Ошибаться свойственно каждому из нас, но в повседневной жизни просчеты обычно не имеют каких-то особых последствий. В большинстве случаев промах можно исправить или извиниться за свою оплошность. Однако это не относится к инженерной сфере, здесь ошибка в расчетах в лучшем случае выливается в колоссальные финансовые траты, в худшем – приводит к катастрофам. В обзоре Novate.ru шесть примеров, когда погрешности при разработке проектов, к огромному счастью, не стали причиной человеческих жертв, но чуть не разорили заказчиков непредвиденными расходами.
1. «Обжигающий» небоскреб
Из-за формы, напоминающей первые рации, небоскреб называют Walkie Talkie. /Фото: nsinsurance.com
Небоскреб, возведенный на Фэнчарч-стрит в центральном Лондоне, стал «знаменитостью» еще до завершения строительства. И дело тут не только в причудливом дизайне, из-за чего 37-миэтажное здание кажется чужеродным элементом среди импозантных домов Лондонского Сити. Сложно понять, почему архитекторы не учли эффект отражения еще на стадии разработки проекта, но бизнес-центр приобрел свойства огромной линзы.
В солнечный день вогнутая сторона небоскреба фокусирует солнечные лучи как линза. /Фото: gannett-cdn.com
Вогнутой стороной зеркального фасада небоскреб фокусирует солнечные лучи и отражает с такой мощью, что на витрина соседних магазинов плавились пластиковые детали, а с припаркованных рядом машин «стекало» лакокрасочное покрытие. Застройщикам пришлось компенсировать ущерб владельцам пострадавшего имущества и раскошелиться на дорогостоящие антибликовые решения.
2. Коварная разница системы мер
Автоматическая станция Mars Climate Orbiter. /Фото: news.cornell.edu
Освоение космического пространства очень сложная миссия, где успех идет рядом с неудачами. Понятно, что исследование новых явлений невозможно без ошибок, но иногда они бывают настолько эпичными, что остается только удивляться, как такое могло получиться. Яркий пример такого просчета – история с американской автоматической станцией Mars Climate Orbiter. Аппарат должен был работать на орбите Марса, собирая данные о климате и атмосфере планеты. До цели он добрался по плану, но при попытке выхода на орбиту планеты ушел за Марс и пропал.
Из-за ошибки в расчетах в атмосфере Марса сгорели $125 млн – стоимость аппарата Mars Climate Orbiter. /Фото: testbirds.com
Проведенный анализ ошибок показал, что причиной провала стала разница систем измерений. Команда NASA в своих расчетах опиралась на метрическую систему мер, а инженеры корпорации Lockheed Martin – на английскую. В результате аппарат прошел слишком близко от поверхности планеты и разрушился в атмосфере Марса.
3. Субмарина, не помещающаяся в док
Из-за конструкторских просчетов итоговая стоимость субмарины S-80 значительно возросла. /Фото: i0.wp.com
Когда министерство обороны Испании в 2009 году подписывало контракт на постройку подлодок S-80 с компанией Navantia, вряд ли оно ожидало какие-то неприятные сюрпризы. Но эпопея с субмаринами оказалась на удивление долгоиграющей и завершилась лишь недавно. Для начала оказалось, что вследствие конструкторских просчетов головная подводная лодка значительно тяжелее нормы. Это означает, что под воду она уйдет с легкостью, но подняться на поверхность вряд ли сможет. Специалисты приглашенной американской компании Electric Boat вернули субмарине положительную плавучесть, врезав дополнительные отсеки и удлинив ее на 10 метров.
Для подлодок S-80 пришлось расширять доки. /Фото: i2.wp.com
Но этим дело не закончилось: после доработки выяснилось, что усовершенствованная субмарина, растянувшаяся почти до 81 м, не помещается в доки военно-морской базы, рассчитанные на корабли длиной до 78 м. Так что военному министерству пришлось изыскивать средства еще и на перестройку доков.
4. Небоскреб «Повелитель ветров»
«Спускаясь» по плоской стене, у подножия ветер приобретает бешенную скорость. /Фото: commercialnewsmedia.com
Скандальная репутация и у небоскреба Bridgewater Place, построенного в английском городе Лидс. Причудливой архитектурой на любителя уже никого не удивить, но поражает то, что архитектор или не учел способность высоких зданий усиливать ветер, или допустил ошибку в своих расчетах. В результате поток воздуха ударяется о плоскую сторону фасада, «стекает» по ней вниз и у подножия огибает закругленную часть сооружения. При этом у земли движение потока резко убыстряется, в полном соответствии с законами аэродинамики.
Металлические конструкции снижают скорость ветра. /Фото: steelconstruction.org
Для сравнения: если в обычный день в других районах города скорость ветра составляет 6-7 км/час, то у подножия Bridgewater Place она достигала 40 км/час. А в ветреные дни скорость увеличивалась еще больше, буквально сбивая пешеходов с ног. Апофеозом стал перевернутый ветром грузовик, после чего небоскреб дополнили специальными конструкциями, гасящими скорость ветра.
5. Небоскреб, который мог упасть
Треугольная крыша придает Сiticorp Center сходство с парусом. /Фото: cdn.vox-cdn.com
Один из самых узнаваемых небоскребов Нью-Йорка – здание Ситикорп-центра в Манхеттене. Оно примечательно тем, что стоит на четырех массивных колоннах, чтобы не касаться церкви святого Петра и имеет треугольную крышу, похожую на парус. Сооружение выглядит необычно – создается впечатление, что 59-тиэтажное здание парит в воздухе. Однако подобная конструкция делает небоскреб более уязвимым перед ветрами. Для стабилизации раскачивания архитектор предусмотрел демпферы, однако в его расчеты вкралась неправильность, которая могла привести к катастрофе.
Сiticorp Center «парит» в воздухе, чтобы не мешать церкви (на фото слева). /Фото: files.structurae.net
Ошибка выяснилась случайно, когда к проектировщику обратилась студентка с вопросами по конструкции здания. Она не могла разобраться с расчетами и профессор, который ей преподавал, выразил сомнения в устойчивости небоскреба. Архитектор отверг ее аргументы, но все же решил снова пересчитать параметры проекта. Результат шокировал: оказалось, что внесенные во время строительства коррективы, когда швы вместо сварки скреплялись болтами, повлияли на защищенность здания от ветра. А уже приближался сезон ураганов… К ремонтным работам приступили немедленно и вели их тайно, по ночам. Ситуация была очень напряженной – на город держал курс ураган Элла, но укрепить здание рабочие не успевали. К счастью, ураган решил обойти Нью-Йорк стороной, и никто ничего не узнал об угрожавшей опасности. История стала достоянием общественности лишь спустя 20 лет.
6. «Мосты сломанных ног»
Мост Субисури красив, но стеклянная поверхность перехода скользит под ногами. /Фото: calatrava.com
Для чего строятся мосты? Любой скажет, что для быстрого и безопасного перехода на другую сторону. Однако для испанского архитектора Сантьяго Калатрава это лишь второстепенные факторы. Главное – изысканная красота форм, и его творения действительно завораживают. А вот пользоваться ими не всегда удобно. Построенный по его проекту удивительно красивый мост Субисури в Бильбао замощен стеклянными плитками. В сырую погоду переход превращается в аттракцион на льду – тяжело удержать равновесие на скользком покрытии. Из-за этого сооружение даже прозвали «мостом сломанных ног».
Архитектора подобный нюанс совершенно не смутил и по заказу властей Венеции он спроектировал элегантный мост Конституции тоже со стеклянными ступеньками, на которых так легко оступиться в дождливую погоду. Элегантная красота сооружения радует туристов, но приводит в негодование местных жителей, вынужденных пользоваться им постоянно. Недовольны и власти города – архитектор не предусмотрел подъем для инвалидных колясок и не учел оживленного пешеходного траффика, из-за чего плитки постоянно приходится менять.
Строительство и содержание моста Конституции вылилось в колоссальные траты. /Фото: assets.archpaper.com
Познавательный факт от Novate.ru: Превышение сметы и последующие расходы на постоянный ремонт из-за быстрой изнашиваемости моста вынудили власти Венеции подать на архитектора в суд. Дело они выиграли и Калатраву оштрафовали на 78 тыс. евро. Интересно, что просчеты с мостами – не единственные ошибки архитектора. Многие его проекты сопровождаются скандалами и сразу же требуют ремонта, как например винодельня компании Domecq или оперный театр в Валенсии.
Если уж дипломированные инженеры допускают такие досадные ошибки, то что говорить о простых людях? Часто при строительстве бани допускают именно эти два просчёта, из-за чего пол сгнивает за год.
Марина Власова
6 месяцев назад
Такое происходит, когда цель — прославиться. А когда думают о безопасности людей, тогда создаются более устойчивые конструкции.
Peter Krutow
8 месяцев назад
Какая нефтяная бытовая установка может стоить 3 миллиона долларов? Вы извините где учились?
Nameless Shade
8 месяцев назад
Землетрясение в Кобе произошло в Японии, а не в Китае.
Александр Комаров
9 месяцев назад
Автору 2 по географии: Кобе и Осака это Япония…
Стыдно, двоечник? Нагуглил, слепил не заморачиваясь и выложил…👎
Арс Еникум
10 месяцев назад
Текст ужасный, масса ошибок. Ещё и чтец неграмотный.
Евгений Моисеенко
10 месяцев назад
Мне понравился последний эпизод, про землетрясение!
Так японцам и надо! Мало еще, хочется чтоб сильнее!
D
10 месяцев назад
Засосало остров?😄
Эдуард Кочетов
11 месяцев назад
Какой там милениум )))
А Волгоградский танцующий мост???
Yiyi Niella
11 месяцев назад
Incluyan subtítulos en español por favor!!!
Вячеслав Веснин
11 месяцев назад
Авария на буровой в северном море рядом не стоит рядом с мексиканским заливом. Диз за лож
Евгений Назаров
11 месяцев назад
кто отвечает за такие ошибки — только простые люди
Татьяна Шевченко
1 год назад
Не видать тебе подписки.
Татьяна Шевченко
1 год назад
А чё про наши ошибки и катастрофы не рассказываете? Или мы самые умные и у нас нет ошибок и халатностей?! А из за коррупции сколько всего было! А? Смелее!
Al Bo
1 год назад
Так или иначе, человечество себя уничтожит. Если не застрелится из ядерного пистолета, то отравит себя отходами своей жизнедеятелности.
Дима Клаузов
1 год назад
Как ты и сказал конечьноже не подписываюсь.
Pop Gapon
1 год назад
А что про Бхопал не рассказал, в оригинальном видео про количество жертв умолчали? Одна из самых страшных катастроф 20 века, произошедшая по вине экономии на безопасности
Артур Гейнрих
1 год назад
А про Чернобыль не слова.
мишка топтыжка
1 год назад
Огонек , прщитались
Олег Абросимов
1 год назад
Стоп, огромная буровая вышка затонула и ущерб составил 3,5 млн долларов? Ничего не перепутали?
Ромаджан
1 год назад
Все толковые инженеры были в бывшем СССР.
TopFacts
2 года назад
Ребята, просьба максимально поддержать ролик как Вы умеете, лайком, комментом, репостом!) Очень хочется продвинусь этот видос в ТОП. Спасибо каждому за вашу обратную связь ❤️
А также не забудьте перейти на наш канал и посмотреть другие интересные выпуски!
Dilyafruz Ernapasova
11 месяцев назад
🙌❤💋
Samsung Samsung
2 года назад
Что правда то правда очень жаль такие большие суммы ушли зря
Samsung Samsung
2 года назад
Ну эти инженерии учились у нас наверное🤔🤣
Иван Дьяков
2 года назад
А как же Чернобыль?
Натали Аулина
2 года назад
Абсолютно каждое видео безумно интересное 👌🏻 Подписана давно , и иногда пересматриваю видео раз за разом ☝🏻 Перед сном вообще шикарно смотреть Ваши видео ❤️❤️❤️❤️ 100% лайк 👍🏻
Тохиржон Гофуров
2 года назад
😜😜😘😘
Олег Шмигельский
2 года назад
Мля но вроде все преподается правильно но эта хрень с мостом тупа не возможна.
Xalima Karimova
2 года назад
У меня тяга ко всему необычном и невероятно у с детства. теперь есть интернет. ии я вас нашла, спасибо вам. Очень все интересно.
Шамиль Израилов
2 года назад
Это чо русский постройлй
Людмила Куминова
2 года назад
Расширить полотно дороги с той и с другой стороны. Подвести под полотно дополнительных бычков и устроить смотровую площадку. Все не так страшно, как мы в голове своей
Малюем. 😨
Скорее всего видно так и должно быть.
Ilia Ombashiev
2 года назад
SUPER
Алексей Артемов
2 года назад
Те услуги и товары, которые рекламирует ютуб — действуют как антиреклама и приобретать их точно не стоит
Артём Артём
2 года назад
Ставьте лайк, кто учится на инженера, или кто уже инженер )
Всё будет хорошо
2 года назад
Аллах Тагала Велик!😢
Александр Жуков
2 года назад
У нас Турки в санатории построили корпус,забыли ливнёвку поставить,после дождя на плоской крыше получился бассейн и залило потолки
Нина Горева
2 года назад
Надеятся на инженеров тоже опасно,и это наш мир-и так жить так нам страшно.
LoL I’m daddy
2 года назад
Все первые,а ведь последним стать сложнее
Одинокий Волк
2 года назад
В любой профессии работают люди, которых надо гнать от туда. А инженеры должны разработать проект на всём экономля.
Андрей Баклашов — путешествия своим ходом
2 года назад
А я путешествую по миру на вело и снимаю тревел влог!🚴📽️🌍
Буду рад новым зрителям у себя на канале!👍