Печорин лишает любимого коня казбича в чем ошибка

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь…
прочел я у одного поэта (Б.Пастернак. «Смерть сапера»). Так рассуждали декабристы. Но следующее за ними поколение смотрело на мир иначе.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит,
Как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Так высказывался Лермонтов о своих ровесниках в «Думе». И если бы была необходимость подобрать эпиграфы к главам «Героя нашего времени», все их можно было бы найти в этом стихотворении.

Последекабристская эпоха — тусклый период в нашей истории. Господствовали муштра и казармы, живая мысль преследовалась, страна словно оцепенела. В эти годы появились люди и характеры, которые писатель обобщил в образе Печорина, пояснив, что «герой нашего времени» — портрет, составленный из пороков поколения 30-х годов XIX века в полном их развитии.

Да, Григорий Александрович Печорин, к сожалению, отражал думы и настроения многих блестяще образованных и одаренных дворян. Он мог сделать многое, но не совершил ничего достойного. Лучшие силы и чувства потрачены впустую, на достижение целей, не слишком нужных ему и приносящих страдания другим. Полный необъятных сил, он ищет им применение: похищает Бэлу, например. Для этого сбивает с пути мальчишку Азамата, который после этого, скорее всего, «пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову». Лишает любимого коня Казбича. А бедная Бэла? Ведь и она умирает.
Печорин страдает. Он и сам не рад своей натуре и могучей энергии.

Но вот встречается княжна Мери, и прежние сожаления оставлены: он влюбляет в себя девушку, принеся ей разочарование. А попутно заводит смертельную ссору с Грушницким, которого прежде считал приятелем. Печорин, соблазненный разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь «честных контрабандистов». И только в «Фаталисте», кажется, делает одно полезное дело: разоружает пьяного казака с риском для жизни. Но словно какой-то рок преследует его. Ведь и здесь история кончается трагической смертью Вулича, предсказанной Григорием Александровичем. Кажется, между строк читаем мы: «Дело нужно ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл!» Но в эпоху «застоя», каким и было время правления Николая I, больших, настоящих дел всегда не так уж много…

Перечислены наиболее интересные эпизоды известной нам жизни Печорина. Устав от нее, он едет умирать в Персию. О самом страшном для каждого человека роковом рубеже он говорит просто и буднично: «Что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно».

Почему же молодой, здоровый, богатый аристократ, счастливый в друзьях и любви, имеющий все возможности для службы и творчества, не находит себе места в жизни? Ведь даже любит он от скуки, тщетно надеясь, что новое увлечение будет долгим.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

У него нет цели в жизни, поэтому он мечется, не зная, чем себя занять. Рассуждая с нашей точки зрения, он мог выбрать любую из дорог: жить в своих поместьях, обогащая Отчизну и заботясь о крестьянах; по мере сил приносить пользу на государственной службе; заняться наукой, искусством или общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства в людях и осуждая несправедливость. Наконец, жить семьей и воспитывать детей. Но он не выбирает ни одну.

Конечно, во многом виноват сам Печорин. В любую эпоху можно найти себе благое дело. Но виновата и эпоха. Больно за страну, в которой светлые умы и сильные характеры мелочно проводят свою жизнь. Это говорит о кризисе строя. Образы лишних людей, начавшись Онегиным, присутствуют в лучших произведениях первой половины XIX века.
В наше совсем недавнее время тоже существовало много «лишних» людей. Недаром так много в обществе опустившихся интеллигентов. Им некуда было приложить силы. Из рассказов отца я знаю, что два его товарища по университету, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране. Застывшему обществу не нужны талантливые люди.

Я не буду писать, что не в тот век живу,
Наше время совсем неплохое,
Но большие умы нынче нам ни к чему;
Вдруг они посягнут на «святое»,
— так писал товарищ отца, он спился. У другого нелады семье… Конечно, наши родители и дворяне были материально в очень разных условиях. Но беда у них одна: невозможность найти и осуществить свою цель в жизни.

Я верю, что время «лишних» людей прошло, что наше поколение не сможет жаловаться на отсутствие смысла жизни. И, надеюсь, что о моих ровесниках нельзя будет сказать:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

На чтение 12 мин Просмотров 1к. Опубликовано 14.12.2021

Содержание

  1. История персонажа
  2. История создания
  3. Образ Казбича (характеристика)
  4. Возраст
  5. Отношение к Печорину
  6. Социальный статус
  7. Дальнейшая судьба
  8. Азамат (“Герой нашего времени”)
  9. Почему конь Карагёз стал лучшим другом горца Казбича в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  10. «Герой нашего времени»
  11. Месть Казбича

История персонажа

Черкесский вор, отличающийся скоростью кошки и ловкостью демона, живет своими представлениями о чести и достоинстве. Поэтому при краже лошади у человека от гнева героя страдают не только похитители, но и родственники воров. Ни один горец не оставит без ответа такое оскорбление.

История создания

Казбич — колоритный персонаж романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Само произведение состоит из шести рассказов, но мрачный черкес упоминается только в главе, озаглавленной «Бэла».

Писатель начал работу над оперой в 1838 году. А в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» были опубликованы первые главы романа, в том числе рассказ о краже восточной красавицы и лошади. Каждая часть «Героя нашего времени» позиционируется как отдельный сюжет. Публикация полного сочинения состоялась только в феврале 1840 года.

Исследователи работы Лермонтова утверждают, что у Казбича может быть прототип. В военных новостях упоминается человек с похожей фамилией. Говорят, что храбрый альпинист совершил набег на укрепление Кубани и Георгия-Афипского. Лермонтов, побывавший на Кавказе в молодости, смог услышать множество рассказов о подвигах дерзкого смельчака и тем самым ввел колоритного героя в сюжет своего романа.

Образ Казбича (характеристика)

Образ Казбича (характеристика)

Возраст

Не упомянуто.

Отношение к Печорину

Враждебный. Казбич догадался, из-за кого похитили его лошадь:

ведь Казбич сейчас был на другом берегу реки, и мы по нему стреляли; ну как долго ты будешь на это натыкаться? Эти горцы — люди мстительные: вы думаете, он не понимает, что вы (Печорин) частично помогли Азамату?

Социальный статус

Вор

Знаете, это было не так мирно, не так мирно. Против него было много подозрений, хотя ни в каких шутках его не заметили.

Про него говорили, что он любит гулять на Кубани с абреками и, честно говоря, лицо его было самым разбойничьим

Что за воровская лошадь!

Казбич продает в крепости овец и мед, вероятно украденные:

Он привез баранов в нашу крепость и по дешевке продал

как сюда приедет Казбич; он обещал загнать дюжину баранов

Однажды пришел Казбич и спросил, не нужны ли ему бараны с медом

Казбич приехал на следующее утро рано утром и привез на продажу дюжину овец

Дальнейшая судьба

Чужой человек. Вероятно, он пережил Печоринский переворот и спрятался в другом месте.

— С Казбичем? И, правда, не знаю… Слышал, что на правом фланге шапсугов стоит некий Казбич, смелый человек, который в красном бешмете шагает маленьким шагом под нашими ударами и вежливо кланяется, когда пуля перестает гудеть; Да это не совсем то!..

Азамат (“Герой нашего времени”)

— Сын мирного князя, брат Бэлы, «мальчик лет пятнадцати». «Развратник, бандит, сколь угодно проворный: поднимите шляпу галопом или выстрелите из ружья». Из страха перед русскими отец не отпустил его в горы. «Я был ужасно жаден до денег. За обещанный Пекориным слиток золота он украл лучшего козла из отцовского стада и за рога затащил «в крепость». Ради завладения любимым конем Казбич готов на все: украсть лучшую винтовку или саблю.. к отцу. «Поглаживая» Казбич, называет его добрым человеком, храбрым рыцарем. «Я умру, если ты не продашь его мне (Карагеза)», — сказал А. «дрожащим голосом» и заплакал , «даже если в другое время он этого не сделает, ты будешь плакать по ним, даже когда они были моложе». За лошадь готов отдать Казбичу сестру в жены — «такой жены у турецкого падишаха еще не было». «Бел не стоит твоего коня?» И он умолял Казбича «согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся». Когда Казбич прогнал его, назвав «сумасшедшим мальчиком», которого Карагез выбросит за первые три шага, А бросился к Казбичу. Так было всегда, «когда его начали дразнить: глаза будут красные, а теперь кинжал». Отброшенный в сторону, А бросился в саклю, сказав, что Казбич хотел его зарезать. — Печорин так его «дразнил» Карагезом, что «даже в воде». А поклялся делать все, что от него требуется, только владеть конем Казбича. Зная, что Печорин просил у Белы Карагез, А замолчал. Слова Печорина: «Я думал, что ты мужчина, а ты был еще ребенком; Тебе рано ехать », — задело его гордость. А.« покраснел »и,« бледный как смерть, прошептал: «Я согласен». Воспользовавшись отсутствием отца, А отвел сестру в крепость, «Кому руки и ноги были связаны, а голова закутана вуалью ». А понял, что« не взорви голову, если его поймают ». С тех пор он исчез. По гипотезе Максима Максимовича,« правда, присоединился к банде абрекс и закинул свою дикую голову за Терек или Кубань…”

Почему конь Карагёз стал лучшим другом горца Казбича в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Препятствием на пути рассказа Белы была лошадь Казбича. Ценность лошади для альпиниста была огромной. Цена его иногда была настолько высока, что за нее давали целое состояние. Максим Максимыч, описывая Карагез, делает разные одобрительные сравнения и даже сравнивает его с красотой Белы: «Черный как смоль, ноги — веревки, а глаза не хуже Белы; и какая мощь! галопом не меньше пятидесяти верст; и уже ушел — как собака бежит за хозяином, он даже голос его знал! Иногда он ее и не связывает ». Поэтический и точный язык Максима Максимыча создает образ героического коня, но, словно очнувшись от собственной завораживающей речи, он виновато добавляет:« Такая воровская лошадь…».

Восхищение лошадью объединяет образ Максима Максимыча и кавказца, который бесконечно долго может обсуждать достоинства и недостатки лошади. Лермонтов верен своему повествовательному принципу: сначала он создает внешний образ, намечает наиболее характерные черты, а затем переходит непосредственно к событиям. Описав Карагез, писатель переходит к своему рассказу и событиям, которые его окружают.

«- У вас славный конь! — сказал Аза мате, — если бы я был хозяином дома, имел стадо в триста кобыл, я бы половину отдал за твою лошадь, Казбич! «Казбич начинает приятную историю на своем героическом коне. Карагез для него — верный друг, не раз спасавший его от верной смерти. Во время одного из набегов на русских за ним была устроена погоня.

«Четыре казака бросились за мной; Я уже слышал позади себя крик гяров, впереди густой лес. Я лег в седло, доверился Аллаху и впервые в жизни оскорбил лошадь хлыстом».

Казбич подумал, что обидел лошадь, ударив ее хлыстом. Это выражает любовь и почитание Карагеза как равноправного существа. Он сравнивает лошадь с птицей. В густом лесу они прыгают через колючки и ветки. Казбич подвергает свою жизнь опасности. Конь мог разбиться в любой момент, Казбич разбился бы вместе с ним. Горец понимает, что с точки зрения возможности он принял неверное решение: «Лучше бы мне было оставить его на опушке и спрятаться в лесу пешком, но было стыдно с ним расстаться он и пророк наградили меня».

Плато было готово пожертвовать своей жизнью ради любимой лошади. Обращение к Богу характерно в его понимании судьбы и произошедших с ним событий. По словам Казбича, Пророк наградил его за преданность Карагезу. Но охота была еще впереди. Неожиданное препятствие заставило Казбича расстаться со своим конем.

«Вдруг передо мной глубокая борозда; мой конь задумался и прыгнул. Его задние копыта отделились от противоположного берега, и он повис на передних лапах. Я сбросил поводья и полетел в овраг; это спасло мою лошадь: она спрыгнула».

Карагез действует как человек, описывая Казбича. Он «медитировал» перед дырой. Он оценил его способность преодолевать овраг. Ему было недостаточно успешно преодолеть препятствие. На этот раз у Казбича было второе испытание. Он сразу оценил ситуацию: он не мог выйти на улицу тяжестью своей лошади и, не раздумывая, подверг себя смертельной опасности: «Я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло мою лошадь: она спрыгнула».

Овраг был настолько глубоким, что казаки не смогли добить горца: «.. наверное, думали, что меня убили насмерть». Была еще одна причина, по которой преследователи не пошли в овраг. Они оценили прекрасные соревновательные способности Карагеза и бросились, не теряя времени, за ним: «… все с криком бросились схватить его; долго-долго они гнались за ним, особенно один или два раза он чуть не накинул лассо себе на шею; Я задрожал, опустил глаза и стал молиться».

Обращение Казбича к Богу говорит о религиозности горца, свидетельствует о его высоких нравственных ценностях. Для Лермонтова обращение его героя к Богу, воплощению высшей морали, является драгоценным личным качеством. Бела остается верным своей религии. Он долго не мог доказать другой веры Печориной в свою душу, пока не нашел для нее неопровержимых аргументов. Однако не следует делать вывод, что отсутствие религиозности — отрицательная характеристика героя. Для Печорина, который был, скорее, атеистом в своих взглядах, неверие в Бога не является отрицательной чертой.

Казбич ведет внутренний диалог с Богом, для него он суровый судья, который спросит и накажет, если он поступит несправедливо. В представлении Казбича спасение Карагеза — это награда пророка за его преданность коню: «… Я вижу, что мой Карагез летит, виляет хвостом, свободным, как ветер, и гяуры далеко, один за другим, тянутся поперек степь на измученных лошадях. Валлах! это правда, правда правда!»

Казбич называет своего коня товарищем, дает ему разные ласковые имена. Любовь к лошади открывает перед Казбичем искреннюю и любящую душу. После того, как история рассказана, становится ясно, что Казбич будет иметь дело со всеми, кто попытается отобрать у него лошадь. Все последующие действия Казбича можно понять и оправдать по этой причине.

«Герой нашего времени»

Казбич и Азамат
Казбич и Азамат
Казбич родился и вырос в горах Кавказа. Никто не знал, что делал этот человек, но окружающие подозревали, что черкес был причастен к краже:

«Про него говорили, что он любит с абреками таскаться по Кубани».

Внешний вид гордого рыцаря не выделял мужчину из толпы. Как и большинство горцев, Казбич был невысокого роста, с темной кожей и широкими плечами. Из-за опасной работы горец носил под бешметом кольчугу.

Бела
Бела

Единственным существом, близким к бандиту, была лошадь по имени Карагез. Мужчина гордился лошадью, которая могла спасти хозяина от любых неприятностей. За породистую и быстроногую лошадь Казбичу часто предлагали деньги и драгоценности, но мужчина твердо решил не расставаться с лошадью.

Предложение Азамата Казбича также было отклонено. Но юноша предложил за лошадь свою сестру Белу, давно полюбившую альпиниста. Именно этот отказ стал причиной дальнейших драматических событий.

О разговоре Казбича и Азамата узнал Печорин, российский солдат, которому тоже понравилась Бэла. Чтобы добиться красоты, главный герой уговаривает Азамата торговать. Молодой человек украдет свою сестру, и Печорин поможет молодому человеку завладеть лошадью Казбича.

Григорий Печорин
Григорий Печорин

План сработал. В назначенное время черкес принес овцу в крепость и, пока мужчина пил чай с семейным офицером, Азамат украл Карагёз. Это событие снесло горца. Осознав потерю, мужчина упал на землю и долго стоял неподвижно, рыдая и тоскуя по своему быстрому другу.

Это правонарушение имело последствия для всех сторон конфликта. Характеристика горца была бы неправдоподобной, если бы не упомянуть, что Казбич жестоко мстил своим обидчикам. Что случилось с Азаматом, неизвестно: домой молодой человек так и не вернулся. Уверенный, что отец молодого человека знал о происходящем, грабитель убил старика и забрал его лошадь.

Следующим шагом упрямого черкеса стала попытка отомстить Печорину. Но первое открытое противостояние провалилось. Вор был замечен со стороны патрульных крепостей и пытался убить. Только конь спас Казбича от смертельной пули. Мужчина вовремя толкнул лошадь, что сумело увести хозяина с линии огня.

Казбич и его лошадь
Казбич и его лошадь

Дождавшись, пока забудутся эмоции первого конфликта, черкес украл Белу у Печорина. Грабителю не удалось уйти от погони, российские офицеры ранили лошадь. Тогда сумасшедший спрыгнул с лошади и ударил Белу ножом в спину. Горячий мужчина отнял у врага самое дорогое, хотя сам испытывал к девушке сильные чувства.

Травма, полученная Казбичем в замешательстве, не остановила горца. Вор скрывался от преследователей, и достоверной информации о рискованном человеке больше никто не слышал.

Месть Казбича

Писатель акцентирует внимание на характере альпиниста. Эти люди не умеют прощать обиды. Любимый конь Казбича, Карагёз, — единственное существо, которое герой любит, обожает коня, считает его другом и товарищем. «А его лошадь была известна на всю Кабарду… черная как смоль, ноги — веревки и глаза не хуже, чем у Бэлы; и какая мощь!

галопом не меньше пятидесяти верст; а его уже не было — пока собака бежит за хозяином, он даже голос его знал! «. Автор рисует сцену, в которой Казбич нежно гладит своего коня по гриве и шепчет ему на ухо нежные слова.

Когда похищают знаменитого коня Казбича, он плачет как ребенок: «кричала, ударила ружьем по камню, разорвала его на части, упала на землю и рыдала, как ребенок…». Месть — это то, что неизбежно возьмет верх над любым, кто оскорбляет кого-то вроде Казбича. Печорин тронул не только честь, но и чувства горца, а эпилог этой истории показывает, насколько гордые и несгибаемые люди живут на Кавказе, насколько сильна и непобедима их сущность.

Слушай онлайн, если не любишь читать!

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» нет четкого разделения на положительных и отрицательных персонажей. Более того, в произведении не совсем понятно, а кто же, все-таки, является тем самым «героем» описываемого времени: главный персонаж Григорий Печорин или кто-то другой, обладающий другими моральными ценностями. Именно поэтому разбойника Казбича нельзя назвать плохим героем: да, он совершает ужасные поступки, но для этого у него есть свои причины. 

О да! Это мое любимое занятие )))

21.7%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

43.79%

Книги — а что это вообще такое?

7.93%

Проголосовало: 30539

Характеристика Казбича из романа "Герой нашего времени"

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Краткая характеристика

Казбич – это разбойник, который живет в горах Кавказа рядом с крепостью N. Он встречается в части романа «Бэла». Сначала Казбича показывают, как обычного человека, живущего в соответствии со своими принципами и традициями. Он не представляет интереса для Печорина, поскольку занимается непримечательной для последнего деятельностью – торгует баранами и медом, промышляет разбоем. Однако в дальнейшем Печорин решает ради собственного развлечения украсть любимого коня Казбича, и это приводит к трагическим последствиям. 

Подробный образ и характеристика

Для того, чтобы лучше понять образ Казбича, потребуется заглянуть несколько глубже, чем в то, что непосредственно описано в романе. В произведении этот герой представлен как разбойник с чутким сердцем, искренне любящий только своего коня: в отмщение за его кражу он готов пойти на двойное убийство, в том числе – своей любимой женщины. Однако автор намеренно не дает его действиям никакой оценки. Читателю самому предлагается додумать, кем является Казбич: настоящим злодеем, для которого гордость превыше всего, или очередной жертвой попыток Печорина развеять свою скуку. 

Место героя в произведении

Казбич не представлен отражением или противоположностью Печорина, в отличие от большинства второстепенных героев романа. Его скорее можно сравнить с внешними обстоятельствами, вносящими коррективы в жизнь главного персонажа. В то же время, Казбич является и жертвой Печорина. Из-за скуки последнего разбойник лишается самого любимого существа на свете – своего коня, из-за чего он вынужден пойти на месть. Национальная гордость и колоссальная потеря вынуждает Казбича пойти на двойное убийство, в том числе – и своей любимой девушки. 

Общественное положение

Разбойник Казбич – оборванец и торгаш, но и он не лишен уважения окружающих. Несмотря на то, что все понимают, что он занимается разбоем, люди все равно находят его достойным и храбрым человеком. Его называют «джигит», что означает «отважный наездник». После убийства отца Бэлы и самой девушки разбойник, получая ранение, навсегда уезжает из окрестностей крепости N, и больше о нем никто никогда не слышит. Есть слухи, что какой-то удалец Казбич, который не боится свиста пуль, живет где-то не очень далеко, но никто не думает, что это тот самый разбойник.  

Семейное положение и обстановка, в которой живет

Казбич не женат. Он не представляет особого интереса, как жених, поскольку у него нет состояния (да и сами деньги не представляют для него интереса). Он не может даже посвататься к Бэле, которая очень ему нравится. 

О доме или семье Казбича ничего не известно. Автор даже не раскрывает его полного имени. В дальнейшем также не известно, женился ли Казбич и выжил ли вообще после того, как получил серьезное ранение во время похищения и убийства Бэлы. 

Внешность и манера держаться

Казбич выглядит как типичный разбойник: не очень опрятный, загорелый и высохший. У него невысокий рост и небольшое лицо, но широкие плечи. Примечательно то, что у Казбича всегда изорванная и потрепанная временем одежда, но к оружию он относится очень щепетильно: оно начищено и покрыто серебром. Под одеждой джигит носит кольчугу, особенно когда собирается сделать что-то рискованное. 

Несмотря на свой оборванный вид, Казбич держится очень гордо. Он полон достоинства во всем, что он делает (даже в разбое) и никому не позволит наносить себе оскорбления. 

Речь героя

В романе речи Казбича уделяется очень мало внимания. Один из самых заметных эпизодов с его репликами – это рассказ разбойника о том, как он ездил отбивать русские табуны и уходил от преследователей на своем верном скакуне Карагезе. Примечательно, что несмотря на нищету и разбой, у Казбича достаточно грамотная речь. Он не использует в ней ругательств или вульгарщины, а напротив – старается описать все живым языком, используя различные литературные приемы. К своему коню в речи Казбич относится как к верному другу, который обладает собственными мыслями, поступками и чувствами. 

Поступки и особенности поведения

Главное, что руководит Казбичом – это его национальная гордость. Она формирует его поступки и интересы, возвышаясь над его личными чувствами и эмоциями. Несколько характерных примеров поступков Казбича:

  1. Он отказывается променять своего коня на возможность посвататься к Бэле. Несмотря на то, что ему очень нравится эта девушка, он не готов предать своего друга. 
  2. Казбич имеет хорошие отношения с Максимом Максимычем. Штабс-капитан – это человек старой закалки, который умеет отличать хороших людей от плохих. Он понимает, что внутри у Казбича есть и душа, и честь, и потому относится к нему как к приятелю. В ответ Казбич пригоняет на продажу баранов по низкой цене, хотя и не торгуется. 
  3. Для Казбича деньги не имеют большого значения. Он промышляет разбоем, чтобы выживать, но не ставит перед собой цели стать богатым. Он гораздо больше дорожит другими вещами – своей гордостью и достоинством, верным скакуном, возможностью вести свободную жизнь джигита. 
  4. Разбойник дорожит своим конем больше всего на свете. Когда его крадут, он рыдает, как ребенок, не заботясь о своем образе в чужих глазах. Он искренен в своих чувствах и не может пережить эту потерю. 
  5. Казбич не может оправиться от обескураживающего удара по его гордости. Сначала у него уводят любимую девушку, а потом и крадут верного коня. Он вынужден пойти на месть, ведь это в традициях его народа, хотя сам Казбич никогда не хотел убивать ближних своих и покидать родные края. 

Этого разбойника можно назвать несчастным человеком, который стал жертвой главного героя – Печорина и собственных строгих убеждений. Из-за авантюры Григория и Азамата он лишился своего самого дорогого друга (украли коня Карагеза), родной земли (был вынужден покинуть ее после убийства Бэлы и ее отца), любимой девушки (сначала он сделал попытку украсть, а во время преследования убил Бэлу). О дальнейшей судьбе Казбича ничего не известно: выжил ли он вообще и смог ли пережить утрату. Возможно, что он научится жить заново после того, как потерял все, что любил, но он точно не будет уже счастлив. 

Цели жизни и интересы

Казбич – кавказец, он любит горы, оружие и своего коня Карагеза. Деньги не имеют для него особого значения, поэтому его не смущает нищета, хотя она и ограничивает его в возможностях (например, он не может заплатить калым, чтобы жениться на Бэле, которая ему очень нравится). На жизнь Казбич зарабатывает разбоем и продажей баранов. Смысл его жизни – это удовольствие от родных краев, которые его окружают. Казбич любит свист ветра и горный воздух, скачки на своем верном друге Карагезе, народные песни и танцы, саму землю, которую готов защищать. Он, в отличие от Печорина, не ищет в жизни удовольствий: у него уже есть все, что дорого сердцу, и он этим гордится. 

Отношение других лиц к герою

Казбич – разбойник, и все окружающие прекрасно об этом знают. О нем говорят, как о человеке-злодее, способном нанести удар в спину. Однако люди прекрасно понимают, что в душе у Казбича нет мрака: да, он промышляет разбоем, но при этом не хочет намеренно причинить кому-то зла. При обращении к Казбичу о нем говорят, как о храбром джигите и добром человеке, ведь в душе у разбойника есть место для любви (хотя бы к своему верному скакуну). 

Даже его ужасный поступок с кражей и убийством Бэлы находит тень понимания в душах окружающих. Так, Максим Максимыч, находит этому объяснению и говорит о том, что Казбич просто поступал в соответствии с традициями своего народа: он хотел украсть любимую девушку, а не убить ее. Однако национальная гордость не позволила ему выйти из ситуации с минимальными потерями. 

Отношение автора

Во всем произведении можно заметить, что автор относится к этому персонажу максимально нейтрально. В описании Казбича присутствует, по большей части, реалистичное перечисление действий, без какой-то эмоциональной окраски. Ему свойственны и полные достоинства и чести поступки (такие, как отказ в продаже коня – то есть, предательства своего друга), и стремление защищать свою гордость, переходящее все границы (убийство отца Бэлы и самой девушки). Другие персонажи называют Казбича и злодеем, и добрым человеком. Таким образом, автор не дает понять, является ли Казбич положительным или отрицательным героем в истории: он просто такой, какой он есть, а о его месте в произведении читателю нужно думать самостоятельно. 

Цитатная характеристика

Для того, чтобы лучше понять образ Казбича, обратимся к нескольким цитатам из «Героя нашего времени».

«…он вошел ко мне; я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все таки был моим кунаком*…»

Добропорядочный Максим Максимыч прекрасно понимает, как живет Казбич, но все равно считает его своим приятелем. Это говорит о том, что Казбич не лишен моральных принципов и нравственных установок в жизни.

«…заревел он и опрометью бросился вон, как дикий барс. В два прыжка он был уж на дворе…»

Ловкость и скорость Казбича упоминается, когда люди сравнивают его с большой сильной кошкой.

«…И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названья…»

Казбич очень дорожит своим конем Карагезом. Он любит его, как доброго друга. 

«…Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату?..»

Мстительность является национальной чертой Казбича. И даже если чувства диктуют ему одно (он не хотел становиться убийцей и отнимать жизнь у девушки, к которой мечтал посвататься), традиции его народа не позволяют поступиться гордостью. Это объясняет ужасный поступок, который совершил Казбич ради мести. 

Таким образом, Казбич – это один из самых неоднозначных героев романа. Несмотря на ужасные поступки, в нем, все же, больше души и настоящих чувств, чем в Григории Печорине. 

Критика об образе

Критики называют Казбича самым узнаваемым в романе символом кавказского характера. Для такого человека национальное достоинство и гордость идут превыше личных чувств и желаний. Ему присущи такие качества, как мстительность и беспощадность, но в то же время – он храбр и верен своему другу. И по сравнению с Печориным Казбич выглядит куда более наполненным и положительным персонажем. Этот разбойник имеет значение для окружающих и для самого себя, он способен творить историю и обладает настоящими чувствами, в то время как Григорий Печорин – это «лишний человек» (литературный термин, обозначающий персонажа с отличными способностями, но не способного как-либо реализоваться в жизни). 

Отзывы читателей

У читателей остаются неоднозначные впечатления о Казбиче. Кто-то считает его ужасным человеком из-за того, что он способен на убийство, а кто-то понимает, что руководило гордым разбойником. При детальном разборе ситуации видно, что Казбич не является злодеем: куда хуже поступает Печорин, который понимает, к каким последствиям приведут его поступки. Тем не менее, Григорий совершает их ради того, чтобы развеять скуку, что в результате проводит к трагическим для всех последствиям. 

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Казбич в романе Герой нашего времени

Казбич – второстепенный персонаж повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», о котором упоминается только в одной главе – «Бэла». По национальности он черкес. В начале сюжета герой похищает для Печорина княжну Бэлу, но в итоге убивает ее после возвращения из плена. Казбич влюблен в героиню, однако по местным законам и обычаям вынужден наказать Бэлу за интимные отношения с другим мужчиной.

Характеризуя своего персонажа, автор указывает, что это обычный представитель горских народов, не являющийся положительным или отрицательным героем. «Разбойник, живущий в горах Кавказа» и которого нужно наказать — именно так отзывались о нем люди. Также рассказывали, будто бы он имеет общие дела с абреками, которые живут за Кубанью. Сама принадлежность Казбича к черкесской национальности служила для него негативной характеристикой его в глазах других людей. По их мнению, черкесы – «воровской народ», который стягивает все, что «плохо лежит», даже если это и не нужно вовсе. И все-таки, несмотря на то, что Казбича часто подозревали в различного рода проступках, по факту ни в одном из них он замешен не был.

На внешность это человек невысокий, худой, но широкий в плечах, смуглый, грязный. Под оборванным бешметом у него видна кольчуга (ее всегда надевали перед боем). В своих действиях (в том числе верховой езде, обращении с оружием и т.д.) проявляет необычайную ловкость. В целом выглядел он как разбойник.

Казбич – старинный знакомый офицера Максима Максимыча. По его рассказу, когда он зашел к нему домой, офицер угостил его чаем, ведь, несмотря на разбойничью натуру гостя, он был хорошим приятелем рассказчика.

Основное занятие Казбича – торговля баранами, а главное увлечение всей жизни – лошади и богатое оружие. Говорится, что одеяние персонажа выглядит неказисто. В кульминационной части сюжета Лермонтов демонстрирует сложный характер героя, его несдержанную натуру и дикую сущность настоящего горца.

Казбич и Печорин в некоторой степени похожи друг на друга: внутренний «дикарь» главного героя в некоторой степени является отражением дикой натуры Казбича.

По факту убийство горцем девушки можно рассматривать, как месть за похищение ею Карагеза – любимой лошади Казбича. Девушка и конь в данной ситуации приравнены друг к другу. Подобное отношение к женщинам является вполне естественным для жителей Кавказа.

Казбич живет по горским законам, этот человек воплощает в себе мужество, свободу и безмерную удаль.

Краткая характеристика

Казбич – это разбойник, который живет в горах Кавказа рядом с крепостью N. Он встречается в части романа «Бэла». Сначала Казбича показывают, как обычного человека, живущего в соответствии со своими принципами и традициями. Он не представляет интереса для Печорина, поскольку занимается непримечательной для последнего деятельностью – торгует баранами и медом, промышляет разбоем. Однако в дальнейшем Печорин решает ради собственного развлечения украсть любимого коня Казбича, и это приводит к трагическим последствиям.

Подробный образ и характеристика

Для того, чтобы лучше понять образ Казбича, потребуется заглянуть несколько глубже, чем в то, что непосредственно описано в романе. В произведении этот герой представлен как разбойник с чутким сердцем, искренне любящий только своего коня: в отмщение за его кражу он готов пойти на двойное убийство, в том числе – своей любимой женщины. Однако автор намеренно не дает его действиям никакой оценки. Читателю самому предлагается додумать, кем является Казбич: настоящим злодеем, для которого гордость превыше всего, или очередной жертвой попыток Печорина развеять свою скуку.

Место героя в произведении

Казбич не представлен отражением или противоположностью Печорина, в отличие от большинства второстепенных героев романа. Его скорее можно сравнить с внешними обстоятельствами, вносящими коррективы в жизнь главного персонажа. В то же время, Казбич является и жертвой Печорина. Из-за скуки последнего разбойник лишается самого любимого существа на свете – своего коня, из-за чего он вынужден пойти на месть. Национальная гордость и колоссальная потеря вынуждает Казбича пойти на двойное убийство, в том числе – и своей любимой девушки.

Общественное положение

Разбойник Казбич – оборванец и торгаш, но и он не лишен уважения окружающих. Несмотря на то, что все понимают, что он занимается разбоем, люди все равно находят его достойным и храбрым человеком. Его называют «джигит», что означает «отважный наездник». После убийства отца Бэлы и самой девушки разбойник, получая ранение, навсегда уезжает из окрестностей крепости N, и больше о нем никто никогда не слышит. Есть слухи, что какой-то удалец Казбич, который не боится свиста пуль, живет где-то не очень далеко, но никто не думает, что это тот самый разбойник.

Семейное положение и обстановка, в которой живет

Казбич не женат. Он не представляет особого интереса, как жених, поскольку у него нет состояния (да и сами деньги не представляют для него интереса). Он не может даже посвататься к Бэле, которая очень ему нравится.

О доме или семье Казбича ничего не известно. Автор даже не раскрывает его полного имени. В дальнейшем также не известно, женился ли Казбич и выжил ли вообще после того, как получил серьезное ранение во время похищения и убийства Бэлы.

Внешность и манера держаться

Казбич выглядит как типичный разбойник: не очень опрятный, загорелый и высохший. У него невысокий рост и небольшое лицо, но широкие плечи. Примечательно то, что у Казбича всегда изорванная и потрепанная временем одежда, но к оружию он относится очень щепетильно: оно начищено и покрыто серебром. Под одеждой джигит носит кольчугу, особенно когда собирается сделать что-то рискованное.

Несмотря на свой оборванный вид, Казбич держится очень гордо. Он полон достоинства во всем, что он делает (даже в разбое) и никому не позволит наносить себе оскорбления.

Речь героя

В романе речи Казбича уделяется очень мало внимания. Один из самых заметных эпизодов с его репликами – это рассказ разбойника о том, как он ездил отбивать русские табуны и уходил от преследователей на своем верном скакуне Карагезе. Примечательно, что несмотря на нищету и разбой, у Казбича достаточно грамотная речь. Он не использует в ней ругательств или вульгарщины, а напротив – старается описать все живым языком, используя различные литературные приемы. К своему коню в речи Казбич относится как к верному другу, который обладает собственными мыслями, поступками и чувствами.

Поступки и особенности поведения

Главное, что руководит Казбичом – это его национальная гордость. Она формирует его поступки и интересы, возвышаясь над его личными чувствами и эмоциями. Несколько характерных примеров поступков Казбича:

  1. Он отказывается променять своего коня на возможность посвататься к Бэле. Несмотря на то, что ему очень нравится эта девушка, он не готов предать своего друга.
  2. Казбич имеет хорошие отношения с Максимом Максимычем. Штабс-капитан – это человек старой закалки, который умеет отличать хороших людей от плохих. Он понимает, что внутри у Казбича есть и душа, и честь, и потому относится к нему как к приятелю. В ответ Казбич пригоняет на продажу баранов по низкой цене, хотя и не торгуется.
  3. Для Казбича деньги не имеют большого значения. Он промышляет разбоем, чтобы выживать, но не ставит перед собой цели стать богатым. Он гораздо больше дорожит другими вещами – своей гордостью и достоинством, верным скакуном, возможностью вести свободную жизнь джигита.
  4. Разбойник дорожит своим конем больше всего на свете. Когда его крадут, он рыдает, как ребенок, не заботясь о своем образе в чужих глазах. Он искренен в своих чувствах и не может пережить эту потерю.
  5. Казбич не может оправиться от обескураживающего удара по его гордости. Сначала у него уводят любимую девушку, а потом и крадут верного коня. Он вынужден пойти на месть, ведь это в традициях его народа, хотя сам Казбич никогда не хотел убивать ближних своих и покидать родные края.

Этого разбойника можно назвать несчастным человеком, который стал жертвой главного героя – Печорина и собственных строгих убеждений. Из-за авантюры Григория и Азамата он лишился своего самого дорогого друга (украли коня Карагеза), родной земли (был вынужден покинуть ее после убийства Бэлы и ее отца), любимой девушки (сначала он сделал попытку украсть, а во время преследования убил Бэлу). О дальнейшей судьбе Казбича ничего не известно: выжил ли он вообще и смог ли пережить утрату. Возможно, что он научится жить заново после того, как потерял все, что любил, но он точно не будет уже счастлив.

Цели жизни и интересы

Казбич – кавказец, он любит горы, оружие и своего коня Карагеза. Деньги не имеют для него особого значения, поэтому его не смущает нищета, хотя она и ограничивает его в возможностях (например, он не может заплатить калым, чтобы жениться на Бэле, которая ему очень нравится). На жизнь Казбич зарабатывает разбоем и продажей баранов. Смысл его жизни – это удовольствие от родных краев, которые его окружают. Казбич любит свист ветра и горный воздух, скачки на своем верном друге Карагезе, народные песни и танцы, саму землю, которую готов защищать. Он, в отличие от Печорина, не ищет в жизни удовольствий: у него уже есть все, что дорого сердцу, и он этим гордится.

Отношение других лиц к герою

Казбич – разбойник, и все окружающие прекрасно об этом знают. О нем говорят, как о человеке-злодее, способном нанести удар в спину. Однако люди прекрасно понимают, что в душе у Казбича нет мрака: да, он промышляет разбоем, но при этом не хочет намеренно причинить кому-то зла. При обращении к Казбичу о нем говорят, как о храбром джигите и добром человеке, ведь в душе у разбойника есть место для любви (хотя бы к своему верному скакуну).

Даже его ужасный поступок с кражей и убийством Бэлы находит тень понимания в душах окружающих. Так, Максим Максимыч, находит этому объяснению и говорит о том, что Казбич просто поступал в соответствии с традициями своего народа: он хотел украсть любимую девушку, а не убить ее. Однако национальная гордость не позволила ему выйти из ситуации с минимальными потерями.

Отношение автора

Во всем произведении можно заметить, что автор относится к этому персонажу максимально нейтрально. В описании Казбича присутствует, по большей части, реалистичное перечисление действий, без какой-то эмоциональной окраски. Ему свойственны и полные достоинства и чести поступки (такие, как отказ в продаже коня – то есть, предательства своего друга), и стремление защищать свою гордость, переходящее все границы (убийство отца Бэлы и самой девушки). Другие персонажи называют Казбича и злодеем, и добрым человеком. Таким образом, автор не дает понять, является ли Казбич положительным или отрицательным героем в истории: он просто такой, какой он есть, а о его месте в произведении читателю нужно думать самостоятельно.

Казбич и Печорин

Казбич умен и расчетлив, он быстро понял, кто виноват в хищении лошади, заподозрив Печорина и Бэлу. Чтобы отомстить им, он сначала убил отца Бэлы, а потом и саму красавицу. Горец похитил ее у Печорина и расквитался. При этом вина в произошедшем лежит не только на его плечах. Все это начал Печорин.

Григорий обидел Казбича, тем самым затронув его своенравный кавказский характер. Он без разрешения залез в мир народа, что живет по своим законам, и нарушил их. Все это следовало бы уважать, но эгоист Печорин не обращал внимания на чужие интересы. За это и поплатилась Бэла. Казбич и такие, как он, не прощают обид. Григорий должен был это понимать.

Печорин также осознавал, что Казбич влюблен в Бэлу, но был недостаточно состоятелен, чтобы заплатить за нее калым. Этот факт сыграл большую роль в его решении похитить девушку. Он намеренно хотел нанести удар по кавказцу. Однако герой быстро охладел к красавице и потерял к ней интерес. Печорин лишь играл ее судьбой, как и чувствами Казбича.

Цитатная характеристика

Для того, чтобы лучше понять образ Казбича, обратимся к нескольким цитатам из «Героя нашего времени».

«…он вошел ко мне; я попотчевал его чаем, потому что хотя разбойник он, а все таки был моим кунаком*…»

Добропорядочный Максим Максимыч прекрасно понимает, как живет Казбич, но все равно считает его своим приятелем. Это говорит о том, что Казбич не лишен моральных принципов и нравственных установок в жизни.

«…заревел он и опрометью бросился вон, как дикий барс. В два прыжка он был уж на дворе…»

Ловкость и скорость Казбича упоминается, когда люди сравнивают его с большой сильной кошкой.

«…И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названья…»

Казбич очень дорожит своим конем Карагезом. Он любит его, как доброго друга.

«…Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату?..»

Мстительность является национальной чертой Казбича. И даже если чувства диктуют ему одно (он не хотел становиться убийцей и отнимать жизнь у девушки, к которой мечтал посвататься), традиции его народа не позволяют поступиться гордостью. Это объясняет ужасный поступок, который совершил Казбич ради мести.

Таким образом, Казбич – это один из самых неоднозначных героев романа. Несмотря на ужасные поступки, в нем, все же, больше души и настоящих чувств, чем в Григории Печорине.

Кавказская натура

Перед тем как начать изучать произведение «Герой нашего времени» и главу «Бэла», стоит понять, какую роль играл Кавказ в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Любовь к этому краю у него зародилась еще в раннем возрасте, когда в 1825 году он вместе с бабушкой впервые приехал сюда. Мальчик в детстве часто болел, поэтому его привезли на кавказские минеральные воды. В Пятигорске он первый раз в жизни влюбился, а через четыре года написал об этом заметку. Этот край оказал огромное влияние на жизнь Лермонтова.

В 14 лет Михаил пишет «Черкесы» и «Кавказский пленник», пытаясь походить на Пушкина. Уже в более взрослом возрасте он снова прибывает на Кавказ в качестве наказания за свое дерзкое произведение в честь Пушкина. После этого создаются «Мцыри» и роман «Герой нашего времени». В последнем описание Кавказа становится суровым и грозным, оно не вызывает ассоциаций с прекрасным детством.

К огромному сожалению, именно с этим регионом связано самое трагическое событие — гибель поэта. Здесь, в Пятигорске, он погибает в дуэли с Н. Мартыновым.

Критика об образе

Критики называют Казбича самым узнаваемым в романе символом кавказского характера. Для такого человека национальное достоинство и гордость идут превыше личных чувств и желаний. Ему присущи такие качества, как мстительность и беспощадность, но в то же время – он храбр и верен своему другу. И по сравнению с Печориным Казбич выглядит куда более наполненным и положительным персонажем. Этот разбойник имеет значение для окружающих и для самого себя, он способен творить историю и обладает настоящими чувствами, в то время как Григорий Печорин – это «лишний человек» (литературный термин, обозначающий персонажа с отличными способностями, но не способного как-либо реализоваться в жизни).

… Зачем я жил? для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…

М.Ю. Лермонтов.

Б. Пастернак:

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь

— так рассуждали и декабристы. Но следующее за ними поколение смотрело на мир иначе:

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Так высказывался Лермонтов о своих ровесниках в «Думе». И это стихотворение могло бы стать эпиграфом к «Герою нашего времени» (если бы он был необходим).

Эпоха после восстания и казни декабристов — один из самых мрачных периодов в российской истории. Господствовали муштра и казармы, живые, смелые идеи преследовалась. Страна словно оцепенела. В эти годы и появились люди, характеры которых писатель собрал в образ Печорина, пояснив, что «герой нашего времени» — портрет, составленный из пороков поколения 30-х годов 19 века.

К сожалению, Григорий Александрович Печорин на самом деле отражал думы и настроения многих блестяще образованных и талантливых дворян. Он не совершил ничего достойного, хотя мог сделать многое. Лучшие годы и энергия молодости ушли без пользы, разошлись на достижение целей, не слишком нужных ему и приносящих боль и огорчения другим. Полный необъятных, демонических сил, он ищет им применение: похищает Бэлу, например. Из-за этого Печорин сбивает с пути мальчишку Азамата, который, скорее всего, «пристал к какой-нибудь шайке абреков, да и сложил буйную голову». Он лишает любимого коня Казбича. Ему по большому счету наплевать на Бэлу, а она умирает.

Но и Печорин страдает. Он и сам не рад своей натуре и могучей энергии. Но страдания его продолжаются до встречи княжной Мери, и прежние сожаления прошли: появилась новое развлечение. Печорин влюбляет в себя девушку, приносит ей разочарование, в то же время смертельно ссорясь с Грушницким, которого прежде считал приятелем. Печорин, соблазненный разгадкой тайны, мимоходом разрушает жизнь «честных контрабандистов». И только в «Фаталисте», кажется, делает что-то полезное: обезвреживает пьяного казака, рискуя жизнью. Но словно какой-то злой рок преследует его. Ведь все кончается трагической гибелью Вулича, предсказанной Григорием Александровичем. Такое ощущение, что автор гласит между: «Дело нужно ему большое, полезное всем, чтобы жизнь обрела для него смысл!». Но вы эпоху «застоя», каким было и время правления Николая 1, больших, настоящих дел всегда не так уж много…

«Герой нашего времени» — роман, построенный не на хроникальном принципе, нам даны наиболее интересные эпизоды известной жизни Печорина. Устав от нее, он едет умирать в Персию. О самом страшной для каждого человека роковой минуте он говорит просто и буднично: «Что ж? умереть, так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно». Почему же молодой, здоровый, богатый дворянин, удачливый в друзьях и любви, имеющий все возможности для службы и творчества, не находит себе места в жизни. Ведь даже любит он от скуки, веря в то, что новое увлечение будет вечным.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,:
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Одна из главных слабых сторон Печорина — отсутствие цели в жизни, поэтому он мечется, не зная, чем занять праздные дни, похожие друг на друга. Печорин мог пойти по любой из дорог: мог приносить пользу на государственной службе, мог заняться наукой, искусством или общественной деятельностью, пробуждая лучшие чувства к людям и осуждая несправедливость, мог жить в своих поместьях, обогащая Отчизну и заботясь о крестьянах. Наконец, просто жить семьей и воспитывать детей. Но он не выбирает ни одну из дорог. Конечно, сам Печорин виноват во многом. В любое время можно заняться благим делом. Но в определенной степени Печорина можно считать жертвой эпохи. Больно за страну, в которой лучшие умы и сильные характеры растрачивают свою жизнь на пустяки и сплин. Такое положение вещей говорит о кризисе строя. Образы лишних людей, начавшись Онегиным, присутствуют в шедеврах первой половины 19 века.

Что за эпоха могла подавлять лучших своих людей? Печорин — герой переходной эпохи, когда старое не имеет цены, а нового еще нет. Не принимая комедии масок светского общества, он замкнулся в себе и погиб в одиночестве. Сильная натура, сломленная пустотой жизни, может вызывать у читателя только сожаление, но не неприязнь. У него не было необходимости бороться за достойное существование, и человек, поставленный в исключительные условия, оказался лишним в жизни.

Говорят, время циклично, и все, что уже имело место в истории должно повториться вновь. Наше недавнее время сильно напоминает 30-е годы 19 столетия: тоже существовало много «лишних» людей. Недаром так много появилось в обществе опустившихся интеллигентов. Им некуда было приложить силы и знания. Из рассказов матери я знаю, что два ее университетских знакомых, поэт и ученый, тщетно пытались послужить стране. Застывшему обществу не нужны талантливые люди.

Я не буду писать, что не в тот век живу,
Наше время совсем не плохое.
Но умы нам теперь ни к чему:
Вдруг они посягнут на «святое»,

Вообщем, плохо живется уму!

— так писал этот поэт. Он спился. У ученого разлад в семье… Конечно, наши родители и дворяне были материально в очень разных условиях. Но беда у них одна: невозможность найти и осуществить свою цель в жизни.

Я верю, что время «лишних» людей прошло, что наше поколение ощутит отсутствие смысла жизни. И надеюсь, что о моих ровесниках нельзя будет сказать следующего:

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Печать этикеток и ценников ошибка
  • Печать слип чека эвотор ошибка 16
  • Печать предательства работа над ошибками сажи умалатова
  • Печать ошибка при выполнении этой операции вы превысите
  • Печать ошибка отправлен на принтер