Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
Верный вариант:
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Пример 2
Предложение:
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Верный вариант:
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Пример 3
Предложение:
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Верный вариант:
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Перейти на стр. «Правильный падеж«, вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Глагольное управление
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.
Что такое управление
Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Сильное и слабое управление
Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
Виды управления по морфологии главного слова
Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Ошибка в построении предложения с однородными членами – ошибка,
которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в
предложении, а также знать основные правила:
·
Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные,
полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный
оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по
смыслу понятия.
·
Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах,
требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при
однородных членах предложения».
·
Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо
соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
·
Не должно быть избыточного использования союзов.
Ошибка
в построении предложения с однородными членами: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении предложения с однородными членами», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Занятия
ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое
слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они
требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в
творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит
зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно
сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант:
Занятия
ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово
«мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением
кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к
кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть
общим зависимым словом.
Верный вариант:
Он
чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Недалеко
от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово
«жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют
разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж
(увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в
творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так,
чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
Верный вариант:
Недалеко
от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
ПРИМЕР 4
Предложение:
Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит»
находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба
слова либо в краткую, либо в полную форму.
Верный вариант:
Подобравшись
поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
ПРИМЕР 5
Предложение:
Простудам
подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны.
Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми
понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных
из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все
перечисленные дальше животные являются домашними.
Верный вариант:
Простудам
подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
ПРИМЕР 6
Предложение:
Книга
не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным
союзом «НЕ ТОЛЬКО … НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на
своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».
Верный вариант:
Книга
предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
ПРИМЕР 7
Предложение:
Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены
двойным союзом «КАК … А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть
двойной союз «КАК … ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на
верную.
Верный вариант:
Студенты-дипломники
Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как
кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
Ошибка в построении сложного предложения
2016-05-26
20:42:41
Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто
требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из
равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных
частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется
найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении
сложноподчиненного предложения.
Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
·
Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним
существительному того же рода;
·
Составные союзы не должны быть искаженными;
·
В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Ошибка
в построении сложного предложения: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в
построении сложного предложения», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Когда
тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой
закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного
союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится
сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить,
равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
Верный вариант 1:
Когда
тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Верный вариант 2:
Тяжёлый
бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Матрёна
была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части.
Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода,
значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части
к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что
союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову
«праведником».
Верный вариант:
Матрёна
была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего
был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части.
Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин),
становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из
предложения.
Верный вариант:
Размышляя
над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был
гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести
«Станционный смотритель».
ПРИМЕР 4
Предложение:
Мама
всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи»)
части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от
главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю
свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз
«потому что».
Верный вариант:
Мама
всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
ПРИМЕР 5
Предложение:
Текст
принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения
культурного наследия.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная
(«Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается
проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается
с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С.
Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения
культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову
«текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст»,
чтобы не терялся смысл.
Верный вариант:
Текст,
в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит
перу Д.С. Лихачёва.
Неправильное употребление имени числительного
2016-05-26
20:13:57
Неправильное употребление имени числительного – ошибка, которая
встречается в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
·
У сложных числительных склоняются обе части слова, а у
порядковых числительных изменяется только последнее слово;
·
Числительное «оба» употребляется только с существительными,
имеющими форму единственного числа;
·
Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с
существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
Неправильное
употребление имени числительного: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку
«Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Трое
спортсменок выступили очень удачно.
Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как
существительное «спортсменки» женского рода.
Верный вариант:
Три
спортсменки выступили очень удачно.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как
существительное «сутки» сочетается только с ним.
Верный вариант:
Солдаты,
выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.
Нарушение управления
2016-05-27
01:15:26
Нарушение управления –
ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет
форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не
меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или
причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения
управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
В качестве исторического деятеля можно привести к
примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово –
глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру».
Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой
предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
Верный вариант:
В качестве исторического деятеля можно привести в
пример Петра I.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Автор противопоставляет настоящую дружбу к
предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к
предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова –
существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит
первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а
второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому
предлог перед словом «предательству» лишний.
Верный вариант:
Автор противопоставляет настоящую дружбу
предательству.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории
Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют
общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в
винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для
связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение
управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово
«тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после
глагола «вникнуть».
Верный вариант:
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего
мира и познать их.
Нарушение согласования
2016-05-27
01:48:34
Нарушение согласования –
ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Согласование – это вид подчинительной связи при котором главное слово
определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, форма
зависимого слова также меняется. Чаще всего главное слово выражено
существительным, а зависимое – прилагательным или причастием.
Частным случаем нарушения
согласования являются ошибки «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» и
«Нарушение в построении предложения с причастным оборотом».
Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.
Нарушение согласования: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых
пеной.
Существительное «лошади» связано с причастием
«покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже,
поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это
неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»:
лошади какие? покрытые пеной.
Верный вариант:
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые
пеной.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Существительное «князей» связано с причастием
«враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в
родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в
творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в
ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
Верный вариант:
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению
русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
2016-05-25
16:01:02
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом –
ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в
случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется
запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может
быть названа «Нарушение согласования», поскольку
определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении
причастный оборот, а также знать основные правила:
·
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
·
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
·
Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым
словом.
Нарушение
в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в
построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления
ран.
Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления
ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот
причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что
неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное
«антисептик»: антисептик какой? подходящий.
Верный вариант:
Масло
эвкалипта — мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления
ран.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Поражающий
парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части
определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный
оборот полностью перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Поражающий
своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
Верный вариант 2:
Парк в
Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
ПРИМЕР 3
Предложение:
В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он
относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи»
относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие
«притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить
причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
Верный вариант:
В
романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
ПРИМЕР 4
Предложение:
Осенью
колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся
в поле комбайны.
Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится
далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный
оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот
перед определяемым словом или после него.
Верный вариант 1:
Осенью
колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся
в поле комбайны.
Верный вариант 2:
Осенью
отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в
поле комбайны.
Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом
2016-05-25
18:06:46
Нарушение в построении
предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется
определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в
предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол
должны относиться к одному и тому же лицу.
Нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих
ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и
исправим их.
ПРИМЕР 1
Предложение:
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа
предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему
«дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом
случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится
рассказчик, то есть «я».
Верный вариант:
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
ПРИМЕР 2
Предложение:
Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование
фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа
предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к
подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову
«оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены,
а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Верный вариант:
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование
фабрики.
ПРИМЕР 3
Предложение:
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала
безмятежно.
Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным
ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к
подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову
«беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином,
а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
Верный вариант:
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно
беседовали.
Нарушение управления
Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение управления – задание 7 ЕГЭ русский язык».
Нарушение управления: примеры
В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.
Что такое управление
Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Сильное и слабое управление
Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
Виды управления по морфологии главного слова
Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Содержание:
Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.
Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.
Ошибка
Правильно
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.
Ошибка
Правильно
Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.
Ошибка
Правильно
Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.
Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.
Ошибка
Правильно
Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.
Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.
Ошибка
Правильно
Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.
Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.
- Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.
Неверно
Верно
Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
- Ошибки в построении сложного предложения.
Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.
Неверное
Верно
Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
- Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.
Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.
Ошибка
Правильно
По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неправильно
Верно
Папа читает газету и выпил кружку кофе.
Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.
- Нарушение управления.
Ошибка
Правильно
Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.
Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.
Практика ЕГЭ по русскому языку:
источники:
http://fb.ru/article/329413/narushenie-upravleniya-primeryi
http://bingoschool.ru/manual/197/