Исправьте ошибки 1. …
eva
13 Янв
в 19:41
52
+1
0
Ответы
Нет ответов
Похожие вопросы
Особенности гласных верхнего и нижнего ряда
eva
Русский язык
9 Июн
0
Ответить
Морфологический разбор глаголов. Невзлюбила меня мачеха, не хочет сиротку приласкать, не расчешет мне русу…
eva
Русский язык
9 Июн
0
Ответить
Как обозначается окружность с точкой О в «Дано» при решении задач
eva
Русский язык
9 Июн
0
Ответить
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к экспертам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 2 часов
Проверка работы на плагиат
Интересные статьи из справочника
Поможем написать учебную работу
Доверьте свою работу экспертам
Разместите заказ
Наша система отправит ваш заказ на оценку
72 913 авторам
Первые отклики появятся уже в течение 10 минут
Нужен развернутый ответ на вопрос?
-10%
По промокоду STUD10
Получить помощь
Предметы
Математика
Физика
Литература
Геометрия
История
Русский язык
Химия
Ответы экспертов
Показать ещё
Новые вопросы
Отвечай на вопросы, зарабатывай баллы и трать их на призы.
Подробнее
Слайд 2Двадцать пятое января
Классная работа
Речь правильная.
Основные грамматические нормы
Слайд 3Как правильно сказать?
ЗвонИт или звОнит телефон
Вкусные тОрты или тортЫ
Повесить жалюзИ
или жАлюзи
Скворе[ЧН]ик или скворе[ШН]ик для птиц
Съесть яи[ШН]ицу или яи[ЧН]ицу
Орфоэпические нормы
Слайд 4Исправьте ошибки
1) Это была храбрая мысль.
2) Три спортивных матча закончились
ничейно.
3) Петя одел пальто и вышел на улицу.
4) Маша надела свою младшую сестру и повела
её в детский сад.
5) Выпас собак запрещается!
Лексические нормы
Слайд 5Исправьте ошибки
1) На каникулах я был в Сочах.
2) Прилетел сегодня
утром и в школу.
3) На таксях по дороге.
Грамматические нормы
Слайд 6Грамматические нормы –
это
правила использования
Слайд 7В зимнем лесу стояла тишина.
Слайд 10Как правильно связать слова?
Тёплый кашне или тёплое кашне
Горячий кофе или горячее
кофе
Разлилась или разлился шампунь
Слайд 11Депо́ – это помещение для стоянки и ремонта городского, железнодорожного и
пожарного транспорта.
Слайд 12Интервью́ — беседа между двумя и более людьми, при которой журналист
задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы
Слайд 13Кашне́ — шарф, которым укутывают от холода шею и нижнюю часть
лица
Слайд 14Флами́нго — крупная птица с розовыми или красными перьями, длинными ногами и
немного кривым длинным клювом.
Слайд 15Ботфо́рты — это высокие сапоги, закрывающие колени. Впервые появились во Франции
в королевской армии
Слайд 16Манжета — деталь одежды на концах рукавов
Слайд 17Манса́рда – чердачное жилое или нежилое пространство в доме
Слайд 18Цитаде́ль — крепость, защищающая город
Слайд 22Пена́льти или «оди́ннадцатиметро́вый удар» — в футболе штрафной удар по воротам
Слайд 24Вуа́ль — женский полупрозрачный головной убор, закрывающий лицо.
Слайд 25Бра — светильник, прикреплённый к стене.
Слайд 26Безе́ — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых яичных
белков.
Слайд 28Исправьте ошибки
Ведут жирафу, поню, шимпанзу, два кенгуры и даже гризлю
Слайд 29Задание 3
Допишите окончания прилагательных и глаголов
1. Широк… шоссе проходил… мимо
нашего дома.
2. Чёрн… кофе быстро остыл…
3. Розов… фламинго бродил… по мелководью в поисках корма и изредка отдыхал…
4. Лёгк… тюль на окне развевал…ся под дуновением ветра.
5. Шерстян… кашне надёжно укрывал… от холода.
6. Каменн… цитадель надёжно защищал… город от врагов.
7. В школьной столовой продавал…сь сладк… безе.
8. Стар… рояль стоял… в комнате, и на нём давно уже никто не играл.
Слайд 30Кроссворд
1) страшный, хищный, лохматый
2) звонкий, концертный, чёрный
3) голубое, пластиковое, оконное
4) белая, нарукавная, чистая
5) жилая, светлая, уютная
6) тёплое, мягкое, шерстяное
7) прозрачный, сетчатый, лёгкий
надёжная, каменная, городская
9) сумчатый, быстрый, австралийский
10) душистый, густой, мыльный
Слайд 32Д.С.Лихачёв — филолог, академик
«Наш язык — это важнейшая часть нашего
общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо.»
Слайд 33Домашнее задание:
Выучить, к какому роду относятся слова, записанные в таблице, и
устно выполнить весёлое задание: прочитать отрывок из стихотворения А.Хайта без ошибок.
Прочитать на стр.113 «Лингвистические заметки» и составить пары предложений с данными словами так, чтобы было понятно их лексическое значение . Слова в предложении ставить в той форме, в которой они даны в заметках. Например: корпуса (здания) – корпусы (туловища)
1) После окончания первой смены корпуса пионерского лагеря опустели. – На утренней зарядке ребята наклоняли свои корпусы вправо и влево.
Слайд 34А.Хайт
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура.
1.
2.
Тринадцатое ноября
Классная работа
Речь правильная.
Основные грамматические
нормы
3.
Как правильно сказать?
ЗвонИт или звОнит телефон
Вкусные тОрты или тортЫ
Повесить жалюзИ или жАлюзи
Скворе[ЧН]ик или скворе[ШН]ик для птиц
Съесть яи[ШН]ицу или яи[ЧН]ицу
Орфоэпические нормы
4.
Исправьте ошибки
1) Это была храбрая мысль.
2) Три спортивных матча закончились ничейно.
3) Петя одел пальто и вышел на улицу.
4) Маша надела свою младшую сестру и повела
её в детский сад.
5) Выпас собак запрещается!
Лексические нормы
5.
Исправьте ошибки
1) На каникулах я был в Сочах.
2) Прилетел сегодня утром и в школу.
3) На таксях по дороге.
Грамматические нормы
6.
Грамматические нормы –
это
правила использования
морфологических форм
разных частей речи
синтаксических
конструкций
Зелёный лес
Ребята пели
Коля сделал уроки и побежал
V в футбол.
Охотник положил ружьё. И
пошёл к зверю.
Морфология
Синтаксис
7.
В зимнем лесу стояла тишина.
8.
Как связываются слова ?
Прил. + Звонкий, пение
сущ.
Интересный,
книга
Сущ. + Петя, читать,
глагол книга
Глагол
+ сущ.
Звонкое пение
Интересная книга
Петя читал книгу.
Петя читает книгу.
Петя будет читать
книгу.
Выучить, правило Выучить (что?)
Гордиться, брат
правило.
Гордиться (кем?)
братом.
Род, число,
падеж
число, род
(в прош.вр.,
в ед.ч.)
падеж
9.
10.
Как правильно связать слова?
Тёплый кашне или тёплое кашне
Горячий кофе или горячее кофе
Разлилась или разлился шампунь
11.
Депо́ – это помещение для стоянки и ремонта городского,
железнодорожного и пожарного транспорта.
12.
Интервью́ — беседа между двумя и более людьми, при которой
журналист задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них
ответы
13.
Кашне́ — шарф, которым укутывают от холода шею и нижнюю часть
лица
14.
Флами́нго — крупная птица с розовыми или красными перьями,
длинными ногами и немного кривым длинным клювом.
15.
Ботфо́рты — это высокие сапоги, закрывающие колени. Впервые
появились во Франции в королевской армии
16.
Манжета — деталь одежды на концах рукавов
17.
Манса́рда – чердачное жилое или нежилое пространство в доме
18.
Цитаде́ль — крепость, защищающая город
19.
Муж.род
Склоняемые
Несклоняемы
Одуш.
Пони
Шимпанзе
Фламинго
Неодуш.
Жен.род
Одуш.
Неодуш.
Кофе
Пенальти
Ботинок
Ботфорт
Браслет
Рельс
Фильм
Шампунь
Рояль
Туннель
Тюль
Одуш.
Неодуш.
Депо
Жюри
Интервью
Шоссе
Кашне
Такси
Жалюзи
Бра
Безе
Пенальти
Кенгуру
Гризли
Жираф
Средн.род
Жирафа
Манжета
Мансарда
Цитадель
Мозоль
Вермишель
Вуаль
Туфля
20.
21.
Муж.род
Склоняемые
Несклоняемы
Одуш.
Неодуш.
Пони
Шимпанзе
Фламинго
Кенгуру
Гризли
Кофе
Пенальти
Жираф
Ботинок
Ботфорт
Браслет
Рельс
Фильм
Шампунь
Рояль
Туннель
Тюль
Жен.род
Одуш.
Неодуш.
Средн.род
Одуш.
Неодуш.
Депо
Жюри
Интервью
Шоссе
Кашне
Такси
Жалюзи
Бра
Безе
Пенальти
Жирафа
Манжета
Мансарда
Цитадель
Мозоль
Вермишель
Вуаль
Туфля
22.
Пена́льти или «оди́ ннадцатиметро́вый удар» — в футболе
штрафной удар по воротам
23.
Тюль — лёгкая прозрачная ткань.
24.
Вуа́ль — женский полупрозрачный головной убор, закрывающий
лицо.
25.
Бра — светильник, прикреплённый к стене.
26.
Безе́ — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых
яичных белков.
27.
Муж.род
Склоняемые
Несклоняемы
Одуш.
Пони
Шимпанзе
Фламинго
Неодуш.
Жен.род
Одуш.
Неодуш.
Кофе
Пенальти
Ботинок
Ботфорт
Браслет
Рельс
Фильм
Шампунь
Рояль
Туннель
Тюль
Одуш.
Неодуш.
Депо
Жюри
Интервью
Шоссе
Кашне
Такси
Жалюзи
Бра
Безе
Пенальти
Кенгуру
Гризли
Жираф
Средн.род
Жирафа
Манжета
Мансарда
Цитадель
Мозоль
Вермишель
Вуаль
Туфля
28.
Исправьте ошибки
Ведут жирафу, поню,
шимпанзу, два кенгуры и
даже гризлю
29.
Задание 3
Допишите окончания прилагательных и глаголов
1. Широк… шоссе проходил… мимо нашего дома.
2. Чёрн… кофе быстро остыл…
3. Розов… фламинго бродил… по мелководью в поисках
корма и изредка отдыхал…
4. Лёгк… тюль на окне развевал…ся под дуновением
ветра.
5. Шерстян… кашне надёжно укрывал… от холода.
6. Каменн… цитадель надёжно защищал… город от врагов.
7. В школьной столовой продавал…сь сладк… безе.
8. Стар… рояль стоял… в комнате, и на нём давно уже
никто не играл.
30.
Кроссворд
1) страшный, хищный, лохматый
2) звонкий, концертный, чёрный
3) голубое, пластиковое, оконное
4) белая, нарукавная, чистая
5) жилая, светлая, уютная
6) тёплое, мягкое, шерстяное
7) прозрачный, сетчатый, лёгкий
надёжная, каменная, городская
9) сумчатый, быстрый, австралийский
10) душистый, густой, мыльный
31.
ж
к
ц
ш
Г
Р
А
М
М
А
Т
И
К
А
р
о
л
а
а
ш
ю
т
е
м
и
я
ю
н
н
н
л
а
н
п
з
л
з
ж
с
е
ь
д
г
у
л
ь
и
е
а
и
т
р
а
д
е
у
н
л
р
ь
ь
у
а
32.
Д.С.Лихачёв филолог, академик
«Наш язык — это важнейшая
часть нашего общего поведения в
жизни. И по тому, как человек
говорит, мы сразу и легко можем
судить о том, с кем мы имеем
дело… Учиться хорошей,
спокойной, интеллигентной речи
надо долго и внимательно —
прислушиваясь, запоминая, читая и
изучая. Но хоть и трудно — это
надо, надо.»
33.
Домашнее задание:
• Выучить, к какому роду относятся слова, записанные в таблице, и
письменно выполнить весёлое задание: отрывок из стихотворения
А.Хайта без ошибок (см. след. слайд)
34.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура.
А.Хайт
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 46 человек из 25 регионов
- Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Двадцать пятое января
Классная работа
Речь правильная.
Основные грамматические нормы -
3 слайд
Как правильно сказать?
ЗвонИт или звОнит телефон
Вкусные тОрты или тортЫ
Повесить жалюзИ или жАлюзи
Скворе[ЧН]ик или скворе[ШН]ик для птиц
Съесть яи[ШН]ицу или яи[ЧН]ицу
Орфоэпические нормы -
4 слайд
Исправьте ошибки
1) Это была храбрая мысль.
2) Три спортивных матча закончились ничейно.
3) Петя одел пальто и вышел на улицу.
4) Маша надела свою младшую сестру и повела
её в детский сад.
5) Выпас собак запрещается!
Лексические нормы -
5 слайд
Исправьте ошибки
1) На каникулах я был в Сочах.
2) Прилетел сегодня утром и в школу.
3) На таксях по дороге.Грамматические нормы
-
6 слайд
Грамматические нормы –
это
правила использования -
7 слайд
В зимнем лесу стояла тишина.
-
8 слайд
Как связываются слова ?
-
9 слайд
Тёмная лес
Петя читала -
10 слайд
Как правильно связать слова?
Тёплый кашне или тёплое кашне
Горячий кофе или горячее кофе
Разлилась или разлился шампунь -
11 слайд
Депо́ – это помещение для стоянки и ремонта городского, железнодорожного и пожарного транспорта.
-
12 слайд
Интервью́ — беседа между двумя и более людьми, при которой журналист задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы
-
13 слайд
Кашне́ — шарф, которым укутывают от холода шею и нижнюю часть лица
-
14 слайд
Флами́нго — крупная птица с розовыми или красными перьями, длинными ногами и немного кривым длинным клювом.
-
15 слайд
Ботфо́рты — это высокие сапоги, закрывающие колени. Впервые появились во Франции в королевской армии
-
16 слайд
Манжета — деталь одежды на концах рукавов
-
17 слайд
Манса́рда – чердачное жилое или нежилое пространство в доме
-
18 слайд
Цитаде́ль — крепость, защищающая город
-
-
-
-
22 слайд
Пена́льти или «оди́ннадцатиметро́вый удар» — в футболе штрафной удар по воротам
-
23 слайд
Тюль — лёгкая прозрачная ткань.
-
24 слайд
Вуа́ль — женский полупрозрачный головной убор, закрывающий лицо.
-
25 слайд
Бра — светильник, прикреплённый к стене.
-
26 слайд
Безе́ — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых яичных белков.
-
-
28 слайд
Исправьте ошибки
Ведут жирафу, поню, шимпанзу, два кенгуры и даже гризлю -
29 слайд
Задание 3
Допишите окончания прилагательных и глаголов
1. Широк… шоссе проходил… мимо нашего дома.
2. Чёрн… кофе быстро остыл…
3. Розов… фламинго бродил… по мелководью в поисках корма и изредка отдыхал…
4. Лёгк… тюль на окне развевал…ся под дуновением ветра.
5. Шерстян… кашне надёжно укрывал… от холода.
6. Каменн… цитадель надёжно защищал… город от врагов.
7. В школьной столовой продавал…сь сладк… безе.
8. Стар… рояль стоял… в комнате, и на нём давно уже никто не играл. -
30 слайд
Кроссворд
1) страшный, хищный, лохматый
2) звонкий, концертный, чёрный
3) голубое, пластиковое, оконное
4) белая, нарукавная, чистая
5) жилая, светлая, уютная
6) тёплое, мягкое, шерстяное
7) прозрачный, сетчатый, лёгкий
надёжная, каменная, городская
9) сумчатый, быстрый, австралийский
10) душистый, густой, мыльный -
-
32 слайд
Д.С.Лихачёв — филолог, академик
«Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо.» -
33 слайд
Домашнее задание:
Выучить, к какому роду относятся слова, записанные в таблице, и устно выполнить весёлое задание: прочитать отрывок из стихотворения А.Хайта без ошибок.
Прочитать на стр.113 «Лингвистические заметки» и составить пары предложений с данными словами так, чтобы было понятно их лексическое значение . Слова в предложении ставить в той форме, в которой они даны в заметках. Например: корпуса (здания) – корпусы (туловища)
1) После окончания первой смены корпуса пионерского лагеря опустели. – На утренней зарядке ребята наклоняли свои корпусы вправо и влево. -
34 слайд
А.Хайт
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура. -
Краткое описание документа:
Презентация на тему «Речь правильная. Основные грамматические нормы» составлена к уроку родного языка в 5 классе на эту же тему по учебнику «Русский родной язык. 5 класс» О.М.Александровой, О.В.Загоровской, С.И.Богданова и др.; М: «Просвещение», 2018 г.
1-й урок по параграфу 14 на тему «Речь правильная. Основные грамматические нормы»
На уроке рассматривается категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 283 484 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 08.02.2020
- 368
- 6
Рейтинг:
5 из 5
- 08.02.2020
- 12421
- 1364
- 08.02.2020
- 236
- 0
- 08.02.2020
- 285
- 2
- 08.02.2020
- 6490
- 88
- 08.02.2020
- 7488
- 280
- 08.02.2020
- 6363
- 17
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
Первый слайд презентации
Основные грамматические нормы современного русского языка
Изображение слайда
Слайд 2
Языковая норма (литературная) – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.
Изображение слайда
Слайд 3: Различают нормы:
орфоэпические,
орфографические,
лексические,
словообразовательные,
грамматические,
интонационные,
пунктуационные.
Изображение слайда
Слайд 4: Как правильно сказать?
Звон И т или зв О нит телефон
Вкусные т О рты или торт Ы
Повесить жалюз И или ж А люзи
Скворе [ ЧН ] ик или скворе [ ШН ] ик для птиц
Съесть яи [ ШН ] ицу или яи [ ЧН ] ицу
Орфоэпические нормы
Изображение слайда
Слайд 5: Исправьте ошибки
1) Это была храбрая мысль.
2) Три спортивных матча закончились ничейно.
3) Петя одел пальто и вышел на улицу.
4) Маша надела свою младшую сестру и повела
её в детский сад.
5) Выпас собак запрещается!
Лексические нормы
Изображение слайда
Слайд 6: Исправьте ошибки
1) На каникулах я был в Сочах.
2) Прилетел сегодня утром и в школу.
3) На таксях по дороге.
Грамматические нормы
Изображение слайда
Слайд 7: Грамматические нормы – это
правила использования
морфологических форм разных частей речи
синтаксических конструкций
Зелён ый лес
Ребята пел и
Коля сделал уроки и побежал V в футбол.
Охотник положил ружьё. И пошёл к зверю.
Морфология
Синтаксис
Изображение слайда
Слайд 8
Морфологические нормы определяют правильность образования и употребления форм слова. Морфологические нормы касаются всех частей речи русского языка.
Изображение слайда
Слайд 9: Нормы склонения имен существительных, где определяются варианты падежных окончаний
стандартные окончания им.п. мн.ч. сущ. м.р. –
-ы (-и), нестандартные – (- (-я), -е), например, кроты, кони, снега, стулья;
в форме род.п. неодушевленные им. сущ. м.р. в ед.ч. имеют окончание -у (-ю) например, насыпать песку/песка;
форма на -у во фразеологических сочетаниях, например, с глазу на глаз;
уменьшительные формы с ударением на окончании с формой -у, например, коньячку, творожку;
нулевое окончание названий единиц измерения (ватт), овощей, плодов, пищи (баклажан), лиц по принадлежности к национальности (авар), лиц по принадлежности к воинским подразделениям (гусар), парных предметов (валенок); некоторых существительных, имеющих форму только мн.ч. (брызг);
Изображение слайда
Слайд 10
существительные мужского рода на твердый согласный в родительном падеже множественного числа, например, бермуды-бермудов, манжеты-манжет, греки-греков;
существительные с окончаниями существительных м.р., ж.р., ср.р. с основой на мягкий согласный, Ж, или шипящий согласный в родительном падеже множ.ч., например: гусля-гуслей, сплетня-сплетен, ложа-лож, шестерня-шестерен;
склонение собственных имен существительных — фамилий. Например, иноязычные и русские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, если относятся к мужчинам и не склоняются, если относятся к женщинам: к Олегю Финкелю и Марии Финкель;
нормы склонения географических названий. К примеру, географические названия типа Шереметьево (в Шереметьеве), Комарово (Комарове) имеют нормой склоняемые и несклоняемые варианты, но не склоняются, если находятся при родовых названиях (от порта Ванино) или наименования заключены в кавычки (например, около фермы «Головлево»).
Изображение слайда
Слайд 11
У глаголов бдеть, защитить, убедить и т.п. не образуется форма 1л. ед.ч.
У некоторых глаголов (например, ехать) не образуется форма повелительного наклонения.
Глаголы должны согласовываться с существительными в числе.
Употребляя глагол, необходимо следить за глагольным управлением.
Определенные трудности возникают при образовании форм прошедшего времени некоторых глаголов. Так, например, глаголы на -нуть в указанной форме имеют грамматические варианты: вникнул — вник, сохнул-сох.
В последнее время наблюдается тенденция к утере суффикса -у.
Нормы употребления глагола
Изображение слайда
Слайд 12
Страдательные причастия прошедшего времени не образуются от глаголов на — (а) нуть: толкануть, садануть, от глаголов облобызать, осиротить и т.п.
Деепричастия не образуются от бесприставочных глаголов несовершенного вида, заканчивающихся на -нуть: сохнуть, мерзнуть, виснуть, липнуть и т.п.
Действие, выраженное деепричастием, должно относится к тому же лицу (предмету), к которому относится действие, выраженное глаголом-сказуемым.
Нормы употребления причастий и деепричастий
Изображение слайда
Слайд 13
Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений.
При управлении нельзя говорить
показывает о том… (показывает ч т о?), уверенность в победу (в победе), настал предел терпения (терпению), оплачивайте за проезд (оплачивать ч т о?);
посмотрев этот фильм, мне стало грустно (Посмотрев этот фильм, я загрустил. Или: Мне стало грустно, после того как я посмотрел этот фильм).
Изображение слайда
Слайд 14: Как связываются слова ?
Прил. +
сущ.
Звонкий, пение
Интересный, книга
Звонк ое пени е
Интересн ая книг а
Род, число, падеж
Сущ. + глагол
Петя, читать, книга
Петя читал книгу.
Петя чита ет книгу.
Петя будет чита ть книгу.
число, род
(в прош.вр., в ед.ч.)
Глагол + сущ.
Выучить, правило
Гордиться, брат
Выучить (что?) правил о.
Гордиться (кем?) брат ом.
падеж
Изображение слайда
Слайд 15
Тёмн ая лес
Пет я читал а
Изображение слайда
Слайд 16: Как правильно связать слова?
Тёпл ый кашне или тёпл ое кашне
Горяч ий кофе или горяч ее кофе
Разлил а сь или разлился шампунь
Изображение слайда
Слайд 17
Изображение слайда
Слайд 18
Муж.род
Жен.род
Средн.род
Одуш.
Неодуш.
Одуш.
Неодуш.
Одуш.
Неодуш.
Несклоняемы
Пони
Шимпанзе
Фламинго
Кенгуру
Гризли
Кофе
Пенальти
Депо
Жюри
Интервью
Шоссе
Кашне
Такси
Жалюзи
Бра
Безе
Пенальти
Склоняемые
Жираф
Ботинок
Ботфорт
Браслет
Рельс
Фильм
Шампунь
Рояль
Туннель
Тюль
Жирафа
Манжета
Мансарда
Цитадель
Мозоль
Вермишель
Вуаль
Туфля
Изображение слайда
Слайд 19
Пена́льти или «оди́ннадцатиметро́вый удар» — в футболе штрафной удар по воротам
Изображение слайда
Слайд 20
Тюль — лёгкая прозрачная ткань.
Изображение слайда
Слайд 21
Вуа́ль — женский полупрозрачный головной убор, закрывающий лицо.
Изображение слайда
Слайд 22
Бра — светильник, прикреплённый к стене.
Изображение слайда
Слайд 23
Безе́ — французский десерт из взбитых с сахаром и запечённых яичных белков.
Изображение слайда
Слайд 24
Муж.род
Жен.род
Средн.род
Одуш.
Неодуш.
Одуш.
Неодуш.
Одуш.
Неодуш.
Несклоняемы
Пони
Шимпанзе
Фламинго
Кенгуру
Гризли
Кофе
Пенальти
Депо
Жюри
Интервью
Шоссе
Кашне
Такси
Жалюзи
Бра
Безе
Пенальти
Склоняемые
Жираф
Ботинок
Ботфорт
Браслет
Рельс
Фильм
Шампунь
Рояль
Туннель
Тюль
Жирафа
Манжета
Мансарда
Цитадель
Мозоль
Вермишель
Вуаль
Туфля
Изображение слайда
Слайд 25: Исправьте ошибки
Ведут жираф у, пон ю, шимпанз у, два кенгур ы и даже гризл ю
Изображение слайда
Слайд 26: Допишите окончания прилагательных и глаголов
1. Широк… шоссе проходил… мимо нашего дома.
2. Чёрн … кофе быстро остыл…
3. Розов… фламинго бродил… по мелководью в поисках корма и изредка отдыхал…
4. Лёгк … тюль на окне развевал… ся под дуновением ветра.
5. Шерстян … кашне надёжно укрывал… от холода.
6. Каменн … цитадель надёжно защищал… город от врагов.
7. В школьной столовой продавал… сь сладк … безе.
8. Стар… рояль стоял… в комнате, и на нём давно уже никто не играл.
Изображение слайда
Слайд 27: Д.С.Лихачёв — филолог, академик
« Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо.»
Изображение слайда
Слайд 28: А.Хайт
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура.
Изображение слайда
Последний слайд презентации: Основные грамматические нормы современного русского языка
Знание грамматических норм позволяет сделать речь выразительнее и чище, повышает общий культурный уровень носителя языка и определяет степень его грамотности.
Изображение слайда