Можно подумать, что умный человек всегда принимает правильные решения благодаря своему интеллекту. Но в реальности это не так. Даже самый сообразительный человек может совершать глупые поступки. О причинах, почему так происходит, рассказываем в материале.
1. Из-за предвзятости подтверждения
Когда человек умен и уверен в этом, он может попасть в ловушку предвзятости подтверждения. Это когнитивное искажение, при котором человек всеми возможными способами старается подтвердить свою точку зрения и доказать, что она является правильной.
По словам американского психолога Дэвида Робсона, именно поэтому умные люди могут совершать глупые поступки. Он отмечает:
Человек просто ищет любую лазейку, которая доказывает, что мнение, отличное от его собственного, неверно. Его не убеждают даже серьезные факты и аргументы. Это и приводит к неверным решениям.
К примеру, человек может быть убежден, что модель техники, которую он выбрал, самая лучшая. Но отзывы, которые он читает, говорят об обратном. Он намеренно может игнорировать информацию, которая говорит о ненадлежащем качестве техники, и обращать внимание только на хвалебные комментарии. В итоге он приобретает желаемую вещь и она оказывается плохого качества. Это простой пример предвзятости подтверждения, которая проявляется в любой жизненной сфере от политических взглядов до выбора собеседников.
2. Из-за дисрационалии
Профессор прикладной психологии из университета Торонто Кит Станович отмечает, что люди могут быть склонны к дисрационалии — неразумному поведению. При этом не важно, каким уровнем интеллекта они обладают. Другими словами, человек может быть очень разумным, но не иметь склонности к рефлексивному мышлению — способности анализировать и выстраивать логические цепочки, а также искать недочеты в собственных суждениях.
Главным источником дисрационалии, по мнению доктора Становича, является особенность человеческого мозга. Он склонен лениться, когда дело доходит до сложных решений, для которых нужно задействовать много энергии и умственных сил. Вместо того, чтобы предаваться сложной интеллектуальной деятельности, человек мыслит уже имеющимися паттернами, когнитивными правилами, стратегиями, а также полагается на интуицию, которая может подвести.
Дисрациональность негативно влияет на качество принимаемых решений. Из-за этого даже очень умный человек может попасться на уловки мошенников, выбирать партнеров, которые ему не подходят, а также совершать много других жизненных ошибок. К тому же дисрациональные люди нередко отличаются импульсивностью, что тоже приводит к глупым поступкам.
Доктор Станович отмечает, что можно стать более рациональным человеком, если этого хочешь. Нужно тренировать критическое мышление, а также логику и умение мыслить стратегически.
3. Из-за склонности к тревожности
Согласно данным исследования, проведенного в США в 2018 году, люди с высоким интеллектом имеют большой риск возникновения психических расстройств, в том числе тревожных. И именно из-за беспокойства, характерного для таких заболеваний, они могут совершать глупые поступки.
По словам американского психолога Джунчол Парк, тревога снижает активность работы префронтальной коры мозга. От нее зависит, насколько хорошо человек взвешивает последствия поступков, планирует свои действия и рационально мыслит. А миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, инстинкты и импульсы в тревожном состоянии, наоборот, работает активнее. Из-за этого поведение человека может стать импульсивным, а решения необдуманными, что приводит к глупым поступкам.
4. Из-за того, что недооценивают окружающих
Когда гордость, самодовольство и высокомерие сочетаются с высоким интеллектом, человек может начать недооценивать окружающих. По словам психолога Тима Ромеро из США, это приводит к тому, что умные люди совершают глупые поступки. Например, ведут провальные переговоры или попадаются на уловки мошенников.
Умный человек может быть слишком категоричным в суждениях, а также недостаточно внимательным к тем, кого считает глупее себя. Из-за этого он не распознает истинные желания и причины, стоящие за поступками окружающих, что приводит к неразумным решениям.
5. Из-за аналитического паралича
Умным людям очень легко думать. Эта особенность является как их преимуществом, так и проблемой.
По словам американского инвестиционного консультанта Джеймса Чена, человек с высоким интеллектом может быть подвержен аналитическому параличу — состоянию, при котором он не способен принять решение из-за чрезмерного количества данных. У него не получается выбрать один из вариантов, который окажется правильным, так как он зациклен на том, чтобы хорошо обдумать все, что приходит в голову.
В основном причиной аналитического паралича является страх совершить ошибку или упустить возможности. Но, к сожалению, нередко последствием этого состояния является именно то, чего человек боится. И принятое, наконец, решение оказывается глупым и ошибочным.
Эта проблема может застать человека как при решении простых, так и сложных задач в разных сферах жизни. Джеймс Чен говорит, что можно научиться с ним справляться. Для этого стоит работать над тем, чтобы из всех рассматриваемых вариантов события выделять только наиболее вероятные, делить крупное решение на более мелкие, а также устанавливать временные рамки, в которые необходимо их принять.
Читать по теме:Почему появляется потребность в признании и нужно ли ее подавлять
Быть умным и принимать мудрые решения — далеко не одно и то же. Специалисты убеждены, высокий уровень интеллекта влияет на оценки в школе, успех на работе и даже на отношения с законом. Но он не гарантирует благополучие, удовлетворенность жизнью и долголетие. О разнице между критическим мышлением и интеллектом, глупостях умных людей и качествах, которые помогают нам избегать негативных событий, в материале Хизер Батлер, доцента кафедры психологии Университета штата Калифорния (CSUDH).
По материалам: Why do smart People Do Foolish Things / Scientific American.
На обложке: Альфред Хичкок (1963 г.).
Источник: Моноклер
Все мы, вероятно, знакомы с кем-то умным, кто на удивление часто совершает неразумные поступки. Моя семья радуется, указывая на моменты, когда я (профессор) делаю действительно глупые ошибки. Что значит быть сообразительным или умным? Наше ежедневное использование термина предназначено для описания того, кто хорошо осведомлен и принимает мудрые решения, но это определение противоречит с тем, как традиционно оцениваются умственные способности.
Широко известной мерой ума является уровень интеллекта, который измеряется с помощью IQ-теста, включающего зрительно-пространственные головоломки, математические задачи, задачи на визуальный поиск и распознавание образов, а также вопросы по лексике.
Преимущества интеллекта неоспоримы. Интеллектуальные люди с большей вероятностью получают лучшие оценки и достигают успеха в школе. Они, скорее всего, будут успешными на работе. И у них меньше шансов попасть в беду (к примеру, пойти на преступления) в подростковом возрасте.
Однако, учитывая все преимущества интеллекта, вы можете быть удивлены, узнав, что он не определяет другие жизненные достижения, такие как благополучие. Вы можете представить, что успехи в школе или на работе могут привести к большему удовлетворению жизни, но в нескольких крупных исследованиях не было доказательств, что IQ влияет на удовлетворенность жизнью или долголетие.
Гроссман и его коллеги утверждают (1), что большинство тестов на интеллект не позволяют зафиксировать принятие решений в реальном мире и нашу способность хорошо взаимодействовать с другими. Иными словами, возможно, именно поэтому «умные» люди делают «глупые» вещи.
С другой стороны, способность критически мыслить связана со здоровьем, благополучием и долголетием. Хотя его часто путают с интеллектом, критическое мышление — это не интеллект. Критическое мышление — это совокупность познавательных навыков, которые позволяют нам мыслить рационально и целенаправленно, а также склонность использовать эти навыки, когда это необходимо.
Критические мыслители — дружелюбные скептики. Они — гибкие мыслители, которые нуждаются в доказательствах, которые бы поддерживали их убеждения и помогали распознать ошибочные попытки убедить их. Критическое мышление означает преодоление всевозможных когнитивных предубеждений (например, предвзятость подтверждения, утверждение необъективного и т.д.).
Критическое мышление помогает предсказать широкий спектр жизненных событий. В серии исследований (2, 3), проведенных в СШA и за рубежом, мои коллеги и я обнаружили, что критически мыслящие люди испытывают меньше жизненных проблем.
Мы попросили людей провести инвентаризацию жизненных событий и оценить критическое мышление (оценка критического мышления по Д. Халперн ⓘДайана Халперн — исследователь, автор книги «Психология критического мышления».). Эта оценка измеряет пять составляющих критического мышления, включая вербальное рассуждение, анализ аргументов, тестирование гипотез, анализ вероятности и неопределенности, принятие решений и решение проблем.
В списке негативных жизненных событий встречались случаи из разных областей: из академической (к примеру, я забыл об экзамене), из области здоровья (например, я заразился инфекцией, передающейся половым путем, потому что не использовал презерватив), юридической (например, я был арестован за вождение под воздействием запрещенных веществ), межличностной (например, я обманывал своего партнера, с которым я был больше года), финансовой сферы (например, у меня более 5 тысяч долларов долга по кредитным картам) и т. д.
Мы неоднократно обнаруживали, что мыслящие критически переживают меньше негативных событий в жизни. Это важный вывод, потому что есть много доказательств того, что критическому мышлению можно научить и улучшить его.
Что лучше: уметь критически мыслить или обладать высоким интеллектом? Мое последнее исследование было сосредоточено на сравнении этих свойств человеческой психики, чтобы понять, какое из них связано с меньшим количеством негативных жизненных событий (4). Люди, которые были сильны в интеллекте или в критическом мышлении, испытывали меньше негативных событий, но критически мыслящие справлялись лучше.
Интеллект и его улучшение — горячие темы, которым сегодня уделяют много внимания. Настало время узнать немного больше и о критическом мышлении. Кит Станович написал целую книгу об этом: «Что упускают тесты способностей» ⓘKeith Stanovich, What Intelligence Tests Miss. Yale University Press (2010).
Рассуждение и рациональность больше связаны с тем, что мы имеем в виду, когда говорим, что ум человека не ограничивается пространственными навыками и математическими способностями. Кроме того, сложно улучшить интеллект, который во многом определяется генетикой. Критическое мышление, тем не менее, может улучшаться с обучением, и, как было показано, его преимущества со временем сохраняются. Любой способен улучшить свои навыки критического мышления: и мы с уверенностью можем сказать, что делать это — разумная вещь.
Многие люде предполагают, что благодаря высокому интеллекту, умные люди принимают только правильные решения. В реальности же немало образованных, сообразительных и гениальных личностей совершают весьма глупые поступки. Причиной тому является парадокс интеллекта. Что это такое и почему умный человек склонен совершать глупости, поговорим в нашей статье.
Стереотипы об умных людях
Чтобы понять, в чем заключается принцип «игр ума», сперва давайте выясним, кого именно в современном обществе принято считать умным человеком.
Во первых, личность с высоким «коэффициентом интеллекта». Вероятно, вам приходилось слышать о людях, которые проходили тест на IQ с блестящими результатами. Многие люди всерьез верят, что трехзначное число говорит о том, что перед ними находится умный человек, а если участник набрал больше 150 баллов, то это уже уникум. Вот только создатели таких тестов нередко завышают количество баллов за правильные вопросы, чтобы как можно больше «умных людей» похвастались своим результатом и пригласили друзей пройти тест на IQ.
А что насчет начитанных личностей, что все свободное время проводят, сидя за книжкой. Тут тоже все не так однозначно. Во-первых, человек может читать в основном бульварные романы, прочтение которых ни коим образом не прибавит ему новых знаний. Во-вторых, даже прочтение научной литературы может оказаться бесполезным, если ознакамливаться с материалом бездумно. Именно поэтому в школе учеников постоянно заставляют пересказывать параграфы или проводят лабораторные работы на изученные темы.
Возможно, умный человек – это тот, кто закончил школу с золотой медалью, получил красный диплом в университете и устроился в крупную фирму на должность с высокой заработной платой? Вероятно, вы и сами понимаете, что добиться всего этого можно и без ума – достаточно лишь обладать хорошими связями и деньгами.
То есть далеко не каждый человек, которого принято считать умным в обществе, на самом деле является таковым. Впрочем, если вы возьмем действительно мудрых людей, то они все равно будут совершить глупости. Почему так происходит – поговорим в следующих разделах.
Предвзятость подтверждения
Если человек уверен, что он умнее остальных, он рискует попасть в ловушку предвзятости подтверждения. Это когнитивное искажение заставляет личность всеми возможными способами доказать свою точку зрения, поскольку ему кажется, что она считается единственно верной.
Вспомните, к примеру, ситуацию с Титаником. Капитан корабля Эдвард Джон Смит до последнего момента был уверен, что чудо современной инженерии является непотопляемым судном. В итоге ему пришлось заплатить страшную цену за свою чрезмерную самоуверенность.
В современном мире вы также можете встретить огромное количество подобных примеров. Допустим, человек покупает смартфон, а потом узнает, что все отзывы об устройстве резко негативные. Вместо того чтобы вернуть гаджет в салон, он убеждает себя в своей правоте, но в итоге все равно сталкивается с его поломкой.
Отсутствие рационального мышления
Человек может обладать сколь угодным количеством знаний, однако если он не умеет выстраивать логические цепочки, его суждения будут то и дело разбиваться о недочеты. Любопытно то, что личность может уметь выстраивать причинно-следственные связи в молодые годы, однако со временем утратит эту способность из-за лени. Поэтому важно каждый день решать сложные задачки, чтобы в случае действительно серьезных проблем избежать досадных ошибок.
Ярким примером отсутствия рационального мышления является то, что очень умные люди, порой, попадаются на примитивные уловки мошенников или выбирают в себе партнеры персонажей с корыстными намерениями. А еще неумение выстраивать логические цепочки часто наблюдается у импульсивных личностей, которые вроде и умны, но не могут логически мыслить из-за бурных эмоций.
Склонность к тревожности
Люди с высоким уровнем интеллекта гораздо сильнее подвержены различным психическим расстройствам, в том числе и тревожности. Для человека с подобным заболеванием весьма характерно совершать глупые ошибки, ведь недуг снижает интенсивность работы префронтальной коры головного мозга. Именно от этого участка нервной системы зависит, насколько грамотно личность анализирует свои поступки и взвешивает принимаемые решения. Чтобы избежать разрушения коры головного мозга, необходимо научиться вовремя прерывать любые проявления тревоги и страха, особенно если они не имеют под собой почвы.
Недооценка окружающих
Высокий интеллект, самодовольство, гордость и высокомерие – очень страшное сочетание, которое может привести к тому, что человек совершает очень глупые поступки, поскольку недооценил окружающих. К примеру, ему может казаться, что он самый умный, следовательно, он без труда проведет деловые переговоры. Однако со временем выясняется, что партнер оказался весьма неглупым и изворотливым человеком, который ввел собеседника в заблуждение и заставил согласиться на невыгодные условия.
Причина чрезмерной самоуверенности крайне банальна – человек очень категоричен в своих суждениях, особенно если дело касается уровня интеллекта окружающих. Проще говоря, он считает себя самым умным, что мешает ему распознать истинные желания, намерения и причины других людей.
Аналитический паралич
Умным людям очень легко думать. Это является как их главным преимуществом, так и основной проблемой. Подобные личности очень часто бывают подвержены аналитическому параличу – состоянию, когда человек не может принять взвешенное решение из-за слишком большого количества данных. Ему может казаться, что самый очевидный вариант не является правильным, поскольку есть множество других переменных, которые «обычные смертные» не учитывают.
Также аналитический паралич может быть вызван страхом совершить ошибку или упустить перспективные возможности. Впадая в подобное состояние, человек очень часто совершает глупые действия, которых можно было бы легко избежать, если бы он меньше думал.
Отсутствие творческого видения
Человек может использовать свой ум критически – анализируя десятки тысяч информационных потоков данных и переменных, а может начать думать в творческом направлении. Нередко умная личность считает общепринятые стандартны наиболее верными, хотя на самом деле они абсолютно не подходят под его конкретную ситуацию. Люди с творческими наклонностями способны совершать гениальные открытия просто потому, что они не зацикливаются на стереотипах – для них нет слов «правильно» и «неправильно», «можно» и «нельзя». Зачастую, именно такого мышления не хватает умным людям, чтобы избежать досадных оплошностей.
Подводя итоги
В современном мире умные люди совершают не меньше глупостей, чем человек с самым обычным образованием. Чтобы этого не происходило, не нужно стремиться набрать на IQ тесте высокий балл или прочитать 10 книг за неделю. Вместо этого – нужно стремиться к тому, чтобы быть разумным, то есть уметь использовать полученные знания на практике. Кроме того, наличие знаний никогда не должно стать поводом для того, чтобы начать смотреть на окружающих людей свысока. А уж если вдобавок ко всему научиться пользоваться своим умом в творческих целях, то любые мыслительные процессы упростятся в разы, ведь вы не будете ограничены рамками обыденного.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
“Людей больше беспокоят не сами события, а то, как они воспринимают их”.
Dr. Arthur Freeman
Rose DeWolf
10 Dumbest
Mistakes
Smart People Make and How To Avoid Them: Simple and Sure Techniques for Gaining Greater Control of Your Life
Перевела на русский Л. Царук
Права на издание получены по соглашению с Arthur Pine Associates и Synopsis Literary Agency.
The 10 Dumbest Mistakes Smart People Make and How To Avoid Them
© 1992 by Arthur Freeman, Ph.D, and Rose DeWolf
© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2021
© Издание на русском языке, оформление
ООО Издательство «Питер», 2021
© Серия «Сам себе психолог», 2021
© Предисловие, Д. В. Ковпак, 2020
Предисловие Д. Ковпака
Мой дорогой коллега, учитель и друг Артур Фримен является примером человека, обладающего широчайшим культурным кругозором и потрясающей глубиной научных знаний. Его отличают аналитический ум, любовь к знаниям, талант педагога и писателя, удивительное жизнелюбие и жизнестойкость. Артур Фримен – известный ученый, исследователь и пионер когнитивно-поведенческой терапии, работал вместе с отцом когнитивной терапии А. Т. Беком над созданием этого подхода и написал в соавторстве с ним ряд статей и монографий. Многолетний опыт и многочисленная психотерапевтическая практика Фримена, его уникальное знание и понимание когнитивно-поведенческой терапии и одновременно способность подать ее просто и ясно помогли сделать эту книгу ценнейшим подарком для каждого из нас. Артур Фримен и писательница, популяризатор науки Роуз Девульф смогли написать ее так, чтобы любой заинтересованный читатель разобрался в этом сложном предмете, столь важном для жизни людей.
Фримен – уникальный специалист, получивший, как А. Эллис и А. Т. Бек, психоаналитическое образование, ставший близким другом и соратником их обоих. Тщательное исследование пациента, глубочайший анализ и многофакторная концептуализация, как у Аарона Бека, прекрасное чувство юмора и виртуозное использование диспутов, диалогов Сократа и метафор, как у Альберта Эллиса, показывает многогранность и потрясающую квалификацию одного из лидеров и патриархов когнитивно-поведенческой терапии. Талант терапевта и педагога, оригинальные исследования когнитивных искажений еще на заре их обсуждения, а также совместный с А. Беком подход к терапии расстройств личности сделали Артура Фримена легендой КПТ.
Мы много лет общаемся с ним, дружим семьями и каждый визит к нему в гости, каждая встреча – это удивительное приключение. Слушать профессора Фримена можно бесконечно, с неиссякаемым интересом, воодушевлением и удовольствием. Его истории и примеры – это яркие рассказы, глубокие метафоры, которые вовлекают тебя в круговорот ассоциаций и взаимосвязей, раскрывают изюминки контекста и дарят сочную выжимку из отборного смысла, приготовленного мастером своего дела с любовью и замечательным чувством юмора.
Я счастлив, что нам удалось подготовить и провести первый визит в Россию Артура Фримена и его семинары в Санкт-Петербурге и Москве в 2017 году. А также организовать его онлайн-программу обучения для специалистов нашей Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, «крестным отцом» которой он согласился стать. Теперь специалисты в области психотерапии, психологии и психиатрии могут получать информацию из первых рук, от создателей подхода и школ в его русле. И мы рады, что эти бесценные знания могут получить не только профессионалы, но и каждый, кто держит в руках эту книгу. Она получила большой положительный отклик от людей, проходящих психотерапию не только в США, но и во всем мире. Мастер нахождения и выявления когнитивных ошибок и искажений, автор первого бестселлера на эту тему поможет вам понять себя, свои проблемы, а главное – пути их решения. Увлекательного процесса усвоения полезных вам знаний и настойчивого формирования навыков их использования, дорогие читатели!
Дмитрий Викторович Ковпак
Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова
Председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии
Вице-президент Российской психотерапевтической ассоциации Член исполнительного совета Международной ассоциации когнитивной психотерапии (IACP board member)
Член Международного консультативного комитета Института Бека (Member of the Beck Institute International Advisory Committee)
Предисловие
Более тридцати лет назад один из моих пациентов дал мне ключ к методу, который впоследствии развился в научный подход, получивший название когнитивной терапии. Именно об этом методе вы узнаете, прочитав книгу «Почему умные люди совершают глупости, и как не попасть в капкан привычек».
В то время я занимался традиционным психоанализом, то есть выслушивал воспоминания пациентов, следил за цепочками свободных ассоциаций, надеясь проникнуть в их подсознание. И вот как-то один из моих больных заявил, что испытывает глубокое разочарование по поводу слишком медленного процесса излечения, в чем он обвинял своего врача. Мужчина признался, что как только он вспоминает обо мне, тут же начинает испытывать чувство вины. Затем он начал подробно рассказывать о своих мыслях. Центральной была та, о которой пациент поначалу умалчивал: он считал себя очень плохим человеком из-за того, что злился на меня.
Его откровения дали мне пищу для размышлений. Я начал расспрашивать других пациентов и выяснять, не испытывают ли они недовольство или чувство гнева? Оказалось, что у всех у них время от времени возникают похожие негативные мысли. Стереотипное мышление людей – даже самых умных, неординарных и образованных – приводит к неверной оценке ситуации, неправильному восприятию действий окружающих, преувеличению важности отдельных событий.
Для того чтобы от простых наблюдений прийти к формулировке методов эффективной терапии, потребовались многие годы исследований. Но полученные данные неумолимо вели меня к следующему заключению: именно наш образ мыслей в конечном итоге и определяет, преуспеем ли мы в жизни, будем ли ею наслаждаться, а в отдельных особых случаях – сохраним ли мы саму жизнь. Я понял, что чем выше уровень мышления, тем с большим успехом мы можем корректировать последствия использования негативных поведенческих стереотипов.
В ходе исследований я разработал методы, позволяющие успешно преодолевать болезненные эмоциональные состояния и пагубное поведение. Как правило, они дают быстрые и эффективные результаты.
Исследования, проводимые в течение десятилетий – не только мною, но и другими учеными, – привели к тому, что появились возможности применения когнитивной терапии для лечения эмоциональных проблем широкого диапазона. С чувством глубокого удовлетворения я наблюдаю, как явление, получившее название когнитивной революции, широко распространяется не только в США, но и во всем мире.
С не меньшим удовлетворением я приветствую усилия ученых, стремящихся к распространению и углублению революционных идей. Предлагаемая вашему вниманию книга вносит заметный вклад в дело когнитивной революции. В ней подробно разъясняется, сколь губительно для нас стандартно искаженное мышление и как правильно его откорректировать.
Доктор Артур Фримен – в прошлом мой ученик, а затем коллега в Центре когнитивной терапии Пенсильванского университета – стал одним из признанных специалистов мирового уровня в области когнитивной терапии. Роуз Девульф – писатель и популяризатор науки; ей по плечу изложить все сложности когнитивной терапии в доступной и интересной форме. Плодотворность этого творческого союза уже известна читателям, познакомившимся с их первой совместной книгой «Ошибки мышления, или как жить без сожалений».
Если вы хотите освободиться от негативных шаблонов мышления, повергающих в несчастье миллионы людей, книга, которую вы держите в руках, укажет вам верный путь.
Аарон Т. Бек,
доктор медицины, директор Центра когнитивной терапии,
профессор психиатрии Пенсильванского университета
Введение
Как узнают наиглупейшие ошибки?
Ошибаются все. Такова суть человеческой природы. Мы делим ошибки на мелкие (вдруг вы заметили – ай-ай-ай, – что надели свитер наизнанку) и крупные (вы поняли – ну и ну! – что человек, которого вы одарили своей любовью или доверием, вовсе их не заслуживает).
Мы относим ошибки к разряду глупых, если считаем, что их вполне можно было предвидеть заранее. Но, увы, почему-то мы повторяем их вновь и вновь.
Может показаться невероятным, что существует возможность выбрать из сотен тысяч промахов и миллионов глупостей всего десять основных ошибок, совершаемых людьми.
Ответ лежит в принципах отбора определенной категории ошибок. «Облюбованные» нами промахи, несомненно, являются самыми глупыми, потому что они ведут нас к совершению бесчисленного множества других, влекут за собой ненужные эмоциональные страдания. Они не имеют отношения к сути принимаемых нами решений, а касаются способа их принятия. Короче говоря, это те ошибки, которые мы совершаем в процессе размышления об обстоятельствах нашей жизни. Мы говорим только о специфических ошибках мышления, которые создают для нас новые проблемы, усугубляют существующие и усложняют поиски их решений. Такие ошибки мышления приводят к неправильной интерпретации жизненного опыта, к ложным суждениям о других людях, к неправильной самооценке. Неправильное понимание, неверное суждение могут вызвать болезненные эмоции, что, в свою очередь, подтолкнет к поступкам, о которых впоследствии мы будем сожалеть, или, что еще хуже, помешает совершать действия, способные повысить наш жизненный потенциал.
Люди часто говорят: «Я чувствовал себя так плохо (я мог мыслить разумно)». Но на самом деле все наоборот: вы не в состоянии трезво подойти к оценке ситуации, а уже вследствие этого у вас развиваются и углубляются чувства вины, гнева, страха, вас одолевают стрессы. Изучив, каким образом можно избежать десяти описанных в книге ошибок, вы поймете, как стать намного успешнее.
Путь к собственным эмоциям
Невозможно переоценить значение человеческих чувств. Эмоции – центр человеческого существования. И все же опыт показывает: вы обращаетесь к чувствам, вы понимаете, почему ощущаете именно это и именно так, но боль не исчезает. Да, мы осознаем, что творится у нас в душе, и тем не менее продолжаем действовать во вред себе.
Несомненно, катарсис – всплеск эмоций – приводит к облегчению, после потока слез наступает успокоение. Если вы сбрасываете тяжкое бремя, на какой-то срок становится легче. И все же, если причина, которая заставила вас заплакать, не устранена, вскоре вы снова разреветесь. И как только вы опять взвалите на себя неподъемную ношу, вы тут же ощутите ее тяжесть. Кажется, не вызывает сомнений факт, что, если вы хотите изменить жизнь к лучшему, надо хоть что-то делать для разрешения тяготящих вас проблем. И все-таки жизнь показывает: можно научиться вести себя правильно и тем не менее чувствовать себя глубоко несчастным человеком.
Видимо, необходимо найти такую жизненную формулу, которая приведет к укрощению душевных бурь и научит позитивному, конструктивному поведению. Именно этим и занимается когнитивная терапия. Она сочетает разрозненные фрагменты разных теорий особым образом, что и приносит людям быстрое, простое и длительное облегчение.
Когнитивная терапия не требует от вас раскопок эмоционального прошлого, а готовит к улучшению своей жизни в настоящем и в будущем. Какое значение имеет то, как обходились с вами в прошлом другие люди? Для того чтобы двигаться дальше, нет нужды прощать или наказывать их. Давно ушедшие события не имеют для вас ни малейшего значения (за исключением каких-то особых, реальных причин для беспокойства и неуверенности). Поймите, для того чтобы изменить жизнь к лучшему, вам достаточно уже имеющегося потенциала, нужно только не бояться принять на себя ответственность. Взять на себя ответственность – значит отвечать и за свои эмоции. Очень соблазнительно возложить вину за гнев, беспокойство, неуверенность или депрессию на других людей или на объективные обстоятельства. Всегда можно найти «козла отпущения»: «Мне не было бы так плохо, если бы не он (она, они…)». Но давайте сосредоточимся на слове «обвинять». Обвинять – но кого? Да, окружающие люди или несчастные обстоятельства заставили вас испытать боль, но только от вас зависит, позволите ли вы ей продолжаться. Если вы хотите, чтобы боль прекратилась, скажите твердо: «Моя жизнь зависит только от меня».
Цена эмоций
Вы спросите: «Но что я могу сделать?» Прежде всего попробуйте иначе думать о событиях своей жизни. Слово «когнитивный» означает «мыслительный». Когнитивный подход начинается с использования удивительно мощных мыслительных способностей человеческого мозга. И это очень важный момент, поскольку все наши эмоции и действия неотделимы от мыслей. Все взаимосвязано. Мышление открывает доступ к эмоциям, а эмоции, в свою очередь, дают нам импульсы к действиям.
В процессе чтения книги вы убедитесь в том, что, изменив мышление, вы получаете возможность управлять эмоциями, тем самым избавляясь от их власти. Вы поймете, что беспокоящие нас чувства хранятся не где-то в глубинах человеческого организма, периодически выплескиваясь наружу, а «производятся» именно в тот момент, когда мы нуждаемся в них. Каковы наши мысли – таковы и эмоции. Если вам трудно поверить в это, рассмотрим следующие примеры.
Предательство
Вам нужна помощь, и вы позвонили подруге. Дома ее не оказалось, и вы оставляете сообщение на автоответчике. «У меня проблема, – говорите вы. – Это очень |;а. жно. Я в отчаянии, мне срочно нужна твоя поддержка. Пожалуйста, позвони мне сразу же, как только придешь домой». Но подруга так и не позвонила – ни вечером, ни на другой день, ни на следующий… Вам кажется, что она вами пренебрегает: «Еще бы, с какой стати она будет звонить мне? Ведь я не представляю для нее интереса». Что вы чувствуете? Разочарование? Боль? Возможно, вы с обидой вспоминаете: «Когда она нуждалась в помощи, я была тут как тут. Я же всего лишь попросила позвонить. Настоящая подруга отозвалась бы немедленно».
Она звонит через неделю: «Меня не было в городе. В семье случилось несчастье. Просто не было возможности позвонить перед отъездом. Только что прослушала твое сообщение и вот звоню. Чем я могу помочь? Надеюсь, еще не поздно? Я чувствую себя просто ужасно оттого, что не смогла вовремя откликнуться».
Ну и что вы теперь чувствуете?
Злые родители
У вас было тяжелое детство – с этим никто не станет спорить. Мать – алкоголичка, отец – суровый и бесчувственный человек. Вы росли, завидуя любви и материальному достатку, которыми были окружены другие дети и которых вам так не хватало. Вы уверены в том, что родители загубили вашу жизнь. Неудивительно, что всякое воспоминание о них вызывает у вас чувство раздражения и унижения. Вы думаете: «:Именно из-за них у меня все идет криво. Я неудачник. Моя душа пуста».
У вас в голове проносятся грустные мысли, но внезапно дверь открывается, и входят Майкл Джексон и Мадонна. Они участвовали в телевизионном шоу, условием которого был выбор наугад одного человека, перед которым они должны были выступить, и именно вы оказались избранником судьбы. Они одеты так… ну так, как могут одеваться только Майкл Джексон и Мадонна. Их сопровождают целый оркестр и добрая дюжина знаменитостей меньшего калибра, которые ждут, чтобы их вам представили. Суперзвезды твердо намерены доставить вам удовольствие.
Что вы чувствуете? Вы удивлены? Обрадованы? Не верите глазам своим? Остолбенели от изумления? Если предположить, что такое умопомрачительное развитие событий возможно, уместно задать вопрос: а вы все еще продолжаете размышлять о том, как вы несчастны? Неужели, встретившись с Майклом Джексоном и Мадонной, вы будете жаловаться им на своих беспутных предков? Скорее всего, вы хотя бы на время забудете о своих несчастьях. Вы будете заняты совсем другими мыслями: «Вот это да! Майкл и Мадонна вместе!», или «Хорошо бы и Николсон зашел!», или «Наверное, я сплю и вижу чудесный сон».
Умные люди – тоже люди
Человеку свойственно ошибаться.
Если бы в любой момент жизни каждый из нас обладал всеми нужными знаниями для того, чтобы вынести на сто процентов верное суждение…
Если бы каждый из нас всегда сохранял спокойствие, хладнокровие, здравый смысл, всегда был в курсе событий, всегда с легкостью ориентировался в массе информации… Если бы мы никогда не совершали таких поступков, о которых потом приходится только сожалеть, если бы мы никогда не заваривали кашу, тщетно надеясь быстро ее расхлебать, если бы мы никогда не завязывали отношений, которые ни к чему хорошему не приводят…
Если бы мы никогда не чувствовали, что у нас слишком много работы, слишком много обязательств, слишком много проблем…
Если бы мы никогда не ощущали себя комком нервов или кучей отбросов…
Если бы нам никогда не приходилось произносить сакраментальные слова: «И как это могло получиться?» или «Как я мог так поступить? О чем я вообще думал?»
Если бы никто никогда не допускал глупых ошибок…
Тогда…
Ну, тогда эту книгу можно было бы и не писать.
Но, скорее всего, вам, как и большинству обыкновенных людей, не составит труда припомнить, как часто у вас возникали мысли, о которых впоследствии вы не могли говорить без боли. Предположим, что-то казалось вам правдой, а в конечном итоге выяснилось, что вы барахтались в море лжи. Или вы приняли важное решение в спешке, в гневе, в расстроенных чувствах, а потом пришлось признать, что оно оказалось неверным. Даже если окружающие считают вас чуть ли не гением, нет сомнения, что в течение своей жизни хотя бы одну из глупых ошибок, описанных в этой книге, вы допустили. А скорее всего, вы совершали их даже по несколько за раз, так как такие промахи по природе своей имеют тенденцию группироваться.
Разумеется, список типичных ошибок мышления не может быть столь же точным и неоспоримым, как перечень групп крови или десяти крупнейших городов мира, но за ним стоит тысячелетний опыт наблюдений за причудами человеческой натуры.
Десять шаблонов мышления неизменно вовлекают нас в неприятности. Ничего сложного в них нет. И тем не менее они порождают бесконечные сложности, проблемы и неудобства.
Все ошибки, описанные в книге, имеют ряд общих черт.
1. Они возникают в процессе размышлений.
2. Создают для нас серьезные затруднения.
3. Они заставляют нас чувствовать себя просто ужасно.
4. Их довольно легко избежать.
5. Они влекут за собой неприятные последствия, которых могло бы и не быть, если бы мы дали себе труд спокойно и разумно осмыслить события.
Мобилизация силы разума
Итак, в этой книге рассматриваются ошибки, которые совершаются в тех случаях, когда человеку не удается использовать все преимущества, даруемые ему способностью мыслить. Просчеты, допускаемые умными людьми, утратившими контакт со здравым смыслом. Мы попробуем разобраться, как вполне разумные люди буквально выдумывают себе трудности, скандалы, разочарования, тревоги, депрессии и несчастья длиною в жизнь. Их ошибки глупы не потому, что ученые люди навесили на них такой ненаучный ярлык, а потому, что так их впоследствии называют сами люди, допустившие явные промахи.
Мы говорим об ошибках, про которые нельзя точно сказать, что именно сделано неправильно; известно только одно – дела пошли вкривь и вкось. Наша книга поможет вам научиться распознавать шаблоны мышления. Она научит вас анализировать глупые ошибки, если они были допущены, и предпринимать хотя бы что-то в их отношении.
Новый образ мыслей изменит и ваше восприятие собственной личности, и отношение к окружающему миру. Вы получите возможность преобразовать свою жизнь. Как только вы научитесь исправлять ошибки мышления, вы выйдете на широкую прямую магистраль жизни.
Анкета мастера ошибок
В разные моменты жизни – вне зависимости от уровня развития интеллекта – вы наверняка совершали какие-то ошибки, описанные в этой книге. Весьма вероятно, что некоторые из них доставляли вам множество неприятностей. Предлагаемая вашему вниманию анкета поможет выделить те главы книги, которые представляют для вас наибольший интерес.
Оцените свою реакцию на перечисленные ниже утверждения по шкале от 0 до 4 баллов, перечеркнув крестиком один из квадратиков напротив каждого утверждения. В конце теста даются правила обработки результатов.
При выборе оценки имейте в виду, что:
➧ 0 баллов означает: никогда, ни при каких обстоятельствах ко мне не применимо данное утверждение;
➧ 1 балл означает: это утверждение применимо ко мне только в самых крайних случаях;
➧ 2 балла означает: иногда ко мне применимо это утверждение;
➧ 3 балла означает: это утверждение применимо ко мне очень часто;
➧ 4 балла означает: данное утверждение справедливо по отношению ко мне в большинстве случаев.
1. Я слишком бурно реагирую даже на мелкие проблемы. □
2. Меня упрекают в том, что я делаю из мухи слона. □
3. Я легко прихожу в возбуждение. □
4. Не стоит даже пробовать, все равно ничего не выйдет. □
5. Я заранее знаю, что все будет плохо. □
6. Я могу точно сказать, о чем думают другие. □
7. Мои близкие должны знать, чего я хочу. □
8. Всегда можно определить, что думает человек, понаблюдав за его жестами и мимикой. □
9. Я полагаю, что, когда люди проводят много времени вместе, они настраиваются на мысли друг друга. □
10. Я расстраиваюсь из-за того, что, как мне кажется, думает другой человек, а потом оказывается, что я был неправ. □
11. Я в ответе за то, чтобы любимые мною люди были счастливы. □
12. Если что-то не получается, я чувствую, что это моя вина. □
13. Меня критикуют чаще, чем других людей. □
14. Я всегда могу определить, когда человек нападает именно на меня – даже если он не упоминает моего имени. □
15. Я чувствую, что меня несправедливо обвиняют в том, что находится вне моего контроля. □
16. Из-за своей самонадеянности я попадаю в неприятные ситуации. □
17. Моя уверенность в себе отталкивает людей. □
18. Я уверен, что человек, добившийся успеха в одной области, может точно так же преуспеть в другой. □
19. В моих промахах виноваты другие. □
20. Добившись успеха, можно отдохнуть и удержаться на достигнутом уровне за счет силы инерции. □
21. Люди сознательно затрагивают именно те области, в которых я особенно чувствителен к критике. □
22. В отношении критики у меня шестое чувство. Я всегда угадываю, когда обо мне говорят. □
23. Негативные замечания ранят меня по-настоящему, поэтому иногда я впадаю в депрессию. □
24. Я слышу только негативные замечания и не замечаю похвал. □
25. Я полагаю, что все замечания стоят одного и того же, одна им цена. □
26. Я расстраиваюсь, если мне не удается завершить дело. □
27. Если обо мне говорят, что я «такой, как все» или «один из многих», я чувствую себя оскорбленным. □
28. Лучше я ничего не буду делать, чем возьмусь за работу ниже моего достоинства. □
29. Для меня очень важно, чтобы люди воспринимали меня как человека, ни на йоту не отступающего от стандартов безупречности. □
30. Даже самая незначительная ошибка может испортить мне весь день или даже всю жизнь. □
31. По сравнению с другими я – неудачник. □
32. Во мне силен дух соревнования. □
33. Я расстраиваюсь, когда слышу об успехах других людей. □
34. Я падаю духом оттого, что нахожусь не там, где должен быть. □
35. Мне кажется, что, если хочешь добиться успеха, надо постоянно сравнивать себя с другими. □
36. Мир, знаете ли, очень опасное место. □
37. Если не хочешь иметь неприятностей, соблюдай осторожность в словах и делах. □
38. Не люблю пользоваться случаем. □
39. Я упустил хорошую возможность, потому что побоялся рискнуть. □
40. Я избегаю предпринимать какие-то действия из боязни травмы или неудачи. □
41. Я испытываю чувство вины из-за того, что должен был что-то сделать в прошлом, но не сделал. □
42. Я считаю, что надо жить по правилам. □
43. Оглядываясь на прожитую жизнь, я вижу больше неудач, нежели успехов. □
44. На меня давит необходимость поступать правильно. □
45. Меня угнетает необходимость сделать все дела. □
46. Мне безразлично мнение окружающих. □
47. Люди упрекают меня в том, что я не умею слушать. □
48. Когда меня просят что-то сделать, я ощетиниваюсь. □
49. Я считаю, что все должно делаться по-моему или не делаться вовсе. □
50. Я склонен откладывать даже очень важные дела и весьма медлителен. □
Как оценить результат теста
Посмотрите на рисунок, который получился в результате зачеркивания квадратиков. Если зачеркнутыми оказались в основном квадратики, соответствующие баллам 0 и 1, то проблем у вас совсем немного, а значит, и в жизни у вас не возникает особых затруднений, связанных с рассматриваемыми в книге ошибками.
Однако мы уверены: многие из читателей обнаружат, что они зачеркнули немало квадратиков, соответствующих оценке в 2 балла и выше. Ну а если вы увидите целые группы крестиков, отмечающих оценки 3 и 4, вы получите возможность понять, какие же конкретно ошибки мышления представляют для вас наибольшую опасность.
Итак, если вы обнаружили группу крестиков в диапазоне от 2 до 4 баллов:
➧ в вопросах 1–5 – обратите внимание на главу вторую;
➧ в вопросах 6-10 – обратите внимание на главу третью;
➧ в вопросах 11–15 – обратите внимание на главу четвертую;
➧ в вопросах 16–20 – обратите внимание на главу пятую;
➧ в вопросах 21–25 – обратите внимание на главу шестую;
➧ в вопросах 26–30 – обратите внимание на главу седьмую;
➧ в вопросах 31–35 – обратите внимание на главу восьмую;
➧ в вопросах 36–40 – обратите внимание на главу девятую;
➧ в вопросах 41–45 – обратите внимание на главу десятую;
➧ в вопросах 46–50 – обратите внимание на главу одиннадцатую.