Проверочная работа по русскому языку.
mn.docx
mn.pdf
Задание 1. Найдите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Запишите слова правильно.
1) более высокий, подлиньше, лучше, проще всего, самый важный, сильнее, хужее, менее заметный, тишайший, более быстро, более громче, наиболее спокойней, самый мягкий, умнейший, самый тончайший, внимательней всех, ширше, строже, слаще всего, менее грубый, крупнейший, более медленней, интересней всего, наименее строго, строжайше запрещено, худший, более интересный.
2) двоих приятелей, для семерых котят, шестерых медведей, трое черепах, четверо студенток, два профессора, трое провожающих, трое детей, семеро молотков, пятеро ножниц, трое суток, обеими руками, обои братья, по обеим берегам, пятеро рыбаков, с пятидесятью книгами, в обоих карманах, в восьмистах шестидесяти двух селах, в стах метрах, в шестьдесятом окне, с шестистами семьюдесятью тремя пассажирами, в две тысячи седьмом году, в двухтысячном году, семьюдесятью учениками, концерт с тысяча триста шестьюдесятью зрителями, в шестисот двадцати двух домах, к пятистам двадцати трем птицам, с пятисот восемнадцатой детали, около семисот островов, около полутора часов, с тремястами деревьями, меж тридцати трех и тридцати четырех.
3) Новая шампунь, директора предприятий, шоферы, спелых помидоров, пара туфель, взвод солдат, сладких яюлоков, килограмм мандаринов, пирожки с повидлом, лежит на снегу, белый тюль, новые паспорты, песочные торта, редкие сорта, несколько цыган, наши тренера, махровых полотенцев, чайные блюдца, нет макарон, цветущих яблоней, спросить у медсестр, синих носок, нет сапог, в темном лесе, стакан ситра, рулон обоев, молодые инженеры, разные возраста, распродажа джинс, нет время.
4) ожидая, едя по улице, узнав, сох, вымокнул, падающий, нарисующий, рассказанный, лягте, умывавшись, ехайте прямо, проповедую, пойдем, побежу в соревновании, сорватый, кладите, играться, машет, заведоваю, текёт, дремлет, хотите, начинается, мокший, отказавшийся, ложивший, рисовавший, смеюся, выкупивший, запишущий, ожидаемый, открытый бы.
5) у него, моих друзей, её сад, у ней в гостях, из его друзей, приехать к ему, ихий, по-ихнему, моего друга, мимо их, кого-то, чегой-то, кое-какой.
Задание 2. Найдите примеры с ошибкой. Запишите слова правильно.
1) троих велосипедистов
2) поезжай быстрее
3) более значительный
4) пара чулков
5) решимый вопрос
6) отказавшись ехать
7) огородные чучела
одинаковые почерка
9) сделающий ошибку
10) трёхстам участникам
11) наиболее правильней
12) их соседи
13) гулять в саде
14) ложите сюда
15) с восьмьюстами пятьюдесятью словами
16) воротник из кружевов
17) страховые полиса
Ответы
Задание 1
1) Подлиннее/ подлинней, хуже, более громко (более громкий/ громче), наиболее спокойно (наиболее спокойный), самый тонкий (тончайший), шире, более медленный (более медленно/ медленнее/медленней).
2) Шести медведей, три черепахи, четыре студентки, семь молотков, оба брата, по обоим берегам, с пятьюдесятью книгами, в ста метрах, в шестидесятом окне, с шестьюстами семьюдесятью тремя пассажирами, концерт с тысячей тремястами шестьюдесятью зрителями, в шестистах двадцати двух домах, с пятьсот восемнадцатой детали, между тридцатью тремя и тридцатью четырьмя.
3) Новый шампунь, яблок, паспорта, торты, тренеры, полотенец, яблонь, у медсестер, носков, в лесу, ситро, возрасты, джинсов, времени.
4) Проезжая, вымок, рисующий, умываясь, поезжайте, одержу победу, сорванный, играть, заведую, течет, положивший/клавший, смеюсь, пишущий/ записавший, открытый.
5) У неё, к нему, их, по-их, мимо них, чего-то.
Задание 2
Чулок, решаемый, почерки, сделавший/ делающий, тремстам, наиболее правильный (правильно), в саду, кладите, из кружев, полисы.
Автор: Хребтова Н.Ю.
Умение правильно употреблять формы слов –
признак хорошей, грамотной речи. Ничто так
не разрушает имидж человека, как
промелькнувшие в его речи «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными
(Родился (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году». Поэтому следующее
замечание с примерами прочтем при полном
внимании:
У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти книг. Подобраны комментарии
(к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают ученики всех времен,
применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести,
триста и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).
Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2), то есть имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами).
Б. Как и с чем употребляются
собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами). С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты. Соответственно
– обеих девочек, обеим книгам, обеими
партами).
2. Степени сравнения прилагательных и
наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются
простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
простая форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий у прилагательных или более
светло, менее высоко – у наречий (из 2 слов).
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех) – у
прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший
– ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно: выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение
глаголов
Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (***и никаких я ездию, он ездиет!).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните,
выставите и т.д.)!
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите – это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных
в И.п. мн.ч.
Обычно для разных существительных
используется одна из форм:
на -И(-Ы) или на -А(-Я).
Форма на -И(-Ы):
Бухгалтеры |
Форма на -А(-Я)
директора |
Здесь надо просто смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта, но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:
А) с нулевым окончанием
(пара) ботинок (отряд) солдат (килограмм) яблок
(несколько) блюдец |
Б) на -ОВ(-ЕВ)
носков сапёров
апельсинов граммов |
В) на -ЕЙ
врачей |
В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.
Морфологические нормы
ТЕСТ 1
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) полутораста книгам
2) опытные инженера
3) трех восьмых
4) наименее удобный
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) всех милее
2) двести килограммов
3) подошел к ему
4) жарких пустынь
.
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) курсантских погонов
2) несколько платьев
3) с восемьюстами семьюдесятью
4) лягте на пол
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более честный
2) обеим подругам
3) много претензий
4) двум третьих стакана
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много народу
2) семисот двадцати
3) группа англичан
*
4) директоры заводов
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ящик мандарин
2) выступали профессора
3) их предложения
4) более красивый
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара сапог
2) ехайте быстрее
3) шесть гусаров
4) мало народу
8.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) шире Волги
2) наименее удобный
3) двадцать двое моряков
4) выложите на тарелку
9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двумстам сорока трем
2) рядом с ними
3) самый умнейший
4) плантации чая
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пригласили грузин
2) к обоим старикам
3) редакторы газет
4) пятистами рублями
11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) приближаются выборы
2) трехсот девяноста писем
3) не реже двух раз
4) в двухтысяч восьмом году
12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) построили катера
2) пара цапель
3) более тише
4) два ведра баклажанов
13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) не хотят ехать
2) несколько кочерёг
3) много басен
4) отбежи в сторону
14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) после заморозков
2) менее сладкий
3) несколько армянов
4) клади аккуратнее
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семьюстами соснами
2) сладких яблок
3) более организованно
4) отряд партизанов
16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) взвод солдатов
2) наиболее крепкие
3) четыре девочки
4) от синих сумерек
17. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) до полных потемок
2) двое татаров
3) менее доступный
4) младше их
18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пряники на меду
2) в полуторастах километрах
3) трое лисят
4) пара туфель
19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) восьмиметровый шест
2) нет ножниц
3) стояли вокруг их
4) слабее ребенка
20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много дынь
2) более худшие привычки
3) мимо них
4) сумею убедить
21. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) поезжай прямо
2) кошка мурлычет
3) наиболее решительно
4) шла сзади его
22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) заперите дверь
2) в девятистах сёлах
3) нет мест
4) несколько варежек
23. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) грамотные бухгалтеры
2) девятистами рублями
3) гляди в оба
4) простейшая задача . .
24. Укажите пример с ошибкой в образовании или употреблении формы
слова.
1) в обеих руках
2) полезайте наверх
3) двое собак
4) две пары брюк
25. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по их приказу
2) весёлые шоферы
3) глубочайшие моря
4) более пятиста ребят
26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ширина плечей
2) пять суток
3) лажу по деревьям
4) разожжёт огонь
27. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в тысяча девятьсот сорок пятом году
2) самый простой
3) наклонился к ним
4) наиболее храбрейший
28. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжьте ровно
2) полтораста дворов
3) недостает пятисот рублей
4) тончайший из них
29. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) двое очков
2) медленно
3)
ложит на стол
4)
мастера своего
дела
30. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) высыпи мусор
2) пригляделся к ней
3) свиные окорока
4) моих раздумьев
Ответы
№ зад. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Ответ |
2 |
3 |
1 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
|
№ зад. |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
Ответ |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
|
№ зад. |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
31 |
|
Ответ |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
3 |
4 |
Тест 2
Задания, проверяющие владение
морфологическими нормами
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) у подмастерьев
2) свыше четыре тысячи метров
3) не дремли на уроке
4) новые паспорта
2. Укажите пример с
ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи двадцать второму году
2) несколько помидоров
3) совсем озяб
4) самый важнейший
3. Укажите пример с
ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм яблок
2) будущие выборы
3) до двух тысяч второго года
4) ошиблась
4. Укажите пример с
ошибкой в образовании формы слова.
1) более нужнее
2) несколько гектаров
3) с четырьмястами рублями
4) поезжай домой
5. Укажите пример с
ошибкой в образовании формы слова.
1) в две тысячи первом году
2) не машите так сильно
3) у грузинов
4) небольшие транзисторы
6. Найдите ошибку в
образовании формы слова.
1) с двадцатью пятью рублями
2) нет претензий
3) хужее всего
4) не кладите сюда тетради
7. Найдите ошибку в
образовании формы слова.
1) в ПЯТИСТАХ шагах
2) пять КИЛОГРАММОВ
3) БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
4) ЛЯГТЕ на коврик
8. Найдите ошибку в образовании формы слова.
1) в обеих сумках
2) беги
3) без комментариев
4) положь
ОТВЕТЫ:
№ |
ответ |
правильно |
1 |
2 |
Свыше четырех тысяч метров |
2 |
4 |
Важнейший или самый важный |
3 |
3 |
До две тысячи второго года |
4 |
1 |
Нужнее или более нужный |
5 |
3 |
У грузин |
6 |
3 |
Хуже всего |
7 |
3 |
Красивее или более красиво |
8 |
4 |
Положи |
Г.Т. Егораева, С.И. Иванова под
редакцией Л.И. Пучковой
Тематические задания уровня А,В,С
(рабочая тетрадь), «Экзамен», 2009
В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. Учебно-тренировочные материалы для
подготовки к ЕГЭ, Интеллект-Центр, 2004
1. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) посмотрел БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ +
б) ПОЕЗЖАЙ вперёд
в) килограмм ПОМИДОРОВ
2. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) ИХ разговор
б) НАИБОЛЬШЕ уместный +
в) около ПЯТИСОТ фотографий
3. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) БОЛЕЕ КРАСИВЫЙ
б) вместе с ДЕТЬМИ
в) много ЯБЛОКОВ +
4. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) пара САПОГОВ +
б) новые ДРАЙВЕРЫ
в) ПОЛУТОРА метрами
5. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) ЧЁРНЫЙ тюль
б) ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
в) ОБГРЫЗАННОЕ яблоко +
6. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) пять АПЕЛЬСИНОВ
б) ПРИЕДЬ быстрее +
в) для СЕМИСОТ детей
7. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) ПЯТЬ барышень
б) в ПОЛУТОРА часах
в) ДВОЕ подружек +
8. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) пара ТУФЛЕЙ +
б) старые ПРОФЕССОРА
в) ВЫПРАВЬ текст
9. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) совсем ОЗЯБ
б) несколько ОГУРЦОВ
в) согласно ГРАФИКА +
10. В каком из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) спелых АБРИКОСОВ
б) две пары ЧУЛКОВ +
в) ВЫСОХЛА шапка
11. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) ляжьте на пол +
б) пять гектаров
в) двумястами рублями
12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) с пятьюдесятью рублями
б) пять купон +
в) залезай выше
13. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) северные флота +
б) двухтысячные годы
в) кладите на место
14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) семьюстами пятьюдесятью восемью
б) сестра моложе брата
в) вопреки прогнозов погода улучшилась +
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) цветок быстро увянул +
б) сдобные крендели
в) наилучшее средство
16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) пятисот пятидесяти страниц
б) красивые торта +
в) самый лучший вариант
17. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены:
а) пятисот пятьдесят пятая страница
б) ихние компьютеры
в) пачка макарон +
18. Определите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) несколько брелоков
б) по окончанию школы поступил в институт +
в) семидесяти пяти килограммов
19. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены:
а) двадцать петлей
б) семиста рублей
в) пятеро учеников +
20. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) горький грейпфрут
б) вышел на работу сразу по приезду из командировки +
в) потеряла туфлю
21. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) жалел о пятьсот рублях +
б) трое ребят
в) килограмм помидоров
22. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены:
а) в двухтысячном седьмом году
б) наисложнейший +
в) пачка макаронов
23. Выберите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) старый дуб засох
б) пять килограммов помидоров
в) он более моложе +
24. Укажите пример, в котором нормы формообразования нарушены:
а) голос стал звонче
б) ехайте в город +
в) наиболее уместный
25. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) положите книги на стол
б) пришли по прибытии поезда
в) рукопись состояла из триста шестисот страниц +
26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) горячие СУПЫ
б) ШЕСТИСТАМИ учениками +
в) ЛЯГТЕ на пол
27. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) ОТТУДОВА +
б) ДЕВЯНОСТА рублями
в) опытные ИНЖЕНЕРЫ
28. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) икра из БАКЛАЖАНОВ
б) ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
в) ПОМАХАЙ рукой +
29. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) белых ГОЛЬФ +
б) ПОЕЗЖАЙ прямо
в) лучшие ТРЕНЕРЫ
30. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова:
а) двести двадцать ВАТТ
б) ПЛОШЕ +
в) плохие ПОВАРА
«Морфологические нормы (образование форм слова)».
Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале
Аннотация
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.
Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.
Данные рекомендации могут быть использованы на уроках русского языка, а также для самостоятельной подготовки к экзамену.
Рекомендуется каждое занятие по подготовке к ЕГЭ начинать с устной работы со словом. Учащиеся должны произносить слова с правильным ударением, вслушиваться в их конкретное звучание.
Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Морфологические нормы (образование форм слова)».
Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
Трудные случаи образования форм имён существительных
- Именительный падеж множественного числа
— а, — я |
— ы, -и |
борт — борта вексель — векселя вензель – вензеля ворох – вороха директор – директора инспектор – инспектора катер – катера китель – кителя кузов – кузова купол – купола окорок – окорока округ – округа ордер – ордера паспорт – паспорта погреб – погреба профессор – профессора сторож –сторожа тенор – тенора фельдшер – фельдшера флюгер – флюгера хутор — хутора штабель – штабеля штемпель – штемпеля шулер — шулера |
бухгалтер –бухгАлтеры возраст — вОзрасты грифель – грИфели грунт – грУнты диспетчер – диспЕтчеры договор – договОры драйвер – дрАйверы инженер – инженЕры конструктор – констрУкторы лектор – лЕкторы лифт – лИфты плейер – плЕйеры порт – пОрты приговор – приговОры принтер – прИнтеры прожектор – прожЕкторы редактор – редАкторы ректор – ректоры свитер – свИтеры сектор – секторы склад – склАды слесарь – слЕсари торт – тОрты тренер – тренеры штаб – штабЫ штурман — штурманы |
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:
- Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко, имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа: войска и облака.
- Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.
В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:
— а, — я |
— ы, -и |
адресА (новосёлов) векА (средние) годА (мои) колЕна (трубы) корпусА (заводские) кренделЯ (выводить ногами) мехА (соболиные) мужьЯ ( и жёны) образА (святых) орденА ( и медали) пропускА (временные) |
Адресы (поздравительные) вЕки (вечные) гОды (войны) колЕни (больные) кОрпусы (часов) крЕндели (вкусные) мехИ (кузнечные) мужИ (учёные) Образы (литературные) Ордены (монашеские) прОпуски (занятий) |
2. Родительный падеж множественного числа
-ов, -ев |
нулевое |
Названия национальностей: |
|
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов |
армян, башкир, болгар, бурят, грузин |
Названия отдельных лиц: (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов |
Названия воинских соединений: (эскадрон) гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан |
Растительный мир: |
|
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов |
яблок |
Единицы измерения: |
|
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров |
ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген |
Парные предметы: |
|
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков, рельсов |
ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт |
Названия предметов и явлений: |
|
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов |
погонь, мест, окон, стёкол |
Сущ. ср.р. на -це: |
|
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев |
блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец |
-ей |
нулевое |
Сущ. ж.р. и общ. р. : |
Сущ. ж.р. и общ. р. : |
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей |
вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт |
Сущ. ж.р. на -ия, ья: |
|
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей |
|
Сущ. ср.р. на -ье: |
|
гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий |
|
Сущ. ср.р. на -ьё : |
|
ружей, питЕй, НО копий |
|
Сущ. ж.р. на –ня: |
|
богинь, погонь, тихонь, яблонь; басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен; барышень, боярышень, деревень, кухонь |
Следует запомнить: солнце – солнц.
3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе
-ов |
-ей |
нулевое |
вЫборов, дебАтов,джИнсов, зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов, чИпсов |
бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей |
зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот |
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи образования форм имён прилагательных
Образование степеней сравнения
Разряд прилагательных |
сравнительная степень |
превосходная степень |
||
простая |
составная |
простая |
составная |
|
качественные |
-ее (-ей): сильнее -ше : раньше -е : реже |
более…: более сильный менее…: менее сильный |
-айш (ий): строжайший -ейш (ий): сильнейший |
простая сравнит. степень + всего (всех): глубже всех наиболее (наименее) …: наиболее качественный самый глубокий |
относительные |
Не образуется |
|||
притяжательные |
Не образуется |
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Трудные случаи образования форм числительных
- Склонение имён числительных
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
|||||||||||
неод. |
одуш. |
|||||||||||||||
один |
ед.ч. |
м. р. |
один |
одного |
одному |
один |
одного |
одним |
об одном |
|||||||
ср. р. |
одно |
одно |
||||||||||||||
ж.р. |
одна |
одной |
одной |
одну |
одной |
одной |
||||||||||
мн.ч. |
одни |
одних |
одним |
одни |
одних |
одними |
одних |
|||||||||
два |
м.р. ср.р |
два |
двух |
двум |
два |
двух |
двумя |
двух |
||||||||
ж.р. |
две |
две |
||||||||||||||
оба |
м.р. ср.р |
оба |
обоих |
обоим |
оба |
обоих |
обоими |
обоих |
||||||||
ж.р. |
обе |
обеих |
обеим |
обе |
обеих |
обеими |
обеих |
|||||||||
полтора (-ы) |
м.р. ср.р |
полтора |
полутора |
полутора |
полтора |
полутора |
полутора |
|||||||||
ж.р. |
полторы |
полторы |
||||||||||||||
3, 4 |
три |
трех |
трем |
три |
трех |
тремя |
трех |
|||||||||
5 – 20, 30 |
пять |
пяти |
пяти |
пять |
пятью |
пяти |
||||||||||
40, 90, 100 |
сорок |
сорока |
сорока |
сорок |
сорока |
сорока |
||||||||||
Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении) |
||||||||||||||||
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
|||||||||||
полтораста |
полтораста |
полутораста |
полутораста |
полтораста |
полутораста |
полутораста |
||||||||||
50, 60, 70, 80 |
пятьдесят |
пятидесяти |
пятидесяти |
пятьдесят |
пятью-десятью |
пятидесяти |
||||||||||
200 |
двести |
двухсот |
двумстам |
двести |
двумястами |
о двухстах |
||||||||||
300, 400 |
триста |
трехсот |
тремстам |
триста |
тремястами |
о трехстах |
||||||||||
500, 600, 700, 800, 900 |
пятьсот |
пятисот |
пятистам |
пятьсот |
пятьюстами |
о пятистах |
||||||||||
Составные (состоят из нескольких слов) |
||||||||||||||||
Например: 375 |
Триста семьдесят пять |
Трёхсот семидесяти пяти |
Трёмстам семидесяти пяти |
Триста семьдесят пять |
тремястами семьюдесятью пятью |
о трёхстах семидесяти пяти |
||||||||||
Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) |
||||||||||||||||
2 — 3 |
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
||||||||||
неод. |
одуш. |
|||||||||||||||
двое |
двоих |
двоим |
двое |
двоих |
двоими |
двоих |
||||||||||
4 — 10 |
пятеро |
пятерых |
пятерым |
пятеро |
пятерых |
пятерыми |
пятерых |
- Нормы сочетания числительных с существительными
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
- с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
- с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Трудные случаи образования форм местоимений
Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Трудные случаи образования форм глаголов
- Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Инфинитив |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
глядеть |
гляди |
глядите |
ехать |
поезжай |
поезжайте |
лазать |
лазай |
лазайте |
лезть |
полезай, лезь |
полезайте, лезьте |
лечь |
ляг |
лягте |
трогать |
трогай |
трогайте |
- В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
- Глагол класть (всегда без приставки)
- Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
- У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.
Тренировочные упражнения
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
З) чудеснейшим образом
4) здоровые дёсны
2. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лягте на пол
2) самый красивейший
3) пара носков
4) пятисот лет
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) больше шестиста рублей
2) нет мест
3) проиграв вступление
4) в двухстах метрах
4. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) пять апельсинов
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории
5. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах
6. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько килограммов
2) скучать по вам
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) строгие инспектора
7. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько грамм
2) выправь текст
3) двадцать три юноши
4) старые профессора
8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) немного апельсин
2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:
1) яьлонь
2) свечей
3) платьев
4) блюдцев
10. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) более глубочайший
2) лягте на пол
3) шофёры
4) в трехстах метрах
11. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лажу по крышам
2) часовые пояса
3) с семьюстами метрами
4) разожгёт костер
12. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) двести граммов
2) их тетради
3) из полутора метров материи
4) самый молодой
13. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) служебные пропуска
2) пропуски занятий
3) работа в аэропорту
4) заключить выгодные договора
14. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) бегите
2) вздрогнул
3) иссякнул
4) клали
15. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) поезжайте
2) съездите
3) младше
4) более моложе
Ответы: 1 — 2, 2 — 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 — 4, 14 – 3, 15 – 4.
Список литературы
- Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
- Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.