Примеры с грамматическими ошибками в причастным оборотом и деепричастным

Ошибки в предложениях с причастным оборотом

1. Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущенный ропот.

2. И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

3. Одним из художников, применивший плэнерную живопись, был В.Д. Поленов.

4. Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

5. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связанно с вулканами.

6. Фруктоза – это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

7. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца 15 века, является графика.

8. Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

9. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

10. Основным источником энергии для всех живых существ, населяющим нашу планету, служит энергия солнца.

11. Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В.А.Обручевым.

12. Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.

13. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войной.

Нарушения в построении предложений

с несогласованным приложением

1. Художественные средства, которые были использованы в стихотворении А.С. Пушкина «Деревне», тяготеют к классицистической традиции.

2. На мысе Флора восемнадцать лет спустя участники экспедиции встретили штурмана с корабля «Святой Анны».

3. В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

4. О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

5. О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

6. На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.

7. Даниэль Дефо (1660-1731 гг.) – английский писатель, автор известного всем романа «Робинзона Крузо».

8. В издании журнала «Московского телеграфа» принимали участие П.А. Вяземский и Н.А. Полевой.

9. В припаркованной на стоянке недалеко от места преступления машине «Тойоте» были обнаружены вещественные доказательства.

10. Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец повести Куприна «Гранатового браслета».

11. Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихоте».

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

1. Вступая в должность начальника госпиталя, перед глазами Н.И. Пирогова предстала ужасная картина: для операций не было приспособленных помещений, кругом царила антисанитария.

2. Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея. Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.

3. Выслушав рассказ Одиссея, царём Алкиноем было отдано распоряжение снарядить корабль, чтобы путешественник смог вернуться на родину.

4. Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актёра.

5. Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.

6. Работая над сочинением, мне было сделано замечание.

7. Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.

8. Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха.

9. Находясь в пути, всегда вспоминаешь дом.

10. Пользуясь фразеологическим словарём, меня поразило богатство языка.

11. Выражая свой взгляд на проблему одиночества в мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.

12. Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Те, кто побывал в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе.

2. Администрация школы, прежде всего директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.

3. Многие из тех, кто читал журнал «Эпоха» и был его поклонником, после ряда статей отвернулся от него, посчитав изменение редакционной политики недопустимым.

4. Те, кто не изучает иностранный язык, лишен возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

5. Все, кто присутствовал на заседании Ученого совета, убедился в обоснованности отклонения диссертации.

6. Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

7. В этом году МГУ объявило об открытии нового направления в подготовке студентов.

8. Те, кто оставался у подножия башни, уступы которой поднимались к небу, верил, что жрецы с вершины храма беседуют с богами.

9. Те, кто помогал писателю в трудные годы, навсегда останется в его памяти.

10. Капри расположено в Тирренском море — самой тёплой части Средиземного моря, поэтому климат этого острова считается полезным для здоровья человека.

11. Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.

12. Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

13. Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев.

14. Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нём.

15. Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование.

16. Те, кто побывал на выставке художников в Париже, помнит скандал, который вызвала картина Моне «Впечатление. Восход солнца».

17. Те, кто противопоставляет себя обществу, обречён на одиночество.

Неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом

1. Благодаря дружбы с семьёй С.Т. Аксакова по приезде из Петербурга Н.В. Гоголь поселился в доме писателя.

2. Все с нетерпением ждали начала второй серии испытаний нового двигателя, которая должна была стартовать сразу по завершению первого этапа, но почему-то откладывалась.

3. Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.

4. Горожане и свободные крестьяне стали опорой централизованной власти и вопреки желания крупных феодалов поддерживали объединение Франции вокруг королевского трона.

5. День выдался отличный, и благодаря хорошего настроения мы провели на лесной поляне вместе, не скучая и не ссорясь, несколько часов.

6. Согласно Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.

7. Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.

8. Именно благодаря таких качеств А. В. Суворова, как упорство, усердие и стремление к знаниям, он стал великим полководцем.

9. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

10. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

11. Наперекор мнения родителей я принял собственное решение.

12. По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.

Ошибки в построении предложений с однородными членами

1. Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

2. Египетский мост в Санкт-Петербурге известен благодаря не столько установленным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

3. К числу хобби могу отнести увлечение музыкой и заниматься спортом.

4. На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.

5. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

6. В своей статье В. Г. Белинский не только детально изучает форму произведения, но и формулирует вопросы, важные для понимания нравственных проблем своего времени.

7. Предметно-бытовые детали в прозе А. П. Чехова не только несут этическую смысловую нагрузку, а также становятся важнейшими элементами стиля.

8. Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но также путём реконструкции.

9. Он любил и увлекался чтением.

10. Работу над «Мёртвыми душами» Н.В. Гоголь начал по совету и на сюжет, подсказанный А.С Пушкиным.

11. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, а также драматический театр и библиотека.

12. Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе свет

Неправильное построение предложений с косвенной речью

1. Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».

2. Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он не ответил.

3. Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер.

4. Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.

5. Офицер сказал станционному смотрителю, что «мне нужны лошади».

6. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».

7. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. В фамильном архиве есть послание актёра Щепкина, в котором он пишет, что «я с душевной болью сообщаю о закрытии театра в Тифлисе».

9. Винсент Ван Гог говорил, что «я хочу передать картинами нечто утешительное, подобное музыке».

10. Станционному смотрителю офицер сказал повелительным тоном, чтобы тот «подавал мне лошадей».

11. Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

12. Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь.

13. Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи.

14. Шофёр такси уверял, что я довезу вас до вокзала за пятнадцать мину

Предложения с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм

1. Девушка входит в зал и не обратила на меня внимания.

2. Стремясь передать в уличной сцене верное освещение, художник работал над созданием картины не при комнатном, а при солнечном свете и утверждает новую реалистическую манеру городского пейзажа.

3. Пьеса «Чайка» принесла А. П. Чехову много неприятностей: её первое представление в Александринском театре провалилось и запоминалось публике надолго.

4. Ночь опускается на город и скрыла его во мраке.

5. На минуту дождь утихает и застучит вновь.

6. Приходит осень и раскрасила все листья в желто-красные цвета.

7. В мае громко поют птицы и ярко светило солнце.

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота


Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

    Примеры ошибок:

    Заваривая чай

    , у него упала чашка.

    Убирая в комнате

    , у них сломался пылесос.

  • Деепричастный оборот в безличном предложении.

    Примеры ошибок:

    Наблюдая за облаками

    , мне было спокойно.

    Выйдя на улицу

    , ему стало жарко.

  • Деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

    Примеры ошибок:

    Решив задачу

    , я буду отдыхать.

    Посещая выставки

    , он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

    Примеры ошибок: Небольшой городок, сияющий огнями и

    удивляя туристов

    , был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и

    шелестя листьями

    , укрывали путников от солнца.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

    Примеры ошибок: Вчера прошла выставка древних книг,

    собранные в нашей библиотеке

    (правильно:

    собранных

    ).

  • Смешение действительных и страдательных причастий

    Примеры ошибок: Игрушки,

    украшаемые новогоднюю елку

    , красиво переливались (правильно:

    украшавшие

    ).

  • Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

    Примеры ошибок:

    Обласканное

    поле

    солнцем

    зеленело (правильно: поле,

    обласканное солнцем

    , зеленело).

    Скрытые

    беседки

    от посторонних глаз

    были построены в липовой рощице (правильно:

    скрытые от посторонних глаз

    беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном обороте не может употребляться частица бы.

    Примеры ошибок: Нам бы мебель,

    сделанную бы на заказ

    . Мы хотим остановиться у озера,

    расположенного бы недалеко от леса

    .

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского,

читаемый во многих странах

, был переведен на иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот, отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман, в предложении является обособленным определением).

Заваривая чай

, она всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот, отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет, в предложении является обособленным обстоятельством).

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Неправильное
употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие
и причастие
– довольно сложные части речи, при
употреблении которых допускается немало ошибок.

Ошибки в
употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный
оборот
– речевая конструкция, выраженная деепричастием с
зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на
вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает
обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам
в употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие,
    названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к
    разным субъектам действия.

Примеры
ошибок
: Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая
в комнате
, у них сломался пылесос.

  • Деепричастный
    оборот в безличном предложении.

Примеры
ошибок
: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя
на улицу
, ему стало жарко.

  • Деепричастный
    оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Примеры
ошибок
: Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая
выставки
, он напишет статью о современном искусстве.

  • Деепричастный
    оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом,
    сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств
    и некоторых наречий).

Примеры
ошибок
: Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов,
был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя
листьями
, укрывали путников от солнца.

Неправильное
употребление причастных оборотов

Причастный оборот
– речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая
называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая?
Какое? Какие?
В предложении выступает обособленным определением и
выделяется запятыми.

К наиболее частым
ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

  • Неверное
    согласование причастия с определяемым словом.

Примеры
ошибок
: Вчера прошла выставка древних книг, собранные в
нашей библиотеке
(правильно: собранных).

  • Смешение
    действительных и страдательных причастий

Примеры
ошибок
: Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво
переливались (правильно: украшавшие).

  • Определяемое
    слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не
    внутри.

Примеры
ошибок
: Обласканное поле солнцем зеленело (правильно:
поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от
посторонних глаз
были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от
посторонних глаз
беседки были построены в липовой рощице).

  • В причастном
    обороте не может употребляться частица бы.

Примеры
ошибок
: Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы
хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Как определить,
какой оборот употребляется в предложении?

Случаи
неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке
обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы
определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот,
необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти
    причастие или деепричастие;
  • Поставить к
    обороту вопрос (Что делая? Что сделав? или  Какой? Какая? Какое?
    Какие?
    );
  • Определить
    лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить
    синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Примеры:
Роман Достоевского, читаемый во многих странах, был переведен на
иностранные языки (читаемый во многих странах – причастный оборот,
отвечает на вопрос – какой?, согласуется с существительным роман,
в предложении является обособленным определением). Заваривая чай, она
всегда добавляет немного сахара (заваривая чай – деепричастный оборот,
отвечает на вопрос – что делая?, зависит от глагола-сказуемого добавляет,
в предложении является обособленным обстоятельством).

«Морфологический разбор деепричастия»

Морфологический разбор деепричастия.
План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола — деепричастие).

Вопрос (что делая? что сделав?) Начальная форма (Варианты: неопределённая
форма глагола / нет, так как деепричастие — неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) видсовершенный (выйдя — что сделав?) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь): умывшись
(возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая
(невозвратный);

в) переходность (переходные: съев хлеба, увидев море!  непереходные: придя
в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных
признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический
разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись.

1.    
Вернувшись —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«вернуться».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство,
выраженное одиночным деепричастием).

Я уже частенько, гуляя один
в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.

1.    
Гуляя —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
гуля(ют).

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Дима слушал, широко раскрыв глаза.

1.    
Раскрыв —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«раскрыть».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное,
переходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Быстро спросил я, спеша воспользоваться
такой подходящей минутой.

1.    
Спеша —
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«спеш(ат)».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Счастливо улыбаясь, ответила мне мама.

1.    
Улыбаясь 
деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола
«улыба(ют)ся».

2.    
Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное,
непереходное. Н.п.: неизменяемое.

3.    
Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом).

Исправляем ошибки, связанные с нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

Цель работы:  совершенствовать умения соблюдать основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов в речи, замечать ошибки  и  исправлять их

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «причастие», «деепричастие», «причастный оборот», «деепричастный оборот»

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы  какой? какая? какое? какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

1) неверное согласование причастия с определяемым словом;

Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались (правильно: украшавшие). Вчера прошла выставка древних книг, собранные в нашей библиотеке (правильно: собранных)

2) определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри;

Обласканное поле солнцем зеленело (правильно: поле, обласканное солнцем, зеленело). Скрытые беседки от посторонних глаз были построены в липовой рощице (правильно: скрытые от посторонних глаз беседки были построены в липовой рощице).

3) в причастном обороте не может употребляться частица бы.

Нам бы мебель, сделанную бы на заказ. Мы хотим остановиться у озера, расположенного бы недалеко от леса.

Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:

1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота;

2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово.

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая называет дополнительное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам в образовании предложений с деепричастным оборотом относятся:

1) действие деепричастия не относится к подлежащему (существительному или местоимению в именительном падеже)

Заваривая чай, у него упала чашка. Убирая в комнате, у них сломался пылесос.

2) деепричастный оборот в безличном предложении

Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Выйдя на улицу, ему стало жарко.

3) деепричастный оборот в предложении с глаголом-сказуемым в будущем времени.

Решив задачу, я буду отдыхать. Посещая выставки, он напишет статью о современном искусстве.

4) деепричастный оборот не может быть однородным членом предложения с причастным оборотом, сказуемым либо другим членом предложения (кроме обособленных обстоятельств и некоторых наречий).

Небольшой городок, сияющий огнями и удивляя туристов, был его любимым местом отдыха. Высокие пальмы, поднимающиеся к небу и шелестя листьями, укрывали путников от солнца.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов

  1. Перечисляя в конце фильма имена погибших, верится, что их не забудут.
  2. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
  3. Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.
  4. Он написал статью о проблеме, которая интересовала всех и которая вызвала большие споры.
  5. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
  6. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.
  7. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
  8. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
  9. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.

Задание 2.  Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

  1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
  2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.
  3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.
  4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
  1. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.
  2. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.
  3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.
  4. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.
  5. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

Задание 3.  Отредактируйте данные предложения.

  1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.
  2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.
  3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих техникумах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.
  4. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Задание 4.  Найдите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2) Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3) В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5) В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».

Задание 5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.

2) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.

3) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.

4) К концу 1840-х годов П. Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.

6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».

7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.

9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, — это любовь или презрение со стороны прессы.

ВЫВОД по результатам работы: в чем заключается сложность употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль деепричастных оборотов в речи?
  2. Какие ошибки наиболее часто встречаются при употреблении причастных оборотов?

Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота

Деепричие и причастие – довольно сложные части речи, при употреблении которых допускается немало ошибок. В статье подробно описаны наиболее распространенные ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов с примерами, приведены способы определения причастного или деепричастного оборота в предложении.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – речевая конструкция, выраженная деепричастием с зависимыми словами, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы – Что делая? Что сделав? Как? В предложении выступает обособленным обстоятельством и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам употреблении деепричастного оборота в предложении относятся:

  • Действие, названное деепричастием, и действие, названное глаголом, относятся к разным субъектам действия.

Неправильное употребление причастных оборотов

Причастный оборот – речевая конструкция, выраженная причастием с зависимыми словами, которая называет признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? В предложении выступает обособленным определением и выделяется запятыми.

К наиболее частым ошибкам при употреблении причастных оборотов относятся:

которые читают вместе с этой

  • Неверное согласование причастия с определяемым словом.

Определяемое слово может стоять только перед или после причастного оборота, а не внутри.

Как определить, какой оборот употребляется в предложении?

Случаи неправильного употребления причастных и деепричастных оборотов в русском языке обычно связаны с тем, что школьники путают эти речевые конструкции. Чтобы определить, используется в предложении деепричастный или причастный оборот, необходимо выделить его грамматические и синтаксические признаки:

  • Найти причастие или деепричастие;
  • Поставить к обороту вопрос ( Что делая? Что сделав? или Какой? Какая? Какое? Какие?);
  • Определить лексическое значение оборота (действие или признак);
  • Определить синтаксическую роль оборота (обстоятельство или определение).

Деепричастный оборот. Грамматические ошибки при употреблении деепричастного оборота.(ЗАДАНИЕ 8)

Деепричастие обозначает добавочное действие к основному, выраженному глаголом. Поэтому тот, кто выполняет действие-глагол, должен выполнять и действие-деепричастие.

Я иду, смотря по сторонам. ( Я иду и я смотрю)

Набрав в легкие побольше воздуха, я глубоко нырнул. ( Я нырнул и я набрал воздуха)

Стало быть, деепричастный оборот не может относиться к безличному глаголу, так как безличный глагол обозначает действие, которое никто не выполняет, оно происходит само по себе.

Типичные грамматические ошибки:

Глядя в окно, с меня слетела шляпа. ( Я глядел, а слетела шляпа.)

Сломав крыло, галка была вылечена. (Крыло сломала галка, а лечил её кто-то другой, так как вылечена – это страдательное причастие.)

Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться. ( Смеркаться – безличный глагол, к нему вообще не может относиться деепричастие.)

Замерзнув, мне стало холодно. ( Стало холодно – это безличное сказуемое, к нему не может относиться деепричастие. Хоть это Моё состояние, но Я его не делаю, оно просто происходит со мной.)

Есть несколько случаев, когда деепричастный оборот может относиться к безличному сказуемому:

Готовясь к ЕГЭ, можно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нужно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, необходимо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, надо расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, возможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, невозможно расслабиться.

Готовясь к ЕГЭ, нельзя расслабляться.

А4 Найдите предложения с ошибками

1. Приступая к сочинению, трудно будет справиться с вступлением.

2. Приступая к сочинению, надо составить план работы.

3. Приступая к сочинению, я выбрал удачный эпиграф.

4. Приступая к сочинению, определите главную мысль.

5. Приступая к сочинению, хотелось написать на «отлично».

6. Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.

7. Приступая к сочинению, тема показалась очень трудной.

8. Наклеивая обои, получилось неровно.

9. Наклеивая обои, я работал по инструкции.

10. Наклеивая обои, работайте с отвесом.

11. Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

12. Наклеивая обои, пролился клей.

13. Наклеивая обои, пролил клей.

14. Наклеивая обои, нужно учитывать материал, из которого они изготовлены.

15. Перелезая через забор, я зацепился штанами и порвал их.

16. Перелезая через забор, у меня порвались штаны.

17. Перелезая через забор, случилось неприятное происшествие: порвал штаны.

18. Перелезая через забор, высота его меня поразила.

19. Перелезая через забор, постарайтесь не порвать штаны.

20. Перелезая через забор, невозможно порвать штаны.

21. Перелезая через забор, из него торчали гвозди.

Предложения с ошибками: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16, 17, 18, 21

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Petrova Galina NikolaevnaНаписать 12849 16.01.2020

Номер материала: ДБ-926643

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.01.2020 24
    16.01.2020 34
    16.01.2020 21
    16.01.2020 99
    16.01.2020 75
    16.01.2020 25
    16.01.2020 172
    16.01.2020 14

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки запускает проект по наставничеству для девушек

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Грамматические ошибки в деепричастиях в русском языке

— Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.

Неправильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Правильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.

— В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.

Неправильно: Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.

Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив)

— Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.

Неправильно: На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.

Правильно: На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

источники:

http://infourok.ru/deeprichastnyj-oborot-grammaticheskie-oshibki-pri-upotreblenii-deeprichastnogo-oborota-zadanie-8-4069536.html

http://reallanguage.club/grammatika-russkogo-yazyka/grammaticheskie-oshibki/grammaticheskie-oshibki-v-deeprichastiyax/

Возможно, вам также будет интересно:

  • Примеры рекламного текста с ошибками
  • Примеры реклам с орфографическими ошибками
  • Примеры проявления ошибки фундаментальной атрибуции
  • Примеры принятия ошибок в литературе
  • Примеры предложений с речевыми и грамматическими ошибками

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии