Примеры рекламного текста с ошибками

Главный редактор коммуникационного агентства The Mellows Дарья Козлова рассказывает о наиболее частых ошибках, которые встречаются в сообщениях российских СМИ и рекламе. В первой подборке говорим про запятые, неудачный порядок слов и плохо подобранные иллюстрации.

Начнем с коннотации. Кого вы представляете себе, когда видите слово «мигрант»? Что-то подсказывает мне, что не русского дворянина, который тоскует по родине, сидя в парижском кафе. Из-за материалов в СМИ сегодня люди, которых описывают словом «мигрант», воспринимаются скорее негативно. Если вы говорите «мигрант», то вы фактически оцениваете человека, он уже выглядит вполне определенным образом. В случае с журналом Wonderzine, который активно борется за права различных групп, следовало бы, пожалуй, заменить окрашенное «мигрант» на нейтральное «мужчина» в заголовке. В тексте же можно действовать по ситуации, потому что в заголовке акцент сделан не на социальный статус человека, а на его поступок.

Местоимения, которые всегда только указывают на объект, соотносятся с ближайшим подходящим по роду и числу существительным. Поэтому в нашем примере выходит, что нет Бабченко, хотя автор имел в виду, что нет фонда Путина (подтверждение — на втором скрине). Единственный способ исправить — повторить ещё раз слово «фонд»: «потому что фонда нет».

А вот пример, где неправильно выбрано слово: автор не учел значения. Он хотел сказать, что салфетка дезинфицирует ручку тележки и убивает микробы и вирусы, а получилось, что салфетка дезинфицирует микробы и вирусы, то есть они становятся чистенькими.

Ничего не имею против фотобанков, только все же стоит соотносить иллюстрации, взятые там, с действительностью: среднестатистический центр подготовки к школе в Южном Бутове выглядит немного не так. И конечно, вряд ли стоит ждать наплыва учеников, если в рекламе образовательного учреждения есть ошибки: кто захочет, чтобы их детей к школе готовили люди, которые не знают, что названия районов, оканчивающиеся на «-о», изменяются по падежам.

Отличный пример нежелательной двусмысленности. Видимо, имелось в виду слово «передохну́ть».

К разговору о феминитивах. Перед вами скрин из Wonderzine, где в заголовке прекрасно уживаются «журналистка» и редактор». (Уважаю это издание за то, что не навязывают редакционную политику героиням и позволяют им самостоятельно выбирать слова для описания профессии). Как видите, и без феминитивов смысл не теряется. Не поймите неправильно, ничего против феминитивов не имею.

Просто призываю вас задуматься над этой темой. Язык обычно движется в сторону упрощения конструкций и экономии символов, а это значительно снижает для феминитивов шанс закрепиться в речи. Многие годы без них обходились, и женщины называли себя водителями, редакторами, строителями, штукатурами и прекрасно справлялись со своими обязанностями даже без специальных «женских» слов.

Так стоит ли тогда тогда так напрягаться с внедрением феминитивов? На мой взгляд, не стоит. Можно просто попробовать позаниматься словотворчеством и отпустить новые слова в свободное плавание по волнам родного языка. Авось что-то да приживется. А нерастраченную энергию направить не на интернет-войны за феминитивы, а на борьбу с неравенством в реальной жизни.

А здесь видим нарушение согласования. Два десятка (чего?) фильмов и сериалов. Иногда надо задавать себе вопросы!

Внимательно прочитайте первое предложение. В нем идут подряд шесть слов в родительном падеже: «супруги британского принца Гарри Меган Маркл». Это нанизывание падежей. Не надо так. А то читать трудно. Думаю, Меган Маркл достаточно известна для того, чтобы не упоминать каждый раз ее мужа, так что вполне можно написать: «Томас, отец Меган Маркл».

Если уж очень хочется и часть про принца оставить, то можно так: «Томас, отец Меган Маркл, жены принца Гарри». Конструкция все равно громоздкая, но благодаря запятым читается легче.

Подобная ошибка очень часто встречается. Из-за порядка слов выходит, что это дети с укороченным носиком, а не «Микролакс». Лучше написать так: «Детский „Микролакс“ с укороченным носиком…»

Отличный пример грамотной работы с запятыми. Обратите внимание на знак после слова «игрушек». Благодаря этой запятой мы точно знаем, что это контейнер с колёсиками, а не игрушки.

Для сравнения: здесь про запятые забыли. И девочки получились раздвижными.

Видимо, автор заголовка хотел поиграть с омофонами (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение) и не учел, что у омофонов ударение падает на один и тот же слог. В результате ничего оригинального не вышло, заголовок не читается так, как задумал автор, читателю приходится озвучивать для себя два варианта: «Загнанные в угол» и «Загнанные в укол». Короче, тот случай, когда играл со словами и проиграл.

Классика жанра — неправильный порядок слов. Автор хотел сказать, что украшение невесты похоже на кокошник, а получилось, что жених был в кокошнике. Исправить ошибку просто: достаточно удалить слова «в русском кокошнике». Всё равно в самом тексте об украшении нет ни слова.

И еще немного об искусстве подбирать иллюстрации. Посмотрите на радостного Гомера. Использовать Симпсона в рекламе образовательного продукта — это так себе идея: персонаж не отличается умом и сообразительностью. Конечно, можно было бы сказать, что школа настолько крутая, что даже с Гомером Симпсоном справится, но эту идею не обыграли, что очень плохо, потому что дистанционные образовательные проекты у нас чаще всего воспринимают негативно (частенько это действительно просто покупка диплома в рассрочку).

Так что сейчас у нас реклама двоечника, который радуется тому, что в школе можно ничего не делать. Пожалуйста, относитесь внимательнее не только к текстам, но и к сопровождающим их иллюстрациям.

Кажется, поколение, которое вместо того, чтобы учиться покупало дипломы, уже вышло на работу. И результат, как говорится — на лицо. Да потому что по городу нас окружают сотни рекламных вывесок, плакатов и объявлений с ошибками, за которые стыдно так, что хочется все перечеркнуть и исправить!

Атака грамотеев 30 ошибок в рекламе за которые нам очень стыдно

Так вот, если еще пару лет назад одна грамматическая или орфографическая ошибка могла стоить целой серебряной или золотой медали, то сегодня про правописание порою забывают даже учителя. Думаете, это шутка? Ну, тогда смотрите на наши 30 фото-доказательств!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Только сома? А карп, лещ или щука обучению не поддаются?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Ну что тут скажешь? Кажется, мы нашли вакансию мечты!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

А нам до сих пор ночью снится, как учитель говорит: «ча — ща пиши с буквой а!»

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Интересно, а много уже принесли таких издеДелий?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Это вы еще скажите спасибо, что после буквы «т» нет мягкого знака!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

После того, как продуктовый магазин так назвали, ошибка в написании уже никого не смутит!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

БИсплатно, то есть — на бис?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Тот случай, когда от возмущения у нас закончились все комментарии!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Мы промолчим, потому что здесь нельзя выражаться нецензурно!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Классика жанра!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

А может это не ошибка или опечатка, а настоящие чудеса?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Одевать все-таки? А мы только собрались их обувать…

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Только, пожалуйста, не нервничайте!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Да это не грузовой, а самый настоящий орфографический беспредел!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Так вот почему их никто не покупает?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

А мы предупреждали, что правила написания сейчас знают не все учителя!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

А ведь читать это еще хуже, чем слышать звуки ножа по стеклу!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Лучше не рисковать и не покупать!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Читая такое, опускаются руки…

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Еще одна «любимая» всеми ошибка!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Судя по всему, их услуги такие же по качеству, как и объявление!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Хорошо, что эти уже уборщицу нашли!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Мы долго ждали, когда увидим не к месту «ТЬСЯ»!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Такая ошибка может стоить полному провалу в бизнесе!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Спасибо, мы сами справимся!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Вы сейчас тоже в шоке?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Теперь осталось зарыться от стыда!

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Неужели никто не увидел и не подсказал исправить?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

Адежда от слова Ад?

30 ошибок в рекламе за которые нам стыдно

А мы, в свою очередь, поздравляем с 8 Марта всех милых женщин!

Смотрите также:
20 крутых рекламных щитов, от которых не отвести глаз,
«Мы вас похороним!» и другие ошибки в переводе, которые привели к катастрофическим последствиям,
18 примеров рекламы, доказывающей, что японцы — самая сумасшедшая нация

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Автор статьи

Ирина Алексеевна Русакова

Эксперт по предмету «Реклама и PR»

Задать вопрос автору статьи

Прежде чем говорить об ошибках в рекламных текстах, приведем определение рекламного текста:

Определение 1

Рекламным текстом является любой текст, созданный для неопределённой группы лиц (целевой аудитории) с целью привлечения внимания к какому-либо товару, услуге, идее, физическому или юридическому лицу, формирования или поддержания интереса к нему или его продвижение.

Одним из требования к языку рекламного текста является его нормативность, то есть соответствие нормам того языка, на котором пишется текст. Основной характеристикой любого языка является нормативность. Выделяют орфоэпические, лексические, орфографические, пунктуационные, синтаксические, лексические, стилевые нормы. Нарушение любой из этих норм является ошибкой.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Виды ошибок в рекламном тексте

  • орфоэпические (неверное произношение)
  • лексические (нарушение сочетаемости слов в рекламном тексте, употребление слов в несвойственном значении)
  • орфографические (нарушение правописания)
  • пунктуационные (неверная расстановка знаков препинания)
  • синтаксические (неверная построение предложений)
  • стилевые нормы (употребление несвойственных стилю слов)
  • графические (неверное начертание)
  • морфологические (неверное образование слов и их форм)

Если потребитель заметит в рекламном тексте грубую ошибку, это может сильно подорвать авторитет рекламодателя.

Но специфическая функциональная нагрузка рекламных текстов, диктует особый подход к понятию ошибки в тексте рекламы.

Особенности подхода к выявлению ошибок в рекламном тексте

  • разница между языковыми и речевыми нормами, допускающими некоторое отклонение от строгой языковой системы, с целью создания риторического или стилистического приема;
  • ошибка может носить намеренный характер.

Нарушение норм языка в рекламном тексте в большинстве случаев является намеренным. Такие случаи из разряда «ошибки» переходят в разряд «прием». Нередки случаи, когда аудиторией не воспринимается цель нарушения нормы; если нарушение распознано, но его замысел не воспринимается – это неудачный прием.

«Ошибки в рекламном тексте» 👇

Рассмотрим некоторые из этих приемов подробнее.

Прием лексической ошибки в рекламном тексте

Если нарушение лексической нормы в рекламном тексте допущено намеренно, оно, скорее всего, используется для придания тексту краткости или экспрессивности. Кроме того этот прием призван повысить запоминаемость рекламного текста: привычная носителю языка фраза, соответствующая всем нормам, вряд ли быстро укрепиться в подсознании, да ещё и с привязкой к бренду, а вот нетрадиционное употребление языковых единиц выделяет текст из объёма всей повседневно воспринимаемой информации, делает его непохожим на другие, обращает на себя внимание.

Пример 1

«Сумасшедшие скидки в М-Видео» (скидки не могут обладать умом и тем более сойти с ума; рекламный посыл следует читать так: такое снижение цен является безрассудным с точки зрения получение прибыли магазином).

«Baon. Одежда с характером» (Имелось в виду: одежда для людей с характером).

Традиционно считается нарушением нормы и показателем «бедности» языка наличие в тексте повторов. Но в рекламном тексте они активно используются как средство концентрации внимания на определенных словах, например: «Чистота? чисто Тайд»

Прием стилевой ошибки в рекламном тексте

Достаточно часто в рекламе встречаются не принадлежащие литературному языку просторечия, разговорные или сленговые слова и обороты. Употребление сленговых элементов обусловлено тем, что авторы рекламных текстов ориентируются на языковую и культурную компетенцию потенциальных потребителей и стараются говорить на близком им языке.

Пример 2

Суперупаковка – веселая тусовка (Рекламный слоган M&Ms)
Тусовка – веселое собрание, гулянка.

Не кисни, на радуге зависни (Реклама жевательных конфет Skittles)
Зависать – подолгу бездельничать, отаваясь в однои и том же месте.

Fanta – оторвись с друзьями (Реклама газированного напитка)
Отрываться – отдыхать, расслабляться, отвлекаться, отходить от дел, получать удовольствие, испытывать блаженство.

Все приведённые примеры созданы для молодёжной аудитории, и употребление молодежного сленга в них вполне оправдано.

Прием орфографической ошибки в рекламном тексте

К нарушению орфографических норм в рекламе можно отнести смешение латиницы и кириллицы, что в рекламных текстах встречается довольно часто:

Пример 3

«Под паrusами вкуса!»

«Nейтральная Zона» в названии одноименного напитка.

Авторы стремились таким образом привлечь внимание к тексту, задержать на нем глаз читателя.

В некоторых случаях нарушение графики и орфографии обусловлено желанием авторов вписать наименование бренда в текст рекламы, что вовлекает аудиторию в некую языковую игру:

Пример 4

Мы ВЕЛЛиколепно разбираемся в пляжных курортах и отдыхе.
Авторы текста обыграли название сети агентств пляжного отдыха «ВЕЛЛ», вписав его в одно из слов рекламного текста.

ВЕССОмые скидки.
Маркетологи вписали название бренда «ВЕССО» в текст рекламного сообщения.

Аналогичные цели преследует и нарушение графических норм в рекламных текстах.

Прием морфологической ошибки в рекламном тексте

Пример 5

«Не тормози! Сникерсни!» Реклама батончика Сникерс.

Авторы рекламного текста образуют от названия рекламируемого товара глагол с вполне понятными для русскоязычной аудитории грамматическими свойствами (повелительное наклонение, единственное число).

Нарушение литературной нормы в рекламном тексте не всегда оправдано и обосновано. Так в рекламе кофе Нескафе на экран выводится слоган «Кофе как в кофейне» без запятой, что является грубым нарушением пунктуационной нормы, которое не несёт никакой функциональной нагрузки. В этом случае имеет место обыкновенная ошибка. Подобные примеры встречаются в рекламных текстах, но они единичны, обычно свойственны для рекламных текстов местного значения. В рекламе федерального масштаба нарушения норм, как правило, являются элементом креатива.

Обеспокоенные сохранение чистоты языка активисты даже предлагали ввсести и законодательно закрепить штрафы за ошибки в рекламных текстах, но пока эта инициатива не нашла поддержки.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение городского округа «Гимназия №1»

Исследовательская работа

на тему:

«Ошибки в рекламных текстах»

(на примере рекламы города Нефтекамска)

Выполнили: ученицы 5 «А» класса

 МОБУ «Гимназия №1»

Шайгатдарова Алсу,

Иликбаева Валерия

Научный руководитель: учитель

русского языка и литературы

Габдрахманова Л.М.

Нефтекамск

2012 г.

Оглавление

Глава 1

История появления рекламы  

1.1 Реклама в древнем мире

1.2. Рекламное дело в средние века

1.3. Эпоха печатной рекламы  

Глава 2

Типы норм и ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска

2.1 Типы норм литературного языка

2.2 Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска

2.3 Социологический опрос «Реклама в понимании современных школьников» Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска

Введение

Появление новых более совершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе достигнуть гигантских масштабов.

Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Цель рекламы – донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории.

Задача рекламы – побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т.п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования).

По месту и способу размещения существует следующие виды рекламоносителей: телевизионная, радио, печатная, наружная, при справочном обслуживании, транспортная, реклама в кинотеатрах, прямая почтовая рассылка, Интернет-реклама, реклама в местах продаж, вирусная реклама.

Нас интересует печатная реклама. Одной из разновидностей рекламного текста являются рекламные объявления. Можно сказать, что они являются основной частью рекламной кампании. Назначение их вполне очевидно – они нужны для того, чтобы марка товара или услуги осела в памяти потребителя, и у него возникло желание купить то, что предлагает рекламодатель. Во многом успех рекламной кампании зависит от рекламных объявлений. Ведь рекламные объявления призваны обратить на себя внимание, заставить прочесть их. Но нередко в текстах рекламных объявлений допускаются орфографические ошибки.

В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены — орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.

В современном обществе прослеживается тенденция к общей безграмотности населения. Незнание правил правописания приводит к тому, что всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические ошибки.

Так как в настоящее время происходит падение грамотности, культуры письменной речи, тема данной исследовательской работы является актуальной.

Объектом исследования в научной работе являются орфографические ошибки.

Предмет исследования — орфографические ошибки в рекламных объявлениях.

Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы выявить виды орфографических ошибок в рекламных объявлениях.

Для достижения поставленных в исследовательской работе целей необходимо решить следующие задачи:

— охарактеризовать орфографию как науку;

— классифицировать орфографические ошибки и причины их появления;

— проанализировать рекламные объявления и выделить виды орфографических ошибок.

Цели и задачи определили структуру данного исследования.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1

История появления рекламы

1.1 Реклама в древнем мире

       Только         произвести       товар-

 недостаточно, его надо ещё и показать

 покупателю так, чтобы он его купил.

                               Л. Ю. Гермогенова. 

История рекламы уходит корнями в далекое прошлое и  очень тесно взаимосвязана с историей человечества.

В Большой советской энциклопедии дается следующее определение  слову «реклама»:

Реклама (франц. réclame, от лат. гесlamo — выкрикиваю),

1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.

2) распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности.

Вполне естественно, что история возникновения рекламы начинается с появления торговли и товарообмена. А товарообмен существует, как известно очень давно.

Одним из древнейших письменных рекламных текстов принято считать древнеегипетский папирус (датируемый 3320 г. до н.э.), в котором сообщалось о продаже раба.

Развитая – но не в нашем современном понятии – рекламная деятельность существовала в Древнем Риме, о чем красноречиво свидетельствуют более полутора тысяч надписей. Характер рекламы очень многообразен – экономическая, торговая, политическая, объявления о различных услугах и даже призывы к охране природы.

Среди надписей в Помпеях археологи нашли одно из самых древних упоминаний о пропаже и уплате вознаграждения нашедшему ее: «Из этой лавки пропал медный сосуд. Возвратившему его будет уплачено 65 сестерциев. Указавшему вора…».

Рекламировались любые заведения, приносящие владельцу прибыль. Например, термы (бани) – любимое место отдыха римлян. Известны и примеры политической рекламы накануне выборов политиков и администраторов: «Прошу, чтобы вы сделали эдилом (судьей) Модеста».

Во времена правления императора Августа возникает так называемая  протогазета – «acta diurna populi romani» – ежедневные сводки («публиковавшиеся» на выбеленных досках) об официальных сведениях и распоряжениях правительства, в том числе и частного характера – например, о продаже недвижимости.

Для привлечения внимания покупателя продавцы использовали и «шумовые эффекты» – барабанный бой, колокольный звон, поскольку большинство населения не было грамотным (вспомним, что Буратино привлекла к цирку именно игра оркестра). Игра музыкальных инструментов останется популярной формой рекламы и в Средние века.

1.2. Рекламное дело в средние века

При господстве натурального хозяйства в средневековье рекламное дело замирает, поскольку все необходимое производится внутри поместья феодала, и ни о какой конкуренции не могло идти речи. Но реклама не умирает. В городе существуют глашатаи, которые  с точки зрения рекламной деятельности приобретают особую роль.

Некоторым глашатаям местная администрация разрешала собирать «рекламные объявления» у населения на куплю-продажу чего-либо и оповещать всех и вся.

Глашатай — работник торгового предприятия, зазывающий или предлагающий на улице, в общественных местах прохожим товары или услуги.

Наряду с глашатаями, в средневековом (как и в античном) городе голосовой рекламой на улицах и площадях занимались торговцы и ремесленники, призывающие купить свой товар. По выражению одного из ученых, «роль «криков» Парижа» в площадной и уличной жизни города была громадной. Улицы и площади буквально звенели от этих разнообразнейших криков. Для каждого товара – еды, вина или вещи – были свои слова и своя мелодия крика, своя интонация, то есть свой словесный и музыкальный образ».

Агрессивность некоторых методов купцов и зазывал вынуждала общество позаботиться – уже в средневековье! – о выработке правил   цивилизованной торговли, об ограничениях в рекламном деле. В парижском «Регистре» (вышедшему в XII – XIII вв.) можно найти следующие строки: «Никто не может и не должен зазывать, ни привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так делает, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству…». Стоит ли говорить, что запреты неоднократно нарушались?

Вторым направлением средневековой рекламы являлось изобразительное творчество – первые сведения о красочных вывесках относятся еще к XII в.! До появления печатного дела реклама воспроизводилась в виде рукописных так называемых летучих листков. Естественно, листки имели хождение в ограниченной местности, поскольку их «тираж» не мог исчисляться тысячами.

1.3. Эпоха печатной рекламы  

Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием которого явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневного и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.

На протяжении второй половины XV века типографские предприятия, начало которым положил Гутенберг, распространяются по всей Европе.

Первое напечатанное рекламное объявление датировано 1472 г. Текст был вывешен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал прихожан о продаже молитвенника.

Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реностно, открывшего в 1630 г. в Париже справочную контору, печатавшую рекламные объявления во «Французской газете». Первым рекламным объявлением, опубликованным в этой газете, считается объявление о награде за указание местонахождения 12-ти украденных лошадей. Появилось оно также и в одной из лондонских газет в 1650 г.

Немного позже газеты стали заполняться объявлениями торгового характера, в основном касающимися оптово-розничной продажи чая, кофе, шоколада и других продуктов питания.

После изобретения книгопечатания на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные тексты (обращения), но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их распространения, например, выставление на всеобщее обозрение в расщепленном конце палки (прообраз современных транспарантов). В рабочих кварталах Парижа в XVIII веке была очень популярна листовка, рекомендующая недорогие винные кабачки в пригороде, где не взималась муниципальная пошлина.

Постепенно менялись и сами рекламные объявления. С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фотоиллюстрациями, придающими информации большую достоверность и правдивость.

В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди таких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и предпринимательство..

Во многих  странах созданы научно-исследовательские институты, где опытные специалисты, прежде всего психологи, разрабатывают теорию рекламного дела. Их услугами широко пользуются фирмы, проектируя рекламные кампании. Психологи заранее рассчитывают воздействие на прохожих, пассажиров, телезрителей каждой детали рекламы. Высоко ценятся юмор, афористичность текста. Так, в свое время огромный успех в США имела реклама одного универмага: «Если вы сами не знаете, что вам надо, зайдите к нам – у нас это есть».

Изучив появление и распространение рекламы в Древнем мире, Средних веках и Новом времени   можно говорить о том, что формы современной рекламы возникли именно в эти эпохи и, если призадуматься, ничем не отличаются, за исключением, естественно, качества.  Как и сейчас, реклама осуществлялась при помощи голоса, надписей на стенах (с изобретением книгопечатания – путем расклеивания листовок), вывесок, плакатов, в периодических изданиях, рекламных акциях (например, в виде праздничных шествий, фейерверков).

Глава 2

Типы норм и ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска

2.1 Типы норм литературного языка

2.2 Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

лексические нормы или нормы словоупотребления — это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа:

— неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей);

— нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, прошел все стадии развития человека);

— противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России);

— употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе);

— смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы);

— неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду);

грамматические нормы — это неcоблюдение норм слово- и формообразования (беспощадство, бессмертность, заместо),  норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении (два знамя, на мосте, Я пошел к ему, ихний дом) [1];

стилистические нормы — исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленных целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесообразных в каждой сфере общения реализаций принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определенную стилистико-речевую организацию[2].

Специальными нормами письменной речи являются:

нормы пунктуации предписывают правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием[3].

нормы орфографии, которые занимают важное место в системе современного русского языка и в жизни грамотного человека. «Орфография – правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме».[4]

Иванова В.Ф. пишет: «Общественная функция орфографии проявляется в том, что единообразное написание слов, независимо от индивидуальных и диалектных особенностей произношения, облегчает пользование письменной речью. Правила орфографии включают выбор способов буквенного обозначения фонем и слов, а также употребление заглавных букв, перенос слов, их раздельное, слитное или полуслитное написание и др.»[5];

В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены — орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.  

В русском письме встречаются такие случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. Такое написание слова, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой. Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Орфограммы — буквы: приехал, разделить; расти, ложка; сучок, земляной; в поле, пашет. Орфограммы – дефисы, пробелы: кое-как; еле-еле; куда-нибудь, тёмно-зелёный; стол-то; принеси-ка; не друг (а враг), в одиночку; во-да.

Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка. Подумать, выбрать правильное написание, применяя орфографические правила.

Наиболее «опасны», требуют особого внимания при написании:

1)   безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании;

2)   гласные после шипящих;

3)   мягкий знак на конце слова после шипящих;

4)   приставки на -з (-с);

5)   суффиксы существительных, глаголов, прилагательных и причастий;

6)   не с различными частями речи и др.[6]

Причин появления орфографических ошибок несколько. Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции. В-третьих, трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложными, их не так-то легко установить.

В появлении орфографических ошибок также можно выявить определённую систему, основанную на плохом знании пишущим опознавательных признаков орфограмм, типов написаний, регламентаций (или правил) выбора нормативного знака. Итак, орфографическая ошибка указывает на 1) незнание орфографических правил, и 2) отсутствие практических навыков. По первому признаку орфографическая ошибка отличается от опечатки, которая появляется в печатном тексте бессистемно.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что орфографическая ошибка возникает в силу конкуренции буквенных и небуквенных знаков. Причины орфографических ошибок кроются в незнании системы орфографии, опознавательных признаков орфограмм. Только при совершенном владение нормами современного русского языка  возможно вполне свободное общение между членами общества при помощи письменной речи.

2.2 Ошибки в рекламных текстах города Нефтекамска

Ежедневно нас окружает большое количество рекламы. Буквально повсюду: в печатных изданиях, в магазинах, и даже на остановках мы встречаем рекламу, целью которой является привлечение внимания потенциального покупателя. Но не всегда рекламодатели в погоне за прибылью соблюдают правила русского языка. Некоторые ошибки порой вызывают добрую улыбку на лице, а иногда и тревогу по поводу грамотности современного человека. 

Мы решили провести исследование с целью определения уровня владения русским языком рекламодателями города Нефтекамска. В качестве объекта исследования были  взяты рекламные тексты: объявления в газетах, уличная реклама и баннеры.

 В результате   поисков было найдено немало ошибок. Они встречались везде: в подъездах, магазинах, на улицах. А главное то, что рекламодатели просто не замечают их.

Первое место занимают орфографические   ошибки.

Например,  в вывеске магазина «Чемпион» ТЦ «Великан» встречается ошибка в слове  чулочно носочные.  Правильно     следует писать через дефис – чулочно-носочные, т.к. это     сложное  прилагательное образовано от двух прилагательных – чулочный и носочный.

В объявлении мебельного магазина по ул. Строителей сложное существительное элит класс в сочетании с иноязычной приставкой «элит» следует писать через дефис – элит-класс.

В ценнике магазина «Три банана» существительное кАрмушка образовано от слова корм, поэтому слово следует писать через О – кОрмушка.

В объявлении офиса «Быстрые деньги» по ул.Ленина 38 в предложении «Моментальное одобрение в течениИ 30 минут» допущена ошибка – словосочетание «в течении (е)» имеет 2 значения – «в течениИ реки» и «в течениЕ времени». В данном случае следует писать «в течениЕ 30 минут».

На остановке «Автовокзал» в объявлении    прилагательное «КуЯдинский» написано с  ошибкой.  Слово образовано от географического названия города КуЕда, поэтому и в прилагательное следует писать Е – КуЕдинского мясокомбината.

В названии вывески остановки «Поликлиника»  в слове «ПоликлиННика» допущена ошибка – следует писать одну Н – поликлиНика .

В объявлениях   на остановке «Поликлиника» было обнаружено несколько ошибок. В сочетании существительного час и частицы пол- допущена ошибка, слово следует писать слитно – полчаса.

В существительном скважЕн допущена ошибка, при склонении по падежам – скважИна, скважИны можно заметить, что в корне пишется И. Следовательно в существительном во множественном числе, следует писать с И – скважИн.

А  слово  зарОботная (плата) следует писать через  А — заработная, т.к. оно образовано от    слова  рАбота .

Слово шифонер следует писать с Ь – шифонЬер.

В объявлении в  «Пиццерии» по ул. Социалистическая 97  в наречии понастоящему  также допущена ошибка, слово следует писать через дефис – по-настоящему (по – приставка, ему — суффикс).

На рекламном щите по пр.Комсомольский перед нами сложное слово, состоящее из 2 частей- иноязычной приставки «арома» и слов «масла», «лампы». Согласно правилам русского языка слова с иноязычными приставками пишутся через дефис – арома-масла, арома-лампы.

В   Бизнес-центре  висит  объявление с ошибкой  в глаголе  находиться.    Глагол следует писать без мягкого знака — находится, так как глагол относится к существительному 3 лица, ед.ч ,м.р.

На подъезде по адресу:  ул. Победы 7 В было обнаружено объявлении, в котором  существительное  прАдажа написано через А. Это словарное слово, правописание которого  которое нужно запомнить и  писать через О —  продажа .                                                                                            

        В газете « Метро»  слово-исключение стИлю  написано неверно, его следует писать через букву Е-  стЕлю .

  В рекламном плакате магазина  «Аксарлак» глагол  осчаСливь  образован от существительного «счастье» и должен писаться с непроизносимой согласной Т –  осчасТливь .

        В рекламе магазина по пр.Комсомольский 22 прилагательное  кожаННые  — слово-исключение и правильно пишется с одной Н –  кожаНые.

  В объявлении магазина инструментов на здании Торгового  дома «Европейский» по  ул. Ленина,  35 перед нами сложное  слово состоящее 2 частей — поэтому правильное написание должно совершаться через дефис – электро-бензо-пневмо-ручной инструмент.

Большое количество орфографических ошибок, допущенных в правописании слов, связано с незнанием или забыванием  правил орфографии. При составлении текстов необходимо обращаться к словарям, вспоминать правила правописания, быть внимательными.

Второе место в нашем списке занимают синтаксические ошибки.

К примеру, в  объявлении  в ТЦ «Великан» в сложноподчиненном предложении «Место где хочется жить» следует поставить запятую перед союзом «где» — «Место, где хочется жить».

Рекламный листок на двери подъездов по ул. Парковая содержит ошибку — в предложении содержится подчинительный союз, из-за этого здесь должна писаться запятая: «Если в дом пришла беда, звони!».

На рекламном плакате по ул. Ленина 34 в предложении «Доверие проверенное временем» должна быть запятая после слова «доверие» — «Доверие, проверенное временем».

Рекламный баннер по улице Дорожная содержит ошибку. В предложении «Лечу куда хочу» должна стоять запятая, так как здесь есть подчинительный союз – «Лечу, куда хочу».

При составлении рекламных текстов следует обращать внимание и на знаки препинания, особенно на  случаи постановки запятой перед союзами в сложных предложениях.

Третье место в нашем списке занимают грамматические ошибки.

Например, в рекламе салона ремонта обуви на здании Дом быта в сочетании слов  замков-молнИЯ допущена ошибка — несогласование падежей. Слово должно писаться грамотно — замков-молний.

В рекламе на здании магазина «Техно» по ул. Парковая  в существительном  тренера  допущена ошибка при образовании множественного числа, значит, следует писать  тренеры.

В целях  исключения грамматических ошибок необходимо соблюдать правила грамматики, а по необходимости обращаться к справочникам.

Всего нами было найдено 24 ошибки: из них 18 орфографических, 4 синтаксических и 2 грамматических ошибок. Данные совсем не утешительны. Составителям рекламных текстов следовало бы повторить  правила правописания, в случаи необходимости обращаться к словарям, справочникам, специалистам русского языка.

2.3 Социологический опрос «Реклама в понимании современных школьников»

Среди учащихся 5-х классов было решено провести анкетирование. В обследовании участвовало 52 ученика. Цель анкетирования  —  выяснить, насколько хорошо ученики 5-х классов знают русский язык.

Анкета состояла из трех вопросов:

1)Как часто Вы обращаете внимание на рекламу?

2)Замечаете ли Вы ошибки в рекламных текстах?

3)Можете ли вы исправить их, применив свои знания?

На каждый вопрос было дано  три варианта ответа.

На первый вопрос 19 человек ответили, что часто обращают внимание на рекламу, 6 человек ответили, что вообще не обращают внимания на рекламу, а 27 человек лишь иногда просматривают рекламу.

На второй вопрос 28 человек ответили, что замечают ошибки в рекламных текстах, 6 человек не обращают внимания на ошибки и 18  человек иногда замечают ошибки.

На третий вопрос 31 человек ответил,  что может исправить ошибки в рекламных текстах, применив свои знания, 7 человек признались, что  не могут исправить ошибки, а 14 человек не всегда способны исправить ошибки с помощью своих знаний.

Анализируя печатную рекламу города Нефтекамска, можно признать, что ее природа парадоксальна: стремясь быть образцовой, воплощая кодифицированную норму, она все же содержит орфографические, грамматические и синтаксические недочеты. Работая над языком и стилем текста печатной рекламы, авторам двигателя торговли следует улучшить словесную форму произведения, устранять «помехи» в восприятии текста, а при необходимости – обращаться к словарям и справочникам, которые позволят избежать нелепых ситуаций.

Заключение

Итак, в ходе исследования мы выяснили, что реклама, как двигатель торговли известна уже много веков, однако с течением времени она становится источником ошибок различного типа.

Современные рекламодатели не обращают внимания на правила и нормы современного русского языка и нередко в погоне за прибылью пренебрегают орфографией, пунктуацией и синтаксисом.

Следовательно, текст печатной рекламы должен быть литературно грамотным. Нарушение языковых норм порождает речевые ошибки, которые значительно снижают эффективность рекламы.

Чаще всего встречаются нарушения орфографических норм, которые порой сбивают с толку, поскольку текст становится непонятным и двусмысленным  ввиду безграмотности автора текста. Нередки грамматические и синтаксические ошибки, они говорят о незнании рекламодателями норм современного русского языка.

В целом, мы пока не можем говорить о падении нормы в языке газетной рекламе. Проведенный социологический опрос показала, что люди следят за объявлениями и вывесками, а также с легкостью могут исправить ошибку, если она появится.

Соблюдение норм является очень важной для развития профессиональных качеств и навыков. Бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью употребление средств языковой экспрессии может повредить восприятию рекламы, ее усвоению, действенности, даже вызвать у слушающих речь реакцию, противоположную желаемой.

Изучение языковых норм в наше время не утрачивает своей актуальности. Наоборот, курсы по изучению орфографии русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей.

Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений.

Список использованной литературы

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 432 с.
  2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – 6-е изд. – М.: Логос, 2001. – 527 с.
  3. Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.
  4. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.
  5. Соловьев И.Н. М.: Оникс, Мир и Образование, 2009. — 160 с.

Комментарии к фотографиям:

Ошибка 1: в сложноподчиненном предложении «Место где хочется жить» следует поставить запятую перед союзом «где» — Место, где хочется жить (объявление в ТЦ «Великан»);

Ошибка 2: сложное  прилагательное чулочно носочные образовано от двух прилагательных – чулочный и носочный, поэтому слово следует писать через дефис – чулочно-носочные (магазин «Чемпион» ТЦ «Великан», вывеска одной из примерочных магазина);

Ошибка 3: сложное существительное элит класс в сочетании с иноязычной приставкой «элит» следует писать через дефис – элит-класс (объявление мебельного магазина по ул. Строителей);

Ошибка 4: существительно кАрмушка образовано от слова корм, поэтому слово следует писать через О – кОрмушка (ценник в магазине «Три банана»)

Ошибка 5: в предложении «Моментально одобрение в течениИ 30 минут» допущена ошибка – словосочетание «в течении (е)» имеет 2 значения – «в течениИ реки» и «в течениЕ времени». В данном случае следует писать «в течениЕ 30 минут» (объявление офиса «Быстрые деньги» по ул.Ленина 38);

Ошибка 6: в прилагательном «КуЯдинский» допущена ошибка, слово образовано от географического названия города КуЕда, поэтому и в прилагательное следует писать Е – КуЕдинского мясокомбината (объявление на остановке «Автовокзал»);

Ошибка 7: в слове «ПоликлиННика» допущена ошибка – следует писать одну Н – поликлиНика (ошибка в названии вывески остановки «Поликлиника»);

Ошибка 8: в сочетании существительного час и частицы пол- допущена ошибка, слово следует писать слитно – полчаса (объявление на остановке «Поликлиника»);

Ошибка 9: в существительном скважЕн допущена ошибка, при склонении по падежам – скважИна, скважИны можно заметить, что в корне пишется И. Следовательно в существительном во множественном числе , следует писать с И – скважИн (объявление на остановке «Поликлиника»);;

Ошибка 10: в слове зарОботная (плата) следует писать А, проверочное слово рАбота (объявление на остановке «Поликлиника»).

Ошибка 11: в слове шифонер следует писать с Ь – шифонЬер (объявление на остановке «Поликлиника»);

Ошибка 12: в наречии понастоящему допущена ошибка, слово следует писать через дефис – по-настоящему (по – приставка, ему — суффикс) (объявление в «Пиццерии» по ул. Социалистическая 97).

Ошибка 13:перед нами сложное слово, состоящее из 2 частей- иноязычной приставки «арома» и слов «масла», «лампы».Согласно правилам русского языка слова с иноязычными приставками пишутся через дефис.

Ошибка 14:в сочетании слов «замков-молнИЯ» допущена ошибка-несогласование падежей. Слово должно писаться грамотно—замков-молний.

  Ошибка 15:в глаголе «находиться» допущена ошибка, так как глагол относится к существительному 3 лица, ед.ч ,м.р. Глагол следует писать без мягкого знака -«находится».

Ошибка 16:в существительном «ТРЕНЕРА» допущена ошибка при образовании множественного числа ,значит, следует писать «тренеры».

         Ошибка 17:существительное «прАдажа» -слово, которое нужно запомнить ,его нужно писать через О — «продажа».                                                                                            

        Ошибка 18:«стИлю» — слово-исключение, его следует писать через букву Е- «стЕлю».

         Ошибка 19:существительное «джентЕльмен» — словарное слово и должно писаться без буквы Е «ДженТЛЬмен».

         Ошибка 20:глагол «осчаСливь» образован от существительного «счастье» и должен писаться с непроизносимой согласной Т – «осчасТливь».

         Ошибка 21:прилагательное «кожаННые» — исключение и правильно пишется с одной Н – «кожаНые».

          Ошибка 22:перед нами сложное  слово состоящее 2 частей — поэтому правильное написание должно совершаться через дефис.

Ошибка 23:в предложении содержится подчиненный союз, из-за этого здесь должна писаться запятая: «Если в дом пришла беда  , звони!».

Ошибка 24:в предложении «Доверие проверенное временем» должна писаться запятая после слова «доверие» — «Доверие, проверенное временем».

Ошибка 25:в предложении «Лечу куда хочу» должна стоять запятая , так как здесь есть подчинительный союз.

Всего нами было найдено 24 ошибки. Из них 18 орфографических, 4 синтаксических и 2 грамматических ошибок. Данные совсем не утешительны. Люди не замечают ошибок в рекламных текстах, а порой, просто не исправляют их.


[1] И.Н. Соловьев, М.: Оникс, Мир и Образование, 2009. — 160 с.

[2] Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

[3] Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – 6-е изд. – М.: Логос, 2001. – 527 с.

[4] Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2001. – 462 с.

[5] Там же. С. 94.

[6] Бабайцева В.В. Русский язык. Теория: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 432 с.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное

учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Первомайский муниципального района
Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Исследовательская
работа Малой академии наук школьников Республики Башкортостан

Изучение
ошибок в рекламных текстах, объявлениях

Секция
«Языкознание и литературоведение»

                                                                 
                                     Автор  работы:

                                                                                       
      Марущенко Злата,

                            ученица 6 б
класса,     
МБОУ СОШ  с.Первомайский

                                                                                           
                Руководитель:

                     
             Мавлетбердина             Земфира Ахтямовна,                учитель
русского  языка и литературы

с.
Первомайский

2021

Содержание

Введение
…………………………………………………………………………….3

1.      Обоснование выбора темы исследования………………………….3

2.      Тема……………………………………………………………………3

3.      Проблема………………………………………………………………3

4.      Актуальность проблемы………………………………………………3

5.      Аргументация актуальности проблемы……………………………..3

6.      Объект исследования…………………………………………………4

7.      Предмет исследования………………………………………………..4

8.      Цель исследования…….………………………………………………4

9.      Задачи исследования…………………………………………………..4

10.  Гипотеза………………………………………………………………..4

11.  Практическая значимость…………………………………………….4

12.  Методика исследования…………….…………………………………4

13.  План исследования……………………………………………………4

Основная часть

2.1. Понятие
рекламы……………………………………………………………….5

2.2. Определение
рекламы………………………………………………………….5

2.3. Реклама в
государствах Древнего мира (историческая справка)…………..5

2.4. Виды  рекламы…………………………………………………………………6

2.5. Преимущества
рекламы. ………………………………………………………7

2.6.Недостатки
рекламы……………………………………………………………7

2.7.Воздействие
рекламы…………………………………………………………..7

2.8.Практическое
изучение.
Анкетирование……………………………………..8

2.9. Классификация и
анализ ошибок, допущенных в рекламных текстах…….8

Заключение.
Выводы……………………………………………………………….10

Решение проблемы………………………………………………………………….10

Используемая
литература………………..……………………………………………11

Приложение
1

Приложение
2

Приложение
3

Приложение
4

Приложение 5 (презентация)

Введение

         Язык — живой и
очень сложный организм. Он находится в постоянном и непрерывном движении, и все
изменения в обществе так или иначе оказывают своё влияние на язык.  Наше
современное общество направлено  больше на развитие материальной сферы, чем
духовной. Поэтому активно в последние десятилетия разговорные элементы языка
проникают в литературную речь. И в  средствах массовой информации можно
наблюдать отклонения от литературной нормы, но первенство занимают реклама,
объявления.  
Влияние рекламы сказывается не только на сфере
потребительского рынка, но и культурной жизни общества, и в первую очередь, на
употреблении русского языка.

Идея выбора данной проблемы возникла в связи с  множеством
найденных мной ошибок: орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых
— в рекламных  объявлениях, распространенных на территории Стерлибашевского
района.  Я считаю, что большое количество прослушиваемой и просматриваемой
рекламы не может не повлиять негативно на язык детей и подростков.

 Если  реклама содержит ошибки, то это говорит, что создатель
такой рекламы не уважает ни себя, ни людей. Ему важно только прорекламировать
свой товар.  А грамматически правильное оформление текста не стоит на первом
месте.

Итак, тема  проекта: изучение орфографических, грамматических,
пунктуационных, речевых  ошибок в рекламных объявлениях.

Проблема: в текстах
современной рекламы мы часто встречаем большое количество ошибок.

Актуальность:
р
аспространение
пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок в современной рекламе.

Аргументация актуальности проблемы: использование материалов исследовательской
работы полезно для самообразования как учащихся, так и разработчиков реклам.

Объект исследования: наружная реклама, реклама в социальной сети
ВКонтакте, группе «
Stb.online», объявления.

Предмет исследования – анализ ошибок, содержащихся в рекламах .

Цели исследования:

выявить орфографические,
грамматические, пунктуационные ошибки в текстах рекламной продукции, наметить
пути их искоренения.

Задачи:


изучить, что такое реклама;


провести анкетирование, чтобы выяснить, как относятся
ученики и учителя к рекламе;


проанализировать рекламные объявления и выделить виды
ошибок;

-выяснить,
каким образом можно избежать такого количество ошибок;


оформить презентацию и выступить перед учащимися 6 класса.

Гипотеза исследования: если я
проанализирую рекламные тексты, то смогу дать рекомендации по
устранению допущенных в текстах ошибок, смогу сказать о недопустимости
ошибок в рекламных щитах, объявлениях.

Практическая значимость исследования:

-эта
работа поможет ненавязчиво убедить  в том, что необходимо всегда
  соблюдать правила орфографии, пунктуации в
письме.

Методика
исследования
:

-изучение научной
и справочной литературы
;

-изучение сайтов Интернета;

-социологический
опрос среди учащихся школы;

обобщение
и систематизация полученных сведений

В
своей работе наметила следующий план исследования:

1.    
Собрать и обработать информацию.

2.    
Проанализировать полученные результаты и
сделать вывод.

3.    
Оформить презентацию.

4.    
Защитить работу.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Понятие рекламы.

Что
такое реклама?

Из
«Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова я узнала:  Реклама- 1.
Оповещение различными способами для создания широкой известности кому- чему– н,
с целью привлечения потребителей, зрителей.

      
2. Объявление с таким оповещением
.  [1]

Определение этого слова в «Википедии». Реклама (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему
и его продвижение на рынке
.
В
условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция  и каждый
продавец стремится максимально  удовлетворить потребности покупателя, реклама
служит важным фактором конкурентной борьбы.

2.2. Определение рекламы.

         Реклама
– это искусство делать из полуправды целую ложь (Эдгар Шоафф, деятель
рекламного бизнеса США). Реклама — процесс донесения информации от
рекламодателя до целевой аудитории посредством медиа-каналов или иными
способами. Рекламой (коммерческой) именуют публичное предоставление информации
о товаре и услугах с помощью художественных, технических и психологических
приемов с целью возникновения спроса и осуществления продажи.

2.3. Реклама в государствах Древнего мира
(историческая справка).

         Одним
из первых признаков развития цивилизованного общества было появление торговли.
Одновременно с ней появились и прототипы современной рекламы, называемой
«двигателем прогресса». Как и сегодня, изначально цели  были просты – побудить
к покупке.

 Самые
примитивные её виды применялись еще во времена «до нашей эры». Так, древнейшим
образцом рекламного обращения, дошедшего до наших дней, считается египетский
папирус. В эпоху фараонов это средство применялось для извещения общественности
о продаже рабов. Древняя Греция и Рим, достигшие расцвета уже в глубокой
древности, также использовали рекламные объявления, написанные на деревянных
дощечках, выгравированные на меди или кости, которые обнародовались на площадях
и в других местах массового посещения людьми. [3]
   Как видно, еще во времена зарождения ранних культур  реклама
существовала в виде письменных текстов.

         С
расцветом античной культуры рекламная деятельность также приобретает все более
сложные формы, базируясь на «горячей» информации. Теперь реклама – это уже целый
комплекс словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов,
направленный на создание определенного образа (имиджа) рекламируемого объекта.
Разумеется, у такой формы рекламы больше возможности воздействия на
потенциальных клиентов: привлекая их внимание и вызывая интерес, она побуждает
к ожидаемым рекламодателем действиям — покупке. [3]

2.4. Виды  рекламы.

Телереклама—это система связи
для приема и трансляции движущегося изображения и звука. Главное достоинство
телевизионной рекламы — высокая эмоциональная убедительность. За несколько
секунд она может вызвать у потребителя  эмоциональную реакцию, которая сохранится
длительное время.

Печатная реклама
завоевала свое признание в среде рекламодателей. Преимущества в том, что
доступна в любое время суток, при желании  всегда можно обратиться к ней
повторно.
Это вид рекламы, которая производится на специальной печатной продукции
и направлена, в первую очередь, на зрительное восприятие. [5]

Наружная реклама —
графическая,
текстовая
или иная информация
рекламного
характера, размещённая на специальных конструкциях, расположенных на открытой
местности, а также на внешних поверхностях
зданий,
сооружений,
над проезжей частью
улиц и
дорог
или на них самих, а также на автозаправочных станциях. Средства наружной
рекламы  разнообразны. Это могут быть панно, электронные табло, мультивизионные
установки, рекламные щиты. [5]

2.5. Преимущества рекламы

Реклама
позволяет многократно повторять обращения. Она публична, и это означает, что
товар проверен, а его приобретение не встретит осуждения со стороны
общественности, выразительна, поэтому воздействует на органы чувств человека

2.6. Недостатки рекламы.

 Реклама
негативно воздействует на сознание и подсознание человека, так как безлична и
не требует ответной реакции. Некоторые психологи утверждают о глобальном
изменении поведения человека под воздействием рекламы.

2.7. Воздействие рекламы.

          Основная
цель рекламного текста – привлечь внимание, вызвать интерес и стимулировать
сбыт товара. Рекламный текст должны отличать экстравагантность, 
профессиональное исполнение, доходчивость, лаконичность, яркость.

Реклама создана для того, чтобы
привлекать покупателей, внушать им, что им непременно нужен данный  товар, даже
если это не так. Влиянию подвержены все, включая детей.

Допустимо ли искажение языка в
рекламных роликах или печатных текстах? Ни в коем случае! Нельзя забывать, что
реклама является частью массовой культуры и, следовательно,  влияет на
мировоззрение и общий культурный уровень людей.

2.8. Практическое изучение. Анкетирование «Реклама в
нашей жизни»

Чтобы выяснить, как относятся
учащиеся и учителя нашей школы к рекламе, и влияет ли реклама на речь людей,
было проведено анкетирование, в котором участвовали 50 человек.

Вопросы для анкетирования:

1)    Обращаете
ли вы внимание на наружную рекламу в с.Стерлибашево, с.Первомайский?

2)    Замечаете
ли вы ошибки в наружной  рекламе с.Стерлибашево, с.Первомайский?

3)    Какие
ошибки вы замечаете в объявлениях, в рекламных щитах?

4)    Допустимы
ли ошибки в рекламах, объявлениях?

5)    Используете
ли вы фразы из реклам в повседневной жизни?

 (Результаты
анкетирования даны в приложении 1).

Фразы
из рекламы, запомнившиеся анкетируемым и используемые в повседневной жизни,
даны в приложении 2.

2.9. Классификация и анализ ошибок, допущенных в
рекламных текстах.

         Были
проанализированы тексты, интернет-рекламы (интернет-объявления
ВКонтакте группы «Stb.online»), наружной рекламы  в с. Первомайский, объявлений
в больницах, в магазинах.

Проведя анализ, мы отследили, что в текстах
рекламных объявлений содержатся:

а) орфографические ошибки;

б) пунктуационные ошибки;

в) грамматические ошибки:

г) лексические ошибки.

           
Наибольшее количество ошибок было допущено в
интернет-объявлениях ВКонтакте (группе «Stb.online»).

Примерами орфографических ошибок
(неправильного написания слов) являются: «Таких детских педиОторов нет на
земле», «Ден?ги мы за воду плОтим», «Фото можно м?шины», «у нас ест? мяса
гАвядины ляШка», «ПрАдаю машину», «ПрАдам детский комбЕнизон», «ПрАдам трактор»,
«Пристегните ремни безопасТности».

Примеры пунктуационных ошибок: «Цены
близкие самые низкие!»    (знаки препинания при однородных членах не
проставлены), «Пожалуйста снимите обувь…» (знаки препинания при вводных словах
не проставлены), «ПрАдам детский комбЕнизон от 3 мес до 2 лет. На девочку в
хорошем состоянии» (Точка поставлена неверно), «Здравствуйте прАдам трактор»
(нет запятой при междометии ЗДРАВСТВУЙТЕ).

На большинстве  объявлений в
магазинах тексты о надевании масок и перчаток написаны заглавными
буквами, полностью отсутствуют знаки препинания при обращениях.

Примеры грамматических ошибок:  «Одевайте
маски и перчатки» (приставка О вместо НА), «Одевайте бахилы» (приставка О
вместо НА).

Примеры лексических ошибок:
«Продаётся мясо говядины» (вместо ГОВЯДИНА), «Продаётся мясо свинины» (вместо
СВИНИНА).

Также я подсчитала, насколько часто
встречаются объявления с ошибками. Оказалось, что объявления с
грамматическими ошибками типа «Одевайте маски» встречаются наиболее часто: из
10-ти  объявлений в 5-ти (!!!) были ошибки. В объявлениях типа «Продаётся мясо
говядины» из 10 в 7-ми (!!!) были ошибки.

Примеры объявлений, рекламных
объявлений, щитов приведены в приложении 4.

Заключение

Проведенное исследование показало
примеры ошибок разных видов. Они   могут вызвать «болезни» языка в российском
обществе

   Цель моей работы достигнута: я смогла  выяснить, какие виды ошибок и
как часто допускаются они в объявлениях и рекламах.

    Гипотеза подтвердилась:
указание на допущенные ошибки, найденные в результате анализа,  заставила
задуматься рекламодателей о необходимости правописания.
     Ценность
полученных результатов
заключается в том, что исследования, проведённые
мной  в ходе работы над данным проектом,  дали мне дополнительные  знания об
орфографии, пунктуации, ведь анализируя чужие ошибки, человек учится критически
относиться к своим. Я узнала новое о рекламах, историю их возникновения.
Также   многие учащиеся школы заинтересовались вопросами правописания в
объявлениях и рекламах.

  Решение проблемы:

Что нужно сделать, чтобы избежать такого количества
ошибок
?

·       
нужно создать официальную организацию, которая
будет

нести
ответственность за размещение безграмотно составленных реклам;

·       
необходимо поощрять тех людей, которые
сообщают об ошибках;

·       
рекламодатели  должны быть предупреждены о
возможном наказании

за допущенные ошибки в рекламных текстах.

 Принятие этих мер заставит
рекламодателей позаботиться о грамотном оформлении текстов.

Выводы.

1.                            
Изучив теоретический материал, мы узнали,
что  основная цель рекламного текста – привлечь внимание, вызвать интерес и
стимулировать сбыт товара.

2.                            
Анализ и классификация ошибок показали,
что наиболее распространёнными ошибками в рекламных текстах являются орфографические,
пунктуационные и грамматические.

3.                            
Результаты анкетирования показали, что
реклама, остаётся в памяти, влияет на сознание человека ( 54% опрошенных
используют  цитаты из рекламных текстов в повседневной жизни).

4.                            
Следовательно, запоминаются не только
цитаты, но и неправильные конструкции предложений, и лексические ошибки, и
пунктуационные   недочёты, и орфографические ошибки, что будет способствовать
снижению грамотности населения.

5.                            
По результатам исследования разработали
рекомендации для создателей рекламы. В том числе написали сообщение администрации
группы
«Stb.online» ВКонтакте с информацией о допущенных ошибках, в
письме  рекомендовали в дальнейшем печатать тексты в соответствии с
орфографическими и пунктуационными нормами языка, так как группа должна быть
образцом грамотного письма. (Приложение 3).

Список используемой литературы.

1.     С.И.Ожегов
«Словарь русского языка». – М.: «Астрель АСТ», 2005

2.     Орфографический
словарь русского языка. – М.: «Астрель», 2011

3.     В.В.Учёнова,
Н.В.Старых «История рекламы». – М., 1999

4.     В.А.Астафьев
«Современная реклама». – М., 2001

5.     Поисковые
системы: «
Yandex», «Rambler»,
«Google»

6.     Интернет-объявления
ВКонтакте, группе
«Stb.online», реклама на щитах с.Стерлибашево, с.
Первомайский.

Приложение
1

Вопросы для анкетирования:

6)    Обращаете
ли вы внимание на наружную рекламу в с.Стерлибашево, с.Первомайский?

7)    Замечаете
ли вы ошибки в наружной  рекламе с.Стерлибашево, с.Первомайский?

8)     Какие
ошибки вы замечаете в объявлениях, в рекламных щитах?

9)    Допустимы
ли ошибки в рекламах, объявлениях?

10)                      
Используете ли вы фразы из реклам в
повседневной жизни?

РЕЗУЛЬТАТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

1) Обращаете ли вы внимание на наружную
рекламу в с.Стерлибашево, с.Первомайский?

Учителя

Ученики

2) Замечаете ли вы ошибки в наружной 
рекламе с.Стерлибашево, с.Первомайский?

Учителя

Учащиеся

3)
Какие ошибки вы замечаете в объявлениях, в рекламных щитах?

Учителя

Учащиеся

4) Допустимы ли ошибки в рекламах,
объявлениях?

Учителя

Учащиеся

Приложение
2

Фразы
из рекламы, используемые людьми в повседневной жизни
.

1.    
Россия
— щедрая душа

2.     Заплати
налоги спи спокойно. (Налоговая полиция)

1.     Bounty. Райское
наслаждение.

2.     Молоко
вдвойне вкусней, если это
Milky Way.

3.     Эльдорадо.
Родина низких цен.

4.     Snickers.
Не тормози — сникерсни.

5.     Сделай
паузу – скушай
Twix.

6.     Новое
поколение выбирает

Pepsi
.

Приложение
3

Сообщение

администрации группы «Stb.online» ВКонтакте

Уважаемая администрация группы!

К Вам обращается ученица 6 класса  МБОУ СОШ с.
Первомайский. Проводя исследовательскую работу по теме «Изучение ошибок в
рекламных текстах, объявлениях», я, проанализировала   тексты объявлений и
обнаружила достаточно много орфографических, пунктуационных, лексических и
грамматических ошибок.

Так как Ваша группа популярна у жителей района,
хотелось бы, чтобы в ней не допускались грубые ошибки, потому что группа
«Stb.online» должна
быть образцом грамотного письма.

С уважением, Марущенко Злата.

Приложение
4.

          

Возможно, вам также будет интересно:

  • Примеры реклам с орфографическими ошибками
  • Примеры проявления ошибки фундаментальной атрибуции
  • Примеры принятия ошибок в литературе
  • Примеры предложений с речевыми и грамматическими ошибками
  • Примеры предложений с ошибкой в предложении с однородными

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии