В очередную годовщину путча 1991 года размышляем о роли Михаила Горбачёва в крушении СССР.
Мы запомнили гласность, очереди, ускорение, бесконечные партийные Пленумы и заседания, песни Виктора Цоя и свободное телевидение, кровь в Тбилиси, Душанбе, Ереване и республиках Прибалтики, вывод войск из Афганистана и танки в Москве.
Но мы не помним ничего, что говорило бы нам: у Горбачева и его окружения, помимо многочисленных громких лозунгов, был конкретный план, они твердо знали, что делают и зачем. Мы слышали, нравятся они кому-то или нет, про «план Путина», «план Маршалла», «новый курс Рузвельта», и даже «500 дней Явлинского» — но мы никогда не слышали про «план Горбачева», хотя бы для того, чтобы задним числом найти в нем ошибки.
А был ли он вообще?
2
Антиалкогольная кампания
Единого мнения о целесообразности проведения антиалкогольной кампании до сих пор нет даже среди экспертов. Но есть вещи, которые можно считать аксиомой: все плюсы кампании, вроде повышения рождаемости, сработали в долгосрочной перспективе, а все минусы — ударили по стране здесь и сейчас. В середине 80-х СССР уже был не готов к потере 10-12% налоговых поступлений в бюджет. В многочисленных очередях за спиртным и так невысокий престиж руководства упал совсем низко. И, наконец, главное — смотреть на происходящее в стране трезвыми глазами для многих ее граждан было просто невыносимо.
Роль коммунистической партии в жизни страны трактовалась как «руководящая и направляющая». Политическая монополия требовала если не единства мнений в аппарате, то хотя бы единства действий аппарата. При Горбачёве важнейший, идеологический отдел ЦК КПСС раскололся на две группы: одну олицетворял консерватор, тяготеющий к сталинским взглядам Егор Лигачев, другую — радикальный либерал Александр Яковлев.
Работающая в «мирное время» властная система сдержек и противовесов оказалась губительной в период масштабных реформ. Страна дошла до абсурда — утром либеральное крыло партии что-то разрешало, вечером консервативное это же самое пыталось запретить. Сейчас понятно: незнакомая с принципами работы демократической прессы, советская страна пережила бы и передачу «Взгляд» и разоблачительные полосы «Московских новостей», точно так же она пережила бы временное закручивание гаек, но острого конфликта свободы и несвободы, одновременных разрешений и запретов, — нет. Горбачев не мог, а, возможно, и не хотел примирить враждующие партийные группировки и выработать общую программу действий в кризисный период.
К началу Перестройки ни у кого из советских политиков не было опыта публичной борьбы за власть. Этим отчасти оправдывается грандиозный просчет Горбачева в отношении Бориса Ельцина. Когда будущий первый президент России оседлал популистскую волну и стал стремительно «набирать очки», Горбачев и его окружение оказались к этому не готовы. Неловкие очерняющие публикации в партийной прессе (которой уже мало кто верил), некрасивые пикировки на Пленумах Верховного совета, общее «фи», которое демонстративно выразила Советская власть Ельцину, не помешали, а сильно помогли тому в самый короткий срок стать народным героем. На плечах этого народа Ельцин очень скоро и снесет Советский Союз, чтобы пить возмутительно много водки на его развалинах.
Россия — страна с глубокими авторитарными традициями. Все реформы, вне зависимости от их цены (обычно она исчисляется сотнями тысяч жизней русских), реализуются только харизматичными лидерами: Иван Грозный, Петр 1, Екатерина Великая, Сталин.
Горбачев попытался нарушить неизменный ход русской истории. Он начал Перестройку, не имея широкой поддержки населения. Складывается впечатление, что в определенный момент его имидж за рубежом стал его волновать сильнее, чем внутри страны. Горбачева не любили за невнятные публичные выступления, за жену, слишком леди, непохожую на простых советских женщин, за нерешительность и за многое другое.
Вместе с падением рейтинга Горбачева, который он не умел укрепить, падали надежды жителей страны на успех экономических, социальных и политических преобразований. В таких случаях русские говорят: «Не по Сеньке шапка».
Подозрительная наивность Горбачева и части партийной элиты в отношении западных стран удивляет. То, что с большим трудом, потом и кровью завоевывалось военным империализмом предыдущих поколений русских, было разбазарено в считанные годы. Помимо глобального стратегического просчета — мощная, державная Россия никому не нужна (даже среди русских сейчас нет единого мнения, нужна ли она самим русским, а тем более Западу), Горбачев совершил массу тактических ошибок. Допустим, объединение ФРГ и ГДР было неизбежно, но почему же, когда мы еще имели сильное влияние на немцев, а русские дивизии стояли в Берлине, мы не настояли, а ведь немцы согласились бы, на внесении в договор объединения пункта, запрещающего Германии вступать в военно-политические блоки в будущем?
Вся современная проблема расширения НАТО на Восток — суть, недомыслие горбачевской эпохи. Ведь на тех же условиях мы могли «отпустить» страны Восточной Европы — сохранив там свое влияние и не допустив размещения военных баз англосаксонцев. Черноморский флот, русский Крым — это все, даже при самом худшем развитии событий Горбачев не то, что мог, обязан был сохранить для России.
Приватизация, сокращение государственного вмешательства в экономику, сворачивание социальных программ — с приходом к власти в англосаксонских странах Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер неолиберализм стал ведущим практическим направлением в мировой экономике. В США и Великобритании неолиберальные реформы принесли ощутимые плоды.
Россия — страна крайностей, мы традиционно долгое время начисто отрицаем западный опыт, а затем начинаем стремительно и лихорадочно копировать «самые прогрессивные тенденции». Не имея вообще никакого опыта капитализма, мы вдруг взяли за образец и модель самую современную его форму. Ведь, кажется, и ежу понятно: проблемы британской и американской экономик 80-х годов и близко не похожи на трудности советской экономики тех лет. Но именно при Горбачеве в руководстве страны стало формироваться неолиберальное экономическое ядро.
Известно: «Поспешишь — людей насмешишь». В XX веке Россия как минимум дважды трагически спешила: сначала строить социализм в аграрной стране, затем — продвинутый капитализм в Советской империи.
Как следствие, одна часть страны люто ненавидит все советское и социалистическое, хотя вся Западная Европа в последние годы строит более-менее социализм. Другая часть — все либеральное и капиталистическое, хотя абсолютные ценности личной свободы, частной собственности и гражданских прав никто не отменял.
Единственной точкой общественного согласия в России стал бег на месте или застой, а то вдруг опять, не разбирая дороги, куда-нибудь побежим так, что русских вообще не останется. У Горбачева был исторический шанс все изменить.
Он его упустил.
Справедливо утверждает народная мудрость: «не ошибается, тот, кто ничего не делает». Первые лица СССР трудились не «покладая рук» на благо народа, но совершили достаточно ошибок, которые в итоге привели к развалу Советского Союза.
Мы не собираемся, разумеется, претендовать на какую-то абсолютную истину, указывая на эти просчеты (уровень не тот), а собираемся лишь перечислить некоторые из тех шагов, которые вложили свою пропорциональную лепту в то, что сегодня на карте мира нет государства, именуемого Союзом Советских Социалистических Республик.
Итак, где же «промахнулись» представители советских правящих кругов?
Поддержка мирового «революционного коммунистического движения»

С этой целью израсходованы огромные средства. Миллиарды долларов потрачены на спонсирование режимов, иногда откровенно преступных, просоветских только на этапе получения помощи. Борьба с Соединёнными Штатами за геополитическое влияние истощала советское государство. А друзей коммунистов, как оказалось, были единицы. С концом финансирования «дружественные» республики в большинстве своем без оглядки переметнулись под опеку тех же США. Действительно, может быть, не стоило тратить колоссальные ресурсы на установление и поддержку дружественных, зачастую «марионеточных» режимов?
Подавление венгерского восстания в 1956 году
Осенью 1956 года по решению Политбюро ЦК КПСС в Будапешт были введены советские войска и жестоко пресечена попытка восстания венгерского народа. Решающими на заседании Политбюро стали слова Н. С. Хрущева:
«…войска не выводить из Венгрии и Будапешта и проявить инициативу в наведении порядка в Венгрии. Если мы уйдем из Венгрии, это подбодрит американцев, англичан и французов — всех империалистов. Они поймут (это) как нашу слабость и будут наступать. Нас не поймет наша партия».Решение Хрущева значительно подорвало авторитет СССР в Европе, который был завоеван Советским Союзом по итогам победы над фашизмом и во Второй мировой войне в целом.
Новочеркасские события 1962 года
Хрущев, будучи Первым секретарём ЦК, весной 1957 года объявил о прекращении обслуживания облигаций внутреннего займа. Решение вызвало бурю негодования во всех слоях советского общества. Ведь в своё время «сталинские» облигации были обязательными и позволили правительству поднять страну из послевоенных руин. Во многих городах недовольство вылилось в массовые волнения и беспорядки. В Новочеркасске порядок был наведен особенно жестоким образом. Следующим за отказом от обслуживания Гособлигаций шагом стало повышение цен на мясопродукты, естественно, по «многочисленным просьбам трудящихся». Цена на мясо взлетела на 30%, для многих колбаса стала мечтой.
Ввод войск в Афганистан
Чтобы не допустить гражданской войны в Афганистане и обезопасить южные границы страны, правительство СССР ввело в соседнее государство ограниченный контингент советских войск. Миротворческая операция, спланированная на несколько дней, оказалась более чем десятилетней войной. За время конфликта в Афганистане погибло более 14 тысяч советских солдат и офицеров. Мировая общественность резко негативно отреагировала на афганские события. Некоторые страны вслед за США бойкотировали Олимпийские игры, прошедшие в Москве в 1980 году. Через многие годы бывший директор ЦРУ в своих воспоминаниях утверждал, что спецслужбы Соединённых Штатов принимали непосредственное участие в разработке операции по вовлечению Советского Союза в афганский конфликт.
Антиалкогольная компания Горбачева
В первой половине 80-х годов уровень потребления алкоголя в стране побил все рекорды и превысил 14 л спирта на человека в год. Руководство государства было вынуждено принимать неотложные меры против провальной алкоголизации населения. Но крайние меры в борьбе с алкоголем лишили государство важной статьи наполнения бюджета. В итоге, обвал мировых цен на нефть, случившийся вскоре, вверг Советский Союз в экономический ступор. А затем и привел к финансовому коллапсу.
Создание ГКЧП 1991 год
На волне реформ и перестройки на политическую арену вышли политики новой «демократической» формации. Некоторые из них впоследствии говорили благодарственные речи в Конгрессе США. Стыдно, право слово! И, с появлением в Москве 19 августа танков, существующая власть конвульсивно создает Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению, взявший на себя ответственность за положение в стране. В итоге ГКЧП с принятыми обязательствами не справился и мы имеем то, что имеем.
Разумеется, это далеко не полный перечень того, что загоняло советское государство к закономерному завершению своего существования. Мы выделили лишь некоторые, которые первыми пришли в голову. Иногда становится невыносимо жаль то того, что все получилось так, как получилось. Но уж ничего с этим поделать невозможно…
Люди старшего поколения очень хорошо помнят те самые Горбачевские времена, которые сопровождали очереди, бесконечные партийные Пленумы и песни великого Виктора Цоя, свободное телевидение, кровь в Тбилиси, Душанбе, Ереване и республиках Прибалтики, вывод войск из Афганистана и бронетехнику в Москве.
К сожалению, ни один советский человек не может сказать какой план по развитию СССР был у Горбачева и его окружения. Было ощущение, что все действия власти носят хаотичный характер и не имеют чёткого плана. А был ли вообще какой либо план? Сегодня мы поговорим о самых раковых ошибках Михаила Горбачёва.
Сухой закон
Даже современные эксперты не видят целесообразности проведения антиалкогольной кампании. Кончено у антиалкогольной компании были плюсы, которые сработали в долгосрочной перспективе, вроде повышения рождаемости, но были и минусы, которые сработали здесь и сейчас.
В середине 80-х экономика страны пошатнулась и СССР был не готов к потере 10-12% налоговых поступлений в бюджет от продажи алкоголя. В многокилометровых очередях за алкоголем престиж руководства страны падал на глазах. Ну и не стоит забывать про рост контрафактной алкогольной продукции от которой умерло очень много советских людей.
Запад нам поможет
Вся история отношений России и Запада сводиться к бесконечным противостояниям. Запад всегда был идеологическим врагом и искать там помощи в любое время было глупо и наивность Горбачёва удивляет до сих пор.
Всё то что, потом и кровью завоевывалось многими поколениями советских людей, было утрачено в считанные годы. Горбачев допустил массу тактически ошибок.
Вот например почему после, объединения ФРГ и ГДР было, когда мы еще имели сильное влияние на немцев, а советские военные находились в Берлине, мы не настояли на внесении в договор объединения пункта, который бы запретил объединённой Германии вступить в военно-политические блоки в будущем?
Современная проблема, расширения НАТО на Восток — это и есть следствие необдуманных действий Михаила Горбачева. В те годы имея ещё сильное влияние на мир мы могли «отпустить» страны Восточной Европы, сохранив там свои военные дивизии и тем самым не допустили бы размещения военных баз американцев. С таким же успехом Горбачёв фактически потерял Черноморский флот и русский Крым
Ненависть советских людей
Мы страна, которая имеет глубокие авторитарные традиции. Русские всегда жили при царях и вождях. Советские люди привыкли к тому, что великие реформы реализуются только лидерами страны такими как: Иван Грозный, Петр 1, Екатерина Великая, Сталин, Брежнев.
Михаил Горбачёв решил нарушить неизменный ход русской истории и начал Перестройку, не имея поддержки со стороны населения. Многие историки и современники Горбачёва считают, что в один момент его имидж на Западе стал его волновать больше, чем среди населения страны.
Советский народ не любил Горбачева за невнятные публичные выступления, за жену, непохожую на простых советских женщин, за нерешительность и отсутствие какого-либо плана по развитию страны. Рейтинг Горбачева стремительно падал и он не знал как его укрепить. Жители СССР уже не верили в успех экономический успех.
Модный неолиберализм
Приватизация, сокращение государственного вмешательства в экономику, сворачивание социальных программ — всё это является основой неолиберализма, который так активно внедряли Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер в своих странах стал ведущим практическим трендом в мировой экономике.
Период правления Горбачёва как раз ознаменует время, когда мы перестаём думать своей головой. СССР начинает впадать в крайности если раньше мы отрицаем западный опыт, то при Горбачёве мы начинаем копировать, не подходящие для нашей страны политические тенденции.
История СССР не знает опыта капитализма, вдруг берёт на вооружение самую современную его форму. Даже самый бестолковый человек, немного понимающий в политике и экономике понимает что, проблемы британской или американской экономик 80-х годов вообще не похожи на проблемы советской экономики. В итоге, неолиберализм помог США и Великобритании решить свои проблемы, а вот СССР только усугубил своё экономическое и положение.
Борис Ельцин
Во времена «Перестройки» советские политики даже не знали, что такое публичная борьба за власть. Этим и оправдывается провал Горбачева в отношении Ельцина.
В те годы будущему президенту России удалось «набирать очки доверия» у населения, к чему Горбачёв с элитой оказались не готовы. Всё на что был способен Горбачёв со своим окружением это: очерняющие публикации в партийной прессе , редкие и глупые пикировки на Пленумах Верховного совета, недовольство, которое демонстративно выражала Советская власть Ельцину, только помогали ему стать народным героем.
И совсем скоро на спинах советского народа Ельцин развалит СССР, и будет пить литры водки на развалинах великой страны.
Вывод
Уважаемые читатели, это конечно далеко не все ошибки Горбачёва, но на мой взгляд именно они и привели в итоге к краху СССР. Вывод напрашивается сам собой: Не нужно смотреть на запад, восток или в космос. У нашей страны всегда должен быть только свой путь.
Советские руководители совершили немало ошибок, пытаясь реформировать страну. И эти ошибки мы повторяем за ними снова и снова. Как выйти из порочного круга?
Тридцать лет назад в Советском Союзе начались масштабные реформы, в совокупности получившие название «перестройка». Всего за несколько лет они остановили гонку вооружений, привели к воссоединению европейских народов и придали мощный импульс экономической глобализации. Инициатор преобразований Михаил Горбачев, безусловно, стал человеком, в наибольшей мере изменившим мир конца ХХ века.
Перестройка, как и желалось ее провозвестнику, стала процессом необратимым — она разрушила как коммунистическую систему, так и советскую империю. Однако, как сегодня видно, она не положила конец вековым авторитарным традициям самой России и не превратила ее — ни экономически, ни социально, ни политически — в «нормальную страну», в часть Европы «от Лиссабона до Владивостока».
Перестройка в СССР закончилась не потому, что она реализовала все свои цели, а потому, что завершилась история самого Советского Союза. Процессы же, запущенные в те годы, подспудно идут и сейчас — и так как перемены снова могут ускорить свой темп, если к тому возникнут достаточные предпосылки, всем нам не следует забывать об очевидных уроках перестройки.
I. Экономика
В эпоху Горбачева главный лозунг в экономической сфере был «двуединым» и читался как «перестройка и ускорение». Экономическая перестройка казалась ответом на пугавшее советское руководство снижение темпов хозяйственного роста, но сочетание двух задач стало важнейшей причиной того, что ни одна из них так и не была решена. Если структура экономики ущербна, «ускорение» означает лишь наращивание производства ненужных товаров и углубление диспропорций. Если же нужна «перестройка», то ее правильнее всего проводить в условиях низких темпов, создавая новые точки роста, а не выжимая последнее из уже существующих отраслей.
Так, в Китае рыночные реформы начались в конце 1970-х годов секторально — с тех отраслей, где не угрожающая всей системе либерализация способна была улучшить ситуацию с уровнем жизни, доходами и занятостью. В те же 1980-е годы в США усилия правительства были направлены прежде всего на стимулирование технологического прогресса и развитие новых отраcлей, а не на поддержку «роста» в традиционных.
В Советском Союзе совершили ошибку, попытавшись обеспечить фронтальное ускорение в условиях реформ. В результате ускорения госпредприятия наращивали выпуск продукции, которая уже при первых признаках рыночной экономики оказывалась ненужной. Ограничить рынок отдельными секторами казалось невозможным из-за императивности перестройки.
Важность этого урока очевидна. Российские власти отвечают своим «ускорением» на каждый новый кризис, задействуя для этого потенциал госкорпораций и накопленные финансовые резервы и не осознавая, что в некоторые моменты стоит остановиться и перестроиться. В результате экономика стала гораздо более зависимой от добычи сырья, чем советская (доля нефти и газа в экспорте СССР в 1989 году составляла 39,9%, в экспорте России в 2014 году — 70,2%), а частный бизнес все активнее воспринимается как враг — хотя именно он и обеспечил экономический рост в 2000-е годы.
II. Собственность
Не менее существенной проблемой перестройки стало то, что не удалось решить вопрос о собственности. Попытки развить кооперативное движение, расширить права трудовых коллективов и похожие неуклюжие шаги в конечном счете привели к приватизации начала 1990-х годов, не только несправедливой, но и экономически неэффективной.
Если бы не задача «ускорения», самым разумным выглядел бы опять-таки китайский вариант: крупные госпредприятия продолжают работать, пусть и не слишком эффективно, но вокруг массово возникают частные компании. Когда экономика становится достаточно эффективной или инвестиционно привлекательной, старые мощности либо выводятся из оборота, либо продаются крупным инвесторам.
В СССР, а затем и в России пошли по другому пути, получив несправедливо нажитые состояния и ощущение того, что богатство происходит не столько из создания нового, сколько из перераспределения старого. Из 100 крупнейших компаний в современном Китае лишь пять, по подсчетам автора, широко применяют основные фонды, созданные до 1980 года; в России более 70 крупнейших по капитализации компаний полностью полагаются именно на них. В результате доминирующие позиции в экономике занимают структуры, более всего заинтересованные в сохранении статус-кво. Однако сейчас эти компании, как и советские госпредприятия, будут демонстрировать убыточность и работать на сокращение любой конкуренции (чего стоит недопущение частных компаний на неразрабатываемый «Роснефтью» и «Газпромом» шельф).
Альтернативой приватизации и в 1980-е годы, и сейчас остается максимизация хозяйственной свободы, которая может создать новые отрасли. Но ни тогда, ни сейчас власти не готовы на такое — и это второй невыученный урок перестройки, который еще может о себе напомнить.
III. Демократия
Одним из важнейших лозунгов перестройки стала «демократизация» общества. В Советском Союзе в последние годы его существования были проведены, вероятно, самые свободные в истории нашей страны выборы, подобных которым не случалось ни до, ни после конца 1980-х годов. Однако последствием «демократизации» не стала демократия — напротив, в 1990-е мы увидели манипуляции общественным мнением со стороны олигархата, а в 2000-е и особенно в 2010-е — со стороны авторитарной политической верхушки.
В этом — еще один важный урок перестройки: в переходных экономиках широкое народовластие, судя по всему, несовместимо с масштабными хозяйственными реформами и противоречит задаче быстрой модернизации. В большинстве успешных стран болезненные экономические преобразования проводились вне демократического режима — главным были соблюдение либерального рыночного курса и защита прав собственности. Это подталкивало рост, а повышение уровня жизни формировало своеобразный политический консенсус. Требование демократизации возникало при двух условиях: с одной стороны, тогда, когда благосостояние достигало известного уровня; с другой — когда у граждан было что защищать через голосование и влияние на правительство.
Демократизация в СССР оказалась преждевременной, так как в стране не было ответственного гражданского общества. Сегодня его отсутствие еще более зримо. Потому третий урок перестройки заключается, видимо, в том, что призыв к массам в не слишком благополучном, а тем более входящем в экономический кризис обществе может привести к результатам, противоположным желаемым. Либеральный порядок, которого не родила ни перестройка, ни новая Россия, предпочтительнее и демократической имитации, и демократического хаоса.
IV. Федерализм
Развитие самоуправления, которое выступало одной из «опор» перестройки, оказалось слишком рискованным в стране, построенной как федерация, но не являвшейся ею на деле. Вместо того чтобы развивать унитарное по сути государство посредством того, что обычно называется деволюцией — т.е. давая территориям такое количество экономических и социальных прав, которое удовлетворит региональные власти, но не допустит политических перегибов, советские власти решили «переучредить» СССР, что и стало началом его конца. Сегодня можно уверенно говорить, что успешная трансформация всего Советского Союза, сохранись он как единое государство, была предпочтительна со всех точек зрения. Но упор на федерализм и самостоятельность регионов не оставил альтернатив.
Этот урок сегодня особенно важен для России. По сути, сейчас страна управляется не менее (а, вероятно, даже более) централизованно, чем СССР на рубеже 1970-х и 1980-х годов, и повторяет ошибки Советского Союза. С одной стороны, присоединенный Крым выглядит явным аналогом Прибалтики. С другой стороны, поднимает голову Чечня, готовая положить начало процессу такой «федерализации», о которой в позднем Советском Союзе даже не помышляли. В этих вопросах уроки перестройки должны изучаться и анализироваться наиболее тщательно.
России нужна новая региональная политика, могущая противостоять центробежным тенденциям, если они появятся, а это в нынешних и экономических, и политических условиях выглядит весьма вероятным. И такая политика должна быть хозяйственной и социальной, а не «силовой».
V. Внешняя политика
Изменение внешнеполитического курса, разоружение и сближение с Западом стали самыми большими достижениями Михаила Горбачева. Однако тот факт, что сегодня разворачивается вторая холодная война, указывает на то, что и здесь что-то пошло не так.
Начав диалог с Западом, СССР не исходил из признания поражения в глобальном противостоянии. Когда утверждают, что холодная война не была проиграна, это во многом справедливо. Проблема в том, что советские лидеры не озаботились четким правовым закреплением итогов политики сближения. Разумеется, нельзя было требовать одновременного роспуска Организации Варшавского договора и НАТО — потребность в эффективных структурах безопасности в мире никто не отменял. Но, несомненно, стоило ставить вопрос об объединении их военных инфраструктур. Не было ни возможности, ни нужды препятствовать объединению Германии и движению стран Центральной Европы в западном направлении. Но любая логика подсказывала, что рубеж 1980-х и 1990-х стал идеальным временем для институционального включения не только этих стран, но и самого Советского Союза в процесс европейской интеграции. И не вина Запада, что он перестал учитывать «обеспокоенности» и «заинтересованности» России, после того как все позиции были сданы.
Поэтому важнейшим внешнеполитическим уроком перестройки является то, что после смены российского режима Западу стоит не отталкивать Россию, оставляя ее один на один с ее историческими фобиями, а максимально интегрировать ее в атлантические структуры. России, в свою очередь, если она будет меняться более предсказуемо, следует «продать» отказ от агрессивности за более высокую интеграционную цену, чем это было сделано на рубеже 1990-х годов.
Не так давно в России начались было разговоры о «Перестройке 2.0». Лично у меня нет сомнений в том, что нечто подобное случится в будущем — хотя, видимо, не слишком близком. Однако, когда бы это ни произошло, к новым масштабным переменам следует быть готовыми. А для этого нужно не только помнить свою историю, но и анализировать ее, не просто гордиться ею, но извлекать из нее рецепты верных решений.
Провал перестройки. Пороки системы или ошибки лидеров?
Провал перестройки. Пороки системы или ошибки лидеров?
Несмотря на подрывные действия враждебных внутренних и внешних сил Советский Союз продвигался вперед. Перестройка по моему мнению прошла два этапа. На первом этапе — три-четыре года (1985–1988 годы), когда обновление общества и экономики шло в рамках социализма, удалось превысить темпы развития производства предшествующего пятилетия.
Промышленность и темпы прироста продукции составили 4 % по сравнению с 3 % в 11 пятилетке, в сельском хозяйстве соответственно 3 и 1 %. Впервые прирост национального дохода (вновь созданная продукция) был получен за счет увеличения производительности труда в материальном производстве без увеличения численности работающих.
Машиностроение — главная составляющая экономического плана перестройки — прибавило на 19 % к уровню 1985 года при увеличении общего объема промышленности на 13 %. Производство прогрессивных видов оборудования, а именно, станки, обрабатывающие центры, роторные линии с компьютерами возросло на 20–40 %.
Производство зерна за 12 пятилетку (1986–1990 годы) выросло на 17 %, а в 1990 году получен самый высокий сбор зерна за всю историю.
В экономике шел массовый переход предприятий как в городе, так и на селе на полный хозрасчет, самофинансирование, за счет собственных заработанных средств.
В социальной сфере росли доходы граждан. На среднюю зарплату можно было купить в два раза больше продуктов, нежели сейчас, а ведь прошло с тех пор 18 лет. Жилья было построено на 20 % больше, чем в предыдущем пятилетии (свыше 600 млн. квадратных метров). И все жилье советские люди получали бесплатно. Сейчас цена одного квадратного метра значительно больше, чем среднегодовая пенсия. Население Советской России увеличивалось ежегодно на 1 млн. человек. Вот что такое Советская власть! В буржуазной России в среднем ежегодно вымирает население почти 800 тысяч человек. Вот вам и буржуазная демократия, во истину, кому бублик, а кому дырка от бублика. Без материального достатка при массовой бедности всякий разговор о развитии подлинной демократии пустой звук, обман.
И все-таки почему перестройка потерпела поражение, в конечном счете потеряла социалистическую, подлинно демократическую направленность и завершилась в 1991 году государственным контрреволюционным переворотом, сломом Советской власти, расчленением Советского Союза.
После 1991 года — это уже другой период Российской истории, реставрация капитализма.
В чем все-таки дело: в кризисе социалистической системы или же в лидерах перестройки? Я не принадлежу к тем, кто считает перестройку ящиком Пандоры — средоточием всех зол и несчастий, но не согласен и с теми, кто утверждает, что беды, свалившиеся на страну, — неизбежный спутник обновления. Возможно, последнее утверждение было бы для меня сподручнее, учитывая, что я входил в состав политического руководства страны. Но правда дороже.
С радостью, но и с печалью по ушедшему вспоминаю, какой духовный подъем переживала страна в первые годы перестройки. Советские люди получили больше экономических и политических свобод. В обществе шел процесс создания гарантий от рецидивов беззакония и репрессий. Обновление всех сторон жизни, демократизация, гласность — эти важнейшие признаки общественного прогресса дополнялись быстрой экономической стабилизацией, бурным развитием социально-культурного комплекса. В обществе сохранялись спокойствие, социальная стабильность и сплоченность. Хотядо полного удовлетворения потребностей было еще далеко, люди жили верой в лучшее будущее. Перестройка потерпела поражение потому, что стала разрушать основы основ социалистического строя: общественную собственность и плановую экономику.
Из советской истории хорошо известно, что система плановой экономики обладает большими преимуществами, позволяя сосредоточивать огромные силы и средства на решении важнейших, ключевых, общенациональных задач. Так было в период индустриализации в 30-е годы. Примером служат освоение космического пространства в 50–60-е годы, формирование западно-сибирского нефтегазового комплекса мирового значения в 60–70-е годы. Ни один разумный человек не может отрицать великой пользы планового воздействия на экономику. И попытки опорочить систему планирования, безусловно, носят весьма и весьма злокозненный характер. Скажу больше: плановая экономика, в крупных масштабах впервые апробированная в СССР, стала достижением общечеловеческого значения, этот принцип управления процессами развития используют ныне во всем мире. Так же, как, кстати говоря, и созданную у нас государственную систему социальной защиты трудящихся.
Однако принципы плановой экономики были со временем в известной степени извращены. Сверху планировать стали не целевые программы, не главные направления развития, а буквально все и вся — вплоть до стопроцентного распределения ресурсов и заработной платы. Экономика оказалась стиснутой бесчисленными инструкциями, начала задыхаться.
После 1985 года это мы поняли очень быстро, наметив исправить создавшееся положение: освободить народное хозяйство от мелочной опеки центра, постепенно снизить долю государственного планирования до разумных пределов, а самому планированию вернуть его первозданную сущность, которая заключается в крупномасштабном маневрировании материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами ради интересов общества в целом. Ведь, образно говоря, централизованное планирование в его истинном понимании можно уподобить творчеству архитектора, создающего проект здания. А уж какие использовать для сооружения механизмы и методы работ — это забота самих строителей.
Разумеется, при такой постановке вопроса централизованное планирование становится делом не узкотехническим, а тесно связанным с политическими решениями, принимаемыми руководством по поручению съездов Советов или правящей партии.
Но противники социализма объявили вышеназванные извращения планирования неизбежным атрибутом социалистического строя и поставили своей целью до основания разрушить плановую систему ради абсолютной экономической свободы, которой, разумеется, нет нигде в мире.
Как развивались события в экономической жизни страны? Правительство СССР подготовило и внесло в Политбюро ЦК КППСС в конце 1987 года проект государственного плана социально-экономического развития страны на 1988 год. В нем были новшества. В частности, вводился новый порядок реализации выпускаемой продукции: 5–10 % по усмотрению предприятия по свободным договорным ценам, а остальное, как и прежде, по госзаказу. Считалось, что этот процесс должен идти постепенно, по мере накопления опыта. Но Горбачев, Яковлев настояли на резком сокращении госзаказа и перевода сразу в один год значительно большей части продукции на договорные отношения. Призывы к осмотрительности, постепенности были отклонены. Виню себя в том, что не занял более решительной позиции. Здесь не сработало золотое правило: прежде чем войти, подумай, как выйти, то есть надо было оценить последствия принимаемого решения.
Каковы же последствия? Самые тяжелые. Необоснованно высокие договорные цены в силу монополизма в производстве той или иной продукции (для плановой экономики монополизм не опасен) дали возможность заламывать высокие цены на продукцию, получать предприятию огромные доходы без внедрения наукоемких технологий. Значит, свободныедоговорные цены не стимулировали, тормозили научно-технический прогресс. Возросшие доходы ушли в основном на зарплату. Денежные доходы в 1990 году возросли по сравнению с 1989 годом почти на 60 %, а производство потребительских товаров — на 19 %.
Таким образом, были нарушены важнейшие пропорции между темпами роста производительности труда и зарплаты, денежными товарными массами, что привело к резкому возрастанию дефицита товаров для населения, а затем к опустошению магазинов, дезорганизации потребительского рынка и недовольству населения. Остатки денежных средств населения превысили 100 миллиардов рублей.
В полном соответствии с замыслом перестройки КПСС выдвинула лозунг о совершенствовании социалистических производственных отношений, разнообразии реализации форм социалистической собственности. Он предусматривал широкое развитие кооперативной, арендной, акционерной и других форм коллективной собственности. Читатели хорошо помнят, что этот лозунг не остался на бумаге, а быстро начал воплощаться в жизнь. Например, уже весной 1988 года был принят закон о кооперации. В данном случае я опять-таки не вдаюсь в оценку этого, мягко говоря, недостаточно продуманного закона и его тяжелых последствий.
Однако и в вопросе о разнообразии форм социалистической собственности не обошлось без странных и загадочных «перерождений». Я уже писал о том, что в праворадикальных средствах массовой информации официально выдвинутый Горбачевым принцип о «разнообразии форм реализации социалистической собственности» трансформировался в призыв к «разнообразию форм собственности», а это в корне меняло саму политику. Поразительно, Генеральный секретарь ЦК КПСС, державший в ту пору в своих руках главные идеологические нити, ни разу не отреагировал на постепенное извращение выдвинутого партией лозунга разгосударствления. Ведь это уже была смена вех в развитии общества. Проблему разгосударствления во многом свели к преступной приватизации, иными словами, к массовой распродаже за бесценок средств производства в частную собственность.
Лишь впоследствии стало ясно, что к провозглашению «священного принципа частной собственности» готовились заранее. Для этого сперва требовалось расшатать, разрушить плановое народное хозяйство. А эту задачу в свою очередь начали с пропагандистского удара по штабам — по центрам управления, выдвинув главной целью атаки административно-командную систему. Ручаюсь, никто толком не сможет объяснить, что это такое, в том числе сами изобретатели пропагандистского штампа.
Впрочем, вскоре вопрос стал проясняться: речь, оказывается, шла об ударах по всему центральному — от Госплана до Вооруженных Сил. Все, что цементировало великую державу как государство, как единое целое, объявлялось командно-административной системой и подлежало слому. Под флагом отказа от командных методов на самом деле начался демонтаж государственных структур, принялись за разрушение хозяйственных связей, единого народнохозяйственного комплекса. Более того, экономисты-праворадикалы выдвинули идею дробления крупных производств и аграрных хозяйств на мелкие подразделения — якобы с целью создания лучших условий для хозяйственной самостоятельности.
Вспоминаю в этой связи свою беседу с американским банкиром из Айовы Джоном Кристаллом, между прочим, бывшим фермером, который начинал в Кун Рэпидсе у знаменитого Гарста. Встретились мы с ним в Москве в 1989 году, после того как Кристалл побывал в Полтавской области, в Подмосковье. Помню, только начали обмен мнениями, как гость из Айовы впрямую спросил меня:
— Господин Лигачев, вы занимаетесь аграрной политикой. Скажите, в СССР действительно решили уйти от колхозов и совхозов и заняться созданием мелких хозяйств?
Я ответил вопросом на вопрос:
— А вы как смотрите на эту проблему?
— Те, кто хочет расчленить крупные хозяйства на мелкие, видимо, не в порядке, — Кристалл сделал выразительный жест около своей головы. — Во всем мире, и у нас в Америке тоже, идет быстрый процесс концентрации, укрупнения фермерских хозяйств. Только крупные хозяйства могут по-настоящему использовать новые дорогостоящие достижения аграрной науки и техники.
В процессе ликвидации Советской власти, реставрации капитализма в России сельское хозяйство практически пришло в глубокий упадок. Крупные хозяйства, колхозы и совхозы, ликвидированы, десятки тысяч сел пришли в полное запустение. По ряду показателей сельское хозяйство отстает не только от советского, но и царского уровня, хотя прошло уже почти 20 лет, как установилась в стране власть крупной буржуазии, ее верхушки — олигархии, плутократии и госбюрократии. Почти половина потребляемых всех продуктов питания ввозится из-за рубежа. Душевое потребление мяса и молочных продуктов меньше, чем в советское время, на 30–40 %.
Мы вправе были позаимствовать у зарубежья многое, очень многое — такие достижения капитализма, как высокие технологии, организация производства, инфраструктура рынка. Но только — не принцип безраздельного господства частнокапиталистической собственности! Потому что это коренной, основополагающий принцип, меняющий суть строя. И дело тут вовсе не в догмах. Идя по пути капитализма, страна была отброшена назад, ей приходится заново проходить тот мучительный путь, каким долго двигались ныне развитые капиталистические страны и все еще продолжают идти страны третьего мира! Частная собственность не сближает людей, а разъединяет их, отчуждая производителя от средств производства.
Но есть другая дорога к прогрессу — через общественную собственность на средства производства. На нее мы вступили после Октябрьской революции. Всевозможные рассуждения о том, что это ошибка, беспочвенны. Существует непреложный факт: СССР стал второй державой мира! Да, народ перенес огромные трудности, но стране удалось создать громадный промышленный и научно-технический потенциал, — а разве многие поколения трудящихся капиталистических стран перенесли на своем пути к прогрессу меньше лишений? Но они, кстати — и теперь это признается вовсем мире, — воспользовались такими достижениями социализма, как социальные гарантии, крупномасштабное планирование. Нельзя идти вперед, завещал В.И. Ленин, не идя к социализму.
Что такое социализм в моем понимании? Экономической основой социализма является общественная собственность на средства производства в разных формах, где человек становится совладельцем, где сочетание плана и рынка. Политической основой — демократические Советы всех ступеней. В нравственном отношении — это общество социалистических ценностей, вбирающее общечеловеческие ценности. В социальном плане — это общество социальной справедливости, свободное от эксплуатации, национального угнетения, общество, где нет безработицы, где каждый имеет право на труд.
На память приходит съезд французских коммунистов (декабрь 1987 года), на котором мне довелось присутствовать в качестве главы делегации КПСС. В своем выступлении я сообщил, что в ходе перестройки люди, высвобождаемые из аппарата управления, на предприятиях получат льготы и компенсации. Но особенно близко к сердцу были восприняты мои слова о том, что им гарантируется конституционное право на труд. Тысячи присутствовавших стоя приветствовали эти слова. Позже я поинтересовался у Ж. Марше, почему так горячо отнеслись делегаты к этой части моего выступления. Марше ответил: среди делегатов немало людей, которые на собственном опыте познали, что такое безработица, а еще больше таких, кто постоянно испытывает страх потерять работу. Теперь миллионы наших людей, имевших при Советской власти реальные гарантии от безработицы, сполна узнали прелести «капиталистического рая».
* * *
Завершая разговор об удачах и просчетах перестройки, я хотел бы коснуться двух важных вопросов, которые существенно повлияли на ход преобразований.
Первый из них связан с конверсией оборонной промышленности.
Разумеется, после апреля 1985 года перед нами встала задача сокращения военных расходов, без чего невозможно было реализовать крупные социальные программы. Экономика не в силах нормально дышать на протяжении десятилетий при военном бюджете, составлявшем 20 процентов национального дохода. Но в то же время надо понять, что возрастание военных расходов в минувшие десятилетия не было волюнтаристским актом, а продиктовано необходимостью добиться военно-стратегического паритета между СССР и США. Эта задача была успешно решена и существенно повлияла на судьбы мира.
Но после того как опасность ядерного столкновения значительно уменьшилась, началась конверсия оборонной промышленности. К середине 80-х годов примерно 40 % мощностей комплекса (ВПК) использовались для выпуска сельхозмашин, радио-, телевизионной аппаратуры и другой гражданской продукции. Во второй половине 80-х годов, в период перестройки, были разработаны и запущены в реализацию две особо крупные конверсионные программы ВПК: производство современного оборудования для пищевой и легкой индустрии. С этой целью государство выделяло десятки миллиардов рублей (в ценах 1985 года).
К решению программ были привлечены научные и проектно-конструкторские организации, крупные заводы ВПК. В министерствах оборонной промышленности сформированы новые структурные подразделения, проведена специализация предприятий по производству определенных видов машин, технологических линий. В ЦК КПСС и в Совете Министров, в министерствах были определены отделы и конкретные лица, постоянно контролирующие выполнение намеченных программ.
Руководящие работники министерств и ведущие конструкторы военной техники знакомились с производством оборудования для пищевой и легкой промышленности на всемирно известных фирмах ряда государств Запада. С цельюконтроля ЦК КПСС проводил всесоюзные и зональные совещания, ежегодно устраивались в Москве и в регионах страны выставки пищевого оборудования, производимого оборонщиками.
Нередко при встречах (коих у меня было много) с видными военными конструкторами последние постоянно отмечали, что производство современного оборудования для пищевой и легкой индустрии не менее сложно, чем изготовление военной техники. Для них это было целое открытие.
Словом, то была конверсия ВПК на деле. К сожалению, разрушительные антисоциалистические силы помешали осуществлению первых планов конверсии ВПК.
Затем, с захватом власти лжедемократией, все это пошло под откос, наступил крах ВПК.
А второй вопрос заключается в том, что определенные силы принялись усиленно выталкивать из сферы экономики компартию, ЦК КПСС. Как теперь видно, это был один из шагов, направленных на ограничение КПСС, а затем и на ее запрещение.
Тут требуются пояснения. В течение десятилетий многие парторганы вмешивались в оперативную производственную деятельность, дело порой доходило до мелочной опеки. И не случайно уже давно (сразу же после Отечественной войны) возник вопрос о разделении партийных и хозяйственных функций. Под этим подразумевалось прекращение оперативного вмешательства парторганов в производство. Мелочной опеки хозяйственников со стороны парткомов становилось все меньше и меньше.
Однако на определенном этапе перестройки этот очень верный подход был заметно искажен. Речь пошла о том, чтобы вообще отстранить партию от выработки экономического курса, по сути дела «располитизировать» экономику. Но это невозможно! Справедливость ленинских слов о том, что экономика — это политика в концентрированном виде, подтверждена ходом мирового развития. Во всех странах мира партии, и не только находящиеся у власти политические партии, разрабатывают экономическую стратегию. У нас же разделение хозяйственных и партийных функций было доведено до абсурда. Партии приходилось отвечать перед народом за решения Генерального секретаря Горбачева, по которым он перестал советоваться с коммунистами!
Приведу лишь один пример. Длительное время КПСС была фактически отстранена от разработки и обсуждения программы перехода страны к рынку, хотя Верховный Совет СССР в 1990 году дважды обсуждал эти проблемы. Исходя из этого, в мае 1990 года я направил записку в Политбюро ЦК с просьбой ознакомить членов ЦК, где предлагал рассмотреть меры правительства по переходу к рыночной экономике на Пленуме ЦК КПСС. В записке отмечалось, что «на Политбюро эти вопросы не обсуждались. Таким образом, политическое руководство страны оказалось в стороне от этих программ, которые волнуют все общество, затрагивают интересы каждого человека». Увы, моя записка была положена под сукно. И лишь в октябре 1990 года состоялся Пленум ЦК, на котором, что называется, задним числом рассматривался вопрос о переходе народного хозяйства к рынку. Такая судьба постигла и антикризисную программу.
Что это означает? Желание отстранить партию от выработки экономической политики, сделать ее заложницей ошибочных решений Президента?
Но природа, как известно, не терпит пустоты, а свято место пусто не бывает. Поскольку КПСС на определенном этапе была отстранена от выработки программы перехода крынку, этим делом занялись уже демократы, выдвинувшие график «500 дней», ведущий к капитализации страны. Произошло нечто очень похожее на то, что случилось в период предвыборных кампаний, когда компартии связывали руки, а ее оппонентам предоставляли полную свободу действий, — об этом я уже писал.
Почему же это произошло? Кому это было выгодно?
Не так просто обстояло дело и с «бегством» партийных органов от хозяйственных вопросов — иного слова тут и не подберешь. Нужен был переходный период для передачи всех нитей управления в руки Советов, а на местах по команде из ЦК поступили иначе: просто отошли в сторону, бросив еще немощные Советы один на один с превеликим множеством сложных хозяйственных проблем.
Помнится, в шестидесятых годах мне довелось побывать в городе Горьком, на Сормовском заводе. Судостроительный завод в ту пору переживал реконструкцию, избавлялся от цехов дореволюционной постройки. Но как это делалось? Очень продуманно, по-своему символически: над старым строением, не трогая его, сооружали большой высокий новый корпус и лишь после завершения его крыши сносили прежнюю постройку, оказавшуюся внутри. Вот это была работа — с умом!
Аналогичный метод надо было использовать и при передаче властных функций от партийных органов к Советам.
А сколько вреда принес псевдодемократический принцип выборности хозяйственных руководителей? Ни в одной стране мира менеджеров не выбирают — только назначают! Много прекрасных руководителей было в тот период несправедливо отстранено от дел. Кончилась эта кампания тем, что в закон о соцпредприятии были внесены коррективы.
И об одном весьма важном вопросе перестройки — аграрном вопросе.
Десятилетиями страна черпала из деревни людские ресурсы, обделяя ее средствами для социального, культурного и технического развития. Так было в период индустриализации. В годы Великой Отечественной войны деревня все положила на алтарь Отечества. Да и в последующие периоды промышленное развитие СССР в значительной мере осуществлялось за счет села. Иностранные займы мы не получали. Все создавали своим трудом. Грабежом колоний и зависимых стран не занимались. Были ошибки в самой аграрной политике.
Когда в 1988 году мне было поручено заниматься вопросами аграрной политики, я попытался сделать максимум возможного, чтобы вместе с другими товарищами покончить с порочной практикой обделения деревни средствами и ресурсами и поставить крестьянина в центр продовольственной проблемы.
Берясь за продовольственную проблему, я руководствовался тем, что аграрная политика партии — это не инструкция, как пахать, сеять и коров доить. И не партии этим делом заниматься. А вот учет интересов крестьянства, всех тружеников агропромышленного комплекса, укрепление экономических отношений города и деревни во имя обеспечения страны продовольственными ресурсами — это и есть аграрная политика КПСС. Аграрный сектор экономики — это более четверти национального дохода и основных производственных фондов. Это не только сельское хозяйство, но и сельхозмашиностроение, строительство, хранение и переработка продукции, наука, переустройство села, люди, кадры. Агропром обеспечивал 70 процентов товарооборота. Словом, это был самый крупный народнохозяйственный комплекс.
Сразу же после утверждения меня в должности председателя аграрной комиссии ЦК вместе с секретарем ЦК, членом Политбюро В.П. Никоновым и заведующим аграрным отделом И.И. Скибой мы взялись за подготовку мартовского (1989 г.) Пленума ЦК. Кстати говоря, весьма знающими агромпромышленные проблемы, прошедшие многие ступени хозяйственной и партийной работы. Не то что сейчас: министр сельского хозяйства — врач по образованию и по опыту работы, министр вооруженных сил не командовал даже ротой. С докладом выступил М.С. Горбачев. Тот Пленум определил аграрную политику КПСС периода перестройки, ее цели, основные направления, принципы. Они включили в себя совершенствование экономических отношений в сельском хозяйстве, научно-технической прогресс, реконструкцию пищевой индустрии, сферы хранения продукции, социальное переустройство деревни. Крестьянин ставился в центр политики.
Накануне Пленума в течение двух дней в узком кругу партийного руководства обсуждались установки по аграрному вопросу. Шли острые дебаты, особенно по проблеме материально-технической оснащенности села. В них принимали участие Горбачев, Рыжков, Никонов, Воротников, Власов, Маслюков, Мураховский, вместе с ними и я. Споры были острые, мы, что называется, брали друг друга «за грудки». Мыисходили из того, что на один процент прироста капиталовложений в сельское хозяйство приходится 0,4–0,6 процента прироста продукции, не более. Это подтверждает отечественная и мировая практика. А нам нужно увеличить производство в деревне на 25–30 процентов. Значит, прибавка ресурсов селу должна составлять 50–60 процентов.
В 80-е годы наш крестьянин был технически вооружен примерно так же, как американский фермер 50-х годов (сейчас намного хуже). Но из истории сельского хозяйства США известно, что в тот период фермеры получали урожай зерновых по 18–20 центнеров с гектара, а надои молока у них были по 2800 килограммов от коровы. Иными словами, это наши показатели конца 80-х годов. Энерговооруженность нашего крестьянина была в 4 раза меньше, чем американского фермера. Вдобавок следует иметь в виду, что природно-биологический потенциал наших полей в 2,5 раза ниже, чем в США, а это означает, что для получения урожаев под стать американским надо иметь еще более высокую техническую оснащенность.
Об этом мне приходилось не раз напоминать на Пленуме ЦК, в Политбюро, на втором Съезде народных депутатов. Не зря говорят: если крестьянину плохо, то всему обществу хорошо быть не может.
Призыв демократов-разрушителей распустить колхозы, совхозы и раздать землю в частное владение, что, мол, через два-три года обеспечит достаток продовольствия, — это, как показало время, опасные иллюзии, политический авантюризм. Разор колхозов и совхозов — прямой путь к упадку. Что и произошло, я уже об этом писал, в период реставрации капитализма. Удельный вес фермерства в производстве сельхозпродукции не превышает 5 % общего объема.
Такие прожекты я слыхал еще в 1987 году от С.И. Аллилуевой, дочери Сталина. Наша беседа — Политбюро поручило мне встретиться — состоялась по ее просьбе и была связана с намерениями Аллилуевой вместе с дочерью вновь выехать за границу. Я сообщил ей, что никаких препятствий на этот счет не существует, и, помнится, она была этому весьма удивлена, видимо, ожидала от партийного руководства каких-то «козней».
В конце беседы я спросил, какие у нее пожелания.
— Распустите колхозы, — ответила она.
Как выяснилось из дальнейшего разговора, за всю свою жизнь она ни разу не была в колхозе. И в конце концов «разрешила» нам поступать по-своему, сказав: решайте сами вместе с колхозниками.
Мартовский Пленум ЦК 1989 года принял важные решения: он, как говорится, узаконил, уравнял в правах различные формы хозяйствования на земле, а также значительно расширил самостоятельность колхозов и совхозов. Минуло два года — для решения аграрных проблем срок незначительный. И все-таки именно в этот период колхозы и совхозы получили самый высокий урожай зерновых и удои молока. Впервые после выполнения госзаказа все зерно оставалось в распоряжении хозяйств.
Но на крестьянина в период реставрации капитализма обрушилась другая беда: «ножницы» в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, неэквивалентный обмен между городом и селом. Органы власти заняты разработкой всякого рода программ «возрождения села», а производство падает. На словах — приоритет в развитии агропромышленного комплекса, а на деле мы наблюдаем сокращение ресурсов для села.
Трудно ожидать чего-либо другого от тех, кто проскочил многие ступени служебной лестницы — от завлаба до управления регионом, страной. В конце концов лжедемократы широко открыли Западу внутренний рынок России, приведя сельское хозяйство страны в упадок.
Итак, становится ясно, что дело не в системе, которая показала на протяжении всей советской истории невиданную жизнеспособность, мощь созидания даже тогда, когда она подвергалась деформации.
Причины кроются в том, что в руководстве партии и государства, союзных республик оказались карьеристы, национал-сепаратисты, политические оборотни. Мы имеем дело сполитическими перерожденцами, целой группой руководителей-коммунистов. Быть крупным собственником, жаждать личного богатства и обладать безраздельной властью над народами — это их желанные цели, смысл жизни. Компартия и советская власть не позволяли иметь ни то ни другое. Они ведут себя подобно пушкинскому скупому рыцарю, который с высоты награбленных богатств восклицал: «Мне все послушно, я же — ничему!» Меня постоянно спрашивают: кто же стал главной фигурой в развале Советского Союза, кто все-таки виновник всех тех бед, которые со страшной силой обрушились на народ? Время дало ответ на этот непростой вопрос: Горбачев.
Нашелся и продолжатель дела Горбачева — Б.Н. Ельцин, который довел граждан богатейшей по природным ресурсам страны до обнищания. Эту роль он отыграл сполна. На XIX партконференции в 1988 году я сказал: «Борис, ты не прав!.. Ты обладаешь энергией, но твоя энергия не созидательная, а разрушительная». Предсказание оказалось верным. Был бы счастлив, если бы ошибся.
В год столетия A.A. Громыко его внук Алексей опубликовал воспоминания о своем знаменитом деде: «Он поддержал перестройку всем сердцем. Однако через некоторое время наступило разочарование». В 1989 году он сказал о Горбачеве: «Не по Сеньке шапка государева». Вспомним, именно A.A. Громыко рекомендовал Горбачева на Генерального секретаря ЦК КПСС. И такое мучительно разочарование.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Роковое купание лидеров
Роковое купание лидеров
Первая трещина в китайско-советских отношениях появилась после XX съезда КПСС. По мнению Мао Цзэдуна, Хрущев был не вправе выступать с резкой критикой Сталина, не посоветовавшись с международным коммунистическим движением.После успешного
Провал перестройки. Пороки системы или ошибки лидеров?
Провал перестройки. Пороки системы или ошибки лидеров?
Несмотря на подрывные действия враждебных внутренних и внешних сил Советский Союз продвигался вперед. Перестройка по моему мнению прошла два этапа. На первом этапе — три-четыре года (1985–1988 годы), когда обновление
IV Страсти и пороки на фоне политики
IV
Страсти и пороки на фоне политики
У политиков, как, впрочем, и у обычных людей, много пороков. Любая ошибка для политического деятеля может стать роковой и последней в карьере. Часто политики – несчастные люди, потому что им приходится сдерживать собственный
Пороки «красивого» короля
Пороки «красивого» короля
В 1285 году на французский престол под именем Филипп IV взошел 17-летний юноша, в историю же ему суждено было войти под прозвищем Филипп Красивый.Филипп являлся отпрыском древнего рода Капетингов, и успехи его предков на государственном поприще
Пороки г-на Пруста
Пороки г-на Пруста
Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время заниматься любовью только этим мы отличаемся от других животных.
Пьер Бомарше
В книге Пруста «У Германтов» можно прочесть следующее: «Конечно, разумнее жертвовать жизнью ради женщин, чем ради почтовых
Диалог двух лидеров
Диалог двух лидеров
Перед встречей Сталина с Рузвельтом я старался быть как можно более собранным. Чтобы переводить Сталина, требовалось большое напряжение всех сил. Он говорил тихо, с акцентом, а о том, чтобы переспросить, нечего было и думать. Приходилось мобилизовывать
Глава четвертая Ошибки, ошибки и ошибки
Глава четвертая
Ошибки, ошибки и ошибки
Так сложилась жизнь нашего театра, что на протяжении всех лет со дня первого спектакля и до сегодняшнего дня, в который я начал писать эту главу, то есть на протяжении почти пятидесяти лет, театр не терпел видимых поражений и не имел
Раздел I, в котором описаны в общих чертах пороки системы правосудия и рассмотрен, в частности, вопрос о том, способно ли упразднение продажности и наследования должностей стать действенным средством для излечения подобных недугов
Раздел I,
в котором описаны в общих чертах пороки системы правосудия и рассмотрен, в частности, вопрос о том, способно ли упразднение продажности и наследования должностей стать действенным средством для излечения подобных недугов
Гораздо легче признать наличие
Скрытые пороки
Скрытые пороки
Почти всякий раз перед воздушными гонками на призы на сцене появляется уйма новых моделей самолетов. Часть их не проходит всех нужных испытаний (для гонок можно получить специальное разрешение), и ни один из них не соответствует идеалу самолета, на котором
ПОРОКИ СИСТЕМЫ ИЛИ ОШИБКИ ЛИДЕРОВ?
ПОРОКИ СИСТЕМЫ ИЛИ ОШИБКИ ЛИДЕРОВ?
Начав глубокий поворот в своем развитии в 1985 году, наша страна оказалась в пропасти невиданного, жесточайшего кризиса, угрожающего параличом всего хозяйства, социальным взрывом.Что же произошло с реформой, почему экономика начала
Смена лидеров
Смена лидеров
Смерть президента — Письмо Жаклин Кеннеди — Закат Хрущева — Моя новая должность — Косыгин — Ташкентская декларация — Встреча в Лондоне — Досадный казус — Неожиданное предложениеВ Соединенных Штатах говорят, что каждый американец хорошо помнит, где он
«НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОРОКИ»
«НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОРОКИ»
Вот так и получилось, что в конце сороковых и начале пятидесятых годов он мало пишет картин и делает гравюры, большей частью откровенно нравоучительные. Он вдруг превращается в проповедника даже более яростного, чем в «Усердии и
5. Активизируйте лидеров, позволив им практиковаться
5. Активизируйте лидеров, позволив им практиковаться
Не у всех лидеров выходит все идеально с первого раза, так что, не ободрив их, вы можете потерять людей. Наша ответственность в этом случае – доверять им вновь и вновь. Бывает так, что людей снимают со служения за
Качества великих лидеров
Качества великих лидеров
Определить суть великих лидеров так же трудно, как и попытаться дать определение очарования, харизмы или красоты, но, когда вы встречаете сильного лидера, вы его сразу узнаете. Наверное, лучший способ разрешить эту проблему, это описать то, что