Придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам

Рассмотрим, что такое страх, а также его причины. Разберемся, как работать со своим страхом. Страх смерти, высоты или полетов на самолете сопоставим со страхом, испытываемым людьми перед публичным выступлением.

Причины страха: боязнь выглядеть несовершенным; придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам; преувеличение собственных недостатков; недоброжелательность аудитории; плохая подготовка; воспоминание о прошлых неудачах.

Как работать со страхом

Используйте энергию страха: какие бы неприятности вам ни грозили, самое худшее — не провести публичное выступление вообще. Страх — это барьер, который одновременно может быть и энергией.

Интересно

Сценическое правило советует превратить свой страх в энергию, а энергию — в трамплин. Эмоция страха способствует выбросу адреналина, быстро мобилизующего энергию. Очень важно, куда эта энергия направляется. Существует два противоположных действия страха: страх мобилизующий и страх демобилизующий.

Превратите свой страх в энергию, а энергию — в трамплин. Страх мобилизующий сопровождается настороженностью, собранностью, приливом сил. Страх демобилизующий сопровождается упадком сил, растерянностью, паникой.

В реальной практике отказ от действий часто является большей ошибкой, чем действия с ошибками. Барьер, который создает страх, преодолевается реальностью и приверженностью к действию. Страх может быть защитной реакцией, помогающей мобилизовать силы дляпреодоления препятствия. Страх может парализовать. Справиться с парализующим страхом поможет позиция наблюдающего, при которой вы смещаете фокус своего внимания с себя на аудиторию.

Прежде чем начать выступление перед аудиторией, в течение 10 секунд понаблюдайте за тем: y как одеты слушатели,  y какие цвета в их одежде доминируют, y в каком положении находятся их руки и т.д.

Это поможет сместить фокус вашего внимания с состояния своей тревожности на настроение аудитории Наши страхи, включая страх выступления, находятся во второй сфере. Пребывание в ней целиком можно сравнить с состоянием транса, когда внутреннее может стать реальнее реальности.

Чтобы избавиться от страха, выйдите из этой сферы, сделайте шаг в сторону наблюдений и реальных ощущений. Это будет шаг, направленный от состояния страха к состоянию сближения с аудиторией. Каждый вид деятельности требует ресурсного состояния. Если лектор демонстрирует страх, а не энтузиазм, он разрушает свое публичное выступление.

Такое выступление противоречит позиции авторитетной личности и роли эксперта. Чтобы «завести» слушателей, необходимо сначала «завести» себя. Об умении работать с людьми: оратор, задача которого заключалась в поднятии тонуса и пробуждении энтузиазма в аудитории, перед началом хотел «разогнать себе кровь». На бессознательном уровне он вводил себя в ресурсное состояние готовности к выступлению.

Одним из факторов внутренней силы выступающего является вера в то, о чем он говорит. Существует несколько уровней правды.Говорят, что один раз можно обмануть одного человека, один раз можно обмануть всех, но обманывать всех и всегда не удается никому.

Лукавство — путь частичной правды. Говоря правду, которая вам выгодна, и скрывая правду, которая не в вашу пользу, вы общаетесь на уровне частичной правды. Если часть правды, которую вы скрываете, является важной для слушателей и ее незнание может привести их к неверному решению, то ваше лукавство —ложь.

Неполная или частичная правда сознательно используется для убеждения в средствах массовых коммуникаций и в СМИ. Пропаганда, реклама и пиар без нее невозможны.

Если вы думаете, что говорите полную правду, это на самом деле одно из четырех:

  • вы искренни и говорите истину;
  • вы искренни, однако то, что вы говорите, не является истиной, поскольку имеется существенная, но неизвестная вам часть правды;
  • вы неосознанно принимаете желаемое за действительное. Вы искренне заблуждаетесь, обманываясь сами; г) вы сознательно замалчиваете невыгодную для себя и существенную для слушателей часть правды, а остальное подаете под видом полной правды. Является ли это сознательной ложью, решайте сами.

Сфера того, о чем мы не знаем и о своем незнании не догадываемся, гораздо обширнее области осознанного знания. Сталкинг — это стремление поведения воина. Действия по стратегии сталкинга делают из воина сталкера.

Барьеры публичного выступления

Автор:   •  Апрель 17, 2022  •  Реферат  •  774 Слов (4 Страниц)  •  208 Просмотры

Страница 1 из 4

Барьеры публичного выступления

Причины волнения и их противодействие:

Боязнь выглядеть несовершенным — мы не роботы, никто не идеален, все мы имеет недостатки, тем более люди желают получить полезную информацию из выступления, они собрались не для того, чтобы оценивать и осуждать выступающего. В большинстве случаев – всем просто всё равно. Отвлеките себя от навязчивых мыслей, перенесите своё внимание перед выступлением на что-нибудь, отжимайтесь, рассуждайте с самим собой о чём-нибудь. Держите стройную осанку и поймите, что вы тут король положения и всё внимание предоставлено вам.

Придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам – ты выступаешь прежде всего чтобы получить наслаждение от своей работы, а не трястись в страхе от малейшей ошибки, которую аудитория даже всерьёз не восприняла. Сильно стрессовать и возносить своё выступление как какое-то роковое событие тоже нельзя, ты про него забудешь через неделю. Давайте себе право на ошибку, идите вперёд страху. Вскоре вы увидите, что ваши пути разошлись.

Преувеличение собственных недостатков – чем больше сам себя накручиваешь – тем больше возможных ошибок можешь совершить и тем больше твоё выступление станет хуже. Принижать себя и свои возможности ни в коем случае нельзя. Опять же – идите вперёд к своим страхам и не бойтесь показаться нелепым, смешным, странным. Представьте максимум плохого, что может случиться из-за ваших недостатков. А теперь сопоставьте, стоят ли ваши нервы этих пустяков.

Недоброжелательность аудитории – идите прямо к своим страхам. Создайте перед выступлением себе боевой настрой и поставьте цель – сменить мнение и настроение аудитории. Если быть уверенным и отбросить свои страхи – всё обязательно получится.

Плохая подготовка или воспоминание о прошлых неудачах – зная, что вы плохо подготовились к выступлению, не рассчитывайте на успех. В следующий раз подготовьтесь лучше и проанализируйте ошибки.

Чрезмерное погружение в собственные переживания – перед началом выступления выдержите паузу в 10 секунд, займите позицию наблюдающего и сместите фокус внимания с себя на аудиторию, это поможет справиться с парализующим страхом и переживаниями. Также перед началом выступления надо всеми способами отвлекать себя от лишнего копания в самом себе же. Физ.упражнения, рассуждение о чём-то лёгком и далёком от выступления и т.д.

Недооценка собственных возможностей – проанализируйте свой опыт и прошлые выступления и отметьте для себя, где вы были сильны, а где слабы. Исправьте ошибки следующем выступлении и покажите самому себе, что можете учиться и обладаете огромным потенциалом. Создание боевого настроя через энергию страха так-же очень помогает.

Недостаток опыта – все с чего-то начинали, в том числе и вы. Не бойтесь показаться нелепым, смешным, неумелым. Просто замотивируйте себя и попытайтесь выступить как можно лучше. После – анализируйте моменты с выступления и исправляйте ошибки. В данном случае нельзя загонять самого себя – надо создавать себе мотивацию стать лучше.

Доступно только на Essays.club

раздаточные материалы (каталоги, буклеты, распечатки с таблицами, статистикой и др.).

При использовании средств визуализации необходимо заранее убедиться в том, что оборудование работает исправно (в случае с мультимедиа); что имеется достаточное число маркеров, а раздаточного материала хватит на всех слушателей (лучше подготовить на несколько экземпляров больше).

4.3. Техника публичного выступления

Публичное выступление можно рассматривать как сложный процесс взаимодействия оратора и аудитории, в течении которого применяются различные технологии, направленные на повышение эффективности публичной коммуникации.

Можно выделить три типа публичного выступления:

1)экспромт или свободная речь;

2)опора на план-конспект – заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;

3)опора на текст – зачитывание написанного текста;

4)воспроизведение наизусть – заучивание и воспроизведение без опоры на запись.

В идеале выступление должно напоминать рассуждение вслух, общение оратора с аудиторией. Это возможно при хорошем знании материала. Лучший экспромт – это заранее подготовленный экспромт, в том смысле, что импровизировать лучше всего владея полной информацией по теме выступления. Тогда речь станет действительно живой и интересной. В случаях со сложными и долгими выступлениями допустима опора на план-кон- спект. Не рекомендуется зачитывание и воспроизведение наизусть. При зачитывании теряется визуальный контакт, исчезает мимика и жестикуляция. При воспроизведении наизусть обостряется волнение, оратор склонен забывать части текста и останавливаться в процессе выступления, что, безусловно, не остается не замеченным аудиторией. В результате речь получается сбивчивой и суетливой.

С точки зрения технического исполнения публичного выступления, осуществляется оно следующим образом:

1)появление оратора на публике;

2)установление визуального контакта;

3)приветствие аудитории;

4)введение в речь;

71

5)изложение основной части;

6)заключение, резюмирование;

7)ответы на вопросы аудитории;

8) завершение, этикетные фразы.

По каждому из перечисленных этапов можно выдвинуть ряд рекомендаций, ограничимся лишь наиболее универсальными.

Рекомендуется входить в помещение, когда аудитория уже собралась. Вошедший оратор привлечет больше внимания, чем тот, что уже находится в помещении в ожидании своей публики. Прежде всего необходимо установить зрительный контакт с участниками: это должен быть прямой доброжелательный взгляд в глаза по 2-3 с. Спустя некоторое время (от 30 с до 2 мин), когда воцарится тишина, следует поприветствовать аудиторию, представиться и назвать тему своего выступления. Также можно рассказать о причинах выбора этой темы, указать на ее актуальность. Некоторые ораторы применяют прием «интрига»: свое выступление начинают с рассказа, на первый взгляд не связанного с заявленной темой, но итог которого подводит слушателя к нужной мысли. Такой прием привлекает внимание и вызывает заинтересованность слушателей.

Далее необходимо применить прием анонсирования: рассказать публике о чем будет идти речь в процессе выступления, какие вопросы будут затронуты. Здесь также уместна интрига (например, можно пообещать аудитории некий бонус в середине или в конце выступления). Это позволит удерживать внимание на разных этапах выступления. Во вступлении хорошо работают цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы – они помогают быстро включить внимание аудитории, дальнейшей задачей становится удержание этого внимания.

Приступая к основной части, следует четко обозначать структуру речи (при помощи порядковых числительных, логических связок, резюмирования). Использование цифр, фактов, ссылок на исследования и авторитеты. Хорошо работают примеры из личного опыта, высказывание личного мнения. В зависимости от типа выступления и его целей в ходе изложения материала можно задавать вопросы аудитории, провоцировать ее на более активное участие. Опасность здесь заключается в том, что при чрезмерной активности оратор может потерять нить выступления, не уложиться в регламент. В некоторых случаях рекомендуется возникающие по ходу выступления вопросы откладывать на конец, специально отводя время на вопросы и ответы. Время на вопросы в конце выступления следует отводить исходя из степени заинтересованности аудитории. Если времени будет слишком мало, и многие не успеют задать вопросы, аудитория останется неудовлетворенной – чтобы избежать этого, оратор должен предоставить возможность связаться с ним после выступления. Противоположная ситуация

72

возникает, когда времени отведено много, а вопросы не поступают. В этом случае необходимо иметь заготовку для заполнения паузы. Если же оратор закончит доклад очень быстро и не получит вопросов, сложится впечатление невостребованности и незаинтересованности аудитории в его выступлении.

Помимо правильности, богатства речи, четкости произношения, логичности высказываний, можно привести некоторые иные требования, предъявляемые к успешной публичной речи:

1)компетентность: оратор должен быть хорошо осведомлен о предмете своего выступления, уметь ориентироваться в нюансах; речь должна быть объединена целостной концепцией, идеей и быть информативной. Низкая компетентность существенно снижает степень убедительности произносимой речи;

2)ориентированность на аудиторию: каждый оратор в процессе подготовки выступления должен изучить аудиторию, перед которой предстоит выступить. В зависимости от характеристик аудитории различаются лексический набор, степень экспрессивности, конструкция предложений, манера речи, иногда и внешний вид оратора. Например, выступления на одну

иту же тему перед аудиторией столичных профессионалов и перед ауди-

торией провинциальных студентов – это два различающихся по форме и содержанию выступления, поскольку разные социальные группы обладают различным уровнем образования, социокультурными особенностями, готовностью воспринимать новую информацию и т. д. Соответствие публичного выступления ожиданиям и характеристикам аудитории – один из ключевых факторов успешной речи;

3) индивидуальный стиль – набор специфических средств, которыми оратор пользуется в своих выступлениях. Стиль, в отличии от манеры речи, является достаточно устойчивым явлением, и именно поэтому он позволяет оратору отличаться и быть более запоминающимся аудитории. Стиль речи может стать «визитной карточкой» оратора, его не следует копировать у других, поскольку в стиле выражаются индивидуально-личностные свойства, его характер и темперамент.

В зависимости от стиля речи, выделяют четыре типа ораторов.

Рационально-логический тип, в чьей речи преобладают лаконичность, ориентированность на факты, строгость изложения, сдержанность. Ярким представителем такого типа ораторов является В. Путин, этот тип ораторов чаще всего встречается в политической, экономической, деловой сфере.

Эмоционально-интуитивный тип – в речи таких ораторов преобладают оценочные суждения, характерна выраженная мимика и жестикуляция, строгая логичность может отсутствовать, однако страстная манера речи привлекает достаточное внимание аудитории.

73

Художественно-образный, или лирический, тип ораторов отличается тем, что их речь изобилует художественными образами, сравнениями, является достаточно богатой и метафоричной. Однако в чистом виде такой тип речи встречается реже, чем предыдущие.

Философский тип – ораторы, которые не просто сообщают какуюлибо информацию, а в процессе выступления рассуждают и призывают аудиторию к рассуждению и размышлению. Выступления таких ораторов, как правило, длительны по времени. Наиболее часто этот тип встречается

внаучной среде.

Ораторская речь призвана не только информировать, но и заинтересовывать, убеждать и побуждать аудиторию. Уровень мастерства оратора определяется тем, насколько он способен достичь этих целей. Большое значение имеет и личная вовлеченность, и воодушевленность оратора предметом своего публичного выступления (психологический настрой выступающего).

4.4.Психологические приемы в публичной речи

Впроцессе выступления могут возникать разнообразные психологические трудности, связанные с различными проявлениями страха.

Это страх:

1) осуждения и насмешки;

2) враждебности;

3) вопросов;

4) некомпетентности;

5) все забыть;

6) ошибиться;

7) показать свой страх.

Преодоление этих страхов предполагает более глубинный уровень взаимодействия оратора и спичрайтера, определенную психологическую работу. Однако, даже если оратор не осознает или не испытывает страха как такового, волнение всегда присутствует. Бороться с волнением лучше всего наращиванием уверенности: в своих знаниях, компетенциях, себе. Волнение – это естественная физиологическая реакция на стрессовую ситуацию, и задача стоит не в преодолении или уничтожении волнения, а

вуправлении своим волнением (или собой в состоянии волнения). Для такого управления следует, прежде всего, научиться распознавать его признаки и фиксировать его динамику: в какой момент волнение возрастает,

вкакой – уменьшается, и почему. Зная, какие реакции могут присутствовать в поведении при наличии волнения, оратор получит возможность их предугадывать, предвосхищать и не допускать их.

74

Самые трудные моменты в процессе выступления: 1) установление контакта с аудиторией.

На этом этапе, чтобы снизить волнение, необходимо заранее четко подготовить и выучить приветственную фразу, а на невербальном уровне продемонстрировать аудитории свою уверенность – при помощи взгляда, улыбки, открытой позы и ровной осанки. В начале выступления не рекомендуется извиняться, высказываться о своем волнении или страхе, плохой подготовке и т. д. Аудитория чаще всего ненаблюдательна, не владеет материалом в той же степени, что и докладчик, поэтому может не заметить или не обратить внимание на недочеты или волнение. Отрепетированное вступление позволит быстро снизить степень начального волнения и войти в ритм выступления;

2) поддержание внимания, заинтересованности в ходе выступления.

В процессе произнесения речи волнение снова может нарастать, если публика начинает отвлекаться, шуметь, перестает слушать оратора. Причиной тому может быть монотонность речи, или, наоборот, чрезмерная эмоциональность выступления, когда аудитория устает от психологического давления оратора. В идеале с точки зрения эмоциональности выступление должно быть ритмичным, синусоидным: напряженность сменяется спокойствием и наоборот. К средствам поддержания внимания можно отнести:

постукивание по столу или трибуне;

неожиданные действия или слова;

смена громкости и темпа речи;

юмористический рассказ;

риторический вопрос;

обращение к животрепещущим темам;

обращение с просьбой к конкретному слушателю;

3) следующий трудный момент – это ответы на вопросы аудитории. Вопросы могут быть неожиданными для оратора, двусмысленными, негативными – такие вопросы так же резко повышают степень волнения. Поэтому работа с вопросами аудитории – обширная тема, требующая углубленного изучения. Общие рекомендации таковы:

слушателя всегда нужно благодарить за вопрос;

в ответ на сложные вопросы избегать фраз «Не знаю», «Не могу сказать» и т. п., их следует заменить фразами «На этот вопрос я смогу ответить, когда получу полную информацию», «В данный момент этот вопрос остается открытым и для меня» и т. д.;

на явно негативные или провокационные вопросы запрещено отвечать агрессией – реакция должна быть сдержанной, уверенной, возможно использование юмора;

75

затруднительные вопросы можно возвращать аудитории, перефразировав и задав их всем присутствующим;

после ответа уточнить, удовлетворен ли задающий;

4) выход из контакта – завершающий этап выступления. От того, насколько грамотно будет завершено выступление, зависит впечатление целостности и гармоничности всей публичной речи.

Подготовка к выходу из контакта идет на двух уровнях:

на словесном («Итак…», «Подводя итог…», «И, наконец…» и др.);

на невербальном (поворот туловища, изменение направления взгляда, кивок, улыбка, понижение или повышение интонации и др.).

В заключении допустимо следующее:

резюме, обобщающие тезисы;

цитаты и афоризмы;

закруглить речь, т. е. суметь связать начало речи с ее концом;

пригласить к дальнейшему сотрудничеству, призвать к какому-либо действию;

выразить благодарность, сделать комплимент аудитории.

Итак, в соответствии с композиционной структурой речи, на каждом из ее этапов существуют собственные трудности и приемы их преодоления. Публичное выступление требует существенной предварительной подготовки и тщательного планирования таких параметров, как тип и характеристика аудитории:

пространство и время выступления;

имидж оратора;

сопровождающие визуальные материалы.

В публичном выступлении не существует второстепенных деталей, решающую роль в успехе выступления могут сыграть порой самые неожиданные факторы. Поэтому при организации выступления необходимо просчитывать и продумывать все возможные нюансы и тонкости.

Контрольные вопросы

1.Из каких этапов состоит подготовка к выступлению?

2.Какие приемы применяются для структурирования выступления?

3.Как оратор должен использовать окулистические сигналы?

4.С какими основными трудностями сталкивается оратор при подготовке к выступлению?

5.Вспомните случаи, когда вам приходилось выступать публично. Какие эмоции сопровождали выступление?

76

Тест

1.Представления о размере аудитории необходимо учитывать для принятия решения о том:

a) какие формы наглядности применять; b) какие материалы надо готовить;

c) какие технические средства использовать.

2.Страх перед аудиторией – это:

a)клаустрофобия

b)страх критики со стороны коллег;

c)боязнь выступать перед публикой.

3.Ответственность за проведение презентации несет: a) руководитель организации;

b) организатор презентации;

c) руководитель службы охраны.

4.Согласованность слов, мыслей и их внешнее проявление в общении – это:

a) гибкость; b) интуиция;

c) конгруэнтность.

Задания

Задание 1

В задании принимают участие 2 человека. Первый получает задание:

сформулируйте тему речи,

напишите текст выступления на 3–5 мин, соблюдая структуру (введение, основная часть, заключение) и максимально полно раскрывая выбранную тему.

Выступите с речью, используя средства привлечения внимания. Второй оценивает речь и заполняет таблицу (табл. 3).

Таблица 3

Оценка речи выступающего

Свойства речи

Критерии оценки

Баллы

Содержательность

Наличие главной мысли

1 2 3

Ценность сообщаемых фактов

1 2 3

речи

Новизна сообщаемого

1 2 3

Логичность речи

1 2 3

Понятность речи

Учет аудитории

1 2 3

Ясность языка

1 2 3

Правильность ударений в словах и интонация

1 2 3

Выразительность речи

Богатство или бедность лексики

1 2 3

Образность

1 2 3

77

Задание 2

Охарактеризуйте аудиторию, перед которой вам предстоит выступать, по следующим параметрам:

1)большая, небольшая;

2)детская, подростковая, молодежная, среднего возраста, аудитория старшего возраста;

3)мужская или женская;

4)благожелательная, индифферентная или негативно настроенная аудитория;

5)хорошо подготовленная, подготовленная или малоподготовленная аудитория;

6)образованная или малообразованная аудитория;

7)представители точных и естественных наук; представители гуманитарных наук; студенты; филологи; руководители; творческая интеллигенция, государственные чиновники, военные и т. д.;

8) однородная, разнородная аудитория;

9)гибкая, ригидная аудитория;

10)руководители, подчиненные;

11)национальные особенности аудитории.

Учитывая характеристику аудитории¸ перед которой вам предстоит выступать, составьте список рекомендаций, как надо строить выступление в данной аудитории, обоснуйте применение приемов речевого воздействия, отражающих фактор адресата. Предложите решение для устранения противоречивых рекомендаций, если аудитория разнородная.

Задание 3

Какие рекомендации можно дать оратору в каждой из следующих ситуаций?

1.Вы уже 7 минут выступаете перед комиссией с отчетом. Вдруг председатель комиссии встает и направляется в дальний угол зала. Он подходит к кофеварке и наливает себе кофе. Похоже, что на вас он не обращает ни малейшего внимания, и все в зале это видят. Что вам делать?

2.Вы приближаетесь к концу своего выступления. Кто-то задает вам вопрос. Вы пытаетесь ответить. Кто-то еще вскакивает с места и перебивает вас. Начинается перепалка между тем, кто задал вопрос, и тем, кто вас перебил. Вы оказываетесь как бы в стороне. Что вам делать?

3.Ваше выступление идет гладко, но вы начинаете замечать, что глаза

увсех слушателей совершенно остекленевшие. Они вас не слушают, а вы не имеете представления, почему. Что вам делать?

4.Вы выступаете перед группой ответственных лиц и очень волнуетесь. Вы излагаете свое предложение и слушатели, кажется, реагируют

78

на него благосклонно. Но вдруг, совершенно неожиданно, их начальник говорит резко, и даже грубо: «Я читал ваши материалы и, по-моему, это все ерунда!» В зале воцаряется тишина, а начальник смотрит вам прямо

вглаза, ожидая, что вы скажете. Что вам делать?

5.Слушатели во время выступления начинают разговаривать. Что вы

предпримете?

Задание 4

Составьте тексты 5-минутных публичных выступлений для следующих ситуаций:

1)приветственная речь на открытии машиностроительного завода;

2)побуждающая речь на митинге, посвященном защите экологии;

3)информационная речь по вопросам обеспечения молодежи доступным жильем для выступления на заседании регионального правительства;

4)поздравительная речь на выпускном балу университета;

5)выступление на пресс-конференции по вопросам реорганизации крупного нефтедобывающего холдинга;

6)побуждающая речь на заседании совета директоров;

7)речь-самопрезентация при знакомстве с новым коллективом;

8) выступление на ежегодном собрании сотрудников (этикетная речь);

9)развлекательная речь по случаю корпоративного праздника;

10)речь для защиты дипломной работы.

Задание 5

Проанализируйте причины волнения при публичном выступлении и сформулируйте рекомендации по противодействию им. Занесите ответы в табл. 4.

Таблица 4

Причины волнения при публичном выступлении и методы их преодоления

Причины волнения

Противодействие волнению

Боязнь выглядеть несовершенным

Придание слишком высокой значимости выступлению

и возможным ошибкам

Преувеличение собственных недостатков

Недоброжелательность аудитории

Плохая подготовка

Чрезмерное погружение в собственные переживания

Недооценка собственных возможностей

Недостаток опыта

Приписывание слушателям негативных установок

Прошлый опыт неудачных выступлений

79

Задание 6

Упражнение «Подготовка к презентации»

При подготовке к презентации постарайтесь изобразить ее схематично, в виде рисунка. Отложите все записи, работайте по памяти. Выберите максимально большой лист бумаги, возьмите ручки, карандаши разных цветов и нарисуйте презентацию в виде дороги или, допустим, раскадровки (это рассказ в картинках, который делают при работе над фильмом, чтобы распланировать последовательность кадров). Вам нужно выработать один путь через весь материал. Отметьте запоминающиеся остановки по дороге: указатели, здания, памятники, постеры и т. д. Отрепетируйте презентацию, опираясь на этот рисунок.

80

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Евгений Овчинников

— Уважаемая, через две недели мы готовимся к организации собрания, на котором Вам нужно будет выступить. Всего минут на семь — десять…
— Выступить? Нет, я не могу. Я не знаю, что говорить?
— Ну, что Вы, расскажите о Вашем опыте. Да Вы сможете, только о своей работе и все. Я в Вас верю….

Вам знаком такой диалог, ну или хотя бы примерно такой? Если да, то Вы, наверняка, ощущаете в данный момент легкую дрожь в области груди или щекотание под ложечкой. Дыхание начинает становиться прерывистым, пульс учащаться… Что это? Предболезненное состояние? НЕТ. Это Страх публичного выступления. Вам это знакомо? О, да, знакомо… Если Вы читаете эту статью, то уж точно, знакомо…

Какие мысли возникают в первые минуты после того, как Вам объявили о необходимости выступить?
— Почему я…
— Я не знаю, что говорить…
— Я не смогу…
— Я не умею…
— Может быть, уйти на больничный…

Заметьте, страх даже во внутренний мыслях. А Вы задумывались когда — нибудь, каковы причины такого страха? Почему мы с легкостью и удовольствием общаемся с большим количеством родственников и боимся выступить перед группой даже из трех человек? Можно ли научиться справляться со страхом публичного выступления? Есть ли методы, позволяющие данное выступление избежать? Стоп. Вот после этого вопроса, скажите себе стоп. Избежать выступление? Если это Ваше желание, то эта — статья не для Вас. Избегать — прерогатива людей, которые не желают справляться с трудностями, которые их боятся. Мы с Вами не такие!!! Ведь это так?

— Да!!! Тогда вперед! Вперед на встречу страху. НО, чтобы его победить, нужно знать все его тайны, его сущность, его слабости. Итак, сначала разберемся, что такое страх и его причины, а потом посмотрим, как работать со своим страхом.

На самом деле, страх преследует человека всю его жизнь, начиная с первых минут существования. Простите за тавтологию, но мне кажется, что страшен не сам страх, а тот как мы ведем себя в тот момент, когда нам страшно.

Что же является причиной страха перед публичным выступлением и как с ним работать?

В основе страха может лежать целый комплекс объективных и субъективных причин: боязнь выглядеть несовершенным; придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам; преувеличение собственных недостатков; недоброжелательность аудитории; плохая подготовка или воспоминания о прошлых неудачах. У каждого человека эти причины свои.

У страха перед выступлением незаслуженно плохая репутация в силу того, что налицо его негативные последствия. При этом забывают, что именно страх заставляет нас тщательнее готовиться.

Как работать со страхом?

1. Превратите страх — в трамплин.

  • Какие бы неприятности вам не грозили, самое худшее — не сделать презентацию вообще. Рассматривайте страх, как трамплин, позволяющий Вам взлететь выше, в отличие от ситуации, если бы его не было. Таким образом, если страх — это сила, то, как и всякая сила, он может быть мобилизующим и демобилизующим. Рассмотрим отличия.
  • Страх мобилизующий сопровождается настороженностью, собранностью, приливом сил.
  • Страх демобилизующий сопровождается паникой, растерянностью, упадком сил.

2. Помните, что Вы имеете право на ошибку.

  • Боязнь выглядеть несовершенным в глазах окружaющиx нередко останавливает нас. Но что делает человек, когда падает? Он поднимаете. Даже, если причинены тяжелые увечья, человек старается подняться.
  • Помните, что отказ от действий является значительно большей ошибкой, чем действия с ошибками.
  • Преодолевайте тот барьер, который создает страх. Как? Решимостью, желанием действовать…

3. Наблюдайте за своим страхом.

Страх, безусловно, может быть защитной реакцией, помогающей мобилизовать силы для преодоления препятствия. Но, в то же время, страх может и парализовывать. И справиться с парализующим страхом Вам поможет именно позиция Наблюдающего. Каковы ее возможности? Вы смещаете фокус своего внимания с себя на аудиторию.

Фокусирование на аудитории

  • Выйдя перед аудиторией, не начинайте говорить сразу.
  • Перед тем, как начать говорить, можно сделать паузу секунд на 10.
  • Наблюдайте, как одеты слушатели, какие цвета доминируют, в каком положении находятся их руки и т.д.

Таким образом, Вы концентрируетесь не на себе, не на своих ощущениях, а на аудитории… В такой ситуации даже ее численность не имеет значение…

Активная практика:

Прямой эфир. Занятие-тренинг навыков

публичного выступления для педагогов.

“В жизни бывает два момента, когда вы оказываетесь в

полном одиночестве: непосредственно перед смертью и

непосредственноперед началом публичного выступления”

Харви Маккей 

Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе нам часто приходится быть (казаться) не теми, кем мы являемся на самом деле – например, на работе или в учебном заведении. Мы делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации. Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении обязательно нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:

  1. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки,
  2. Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.
  3. Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.

В традициях гуманистической персонологии потребность в самовыражении Ш.Бюлер считала основной врожденной потребностью личности, а потребность в самоактуализации – была введена А.Маслоу в число ведущих высших личностных потребностей. Особое место занимает более исследованная способность к самореализации, связанная, с одной стороны, с уверенностью в себе как собственно личностным качеством, с другой – со способностью презентации себя окружающим, со степенью владения социальными умениями, имиджелогией и способностью объективировать себя в жизни, профессии. Личность не только отражает внешний мир, но согласно определенным образом относится к нему. Свое отношение она выражает не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, тем более не только в виде мимики и жестов, но презентирует миру свое «Я», свою личность (а не свой имидж) с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Первоначально личность самовыражается в своих притязаниях, затем в способе их реализации.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, самоактуализация — желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он — путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

Умение выступать публично является ценнейшим навыком современного делового человека. Представители многих профессий в силу своих обязанностей сталкиваются с необходимостью выступать перед аудиторией довольно часто: топ-менеджеру нужно мотивировать подчиненных, торговому представителю нужно убедить клиента купить товар именно его компании. Коммуникация – основа социальных связей, без ораторских способностей очень сложно добиться позитивного для себя результата в работе с другими людьми. Учитывая важность, возрастает и ответственность за исход. Этим справедливо объясняется страх публичного выступления, но как считают многие преподаватели ораторского искусства, его можно преодолеть. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену?

Природа страха при публичных выступлениях.

Любой человек испытывал волнение, а иногда даже страх при необходимости выступить с докладом, провести презентацию, произнести речь на собрании, тост на праздничном мероприятии. В зависимости от важности мероприятия, от аудитории, перед которой предстоит выступать, волнение может проявляться в разной степени. Сначала разберемся, что же такое волнение. Это всего лишь комплекс биохимических реакций, приводящий к выбросу адреналина в кровь. А что делает адреналин? Улучшает реакцию, кровоснабжение (в том числе коры головного мозга), приводит к появлению блеска в глазах (увлажнение слизистой), румянец на щеках. И кто-то предлагает бороться с волнением?! Да это как раз то, что необходимо блестящему оратору, чтобы произвести неизгладимое впечатление! Это та энергия, которая передается слушателям и заставляет их ерзать на сиденьях, привскакивать в момент наибольшего накала. Адреналин — наш союзник, дорогие друзья!

Как отмечается, в Википедии, страх публичных выступлений — страх аудитории является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами этого страха являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх перед публичным выступлением может быть частью более общих психологических проблем (фобий). Но многие люди испытывают  этот страх, не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95 % людей. При этом нервничают практически все. Тех же, кто панически боится говорить что-либо на публике, в психологии называют глоссофобами.

Учеными было подтверждено то, что у большого числа людей в процессе публичного выступления выделяется количество адреналина, соизмеримое с тем, что выделяется во время прыжка с парашютом.

Причины страха публичных выступлений 

Чтобы успешно преодолевать страх перед публичным выступлением нужно разобраться в его причинах:

Среди причин страха, которые является неизбежной частью нашего общества еще с детства, психологи указывают следующее:

  1. Важной причиной страха перед публичным выступлением является так называемый “фильтр общественного поощрения” [5]. Основа этого фильтра заложена миллионы лет назад, когда человек проживал в первобытной общине и был неотъемлемой частью племени. Изгнание для него было равносильно смерти. Во всех своих действиях он ориентировался на мнение окружающих. Это выработало очень жесткую инстинктивную программу запускающую волнение и страх перед публичным выступлением, даже сейчас, когда человеку ничего не угрожает.
  2. Одной из причин страха перед публичным выступлением может быть негативный детский опыт. Родители нередко запрещают своим детям громко разговаривать или кричать в общественных местах. Мамы и папы закрывают рот своим чадам, аргументируя это тем, что все смотрят на ребенка и что это некрасиво. В итоге, когда подрастающей или уже взрослой созревшей личности приходится выступать на публике, голос куда-то пропадает, внутри все сжимается, а со лба льются ручьи пота. Очень часто негативный детский опыт закрепляется уже в школе или в институте, когда человек подвергается критике со стороны преподавателей или других студентов.
  3. Отсутствия достаточного опыта. Для некоторых публичные выступления могут представлять некоторую сложность из-за того, что у них нет опыта выступлений. Кто-то, возможно, в прошлом имел далеко не лучший контакт с аудиторией и воспоминание об этом усиливают волнение и страх. Некоторые же люди намеренно избегали публичных выступлений, из-за чего теперь им сложно сделать их частью своей повседневной жизни.


Кроме того, исследователи указывают также такие причины страха перед публичным выступлением: боязнь выглядеть несовершенным; придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам; преувеличение собственных недостатков; недоброжелательность аудитории или плохая подготовка к выступлению.

 У каждого человека свой комплекс причин.

Вам наверняка приходилось видеть, как сильные и мужественные люди бледнели, руки их начинали дрожать, а голос прерывался от волнения. У страха перед публичным выступлением незаслуженно плохая репутация в силу того, что всем очевидны его негативные последствия. Более того, многие бояться не только самого публичного выступления, но и страха перед ним. При этом забывают, что именно страх заставляет нас тщательнее готовиться к публичной речи.

Вот такие причины страхов перед выступлением чаще всего указывают респонденты в опросах (рис.1. Дерево страхов).

  1. Пользуйтесь энергией страха

Если мы можем владеть чувствами соответственно мы можем владеть и энергией страха перед выступлением. Какие бы неприятности вам не грозили, самое худшее — это не выступить перед публикой вообще. Страх — это барьер, который одновременно может быть энергией. Сценическое правило советует превратить свой страх в энергию, что сделает ваше выступление энергетичным, искренним и запоминающимся. До выхода на сцену или параллельно с приветствием (самыми простыми словами) обрисуйте себе ситуацию, в которой вы и зал — единое целое, вы являетесь точкой равновесия, в которой сходятся вся энергии (пространства, времени, предметов и людей). Управляйте этой энергией, наблюдайте, пробуйте, анализируйте, учитесь.

  1. Принимайте страх.

     Следующий прием для снижения страха — это принятие самого страха. Осознайте и примите как должное тот факт, что не все ваши выступления пройдут блестяще. Все предусмотреть нереально: непредсказуемы и сами вопросы, и идеи, которые придут или не придут вам в голову, и ваше настроение, и настрой публики. Успешные ораторы знают, что невозможно всегда отвечать идеально. Стоит вам признать это, и вы не только перестанете переживать из-за несовершенства своего ответа, но и повысите средний уровень своих выступлений. Страхи перестанут блокировать подсознание, и оно подскажет вам прекрасные идеи для ответа.

  1. Используйте тонопластику.

      Дальнейшему приему хотела бы уделить особое внимание, ведь очень часто перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться? Вот что получается: зажимы в сознании приводят к зажимам в мышцах, а зажимы в мышцах приводят к зажимам в сознании. Связь двусторонняя. А значит, научившись расслабляться, мы не только избавимся от «мышечного панциря», сковывающего наше тело, но и разберемся с «тараканами» в голове.  Для того чтобы, вам было, спокойно выступать,  нам нужна тонопластика (это система упражнения, снимающих тревожность и напряжение. Ее автор — легендарный психотерапевт, доктор медицины и психологии Владимир Львович Леви). Вот несколько из приведенных ниже упражнений:

Улыбка джунглей

      Это упражнение хорошо снимает беспокойство и страх. «Улыбка джунглей» — это просто оскал во весь рот. Улыбнитесь так, чтобы все зубы были видны! Смотреться будет, может и жутковато, зато от страха не останется следа. Кстати, после «Улыбки джунглей», выполненной 12 раз подряд, ваше лицо само по себе озарится улыбкой Будды. 

Дикие пляски

А теперь — дискотека! Никаких особых «па» разучивать не надо — полная импровизация! Танцевать можно с музыкой и без, с партнером и без него. Главное — спонтанность! Позвольте ногам самим выписывать причудливые коленца, рукам — болтаться туда- сюда, телу — ходить ходуном.   

   Антисмайлик

Вот попробуйте опустить уголки рта, свести плечи, стиснув грудную клетку, понурить голову… Уже через пару минут жизнь покажется вам раз в пять отвратительней, чем она есть на самом деле. А если посидеть так минут 20? Нет, лучше даже не пробовать…

Теперь делаем все наоборот: плечи расправляем, грудь — вперед, улыбка до ушей. И чередуем «Смайл» с «Антисмайлом». Семь таких «наоборотиков» заменят контрастный душ. Вы взбодритесь. Возможно,  вам даже захочется смеяться. А смех — это лучшая тонопластика, придуманная самой Природой

         Взад-вперед

Подвигайте интенсивно челюстью взад-вперед раз двадцать. В результате таких движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина и ваше состояние уравновешивается

 Гимнастика — кисти рук

     Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.

Из моего личного опыта, за день до публичного выступления, у меня эмоции зашкаливают, льются слезы очень переживаю, нервничаю плачу, зато в день выступления, уверенная и спокойная. Нужно дать встряску организму а какую, это ваш выбор!

  1. Используйте в помощь собственное тело.

Последующий прием это работа с нашим дыханием. Перед выходом на сцену вы можете проделать ряд упражнений, которые помогут разумно направить поток адреналина. Первое и самое главное — дыхание. Дышите глубоко, словно медитируя. Приток кислорода принесет с собой спокойствие. Сделать это можно, даже сидя в зрительном зале и ожидая своей очереди. Дышите глубоко, животом, и делайте это медленно. Повторите глубокий вдох три раза. Если вы находитесь не на сцене и заметно напряжены, то попробуйте выполнить более энергичные физический упражнения.

  1. Пейте воду.

Немаловажным  очередным приемом является как не странно — вода! Самый неприятный побочный эффект адреналина — это пересохший рот. В такой ситуации говорить очень трудно. Лучшее средство  борьбы — это контроль уровня адреналина описанными выше методами. Но надо следить  и за обезвоживанием своего организма. За пять минут до выхода на сцену выпейте треть бутылки воды. И тогда ваш рот не пересохнет.

  1. Используйте позитивные фразы.

Следующим  важным приемом хочу выделить произнесение аффирмаций (краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни)с подбадривающим контекстом. Нужно выбирать положительные фразы, такие как:

Такие фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него.

  1. Пользуйтесь поддержкой из зала.

 На очереди следующего приема поддержка из зала,  в начале выступления найдите в зале лица, которые покажутся вам симпатичными. Если сможите найти  три-четыре таких человека в разных уголках зала, обращайтесь к ним, переводя взгляд с одного на другого на другое. Все в зале почувствуют эту связь, а эти лица вернут  вам спокойствие и уверенность.  Вы можете даже пригласить своих настоящих друзей. Обращайтесь прямо к ним. (Кстати, если вы будете обращаться к друзьям, то и тон вашего выступления станет именно таким, как надо.)[9, c. 208, 209].

8. Репетируйте — используйте свой страх как мотивацию. 

Самым весомым  приемом является тренировка перед зеркалом вашего выступления. Репетируйте как можно чаще, и ваше беспокойство ослабеет. В ходе репетиций возрастает уверенность, исчезает страх, а качество выступления становится гораздо выше[9, с.207].  А именно: нужно тщательно проанализировать своих слушателей. Боязнь выступлений зачастую являет собой тандем нескольких фобий. На человека оказывает немалое негативное влияние страх перед неизвестным. Чтобы избавиться от него, следует заранее узнать, где и перед какой аудиторией вам предстоит демонстрировать свое ораторское искусство. Проанализируйте, насколько это возможно, сколько человек вас будут слушать, какие у них интересы и жизненные позиции, что они ожидают от выступающего, и какую реакцию вы хотите от них получить. Нужно помнить, что преодоление страха публичных выступлений неразрывно связано с вашей информированностью. Понимание того, кто будет вас слушать, сведет на нет фактор неизвестности.

После того, как вы узнали, какой будет ваша аудитория, следует начать тщательную подготовку к выступлению. Даже если вам предстоит краткое выступление, не стоит игнорировать необходимость хотя бы малейшей подготовки. Изучайте как можно тщательнее тему, о которой планируете говорить. Главный принцип, который нужно держать в голове, заключается в том, что, чем больше вы боитесь выступать, тем качественнее следует готовиться.

Обязательно потренируйтесь дома, представив себе состояние, в котором вы чувствуете себя максимально комфортно. Если в вашей жизни были случаи, когда вам вербально удалось решить какой-то непростой вопрос или выйти из трудной ситуации, используйте то состояние для того, чтобы поднять свою уверенность. Не забудьте также перед самим выступлением смоделировать у себя в голове это состояние.

Обязательно осмотрите помещение, где вы планируете выступить. Продумайте место, где вам будет комфортно налаживать контакт с аудиторией. Оцените, где находится освещение, а также уточните, есть ли возможность использовать проектор. Когда вы осваиваете таким методом территорию, вы существенно облегчаете себе предстоящее выступление

Упражнения  для постановки голоса и дыхания,


Упражнение №1: Чтение вслух


Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз- все время по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт. Желательно стихотворение выучить наизусть. Во-первых, так образное мышление скорее разовьется, а во- вторых, речевой поток станет более подвижным и образным. Мой преподаватель по технике речевой коммуникации все время, когда проводит лекции, делает так называемые «лирические вставки». Читает отрывки из стихотворений, а то и целые шедевры. Недавно процитировал отрывок из «Евгения Онегина», где Таня Ларина письмо пишет. Роскошно! Столько чувств и эмоций!
И еще вслух нужно читать прозу. Здесь идеально подходят миниатюры Чехова или Михаила Зощенко. Хотя я привыкла читать отрывки и из больших произведений. Так сразу убиваешь двух зайцев: так информация усваивается глубоко в сердце и речь развивается. Единственный недостаток этого упражнения в том, что с течением времени у меня появилось желание все, что я читаю, вслух читать. Перезанималась:)
Упражнение замечательное!!! Не обращайте внимание на видимую простоту. Если заниматься прилежно и с увлечением, то Вы очень скоро заметите результат!



Упражнение №2: Скороговорки


Учась в школе, я решила, что по мне плачет театральная студия и отправилась на «пробы». Но нет. Не плачет вовсе! Выступала я замечательно, только очень волновалась и торопилась. Преподавательница посоветовала мне «все скороговорки перевыговорить», и за этот совет я ей безумно благодарна. Помогает. Нет ничего проще и эффективнее!
Вот мои самые любимые скороговорки. На самом деле их более трехсот, и при желании можно найти полную подборку на многочисленных сайтах посвященных ораторскому мастерству и актерскому искусству.1) Интервьюер интервента интервьюировал.2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.3) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии. 8) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.11) Течет речка, печет печка.12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.13) Тщетно тщится щука ущемить леща.14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришьОднажды мне довелось пообщаться с молодой, но уже известной актрисой, и она мне посоветовала при выговаривании скороговорок брать в рот пробку. Тоже очень полезно!Упражнение №3: Описание предмета
Упражнение гораздо сложнее и глубже, чем может сперва показаться. Нужно выбрать любой предмет (мобильный телефон, книга, кастрюля… Что угодно!) и начать описывать его в течение трех-пяти минут. Вся соль в том, что некоторые предметы можно описать буквально в двух словах, и приходится свое описание растягивать, а значит необходимо найти то, чего раньше не замечал. Очень сложное, но безумно интересное упражнение! Упражнение №4: Картинка жизни
Закройте глаза и мысленным взором представьте себе то место, в котором сейчас находитесь. Не упускайте мелочей. Предположим, Вы сидите в комнате на любимом диване. Какого цвета его обивка? Каков рисунок? А где лежат подушки? Какого цвета ковер? Что лежит на столе? Что изображено на календаре, висящем над кроватью?Очень сложное упражнение. Я ни как не могу вспомнить, какие цветы изображены на постере. Занимает время, но помогает развить воображение, а, следовательно, и красноречие.Иногда я упрощаю это упражнение: беру какой-либо «отрезок» комнаты или предмет и «фотографирую» его глазами, а затем описываю внутреннее изображение. Упражнение №5: Пересказ
Мне кажется, что для этого упражнения стоит брать притчи и басни, например, Эзоповские. Так можно сразу двух зайцев убить- и образное мышление развить и свою речь усовершенствовать. Хотя я лично иногда беру и отрывки из произведений. Еще можно пересказывать только что прочитанные статьи или посты. 
Если сложно, то найдите в тексте ключевые слова и выпишите их. Это будет Ваша шпаргалка. Для пересказа идеальны и миниатюры А.П.Чехова. Но лучше всего брать те тексты, которые Вам интересны.Кстати, в своей статье «Ораторское искусство. Советы» я писала о том, что при подготовке к выступлению ни в коем случае нельзя опираться на распечатки и читать с листов. Нужно пересказывать текст. А сначала, конечно, прочувствовать его.Упражнение №6: Здесь объединила несколько важных моментов для развития красноречия и постановки речи.


      Во-первых, необходимо исключить ВСЕ слова-паразиты и обсценную лексику. Это очень просто. Всего за месяц  можно избавитья от «блинов» и прочих «неприятностей».

Жить и выражать мысли стало гораздо проще.  

 
       Во-вторых, научитесь следить за темпом речи. Я во время беседы начиню говорить очень быстро, сокращаю рассказ и сбиваюсь с мысли. Пока от этой проблемки не избавилась. А это ведь очень мешает! Нужно уметь завладеть вниманием собеседника.       В-третьих, расширяйте круг общения. Я слежу за тем, как разговаривают люди, какова манера их общения, и со временем прихожу к выводу, что «Каков человек, такова и его речь», как говорил Сократ. Если красноречие развивается, то и человек совершенствуется.

Упражнение№ 7: Практика.

        Если у Вас есть возможность выступать на различных конференциях или творческих вечерах, не упускайте ее! А если нет… То надо найти. Научиться красиво говорить и убеждать слушателей можно только на практике. Предлагают выйти с докладом на близкую Вам тему? Отлично! Хочется сходить на тематический вечер, посвященный любимому поэту, и там прочитать его стихотворение? Вперед! Свои творения миру появилось желание показать? Великолепно! Самое лучшее упражнение — живое выступление. «А у меня страх сцены» — скажет многоуважаемый читатель, и я отвечу: «Нет такого страха». Раньше я была уверена, что он существует, но теперь абсолютно убедилась в обратном. Недавно мне довелось участвовать в английском Рождественском вечере, я вышла на сцену, дрожа от страха! Сердце бешено колотилось, коленки тряслись, но я все-таки выступила, хотя немного не так, как хотелось. И такие волнительные приступы случались со мной не один раз! Однако я всегда могу побороть себя и выйти на сцену, чтобы выступить. Пусть смотрят. Пусть обсуждают. Я вышла. И мне есть, что сказать. Страха сцены нет. Есть так называемая «сценическая неуверенность», но ее легко побороть. Как? Необходимо… Выступить! :)

В данной статье я не предлагаю упражнения для постановки голоса и дыхания, потому, что сама почти этим не занимаюсь. Все очень индивидуально.В заключение хочу напомнить, что мир принадлежит тем, кто хорошо говорит! И красноречие наше зависит только от нас самих. Мне довелось пообщаться с одним чудесным человеком, оратором и поэтом, литератором и ученым… Так вот он всегда говорит очень интересно, хотя в его речи порой проскальзывают «мелкие паразиты», эканье и быканье, паузы… Но его слушают завороженно, он буквально изменяет сознание людей! Знаете, в чем секрет? Его внутренняя искра, которая с потоком речи разгорается в пламя. Он любит, страстно любит предмет разговора, он разбирается в нем, он хочет говорить. И он может говорить, потому что верит в себя и способен отстоять собственную точку зрения. И это под силу каждому человеку. Было бы не просто желание, но стремление…

Литература:

  1. Ребрик С. Презентация: 10 уроков. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 200 с., илл.
  1. Как побороть страх перед выступлением

         http://www.sibkursy.ru/pages/staty/orator/5-orator-strah

  1. Гандапас Р. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. — М.: ЗАО “Олимп — Бизнес”, 2005. — 272 с.

4.Википедия

  1. Конструктор успеха — Как побороть страх публичных выступлений. http://constructorus.ru/psixologiya/kak-poborot-strax-publichnyx-vystuplenij.html
  1. Шестакова Е. Успешная короткая презентация. — СПб.: Питер, 2015. — 208 с.
  1. Седнев А. Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох / Андрей Седнев ; пер. с англ. М. Курилюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 224с.
  1. Ромашко Э. Тонопластика: наука расслабляться

http://sova-golova.ru/?p=1990

  1. Андерсон К. TED TALKS. Слова меняют мир : первое официальное руководство по публичным выступлениям / Крис Андерсон ; [пер. с англ. Т.О. Новиковой]. — Москва : Издательство “Э”, 2016. — 288 с. — (Психология влияния).

Возможно, вам также будет интересно:

  • Придавать глубокое значение речевая ошибка
  • Придавать большое значение лексическая ошибка
  • Придавать большое внимание лексическая ошибка
  • Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны ошибка
  • Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны найти ошибку впр

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии