Характеристика ошибок, допускаемых учениками, при выполнении письменных заданий на сложение и вычитание
Одна из задач математической подготовки младших школьников — формирование вычислительных навыков. Это сложный и длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности. Письменные вычисления имеют повсеместное применение, являются фундаментом изучения математических и других учебных дисциплин.
Проблеме формирования вычислительных навыков, в том числе навыков письменных вычислений, посвящены публикации М.А. Бантовой, М.Б. Волович, В.В. Давыдова, О.А. Ивашовой, Н.Б. Истоминой, В.Н. Медведской, С.С. Минаевой, П.Б. Ройтмана, Т.М. Чеботоревской, Я.Ф. Чекмарева. Однако, несмотря на простоту алгоритмов письменного сложения и вычитания, учащиеся допускают достаточно много ошибок. Одна из причин — игнорирование особенностей методики изучения материала, предполагающих использование наглядности в виде опорных схем и абака, применение проблемного и практического методов, самостоятельной работы, а также отработки навыка на системе специально подготовленных упражнений тренировочного и творческого характера [Истомина, 2006, с.193].
Целенаправленную деятельность по отработке вычислительных умений и навыков необходимо осуществлять, руководствуясь следующими требованиями:
1. Обязательная подготовительная работа к выполнению вычислений на каждом уроке.
2. Создание определенного настроения учащихся на предстоящие вычисления при помощи форм и приемов работы, которые активизируют внимание учащихся, повышают их ответственность и желание получить правильный результат.
3. Соблюдение постепенного нарастания сложности в письменных вычислениях (переход через один разряд, два разряда, случаи, когда уменьшаемое содержит нули).
4. Проверка полученного результата. В данном случае проверка выступает как прием самоконтроля, который воспитывает у учащихся ответственность и вызывает интерес к выполненной работе.
5. Систематический самоконтроль деятельности учащихся и анализ допущенных ими ошибок. Контроль позволяет организовать целенаправленную индивидуальную работу, вовремя обратить внимание ученика на проблемы в его знаниях, умениях и навыках, целенаправленно использовать тренировочные упражнения.
6. Соблюдение количественной меры решаемых примеров. Практика показывает, что если ученик решает подряд более 4 — 5 примеров, то количество ошибок возрастает. Это связано с напряжением внимания [Аргинская, 2005, с.15].
Рассмотрим типичные ошибки учеников при выполнении письменных заданий на сложение и вычитание.
1) Ошибка в записи чисел в столбик.
С целью предупреждения подобных ошибок надо обсуждать с учениками такие неверные решения, в результате чего они должны заметить, что в данном примере неверно подписаны числа, поэтому сложили десятки с единицами, сотни с десятками, а надо числа подписывать так, чтобы единицы стояли под единицами, десятки под десятками и т.д., и складывать единицы с единицами, десятки с десятками и т.д. Кроме того, нужно научить учеников проверять решение примеров. Названную ошибку легко обнаружить, выполнив проверку способом прикидки результата. Так, в отношении приведенного примера на сложение рассуждение ученика будет таким: «К 5 сотням прибавили число, которое меньше 1 сотни, а в сумме получили 9 сотен, значит в решении допущена ошибка.»
2) Ошибка в постановке знака.
3) Знак «плюс», а ученик вычитает.
4) Забыли о переполнении десятка; неправильно определили количество единиц, прибавляемых к единицам высшего разряда; не прибавили к единицам высшего разряда:
Ошибки при выполнении письменного сложения, обусловленные забыванием единиц того или иного разряда, которые надо было запомнить, например: Предупреждению таких ошибок также помогает обсуждение с учениками неверно решенных примеров. После этого важно подчеркнуть, что всегда надо проверять себя — не забыли ли прибавить число, которое надо было запомнить, и не забыли ли о том, что занимали единицы какого-то разряда. Выявлению таких ошибок самими учениками помогает выполнение проверок сложения вычитанием и вычитания сложением. Заметим, что в некоторых методических пособиях и статьях для предупреждения названных ошибок в письменном сложении с переходом через десяток рекомендуется начинать сложение с единиц, которые запоминали. Например, при решении приведенного примера ученик тогда должен рассуждать: «К девяти прибавить пять, получится 14, четыре пишем, а 1 запоминаем: 1 да 3 — четыре, да 2, всего 6» и т.д. Этого делать не следует, потому что некоторые ученики переносят этот прием на письменное умножение, что вызовет ошибку, например при умножении чисел 354 и 6 они рассуждают так: «4 умножить на 6, получится 24, четыре пишем, два запоминаем; 2 да 5 — 7, семь умножить на шесть, получится 42» и т.д.
5) неправильно определили количество цифр в сумме.
6) допустили ошибки при сложении чисел в пределах десяти или с переходом через десять.
- Учебники
- 2 класс
- Математика 👍
- Дорофеев
- №3
авторы: Дорофеев, Миракова, Бука.
издательство: Москва «Просвещение»
Раздел:
- ЧАСТЬ 2
- СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
- СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
- страница 42
Найди и исправь ошибки в записи примеров столбиком.
reshalka.com
ГДЗ учебник по математике 2 класс Дорофеев. Часть 2. Страница 42. Номер №3
Решение 1
Ошибка: единицы записаны под десятками, а надо под единицами.
Верное решение:
+
24
3
27
Решение 2
Ошибка: соответствующие разряды надо записывать друг под другом.
Верное решение:
+
38
10
48
Решение 3
Ошибка: нуль в разности писать не надо.
Верное решение:
—
97
92
5
- Предыдущее
- Следующее
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Работа по предупреждению ошибок при выполнении письменных
вычислений.
1этап.
1)замена арифметических знаков при списывании
математического выражения:
2)ошибки в записи чисел:
а) 2567 вместо2657 – перестановка;
б) 256 вместо 2567 – пропуск;
в) 25 567 вместо 2 567 – замена;
Какие ошибки можно допустить при списывании
математического выражения с
доски, с учебника, с карточки…
1этап.
1)ошибка
в записи чисел в столбик: +
2) ошибка в постановке знака ? _
3) знак «плюс», а вы вычитаете
______________ +
+ 35 427 + 35 426
2 526 13 700
4) забыли о перевыполнении десятка, неправильно определили количество
единиц, прибавленных к единицам высшего разряда ; не прибавили к единицам
высшего разряда:
+
5) неправильно определили количество цифр в сумме
+
6) допустили ошибки при сложении чисел в пределах 10 или с
переходом
через 10
+
1.
Исправь ошибки
: 56.706 + 4.624 = + 56.706
97.062 + 194 = + 97. 062
4.624
194
35.678 + 1264 = + 35.678 53 628 + 24 628
= _53 628
1264
24 628
2.
Объясни решение.
+54 692 +3647 +640 368
3 621 128 120 068
58 313 3776 550 300
+22 064 +5672 + 53 704
96 532 3328 1 409
18 596 8990
168
64 271
3.
Придумай задания с «
ловушками » для своего соседа.
1)
ошибка при записи примера
в столбце :
_
2)
ошибка в постановке знака
:
?
3)
знак поставили правильно,
но выполняют действие сложение :
—
4)
неправильно обозначили
разряд, из которого « занимали» ( забыли, что занимали ).
—
5)
неправильно обозначили
количество цифр в разности:
—
6) допустили ошибки при вычислениях в пределах 10, с
переходом через10.
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество |
|
Бесплатные сертификаты |
|
|
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-дидактические материалы
▪Обучающие карточки
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна16917
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек. Россия, Карелия респ., п.Ильинский Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
9
#4 класс #Математика #Учебно-дидактические материалы #Учитель начальных классов #Школьное образование #УМК «Школа России» #Обучающие карточки
Карточка
Предмет: математика
Класс: 4
Тема: Письменное деление на однозначное число
карточка
DOCX / 146.41 Кб
Опубликовано 14.12.19 в 19:13 в группе «Учителя начальных классов»
Нажмите, чтобы скачать публикацию (.doc)
Размер файла: 146.41 Кбайт
Комментарии (2)
Смоленцева Татьяна Григорьевна, 15.12.19 в 09:49
2Ответить Пожаловаться
Антонина Владимировна, спасибо за карточки! Отличное упражнение для концентрации внимания!
Россиева Антонина Владимировна, 15.12.19 в 12:04
1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Владимировна, за внимание и положительный отзыв)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Найди и Исправь ошибку в записи примеров столбиком.
Вы находитесь на странице вопроса Найди и Исправь ошибку в записи примеров столбиком? из категории Математика.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.