управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
-
Нарушение грамматической формы
союзного слова в придаточной части.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт,
которым ведут герои.
Правильный вариант: В комедии «Ревизор»
развертывается конфликт (какой?), который ведут
герои.
-
Неверное соединение с помощью союза и
причастного оборота и придаточной части.
Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в
который добавили виски).
В подобных предложениях причастный оборот
следует ставить перед определяемым словом.
Правильный вариант: Я пил (приготовленный
барменом) кофе, (в который добавили виски).
5. Трудные случаи управления.
Трудных случаев управления в русском языке
большое количество, поэтому осветить их все в
рамках данной статьи, конечно, невозможно.
Существуют целые словари, касающиеся данного
вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в
русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и
доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы
остановиться на тех примерах, которые нам
кажутся важными, так как именно в них чаще всего
допускаются ошибки.
Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются
предложения, в которых грамматические ошибки
допущены в падежной форме существительного или
местоимения, стоящего после предлога. Так,
наиболее распространенными являются следующие
случаи:
-
Употребление предлога по.
В значении «после чего-либо» предлог по
управляет п.п., то есть то слово, которое стоит
после предлога, необходимо поставить в п.п. (по
приезде в Москву = после приезда в Москву; по
истечении срока = после истечения срока и
т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой)
он чувствовал себя плохо.
-
Употребление предлога благодаря.
Предлог благодаря управляет д.п.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?)
благодаря этому влиянию.
-
Употребление предлога согласно.
Предлог согласно также управляет д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно
чему?) согласно личному заявлению.
Рассмотренные выше случаи чаще всего
встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще
несколько примеров предложного управления.
Рассмотренные выше случаи чаще всего
встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще
несколько примеров предложного управления.
Кроме неправильного употребления слов с
предлогами, трудности вызывает и построение
беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые
из них.
6. Построение предложений с косвенной
речью.
-
Самой распространенной ошибкой при
построении предложений с косвенной речью
является использование в придаточной части
местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только
при передаче прямой речи.
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов
пишет, что «печально я гляжу на наше
поколенье».
Правильные варианты: Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально
я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что
он печально смотрит на свое поколенье.
-
Также одной из распространенных ошибок
является употребление союза что в
придаточной части при наличии ли.
Я не заметил, что находится ли он в
комнате.
Правильный вариант: Я не заметил, находится ли
он в комнате.
-
Нельзя оформлять предложение, которое
начинается с вводной конструкции, как прямую
речь.
Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В
человеке должно быть все прекрасно».
Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов,
«в человеке должно быть все прекрасно».
-
Ошибочным является использование
большой буквы в цитате при передаче косвенной
речи.
Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».
Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».
Итак, мы рассмотрели наиболее типичные случаи
нарушения грамматических норм, которые
встречались в тестах ЕГЭ. Знание этих норм
поможет успешно справиться как минимум с тремя,
на наш взгляд, сложными заданиями теста ЕГЭ.