Ошибки рынка в чем проявляется

Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка

Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:

  1. рынок способен решать главные экономические проблемы, хотя и не идеально;
  2. рынок принципиально не способен решать ряд задач, важных для общества.

Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда и далось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали следующее:

  • после создания крупного машинного производства рынок исчерпал свои возможности рационального решения главных экономических задач, и от него надо отказываться;
  • дальнейший экономический прогресс человечества будет возможен только тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощи рынка — на основе составляемых государством централизованных планов.

Однако исследования ученых, практика рыночного хозяйствования в капиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в СССР и других социалистических странах, показали:

  • механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития, и его функционирование можно улучшить;
  • централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов.

Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономической истории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечеству — надо лишь научиться компенсировать его слабости (несовершенства) и смягчать последствия порождаемых этими слабостями ошибок.

Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  • никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы);
  • среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто);
  • всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает);
  • все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее;
  • государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

Если эти идеальные рыночные условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

  • устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  • смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в следующем:

  • в возможности монополизации;
  • трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  • возникновении внешних эффектов или внешних затрат;
  • образовании социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан.

1. Монополизация рынка

Монополизация рынка — ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.

И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.

Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).

2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе

Общественные блага — товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.

Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.

Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.

В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.

Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.

3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат

Внешние (побочные) эффекты — ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или могут получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.

Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.

В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.

4. Смягчение неравенства доходов и богатства

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. И сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:

1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.

Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.

Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.

Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.

Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».

2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.

Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.

Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)

Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.

Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?

Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.

В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.

Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.

Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.

Функции
рынка делают его в принципе весьма
эффективной системой. Однако это не
означает, что рыночные отношения являются
полностью совершенными и обеспечивают
прогрессивное развитие экономики.
Обособление экономических агентов,
неполное совпадение их интересов, а
зачастую и антагонизм неизбежно ведут
к обострению многих противоречий.

В
основном несовершенства рынка связаны
с отклонением от условий, обеспечивающих
совершенную конкуренцию. К тому же
рыночная экономика оказывается
неспособной обеспечить производство
важных благ или создает их в недостаточных
объемах.

В
чем же проявляются несовершенства, или,
как их нередко называют, «провалы»
рынка?

1.
Рынок не способен противостоять
монополистическим тенденциям. В условиях
рыночной стихии неизбежно возникают
монополистические структуры, ограничивающие
свободу конкуренции. При бесконтрольности
рыночной среды формируются и укрепляются
монополии. Создаются неоправданные
привилегии для ограниченного круга
субъектов рынка.

Чтобы
поддержать чрезвычайно высокие цены,
монополисты искусственно сокращают
производство. Это вызывает необходимость
регулирования цен, скажем, на продукцию
сырьевых монополий, электроэнергию,
транспорт.

2.
Рынок не заинтересован и не способен
производить общественные блага
(«общественные товары»). Эти товары либо
вообще не производятся рынком, либо
поставляются им в недостаточном
количестве.

Особенность
общественных товаров состоит в том, что
ими может пользоваться каждый, но не
обязан за них платить. К тому же обычно
нельзя ограничить их использование.

Дорожными
знаками, регулирующими правила движения,
обязаны пользоваться все во избежание
нежелательных последствий. Вакцинация
должна охватывать всех жителей, иначе
не удастся исключить инфекционных
заболеваний. Общественные блага — это
неконкурентные товары и услуги, доступные
практически каждому.

Общественные
блага бесплатны для потребителя, но не
бесплатны для общества. Производство
«бесплатных» благ связано с издержками,
которые не способен нести рынок.

Рынок
не может решить проблему производства
благ для общественного пользования,
ибо нельзя ограничить их потребление,
согласовать издержки с «полезностью»,
устранить неизбежные коллизии (например,
проблему «безбилетника», определение
категорий пользователей). Удовлетворение
нужд общества, не связанных непосредственно
с бизнесом, предполагает создание
соответствующей институциональной
структуры, непосредственное участие
государства (см. гл. 26).

3.
Рыночный механизм непригоден для
устранения внешних (побочных) эффектов.
Экономическая деятельность в условиях
рынка затрагивает интересы не только
непосредственных его участников, но и
других людей. Ее последствия нередко
носят негативный характер.

По
мере роста общественного богатства
проблема внешних эффектов становится
все более острой. Увеличение количества
автомобилей в пользовании сопровождается
загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные
комбинаты отравляют водные источники.
Широкое применение химических удобрений
делает продукты питания непригодными
для употребления.

Сам
рынок не способен устранить или
компенсировать ущерб, наносимый внешними
эффектами. Соглашение между заинтересованными
сторонами без внешнего вмешательства
может быть достигнуто лишь в редких
случаях, когда отрицательный эффект
незначителен (см. гл. 7). На практике при
возникновении серьезных проблем
необходимо вмешательство государства.
Оно вводит жесткие нормативы, ограничения,
использует систему штрафов, определяет
границы, которые не вправе переступить
участники хозяйственной деятельности.

4.
Рынок не обладает способностью
обеспечивать социальные гарантии,
нейтрализовать чрезмерную дифференциацию
в распределении доходов. Рынок по своей
природе игнорирует социальные и этические
критерии, т.е. справедливость при
распределении ресурсов и доходов. Он
не обеспечивает стабильную занятость
трудоспособного населения. Каждый
должен самостоятельно заботиться о
своем месте в обществе, что неизбежно
ведет к социальному расслоению, усиливает
социальную напряженность.

«Нормальный»
рынок порождает ненормальные пропорции
распределения созидаемого богатства.
Рыночные отношения создают благоприятные
условия для проявления узкокорыстных
интересов, порождающих спекуляцию,
коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками,
другие антиобщественные явления.

5.
Рыночный механизм порождает неполную
и недостаточно совершенную информацию.
Только в условиях полностью конкурентной
экономики участники рынка обладают
достаточно исчерпывающей информацией
о ценах и перспективах развития
производства. Но сама конкуренция
заставляет фирмы скрывать реальные
данные о положении дел. Информация стоит
денег, и экономические агенты —
производители и потребители — обладают
ею в различной степени.

Отсутствие
совершенной информации, неполнота и
неравномерность ее распределения
создают преимущества для одних и
подрывают способность принятия
оптимальных решений у других. Продавцы
и покупатели, предприниматели и рабочие
не обладают равнозначной информацией.
Между тем информация является в некоторых
отношениях общественным товаром.
Наиболее полную и надежную информацию
предоставляет не частный рынок, а
государственные институты. Итак, рынок
не является идеальным механизмом
регулирования экономической деятельности.

Несовершенства
(«провалы») рынка могут быть смягчены
созданием соответствующих институциональных
структур, участием государства в
распределении ресурсов, решении проблем,
которые не могут быть обеспечены чисто
рыночными инструментами.

Выводы

1.
Рынок — это многосложная сфера
взаимодействия покупателей и продавцов,
производителей и потребителей,
осуществляемого через движение цен при
регулирующем воздействии институциональных
норм и правил. Предпосылками возникновения
рынка служат общественное разделение
труда, экономическая самостоятельность
(обособленность) товаропроизводителей,
свобода предпринимательства.

2.
Рынок как развитая система отношений
товарного обмена представляет собой
совокупность отдельных рынков, прежде
всего рынков ресурсов. Рынки
классифицируются в зависимости от
объектов обмена, характера обмениваемых
товаров, условий функционирования и
т.д.

3.
Функции рынка определяются решаемыми
им задачами. Рынок отвечает на вопросы:
что, как и для кого производить? Он
выполняет ценообразующую, информационную,
регулирующую, посредническую и санирующую
функции.

4.
Конкуренция — одно из основополагающих
понятий рыночной экономики. Это движущий
механизм рынка, фактор внутреннего
развития, борьба участников рынка за
лучшие условия производства и реализации
продукции.

Конкурентный
рынок способствует достижению
эффективности производства и оптимальному
распределению экономических ресурсов.
Принято различать конкуренцию совершенную
и несовершенную, монополистическую,
ценовую и неценовую, добросовестную и
недобросовестную. Условием для
формирования конкуренции служат
определенные предпосылки, создание
необходимой институциональной среды.

5.
Экономическая деятельность связана с
неопределенностью и риском. Неопределенность
выбора обусловливается неполнотой и
неточностью информации, неизбежностью
ошибок в процессе прогнозирования. Не
существует «патентованных» рецептов
снижения риска. Повышению надежности
выбора могут служить диверсификация
размещения средств, всесторонняя оценка
принимаемых решений.

6.
Позитивные функции рынка делают его в
принципе достаточно эффективной
системой. Вместе с тем рынок нуждается
в институциональном регулировании.
Отклонения от условий совершенной
конкуренции свидетельствуют о
несовершенстве рынка.

7.
Рынок не способен противостоять
монополистическим тенденциям. Он
непригоден для устранения внешних
эффектов. Рынок не заинтересован и не
может производить общественные блага.
Он не способен обеспечить социальные
гарантии и противодействовать социальному
расслоению. Несовершенства рынка
нейтрализуются мерами государственной
экономической и социальной политики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Ирина Анатольевна Софронова

Эксперт по предмету «Экономическая теория»

Задать вопрос автору статьи

Сущность и особенности провалов рынка

Несмотря на то, что классики экономической теории утверждали, что рыночный механизм является саморегулируемым и обеспечивает эффективное производство, распределение и потребление товаров и услуг, на самом деле развитие экономики иногда приводит к возникновению негативных явлений, которые рынок самостоятельно устранить не в состоянии. Эти явления в научном сообществе получили название «провалов (изъянов, фиаско) рынка».

Замечание 1

Провал рынка заключается в том, что действие рыночного механизма приводит к появлению негативных явлений, которые «невидимая рука рынка» не устраняет.

В этой связи необходимым оказывается административное регулирование экономики государством, которое благодаря своим возможностям по волевому применению силы может если не устранить, то, по крайней мере, сгладить эти провалы.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Наиболее распространёнными провалами рынка, выделенными и тщательно исследованными экономистами, являются следующие случаи нарушения функционирования механизма рыночного регулирования:

  • в результате неконтролируемой конкурентной борьбы возникает одна из следующих ситуаций – монополия (рыночная власть переходит к одному экономическому субъекту, множеству покупателей противостоит один продавец), олигополия (несколько продавцов действуют скоординировано, как один), монопсония (множеству продавцам противостоит один покупатель). Описанные ситуации приводят к тому, что цена и объём выпуска продукции не совпадают со значениями рыночного равновесия, из-за чего возникают чистые общественные потери;
  • недостаток и асимметрия информации, которая возникает в ситуациях отсутствия контроля за производителями и качеством предоставляемых ими товаров и услуг и проявляется в том, что продавец, как правило, заведомо лучше знает качественные характеристики своей продукции; это в итоге приводит к принятию экономических субъектов неэффективных решений;
  • производство в рыночных условиях зачастую приводит к появлению внешних эффектов, которые проявляются в том, что лица, непосредственно не участвующие в конкретных рыночных отношениях, получают определённые выгоды или издержки и, тем самым, меняются значения функций полезности индивидов и производственных функций предприятий (как в большую, так и в меньшую стороны);
  • общество нуждается в потреблении ряда благ, которые характеризуются неисключаемостью, неконкурентностью в потреблении и неделимостью (так называемых, общественных благ), а потому их производство является невыгодным для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновение и развитие социальных проблем, которые обусловлены тем, что действие рыночного механизма выводит из процесса производства и распределения валового продукта «неэффективные» трудовые ресурсы (пенсионеры, инвалиды, дети и т.д.), оказывающиеся в результат без средств к существованию.

«Основные причины провала рынка, внешние и внутренние особенности» 👇

В перечисленных выше ситуациях как раз-таки и проявляется сущность провалов рынка, которые становятся проблемами для общества. Для их решения оно пробегает к методам государственного регулирования экономики.

Описание основных причин возникновения провалов рынка

Государство в лице специализированных органов власти перед тем, как приступить к сглаживанию и устранению провалов рынка, идентифицируют причины их возникновения. Это проводится для того, чтобы меры государства оказались эффективными, то есть направленными на самый «корень» проблемы.

Чаще всего, в качестве источников возникновения провалов рынка выступают:

  • проведение беспощадной борьбы с конкурентами, слияние с ними, заключение с ними тайных сговоров или другие события, которые приводят к сокращению числа фирм на рынке, вслед за чем угасает конкуренция как таковая;
  • научно-технический прогресс, в результате которого требуется использование большого объёма ресурсов и, соответственно, формирование крупномасштабных производств;
  • отсутствие в рыночной системе механизмов перераспределения ресурсов, которое бы соответствовало потребностям потребителей;
  • неспособность рынка произвести товары и услуги, на которые со стороны членов общества есть потребность, но не придуман рыночный способ финансирования их производства;
  • неустойчивость (циклические колебания) экономического развития, особенно в части занятости и уровня цен.

Искоренить эти причины и предотвратить порождаемые ими проблемы возможно только при «видимой руке государства» (в противовес «невидимой руке рынка»). Особенно его роль повышается в условиях глобализации мирового сообщества, в частности, в экономической сфере. Прежде всего, им должно быть принято антимонопольное законодательство, которое установит для всех участников рынка «равные правила игры», будет защищать собственность и т.д. Если же монополию устранить нельзя (ситуация естественной монополии), то государство должно либо возглавить её, либо жестким образом регулировать её деятельность (посредством установления нормативов, тарифов и т.д.).

Для восполнения неполноты рыночной информации, устранения отрицательных и стимулирования положительных внешних эффектов государство устанавливает в отношении производителей ряд требований (запретов, обязательств). Их соблюдение тщательно контролируется, в случае их нарушения они наказываются (обычно в форме наложения штрафов), в случае соблюдения – поощряют (обычно в форме субсидий).

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Не договориться, что считать рынком

В команде решают выходить на «рынок Coca-Cola», «рынок лекарственных препаратов» или «рынок квадрокоптеров». Кажется, что все члены команды имеют в виду одно и то же. Но в России две Coca-Cola: одна, материнская, занимается стратегическим развитием, другая — это ее партнер-боттлер, которая сама производит, продает и доставляет напитки клиентам.

Это два разных рынка: одна компания работает с производителями, другая — с магазинами и конечными потребителями.

Рынок лекарств в свою очередь делится на две части: рецептурные и нерецептурные препараты. Кроме этого, через аптеки продаются такие товары, как БАДы, спортивное питание, бинты и прочее, которые не относят к лекарственным. В каждом случае это тоже будут разные рынки со своим регулированием и набором основных игроков.

Звучит просто, но множество продуктовых команд терпит неудачу именно потому, что не учитывает этот фактор. После того как они потратили время и деньги на запуск продукта, оказывается, что надо было смотреть на рынок с учетом каналов дистрибуции, конкурентов, поставщиков и прочих участников.

Как этого избежать? Можно заполнить Business Model Canvas (бизнес-модель «Канвас»). Это шаблон, предложенный известным швейцарским бизнес-консультантом Александром Остервальдером и его коллегой Ивом Пинье. Обычно этот инструмент используют для поиска точек роста, но он также отлично подходит для того, чтобы лучше понять структуру своего рынка.

Таблица «Канваса» состоит из девяти блоков:

  • потребительские сегменты;
  • ключевые ценности;
  • действия;
  • партнеры;
  • ресурсы;
  • каналы;
  • взаимоотношения с клиентами;
  • потоки доходов;
  • структура расходов.

В ходе заполнения таблицы надо убедиться, что члены команды говорят на одном языке: все имеют в виду одни и те же каналы дистрибуции, поставщиков, клиентов и так далее.  

Использовать слишком сложные инструменты

Стартаперы часто пытаются найти для исследования рынка какой-то сложный инструмент или хитрый фреймворк. Это увеличивает время на поиск и обработку информации, но если идея стартапа для рынка нова — важно успеть реализовать ее первым.

Как этого избежать? В большинстве случаев для того, чтобы проанализировать рынок, достаточно головы, Excel и гугла. По сути, исследование рынка делится на два направления: качественное и количественное. Цель первого — понять, как устроен рынок: какие на нем бизнес-процессы, основные игроки, правила игры, модели монетизации и так далее.

На большинство из этих вопросов можно найти ответ, заполняя Business Model Canvas.

Сбор количественных данных после этого можно делать в Excel. При этом нужно учитывать, что исследование постоянно будет обогащаться новыми деталями. Написать и посчитать все за один раз не получится.

Впадать в «аналитический паралич»

Эта ошибка связана с перебором информации. Кажется, что данных по одному или двум источникам мало — надо посмотреть еще вот эту сегментацию, еще один отчет и так далее. Но на этапе запуска никогда не будет такого, что вы во всем разобрались. Уточнять качественный и количественный research можно до бесконечности.

Как этого избежать? Главное — на старте понять, для чего вы вообще делаете исследование и каких результатов хотите достичь. Затраты на достижение цели далее можно сократить тремя способами.

  1. Первый из них основан на том, что по закону Парето 80% результата дают всего 20% усилий. То есть, когда новых выводов становится меньше  — это признак, что вы уже максимально близки к этим 80% и искать информацию дальше не надо.
  2. Второй способ по-английски называется «hard stop». В этом случае вы заранее определяете, сколько времени вы готовы потратить на проведение исследования — например, три часа. После этого вы останавливаетесь.
  3. Третий способ — это так называемый «принцип прогрессивного джипега». Известный дизайнер Артемий Лебедев в своем блоге сформулировал его так: в любую секунду любой проект готов на 100%, даже если он проработан всего на 4%. Грубо говоря: не надо пытаться сразу сделать всю работу от начала до конца. Достаточно сделать первый набросок, проверить стартовую гипотезу исследования, а если она подтверждается — постепенно выйти на тот уровень, который требуется.  

После проведения исследования надо проверить результаты через построенный ранее «Канвас» и показать его эксперту.

Пытаться «съесть» весь рынок целиком

Компания может переоценивать размер рынка из-за того, что не учитывает возможных ограничений. Возьмем условный пример: представим, что вы нашли отчет, где рынок квадрокоптеров в России оценен 10 миллиардов рублей. Но ваша компания работает только в интернете. Онлайн-каналы дистрибуции составляют 10% от всех остальных. Значит, ваш рынок только что уменьшился в десять раз.

Допустим, что компания зарабатывает не напрямую на выручке, а на комиссии с проданных пользователем товаров. Пусть эта комиссия будет 10% — рынок уменьшился еще в десять раз. В итоге от общего рынка остался 1%.

Кроме этого, у предприятия могут быть операционные ограничения: пусть на рынке можно сделать сто тысяч поставок тех же квадрокоптеров, но компания физически способна только на тысячу. Или у нее очень маленький маркетинговый бюджет, так что о товаре смогут узнать не сто тысяч потребителей, а тысяча.

Таким образом, после запуска может оказаться, что реальный размер рынка стартапа меньше, чем планировалось, в сотни и тысячи раз.

Как этого избежать? При оценке рынка «сверху» — с помощью отраслевых отчетов — надо расписать его структуру и посмотреть, на какую его часть компания может выйти. При этом надо учесть, какие каналы дистрибуции и способ монетизации она будет использовать.

После этого нужна оценка «снизу»: с учетом факторов, которые влияют на бизнес самого стартапа. Для этого надо построить его юнит-экономику. Подробно о том, как это сделать, рассказывает в своем блоге предприниматель Даниил Ханин. Можно также почитать об этом основателя аналитического сервиса AppCraft Илью Красинского, который специализируется на теме.

Считать, что все пользователи станут клиентами

Компании часто видят пользователей как некую гомогенную массу. Но, допустим, у «Авито» среди пользователей есть физические и юридические лица. При этом они делятся на покупателей и продавцов. А некоторые являются продавцами в одной категории и покупателями в другой.

«Авито» в основном монетизирует продавцов (причем не всех). То есть, если мы говорим, что у нас миллион пользователей, это не значит, что мы на миллионе пользователей зарабатываем. Платить может только часть из них, и лишь часть от этой доли действительно это делает.

Как этого избежать? Перед запуском продукта надо понять, кто ваш пользователь и какое value proposition (ценностное предложение) вы готовы ему сделать. После этого надо определить, готов ли платить такой пользователь, и какая схема монетизации будет здесь наиболее эффективна.

Стартап может проверить, готова ли его предполагаемая аудитория платить, запустив MVP. В ходе проверки может выясниться, что аудитория маленькая, либо люди не готовы платить, либо готовы платить не ту сумму, которую просит компания.

Не учитывать «скорость» денег

В некоторых ситуациях можно заработать очень быстро: вы выходите на рынок с новым продуктом и сразу видите нормальные деньги. Но может быть и так, что доля пользователей будет набираться постепенно. На нормальные показатели рынка в этом случае вы можете выйти через два-три года, а то и через десять лет.

«Скорость» денег зависит от многих факторов: цена товара, его новизна для рынка (в этом случае компании нужно будет потратить время на его продвижение), уровень конкуренции и так далее.

Она может сильно отличаться также в зависимости от отрасли: один рынок даст вам три миллиона через пару месяцев, а другой — несколько десятков, но через год-два.

Как этого избежать? Универсального совета здесь нет, все зависит от конкретного случая. Но можно хотя бы изучить конкуренцию на рынке. Предприниматели часто думают, что для этого слишком мало доступной бесплатной информации — но, на самом деле, это не так.

Для изучения конкурентов можно использовать активные и пассивные способы.

  • Активные способы подразумевают, что вам надо сделать какое-то усилие, чтобы получить информацию. Это UX-тесты, исследования, интервью, аналитика, customer development, хакатоны и конференции, где можно общаться с конкурентами напрямую.
  • Пассивные способы — это изучение новостей, пресс-релизов конкурентов и венчурных фондов, которые оценивают рынок в стране. Стартапер также может читать комментарии и отзывы в соцсетях и сторах для приложений, обзоры блогеров и нишевых изданий.

Главное, что нужно понимать при оценке рынка — она никогда не бывает окончательной. Не надо воспринимать итог этой работы так, как будто вы вывели нужную цифру, написали ее на стене в офисе — и все должны смотреть на нее годами. Оценка позволяет только прогнозировать следующие шаги.


Материалы по теме:

Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию, не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

  • Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.
  • Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.
  • Цена, которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

  • Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.
  • Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.
  • Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.
  • Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.
  • Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.
  • Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

  1. Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
  2. Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
  3. Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
  4. Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

  • по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;
  • по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;
  • по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;
  • по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;
  • с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;
  • по легальности — легальный, нелегальный;
  • по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;
  • по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

  • все зависит от случая;
  • невозможно сделать долгосрочный прогноз;
  • проблемы с экологией;
  • безработица;
  • рост цен, инфляция.

Законы рынка

Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции.

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

  • фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;
  • акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;
  • дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;
  • налоги.

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

  • свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;
  • наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Ошибки русской речи в сми
  • Ошибки русского языка самый лучший
  • Ошибки русского языка какие бывают языки
  • Ошибки русского языка виды это
  • Ошибки русского командования в русско японской войне

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии