Типичные ошибки
В данной статье:
- Ошибочное определение начальной формы
- Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами
- Ошибочное определение слова, от которого образовано данное
- Ошибочное определение средств словообразования
- Ошибочное определение способа словообразования
1. Ошибочное определение начальной формы:
- в словах, имеющих формообразующие суффиксы, например: идите, смотрите, крупнее, красивейшего, думающему, придумав
- в неизменяемых словах, например, осенью, днём, ночью и др. наречиях, не имеющих форм вообще
- в глаголах (в результате смешения видов: указание в качестве начальной формы глаголов другого вида), например: переписывал, нарисовал, прыгнул, прыгает и проч.
- в глаголах движения в результате смешения однонаправленных и разнонаправленных глаголов, например: поедет, слетал, приезжаю, летаем, летим, проходят, привезу, вожу
Правильно:
- идти, смотреть, крупный, красивый, думать, придумать
- осенью, днём, ночью — начальной формы, как и форм вообще, нет
- переписывать, нарисовать, прыгнуть, прыгать
- поехать, слетать, приезжать, летать, лететь, проходить, привезти, водить
2. Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами:
Примеры:
пришли, училась, веселее, должен, заняты, освобождённому, смотри, выручайте, хотел бы, ел, тряс, замёрз, будучи
Правильно:
прий-, учи-, весел-, должен-, занят-, освободи-, смотре-, выруча-, хоте-, ес-, тряс-, замёрзну-, бы-
3. Ошибочное определение слова, от которого образовано данное.
Примеры:
передвижник, передвижничество, передвижной, передвинуть не образованы от слова двигать.
Правильно:
передвижник ← передвижной
передвижничество ← передвижник
передвижной ← передвигать
передвинуть ← двинуть
4. Ошибочное определение средств словообразования:
Приставок:
послезавтра, назавтра, сверхмощный, бездействовать, заставить, заиграть, зажжение, выпроводить, беспристрастный
Правильно:
послезавтра ← завтра, средство словообразования (далее — средство): после-
назавтра ← завтра, средство: на-
сверхмощный ← мощный, средство: сверх-
бездействовать ← действовать, средство: без-
заставить ← ставить, средство: за-
заиграть ← играть, средство: за-
зажжение ← жжение, средство: за-
выпроводить ← проводить, средство: вы-
беспристрастный ← пристрастный, средство: бес-
Суффиксов:
письмишко, утречком, вечером, учитель, родительница, крикун
Правильно:
письмишко ← письмо, средство: -ишк-
утречком ← утром, средство: -ечк-
вечером ← вечер, средство: -ом
учитель ← учить, ссредство: -тель-
родительница ← родитель, средство: -ниц-
крикун ← крик, средство: -ун-
Приставок и суффиксов:
беспризорный, настенный, по-прежнему, покрикивать, подснежник, снова
Правильно:
беспризорный ← призор, средство: бес- + -н-
настенный ← стена, средство: на- + -н-
по-прежнему ← прежний, средство: по- + -ему
покрикивать ← кричать, средство: по- + -ива-
подснежник ← снег, средство: под- + -ник-
снова ← новый, средство: с- + -а
5. Ошибочное определение способа словообразования,
т.е. непонимание процесса образования производной основы от производящей.
Приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы, примеры которых приведены в п. 4., устанавливаются с опорой на словообразовательную морфему в составе слова.
Другие способы, такие как сложение, сложение в сочетании с суффиксацией, сращение, сокращение, аббревиация, изменение части речи, вызывают наибольшие затруднения. Ребята просто забывают об их существовании. Нужно помнить, что все способы есть в русском языке, нельзя игнорировать какие-либо из них. Проверь, помнишь ли ты все способы образования слов. Если нет, см.: Как устроен наш язык. Глава 5. Словообразование.
Смотрите также
- Глава 5. Словообразование
- Особенности словообразовательного разбора
- Советы. Как приступить к делу
- Примеры и комментарии
- Первые шаги — подготовительные задания
- Тренинг «Словообразовательный разбор»
- Итоговые тесты «Словообразовательный анализ в формате ЕГЭ»
- В1 — В7. Работа с текстом. Владение языковедческими понятиями
- Словообразование
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Найди ошибку в определении способа образования слова
А. болтун — суффиксальный
Б. пылесос-сложение слов
В. ванная-переход одной части речи в другую
Г. переходник-приставочный
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Найди ошибку в определении способа образования слова А. болтун — суффиксальный Б. пылесос-сложение слов В. ванная-переход одной части речи …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Русский язык » Найди ошибку в определении способа образования слова А. болтун — суффиксальный Б. пылесос-сложение слов В. ванная-переход одной части речи в другую Г. переходник-приставочный
Тесты по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. — Часть 1 — Е. В. Селезнева 2020
Словообразование и орфография
Обобщающее повторение по теме словообразование и орфография
Вариант 1
Часть 1
1. Разные формы одного и того же слова образуются с помощью
1) суффикса
2) приставки
3) корня
4) окончания
Ответ: 4
2. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания?
1) преподносил
2) расположение
3) избирали
4) зажечь
Ответ: 1
3. Найдите ошибку в определении способа образования слова.
1) болтун — суффиксальный
2) пылесос — сложение основ
3) ванная — переход из одной части речи в другую
4) переходник — приставочный
Ответ: 4
4. Укажите слово с ошибкой.
1) кашевар
2) мореплаватель
3) землятрясение
4) вертолёт
Ответ: 3
5. Укажите неправильное объяснение выбора орфограммы.
1) пр..усадебный — приставка ПРИ-, имеет значение «близость к чему-либо»
2) к..саешься — в корне -КАС- пишется А, так как после него следует суффикс -А-
3) дез..нформация — после приставки на согласный пишется Ы, так как слово без приставки начинается с И
4) заг..ретъ — в безударном положении в корне пишется буква О
Ответ: 3
6. В каком ряду пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) зап..рать, бл..стательный, изд..лека
2) уд..вительный, зар..дил, прибл..жаться
3) к..сательная, гл..тать, задр..жал
4) вы..снить, зап..рать, р..стительный
Ответ: 2
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) тр..сина
2) к..са
3) ск..сить
4) расст..лить
Ответ: 4
8. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква А?
1) сл..гать, р..стение, р..сток
2) заг..рел, возр..ст, к..сается
3) к..сательная, р..сток, приг..рел
4) отр..сль, предл..гаешь, изл..гаешь
Ответ: 4
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) пр..винтить, пр..школьный, пр..небречь
2) пр..сутствовать, пр..кратить, пр..лечь
3) пр..ехать, пр..смотреться, пр..целиться
4) пр..пятствие, пр..глядеться, пр..шёл
Ответ: 3
10. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) бе..цельный, не..добровать, бе..полезный, чере..чур
2) отр..слевой, прик..снуться, изл..гать, выр..щенный
3) с..экономить, об..явить, в..езд, из..ян
4) без..звестный, пред..стория, супер..гра, без..нициативный
Ответ: 1
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)Спорый дождь льётся отвесно, сильно. (2)Он всегда приближается с набегающим шумом.
(3)Особенно хорош спорый дождь на реке. (4)Каждая его капля выбивает по воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает. (5)При этом по всей реке стоит стеклянный звон. (6)По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или отдыхает.
(К. Паустовский)
11. Выпишите из предложений 1 — 4 слово, правописание приставки в котором определяется её значением — приближение.
Ответ: приближается
12. Выпишите из предложений 4 — 6 слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях с чередованием Е — И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А-».
Ответ: набирает
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Расскажите о своих наблюдениях за дождём.
Вариант 2
Часть 1
1. Эффективность — эффективный — это
1) синонимы
2) разные формы одного слова
3) однокоренные слова
4) антонимы
Ответ: 3
2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
1) задумать 3) вдумчивый
2) расстелил 4) прибрежный
Ответ: 2
3. Найдите ошибку в определении способа образования слова.
1) подберёзовик — приставочно-суффиксальный
2) почернеть — приставочный
3) (школьная) столовая — переход слова из одной части речи в другую
4) завод — приставочный
Ответ: 4
4. Укажите слово с ошибкой.
1) пешеход
2) птицылов
3) вездеход
4) зверолов
Ответ: 2
5. Укажите неправильное объяснение выбора орфограммы.
1) пр..морский — приставка ПРИ-, имеет значение «близость к чему-либо»
2) к..саться — в корне -КАС- пишется А, так как после него следует суффикс -А-
3) супер..гра — после приставки на согласный пишется Ы, так как слово без приставки начинается с И
4) заг..рается — в безударном положении в корне -ГАР- — -ГОР- пишется буква О
Ответ: 3
6. В каком ряду пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) ед..ница, уд..литься, запл..сать
2) прист..гнуться, гл..тать, изл..жение
3) бл..снуть, к..саться, г..лодный
4) привл..кательный, в..сёлый, заг..релый
Ответ: 1
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) р..створ
2) л..жбинка
3) сл..гаемое
4) р..стаять
Ответ: 3
8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А?
1) р..стительность, изл..гать, р..сточек
2) р..стение, отр..стать, пол..гаться
3) выр..щенный, приг..рать, прил..гать
4) подр..стать, распол..житься, водор..сли
Ответ: 2
9. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) пр..учить, пр..сесть, пр..клеить
2) пр..гласить, пр..образиться, пр..ключение
3) пр..чина, пр..лестный, пр..влечь
4) пр..добрый, пр..ехать, пр..усадебный
Ответ: 1
10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ..дать, бе..честный, ..доровье, и..чезать
2) расст..лать, пр..морский, бл..стательный, заб..раться
3) без..сходный, под..тожить, без..мянный, сверх..нтересный
4) прик..сновение, разг..раться, прор..стать, заг..рел
Ответ: 2
Часть 2
Внимательно прочитайте текст, выполните задания 11 — 15.
(1)В августе в окрестных лесах появляется много грибов.
(2)Собираемся и идём в лес.
(3)3а деревней расстилаются широкие поля. (4)По тропинке направляемся к дальней роще. (5)3десь всегда много грибов. (6)Из-под листика виднеется шляпка сыроежки. (7)Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
(По М. Пришвину)
11. Из предложений 1 — 4 выпишите слово(-а), правописание которого(-ых) определяется правилом: «В корнях с чередованием Е — И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А-».
Ответ: собираемся, расстилаются
12. Из предложений 5 — 7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -3/-С следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Ответ: расходятся
Часть 3
13. Определите тему текста.
14. Озаглавьте текст.
15. Расскажите о своей прогулке по лесу.
Найдите ошибку в определении способа образования слова
1 болтун — суффиксальный
2 пылесос — сложение основ
3 ванная — переход одной части речи в другую
4 переходник — приставочный 2 упражнение
разные формы одного и того же слова образуются с помощью
1 суффикса
2 расположение
3 корня
4 окончания.
Вы находитесь на странице вопроса Найдите ошибку в определении способа образования слова1 болтун — суффиксальный2 пылесос — сложение основ3 ванная — переход одной части речи в другую4 переходник — приставочный 2 упражнениеразные формы? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.