Песни с ошибками в ударении

Ударения – одна из самых больших сложностей русского языка. Их неправильная постановка встречается не только в повседневной жизни, но и в официальной речи, в фильмах и в песнях. На этот раз «СЛОГиЯ» вместе со своими читателями разберёт несколько песен, в которых ударение в отдельных словах произносится неправильно.

Музыка нас связала

Популярная песня группы «Мираж». Она вышла в конце 80-х годов прошлого века и до настоящего времени не утратила актуальности. Молодежь слушает ее с удовольствием, старшее поколение – с ностальгией.

И, конечно, многие подпевают слова припева:

Музыка нас связала, тайною нашей стала.
Всем уговорам твержу я в ответ: «Нас не разлу́чат, нет!».

Стоп! Тут вмешиваются «занудные» лингвисты, останавливают музыку и заявляют: «Разлу́чат? Разве так можно говорить!»

Разберемся? Словари говорят, что правильно только «разлуча́т». В Русском словесном ударении М.В.Зарвы и Орфоэпическом словаре Р.И.Ованесова специально оговаривается – не разлу́чит и не разлу́чат. И наша традиционная «запоминалка» на тему песни.

Звуки музыки звуча́т –

С нею нас не разлуча́т.

Такси, такси

Альбом с этой композицией Игоря Николаева увидел свет в 1992 года, но и по прошествии десятилетий песня остаётся популярной. Первое, что приходит на ум при слове «такси» – «такси, такси! Вези, вези…».  А язык, помимо воли, уже произносит слова песни. И вот мы допели до слов:

Мы приедем в наш старый дом

И не вклю́чим в прихожей свет…

И снова стоп! Вклю́чим свет? Мы забыли про песню, мысли побежали в другом направлении: правильно ли так говорить? И вот мы уже листаем словари. Мелькают перед глазами Русское словесное ударение М.В.Зарвы, Орфоэпические словари под редакцией Р.И.Ованесова и под редакцией И.Л.Резниченко, а также Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой, но нигде нет слова «вклю́чим». Правильно только «включи́м», «включи́т». В словарях Р.И.Ованесова и И.Л.Резниченко специально отмечается, что вклю́чит, вклю́чишь и вклю́чим говорить неверно. А  запомнить поможет наша рифма:

Снова-снова повтори́м:

Свет в прихожей мы включи́м!

А лето – это маленькая жизнь

Лето, к сожалению, закончилось. Но песня Олега Митяева популярна во все времена и сезоны. Слушая ее, будто книгу читаешь про «жизнь, в которой не было ни дня фальши. Вряд ли кто-то точно знает, что дальше. Только участковый мне кивнет молча… Лето – это маленькая жизнь».

Не хочется говорить «стоп», но «СЛОГиЯ» вновь видит неправильное ударение:

И хотя в твоем окне ночует наша грусть

Я в мусоропро́вод бросил два своих ключа…

Мусоропровод не «про́вод», как и другие «прово́ды» – водопрово́д, газопрово́д, нефтепрово́д, трубопрово́д. Ударение здесь всегда падает на последний слог. А провода здесь ни при чем. Об этом подробно рассказывал «Грамотатор». А повторить и запомнить поможет «запоминалка»:

На лестнице в подъезде

Имеется прохо́д:

Там располагается

Мусоропрово́д!

Радовать, хочу тебя сегодня радовать

Очень романтичная песня Анатолия Днепрова. Она тоже не новая, но постоянно на слуху. Необычный голос певца, прекрасные слова о любви.

Но и тут зоркая «СЛОГиЯ» нашла неверные ударения, повторяющиеся не раз:

Ба́ловать, хочу тебя сегодня ба́ловать.
Одну тебя на свете ба́ловать.

В слове «баловать» и производных от него – избаловать, разбаловать, избалованный и других – ударение никогда не падает на слог «ба». Единственное слово с таким ударением – ба́ловень, но оно не является проверочным к «балова́ть», «избалова́ть», «избало́ванный». Подробнее об этом в «Грамотаторе», а нам остаётся прочитать и запомнить. Поможет же в этом наша рифма:

И не надо забыва́ть

Своих детишек балова́ть.

Ну где же ты, студент, игрушку новую нашел?

И еще одна замечательная песня, на этот раз –  всеми любимой группы «Руки вверх» – «Студент». Жизненная ситуация, заводная музыка и… неправильное ударение.

Ты зво́нишь ей домой, когда меня рядом нет,

Скажи мне ДА или НЕТ, и дай мне свой ответ.

Кстати, в повседневной речи «зво́нит», «зво́нишь», «зво́ним» – одна из самых распространенных ошибок. Никак это слово не хочет поддаваться и звучать правильно. А правильно только с ударением на последний слог – звони́шь, звони́т, позвони́т, созвони́мся. «Грамотатор» рассказывал и об  этом. А мы предлагаем запомнить рифму, которая поможет произносить правильно:

Во тьме ты номер разгдяди́шь

И подруге позвони́шь.

Конечно, в песнях часто стоит выбор: рифма, ритм или правильное произношение. Слушая радующие душу композиции, мы не замечаем «неправильностей». Мы любим их звучание, слова, исполнителей. Наслаждаемся и не задумываемся над произношением, ведь мы не на экзамене и не на уроке русского языка

Но песни легко запоминаются, долго крутятся в голове, и неправильное ударение в словах может остаться в памяти надолго и сослужить недобрую службу, в том числе и на экзамене. Так что песни слушаем и радуемся, а про правильное произношение не забываем, отмечая его про себя, чтобы не запомнить неправильное и не попасть впросак.

А свои предложения и вопросы читатели могут прислать, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета». Они станут темами новых публикаций «СЛОГиЯ» и «Грамотатора».

7 грубых ошибок в известных песнях, которых вы не замечали раньше

Какими бы ни были ваши музыкальные предпочтения, эти песни знают все. И объединяет их одно: ошибки, которые режут слух грамотным людям. В одних случаях авторы композиций ставят ударение не там, где нужно, в других — допускают ошибки при склонении существительных и употребляют не те предлоги. Рассказываем, о каких песнях идет речь и какие ошибки в них допущены.

Тима Белорусских, «Мокрые кроссы»

Тима Белорусских — новый кумир молодежи, ворвавшийся на музыкальный олимп каких-то два года назад, выпустил немало топовых песен, и «Мокрые кроссы» — одна из них. А помните ли вы, как заканчивается припев? «Для остальных я занят, звонки без ответа, /Дойти б к тебе, дойти б к тебе».

Но ведь это типичная ошибка в управлении: по правилам русского языка дойти можно только до кого-то, а к кому-то — максимум прийти. Внимательнее, Тима: ваши не окончившие школу поклонники могут ошибиться на ЕГЭ по русскому.

«Браво», «Этот город»

«Нарисованы бульвары, реки и мосты, / Разноцветные веснушки, белые бантЫ», — поет Роберт Ленц, солист группы «Браво». Вот только по правилам ударение в слове «банты» должно падать не на последний, а на первый слог — по аналогии с «тОртами» и «шАрфами». Разумеется, если бы автор задумался о нормах русского языка и поставил бы ударение правильно, рифмы со словом «мосты» не получилось бы. И все же знать, что это ошибка, стоит.

«Би-2», «Варвара»

Что там случилось со стрелой у солиста группы «Би-2» во втором куплете песни «Варвара»? Она порвАлась — какая досада. А может быть, произошло это оттого, что ударение в этом слове стоит не там, где нужно? Конечно, правильно — порвалАсь, и никак иначе.

Валерий Меладзе, «Самба белого мотылька»

Ошибки в песнях делают даже Заслуженные артисты, и один из них — Валерий Меладзе. Помните, что он предлагает делать в припеве хита «Самба белого мотылька»? Совершенно верно: жить как белые мотыльки и летать себе недалЁко от земли. Ну разве так можно? Правильно — недалеко, с буквой «е» и ударением на последний слог. К слову, в 2017 году эту песню перепел более популярный у тинэйджеров Егор Крид — увы, с той же ошибкой в припеве.

Олег Анофриев, «Есть только миг»

Кто только не исполнял эту легендарную песню: Олег Анофриев, Олег Даль, Николай Расторгуев, Лев Лещенко и даже Михаил Боярский — и все же изначально она была написана для фильма «Земля Санникова», вышедшего в 1973 году. Ошибка, которая

закралась в текст, до боли напоминает ту, что допустили участники дуэта «Би-2», и речь, как вы уже, наверное догадались, идет о звезде, которая «сорвАлась и падает». Давайте повторим еще раз: ударение должно падать на последний слог — «сорвалАсь».

Монеточка, «Нимфоманка»

Еще одна молодая и ультрамодная певица — Монеточка — тоже оказалась не без греха. Правда, ошибается она не при расстановке ударений, а при склонении существительных, которые употребляются только во множественном числе и не имеют рода. Разумеется, речь идет о джинсах, которые упоминаются в ее песне «Нимфоманка». В припеве Монеточка поет: «Хочешь раздеться? Стой, не спускайся вниз, / Залезь мне в сердце, а не в ширинку джинс». Да, если бы на месте этого предмета гардероба оказались брюки или шорты, все было бы правильно: в ширинку брюк, в ширинку шорт. Вот только к джинсам это не относится, и единственно верным вариантом является «в ширинку джинсов».

«Мумий Тролль», «Медведица»

Вы помните, с чего начинается песня группы «Мумий Тролль» «Медведица»? С монолога дамы, которая немножко «соврАла» парнишке и тем самым довела его до слез. Быть может, молодой человек просто хорошо знал правила русского языка и помнил, что правильно — совралА?

Ранее нижегородская «училка» раскритиковала Юрия Дудя за неправильные ударения.

Нарушение орфоэпических норм в песнях современных исполнителей

Правильная и грамотная речь, а в особенности правильное произношение — один из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Неправильное произношение затрудняет обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. Роль хорошего произношения возросла в наше время, так как устная речь на публичных собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.

Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Имеющиеся в современных лингвистических исследованиях сведения о подобных ошибках, к сожалению, мало связаны с изучением уровня употребления орфоэпических ошибок в нашей речи. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Мы неслучайно выбрали именно такую тему нашего исследования. Современная молодежь стала меньше читать, и это доказанный факт. Аудирование, как бы ни печально это звучало, становится самым мощным источником пропаганды грамотности. Сегодня в метро, например, можно встретить гораздо больше людей, сидящих в наушниках, а не с книгой в руках. Слушая музыку, человек, так или иначе, принимает то произношение, которое звучит в песне. А если это произношение ещё и неправильное?

Литературное произношение имеет не меньшее значение, чем верное написание. Установление норм звучащей речи связано с рядом объективных трудностей.

Цель работы: проанализировать речевые отклонения в текстах современных песен. Основной метод исследования: выборка и анализ материала. Результаты исследования – классификация языкового материала по выявленным нарушениям норм.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) определить теоретические основы исследования: дать определение понятиям, необходимым для проведения исследования;

2) проанализировать современные песенные тексты на предмет наличия в них нарушений языковых норм;

3) воспитывать любовь к красоте русского языка.

Объектом исследования являются тексты популярных современных песен, исполняемые на эстраде в течение последних 15 лет (середина 1990-х – 2014 гг.).

Предметом – причины речевых отклонений от языковых норм в текстах песен, которые влияют на формирование речевой культуры и ценностей.
Актуальность исследования: речь, звучащая из динамиков, является образцом для подрастающего поколения, ведь музыка и песни неотъемлемая часть нашей жизни. И нельзя допустить, чтобы для нас образцовой стала неправильная речь, насыщенная ошибками.

Творческая работа состоит из трех частей. Первая часть – введение. Вторая часть – основная, состоит из двух глав, первая глава освещает некоторые теоретические вопросы в рамках орфоэпии, вторая – анализ текстов песен с орфоэпическими нарушениями. Третья часть – заключение.

Скачать:

Вложение Размер
start_v_nauku.docx 34.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИСЦЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Творческая работа по русскому языку на тему:

«Нарушение орфоэпических норм в песнях современных исполнителей»

Автор работы : Ловкова Анастасия Викторовна, обучающаяся 7 класса

МБОУ «Мисцевская ООШ № 1»

Адрес: Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Мисцево, дом 5

Руководитель : Гудков Сергей Николаевич, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мисцевская ООШ № 1»

Тел.: 4-171-945 (980)

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА………………………….

  1. Русское литературное произношение и его исторические основы……….
  1. Орфоэпическая норма ……………………………………………………….
  1. Особенности русского ударения ……………………………………………

РАЗДЕЛ II. НАРУШЕНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НОРМ НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН СОВРЕМЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ……………………….

  1. Анализ нарушение орфоэпических норм………………………………….

Правильная и грамотная речь, а в особенности правильное произношение — один из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Неправильное произношение затрудняет обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. Роль хорошего произношения возросла в наше время, так как устная речь на публичных собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.

Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Имеющиеся в современных лингвистических исследованиях сведения о подобных ошибках, к сожалению, мало связаны с изучением уровня употребления орфоэпических ошибок в нашей речи. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Мы неслучайно выбрали именно такую тему нашего исследования. Современная молодежь стала меньше читать, и это доказанный факт. Аудирование, как бы ни печально это звучало, становится самым мощным источником пропаганды грамотности. Сегодня в метро, например, можно встретить гораздо больше людей, сидящих в наушниках, а не с книгой в руках. Слушая музыку, человек, так или иначе, принимает то произношение, которое звучит в песне. А если это произношение ещё и неправильное?

Литературное произношение имеет не меньшее значение, чем верное написание. Установление норм звучащей речи связано с рядом объективных трудностей.

Цель работы: проанализировать речевые отклонения в текстах современных песен. Основной метод исследования: выборка и анализ материала. Результаты исследования – классификация языкового материала по выявленным нарушениям норм.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

1) определить теоретические основы исследования: дать определение понятиям, необходимым для проведения исследования;

2) проанализировать современные песенные тексты на предмет наличия в них нарушений языковых норм;

3) воспитывать любовь к красоте русского языка.

Объектом исследования являются тексты популярных современных песен, исполняемые на эстраде в течение последних 15 лет (середина 1990-х – 2014 гг.) .

П редметом – причины речевых отклонений от языковых норм в текстах песен, которые влияют на формирование речевой культуры и ценностей.
Актуальность исследования: р ечь, звучащая из динамиков, является образцом для подрастающего поколения, ведь музыка и песни неотъемлемая часть нашей жизни. И нельзя допустить, чтобы для нас образцовой стала неправильная речь, насыщенная ошибками.

Творческая работа состоит из трех частей. Первая часть – введение. Вторая часть – основная, состоит из двух глав, первая глава освещает некоторые теоретические вопросы в рамках орфоэпии, вторая – анализ текстов песен с орфоэпическими нарушениями. Третья часть – заключение.

РАЗДЕЛ I ОРФОЭПИЯ . ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА.

1.1. Русское литературное произношение и его исторические основы.

Орфоэпия (греч. orthos — прямой, правильный и epos — речь) — это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях:

1) система единых норм произношения в литературном языке;

2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержание орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой, например произношение [шн] на месте сочетания чн ( ску [ш] но ) или [в] на месте г в окончании -ого — -его ( того — то [в] о , его — е [в] о ).

В обычном разговорном произношении наблюдается ряд отступлений от орфоэпических норм. Источниками таких отступлений нередко являются родной говор (произношение в том или ином диалекте говорящего) и письмо (неправильное, буквенное произношение, соответствующее правописанию). Так, например, для уроженцев севера устойчивой диалектной чертой является оканье, а для южан — произношение [г] фрикативного. Произношение на месте буквы г в окончании род. пад. прилагательных звука [г], а на месте ч (в словах конечно, что ) звука [ч] объясняется «буквенным» произношением, которое в данном случае не совпадает со звуковым составом слова. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы устранить отступления от литературного произношения.

Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием национального языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных национальных языках и в разные эпохи строгость и единообразие норм орфоэпии и их социолингвистическое значение различны. Правила орфоэпии имеют длительную историю и складываются в качестве норм национального языка обычно поздно. Нормы орфоэпии русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в 1-й половине XVII века как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сложились во 2-й половине XIX века, хотя имелись и колебания. Существовавшие до 1917 года нормы орфоэпии в основном сохранились; изменились лишь некоторые частные правила.

1.2. Орфоэпическая норма.

Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие. Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны

  • с постановкой ударения,
  • с произношением е или э после согласных в заимствованных словах,
  • с произношением е или ё после согласных под ударением,
  • с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн,
  • с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове),
  • с произношением звуков [ж] и [ж’] на месте сочетаний жж, жд, зж.

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические – нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится. Орфоэпические нормы устанавливаются учеными – специалистами в области фонетики. На основании чего лингвисты решают, какой вариант следует отвергнуть, а какой одобрить? Кодификаторы орфоэпии взвешивают все «за» и «против» каждого из встречающихся вариантов, при этом принимая во внимание разные факторы: распространенность произносительного варианта, его соответствие объективным законам развития языка (т.е. смотрят, какой вариант обречен, а у какого есть будущее). Они устанавливают относительную силу каждого довода за произносительный вариант. Например, распространенность варианта важна, но это не самый сильный довод в его пользу: бывают и распространенные ошибки. Кроме того, специалисты по орфоэпии не спешат утвердить новый вариант, придерживаясь разумного консерватизма: литературное произношение не должно меняться слишком быстро, оно должно быть устойчиво, ведь литературный язык связывает поколения, объединяет людей не только в пространстве, но и во времени. Поэтому рекомендовать надо традиционную, но живую норму, хотя бы она и не была наиболее распространенной.
Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков, преимущественно украинского. Орфоэпическая правильность заключается в соблюдении:

-правил произношения и ударения,

1.3. Особенности русского ударения.

Ударение — выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха; изменением высоты голосового тона; продлением звука.

Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. Русское ударение – одна из самых сложных тем для усвоения. Современные школьники довольно часто совершают ошибки при постановке ударения, поэтому этой теме стоит уделить особое внимание. Ударение в русском языке характеризуется своей подвижностью. В разных словах ударение может падать на любой слог в слове: на первый — ба΄нты, на второй — звони΄т, на третий — жалюзи΄, на четвертый — апартаме΄нты. Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода΄ — во΄ду, хожу΄ — хо΄дишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: за΄мок — замо΄к, засы΄пать — засыпа΄ть.

Разноместность и подвижность русского ударения нередко приводит к тому, что у одного слова появляется несколько вариантов произношения. Чаще всего причиной появления акцентных вариантов являются профессиональные варианты слов, диалекты и другие факторы. Иногда один из вариантов слова определяется словарями как соответствующий норме (литературный вариант), а другой — как неправильный или разговорный.

Топ-5 песен с неправильным ударением в словах

Ударения – одна из самых больших сложностей русского языка. Их неправильная постановка встречается не только в повседневной жизни, но и в официальной речи, в фильмах и в песнях. На этот раз «СЛОГиЯ» вместе со своими читателями разберёт несколько песен, в которых ударение в отдельных словах произносится неправильно.

Музыка нас связала

Популярная песня группы «Мираж». Она вышла в конце 80-х годов прошлого века и до настоящего времени не утратила актуальности. Молодежь слушает ее с удовольствием, старшее поколение – с ностальгией.

И, конечно, многие подпевают слова припева:

Музыка нас связала, тайною нашей стала.
Всем уговорам твержу я в ответ: «Нас не разлу́чат, нет!».

Стоп! Тут вмешиваются «занудные» лингвисты, останавливают музыку и заявляют: «Разлу́чат? Разве так можно говорить!»

Разберемся? Словари говорят, что правильно только «разлуча́т». В Русском словесном ударении М.В.Зарвы и Орфоэпическом словаре Р.И.Ованесова специально оговаривается – не разлу́чит и не разлу́чат. И наша традиционная «запоминалка» на тему песни.

Звуки музыки звуча́т –

С нею нас не разлуча́т.

Такси, такси

Альбом с этой композицией Игоря Николаева увидел свет в 1992 года, но и по прошествии десятилетий песня остаётся популярной. Первое, что приходит на ум при слове «такси» – «такси, такси! Вези, вези…». А язык, помимо воли, уже произносит слова песни. И вот мы допели до слов:

Мы приедем в наш старый дом

И не вклю́чим в прихожей свет…

И снова стоп! Вклю́чим свет? Мы забыли про песню, мысли побежали в другом направлении: правильно ли так говорить? И вот мы уже листаем словари. Мелькают перед глазами Русское словесное ударение М.В.Зарвы, Орфоэпические словари под редакцией Р.И.Ованесова и под редакцией И.Л.Резниченко, а также Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой, но нигде нет слова «вклю́чим». Правильно только «включи́м», «включи́т». В словарях Р.И.Ованесова и И.Л.Резниченко специально отмечается, что вклю́чит, вклю́чишь и вклю́чим говорить неверно. А запомнить поможет наша рифма:

Свет в прихожей мы включи́м!

А лето – это маленькая жизнь

Лето, к сожалению, закончилось. Но песня Олега Митяева популярна во все времена и сезоны. Слушая ее, будто книгу читаешь про «жизнь, в которой не было ни дня фальши. Вряд ли кто-то точно знает, что дальше. Только участковый мне кивнет молча… Лето – это маленькая жизнь».

Не хочется говорить «стоп», но «СЛОГиЯ» вновь видит неправильное ударение:

И хотя в твоем окне ночует наша грусть

Я в мусоропро́вод бросил два своих ключа…

Мусоропровод не «про́вод», как и другие «прово́ды» – водопрово́д, газопрово́д, нефтепрово́д, трубопрово́д. Ударение здесь всегда падает на последний слог. А провода здесь ни при чем. Об этом подробно рассказывал «Грамотатор». А повторить и запомнить поможет «запоминалка»:

На лестнице в подъезде

Радовать, хочу тебя сегодня радовать

Очень романтичная песня Анатолия Днепрова. Она тоже не новая, но постоянно на слуху. Необычный голос певца, прекрасные слова о любви.

Но и тут зоркая «СЛОГиЯ» нашла неверные ударения, повторяющиеся не раз:

Ба́ловать, хочу тебя сегодня ба́ловать.
Одну тебя на свете ба́ловать.

В слове «баловать» и производных от него – избаловать, разбаловать, избалованный и других – ударение никогда не падает на слог «ба». Единственное слово с таким ударением – ба́ловень, но оно не является проверочным к «балова́ть», «избалова́ть», «избало́ванный». Подробнее об этом в «Грамотаторе», а нам остаётся прочитать и запомнить. Поможет же в этом наша рифма:

И не надо забыва́ть

Своих детишек балова́ть.

Ну где же ты, студент, игрушку новую нашел?

И еще одна замечательная песня, на этот раз – всеми любимой группы «Руки вверх» – «Студент». Жизненная ситуация, заводная музыка и… неправильное ударение.

Ты зво́нишь ей домой, когда меня рядом нет,

Скажи мне ДА или НЕТ, и дай мне свой ответ.

Кстати, в повседневной речи «зво́нит», «зво́нишь», «зво́ним» – одна из самых распространенных ошибок. Никак это слово не хочет поддаваться и звучать правильно. А правильно только с ударением на последний слог – звони́шь, звони́т, позвони́т, созвони́мся. «Грамотатор» рассказывал и об этом. А мы предлагаем запомнить рифму, которая поможет произносить правильно:

Во тьме ты номер разгдяди́шь

И подруге позвони́шь.

Конечно, в песнях часто стоит выбор: рифма, ритм или правильное произношение. Слушая радующие душу композиции, мы не замечаем «неправильностей». Мы любим их звучание, слова, исполнителей. Наслаждаемся и не задумываемся над произношением, ведь мы не на экзамене и не на уроке русского языка

Но песни легко запоминаются, долго крутятся в голове, и неправильное ударение в словах может остаться в памяти надолго и сослужить недобрую службу, в том числе и на экзамене. Так что песни слушаем и радуемся, а про правильное произношение не забываем, отмечая его про себя, чтобы не запомнить неправильное и не попасть впросак.

А свои предложения и вопросы читатели могут прислать, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета». Они станут темами новых публикаций «СЛОГиЯ» и «Грамотатора».

источники:

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/06/15/narushenie-orfoepicheskih-norm-v-pesnyah-sovremennyh

http://ug.ru/top-5-pesen-s-nepravilnym-udareniem-v-slovah/

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОК-ПЕСЕН

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Чекалина О.И. 1


1МАОУ «СОШ № 98 г. Челябинска»

Шилова В.В. 1


1МАОУ «СОШ № 98 г. Челябинска»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.

Особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Каждый человек ежедневно испытывает воздействие речи, звучащей в теле — и радиоэфире или содержащейся в текстах, представленных на страницах газет и журналов. Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особенно СМИ оказывают влияние на молодёжь, ведь именно она, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает.

Песня до сих пор остаётся одним из часто используемых средств массовой информации. В ней отражается душа народа. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек может найти отклик своему душевному состоянию в песне. Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Но если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов [11]. А ведь смысловая нагрузка в песенном жанре в равной степени падает и на слова, и на музыку.

Проведённый нами социологический опрос показал, что старшеклассники песню любят, слушают активно, обращают внимание на слова в песнях, вдумываются в текст, но спокойно относятся к речевым ошибкам в песнях.

Актуальность работы обусловлена большой практической значимостью. Исследование поможет школьникам развивать критическое мышление и анализировать услышанные музыкальные тексты с точки зрения их языковой грамотности.

Цель исследовательской работы: типы нарушений орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».

Задачи исследования:

1) Изучить теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам;

2) Составить классификацию орфоэпических и грамматических ошибок;

3) Проанализировать тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок;

3) Систематизировать материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок;

4) Провести обучающий тренинг для старшеклассников.

Объект исследования: орфоэпические и грамматические нормы в текстах песен.

Предмет исследования: соблюдение орфоэпических и грамматических норм в текстах песен жанра «рок».

Новизна исследования состоит в выборе материала, обусловленного жанром. Приведенные нами примеры не встречались в работах других авторов. Также стоит отметить, что исследования подобного характера часто основаны на устаревшем материале, не актуальном для сегодняшних школьников.

Методы исследования: описательный метод (анализ материала в научной литературе, анализ и обработка собранного материала), метод сравнительного анализа (элементы лексического анализа).

Практическая значимость работы в том, что она может использоваться на уроках русского языка. Задание на поиск грамматических ошибок присутствует в тестовой части ЕГЭ по русскому языку (задание 7), где учащимся нужно не только найти ошибку, но соотнести ее с типом, указанным в таблице. Это задание традиционно вызывает большое затруднение у ребят. Эффективным представляется использование примеров из текстов песен авторов, которые знакомы ребятам, что будет способствовать большей требовательности к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.

Выявить орфоэпические ошибки учащихся может помочь школьный орфоэпический словарь русского языка Лекканта [7], который способствует ориентации в системе норм литературного произношения, помогает установить, как следует поставить ударение в русских словах и в их наиболее употребительных грамматических формах, как произносить иноязычные слова, в том числе новые, заимствованные в конце ХХ – начал ХХI, рекомендует предпочтительно произношение звукосочетаний или отдельных звуков. В данном словаре отражаются орфоэпические варианты.

В книге Горбачевича «Изменение норм русского литературного языка» [4] рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, самоупотребительных, морфологических, синтаксических). Автор особо останавливается на так называемых отступлениях от нормы, объясняет их природу, выясняет закономерности в развитии нормы. Анализ подтверждается примерами из современной речи и практикой нормативной лексикографии.

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы Борунова [1] представляет собой новый лексикографический труд. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, а также введены запретительные пометы. Для читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.

В энциклопедическом словаре юного филолога Панова [14] рассказывается о законах развития языка, различных языках народов мира. Главное внимание уделяется русскому языку. Читатели узнают также о проблемах, которые решает современная наука о языке, и о выдающихся ученых-лингвистах. Словарь признан воспитывать у учащихся чувство гордости за свой родной язык, уважение к языкам народов мира как огромной исторической и культурной ценности, поможет в выборе профессии.

Книга Максимова «Русский язык и культура речи» [9] включает систему заданий, способствующих осмыслению теоретических сведений, содержащихся в учебнике, и освоению надлежащих речевых умений и навыков в деловой сфере общения.

Справочник Розенталя «Управление в русском языке» [10] поможет правильно построить предложения, устранить речевые ошибки при соединении слов в словосочетания, что важно для повышения культуры речи. Данное издание может служить справочным пособием для педагогов, издательских работников, студентов, для всех, кто хочет научиться писать грамотно. В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами синтаксического управления — выбором надлежащей падежной формы и подходящего предлога. Несмотря на значительную стабильность конструкций с управлением, нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения.

1 Понятие языковой нормы

Языковая норма (норма литературная) – явление историческое. Это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Если носитель языка не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается – это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.

Орфоэпические ошибки связаны с нормами произношения и ударения, отраженными в соответствующих словарях [1],[7].

Относительно произносительных норм можно выделить акцентологические (в ударениях) ошибки. Ударения в словах разных частей речи ставятся по усмотрению авторов, зачастую пренебрегающих нормами нормативного произношения.

Существуют следующие типы ошибок:

  1. ошибки в нормах ударения,

  2. ошибки в произношении[,э] или [э],

  3. ошибки в произношении [ч] или [ш] в сочетаниях чт и чн,

  4. произношением отдельных слов, сочетаний звуков (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове).

Ошибка в ударении очень распространена, это может повлиять на речь слушателей, особенно в тех случаях, когда проникает в речь «фанатов», поклонников того или иного исполнителя. Стоит отметить, что рок-радиостанции, в частности «Наше радио», достаточно требовательны к исполнителям: чтобы попасть в эфир, автором пришлось исправить свои ошибки. У рок-исполнителей, таким образом, есть мотивация работать над повышением грамотности.

В полученном исследуемом материале также присутствуют и ошибки в произношении сочетаний звуков. Авторы зачастую искажают произношение слов. Обратимся к понятию фонетической нормы. Различают три стиля произношения: высокий, нейтральный, разговорный. Под разговорным произношением понимается такое, которое характеризуется меньшей напряженностью органов речи, меньшей четкостью произношения, что приводит к изменению качества звуков вплоть до их выпадения.

В области гласных фонем наблюдаются такие особенности разговорного произношения:

  • сильная количественная редукция (ослабленное произношение звуков [а], [о], [э] или же совпадение этих звуков;

  • качественная редукция гласных, особенно [у], который в безударной позиции может звучать как [ъ] или [и];

  • стяжение гласных в предударной части слова.

В области согласных фонем:

  • упрощение групп согласных (редукция согласных до нуля в сочетании с другими согласными);

  • редукция интервокальных (находящихся между гласными) согласных.

Разговорное произношение встречается в песнях современных рок-исполнителей все чаще. Например, можно увидеть, как разговорное произношение может выполнять роль изобразительно-выразительного средства. В то же время бесцельное, неумелое, не вызванное крайней необходимостью нарушение речевых норм может вызвать у грамотных слушателей отвращение к исполняемому произведению. Соблюдение орфоэпических норм является очень важным фактором для развития профессиональных качеств и навыков авторов текстов.

Грамматические ошибки – нарушения норм словообразования и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Грамматическое оформление современных рок-текстов также небезукоризненно.

Существуют следующие типы грамматических ошибок:

  • Ошибки в управлении в словосочетании;

  • Нарушение в построении предложения как с деепричастным и причастным оборотами;

Так и с причастными:

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

  • Ошибки в построении предложения с однородными членами;

  • Неправильное употребление падежной формы существительного;

Грамматические ошибки в текстах рок-песен — явление частое. Одно предложение может содержать сразу несколько как грамматических, так и речевых ошибок. Таким образом, был составлен список, примеры ошибок (Приложение А.1). Авторам необходимо редактировать тексты, улучшать их качество, ведь их творчество становится образцом для подражания.

Приложение А. Единицы (предложения) с грамматическими или орфоэпическими ошибками

1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла… (Агата Кристи.Триллер).

2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).

3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).

4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).

5. Город в дорожной петлЕ… (Кино.Звезда по имени Солнце).

6. Жизнь разносилась, как туфлЯ… (Король и Шут).

7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).

8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).

9. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ.Ветер).

10. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).

11. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).

12. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)

13. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )

14. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)

15. Думаешь, что есть дверь и ключ — но их нет. (AlaiOli.Крылья)

17. Наверно завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)

18. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)

19. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)

20. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)

21. Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)

22. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)

23. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв,воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ.Я завтра брошу пить.)

24. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ.Я завтра брошу пить.)

25. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ — Контрреволюция)

26. Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)

2 Анализ выявленных ошибок в текстах песен жанра «рок»

1.1 Анализ орфоэпических ошибок

Нами были проанализированы 25 современных текстов песен жанра «рок». В результате анализа выяснили, что в данных песнях преобладает орфоэпическая ошибка в именах существительных.

• АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль. Алмазами).

• Возьми банджО (бАнджо), сыграй мне на прощанье (В. Бутусов. Гудбай Америка);

• Город в дорожной петлЕ… (Кино. Звезда по имени Солнце).

• Жизнь разносилась, как туфлЯ… (Король и Шут).

• Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира. Прости меня, моя любовь).

• ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2. Волки).

• И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.) и т.д.

В глагольных формах:

• Ах, если б ты понЯла, с каким огнём играла… (Агата Кристи. Триллер).

• В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль. Медведица).

• ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )

• В песне группы «Пилот» «Девочка-весна» есть строчка:

Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь…

Та же орфоэпическая ошибка звучит в песне из репертуара группы «Знаки»:

Телефонистки сходят с ума по одной,

Когда мне кто-то звОнит с Земли,

Но явно с какой-то другой.

Многие фонетические особенности разговорной речи действуют в совокупности, создается весьма «экзотический» фонетический облик слов и словосочетаний, особенно частотный: тысяча девятьсот — [тыж’д’ьв’ицот], например — [нм’эр], человек — [ч’эк], все равно — [с’орно], сегодня — [с’он’а]. Авторы песен допускают такой вид ошибки для создания определённой рифмы, необходимой для легкости восприятия текстов песен.

Подобные примеры встретились нам и при анализе текстов:

• Мы идём гулять, зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[,а] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)

• Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят] грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)

• И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).

Эти песни принадлежат творчеству одной группы – «Мумий Тролль». Стоит отметить, что необычный голос и экспрессивная манера исполнения во многом могут объяснять подобное произношение. Мы склоняемся к мысли, что оно умышленно и по аналогии со звукописью акцентирует внимание слушателя на особенно важных словах песни.

Но это не единственная группа, в песнях которой встречается разговорное произношение. Подобные примеры мы встретили в творчестве группы «Би2».

Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый телеви[зр] (Би2. Компромисс)

Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены. К числу наиболее часто встречающихся ошибок в речи отнесем следующие: орфоэпические ошибки – 65%. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много, причем это не только ошибки в постановке ударения, но и нарушение литературного произношения.

1.2 Анализ грамматических ошибок

В текстах рок-песен присутствуют:

• Ошибки в управлении в словосочетании

Есть в демократии что-то такое,

До чего неприятно касаться рукою (ДДТ — Контрреволюция)

• Нарушение в построении предложения как с деепричастным оборотом: Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC. Вселенная бесконечна.),

Так и с причастным:

И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ. Где мы летим)

• Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:

Думаешь, что есть дверь и ключ — но их нет. (Alai Oli. Крылья)

• Ошибки в построении предложения с однородными членами

Тянулись серые дни и никого рядом с ним (ДДТ. Любовь)

• Но больше всего примеров оказалось на неправильное употребление падежной формы существительного:

Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. David Bowie)

Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ. Я завтра брошу пить.)

Мне снилось, мой календарь не закончился,

Зря я сто лет назад мучился, корчился,

Пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)

Грамматические ошибки: нарушение связи между подлежащим и сказуемым, в построении предложения с причастным и деепричастным оборотами, неправильное употребление падежной формы существительного, ошибка в построении предложения с однородными членами. В то же время стоит учитывать, что литературоведы отмечают особенности подобных текстов: «Рок-текст не самодостаточен и не самостоятелен; он является составной частью рок-композиции, включающей музыку и шоу» [8]. Анализируя творчество группы «ДДТ», литературовед В.В. Шадурский приходит в выводу, что «так называемые грамматические ошибки в поэтических фразах не противоречат точности мысли, они часть энергетического комплекса, который будит подсознание и сознание слушателя. Рок-поэзия Шевчука отражает тенденции современного русского рока. Логический абсурд, грамматические недоразумения превратились в прием сгущение смысла, воздействия на аудиторию. Следовательно, главное в современном роке не смысл слова, не словесная семантика, а особого рода психическая энергия, которая проникает в глаза, уши, мысли». [9]

Стоит также отметить то, что касается действительно ненамеренных грамматических ошибок: показательно, что тексты двух песен из нашего списка («Девочка-весна» группы «Пилот» и «Телефонистки» группы «Знаки») были впоследствии исправлены, певцы устранили орфоэпические ошибки, что также говорит о том, что авторы-исполнители работают над своей речевой культурой

На основании изученного материала были составлены упражнения для учащихся 10-11 классов в формате заданий Контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по русскому языку. Данные упражнения предполагают отработку заданий № 7 на знание синтаксических норм, норм согласования, норм управления (Упражнение Б.1, Б.2) и № 4 на знание орфоэпических норм (Упражнение Б.3). Знакомые строчки песен способствуют более качественному усвоению материала и формированию грамотной речи.

Приложение Б. Упражнения для учащихся 10-11 классов

Упражнение Б.1 — Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. (по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИП ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1. Думаешь, что есть дверь и ключ — но их нет. (AlaiOli.Крылья)

2. И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло

3. Небо цвета сталь, листьев черный лес.

4. Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен

5.Горит ночной экран, хрустит во рте икра!

6. Тянулись серые дни, и никого рядом с ним

Б. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В. Неправильное употребление падежной формы существительного

Г. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Д. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Упражнение Б.2 — Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. (по типу задания 7 в Контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по русскому языку)

Найдите и исправьте орфоэпические и грамматические ошибки в текстах современных песен, постарайтесь сохранить песенный ритм.

1. Что нам ветер да на это ответит, несущийся мимо да сломавший крыло? И упав между нами, так недолго любимых, разбил он объятья, как простое стекло (ДДТ.Ветер).

2. Ты любишь Дэвид Боуи (Би2. DavidBowie)

3. Мне снилось, мой календарь не закончился/ зря я сто лет назад мучился, корчился, /пытаясь запомнить слога в твоем имени…(Знаки.Верь мне)

4. Вереницы матных слов (Пилот Вольная птица)

5. Небо цвета сталь, листьев черный лес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)

6. Горит ночной экран, хрустит во рте икра! (ДДТ.Я завтра брошу пить.)

7. Есть в демократии что-то такое, до чего неприятно касаться рукою (ДДТ — Контрреволюция)

8. Бог — одинокий ребенок, брошенный всеми в пустом магазине игрушек, бродя среди полок, убивающий время, понимая, что взрослым не нужен (Noize MC.Вселенная бесконечна.)

Упражнение Б.3 — Знание орфоэпических норм Отработка задания № 4 из Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку)

В приведённых ниже предложениях есть слова, в которых допущена ошибка в постановке ударения.: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите эти слова.

1. А если б ты по́нЯла, с каким огнём играла… (Агата Кристи.Триллер).

2. АлмазАми, как глазами, засверкают вместе… (Мумий Тролль.Алмазами).

3. Быть добрее, Быть красивЕе (Звери.Быть добрее).

4. В слезах парнишка: ему соврАла я немножко… (Мумий Тролль.Медведица).

5. Город в дорожной петлЕ… (Кино.Звезда по имени Солнце).

6. Жизнь разносилась, как туфлЯ… (Король и Шут).

7. Не вернешь того, чё было у нас вначале (AlaiOli).

8. И завернём на диско[тэ́]ку… (Мумий Тролль. Не звезда).

9. Море обнимет, закопает в пЕски, закинут рыболовы лески, поймают в сети наши души (Земфира.Прости меня, моя любовь).

10. ВолкИ уходят в небеса, горят холодные глаза, приказа верить в чудеса не поступало (Би-2.Волки).

11. ПорвАлась струна и теперь моя песенка спета (Би2. Варвара )

12. Наверно, завтра она позвОнит мне в дверь… (Пилот Девочка-весна)

13. Телефонистки сходят с ума по одной, когда мне кто-то звОнит с Земли, но явно с какой-то другой (Знаки.Телефонистки)

14. Лежит на струнах пыль, ржавеет под окном забытый теви[зр] (Би2. Компромисс)

15. Мы идём гулять,зимний день, и я зам[э́]рз. Калифорн[я] снится, а пока мы в сугробах до небес. (Мумий Тролль — Калифорния снится)

16. Нам бы на Москву, пусть десять раз она неладна, закинуть надо б контрабандой пару контейнеров тепла, сердец, [писят]грамм нежности на сдачу, моей улыбки вам впридачу и ярких красок расписать такую серую и нудную зимУ (Мумий Тролль – Контрабанда)

17. И с этим вот тортОм пойду к себе домой, а Клава, дверь открыв, воскликнет: «Боже мой!» (ДДТ. Я завтра брошу пить.)

Заключение

В соответствии с поставленными целью и задачами, был изучен теоретический материал по орфоэпическим и грамматическим ошибкам, была составлена классификация орфоэпических и грамматических ошибок, были проанализированы тексты современных песен названного направления на наличие орфоэпических и грамматических ошибок, был систематизирован материал, выявив наиболее часто встречающиеся типы ошибок, был проведен обучающий тренинг для старшеклассников.

Проанализировав песенные тексты, мы пришли к выводу, что современные песни являются источником различного рода ошибок. К числу наиболее часто встречающихся речевых ошибок отнесем следующие: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова, смешение слов разной стилевой окраски, стилистический и смысловой разнобой между частями текста. Орфоэпические недочеты в данной работе представлены лишь ошибками в постановке ударения. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много. Грамматические ошибки: нарушение управления в словосочетаниях, употребление возвратных глаголов, разнобой в формах времени и вида глаголов, неправильное использование деепричастий.

Спрос рождает предложение. Популярные песни востребованы. Но качество песенных текстов достойно публичного обсуждения на страницах популярных периодических изданий, в теле- и радиопередачах, поскольку популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, которая влияет на воспитание и формирование речевой культуры. Если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.

Тема, обозначенная в названии работы, имеет большие перспективы развития не только в лингвистике, но и в литературоведении, культурологии, социологии, психологии и других общественных науках. В плане лингвистического анализа предполагается рассмотреть не только неудачные, но и образцовые тексты песен, которые становятся источником крылатых фраз, помогают человеку не только расслабиться, отдохнуть, но и доставляют эстетическое удовольствие.

Если активно пропагандировать идеи качественных песенных текстов, говорить о речевой компетентности авторов и их речевой грамотности, учить замечать ошибки, то это, безусловно, должно положительно повлиять не только на слушателей, но и на исполнителей музыки, ведь чистота речи – это одна из важных составляющих хорошей, а самое главное – качественной песни.

Список литературы

1. Борунова С.Н. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. 4-е изд., стер. М., 1988.

2. Головина Э.Д. Ту-ту-ту и на-на-на. О языке современной популярной песни // Русская речь. 2005. № 4. – С. 121 – 123.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с.

4. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка: пособие. Л.: Просвещение, 1971. 272с.

5. Избранные песни российской эстрады. М.: Изд-во В. Катанского, 2005. Вып. 7. – 128 с.

6. Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования русской рок-поэзии. Русская рок-поэзия: текст и контекст. Выпуск 2. Тверь, 1999. с. 21- 22.

7. Леккант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 168 с. – ISBN 5-09-015018-4.

8. Попельнецкая Н. Как запомнить, где ставить ударение? Под музыку! //http://weburg.net/news/44626

9. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2005. – 413 с.

10. Розенталь Д.Е. «Управление в русском языке» Словарь-справочник. АСТ, 1997.

11.Усоев Г. Бред сивой попсы // Аргументы и факты. 2002. 27 февр. № 9 (1114).

12.Фомина Н.В., Липовенко Е. К. Тексты песен современных популярных исполнителей в зеркале культуры речи [Текст] //Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 32-34.

13. Шадурский В.В. О восприятии рок-поэзии (На материале альбомов группы «ДДТ» «Мир номер ноль» и «Метель августа») // Сб. научн. трудов «Русская рок-поэзия: Текст и контекст». Тверь: ТвГУ, 2001. –Вып. 5. – С. 230–236.

14. Энциклопедический словарь юного филолога .М., 1984. – 352 с.

Просмотров работы: 4308

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Орфоэпические ошибки в песнях

Специальность: сестринское дело

Форма обучения: очная

Студент: Модилова Софья Викторовна

Курс I, группа 12с

Руководитель: Сигаева Юлия Александровна

Подпись _______________________

2020 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА……………………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….………..7

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА…………….……..……….…..9

    1. Русское литературное произношение и его исторические основы…..9

    1. Орфоэпическая норма ………………………………………………..…10

    2. Особенности русского ударения………………………………………..10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА…….……………….……………12

    1. Анализ нарушения орфоэпических норм на примере текстов песен исполнителей……………………………………….……………..……….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………16

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Название проекта

Орфоэпические ошибки в песнях

2. Исполнитель проекта

Модилова Софья Викторовна

3. Руководитель проекта

Сигаева Юлия Александровна

4. Краткое описание проекта

Цель:анализ речевых отклонений в текстах современных песен.

Задачи:

  1. определить теоретические основы исследования: дать определение понятиям, необходимым для проведения исследования;

  2. проанализировать современные песенные тексты на предмет наличия в них нарушений языковых норм;

  3. воспитать любовь к красоте русского языка.

Ожидаемый результат: печатная работа, анализ нарушения орфоэпических норм, презентация, выступление перед обучающимися группы с докладом.

5. Обоснование актуальности и практической значимости проекта

Современная молодежь стала меньше читать и использует более удобные платформы для получения информации.Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Практическая значимость: возможность использовать данный проект на уроках русского языка.

6. Методы исследования

1) теоретический

2) поиск информации в сети Интернет и печатных изданиях;

3) анализ и обобщение полученных сведений.

7. Календарный график

Сроки реализации проекта: январь-май 2020 года

Календарный график проекта

Этапы проекта

Содержание

Сроки

Отметка о выполнении, краткий комментарий преподавателя

Подготовительный этап

Выбор темы проекта

январь

Обоснование актуальности темы

январь

Определение целей, задач

январь

Разработка календарного графика

январь

Поиск источников литературы

февраль

Оформление паспорта

февраль

Оформление паспорта

февраль

Начало исследования

Изучение литературы

февраль

Написание теоретической части

февраль

Реализация проекта

Выполнение исследования

март

Оформление практической части (если предусмотрено) или доклада

март

Подготовка к защите

Подготовка доклада к защите

апрель

Оформление презентации

апрель

Защита проекта

Публичная защита проекта

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Правильная и грамотная речь, а в особенности правильное произношение – один из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Неправильное произношение затрудняет обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. Роль хорошего произношения возросла в наше время, так как устная речь на публичных собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.

Проблема орфоэпических ошибок всегда была актуальной для лингвистики. Как правило, исследования направлены на выявление норм произношения и ошибок в их употреблении. По этой причине изучение данного явления приобретает особый интерес.

Мы неслучайно выбрали именно такую тему нашего исследования. Современная молодежь стала меньше читать и использует более удобные платформы для получения информации. Например, слушая музыку, человек, так или иначе, принимает то произношение, которое звучит в песне. А если это произношение ещё и неправильное?

Цель работы: анализ речевых отклонений в текстах современных песен.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. определить теоретические основы исследования: дать определение понятиям, необходимым для проведения исследования;

  2. проанализировать современные песенные тексты на предмет наличия в них нарушений языковых норм;

  3. воспитать любовь к красоте русского языка.

Объект исследования: тексты популярных современных песен.

Предмет исследования: речевые отклонения от языковых норм в текстах песен.

Проблема: аудирование становится самым мощным источником пропаганды безграмотности.

Методы исследования:

  1. теоретический;

  2. поиск информации в сети Интернет и печатных изданиях;

  3. анализ и обобщение полученных сведений.

  1. . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

    1. Русское литературное произношение и его исторические основы

Орфоэпия— это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях:

1) система единых норм произношения в литературном языке;

2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. 

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержание орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой, например, произношение [шн] на месте сочетания чн (ску[ш]но) или [в] на месте г в окончании -ого -, -его (того — то[в]оего — е[в]о).

Орфоэпия складывается исторически вместе с формированием национального языка. Нормы орфоэпии русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в 1-й половине XVII века как нормы московского говора, которые лишь по мере развития и укрепления национального языка стали приобретать характер национальных норм. Окончательно они сложились во 2-й половине XIX века, хотя имелись и колебания.

    1. Орфоэпическая норма

Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова. В основе русского языка, лежит московское наречие. Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны

  • с постановкой ударения,

  • с произношением е или э после согласных в заимствованных словах,

  • с произношением е или ё после согласных под ударением,

  • с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн,

  • с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове),

  • с произношением звуков [ж] и [ж’] на месте сочетаний жж, жд, зж.

Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков. Орфоэпическая правильность заключается в соблюдении:

-правил произношения и ударения,

-интонационных норм.

1.3. Особенности русского ударения

Ударение – выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха; изменением высоты голосового тона; продлением звука. Во многих языках наблюдается комбинация этих средств.

Русское ударение – одна из самых сложных тем для усвоения. Современные школьники довольно часто совершают ошибки при постановке ударения, поэтому этой теме стоит уделить особое внимание. Ударение в русском языке характеризуется своей подвижностью. В разных словах ударение может падать на любой слог в слове: на первый — ба΄нты, на второй — звони΄т, на третий — жалюзи΄, на четвертый — апартаме΄нты. Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слогана другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода΄ — во΄ду, хожу΄ — хо΄дишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: за΄мок — замо΄к, засы΄пать — засыпа΄ть.

Разноместность и подвижность русского ударения нередко приводит к тому, что у одного слова появляется несколько вариантов произношения. Чаще всего причиной появления акцентных вариантов являются профессиональные варианты слов, диалекты и другие факторы.

  1. . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

2.1. Анализ нарушения орфоэпических норм

  1. Поздний вечер в Соренто нас погодой не бАлует.

(А.Глызин «Поздний вечер в Соренто»)

В «Словаре трудностей русского языка» под ред. Ушаковой С.А. зафиксирована норма баловАть (балУет) с ударением на втором слоге.

  1. Ты звОнишь ей домой, когда меня рядом нет.

(«Руки вверх» «Студент»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма звонИть.

  1. Прости за слезы, что пролИла по ночам.

(О. Газманов «Ненаглядная»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма пролилА.

  1. А для звезды, что сорвАлась и падает.

(А. Зацепин «Есть только миг»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма сорвалАсь.

  1. В лесу родИлась ёлочка.

(Раиса Кудашёва «В лесу родилась елочка»)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма родилАсь.

  1. Нарисованы бульвары, реки и мосты,

Разноцветные веснушки, белые бантЫ.

(«Банты», гр. Браво)

В «Словаре трудностей русского языка» под ред. С.А. Ушакова, зафиксирована норма бАнты с ударением на первом слоге.

  1. ВолкИ уходят в небеса…

(«Волки», гр. Би 2)

Ударение падает на второй слог, хотя во множественном числе в «Словаре трудностей русского языка» под ред. С.А. Ушакова зафиксирована норма вОлки.

  1. Нас не разлУчат…

(«Музыка нас связала» гр. Мираж)

Орфоэпический словарь русского языка под ред. В.И. Круковера фиксирует норму разлучАт.

  1. Хочу, хочу доллАров больше…

(«Мани-мани» гр. Отпетые мошенники)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма дОлларов.

  1. Возьми банджО, сыграй мне на прощанье…

(«Гуд бай, Америка» Наутилус Помпилиус)

В орфоэпическом словаре ударение приходится на гласную а – бАнджо.

  1. ЗвОнишь ты: «Алё, подъём!»

(«Не обижайся на меня» гр. Нэнси)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксировананорма звонИть.

  1. Я лишь тебя пригубИла.

(«Сумасшедший» гр. Виа Гра)

В «Словаре трудностей русского языка» под ред. Ушаковой С.А. зафиксирована норма пригУбить на втором слоге.

  1. А ты всё рУлишь и молчишь.

(«Вишнёвая девятка» гр. Комбинация)

В «Словаре правильной русской речи» под ред. Н.В. Соловьева зафиксирована норма рулИшь.

  1. Держится рука вместо письма пригОршня…

(«Письма издалёка»А.Глызин)

Орфоэпический словарь русского языка под ред. В.И. Круковера фиксирует норму прИгоршня.

  1. НезаконнорОжденный мой сын…

(«Незаконнорожденный мой сын» В. Пресняков)

Орфоэпический словарь русского языка под ред. В.И. Круковера фиксирует норму незаконнорождЁнный.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашего исследования мы показали, насколько много нарушений речевых норм и правил присутствует в современных песнях.

Речевые нарушения не способствуют повышению грамотности молодёжи. Соблюдение орфоэпических норм является важным фактором для развития профессиональных качеств и навыков. Бесцельное, неумелое, нарушение речевых норм может вызвать у грамотных слушателей отвращение к исполняемому произведению.

Песенный жанр в своём роде уникален, так как признаётся народом во все времена. Поэтому важно сохранять облик песни правильным, грамотным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Орфоэпический словарь русского языка. Составитель В.И. Круковер. Корректор О.В. Гриднева.

2. Словарь правильной русской речи: около 85 000 слов: более 400 комент. / ИЛИ РАН; Н.В. Соловьев. – М.: АСТ: Астрель, 2008. -847, [1] с. – (Словари Академии Российской).

3. Словарь трудностей русского языка; [сост. С.А. Ушакова]. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 256 с. – (Познаем и учимся).

4. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. – М.: Учпедгиз, 1957. – 186, [2] с., [1] л. портр.

5. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка. Около 30000 слов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М.: Русский язык, 1987. – 414 с.

6. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык: учебное пособие / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М.: Высшая школа, 1991. – 558, [1] с.

7. Крысин Л.П. Языковая норма и речевая практика. // Отечественные записки. – 2005. – № 2(23).

8. Львов М.Р. Языковая норма и культура речи (теоретический аспект) //Русский язык в школе. – 2006. – №4. – С.3-8.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Песни с ошибками в орфоэпии
  • Песни с ошибками в названии
  • Песни с грамматическими ошибками и предложениями
  • Песни про ошибки на английском
  • Песни про ошибки в любви

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии