№ п/п
Пример
Тип ошибки
1.
Я считаю, что русский язык проходит путь своего естественного развития, так как и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причём нередко неоправданно. Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»; «электорат» — «народ». Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи.
Логическая ошибка (ученица утверждает, что русский язык развивается, а сама приводит пример, подтверждающий гибель языка)
2.
В последние годы интерес к русскому языку в мире растёт в связи с развитием промышленности в нашей стране, торговли с другими странами. Россия – один из крупнейших импортёров нефти и газа, и с этим нельзя считаться.
Речевая ошибка – неправильное словоупотребление (надо «экспортёров»)
3.
В настоящее время многие учёные уделяют заботу вопросу экологии русского языка.
Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости
4.
Я совершенно не согласна с мнение Кирилла, который утверждает, что «зачем нужна эта орфография? Неужели без неё нельзя обойтись? Пиши так, как слышишь…И всё!»
Речевая ошибка – смещение прямой и косвенной речи.
5.
Как известно в русской пунктуации выделяют девять знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, двоеточие, кавычки, скобки.
Фактическая ошибка – десять знаков препинания (ещё многоточие).
6.
Мой любимый вид спорта – это футбол. Быв (1) маленьким, я очень любил вместе с папой смотреть футбольные матчи по телевизору. Тогда я не очень понимаю(2) правила игры, но знал одно: нужно запнуть (3) гол в ворота недруга(4) Для меня раньше иностранными казались слова: пенальти, голкипер и др.
1. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм глагола (вместо «быв» нужно употребить «когда я был»).
2. Речевая ошибка — нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (надо – понимал).
3. Речевая ошибка – неудачное употребление слова (нужно «забить»)
4. Речевая ошибка — (надо «противника» или «соперника»)
7.
Я часто представляю, как после завершённой работы прохожу мимо красиво уложенных альпийских горок. Мне весело смотреть на причудливые очертания аккуратно обстриженных(1) кустов. Приятно сидеть возле маленьких бассейнов с золотыми рыбками, вдыхать ароматного аромата(2,3) цветов.
Кто-то сядет на лавочку или у бассейна, или прямо на траве (4), придет сюда раскинет руки, поднимет глаза на высокое голубое небо (7) , вздохнёт (5) полной грудью свежего воздуха и блаженно произнес (6): «Как хорошо!»
1. Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование (надо – остриженных)
2. Грамматическая ошибка – нарушение управления (вдыхать (что?) сущ.в В.п – вдыхать ароматный..)
3. Речевая ошибка — употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология)
4. Грамматическая ошибка — ошибка в управлении ( надо «сядет (на что? – В.п.) на траву»)
5. Грамматическая ошибка – ошибочное словообразование (надо – вдохнёт)
6.Речевая ошибка — нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (надо – произнесёт).
7. логика
8.
…Я расскажу тебе такой рассказ (1).
В один из жарких июльских дней мы с Анютой, которую ты прекрасно знаешь, прохаживались по сосняку, находящемся(2)рядом с моим домом. Ходим по тропинкам, ощущая приятную прохладу леса, вдыхая хвойный аромат, исходящий от разогревшихся сосен. Я увидела маленькую белочку, прыгающую с ветки на ветку. Наше присутствие её нисколько не испугало. По стволу дерева на поляну спустилась белочка, покрытую низкой шелковистой травкой (3). Мы подумали, что она ищет грибочки себе на обед, и приблизились к ней.
1. Речевая ошибка — употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология).
2. Грамматическая ошибка – нарушение согласования (по сосняку (какому?) находящемуся).
3. Неудачный порядок слов
9.
Мой край богат не только полезными ископаемыми, но и углём.
Логическая ошибка – сочетание родового понятия с видовым ( уголь – это и есть полезное ископаемое)
10.
Привет, Лика!
Как у тебя дела? Что нового? У меня всё хорошо, даже отлично. Так как у нас начались каникулы, я пишу тебе письмо, потому что много свободного времени (1). В своём письме ты мне рассказала о своём(2) летнем путешествии, я тебе даже немного позавидовала, потому что я летом из посёлка никуда не выезжала. Но ты знаешь, даже в своём посёлке могут случаться забавные истории. Расскажу случай, который случился (3) со мной этим летом.
Когда-то (4) мы с ребятами решили пойти за грибами. Поднялись мы рано утром и отправились в соседнюю рощу. В лесу было удивительно красиво. Солнце золотило верхушки деревьев, а на листьях переливались капельки росы.
1. логика
2. Речевая ошибка – повторение одного и того же слова).
3.Речевая ошибка — употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология)
4. Логическая ошибка (этим летом – правильнее будет не «когда-то», а «однажды»)
11.
А знаешь, почему наш посёлок имеет такое красивое название, Малиновка? Когда появились первые жители, леса были настолько богаты зверьём, ягодами, животными (1), шишками опятами и грибами (2), что можно было спокойно жить этими запасами годами. Но больше всего в лесах было зарослей малины. Сейчас у многих жителей посёлка есть свои садовые участки, и им нет нужды ходить в лес за ягодой, но когда мама была ещё маленькой, то она с бабушкой и дедушкой ходили в лес специально за малиной и набирали целые вёдра. Мы и сейчас нападаем (3) на малину, когда ходим в лес за грибами. Вот так лесная пахучая ягода дала название нашего посёлка(4)
1.Речевая ошибка – тавтология (богаты или зверьём, или животными).
2. Логическая ошибка — сочетание родового понятия с видовым ( надо было «шишками и грибами» или же «шишками и разными грибами: опятами, лисичками …»)
3. Речевая ошибка – неудачное употребление слова (можно было употребить слово «натыкаемся» или «нам и сейчас встречается (попадается) малина).
4. Грамматическая ошибка — нарушение управления (название (чему? Д.п.) нашему посёлку)
12.
В Кузбассе расположены плодородные степи, большие таёжные массивы, горные кряжи, реки и озёра. Недра его богаты полезными ископаемыми. Это и железная руда, и сырьё для металлургии, и мрамор, и источники минеральных вод и др. Но главным богатством подземельных (1) кладовых является каменный уголь.
1. Речевая ошибка — неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой или суффиксом (надо – подземных).
13.
…В следующий раз меня удивил фонтан. Это было летом. Фонтан как раз работал, и от его мелких брызгов над ним поднималась радуга. А вокруг его бегали малыши. Им не было никакого дела до этой красоты, до разноцветной радуги, им просто было хорошо.
1.Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм существительного (поднималась от чего? от брызг)
2. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм местоимений ( надо «вокруг него»)
14.
Дом культуры – это центр посёлка. Он собирает на своей площади всех жителей на различные торжества и праздники.
Зимой, когда посреди площади ставят ёлку, сюда приходят покататься ребятишки (1). Снежный городок делают ученики школ. Ёлка тоже украшена умелыми руками ребят. Все игрушки неповторимы, потому что они сделаны умелыми руками ребят(2). В новогоднюю ночь здесь особенно людно…
… Летом, когда шахтёры празднуют свой профессиональный праздник (3), Дом культуры опять становится центром веселья, радости. На площади строят большую сцену, и там выступают приезжие гастролёры(4).
1.
2. Речевая ошибка – повторение одного и того же слова.
3. . Речевая ошибка — употребление рядом или близко двух однокоренных слов (тавтология)
4. Речевая ошибка — употребление лишнего слова (плеоназм)
15.
Незаметно промелькнула золотая осень. С каждым днём становится всё холоднее. Днём солнце старается прогреть воздух, но, наверное, ему уже не хватает сил. Во всём ощущается морозное дыхание зимы. Поля отдыхают после протяжной(1) тяжёлой работы. Словно о чём-то задумаясь (2), стоит грустный и молчаливый лес.
1. Речевая ошибка – (надо — продолжительной)
2. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм глагола (надо – задумавшись)
Речевые ошибки
Это можно рассматривать как положительный,
позитивный момент (плеоназм)
Автор в краткости (вместо вкратце) рассказывает
нам историю об Августе, «который был очень
скуп на почётные государственные награды».
Ощущение дома для автора синонимично (вместо
равнозначно) чувству радости и счастья.
Автор объясняет, что самое пронзительное
счастье возникает (вместо пронзительное
ощущение счастья возникает) в нас, когда мы
ощущаем любовь к родине.
В конце текста автор делает вывод, который как
бы объединяет начало и конец (употребление
слова-паразита как бы)
Автор размышляет, делится своими
впечатлениями, приводит примеры. Например,
он говорит, что за именами Саврасова, Левитана,
Серова, Коровина, Кустодиева, скрывается не
только вечная в искусстве радость жизни, но и
русская радость (повтор слов пример — например).
Пожалуй, я соглашусь с автором, с его
проблемой и его доводами (двусмысленность).
Мне кажется, что если дело пойдёт так и дальше (неоправданный
элемент разговорного стиля), то через несколько
лет некоторые буквы будут заменены на другие
символы, что приведёт не к хорошим последствиям
(неудачный порядок слов).
Не за горами и тот момент, когда с лица
земли пропадёт и русский народ! (нарушение
лексической сочетаемости)
А иногда на ум приходят самые невероятные
мысли. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого
рода (нарушение лексической сочетаемости), и не
пришлось бы в близком будущем констатировать
свершившийся факт словами Т. Бек: «До свидания,
алфавит!»
Грамматические ошибки
Проблемой данного текста является пробуждение
и освещение в соплеменнике чувство родины (нарушение
норм управления)
Существуют люди, которые не только
увлекаются, но и посвящают искусству свою
жизнь (нарушение норм управления)
Отрывок, написанный в публицистическом
стиле и типе речи рассуждение (полное причастие в
роли сказуемого)
Риторические вопросы автор использует для
воздействия на читателя, сформировать
отношение к проблеме (неверное построение
предложения — придаточное присоединено без
опорного слова и союза)
Не все люди понимают или даже не знают
сущности духовности и искусства (неверное
построение предложения с отрицанием)
Смысл жизни, на мой взгляд, является
духовность, интеллигентность, уважение к своему
народу и своей культуре (неверная форма
существительного в сказуемом).
Автор высказывает не совсем отрицательное
мнение о значении латинского языка в русской
речи. Он (кто? автор? язык?) допускает
существование отдельных слов из «чужих»
языков» (двусмысленность, связанная с
употреблением местоимения)
Проникаясь в смысл написанного, можно
представить, что всё это происходит не с героем, а
с тобой (неверная форма деепричастия)
Рассматривая картину с изображением природы,
возникает чувство радости и гордости за нашу
страну (ошибка в построении предложения с
деепричастным оборотом).
Один раз я слышала, как обычный врач подарил
Третьяковской галерее портрет Боткина, нарисованного
знаменитым художником (неверная падежная форма
причастия).
Логические ошибки
Когда рассматриваешь картину с изображением
природы, возникает чувство радости и гордости за
нашу страну (алогизм?).
Духовность — это внутренний мир человека: вера
в добро, правду и красоту. Если поставить перед
собой цель и идти к ней постепенно, то всегда
можно добиться того, чего хочешь. А если не будет
желания, то и жизнь будет стоять на месте (нарушение
речевой связности, логики между предложениями)
Использование слов или символов, которые
принадлежат иностранным языкам, а точнее —
чрезмерное их использование, вскоре может
привести к вымиранию русской речи. «Обогащается
или портится родная речь благодаря
заимствованиям:» (неуместное цитирование)
А иногда на ум приходят самые невероятные
мысли. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры
другого рода, и не пришлось бы в близком будущем
констатировать свершившийся факт словами Т. Бек:
«До свидания, алфавит!» (нарушение речевой
связности, нарушение логики развития мысли)
Через несколько лет некоторые буквы будут
заменены на другие символы, что приведёт к
нехорошим последствиям. Может произойти что
угодно, даже небольшая революция (необоснованное
обобщение)
Нашему правительству нужно принять закон о
написании букв в русском алфавите. А вообще, это
сами люди должны решать, какой алфавит им
выбирать, тот, который был создан нашими
предками, или тот, который больше подходит
нынешней современной молодёжи (нарушение
логики развития мысли)
Насколько я помню, русский алфавит тоже меняли,
но уже несколько веков он остаётся неизменным (нарушение
логики между предложениями)
Язык и лексикон засорялись всегда. Это
неизбежно, поэтому не нужно этой бесполезной
критики. Что бы мы ни говорили, родным языком для
нас всегда останется русский (нарушение логики
между предложениями)
Фактические ошибки
А когда звучит шотландская волынка, не
предстают ли перед нами поля Англии.
Нам выпала честь видеть великолепные творения
гениев прошлых лет: стихи А. С. Пушкина, картины П.
Пикассо, книги Л. Толстого.
Мы часто слышим из новостей, что на очередном
аукционе какой-то богатый человек купил произведения
Фаберже.
Мы пользуемся словами, введёнными в язык В. И.
Далем.
Л. Н. Толстой написал свой роман-эпопею «Война
и мир» на французском языке, и только позже он
был переведён на русский.
4 октября 2020
В закладки
Обсудить
Жалоба
Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ
1. Употребление слова в несвойственном ему значении
Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.
Комментарий эксперта: вместо слова «происки» (т.е. «интриги») следовало использовать слово «примеры».
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы.
Комментарий эксперта: вместо «эффектным» нужно употребить «эффективным», ведь речь о способе решения.
3. Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор подводит итоги.
Комментарий эксперта: правильное словоупотребление – «в последнем предложении».
4. Употребление слов иной стилевой окраски
Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.
Комментарий эксперта: слово «зацикливаться» относится к разговорно-бытовому стилю речи, такие слова не следует употреблять в сочинении.
5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Комментарий эксперта: фразеологизм «то и дело» (т.е. «часто») носит разговорный характер.
6. Неоправданное употребление просторечий, жаргонных слов
По ящику сейчас показывают одни разборки.
Комментарий эксперта: следовало использовать слова «телевизор» («телевидение») и, например, «споры», «спорящих людей».
7. Нарушение лексической сочетаемости
Книги занимают важную роль в жизни человека.
Комментарий эксперта: правильно сказать «играют важную роль» или «занимают важное место».
8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
Комментарий эксперта: слово «прейскурант» означает «справочник цен».
9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Писатель мастерски описывает своего героя. В своем рассказе автор рассказывает о событиях войны.
Комментарий эксперта: чтобы избежать тавтологии, нужно пользоваться синонимами («автор описывает героя», «в рассказе автор повествует о событиях»).
10. Неоправданное повторение слова
В прочитанном мною тексте автор поднимает проблему патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.
Комментарий эксперта: нужно пользоваться синонимами, в том числе контекстными: ФИО автора, писатель, публицист и т.п.
11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.
Комментарий эксперта: вместо придаточного времени здесь можно было употребить деепричастный оборот «оказавшись на фронте».
12. Неудачное употребление местоимений
Этот текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.
Комментарий эксперта: местоимение «он» грамматически можно отнести и к «тексту», и к «В. Белову»; нужно избегать подобных разночтений.
Источник: vk.com/repetitor_russkii_zelenograd
Досадные погрешности часто портят сочинения школьников и становятся причиной неудовлетворительной оценки. Знаменитая актриса Фаина Раневская сравнивала орфографические ошибки с клопами на белой блузке. Очень неприятное зрелище. Но мы поговорим в этой статье о других ошибках, тоже очень распространенных — речевых, а также о способах их устранения.
Кратко о типичных ошибках
Мало назубок знать правила, чтобы получить в итоговом сочинении оценку «отлично» — над правильной речью следует работать как над почерком, постоянно совершенствовать её. Когда человек мало читает и не задумывается над тем, что он говорит и пишет, то речь становится невыразительной, «суконной» или вычурной. Бывает, что даже теряется смысл фразы. Канцелярит, тавтологии, перевранные фразеологизмы, неуместная разговорная лексика, подмена понятий, архаизмы, паронимы — это неполный перечень распространенных речевых ошибок.
Речевые ошибки в ЕГЭ
Определение
Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение законов употребления лексических единиц и неправильное образование синтаксических конструкций.
Некорректное использование слов, фразеологизмов
Фразеологизмы характеризуются постоянством состава. Заменять в них отдельные слова или форму слов, менять слова местами недопустимо. Нельзя сказать «пес наплакал» или «молоко с кровью». Очень часто учащиеся просто не думают о том, что пишут, как будто русский язык для них иностранный. Получается смешно, но только не для тех, кто рассчитывал получить балл повыше.
Скрипя сердцем, Коля решился объясниться с Зиной.
Вы когда-нибудь слышали, как скрипит сердце? Я тоже нет.
Ошибкой считается также некорректное использование отдельных слов. Не надо употреблять архаизмы, если вы не цитируете какого-нибудь исторического персонажа. Неправильная или устаревшая форма слова придает речи слишком экспрессивную, разговорную, а иногда канцелярскую окраску.
Я сомкнул усталые вежды, ибо уже было поздно.
Не нужно использовать просторечную или диалектную лексику.
Я маленько удивилась, услышав об этом.
Мой мелкий проснулся и заплакал.
Отдельно вспомним про этические ошибки — нельзя называть писателя фамильярно «Лев Николаевич» или «Александр Сергеевич». Недопустимо давать оценку книге или персонажам, пусть даже отрицательным, в оскорбительных, резких выражениях.
Всё, что пишет автор — чушь.
Сколько допускается ошибок
Можно допустить только три помарки, иначе по данному критерию будет ноль. Будьте внимательны.
Нарушение сочетаемости слов
Довольно распространенная ошибка.
- Ксения не смыкала взгляда всю ночь. (Смыкать можно только глаза).
- Уровень обслуживания в кафе значительно улучшился. (Уровень может повыситься или понизиться, но не улучшиться).
- Юрий поднял тост за юбиляра. (Поднимают бокалы, а тост произносят).
Чтобы не допускать таких промахов, надо хорошо представлять, о чем говоришь.
Смешивание паронимов
Паронимы — это слова, похожие по звучанию, но разные по значению. Если у школьника не очень богатый словарный запас, то он легко спутает паронимы, ведь их в нашем языке много. Чтобы избежать ошибки, не мешает заучить значения некоторых паронимов наизусть.
- невежда (необразованный) — невежа (грубый, невоспитанный);
- абонемент (в театр) — абонент (по телефону);
- безделица (вещь) — бездельница (женщина);
- авантюрин (камень) — авантюрист (любитель авантюр);
- злой — злостный;
- эффективность — эффектность;
- терпимость — терпеливость;
- надеть — одеть;
- ящер — ящур и т. д.
Если не знаете значения слова или знаете только приблизительно, то не пишите его, иначе получится, что принцессу унес ящур, а серебряное колечко — сущая бездельница.
Логические ошибки
Проверка таких ошибок осуществляется по критерию К5. Важно не терять нить своего повествования, обязательно следить, чтобы одно не противоречило другому. Для сохранения логики надо соблюдать ряд простых правил.
Неправильные местоимения
Особенно внимательно следите за местоимениями «это», «этот», «эта», к чему они относятся. Не следует начинать предложение с местоимения.
Нет или неправильное разделение на абзацы
Можно даже забыть тему сочинения, если оно будет выглядеть как сплошная простыня текста. Пожалейте тех, кому придется читать ваше творчество. Разбейте содержание на абзацы, в среднем достаточно пяти-восьми. Одно предложение в абзаце считается ошибкой.
Смысловые противоречия
Здесь вас спасет только внимательность и перечитывание написанного, а также вдумчивый подход. Помните о том, что вы хотите сказать и как докажете свою мысль. Не позволяйте сочинению «уходить в сторону», не теряйте связь причины и следствия.
Грамматические ошибки
Проверяются по критерию К9 и связаны чаще всего с употреблением глаголов и глагольных форм, частиц, деепричастий и наречий
Синтаксические
Все ошибки, связанные с неправильным строением словосочетаний, нарушением структуры предложений.
Жажда к славе.
Все были счастливые.
Словообразовательные
Заехай за мной завтра. От этого столба едь направо. Можно говорить только «поезжай». Глагола «ложить» в русском языке тоже не существует.
Морфологические
Менее легче, без комментарий. Мы стали более лучше одеваться. Печально, но факт — такое тоже встречается.
Частые ошибки в ЕГЭ по русскому языку
Кроме перечисленных, очень часто, к сожалению, встречаются и другие ошибки. Портят впечатление тяжеловесные канцеляризмы. Любимая многими «проблема, которую поднимает автор в произведении». Ухудшают восприятие тавтологии, ненужные повторы или лишние слова: «В своем тексте автор вспоминает случившийся с ним однажды случай». Плохо, когда нет определенности — «это», «там», «туда» вместо определения времени и места события.
Типичны логические ошибки, когда из-за неверной последовательности в изложении и подмены смысловых связей теряется всё, ради чего писалось сочинение. Главная мысль не доказана, много путаницы и сумбура, нагромождены лишние факты, а выводы вообще не понятно на чем основаны. Такое сочинение не заслуживает высокой оценки. Нужно понимать, от чего вы отталкиваетесь и куда хотите прийти.
Примеры ошибок в сочинении ЕГЭ
Посмотрим на несколько примеров, которые могут показаться забавными, если бы их не допустили при написании сочинений учащиеся выпускного класса.
Напоследок несколько способов улучшить свой стиль:
- избегайте слишком коротких и слишком длинных предложений;
- пишите всегда только те слова и фразы, в значении которых вы уверены;
- поменьше громоздких словесных конструкций;
- не ленитесь перечитывать и исправлять свою работу.
К сожалению, многие преподаватели вузов констатируют, что высокий балл на ЕГЭ еще не показатель того, что человек будет грамотно писать на родном языке. Натасканные на тестовые задания вчерашние школьники-отличники внезапно оказываются совершенно беспомощными, когда в обычной жизни им предстоит выбрать между «ться» и «тся» или «чтобы» и «что бы». А уродцы «внутрии» и «вообщем»? А шляпа, которая все время самостоятельно проезжает мимо станции — неумение употреблять деепричастные обороты?
Всех ляпов, в том числе речевых, легко избежать, если помнить правила, думать о смысле написанного и постоянно пополнять свой «чердачок» хорошими книгами. Смысл ведь не в том, чтобы один раз написать ЕГЭ и потом забыть про него. Главное — стать грамотным и культурным человеком. Желаю удачи на экзаменах, а для тех, кто нуждается в помощи и консультации, не успевает подготовиться или не уверен в своих силах — есть поддержка Феникс.Хелп
Ниже – очередное сочинение формата ЕГЭ по русскому языку, а также разбор этого сочинения. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.
Что заставляет людей лгать? Этот вопрос предлагает осмыслить Антон Павлович Чехов.
Размышляя над проблемой появления лжецов автор рассказывает нам о Льве Пустякове, учителе военной прогимназии, приглашённого на обед к купцу Спичкину, который «мерзавцами считает тех» у кого не имеется каких-либо наград. Что и сподвигло главного героя пойти на подлый поступок — обман купца. Таким образом автор показывает нам становление лжеца и причины из-за которых он появляется.
Далее Чехов повествует о том, как обман Пустякова чуть не был раскрыт, а это «значило бы осрамиться навеки». Но по счастливому для героя стечению обстоятельств учитель французского тоже «сжульничал». Что в результате привело коллежского регистратора к выводам, что ложь не является чем-то плохим. У него на душе «было легко, вольготно». И единственная мысль мучившая его «я бы Владимира нацепил» сводится к сожалению, что ещё больше не обманул Спичкина. Этот случай объясняет почему люди ставшие лжецами не перестают ими быть. Они считают, что ложь сойдёт им с рук.
Оба примера помогают автору глубже погрузить читателя в проблему. Антон Павлович показывает путь становления лжеца от момента возникновения решения обмануть до ситуации, когда герой решает, что во лжи нет ничего дурного. Всё это говорит нам о том, как легко люди могут стать лжецами.
Таким образом рассуждения автора сводятся к выводу, что люди ложь, которых не вскрылась, легко могут решить, что в ней нет ничего плохого. Позиция автора ясна: независимо от того раскрыли твою ложь или нет, в ней нет ничего хорошего.
Моя точка зрения совпадает с точкой зрения автора. Ярким примером подтверждающим мою позицию может стать героиня рассказа Бунина «Легкое дыхание» — Ольга Мещерская. Отвергнутый и обманутый офицер, которому Оля пообещала выйти замуж, убивает её. И хоть ложь гимназистки сначала принесла счастье офицеру, но после стала причиной трагедии. Таким образом ложь не может иметь хороший конец, ибо обманутые когда-нибудь узнают правду.
В заключение мне хочется сказать, что эта проблема актуальная и сегодня, и необходимо постараться устранить причины возникновения лжецов.
312 слов
Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры»)
По анализу структуры сочинения. Проблема сформулирована, но слишком общо, абстрактно. «Что заставляет людей лгать?» – вопрос философский, даже экзистенциальный, и лучше бы конкретизировать. Тем более приведённые аргументы и сформулированная учащимся авторская позиция сами подсказывают, как именно: всякая ложь порождает новую. Дело ведь не в конкретных причинах возникновения той или иной лжи – они могут быть совершенно разными. А в порочном круге, в который заводят сделки с совестью – даже самые, казалось бы, незначительные.
Если же хочется взять более масштабный «замах», то можно так: нравственное падение начинается с малых уступок. Что в конечном счёте и приводит героя к оправданию зла.
Обыкновенно к оценке формулирования проблемы проверяющие относятся достаточно лояльно – можно перечеркнуть всё сочинение. Но и учащемуся нужно быть в этом вопросе максимально аккуратным. Один неверный шаг – и К1-К4 оцениваются нулём баллов!
Опора на текст наличествует, как и цитаты. Есть и комментарии к аргументам, хотя, повторюсь, от заявленной проблемы они несколько отходят. Позиция автора сформулирована правильно, но здесь есть ещё один парадокс: в отличие от общей проблемы текста она предельно конкретна и узка. Это неплохо, но тогда опять-таки необходимо корректировать выбранную проблему исходного текста. Собственный пример-аргумент подошёл бы к тексту, но учащийся комментирует его по совершенно другой проблеме – неизбежности воздаяния за зло (ложь). Смысловая связь между двумя примерами из исходного текста кажется формальной, слишком универсальной. Столь же формальным представляется и заключение. «Актуальность» проблемы – общее место в сочинении на абсолютно любую тему, а фраза «постараться устранить причины возникновения лжецов» и вовсе звучит пародийно. К словарю учащегося тоже есть вопросы.
Таким образом, если засчитать формулирование проблемы как верное, по К1-К4 сочинение можно оценить в 4-5 баллов, а К5-К-6 – в 2 балла.
Теперь по грамотности.
С орфографией всё в порядке, но пунктуация… Уже во втором предложении потеряны две запятые (деепричастный оборот и сложноподчинённое предложение). Всего пунктуационных ошибок я насчитал 14 (!), и спектр их разнообразен – от обособления запятыми вводных конструкций и причастных оборотов до лишней запятой при однородной подчинении придаточных и неверного оформления прямой речи. Выписывать каждую нет смысла – над этим аспектом нужно хорошо поработать, пока есть время!
Грамматических ошибок тоже достаточно. Во втором предложении потерял согласование причастный оборот («учителе…, приглашённого»), а одно из частей сложноподчинённого предложения – связь со свои главным (неясно, кто считает мерзавцами людей, не имеющих наград – Пустяков или Спичкин). Дальше будут ещё одно неверное согласование и смешение прямой и косвенной речи.
И про речевые ошибки. «Проблема появления лжецов», героиня, которая может стать примером, «ложь не может иметь счастливый конец», «становление лжеца и причины, из-за которых он появляется»… Всё это лишь наиболее наглядные примеры речевых ошибок и неточностей, но в тексте сочинения достаточно и других спорных мест.
Препарировать текст построчно нет никакого смысла – подобный анализ занял бы очень много места. Но одно соображение хочется высказать от себя лично.
Проверяющий не обязательно «злой полицейский», готовый вцепиться в любую смысловую и речевую шероховатость и снимать баллы за любой просчёт. Проверка сочинения не редактура художественного текста, и ожидать от одиннадцатиклассника идеальной стилистики и виртуозного владения русским языком по меньшей мере странно. Конечно, среди педагогов есть и «немезиды», не прощающие ученикам никаких шероховатостей и помарок. Но большинство учителей всё же относится к одиннадцатиклассникам благожелательно, особенно если ситуацию можно трактовать как пограничную, спорную.
Но на очевидные недостатки работы закрывать глаза, разумеется, нельзя.
Представленное сочинение можно оценить максимум в 11-12 баллов из 25. При условии, что проверяющий сочтёт сформулированную учащимся проблему верной.