Ошибок нет а обороты прыгают

  • 1. Как это проявляется
  • 2. Система зажигания
  • 3. Клапан EGR
  • 4. ДМРВ
  • 5. Датчик РХХ
  • 6. Датчик положения дроссельной заслонки
  • 7. Дроссельная заслонка
  • 8. Датчик температуры
  • 9. Впускной коллектор и патрубки
  • 10. Форсунки
  • 11. Кольца форсунок
  • 12. Распылители форсунок дизеля
  • 13. Электронный блок управления
  • 14. Чем опасны плавающие обороты на горячую?
  • 15. Подводим итоги

Плавающие обороты — очень размытый симптом, который указывает на самые разные неисправности. Это может быть как банальный подсос воздуха в одной из трубок, так и проблемы с цилиндропоршневой группой. В любом случае, если после прогрева двигателя плавают обороты холостого и есть вибрации на кузове, стоит бить тревогу. Вовремя устранив причину, есть шанс обойтись без дорогостоящего ремонта.

Как это проявляется

Не нужно быть специалистом, чтобы заметить «троящий» движок на прогретом двигателе. Запустив автомобиль, вы сразу ощутите нестабильные вибрации по кузову. Меняется тон работы двигателя, а стрелка тахометра скачет то вверх, то вниз. Это значит, что в одном из цилиндров (а иногда сразу в нескольких) отсутствует рабочий ход.

Система зажигания

Проверьте, в каком состоянии свечи. По разным причинам на них может образовываться налет или нагар. Если свечи с нагаром, в масле или залиты бензином, их чистка или замена на новые не решит вопрос — нужно устранять саму суть проблемы.

Свечи зажиганияНагар на свечах зажигания

Чаще всего это может быть:

  • неправильно выставленный угол зажигания;
  • повышенное давление картерных газов из‐за грязной системы вентиляции;
  • износ маслосъемных колпачков;
  • неправильное смесеобразование из‐за неисправного ДМРВ;
  • прогар клапана или залегание колец двигателя.

Следующий этап — проверка высоковольтных проводов и катушек. На современных автомобилях устанавливается одна катушка на каждый цилиндр.

Проверьте, как меняются обороты двигателя при отключении одного из проводов. Отключать стоит на выключенном моторе.

Если провод был исправен, после запуска вибрации усилятся. Если ничего не изменилось, значит, данный провод был поврежден. Также можно проверить сопротивление первичной обмотки катушки — оно колеблется в районе 0,4–2 Ом.

Катушки зажиганияКатушки зажигания и высоковольтные провода

ВВ‐провода и катушки — это те элементы, на которых нельзя экономить. К сожалению, участились случаи брака среди производителей аналогов. Приобретайте те запчасти, на которые предоставляется гарантия.

Клапан EGR

Если ваш мотор имеет систему рециркуляции отработавших газов, нестабильная работа на холостых оборотах может быть вызвана неисправностью клапана ЕГР. Проблема наступает уже спустя 5 лет эксплуатации.

Клапан ЕГРЗагрязненный клапан рециркуляции газов

Клапан рециркуляции покрывается толстым слоем масла и сажи, из-за чего перестает нормально работать. Вместе с этим загорается «Чек» на панели приборов, плавают обороты на горячую. В движении такой автомобиль плохо набирает скорость, заметны рывки при ускорении, а из глушителя выходит черный дым. Иногда можно ограничиться чисткой клапана, но лучше заменить закоксованный элемент на новый. Обратите внимание, что при замене клапана на некоторых авто необходимо его прописать в электронном блоке управления ДВС.

ДМРВ

Датчик массового расхода воздуха сейчас можно встретить не только на бензиновых, но и на дизельных авто. ДМРВ работает вместе с клапаном ЕГР и отправляет блоку управления данные о количестве поглощаемого воздуха. Часто в ДМРВ встроен датчик, который определяет температуру всасываемого воздуха на впуске. На основании этих данных ЭБУ корректирует смесь – в определенных режимах она становится более бедной или богатой. Если ДМРВ или его температурный датчик неисправны, «мозг» двигателя не понимает, сколько воздуха прошло во впуск и сколько топлива нужно подавать. И если на холодную блок еще может как-то урегулировать работу мотора, используя стандартные значения, то на горячую начинаются «качели» с оборотами.

Датчик ДМРВДатчик массового расхода воздуха

Проверку ДМРВ производят мультимером. Исправный датчик при замере напряжения должен выдавать 1В. Если напряжение выше — плавают обороты на прогретом моторе. ДМРВ трудно поддается ремонту. Это же относится и к чистке. К сожалению, чистка сенсора дает только временный эффект — в случае неисправности, ДМРВ следует заменить на новый.

Датчик РХХ

На холодную двигатель работает нормально, но после прогрева тахометр сходит с ума. Это может быть причиной неисправного датчика или самого регулятора холостого хода. Вместе с этим двигатель удается запустить только с нажатой педалью газа, а на ходу при переключении передач мотор глохнет.

Регуляторы ХХЗагрязненный и новый регуляторы ХХ

Из‐за нагара, шток не в состоянии нормально двигаться. Если плавают обороты на прогретом двигателе из‐за датчика РХХ, разборка и чистка механизма с заменой уплотнительного кольца поможет устранить проблему. Но так бывает не всегда — возможно, вышла из строя обмотка, статор или подшипник. В таком случае проще заменить РХХ на новый.

Датчик положения дроссельной заслонки

ДПДЗ влияет на холостые обороты и работу автомобиля в движении. При неисправности ДПДЗ плавают обороты на горячую, мотор троит, глохнет, а при разгоне автомобиль дергается. Блок управления не может понять, в каком положении дроссель и неправильно подбирает смесь.

Датчик положения дроссельной заслонкиУстройство ДПДЗ

Датчик выходит из строя по разным причинам:

  • изношена шестерня привода ползунка;
  • стерт резистивный слой (из-за этого пропадает контакт);
  • потерян контакт на ползунке (часто из-за износа самого ползунка или при обломе иглы).

Исправный датчик должен иметь сопротивление от 2 до 10 Ом в зависимости от положения педали газа (с увеличением нажатия, сопротивление возрастает). Можно попробовать почистить датчик, но если это механическая поломка, поможет только замена.

Дроссельная заслонка

На холостом ходу двигатель поднимает обороты. Это нормально, когда машина не прогрета. Но если обороты не падают на горячем двигателе, нужно принимать меры.

Дроссельная заслонкаГрязная дроссельная заслонка

С пробегом, заслонка покрывается нагаром, который мешает ей полностью закрыться. Чистка заслонки специальным раствором помогает решить проблему, но после сборки нужно обязательно пройти «адаптацию», используя диагностический прибор. Без адаптации мотор будет вести себя хаотично, вдобавок могут появиться разные ошибки.

Датчик температуры

Этот датчик не только показывает температуру мотора на панели, но и помогает блоку управления правильно корректировать смесь в разных режимах. Если датчик неисправен, ЭБУ получает неправильную информацию и ложно корректирует смесь.

Датчик температуры двигателяДатчик температуры ДВС

Она становится слишком бедной или богатой, ввиду чего плавают обороты на горячем двигателе. Вместе с этим ухудшается динамика разгона авто, возрастает расход.

Впускной коллектор и патрубки

С появлением пластиковых впускных коллекторов, владельцы чаще начали сталкиваться с подсосом воздуха. По разным причинам в них образовывались трещины, едва заметные глазу. Но этого вполне достаточно, чтобы после прогрева плавали обороты двигателя.

Впускной коллекторВпускной коллектор

Проблема может сидеть глубже. Так, нередко воздух подсасывает из‐за поврежденной или банально засохшей прокладки коллектора. Эта проблема актуальна и для пластиковых, и для алюминиевых впускных систем. Плавают обороты на горячую, мотор глохнет и трудно запускается. Похожий эффект дают пробитые вакуумные трубки. Потеря разряжения заметно отображается на работе авто. А если это вакуумная трубка усилителя тормозов, вдобавок будут проблемы с торможением.

Поиски микротрещин могут затянуться надолго, но есть способ, позволяющий быстро найти даже малейшие утечки. Это дымогенератор. Устройство точно находит все утечки, не нанося вреда мотору.

Генератор дымаДымогенератор

Форсунки

Спустя 100-150 тысяч километров форсунки могут перестать правильно распылять топливо. На холодную ЭБУ по умолчанию работает в «прогревочном» режиме, устанавливая одинаковые значения впрыска для всех форсунок. Как только мотор прогревается и поступают правильные значения от лямбда‐зонда, меняется коррекция впрыска. И тут начинаются проблемы. Если вовремя обнаружить неисправность, можно ограничиться чисткой форсунок. Для этого их демонтируют с автомобиля и устанавливают на специальный стенд, где проходит ультразвуковая очистка. Эта технология позволяет удалить все загрязнения и вернуть форсунки в исходное состояние.

Чистка форсунок ультразвукомПрофессиональная очистка форсунок

Однако не всегда проблема в загрязнении. Не исключен обрыв в цепи питания. Чтобы это понять, нужно поочередно отключать каждую форсунку и следить за работой двигателя. Но лучше, конечно, обратиться к опытному диагносту, который определит точное состояние форсунок, их работу и выставит правильные коррекции.

Кольца форсунок

Казалось бы, в чем может скрываться проблема, если форсунки не забиты и правильно распыляют топливо? Больше диагностировать нечего, кроме… уплотнительных колец.

Уплотнительные кольца форсунокУплотнительные кольца форсунок

Со временем материал грубеет, и в камеру сгорания попадает лишний воздух. Помимо плавающих оборотов на горячую и слабой динамики, может вылезти «Чек». После замены колец проблема уходит надолго.

Распылители форсунок дизеля

Если у вас дизельный автомобиль, важно проверить систему впрыска, а именно распылители. Их средний ресурс – 100 тысяч километров. При износе распылителя, плавают обороты на прогретом двигателе, а также исходит белый дым. Также неисправные распылители «закусывает», из‐за чего они издают специфичный щелчок.

Распылители форсунокТопливные распылители форсунок

Выявив проблему, не стоит медлить с ее устранением. Заклинившие распылители смывают защитную пленку со стенок цилиндров, что приводит к образованию задиров. Это влечет необратимый процесс разрушения двигателя с падением компрессии и жором масла.

Электронный блок управления

Это более редкая причина, но и ее не стоит исключать из списка, особенно если авто старше 15 лет. За это время с ЭБУ может произойти все, что угодно — окисление контактов, обрыв дорожек, повреждение конденсаторов и резисторов. Не исключено, что один из поврежденных элементов отвечает за подачу топлива или считывание информации с датчиков. Определить суть неисправности может только опытный диагност. И так как в ЭБУ заложены аварийные значения датчиков на случай неисправности, мотор может нестабильно работать на холостых. Особенно проблема усиливается на горячую и под нагрузкой, так как стандартные коррекции впрыска топлива не годятся в таком режиме работы.

ЭБУЭлектронный блок управления

Что далее? Есть 2 решения проблемы – ремонт старой платы ЭБУ путем перепайки поврежденных деталей, либо замена блока на новый с последующей перепрошивкой. Просто «подкинуть» блок от другой машины не получится – часто требуется адаптация ключа иммобилайзера. Запустить двигатель можно только после «прописки» старого ключа в новый блок.

Чем опасны плавающие обороты на горячую?

В первую очередь, это повышенная вибрация. Чем она сильнее, тем быстрее выйдут из строя подушки двигателя и КПП — элементы, призванные гасить данные колебания. От вибрации раскручиваются компоненты двигателя, клеммы — внезапно перестанет работать важный датчик. В салоне начинает греметь обшивка, появляются скрипы. Управлять таким авто не то, что не комфортно, а просто опасно.

Подводим итоги

Любой поддержанный автомобиль будет требовать внимания. Важно не только его своевременно обслуживать, но и вовремя устранять внезапные поломки. Игнорирование их может привести вплоть до разрушения двигателя (как в случае с распылителями форсунок). Чем раньше будет определена поломка, тем дешевле обойдется ремонт. Обращайтесь к опытным специалистам и ремонтируйте автомобиль в проверенном сервисе DDCAR!

Фото: Drive2.ru

Нередко в дороге двигатель начинает «чудить»: то обороты «плавают», а то и вовсе мотор глохнет в самый неподходящий момент. Портал «АвтоВзгляд» объясняет, в чем причина проблем и как поступать в таких случаях.

Многим автомобилистам знакома ситуация, когда стрелка тахометра вдруг начинает дергаться, а мотор синхронно подвывать, а то и вовсе глохнуть при, скажем, торможении. Что делать, ведь современные двигатели очень сложные по конструкции и для их диагностики понадобится дорогое оборудование. Тем не менее, ряд проблемы можно победить самостоятельно, не прибегая к помощи сервисменов. Тем более, если неприятности застали в дороге.

Для начала надо найти причину плавающих оборотов. Если с двигателем все нормально, стрелка тахометра будет «плавать» возле единицы (800—1000 об/мин) и без резких прыжков. А если с мотором что-то неладно, диапазон увеличится: примерно от 500 до 1500 оборотов в минуту.

Заправка «паленым» топливом

Это одна из самых частых причин, почему обороты двигателя начинают «плавать». Ведь забиваются грязью топливные форсунки, появляется нагар на свечах зажигания. Как правило, после замены свечей и заправки качественным топливом неисправность исчезнет или станет проявляться менее ярко. Останется лишь почистить форсунки, но это можно сделать на СТО, а не в дороге.

Проблемы с топливоподачей

Такая неисправность, подчас, вытекает из первой. Топливный фильтр забивается грязью, либо начинает сбоить топливный насос. Если фильтр сменный, то есть расположен не в баке, а под днищем, его легко можно поменять и проблема исчезнет. Ну а если он интегрирован в топливный насос — рассчитывайте только на везение.

Фото: Drive2.ru

Система зажигания

К «плавающим» оборотам может привести неисправность высоковольтных проводов или крышки трамблера. Лечится это, к сожалению, только заменой. Кстати, есть экстремальный способ понять, «живы» высоковольтные провода или нет. Для этого нужно потрогать их руками. Ударило током? Провода надо менять.

Клапан EGR

Клапан рециркуляции отработавших газов кто только не ругал. Его функция сводится к тому, что часть газов из выпускного коллектора он направляет во впускной. Тем самым улучшаются экологические показатели двигателя. Беда в том, что клапан забивается сажей, вот мотор и начинает «чудить». Самое неприятное, когда при торможении обороты вдруг резко падают и машина глохнет. После остановки ее можно завести и поехать дальше, пока клапан снова не залипнет и проблема не повториться. Лечение простое — чистка клапана, либо его замена.

Проблемы посложнее

«Плавающие» обороты могут говорить и о появлении серьезных проблем. Скажем, неисправен электронный блок управления двигателем, датчик положения дроссельной заслонки или регулятор холостого хода. Тут полумерами не обойтись. Нужно добираться до сервиса и решать проблему.

97552

97552

Сегодня рассмотрим одну из распространенных проблем, с которой многие автомобилисты сталкиваются — плавание оборотов двигателя на холостом ходу.

Это явление может вызвать некоторые трудности в работе двигателя, такие как частая остановка его работы, повышенный расход топлива и другие неприятные моменты.

Причины

Плавающие обороты – проблема, которая часто встречается на авто с пробегом, причем как с инжекторными, так и с карбюраторными моторами. Это может быть не только отечественные модели, к примеру, Лада Приора, Калина, ВАЗ 2107, 2114 8 клапанов, 2112 16 клапанов, но и иномарки от японских, немецких, корейских, китайских производителей.

Причем, обороты могут плавать как на холодном, так и на прогретом моторе. Наиболее распространенные причины, которые могут привести к данной проблеме перечислены ниже.

На инжекторном моторе

Распространенные причины:

  1. Загрязненный или неисправный дроссельный узел: нарастание нагара и загрязнений на дроссельной заслонке может привести к неправильному подаче воздуха, что вызывает плавание оборотов.
  2. Неисправный датчик положения дроссельной заслонки (TPS): если датчик не работает должным образом, это может привести к неправильному распределению воздуха и топлива.
  3. Вакуумные утечки: утечки воздуха из вакуумных шлангов, прокладок или разъемов могут привести к нарушению правильного воздушно-топливного смешения и вызвать плавание оборотов мотора.
  4. Неисправный датчик расхода воздуха (MAF): если датчик вышел из строя или загрязнен, он может передавать некорректные данные ЭБУ о потоке воздуха в двигатель, что приведет к описываемой ситуации.
  5. Проблемы с системой впрыска топлива: забитые или изношенные форсунки, неисправный регулятор давления могут вызвать неравномерную подачу топлива.
  6. Забитый топливный фильтр: снижает давление в системе и количество постигаемого топлива.
  7. Проблемы с системой зажигания: неисправные или неработающие свечи, высоковольтные провода, катушки зажигания могут вызвать непостоянную работу двигателя.
  8. Неисправный клапан рециркуляции выпускных газов (EGR): если клапан EGR застревает или неисправен, это может вызвать изменение оборотов двигателя на холостом ходу.
  9. Неправильная настройка холостого хода в меньшую или большую сторону.
  10. Неисправный контроллер холостого хода (IAC): этот контроллер отвечает за автоматическое поддержание уровня оборотов на холостом ходу при неактивной педали газа. Если он неисправен, это может вызвать нестабильность в работе мотора.
  11. Загрязненный или неисправный клапан PCV (клапан системы продувки картера): если клапан PCV забит или не работает должным образом, это может вызвать утечку вакуума и привести к плаванию оборотов на холостом ходу.
  12. Неисправный датчик кислорода (O2): мониторит содержание кислорода в выпускных газах и корректирует воздушно-топливное смешение. Если он выходит из строя, это может привести к неправильной настройке смеси и к описываемой в статье проблеме.
  13. Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT): если он передает неправильные сигналы, двигатель может работать на холостом ходу с неправильной топливо-воздушной смесью.
  14. Проблемы с системой выпуска: забитый или поврежденный катализатор, а также утечки в системе выпуска, могут привести к нарушению работы двигателя.
  15. Проблемы с компьютером управления двигателем (ECU): в редких случаях плавание оборотов может быть вызвано сбоями или неисправностями в ECU, которые могут привести к неправильному управлению системами двигателя.
  16. Низкая компрессия в цилиндрах (залегание поршневых колец, прогар прокладки ГБЦ, поломка гидрокомпенсаторов или неправильная регулировка клапанов, задиры в цилиндрах).

Неисправный клапан EGR

Читайте также:

На карбюраторном двигателе

Многие из них схожи с причинами, характерными для инжекторных моторов, такие как: вакуумные утечки, неисправные свечи зажигания, неисправны клапана EGR и PCV, датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT), низкая компрессия, забитый топливный фильтр или топливные линии и т.д.

Другие причины характерны для карбюраторных двигателей:

  1. Неправильная настройка карбюратора: может привести к изменению оборотов на холостом ходу.
  2. Загрязненный или изношенный карбюратор: нагар и отложения в узле могут вызвать неправильное смешивание топлива и воздуха.
  3. Проблемы с механизмом холостого хода: изношенный или неправильно отрегулированный механизм может привести к непостоянной работе двигателя.
  4. Проблемы с системой зажигания: неправильно установленный момент зажигания или изношенный ротор распределителя зажигания.
  5. Неправильный уровень топлива в поплавковой камере.
  6. Нарушение целостности прокладок: поврежденные или изношенные прокладки между карбюратором и впускным коллектором могут вызвать вакуумные утечки, что приведет к плаванию оборотов на холостом ходу.
  7. Проблемы с системой выпуска: забитый или поврежденный глушитель, а также утечки в системе выпуска, могут привести к нарушению работы двигателя.

Однако стоит учесть, что могут существовать и другие редкие причины, которые вызывают такую проблему и диагностика которые потребует квалифицированного подхода.

На холодном двигателе

Часто обороты плавают на холостом ходу, когда двигатель еще холодный и по мере его прогрева ситуация исправляется.

Большая часть причин уже описывались в изложенном материале, все 23 пункта для карбюраторных и инжекторных моторов смотрите выше.

К этому можно добавить:

  1. Проблемы с системой предпускового подогрева: некоторые автомобили оснащены такой системой. Она обеспечивает улучшенное смешивание топлива и воздуха на холодном двигателе. Если эта система не работает должным образом, это может вызвать плавание оборотов на холодном двигателе.
  2. Проблемы с термостатом: отвечает за поддержание оптимальной рабочей температуры ДВС. Если он неисправен или забит, это может вызвать неправильное смешивание топлива и воздуха, что приведет к нашей проблеме.

На прогретом двигателе

Возможные причины все те же, это проблемы с:

  1. Контроллером холостого хода (IAC).
  2. Дроссельной заслонкой.
  3. Датчиками: температуры ОЖ (ECT), массового расхода топлива (MAF), положения дроссельной заслонки (TPS), кислорода.
  4. Блоком управления двигателя (ECU).
  5. Утечки воздуха и вакуума.
  6. Системой впрыска топлива (форсунки и их кольца, распылители форсунок на дизельных моторах).
  7. С выпускных коллектором и патрубками.
  8. Клапаном рециркуляции выпускных газов (EGR).
  9. Системой зажигания, включая и свечи.

Устранение неисправностей

Рассмотрим устранение самых распространенных неисправностей, которые вызывают данную проблему.

Свечи зажигания

Играют важную роль в работе двигателя, поскольку они отвечают за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах.

Причины:

  1. Износ электродов: могут износиться со временем, что приводит к увеличению зазора между ними и затруднению формирования искры. Это может вызвать нестабильное горение топливной смеси и неровную работу двигателя на холостом ходу. Ресурс обычных свечей зажигания 20-30 тыс. км. пробега, иридиевых до 100 000.
  2. Загрязнение свечей: нагар, масляный налет или другие виды загрязнений могут затруднить формирование искры.
  3. Неправильный тип или размер: использование неправильного типа или размера свечи зажигания может привести к неоптимальному горению топливной смеси, что вызывает плавающие обороты на холостом ходу.
  4. Высоковольтный провод, соединяющий свечу с катушкой зажигания, может быть поврежден, что приводит к пониженному качеству искры.

Если свечи зажигания двигателя в масляном нагаре, то причины могут быть следующими:

  1. Износ, закоксовывание или повреждение поршневых колец: последние служат для герметизации зазора между поршнем и стенкой цилиндра, предотвращая попадание масла в камеру сгорания. Если кольца изношены или повреждены, масло может проникать в камеру сгорания и оседать на свечах, образуя нагар.
  2. Износ или повреждение клапанов и их направляющих: в двигателе клапаны выполняют функцию открытия и закрытия впускных и выпускных каналов. Износ или повреждение клапанов и их направляющих может привести к негерметичности, что вызывает утечку масла в камеру сгорания и образование нагара на свечах.
  3. Износ маслосъемных колпачков: устанавливаются на штоках клапанов и служат для недопущения попадания масла в камеру сгорания. Из-за износа они перестают выполнять свою функцию.
  4. Износ или повреждение сальников распредвала: служат для герметизации вала распределительного механизма. Износ или повреждение сальника может привести к утечке масла в камеру сгорания и образованию нагара на свечах.
  5. Неправильный выбор масла: использование некачественного или неподходящего моторного масла может привести к повышенному потреблению последнего двигателем и, следовательно, к образованию масляного нагара на свечах зажигания.
  6. Забита или неисправна система вентиляции картера. Если клапан EGR неисправен, то в картере создается повышенное давление, которое продавливает моторное масло через маслосъемные колпачки и кольца на поршнях в камеру сгорания с соответствующими последствиями.
  7. Неправильная эксплуатация двигателя: запуск двигателя на холодную, частые короткие поездки и движение на низких оборотах могут привести к недостаточному прогреву ДВС, что вызывает неполное сгорание масла и образование нагара на свечах.

Если свечу заливает бензином, причины:

  1. Неправильная настройка карбюратора или топливной системы: если карбюратор или топливная система (например, система впрыска топлива) неправильно настроены, это может привести к избыточному поступлению топлива в камеру сгорания, что вызывает заливание свеч бензином.
  2. Засоренный воздушный фильтр: если последний забит или грязный, приток воздуха в двигатель снижается, что приводит к обогащению топливно-воздушной смеси и заливанию свечей.
  3. Дефект в системе зажигания: если свечи, провода, катушка зажигания неисправны, то формируется слабая искру, это может привести к неполному сгоранию топлива.
  4. Неисправный датчик кислорода и датчик расхода воздуха: эти датчики определяют содержание кислорода и объем воздуха, поступающего в двигатель, чтобы определить оптимальное соотношение топлива и воздуха. Если датчики не работают должным образом, система управления двигателем может неправильно регулировать подачу топлива, что приводит к заливанию свечей.
  5. Неисправный регулятор давления топлива: если регулятор неисправен, это приведет к неправильному давлению топлива в системе, что вызывает заливание свечей.
  6. Неисправны форсунки: если инжекторы в системе впрыска топлива застревают открытыми, это может привести к постоянному протеканию топлива в камеру сгорания и заливанию свечей.

Читайте также:

Регулятор холостого хода

Находится в системе впуска двигателя и контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель при закрытой дроссельной заслонке.

Основные причины:

  1. Загрязнение или износ регулятора холостого хода, что приводит к неправильной работе или заклиниванию штока.
  2. Повреждение или износ вакуумных шлангов, соединенных с регулятором холостого хода, что приводит к неправильному вакуумному давлению.
  3. Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT) или датчика положения дроссельной заслонки (TPS), которые влияют на работу регулятора холостого хода.
  4. Проблемы с электрическими соединениями и, как следствие, питанием.

Устранение проблем может включать в себя очистку или замену регулятора холостого хода, проверку вакуумных шлангов, замену датчиков или ремонт электрических соединений.

Жиклер холостого хода

Это компонент карбюратора, который отвечает за подачу топлива при работе двигателя на холостом ходу.

Он регулирует смесь топлива и воздуха, которая необходима для стабильной работы двигателя в этом режиме.

Причины выхода из строя:

  1. Загрязнение жиклера холостого хода: регулярная очистка и обслуживание карбюратора помогут предотвратить подобные проблемы. Для этого выкрутите электромагнитный клапан, снимите жиклер и очистителем карбюратора вымойте загрязнения.
  2. Неправильная настройка жиклера: если последний не отрегулирован, это может вызвать неправильное соотношение топлива и воздуха в двигателе, что приводит к нестабильным оборотам на холостом ходу.
  3. Износ или повреждение жиклера: в результате длительной эксплуатации деталь может износиться или повредится, что влияет на его способность регулировать подачу топлива.
  4. Проблемы с другими компонентами карбюратора: неисправность или неправильная настройка, таких компонентов как игольчатый клапан или поплавковая камера, также могут вызвать плавающие обороты двигателя.

Также обратите внимание на уплотнительное кольцо, через которое может подсасываться воздух. После его замены проблема может решиться.

Читайте также:

Нарушение герметичности впускной системы

ЭБУ учитывает только тот воздух, который проходит через датчики во впускном коллекторе.

Частые места проникновения воздуха:

  1. Вакуумные шланги: со временем они изнашивают, трескаются, а значит периодически требуют замены.
  2. Через микротрещины во впускном коллекторе (характерно для пластиковых коллекторов).
  3. Через изношенные, поврежденные шланги и патрубки.
  4. Через прокладку дроссельной заслонки.

Со временем все прокладки, шланги, патрубки усыхают трескаются и требуют замены.

Клапан адсорбера

Если он установлен в авто и плавают обороты, то причина может быть в нем. Замена детали может решить проблему.

Клапан EGR

Exhaust Gas Recirculation — это устройство, предназначенное для снижения выбросов оксидов азота (NOx) из двигателя.

Он работает, перенаправляя часть выхлопных газов обратно во впускной коллектор двигателя.

Эти газы смешиваются с воздухом и топливом и снова сгорают, что позволяет снизить температуру сгорания и уровень вредных выбросов.

Плавающие обороты могут возникнуть если:

  1. Забитый или неисправный клапан EGR: из-за накопления сажи или отложений, он может не открываться должным образом. Это приведет к повышению давления в системе и попаданию картерных газов в избыточном объеме в камеру сгорания, а также произойдет выдавливание масла в камеру сгорания через маслосъемные кольца поршней и колпачки клапанов.
  2. Утечка вакуума: клапан EGR управляется вакуумом, и, если есть утечка из-за трещины или разрыва в вакуумных шлангах, он может неправильно открываться или закрываться.
  3. Электрические проблемы: некоторые системы EGR используют электрический соленоид для управления клапаном. Если соленоид или его соединения повреждены или окислены, это может повлиять на работу клапана EGR и вызвать колебания оборотов двигателя на холостом ходу.

Уменьшение давление топлива

Причин может быть несколько:

  1. Забитый один или сразу два топливных фильтра, грубой и тонкой очистки. Как правило, первый находится в баке, второй вне бака за топливным насосом. В зависимости от модели авто замена тонкой очистки выполняется каждые 15 – 30 тыс. км. пробега. Грубой очистки, как правило на отечественных авто, представляет из себя металлическую сетку, которая прочищается, но на иномарках он тоже меняется.
  2. Неисправный вакуумный клапан-регулятор в топливной рампе. Как правило выходит из строя на авто с большим пробегом, 200 и более тыс. км.
  3. Неисправен топливный насос. Он может работать, но не выдавать нужного давления. Устройство охлаждается проходящим через него топлива, поэтому не допускается езда с пустым баком.
  4. Неплотные соединения топливной системы: течь через неплотное соединение может вызвать падение давления. Проверка соединений на течь и замена поврежденных компонентов может помочь устранить проблему.
  5. Забитые компоненты топливной системы из-за использования некачественного топлива. И хотя проблему должны решать топливные фильтры, со временем все равно патрубки забиваются. Поэтому важно ездить на качественном бензине или дизеле.

Низкая компрессия в цилиндрах

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя может быть вызвана различными причинами.

Вот некоторые из наиболее распространенных:

  1. Износ и залегание поршневых колец: обеспечивают герметичность между поршнем и цилиндром, предотвращая утечку сжатого газа. Их износ или повреждение может привести к низкому показателю компрессии.
  2. Износ или повреждение цилиндров: со временем стенки цилиндров могут изнашиваться или повреждаться из-за трения поршневых колец. Причины могут быть разными, перегрев мотора, езда с низким уровнем или некачественным маслом, забитый клапан EGR, в результате возникшие отложения попадая в цилиндры сгорают при этом образуя задиры.
  3. Неправильная работа клапанов: если они изношены, повреждены или неправильно отрегулированы, они могут не закрываться полностью, что приводит к снижению компрессии.
  4. Проблемы с прокладкой головки цилиндров: обеспечивает герметичность между блоком и головкой цилиндров. Если она повреждена или установлена неправильно, это может привести к перераспределению компрессии из одного цилиндра в другой, к попаданию масла в расширительный бочек, антифриза в масло и другим неприятностям.
  5. Трещины или повреждения головки цилиндров: могут также привести к потере компрессии, особенно если они находятся вблизи клапанов или между цилиндрами.

Для определения и устранения причин низкой компрессии в цилиндрах необходимо провести компрессионную диагностику двигателя.

Неисправность форсунок

Даже одна неисправная форсунка может вызвать плавающие обороты на холостых, не говоря уже про несколько.

Со временем они забиваются отложениями и не правильно распыляют топливо включая и подачу необходимого объема в цилиндры.

Чистка выполняется на специальном стенде и дает хороший результат: нормализуются обороты, снижается расход топлива, повышается мощность двигателя.

Датчик массового расхода воздуха (МАF)

Измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель, и передает эту информацию в блок управления двигателем (ECU).

ECU использует эти данные для определения оптимального соотношения топлива и воздуха, которое необходимо для эффективного сгорания.

Связь между датчиком и плавающими оборотами двигателя на холостых оборотах может быть следующей:

  1. Загрязненный датчик МАF: может передавать ошибочные данные о расходе воздуха в ECU. Это приводит к неправильному соотношению топлива и воздуха, что вызывает колебания оборотов на холостом ходу.
  2. Неисправный датчик МАF: внутри находится термокомпенсационный резистор, который часто выходит из строя. В данном случае проводится замена всего датчика.
  3. Проблемы с электрическими соединениями: если они окислены или имеют плохой контакт, это также может привести к неправильным показаниям.

Для устранения проблемы нужно будет провести очистку или замену датчика МАF, а также проверку и ремонт электрических соединений.

Читайте также:

Дроссельная заслонка

Является ключевым компонентом в системе впуска двигателя и контролирует количество воздуха, поступающего в двигатель.

Связь между дроссельной заслонкой и плавающими оборотами двигателя на холостом ходу может быть следующей:

  1. Накопление грязи, масла или отложений на дроссельной заслонке может вызвать её неправильное открывание или закрывание. Если заслонка не может полностью закрыться на холостом ходу, это приведет к неправильному соотношению топлива и воздуха, что вызывает колебания оборотов на холостом ходу.
  2. Неправильная настройка: если дроссельная заслонка неправильно отрегулирована и не может полностью закрываться на холостом ходу, это также может вызвать проблему с оборотами мотора.
  3. Неисправный датчик положения дроссельной заслонки (TPS): отслеживает угол открытия заслонки и передает эту информацию в блок управления двигателем (ECU). Если датчик TPS неисправен или неправильно откалиброван, это приведет к неправильному управлению дроссельной заслонкой и к описываемой в статье проблеме.
  4. Не выполнение адаптации заслонки после чистки: у некоторых современных авто нужно выполнять адаптацию заслонки после каждой чистки. Для этого используется адаптер с поддержкой CAN.

Для устранения проблемы очистите или замените дроссельную заслонку, выполните регулировку её положения или замену датчика положения (TPS).

Нестабильность оборотов на промежуточных режимах

Тут речь идет про дизельные двигатели, где конструктивно предусмотрен ТНВД (топливный насос высокого давления). Он очень чувствителен к качеству дизтоплива.

Если в солярку каким-то образом попала вода, даже в результате конденсата в баке, то вскоре на плунжере ТНВД образуется ржавчина.

Это приводит к нестабильной работе мотора, повышенному расходу топлива, образованию белого дыма из выхлопной трубы и т.д.

Заключение

В статье были рассмотрены основные причины, вызывающие плавающие обороты двигателя на холостом ходу.

Помимо этого, следует обращать внимание на возможные симптомы, указывающие на проблемы с оборотами двигателя, такие как нестабильная работа, пониженная мощность, увеличенный расход топлива или проблемы с запуском.

В случае возникновения таких симптомов, рекомендуется обратиться к квалифицированному автомеханику для проведения диагностики и своевременного ремонта.

Если же есть желание самому разобраться в проблеме, то всегда идите от простого сложному, к примеру, проще сначала проверить свечи зажигания, чем клапан EGR или выяснять если ли задиры в цилиндрах или вышли из строя маслосъемные колпачки.

Скачки оборотов на холостом ходу двигателя свидетельствуют о нарушении его нормальной работы. Если обороты холостого хода стали нестабильными – это говорит о том, что в двигателе возникли какие-то неполадки. Рассмотрим, какие неисправности могут скрываться за плавающими оборотами двигателя, и как их необходимо выявлять и устранять.

Причины плавающего холостого хода

О том, что у двигателя случилась неисправность с нарушением оборотов холостого хода, владелец автомобиля узнает по показаниям тахометра. При нормальном функционировании силового агрегата в режиме холостого хода стрелка указателя оборотов находится в одном положении, чаще всего в интервале 750-850 оборотов, в зависимости от марки автомобиля. Если в двигателе возникли неисправности, то стрелка тахометра начинает прыгать вверх и вниз в интервале 500-1500 оборотов, а бывает и больше.

Если в автомобиле отсутствует такой прибор, как тахометр, то скачущие обороты можно определить на слух. Звук работающего мотора становится громче и тише. Неравномерный холостой ход также определяется по повышающейся и снижающейся вибрации, поступающей в салон автомобиля из подкапотного пространства.

Причин нестабильного холостого хода в работе мотора может быть много. Современные автомобили постоянно усложняются в своем обслуживании и устройстве. Обычно без специального оборудования для диагностики нельзя сразу выявить неисправность. Множество разных датчиков и электронных систем, программная оболочка и своя сеть передачи информации становятся частью конструкции современных автомобилей, что значительно усложняет диагностику и ремонт в домашних условиях.

Причины нарушения функционирования мотора могут быть вполне закономерными и распространенными. Наиболее частыми основными причинами нарушения холостого хода мотора, которые можно определить без вспомогательного оборудования, являются:

  • Нарушение герметичности вентиляции картера.
  • Уменьшение компрессии в нескольких цилиндрах.
  • Малое давление топлива в топливной системе.
  • Неисправные свечи зажигания.
  • На инжекторных автомобилях загрязнение форсунок.
  • Подсос воздуха в системе впуска.

Сложные неисправности, требующие вмешательства работников диагностического сервиса:

  • Вышел из строя или загрязнился датчик расхода воздуха.
  • Неисправны катушки зажигания или коммутатор.
  • Неисправен датчик коленчатого вала или распределительного вала.
  • Не работает в нужном режиме датчик холостого хода.
  • Сбои в работе электронного блока управления мотором.

Это далеко не полный перечень причин нестабильности холостого хода, а только наиболее распространенные проблемы.

Чаще всего неравномерные обороты работы мотора возникают на холостом ходу. Однако на промежуточных режимах двигатель может также работать с провалами или внезапными увеличениями оборотов, что наиболее характерно для дизельных моторов. Рассмотрим эти вопросы отдельно более подробно.

Нарушение герметичности впускной системы

Плавающие обороты в режиме холостого хода наиболее популярные на автомобилях, оснащенных инжекторными моторами. Это связано с особенностью настройки работы холостого хода электронной системой двигателя. Электронные мозги машины периодически считывают данные о работе мотора на холостом ходу, и при ее нарушении выдают сигнал соответствующим датчикам на исправление этого положения для корректной работы.

Сбиваться с нормального функционирования холостой ход способен из-за проникновения излишков воздуха в систему подачи топлива, а именно в цилиндры мотора. В этой ситуации датчик расхода воздуха подает сигнал на электронный блок о поступлении в двигатель лишней порции воздуха.

Для выравнивания объема воздуха и топлива, создающего совместно горючую смесь, электронный блок подает сигнал на клапаны инжектора на большее открывание и впуска большего количества топлива в цилиндры. При этом обороты мотора резко повышаются. Далее электронная система получает информацию, что в цилиндры поступило много топлива, и снижает его подачу, от чего обороты сразу снижаются.

Проверить работу этого датчика довольно просто. Нужно снять с него штекер и запустить двигатель. Если после этого обороты стабилизировались, а мощность возросла, то это свидетельствует об исправности датчика. Негерметичные соединения впускных патрубков можно выявить путем подачи сжатого воздуха давлением около 0,5 атмосфер во впускную систему при неработающем моторе. Если есть утечка воздуха, то это легко обнаруживается по шипящему звуку.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого ходаПричиной плавающих холостых оборотов может быть выход из строя этого устройства. Он выполнен в виде электромагнита, в устройство которого входит игла с конусным наконечником. Его задачей является выравнивание оборотов двигателя во время холостого хода.

Основной причиной выхода его из строя является износ его деталей: обрыв провода, износ привода иглы или направляющих из-за длительной работы на низкокачественном бензине. При неисправном регуляторе мотор начинает увеличивать или уменьшать обороты.

Клапан вентиляции картера

Клапан вентиляции картераПри функционировании двигателя в картере накапливаются отработанные газы, которые называются картерными. На новом двигателе картерных газов образуется немного, а у двигателя со значительным пробегом объем картерных газов довольно большой. Излишек этих газов выводится через клапан в систему вентиляции, и далее во впускную систему и к дроссельной заслонке. Картерные газы являются составной частью горючей смеси, поступающей в двигатель.

При заклинивании этого клапана из-за большого накопления масляных отложений, находящегося в газе масла, во впускную систему проходит меньший объем картерных газов, горючая смесь обогащается недостаточно. В результате этого обороты мотора на холостом ходу начинают плавать от 750 до 1100.

Система вентиляции картера является сложным устройством, и состоит из множества патрубков и клапанов. Все они могут со временем разрушаться и засоряться. Периодическое обслуживание этой системы обеспечивает стабильное функционирование мотора, уменьшает расход топлива и масла.  При плановом осмотре можно своевременно выявить неисправность этой системы. Проблемы выявляются по большому задымлению в моторном отсеке, а также загрязнению мотора.

Выяснить причину плавания оборотов на горячем двигателе можно довольно просто. На запущенном двигателе открыть маслоналивную горловину и поднять ее. Если приэтом работа мотора изменилась, то следует искать неисправность в системе вентиляции картера.

Датчик расхода воздуха

Датчик расхода воздуха​Нередко случается выход из строя датчика расхода воздуха, который коротко  обозначается ДМРВ.

Он так же, как и рассмотренный ранее регулятор, при длительной эксплуатации выходит из строя от масляного налета, что приводит к нарушению его работоспособности. Очень редко в датчике расхода воздуха выходит из строя термоанемометр. Это элемент, который отвечает за измерения количества воздуха, проходящего в камеру сгорания мотора. Электронный блок при этом не получит истинных данных о массовом потреблении воздуха и дает сигнал на подачу его в цилиндры, что приводит к плаванию оборотов двигателя.

Дроссельная заслонка

Задачей этого устройства является регулировка давления воздуха, который поступает в цилиндры двигателя. Она способна заклинить по нескольким причинам:

  • Внутри самой заслонки накапливается масляный налет, не позволяющий заслонке открываться и закрываться на необходимую величину.
  • Заклинивание может происходить также ввиду неисправности привода этой заслонки.

Наиболее распространена причина нестабильных холостых оборотов мотора для карбюраторных автомобилей. Рассматривая карбюраторные моторы, определим причины, из-за которых появляются перепады оборотов холостого хода.

  1. Неправильная регулировка холостого хода.
  2. Неисправность электромагнитного клапана.
  3. Загрязнение жиклера системы холостого хода нагаром.

Неисправность форсунок

На дизельных и бензиновых моторах впрыск топлива по своему действию аналогичен. Форсунка распыляет топливо в цилиндр под давлением 1-й атмосферы. Если форсунка засоряется, то распыление топлива осуществляется неравномерно, нарушается геометрия факела распыления. Это приводит к неравномерной работе двигателя, уменьшению мощности и плаванию оборотов.

Выяснить, что форсунки засорены, можно своими руками. Для этого топливная рампа демонтируется совместно с форсунками и снимается с двигателя. Этот способ подходит не для любых машин. Система находится под давлением, подключенной к топливопроводу. При этом видны все распылители форсунок. Далее нужно включить зажигание и несколько раз провернуть двигатель с помощью стартера. Форсунку с неправильным факелом будет сразу видно. Ее необходимо снять и произвести промывку. Перед снятием следует помнить о наличии высокого давления в топливной рампе.

Контроль свечей зажигания

Эти детали требуют постоянного внимания. Срок их службы может быть различным, в зависимости от материала изготовления электродов. Это может быть иридий, платина или никель. Наиболее быстро выходят из строя свечи с никелевыми электродами, их чаще всего меняют совместно с моторным маслом. Расстояние между электродами повышается, они выгорают, и в результате возникает «блуждающая искра», обеспечивающая нестабильное зажигание горючей смеси в цилиндрах.

Визуальный осмотр свечей дает возможность определения их работоспособности, а также качество топливной смеси. При сырой свече, и замасленных электродах ее следует заменить. Однако неисправность может оказаться вовсе не в свече, а в катушке зажигания.

О качестве топлива может сказать цвет нагара на резьбе и электродах. Нормальным считается бурый цвет. Чистая и сухая свеча говорит об ее исправности. На керамическом изоляторе не должно быть следов перегрева оранжевого цвета. Если металлические части свечи черные или белые, то смесеобразование неправильное. Чаще всего проблема возникает в системе впуска воздуха.

Уменьшено давление топлива

Постепенно топливный насос выдает все меньшее давление, которого уже не хватает для нормального функционирования силового агрегата. Насос может работать с перебоями, из-за чего давление создается неравномерно, нарушается стабильность впрыска топлива. Также нарушается герметичность мест соединения топливопровода и насоса, что определяется визуальным осмотром. Имеются и другие причины уменьшения давления топлива. Если топливные фильтры не менять вовремя, то это приведет к трудному прохождению топлива к форсункам, и к высокой нагрузке на насос.

При замене топливного фильтра следует обращать внимание на направление прохода топлива, которое обозначается стрелкой. Фильтры могут иметь регулятор давления, который иногда перестает работать, либо неправильно установлен. Во время установки топливного фильтра не следует забывать о повышенном давлении в системе.

Низкая компрессия в цилиндрах

Мотор машины должен быть всегда сухим и чистым. Постоянный уход за поверхностью силового агрегата поможет своевременно выявить разные утечки эксплуатационных жидкостей, вовремя приехать в автосервис и не допустить излишних расходов. Особенно важно вовремя выявить утечку моторного масла. Для этого имеется множество причин, которыми могут быть изношенные сальники, прокладки поддона и крышки клапанов, а также свечных колодцев. Однако мы рассматриваем уменьшение компрессии, связанное с неисправностью прокладки головки блока цилиндров. Большая утечка масла, выходящего под давлением из двигателя, сразу видна на его поверхности.

Повреждение прокладки приводит к неравномерной работе силового агрегата, и проникновению охлаждающей жидкости в моторное масло, а также к гидравлическому удару, короблению блока цилиндров. Своевременная замена поврежденной прокладки предотвратит машину от серьезных неисправностей и сохранит его сухим и чистым.

Нестабильность оборотов на промежуточных режимах

У дизельных силовых агрегатов плавающие обороты на рабочих режимах чаще всего появляются из-за образования коррозии на плунжерах топливного насоса высокого давления. Ржавчина на этих деталях появляется ввиду наличия в топливе воды. Из-за этого же обороты дизельного двигателя плавают и на холостом ходу.

Последствиями этих рассмотренных причин становятся:

  • Высокий расход топлива.
  • Выхлоп во внешнюю среду большого количества угарного газа.
  • Износ деталей топливной системы, и подачи воздуха в мотор.

Чтобы предотвратить такие последствия, необходимо регулярно проверять функционирование рассмотренных датчиков и систем. Если неисправность все-таки произошла, то следует сразу принимать меры к ремонту.

Рассмотренные причины плавающих оборотов мотора являются только основными, и существует еще много других причин. Они помогут понять работу автомобиля, и не допустить лишних трат денег на автомастерские. Не ориентируясь в особенностях работы силового агрегата, мы можем подвергнуться мошенническим действиям со стороны мастеров по ремонту автомобилей. Часто дешевый ремонт превращается в большие финансовые затраты, которых можно было не совершать. Следует изучить более подробно устройство и работу своей машины, и она ответит вам длительным сроком службы.

Как стабилизировать плавающие обороты

  1. Проникновение постороннего воздуха в двигатель. Необходимо проверить герметичность каналов воздушной системы с впускным коллектором. Для таких целей необходимо демонтировать отдельно каждый шланг и прокачивать его насосом или компрессором, но можно попробовать распылить на шланги жидкость -40, где она быстро будет испаряться, там скорее всего трещина в шланге. В такой ситуации лучше заменить поврежденный шланг новым, а не заматывать его изолентой.
  2. Замена РХХ. Состояние этого устройства проверяется обычным мультиметром, которым нужно проверить его сопротивление. При показаниях сопротивления в интервале 40-80 Ом, регулятор неисправен и такое устройство требует немедленной замены.
  3. Очистка клапана и элементов системы вентиляции двигателя. В этом случае придется разобрать масляный картер, и добраться до клапана вентиляции. Его следует вытащить и промыть в средстве для очистки элементов мотора от масляной пленки. Можно воспользоваться обычным керосином. Далее следует хорошо просушить клапан, а затем поставить его на свое место.
  4. Замена ДМРВ. Это наиболее деликатная деталь, и чаще всего не подлежит ремонту. Поэтому, если причиной стал именно датчик расхода воздуха, то его целесообразно заменить. Из практики известно, что отремонтировать термоанемометр не удается даже профессионалам.
  5. Промывка заслонки дросселя с дальнейшей ее установкой в правильную позицию. Имеется два метода очищения заслонки дросселя от масляных загрязнений: без снятия ее с машины, а также со снятием заслонки. При снятии заслонки с автомобиля необходимо отсоединить все провода и шланги от заслонки, ослабить ее фиксацию и вытащить. Далее поместить в емкость и залить очищающим аэрозолем. Если масляные загрязнения на поверхности дроссельной заслонки уже застаревшие, то можно очистить их щеткой. Далее поверхности заслонки просушить ветошью и поставить на свое место, подключив все провода и шланги. Если заслонку не снимать с автомобиля, то ее промывка осуществляется на горячем силовом агрегате аналогичным аэрозолем. Перед распылением очищающего средства следует отключить от питания дроссельную заслонку. Сначала необходимо залить средство внутрь дроссельной заслонки, подождать несколько минут и запустить двигатель. При функционирующем силовом агрегате продолжить очистку заслонки этим же средством. Если при такой чистке от заслонки будет исходить белый дым, то это нормальное явление, так как таким способом очищаются масляные загрязнения. В конце работы следует подключить провода и на компьютере откорректировать порядок работы дроссельной заслонки, установив необходимый зазор открытия.
  6. Настройка холостого хода. Такую процедуру можно осуществить с помощью обычной отвертки, настраивая винты качества топливной смеси и количества оборотов мотора.
  7. Замена электромагнитного клапана. Во время неисправности клапана холостого хода карбюратора мотор может работать только при вытаскивании рукоятки подсоса. Поэтому, чтобы предотвратить перепады холостых оборотов, целесообразно заменить клапан на заведомо исправный или новый.
  8. Очистка жиклера системы холостого хода. Еще в старые времена чистка жиклера от налета масляных загрязнений считалась очень трудоемким делом. В настоящее время нет необходимости демонтажа жиклера с карбюратора. Для этого нужно всего лишь залить в него специализированное средство, предназначенное для очищения карбюраторов, и подождать в таком состоянии несколько минут. Затем необходимо очистить жиклер от грязи напором сжатого воздуха.
  9. Обработка деталей топливного насоса на дизельном двигателе от ржавчины. Для выполнения такой задачи потребуется специализированное средство для очистки от коррозии. Это может быть как импортное, так и отечественное средство. Его просто распыляют в топливный бак, открыв его горловину перед заправкой дизельного топлива на автозаправке. Очищение деталей насоса от ржавчины, чистящее средство произведет самостоятельно. Чтобы в дальнейшем не допустить аналогичную коррозию насоса высокого давления, рекомендуется заливать в бак стакан моторного масла, способного образовать при движении на поверхности деталей насоса защитную пленку.

Необходимо знать, что при возникновении неравномерности оборотов мотора на холостом ходу, нужно сразу обращаться на станцию техобслуживания и проводить подробную диагностику работы всех систем мотора. Своевременное выявление неисправностей защитит вас от дорогостоящего ремонта.

В этой статье наши эксперты ответят на вопрос почему плавают обороты на холостом ходу. С какими неисправностями можно ездить, а какие лучше не запускать и срочно лечить. Поехали.

Почему плавают холостые обороты — 9 причин

Начнем с самых очевидных и частых поломок. Не нужно сразу лезть в дебри и разбирать полмашины. Хотя в нехороших сервисах именно так и делают. Но мы то честные ребята. Итак, давайте по порядку.

Регулятор холостого хода

Первый в списке причин нестабильных обороты двигателя. РХХ (КХХ) — это исполнительный механизм, поэтому при его поломке никаких чеков и ошибок вы не увидите. Способы диагностики следующие:

  1. Снимаем с колодки клемму регулятора холостого хода. Заводим машину. Если после запуска мотор сразу же заглох, значит РХХ исправен. Ничего не изменилось? Проверяем дальше.
  2. Фишку назад не одеваем. Берем мультиметр, включаем зажигание и попарно замеряем напряжение на клемме. 12 вольт приходит — цепь в порядке. Нет? Значит где-то обрыв.
  3. Теперь ищем проблему плавающих оборотов двигателя в самом клапане. Также попарно измеряем сопротивление на контактах РХХ. Если регулятор исправен, на двух парах прибор покажет бесконечность, а на остальных значение около 50 ом.
  4. Последний этап проверки. Снимаем клапан, подсоединяем к нему разъём и включаем зажигание. Рабочий РХХ должен полностью выдвинуть шток из корпуса. Ничего не произошло? Покупаем новый.

Подсос воздуха — частая причина нестабильных оборотов

Проблема стара как дедушкины жигули. Неучтенный воздух после ДМРВ попадает в двигатель и меняет состав топливовоздушной смеси. Обедняет ее. ЭБУ пытается скорректировать смесь, но безуспешно. В итоге обороты плавают.

Где, чаще всего неучтенный воздух попадает в двигатель:

  • В районе прокладки впускного коллектора;
  • на участке патрубка от воздушного фильтра до дроссельного узла;
  • под уплотнительные кольца форсунок и прокладку дроссельной заслонки;
  • в районе вакуумного усилителя тормозов и вакуумных шлангов;
  • под клапан адсорбера и регулятор холостого хода;
  • в местах сочленения вакуумных трубок и инжектора.

Общая картина ясна, но как найти конкретного виновника. Есть несколько способов.

Самый простой и быстрый — закрыть рукой или чем-нибудь подходящим узел с ДМРВ. Мотор сразу заглох, а воздуховод сильно сжался — значит подсоса нет. Двигатель продолжает работать и слышно шипение — вам повезло, вы нашли причину. Если шипения не слышно или непонятно где травит, применяем другой метод.

Для этого нужен бензин или очиститель карбюратора. На заведенном моторе поочередно опрыскиваем горючей жидкостью все подозрительные места. Слушаем работу двигателя или просим напарника смотреть за тахометром. Побрызгали в одном месте, смотрим. Ждем. Обороты продолжают плавать на холостых и ничего не происходит? Значит, мимо. Двигатель, вдруг, резко взревел? Место утечки найдено.

Если же вас и здесь постигло фиаско, то остается только поиск дымогенератором. Он есть почти во всех автосервисах. Но при желании сделать его — пару пустяков.

Как пользоваться. На заглушенном двигателе закрываем все отверстия во впускном тракте, кроме одного. К нему подсоединяем дымогенератор и накачиваем дым. Ну а дальше всё просто. Смотрим, где травит и устраняем подсос.

Гуляют холостые после чистки дроссельной заслонки

Как часто бывает — почистишь ДЗ и началось. Неустойчивые обороты, провал тяги. Думаешь, блин, вся работа насмарку. А у кого-то таких проблем нет. Чистят ДЗ, ставят и все нормально. В чем же причина?

Дело в том, что многое зависит от интервала между чистками. Если делать это регулярно, хотя-бы раз в год, то дроссель не успеет сильно засориться. За это время на исправном моторе отложений в ДЗ будет совсем чуть-чуть. Угол положения дроссельной заслонки не измениться и ее не придется обучать.

А теперь другая ситуация. Дроссельная заслонка не обслуживалась несколько лет. Там уже такой слой нагара, что первоначальное положение с 2% открытия может стать целых 6%. А когда вы ее почистите проходное отверстие станет больше. Как итог — повышенные или нестабильные обороты.

Выход простой. Чистим и обучаем ДЗ. Для каждой модели авто алгоритм свой.

Не работает клапан вентиляции картера — срочно менять

Помните мы говорили, что с некоторыми неисправностями ездить можно. А вот с этой ни в коем разе. Угробите мотор.

Представьте ситуацию. Двигатель полностью исправен. Но в такте сжатия и рабочего хода газы неминуемо прорываются через поршневые кольца в картер. А теперь та же ситуация на пробеговом моторе. Газов уже намного больше. Если их не отводить, огромное давление в картере может выдавить сальники коленвала или распредвала. Вот так-то.

Коротко о том какая функция у клапана PCV и почему могут плавать обороты холостого хода.

У клапана всего три задачи:

  1. Снижать избыточное разрежение воздуха под клапанной крышкой. Это важно. На холостых оборотах в задроссельном пространстве создается сильный вакуум. PCV нивелирует его, чтобы не пострадали сальники распредвала.
  2. Отводить картерные газы во впускной коллектор.
  3. Не допускать загрязнения окружающей среды. Картерные газы с парами масла и ТПВС (топливовоздушной смеси) попадают в цилиндры и сгорают в них.

А теперь почему плавают обороты на холостом ходу и как проверить исправность клапана PCV.

В нормальном состоянии клапан открыт. Когда двигатель работает на холостых, возвратная пружина перекрывает канал. Но если где-то поврежден патрубок или негерметичен сам PCV, то неучтенный воздух попадает во впуск. Смесь обедняется и обороты начинают плавать.

Другая ситуация — забитый клапан PCV. Расчетные показатели поступления воздуха на впуск меняются, что ведет к переобогащению смеси. Обороты также могут плавать.

Как проверить клапан:

  1. Снять клапан PCV.
  2. Подсоединить клапан к шлангу и установить заглушку в отверстие под клапанной крышкой.
  3. Запустить двигатель в режиме холостого хода и приложить палец к концевой стороне клапана PCV для проверки вакуума. Палец не втягивает? Значит смотрим не засорен ли клапан.
  4. После проверки на наличие вакуума глушим двигатель и снимаем клапан PCV.
  5. Берем PCV в руку и хорошенько трясем. Слышите дребезжащий звук? Значит все в норме. Нет? Меняем клапан.

Генератор и нестабильные обороты

Подумать только. Плавают обороты двигателя на холостых, а виноват в этом генератор. Разве может такое быть? Какая здесь взаимосвязь? Но она есть. Это выгоревший диодный мост генератора.

Такое случается, когда в диодном мосту повреждены не все диоды, а один или два. Заряд идет циклами. При этом нагрузка на двигатель от генератора то возрастает, то снижается. На тахометре четко видно, что стрелка плавает.

Диагностика здесь проста, как устройство топора. Включаем ближний свет и смотрим на фары. Горят, но накал меняется в такт с оборотами? Значит дело в генераторе.

Когда нужна замена ДМРВ

Самая дорогая неисправность в нашем списке — это поломка ДМРВ. Давайте разберемся как этот датчик влияет на холостые обороты и какие признаки указывают, что проблема именно в нем. Погнали.

ДМРВ анализирует объем воздуха, проходящий через него и передает данные ЭБУ. Когда датчик начитает хандрить, мозги готовят неоптимальную ТПВС. Как правило богатят ее.

В результате начинают плавать обороты двигателя на холостом ходу. К тому же ухудшается динамика, растет расход топлива и мотор плохо заводится.

Методы диагностики ДМРВ

Способ 1. И самый простой. Вытаскиваем фишку из разъема датчика и заводим мотор. Слушаем. Если обороты перестали прыгать и немного возросли, значит скорее всего ДМРВ неисправен. Для более точной проверки переходим к способу 2.

Способ 2. Одеваем фишку обратно. Включаем зажигание и берем мультиметр. Втыкам в два крайних (чаще всего) провода разъема маленькие иголки и замеряем напряжение. Значение от 0.99 до 1.04 вольт считается нормой. Больше — ДМРВ под замену.

Регулировка холостого хода двигателя и чистка жиклера

На карбюраторных авто проблема плавающих оборотов решается настройкой холостого хода и чисткой топливного жиклера.

Начнем с регулировки. Задача — найти так называемую «горку». Алгоритм такой. Заводим мотор и выкручиваем винт качества (богатим смесь) до тех пор, пока обороты не начнут падать. Спешить не нужно. Выкрутили на пол-оборота — подождали. Ловим момент, когда обороты станут неустойчивыми — двигателю много топлива. Это вершина «горки».

Теперь наоборот, закручиваем винт качества. Обороты постепенно будут расти. Крутим до момента начала снижения оборотов. Как только почувствовали его, опять по чуть-чуть откручиваем винт и находим точку, когда обороты станут максимальными. Это и есть оптимальная ТПВС.

Можно еще на пол-оборота открутить винт качества. Расход бензина при этом немного увеличиться. Но и устойчивость работы мотора на переходных режимах возрастет.

Ну хорошо. Мы все сделали по науке, но холостые обороты все равно плавают. Идем дальше — выкручиваем топливный жиклер. Прочищаем его и сам канал. Ставим обратно.

Бывает, что сечение жиклера слишком мало. В этом случае поймать «горку» при настройке будет сложно. Выход — поставить более производительный жиклер или развернуть старый, то есть увеличить его диаметр.

Электромагнитный клапан карбюратора

ЭПХХ помогает тормозить двигателем и корректирует холостой ход. Поэтому, когда мотор глохнет при движении накатом или плавают обороты на холостых — пора его проверять.

Алгоритм простой. Включаем зажигание и отсоединяем провод от клапана. Слышите щелчок? Значит все в порядке. Щелчка нет? Подаем плюс с аккумулятора на клемму клапана. Если не щелкает — меняем ЭПХХ.

Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Плавают обороты на дизеле? Скорее всего дело в заедании лопастей ТНВД. Ржавчина на них появляется из-за воды в солярке. Сразу отметим, что почистить лопатки роторного подкачивающего насоса — задача не из легких. Прецизионные детали легко повредить.

Внутри все промываем соляркой или маслом 2Т. Чистить наждачной бумагой зернистостью 1000-1500. Чем меньше, тем лучше.

При нагреве двигателя плавают обороты

А теперь рассмотрим другую неприятность — нестабильные прогревочные обороты.

Подсос воздуха во впуске

Как проявляется. Заводим холодный двигатель и сразу после старта обороты начинают прыгать с 1000 до 1500. Иногда и до 2000 доходит. И чем холоднее на улице, тем в большем диапазоне гуляют обороты.

А на горячую — все в норме, мотор работает как часы. Законы физики работают железно. При нагреве материалы расширяются и подсос исчезает. Но со временем проблема может проявляться и на прогретом моторе.

Самый действенный и быстрый способ найти подсос — подключить дымогенератор. Второй по надежности метод — опрыскивать соединения и прокладки карбклинером.

Неисправность клапана адсорбера

Встречайте еще одного зачинщика плавающих прогревочных оборотов — уловитель паров бензина. В простонародье адсорбер.

Представьте ситуацию. Заводим авто. Прогревочные как положено 1500. Но проходит примерно полминуты и начались качели. От 500 до 1200.

Дело вот в чем. Сразу после запуска двигатель работает по топливной коррекции ЭБУ. Но вскоре переходит в обычный режим. И когда адсорбер негерметичен, то пары бензина попадают в задроссельное пространство. Это поднимает обороты. Затем ЭБУ корректирует их — обедняет смесь. Обороты падают, но разрежение тоже уменьшается и еще сильнее просаживает их. И так пока не вытянет все пары из адсорбера.

Проверить клапан очень просто. Отсоединяем трубку адсорбера, глушим отверстие во впускном коллекторе и заводим. Проблема ушла? Меняем адсорбер.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Ошибок нет a горит инжектор на ваз 2115
  • Ошибку в определении спряжения глагола ночевать дышать чистить краснеть
  • Ошибку в определении способа связи взявший его согласования
  • Ошибку в определении способа образования слова цветник суффиксальный
  • Ошибку в определении словообразование слова

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии