Советы начинающим педагогам. Анализ самых распространенных ошибок начинающего учителя
Я хочу остановиться на педагогических ошибках, вопросах организации и проведения учебного занятия. Надеюсь, эта статья пригодится не только начинающим, но и опытным учителям. Итак, каких ошибок следует избегать учителю на уроке?
Ошибка 1. Урок проходит без чётких учебный целей и задач
На уроке обязательно должна быть объявлена тема урока либо учителем, либо детьми. А также сформулированы дидактические задачи для ученика, а для учителя цель данного урока.
Ошибка 2 . Монотонный урок. Когда весь урок выдержан в одном темпе. Когда ученики выполняют всего лишь одну учебную задачу. Если темп урока низкий, то ученики если не уснут, то потеряют всякий интерес к занятию. Если весь урок выдержан только в высоком темпе, — гарантирована быстрая утомляемость учеников. Говорит только учитель, отсутствует диалог, обратная связь. В начальной школе нет уроков-лекций. Через каждые 10 миннут необходимо переключать внимание детей на другие задания. Задания должны быть разнообразными.
Ошибка 3. Учитель ведёт урок по бумажке или планшету.
Учитель не держит в голове план урока. Плохо владеет содержанием. Постоянно заглядывает в план-конспект. Даже ходит по классу со своей тетрадью или очень модными в последнее время планшетами для бумаг или даже с электронными планшетами. Читает содержимое слайдов. Ученики теряют доверие к такому учителю. Диалог с учениками становится натянутым и отрывочным. Слабеет обратная связь с классом.
Ошибка 4. Когда вы задаёте вопрос классу и тут же даёте высказаться детям, сразу поднявшим руки.
Ученики по своему темпераменту, по способностям запоминания довольно разные. Дайте возможность ученикам сначала подумать. Тогда и поднятых рук будет больше, и ответы учеников глубже.
Ошибка 5. Когда урок превращается в мультимедийное шоу
Мультимедиа всегда носит вспомогательный характер. Не нужно становиться заложником красивых слайдов и впечатляющих обучающих видеороликов. Есть нормы использования на уроке проектора, не более 15 минут. Это может быть в начале урока, в середине или в конце.
Ошибка 6. За урок не поставлено ни одной отметки. Урок нужно продумать так, что за урок можно было поставить 5-6 отметок (это минимум) . Для этого используем разные формы опроса: индивидуальные карточки, тесты, ответы у доски, оценивание ученика при работе в группах. Я за сегодняшний урок поставила 13 отметок.
Ошибка 7. Жёсткая привязанность к сценарию, план-конспекту
Необходимо уметь перестроить урок при изменившихся обстоятельствах. Например, нет электричества, а у вас главным на уроке является мультимедийное сопровождение или Вы пришли в класс, где проектор не включается или завис компьютер. Урок продумать надо так, чтоб его можно было провести и без проектора и компьютера.
Ошибка 8. Ученики работают в группах без четких инструкций и заданий.
Учитель разбил класс на группы, в которых ученики не знают своих задач и обязанностей. Задания в группах составлются с учетом включения каждого ученика в группе (т. е. вопросов должно быть для каждого ученика)
Ошибка 9. Учитель не знает, усвоили ли учебный материал ученики после проведенного урока.
По ходу урока учитель так и не выяснил, понятен ли был новый учебный материал, понятно ли вообще, о чём идёт речь на уроке. Для этого необходимо проводить задания по усвоению темы. Самый удобный способ-это небольшой тест на первичное закрепление.
Статьи
Начальное общее образование
Линия УМК С.С. Минаевой, Л.О. Рословой, О.А. Рыдзе, под редакцией В.А. Булычёва. Математика (1-4)
Математика
Типичные ошибки учителей при проведении уроков математики в начальной школе
Идеальных уроков не бывает, и даже самые опытные педагоги не всегда могут провести без недочетов разные этапы занятия. Наши эксперты, авторы линий УМК по математике Ольга Муравина и Георгий Муравин, взяв за основу опубликованные в сети открытые уроки, определили самые распространенные ошибки преподавателей на уроках математики в начальных классах и рассказали как преодолеть трудности.
17 сентября 2018
Ошибки учителя на уроке математики
Этап «Самоопределение к деятельности»
1. Нечеткость в постановке целей и задач урока.
Формулируйте цели и задачи в деятельностной форме, например: «Сформировать умение делить двузначные числа на однозначные с остатком». Всегда знакомьте детей с планом урока: зная точно, какие будут темы и какие задания ждут в конце занятия, ученики лучше усваивают материал.
2. Нечеткость в формулировке метапредметных и личностных результатов обучения на этапах урока.
Также формулируйте их для ребят в деятельностной форме: «Ставить цели», «Классифицировать числа», «Проявлять интерес».
3. Затянутое начало урока.
Отводите не больше 5 минут на игровое мотивационное задание, если такое есть. Не ждите всех учеников — достаточно получить ответ от самых активных ребят. Также не тратьте слишком много драгоценного времени на обсуждение девиза урока.
Этап «Актуализация опорных знаний»
4. Нелогичная актуализация знаний: задания из разных разделов математики.
В начале урока выполняйте с ребятами только те задания, которые связаны с новой темой. Актуализация нужна для того, чтобы вспомнить базовые понятия, на которые будут опираться новые знания.
Этап «Постановка учебной задачи»
Математика. 4 класс. Рабочая тетрадь №1
Тетрадь предназначена для работы во 4 классе по учебнику «Математика» (авт. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова) в течение 1-го полугодия. Задания разбиты на блоки, соответствующие разделам и темам учебника. Тетрадь содержит задания на отработку навыка устных вычислений (в том числе с многозначными числами), формирование умения прогнозировать результат вычислений, моделировать задачи на движение. Проектные задания нацелены на формирование познавательной инициативы учащихся и универсальных учебных действий: моделирование реальной ситуации, планирование деятельности, распределение ролей при выполнении сложной работы, применение заданий в нестандартной ситуации.
Купить
5. Отсутствие постановки проблемы или, наоборот, затянутость этого этапа.
Обязательно обсудите с детьми учебную задачу, но — быстро, с использованием наводящих вопросов. Не стоит предлагать ребятам сформулировать проблему на листочках: это сложно для детей и, тем более, для учеников начальной школы.
Этап «Изучение нового материала»
6. Работа исключительно на аудиалов.
Если учитель объясняет все устно (дает много занимательной наглядности, но мало учебной наглядности) — дети-визуалы и ребята с другими типами восприятия плохо усваивают информацию. Дублируйте все важное на доске, примеры решений прописывайте развернуто.
7. Отсутствие совместной работы.
Педагоги часто берут всю инициативу в свои руки, из-за чего ученики не производят собственный анализ. Подключайте детей к проговариванию нового материала. Если на доске представлен новый пример по теме, которая частично знакома детям, пусть ученики попробуют сами объяснить то, что видят.
Этап «Первичное закрепление»
8. Недостаточное внимание к алгоритму решения.
Часто алгоритм дается условно, проговаривается вскользь. Но алгоритм — это основа решения, порядок действий для достижения результата. Сформулируйте каждый шаг, зафиксируйте шаги на доске, проработайте их. Когда ученики выполняют задания по новой теме, лучше оставить алгоритм на доске.
9. Обилие фронтальной работы.
Так создается ошибочное впечатление, что все дети одинаково включены в рабочий процесс. Не пренебрегайте работой в тетрадях — она помогает определить эффективность урока, сократить домашнее задание, продемонстрировать родителям успехи и сложности в учебе ребенка.
Этап «Контроль и самоконтроль»
Математика. 3 класс. Рабочая тетрадь №1
Тетрадь предназначена для работы в 3 классе по учебнику «Математика» (авт. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова) в 1-м полугодии. Задания разбиты на блоки, соответствующие разделам и темам учебника. Рабочие тетради построены в соответствии с учебником. Тетрадь содержит задания на повторение (вычисления в пределах 100, задачи на все арифметические действия), на отработку разрядного состава трёхзначных чисел, устных вычислений в пределах 1000 (умножение и дееление двузначного числа на однозначное, умножение и деление круглых чисел), письменных алгоритмов сложения и вычитания в пределах 1000. Рассматриваются новые типы текстовых задач: задачи на кратное сравнение, задачи с инверсией условия «это на (в) больше (меньше), чем…», задачи на определение длины пути, скорости, времени движения и другие. Приводятся тестовые задания с выбором ответа по основным учебным темам.
Купить
10. Разные задания при групповой работе.
Выдав группам разные задачи, после вы можете потратить слишком много времени на разбор решений. Лучше дать всем группам одну и ту же задачу по теме, и выделить больше времени на обсуждение ее решения.
Этап «Рефлексия деятельности и домашнее задание»
11. Затянутость рефлексии или, наоборот, отсутствие этого этапа.
Для быстрого подведения итогов вы можете предложить ученикам, например, листы самооценки.
12. Демонстрация двоечников.
После того как дети провели самооценку, предложите поднять руки только тем, кто получил «пять» и «четыре». Попросить двоечников показать себя классу — значит создать в конце урока некомфортную обстановку.
Дополнительно
13. Отсутствие описания при публикации открытого урока.
Выкладывая запись открытого урока в интернет, укажите ФИО, город, номер школы, класс, тему урока, учебник — это интересно вашим коллегам.
Учителю на вооружение
Издания корпорации «Российский учебник» составлены таким образом, чтобы помочь учителям избежать ошибок в преподавании математики и сделать каждый урок максимально продуктивным. Вы можете взять на вооружение некоторые пособия бесплатно прямо сейчас:
- Электронные формы учебников (содержание печатных изданий + интерактивные элементы) на сайте Lecta.ru по промокоду 5books.
- Рабочая программа по УМК «Математика. 1-4 классы», Г.К. Муравин, О.В. Муравина.
- Методическое пособие «Математика. 1 класс», О.В. Муравина.
- Методическое пособие
«Математика. 2 класс», О.В. Муравина. - Методическое пособие
«Математика. 3 класс», О.В. Муравина. - Методическое пособие
«Математика. 4 класс», О.В. Муравина.
Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь №1
Тетрадь предназначена для работы по учебнику «Математика. 1 класс» (авт. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова). Каждому уроку (развороту учебника, часть 1) соответствует страница тетради. Пособие содержит дополнительные задания на развитие мелкой моторики, прописи цифр, задания общеращзвивающего характера, а также задания, направленные на отработку вычислений в пределах десятка. Использование тетради заменяет обычную тетрадь, чистые строчки предназначены для выполнения заданий из учебника. В тетради есть ссылки на соответствующие задания из учебника.
Купить
ИДЕТ ЛЬГОТНЫЙ НАБОР
11 дней
16 часов
48 минут
Каждая ошибка, которую делает учитель, может привести к психологическим травмам детей, негативно повлиять на мотивацию и развитие. Разберем, какие из них чаще всего совершаются в начальной школе и как их предотвратить.
Разберем десять распространенных сложностей с коммуникацией и проведением уроков в начальной школе — чтобы вы знали, чего не стоит делать преподавателю.
1. Жесткое выставление оценок
В начальной школе не рекомендуют придерживаться жесткой шкалы оценок. Плохие отметки формируют негативное отношение к предмету, хорошие становятся самоцелью, что неправильно. Поэтому рекомендуется использовать «программируемое обучение с позитивным подкреплением» по Скиннеру — оценивать ребенка избирательно, выделяя то, что у него получается хорошо.
2. Повышенный тон, потеря самообладания
На учеников младшего школьного возраста нельзя кричать. Это малоэффективно и психологически травмирует детей. Чтобы сохранить контроль над классом, применяйте психологические методики сохранения самообладания (например, «обнуление» раздражителя, отложенная реакция). Не поощряйте громких выкриков с места — это приведет к неуправляемому шуму в классе.
3. Требование «только так, и не иначе»
К детям необходимо применять разные педагогические приемы — усредненный, безразличный подход приведет к проблемам с их обучением. Ученики сильно отличаются по скорости реакции, склонностям, сообразительности. Если ребенок не может выполнить жесткие требования, накапливает негативные оценки, у него «опускаются руки». Попробуйте индивидуально подойти к отстающему ученику, и вы увидите, что он может многое.
4. Слишком много «бумаги»
Печатные тетради, готовые тесты, наглядные пособия — хорошие помощники, но он не заменят учителя в образовательном процессе. Дозируйте количество таких материалов, чтобы дети учились выполнять задания «с нуля» и не привыкали к шаблонным упражнениям.
5. Влияние эмоций
Сохраняя эмоциональный контакт с детьми, не давайте чувствам и настроению влиять на ваши отношения с учениками. Это приводит к опасным ошибкам:
- появлению любимчиков;
- «вымещению» негативных эмоций на детях — например, вы раздражены, отчего слишком сильно реагируете на незначительную оплошность ребенка;
- общей нервозной обстановке в классе из-за перепадов настроения учителя.
6. Однообразные уроки
Мозг детей младшего школьного возраста не выдерживает слишком долгой концентрации на одной теме, темпе или занятии. Составьте план, чтобы чередовать интенсивную нагрузку с отдыхом, выполнение упражнений с обсуждением пройденного, сидение за партой с «физкультминутками».
7. Перегруженность урока медиаконтентом
В борьбе с однообразием легко столкнуться с другойпроблемой— «перегрузить» уроки изображениями, видео и тому подобным. Это утомляет детей и отвлекает их от главной задачи — учебы. Поэтому медиаконтента не должно быть много. Вставляйте в урок песни на английском языке, обучающие видео, обсуждения наглядных схем и другие дополнения не чаще раза в 15 минут.
8. Неуважение к ученикам
Выставлять ошибки детей в смешном свете, жестоко стыдить их за провинности перед всем классом — табу для современного учителя. Ребенок в возрасте 6-9 лет еще слишком мал для самостоятельного «проживания» такого опыта. Он получит психологическую травму, начнет бояться осуждения, может даже стать жертвой буллинга. Проявляя уважение к ученикам, вы учите их социально приемлемому поведению и защищаете эмоционально уязвимых детей от травли.
9. Отсутствие контакта с классом, «физическая» дистанция
Учителю в начальной школе нельзя все время сидеть за столом. Детям нужен тесный контакт с теми, кого они считают значимыми. В школе такой фигурой выступает учитель, поэтому:
- чаще вставайте с места — старайтесь подойти к каждому ученику;
- поддерживайте тактильный контакт — например, помогайте руке ученика правильно писать буквы;
- общаясь с учеником, присаживайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, ловите его взгляд.
Если вы требуете от детей, чтобы они не опаздывали, не использовали на уроках смартфон, не ели до перемены, поступайте так и сами. Иначе дети перестанут прислушиваться к вашим правилам и начнут игнорировать запреты. Прививать любовь к дисциплине ученикам в начальной школе лучше всего положительным примером.
Стать профессиональным учителем поможет АНПОО «НСПК». В колледже вы сможете получить среднее профессиональное образование в дистанционной* форме и сразу два диплома — основной и о профессиональной переподготовке. Обратитесь к сотрудникам приемной комиссии АНПОО «НСПК», и они подробно расскажут об условиях поступления.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Вам может быть интересно
Акции
Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!
Ответьте всего на 4 вопроса
Задать вопрос
Подать заявку
Этап «Самоопределение к деятельности»
1. Нечеткость в постановке целей и задач урока.
Формулируйте цели и задачи в деятельностной форме, например: «Сформировать умение делить двузначные числа на однозначные с остатком». Всегда знакомьте детей с планом урока: зная точно, какие будут темы и какие задания ждут в конце занятия, ученики лучше усваивают материал.
2. Нечеткость в формулировке метапредметных и личностных результатов обучения на этапах урока.
Также формулируйте их для ребят в деятельностной форме: «Ставить цели», «Классифицировать числа», «Проявлять интерес».
3. Затянутое начало урока.
Отводите не больше 5 минут на игровое мотивационное задание, если такое есть. Не ждите всех учеников — достаточно получить ответ от самых активных ребят. Также не тратьте слишком много драгоценного времени на обсуждение девиза урока.
Этап «Актуализация опорных знаний»
4. Нелогичная актуализация знаний: задания из разных разделов математики.
В начале урока выполняйте с ребятами только те задания, которые связаны с новой темой. Актуализация нужна для того, чтобы вспомнить базовые понятия, на которые будут опираться новые знания.
Этап «Постановка учебной задачи»
5. Отсутствие постановки проблемы или, наоборот, затянутость этого этапа.
Обязательно обсудите с детьми учебную задачу, но — быстро, с использованием наводящих вопросов. Не стоит предлагать ребятам сформулировать проблему на листочках: это сложно для детей и, тем более, для учеников начальной школы.
Этап «Изучение нового материала»
6. Работа исключительно на аудиалов.
Если учитель объясняет все устно (дает много занимательной наглядности, но мало учебной наглядности) — дети-визуалы и ребята с другими типами восприятия плохо усваивают информацию. Дублируйте все важное на доске, примеры решений прописывайте развернуто.
7. Отсутствие совместной работы.
Педагоги часто берут всю инициативу в свои руки, из-за чего ученики не производят собственный анализ. Подключайте детей к проговариванию нового материала. Если на доске представлен новый пример по теме, которая частично знакома детям, пусть ученики попробуют сами объяснить то, что видят.
Этап «Первичное закрепление»
8. Недостаточное внимание к алгоритму решения.
Часто алгоритм дается условно, проговаривается вскользь. Но алгоритм — это основа решения, порядок действий для достижения результата. Сформулируйте каждый шаг, зафиксируйте шаги на доске, проработайте их. Когда ученики выполняют задания по новой теме, лучше оставить алгоритм на доске.
9. Обилие фронтальной работы.
Так создается ошибочное впечатление, что все дети одинаково включены в рабочий процесс. Не пренебрегайте работой в тетрадях — она помогает определить эффективность урока, сократить домашнее задание, продемонстрировать родителям успехи и сложности в учебе ребенка.
Этап «Контроль и самоконтроль»
10. Разные задания при групповой работе.
Выдав группам разные задачи, после вы можете потратить слишком много времени на разбор решений. Лучше дать всем группам одну и ту же задачу по теме, и выделить больше времени на обсуждение ее решения.
Этап «Рефлексия деятельности и домашнее задание»
11. Затянутость рефлексии или, наоборот, отсутствие этого этапа.
Для быстрого подведения итогов вы можете предложить ученикам, например, листы самооценки.
12. Демонстрация двоечников.
После того как дети провели самооценку, предложите поднять руки только тем, кто получил «пять» и «четыре». Попросить двоечников показать себя классу — значит создать в конце урока некомфортную обстановку.
Дополнительно
13. Отсутствие описания при публикации открытого урока.
Выкладывая запись открытого урока в интернет, укажите ФИО, город, номер школы, класс, тему урока, учебник — это интересно вашим коллегам.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Оценки / вопрос любви к обучению.
Негативные
оценки формируют негативное отношение к предмету. Так получается, потому что
наше мышление устроено ассоциативным образом. Все процессы происходят
бессознательно, и если последствия будут видны только в будущем, это не значит,
что в настоящем можно допускать такие ошибки.
Негативная оценка может использоваться в младших классах только
как крайняя мера и ОЧЕНЬ редко, иначе ребенок рано или поздно НЕМИНУЕМО
начинает формально и индифферентно относиться к предмету. Как правило, в такой
ситуации учитель продолжает давить оценками или, что еще хуже, увеличивает
количество плохих отметок, используя любой повод.
Самая большая проблема здесь в том, что кроме самого предмета,
по которому ребенок получает двойку, в будущем он, скорее всего, будет также
относиться к наукам. Перестанет интересоваться знаниями окружающего мира и
пытаться узнать что-то новое.
Форма игры на уроке – наоборот, должна мотивировать к учебе.
Когда ежедневно выставляются двойки, никакой мотивации не будет. Учитель должен
выделять в работах у детей то, что у них получается хорошо, и оценивать именно
это. Такой принцип называется программируемым обучением по Скиннеру с
позитивным подкреплением. Эффективность такого метода не абсолютная, но она во
много раз выше постоянного негативного подкрепления
Оценки
важны для ребенка в раннем возрасте, но их восприятие слишком эмоционально.
Нужно больше внимания обращать на положительные стороны
ученика. Больше ставить хороших оценок, поощряя положительное отношение к
предмету или желание его изучать. Использовать плохие оценки следует только в
крайнем случае и крайне редко.
Либо, если работа выполнена неудовлетворительно, не оценивать ее
(ставить точки), задолженность для пересдачи.
Эффективным способом будет писать больше хвалебных замечаний в
тетради, если у ребенка что-то получается, для детей это очень важно. В случае
неудачи попросить пересдать контрольную, выучить слова к конкретному сроку и с
перечнем необходимого объема.
“Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки
(включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает
соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может
вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и
огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку,
нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Помогают, конечно же, и сообщения родителям в любой форме об
отставании ученика с помощью выдачи тетради контрольных работ на дом.
«В тех случаях, когда волевое усилие сопровождается
положительными эмоциями и состояниями (удовлетворением достигнутым,
уверенностью в своих силах, осознанием полезности и значимости сделанного,
чувством собственной гордости и собственного достоинства), оно переходит в
состояние волевого напряжения, напряженности. Состояние это с течением времени
становится привычным, побуждающим преодолевать сопротивление среды, а привычка
превращается в качество воли, в черту характера».
Требование
– делайте так, а не иначе. Боязнь оценивать детей по-разному.
Иногда
ребенок физически не может выполнить задачу, иногда ему просто сложно это
сделать или он недостаточно сообразительный, чтобы разобраться в задаче за тот
же период времени, что и другие ученики. Это нормально. Расхождение в
возможностях характерно в раннем возрасте. Ультиматум в такой ситуации не
просто мешает ребёнку, если он физически не может выполнить задачу. Чрезмерные
требования обусловливают постепенное накопление проблем и ошибок, что
выливается в стресс для ребёнка и он постепенно переходит в такое состояние,
что уже не надеется получить хороший результат, у него опускаются руки.
Когда мы
говорим о том, что все люди разные, мы имеем в виду именно это.
Лучше ребенок чего-то не запомнит и не выучит,
чего-то не узнает или не поймет – это ВСЕГДА можно наверстать в будущем, а вот
негативное отношение к обучению или школе уже будет невозможно изменить.
“Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической
сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического
статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые
связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных
возможностей ребенка. На сегодняшний день, по данным Института возрастной
физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то
есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не
заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детей 20–25%, то есть все
трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем
правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного
(параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр,
самих букв, цифр, слогов и слов”.
Наказание поведением.
Показательный пример бессмысленных действий – заставить ребенка
переписывать тетрадь.
Когда ребёнок не понимает, в чем смысл и цель его действий, то
это не только бьет по восприятию предмета и авторитету учителя, но и по всему
отношению к жизни, обучению и самообразованию в будущем.
Действия
учителя должны быть аккуратными, толерантными, без негативного сопровождения.
Лучше ребенок чего-то не
запомнит и не выучит, чего-то не узнает или не поймет – это ВСЕГДА можно наверстать
в будущем, а вот негативное отношение к обучению или школе уже будет невозможно
изменить.
Учитель должен поддерживать в ученике стремление к познанию,
создавать положительный посыл и формировать желание узнать больше. Наказание,
негативное отношение, вынуждение ребенка выполнять действия, цель которых он не
понимает – все это создает негативную установку, формирует в ребенке
безразличие к получению знаний.
Сообщение родителям сигналов об отставании ученика производится
с помощью выдачи тетради контрольных работ на дом. Родители накажут и прочитают
лекцию ребенку самостоятельно, но выбрать – учиться, а не лениться, ребенок
должен сам. В механизме волевого решения сначала лежит желание.
Сообщение ученику о его отставании производится посредством пересдачи
контрольной, заучивания слов к конкретному сроку и с конкретным перечнем
(например).
Тотальный
контроль и надзор.
Пример с выступлением на День Матери:
Педагог не очертил определенную границу с ребенком о
выступлении на День Матери: ученик показывает танец учителю на репетиции –
выступает, а если не показывает заранее танец – не выступает. Было сказано, но
видимо не совсем внятно для ребенка, так как ребенок упомянул, что
ему нужно показать танец, но то, что его не допустят к выступлению в случае
отсутствия предварительного показа, ребенок не уяснил. Ученик готовился к
выступлению и ехал в школу ради него, но его не допустили к выступлению, и в
результате ребенок осознал, что ему не доверяют что-то делать. Это проблема доверия
к детям. То есть, если он сам придумал танец, а его не допустили, значит, он
неполноценный, а это сильно бьет по самооценке ребёнка.
Публичные
укоры и нотации к классу.
Постоянные нотации и публичные укоры ведут к
формированию негативного отношения учеников к преподавателю и предмету.
Их эффективность отрицательная.
Нотации и укоры не помогают решать проблемы детей и учителя, но
создают гнетущую и неприятную атмосферу. Ученики боятся публично признаться в
проблемах, выглядеть перед классом
Мотивация имеет решающее
значение.
Правильно
сформировать мотивацию можно только единственным способом – чтобы человек сам
захотел учиться.
Для того, чтобы сформировать то или иное волевое свойство
личности, надо знать, что, с одной стороны, в него входит определенный мотив,
обеспечивающий положительное отношение человека к желательной форме поведения,
с другой – усвоение соответствующих способов поведения. Так, например, чтобы сформировать
дисциплинированность как качество личности, надо добиться хотения человека быть
дисциплинированным и умения дисциплинированно вести себя.