1. Зубчатые (червячные) колеса не зафиксированы от осевого смещения.
2. Неправильно выполнена схема установки подшипников.
3. Невозможно или крайне неудобно произвести сборку редуктора.
4. Неправильно расположено отверстие для слива отработанного масла.
5. Установка маслоуказателя не соответствует требуемому уровню масла.
6. Неправильно выбран способ смазывания подшипников.
7. Не соблюдены размеры требования стандартов при вычерчивании стандартных деталей. 3.6. РАМЫ
При монтаже приводов, состоящих из электродвигателя и редуктора, должны быть выдержаны определенные требования точности относительного положения узлов. Для этого узлы привода устанавливают на сварных рамах или литых плитах.
При единичном производстве экономически выгоднее применять рамы, сваренные из элементов сортового проката: швеллеров, уголков, полос, листов. При серийном выпуске изделий выгоднее применять плиты.
Конструирование рамы
Рассмотрим методику конструирования рам для установки на них электродвигателя и редуктора. Конфигурацию и размеры рамы (плиты) определяют тип и размеры редуктора и электродвигателя. Расстояние между ними зависит от подобранной соединительной муфты. В связи с этим на листе бумаги первоначально вычерчивают тонкими линиями в приемлемом масштабе (например, 1 : 2) контуры муфты в разрезе (рис. 3.52). Одну полумуфту соединяют с валом электродвигателя, а другую – с валом редуктора. Таким образом, определяют размер «а» между торцами валов. Затем подрисовывают тонкими линиями контуры электродвигателя и редуктора. При этом определяют и наносят на чертеж размеры (lэ, l1э) электродвигателя и (lр, l1р) редуктора. Вычерчивают контуры рамы и наносят на чертеж размер ho – разность высот опорных поверхностей рамы.
Рис. 3.52. Контур рамы привода
Под главным видом рамы помещают вид сверху. При построении вида сначала проводят осевые линии вала электродвигателя и соосно расположенного с ним входного вала редуктора. Затем изображают на расстоянии l отверстия dэ и dp в лапах электродвигателя и в редукторе, их координаты: Сэ, С2э, Ср, С2р, С3р. По приложению 1 определяют размеры (bэ, b 1э,С1э, l2э) опорных поверхностей двигателя, а по чертежу редуктора – размеры: bр, b1р, С1р, l2р. Для создания базовых поверхностей под двигатель и редуктор на раме размещают платики в виде узких полос 3 и 4 (рис. 3.53, а) или отдельных прямоугольников 5 и 6 (рис. 3.53, б).
Ширину и длину платиков на раме принимают большими, чем ширина и длина опорных поверхностей электродвигателя и редуктора, на величину 2С0, где С0 0,05bэ(bр) + 1. Здесь bЭ(bР) – ширина опорных поверхностей электродвигателя (редуктора), мм.
Определяют основные размеры рамы в плане: В и L, принимая размер bo = b0э = bор = 8…10 мм. Размеры В и L округляют до стандартных значений. Затем определяют высоту рамы: H = (0,08…0,10)L, по которой подбирают ближайший больший размер швеллера (прил. 27).Раму удобно конструировать из двух продольно расположенных швеллеров 7 и приваренных к ним трех-четырех поперечно расположенных швеллеров 2 (рис. 3.53, а). При необходимости увеличения жесткости рамы увеличивают высоту H, а к поперечным швеллерам 2 добавляют диагонально расположенные балки 7 (рис. 10.2,6).
Рис. 3.53. Конструкции рамы
Раму при сварке сильно коробит, поэтому все базовые поверхности обрабатывают после сварки, отжига и правки (рихтовки). Высоту платиков (h) после их обработки принимают:5…6 мм (рис. 3.53, в).
Швеллеры располагают, как правило, полками наружу. Такое расположение удобно для крепления узлов к раме, осуществляемого как болтами, так и винтами. В первом случае
(рис. 3.53, г) в полках швеллеров сверлят отверстия на проход стержня болта.
На внутреннюю поверхность полки наваривают или накладывают косые шайбы, выравнивающие опорную поверхность под головками болтов (гайками). Во втором случае (рис. 3.53, д) в полках рамы выполняют отверстия с резьбой.
Таблица 3.22 Болты для крепления рамы
Длина рамы L, мм |
Диаметр болтов, мм |
Минимальное число болтов |
До 700 |
16 |
4 |
Св. 700 до 1 000 |
18…20 |
6 |
Св. 1 000 до 1 500 |
22…24 |
8 |
Для крепления рамы к полу цеха применяют фундаментные болты, их расположение определяют при проектировании рамы. Диаметр и число фундаментных болтов принимают по табл. 3.22. При сложной конфигурации рамы число болтов может быть увеличено.
Рис. 3.54. Конструкция сложной рамы
В местах расположения фундаментных болтов к внутренним поверхностям нижних полок швеллеров приваривают косые шайбы (рис. 3.53, е) или высокие стойки (рис. 3.53, ж), увеличивающие жесткость рамы. Если выступающие над поверхностью рамы гайки не мешают установке на ней узлов привода и его эксплуатации, то фундаментные болты пропускают через обе полки и гайку опирают о верхнюю полку. В этом случае верхние и нижние полки швеллеров в указанных местах связывают ребрами (рис. 3.53, з), трубами (рис. 3.53, и) или уголками (рис. 3.53, к).
На рис. 3.53, а, б платики 3 и 4, а также 5 и 6 расположены на одном уровне (лежат в одной плоскости). При расположении этих платиков на разных уровнях конструкция рамы несколько сложнее. Небольшую разность высот (h0) платиков (рис. 3.54, а, б) получают привариванием полос: большую – привариванием швеллеров с вырезами (рис. 3.54, в), целых швеллеров, положенных на ребра (рис. 3.54, г) или на полки (рис.
3.54, д), изготовлением коробки из листа (рис. 3.54, е).Чтобы при затяжке болтов не прогибались полки приваренных полос, швеллер усиливают ребрами 1 (рис. 3.54, в – е).
Иногда по соображениям компоновки привода необходимо существенно поднять раму над уровнем пола. В этих случаях раму устанавливают на стойки, приваренные к нижним полкам швеллеров (рис. 3.55). Число стоек определяет конфигурация и размеры рамы (обычно их не менее 6).
Рис. 3.55. Рама на стойках
Жесткость относительно невысокой рамы повышают привариванием косынок 1 (рис. 3.55). Жесткость рам на высоких стойках увеличивают привариванием уголков непосредственно к стойкам внахлестку или враспор.
Пример оформления чертежа сварной рамы представлен на рис. 3.56.
На чертеже задают ряд требований к конструкции сварной рамы:
1) стандарт, по которому выполняются сварочные швы (например, «Швы выполнить ручной дуговой электросваркой по ГОСТ 5264-80»);
2) вариант обработки платиков (например: «Обработка платиков после отжига»);
3) сварочные материалы (например: «Тип электрода Э42 по ГОСТ 9467 – 75».
6.1. Ошибки при конструировании
Чертежи
являются носителем информации об
изделии, его конструкции, размерах,
материалах, специальной обработке и,
косвенно, о технологии изготовления.
Чертеж обеспечивает конкретное и
однозначное выполнение детали, так как
информация, заложенная в чертежах,
является обязательной для исполнителя.
Только безошибочное выполнение чертежа
обеспечивает изготовление годной
детали. По данным статистического
анализа неисправностей машин, 60—90 %
этих неполадок связаны с ошибками
разработок и изготовления. Большая
часть ошибок обнаруживается в процессе
изготовления и первого испытания
изделий. Часть ошибок выявляется только
в процессе эксплуатации через
продолжительное время, сокращая
межремонтный период изделия или ресурс
его работы в целом.
Причины
возникновения ошибок заложены в сущности
процесса конструирования. Творческий
процесс конструирования является
идеальным процессом в воображении
конструктора. На основании данных
технического задания, проведенных
исследований, информационных материалов
и практического опыта конструктор
создает мысленный образ изделия, который
находит свое отражение в чертежах. Но
между замыслом конструктора и реальным
его воплощением стоит ошибка даже при
самом тонком проникновении в проблему.
В процессе конструирования конструктору
приходится считаться с целым рядом
требований и ограничений. Эти факторы
часто противоречивы и не позволяют
создать тот образец, к которому стремился
конструктор. Любую конструкцию можно
рассматривать как несовершенную,
отстающую от мнимой идеальной конструкции
— эталона. Эталон воплощает все то
лучшее, что дают научно-технические
достижения. Удаление реального качества
изделия от эталона служит критерием
совершенства конструкции. Если удаление
больше, чем средний инженерно-технический
уровень данного времени, то конструкцию
можно считать ошибочной.
Ошибкой
является отклонение результата
проектирования от принятых норм, заранее
заложенных в технических условиях и
ограничениях, отклонение от эталона
или объективного закона, существующего
в природе. Различаются явные (очевидные)
и скрытые ошибки.
Явные
(очевидные)сшибки легко обнаруживаются
при сравнении конструкции с эталоном
или при проверке ее по объективным
законам математики, физики, механики и
другим законам, которые известны рядовому
инженеру. К явным ошибкам относятся
ошибки размерных цепей, прочности,
отклонения параметров (силы, скорости,
давления и др.). Явные ошибки обнаруживаются
при контроле технической документации
аналитическими или графическими
методами, известными рядовому
инженеру.Скрытые ошибки не
обнаруживаются проверкой и появляются,
как правило, в новых разработках, где
применяется не проверенный практикой
рабочий принцип или не имеется достаточного
количества информации для внедрения
уже известного принципа. В таких
конструкциях обыкновенные методы
контроля и анализа не дают ответа или
дают неправильный, искаженный ответ на
вопрос работоспособности и пригодности
конструкции.
Скрытые
ошибки выявляются после выполнения
специальных расчетов или выработки
экспертных заключений крупных
специалистов. В таких случаях выгодно
построить экспериментальную модель,
при испытании которой выявится большинство
скрытых ошибок.
Причины
возникновения ошибок в технической
документации могут быть самыми
разнообразными: незнание, ошибочное
суждение, неспособность охватить все
вопросы проблемы, халатность, равнодушие
и др. Ошибки в конструкторской документации
классифицируют по следующим группам:
I группа — конструкционные ошибки; II —
ошибки в расчетах; III — ошибки в размерах.
К группе I относятся следующие ошибки.
1.
Ошибки, вызванные неверным направлением
разработки. Эти ошибки заложены уже в
техническом задании на разработку и
возникают из-за неверного понимания
той работы, которую изделие должно
выполнять, или процессов, для которых
оно создается. Такие ошибки должны
раскрываться уже в начальных стадиях
разработки: в техническом предложении,
эскизном проекте. Разработчику дается
право на критический анализ технического
задания и выявление всех неточностей
и погрешностей в нем. Значительную роль
в этом процессе играют начальники групп,
бюро, главные инженеры проектов, которые
отвечают за правильность направления
конструкторских разработок. Ошибки
неверного направления разработок
относятся к скрытым ошибкам и не всегда
выявляются при контроле конструкторской
документации и проверке ее соответствия
требованиям технического задания.
2.
Ошибки в функции применения проектируемого
изделия. Новые изделия должны
соответствовать своим функциям, быть
эффективными и надежными.
3.
Ошибки в соответствии проектируемого
изделия физиологическим требованиям
обслуживающего персонала. Форма, размеры
и устройства управления должны обеспечить
удобное и надежное управление.
4.
Ошибки в выборе материала, когда свойства
материала и его технологическая обработка
не обеспечивают нормальную и надежную
работу всех узлов и механизмов.
5.
Ошибки в выборе формы деталей. Форма
деталей способствует их изготовлению
из материала, указанного в чертеже,
наиболее эффективными технологическими
методами.
6.
Ошибки использования материала. Материал
может быть использован нерационально:
с излишней толщиной стенок, ребер и т.
д.
7.
Ошибки в оценке психологических и
социальных сторон нового изделия.
Конструкция должна соответствовать
новым требованиям эксплуатации, учитывать
желания человека, требования моды,
соответствия окружающей среде и др.
8.
Ошибки эстетического характера и
несоответствия изделия требованиям
техники безопасности. Внешний вид
изделия должен быть приятным и
соответствовать его функциональному
применению. Температура, шум, вибрации
‘ изделия должны быть в пределах нормы
Рис.9.1.
Ошибка конструкции:
но предусмотрены
места для относительного взаимного
перемещения
зубчатых реек; необходимо
срезать заштрихованные места
К
группе II относятся следующие ошибки.
1.
Ошибки в расчетах прочности. В результате
этих ошибок размеры опасных сечений
могут получаться неоправданно малыми
или большими. При заниженном размере
опасного сечения происходит преждевременный
выход изделия из строя или его поломка.
Если опасное сечение увеличенное,
неоправданно растет масса изделия и
расход материала. Эти ошибки основываются
на недостаточной или ошибочной оценке
реально действующих сил в изделии,
принятии неверной расчетной схемы,
методики расчетов или допущении ошибок
в расчетах.
2.
Ошибки в расчетах на жесткость. Эти
ошибки приводят к вибрациям, которые
превышают допустимые нормы. В результате
вибраций изделие не может выполнить
свои функции.
3.
Ошибки в кинематических расчетах. В
результате изделие не будет соответствовать
параметрам, на которые оно рассчитано.
К
группе III относится наибольшая часть
ошибок.
1.
Ошибки в расчете размерных цепей. Они
возникают при неверном расчете размеров
и допустимых отклонений, в том числе
при неверном определении хода механизма
(рис. 6.1 и 6.2).
2.
Ошибки в определении размера узкого
места механизма. В результате этого
возникает случай, когда изделие невозможно
собрать. Причина ошибки: неточный расчет
или расчет, при котором не было учтено
место для сборочных работ.
3.
Ошибки из-за халатности разработчика.
Ошибки могут быть допущены при расчете
размера или при записи правильно
рассчитанного размера и допустимого
отклонения к нему.
Ошибки
данной группы обнаруживаются при
проверке чертежей и проявляются как
несоответствие указанного размера
фактическому значению элемента
конструкции В указанном масштабе.
Правильная
простановка размеров и допустимых
отклонений в чертежах является важным
процессом, свидетельствующим о качестве
технической документации. Размеры и
допустимые отклонения в чертежах
определяют: точность сборочного процесса;
взаимозаменяемость узлов и изделий;
применение рациональных технологических
процессов при изготовлении деталей.
Хорошие
знания разработчиком технологии
изготовления и сборки (базирования,
установки, зажима, инструмента, операций,
переходов) позволяют правильно и
безошибочно проставить размеры в
чертежах. Рационально выбранные размеры
и предельные отклонения могут уменьшить
трудоемкость изготовления детали на
15— 20 процентов, не изменяя ее конструкции.
Ошибки,
допускаемые разработчиком в конструкторской
документации, зависят от направленности
его внимания и психического состояния
на период разработки.
Они
часто связаны со спешкой и небрежностью.
Все допущенные ошибки должны быть
своевременно выявлены и исправлены до
сдачи конструкторской документации в
производство. Надежная система обнаружения
ошибок
создает благоприятные условия для того,
чтобы не допустить ошибок вообще.
Появление
ошибок в конструкторской документации
обусловлено, как правило, определенными
мотивами. По признакам возникновения
ошибки могут быть мотивированные или
немотивированные.
Мотивированные
ошибки имеют определенную базу
возникновения. Они как бы имеют логическое
обоснование для их возникновения,
связанное с незнанием или рассеянностью
разработчика. Мотивированные ошибки
могут быть связаны также с масштабом
чертежа. Чаще всего размеры проставляются
по натуральной величине чертежа, хотя
изображение выполнено в увеличенном
или уменьшенном масштабе. Иногда размеры
и допустимые отклонения отверстий
устанавливаются на валах, а размеры и
допустимые отклонения валов — на
отверстиях. Отверстия и вал могут иметь
разные номинальные размеры и т. п. Иногда
проставляются неверные размеры из-за
ошибочно выполненного изображения,
разреза или сечения. Рассеянность
разрабочика может привести к простановке
размера на другой размерной линии, что
определенно приведет к ошибке. Иногда
не учитывается длина хода механизма,
место для сборки и т. п.
Немотивированными
ошибками называют случайные ошибки,
которых никак нельзя объяснить.
При
оценке влияния ошибок необходимо
рассмотреть конструкцию в неразрывной
связи ее с целевым назначением и
применением. Здесь значение имеют такие
факторы, как серийность выпуска изделия,
ответственность конструкции и др. Анализ
ошибок показывает, что ошибки имеют
относительный характер, зависящий не
только от объективных факторов, но и от
опыта и квалификации эксперта, который
определяет ошибку. Изделия, разработанные
для изготовления в единичном производстве,
будут ошибочными для серийного выпуска
и наоборот. Очень трудно оценить ошибки
экономического характера, а ошибки
социального характера выявляются только
после определенного периода эксплуатации.
Ошибки, встречающиеся в конструкторской
документации, в зависимости от вызванных
ими последствий, классифицируются
следующим образом (табл. 6.1).
Знание
разработчиком причин возникновения
ошибок, основных видов конструкторских
ошибок позволяет целенаправленно их
избегать. Конструктор в своих разработках
Таблица
6.1Классификация ошибок, обнаруживаемых
в чертежах
Класс |
Характерестика класса |
Ошибки |
I |
Ошибки,не влияющие на |
Нарушение правил черчения |
II |
Ошибки, ухудшающие работоспо- |
В выборе материала, |
III |
Ошибки, вызывающие исправимый |
В размерных цепях или в |
IV |
Ошибки, вызывающие окончатель- |
Несоответствие изделия |
*
Исправимым называется брак, устранение
которого экономически целесообразно
без изготовления новых деталей или
сборочных единиц. Исправление его не
понижает качество и работоспособность
изделия.
ках
должен отработать определенный стиль
и порядо!1 работы, чтобы максимально
недопустить возникновенш ошибок. Мощным
рычагом улучшения качества проекти
рования и устранения всякого рода ошибок
являете* применение системы автоматического
проектированш (САПР). Применение машинного
способа проектированш исключает участие
в этом процессе человека, которыН может
ошибаться. Безошибочно составленный и
прове ренный алгоритм автоматического
проектирования служи» гарантией, что
выходные параметры системы также ш
будут иметь ошибок.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Конструкторские ошибки
Конструкторская ошибка – это расхождение желаемого (необходимого заказчику) результата конструирования с действительным, то есть воплощенным в документации. Практика показывает, что при разработке новых изделий в большинстве случаев проявляются несовершенства конструкции, так как предварительно учесть все влияющие факторы зачастую невозможно; объект проектирования в этом случае нуждается в «доводке». Однако и при изготовлении документации на уже существующие и выполняющие свою функцию изделия также могут возникать некоторые несоответствия.
Последствия расхождений
Значимые параметры объекта, как правило, подвергаются надлежащему контролю, как на этапе составления документации, так и на стадии производства. Многие детали допускают некоторую вариативность своей конструкции без влияния на их работу. В этом случае разницу между исходным и полученным объектом в параметрах, не являющихся значимыми, нельзя считать ошибкой.
При несоответствии значимых параметров изделие не будет обеспечивать требуемого результата. В случае изготовления детали по образцу она может не вписаться в кинематическую схему механизма или попросту не встать на свое место. При реверсивном инжиниринге узел или агрегат может функционировать не так, как нужно, либо вовсе не функционировать. Также есть вероятность выхода из строя изделия до завершения срока эксплуатации – например, если неверно определена марка стали (деталь разрушилась, пружина потеряла упругость).
Причины ошибок
Даже при наличии у конструктора необходимой квалификации и опыта он не застрахован от ошибок, в том числе не по своей вине, при разработке документации на готовые изделия. Существуют следующие основные причины несоответствия документации исходному образцу.
Исходные данные предоставлены заказчиком в неполном объеме. Здесь проявляется субъективность конструктора.
Неточности при сканировании или обработке трехмерных моделей. Например, из-за невозможности выполнять сканирование при оптимальных условиях.
Износ исходного образца изделия. Объект в процессе эксплуатации может деформироваться, сточиться, утратить некоторые первоначальные свойства.
Человеческий фактор. И на старуху бывает проруха.
Методы предотвращения ошибок
Чтобы избежать негативного результата, следует тщательно контролировать значимые параметры объекта.
Запрашивать всю необходимую информацию у заказчика.
Дублировать информацию, в том числе полученную при сканировании: выполнять контрольные замеры вручную; делать фотографии объекта и его частей с измерительным инструментом; выполнять эскизы образца. Сравнивать полученную трехмерную модель и чертежи с исходным объектом, эскизами, фотографиями. Хранить данные обмеров в архиве.
В случае износа детали – восстанавливать размеры по ответным звеньям.
Во всех случаях – изготавливать опытный образец и тестировать его на соответствие своему назначению.
Тема модерируется.
Правила темы:
1. Тема о явных, наглядных, вопиющих и прочих недостатках конструкций, механизмов и прочих девайсов, в любой области. Приводим примеры и обсуждаем косячные, глупые, бессмысленные с вашей точки зрения технические решения.
2. Суть обсуждения любой конструкции — выявить явные и скрытые недостатки, с целью избежать их повторения.
3. В любом случае не обсуждаем автора (конструктора) изделия, его уровень образования, заслуги перед родиной, количество изобретений мирового уровня, правительственных наград и личное знакомство с ВВП — даже если автор вам известен.
Автор всегда личность абстрактная и безымянная.
4. Обсуждаем только коммерческие изделия, и не обсуждаем чипмекерские — для себя-любимого можно творить что угодно и как угодно.
5. Не отсылаем друг друга учить сопромат, ТМ, курить учебники и тому подобное.
6. Не отвечаем ссылками на всякие лекции, рефераты и прочее по принципу «прочитай там, там всё сказано». Есть что сказать по делу — копипаст нужного сюда (формулы, расчёты) и ссылку на источник
(вставка формул и т.п. легко осуществляется выводом нужного на экран компа, нажатием на клаве кнопки Print Screen, вставкой в любой графический редактор и переводом в формат картинки. На картинке появится то, что у вас на экране).
7. Не затрагиваем политические и экономические причины в масштабах страны, совковости мышления, коррумпированности всех и вся и прочее.
Те, кто не в силах держаться в рамках темы — лучше читайте и ничего не пишите. Любой выход за объявленные рамки — минус в репу от меня за нарушение правил темы и кнопка Жалоба админам на удаление поста.
=========
Тема задумывалась ещё год назад, после очередного фтыкания мордой лица в очередной шедевр технической мысли. Сейчас вроде как созрел для написания, да и повод есть подходящий.
Тема не о том, какие все кругом дураки, и какой я (мы) умный. Надеюсь, она поможет другим научиться «методу Ш. Холмса», т.е. видеть под причёской, гримом и прочим истинное лицо человека. В нащем случае — под привлекательным внешним видом, заманчивым «обвесом» и рекламной шелухой видеть суть механизма, его достоинства и недостатки.
==========
Дальше будет много букв… так сказать, вступление, на правах ТС. Увертюра…
Специально разместил этот текст здесь, а не в Разговорах. Там он станет причиной ненужного холивара, а здесь, на мой взгляд, очень поможет понять некоторые основные моменты обсуждаемой темы.
У вас есть несколько варианттов реакции на этот текст:
1. Прочесть и постарать понять суть, приняв это как информацию к размышлению.
2. Прочесть и считать это нефильтрованным высером выплеском моего воспалённого сознания.
3. Не читать — многобукф, ниасилил.
4. Што курил афтар?
5. Ниачом, АМ/КГ.
И так далее…
В любом из вариантов этот текст не обсуждается и не комментируется.
=========
Конструкторов можно разделить на две группы — Технари и Гуманитарии. Причём это совершенно никак не зависит от полученного образования, сферы деятельности опыта работы и прочего — золотой медалист Бауманки и МИФИ может быть гуманитарием, и это навсегда.
Кем именно является автор любой конструкции — видно достаточно отчётливо, если приглядеться. Любая конструкция, при взгляде на которую возникает недоумённый вопрос «а нафига вот это?» — сделана гуманитарием.
Общий отличительный признак таких конструкций — откровенные косяки, прикрытые и подстрахованные дополнительными приспособлениями, датчиками и прочим. Это в лучшем случае, а в худшем — нессответствие изделия поставленной задаче.
Редко когда приходится общаться непосредственно с конструктором, чаще всего — с «защитником конструкции». Обычно это «типа главный инженер» фирмы, с подачи которого фирма и закупила данное оборудование.
Но поведение автора конструкции мало чем отличается от поведения «защитника», поэтому можно рассматривать их как единое.
Обсуждение недостатков конструкции сразу выявляет, кто перед тобой — Технарь или Гуманитарий.
Технарь всегда готов выслушать критику — это позволяет ему учесть недостатки, по возможности изменить конструкцию, улучшить, усовершенствовать.
Гуманитарий критику просто не слышит — его конструкция уже совершенна, и никакая критика неуместна, допустимы только похвалы.
Технарь всегда ответит на вопрос, с аргументами, цифрами и расчётами — почему он сделал именно так.
Гуманитарий не ответит никогда. Скорее всего у него их просто нет, а если и есть — он подогнал результат под свои нужды, и выложить аргументы и расчёты — значит открыто показать своё непонимание и незнание предмета.
Технарь готов проверять и перепроверять своё решение — ему нужно найти наиболее верное.
Гуманитарий ничего проверять не будет — самый верный вариант у него уже в голове изначально, с идеи, и он уверен в его безусловной правильности.
Технарь воспринимает критика как друга, помогающего найти недостатки — а значит, найти путь к усовершенствованию.
Гуманитарий воспринимает критика как личного врага, покушающегося на Святое — его гениальную конструкцию.
Почему так — можно описать немного отвлечённым определением:
Технарь создаёт конструкцию, гуманитарий её рожает.
Технарь любит её в законченном виде, многократно переделанную и усовершенствованную.
Гуманитарий любит её изначально, как есть, и любое постороннее вмешательство воспринимает как посягательство на объект Любви.
Очень яркая и показательная аналогия, хотя и совсем из другой области — мамаша со своим любимым чадом. Попробуйте сказать ей хоть что-то критическое про её ребёнка, пусть даже сто раз справедливое — моментально превратитесь в её личного врага. Никакие аргументы она не слышит и слышать не желает — у неё в голове своя собственная непоколебимая логика:
«Я его девять месяцев носила, токсикозом блевала, рожала-мучалась, выкармливала, ночей не спала, последнее отдавала — и теперь вы мне говорите, что он у меня какой-то «не такой»? Да я вам щас глазёнки повыцарапываю!»
То есть, величина приложенных усилий экстраполируется в качество созданного. То, что при любом количестве усилий может быть создана полная фигня — даже не рассматривается как вероятное.
Более кратко и стёбно это было выражено в пародийном фильме «Робин Гуд — мужчины в трико» устами шерифа ноттингемского:
«Я сытно позавтракал, отлично покакал — и вот ты приходишь и говоришь мне, что по моему лесу бегает какой-то Робин из Локсли???»
Запомните пример с мамашей и ребёнком — любое обсуждение с конструктором-гуманитарием будет очень напоминать его, только слова будут другие.
Попробуйте сказать мамаше, что сыночек у неё растёт хиленький, болезненный… его бы в секцию какую-нибудь отдать, не слишком убойным спортом подзаняться… плаванием, например…
В ответ она вам выкатит целую пламенную речугу, что пусть лучше английский учит и на музыку ходит. А что хиленький — так она ему купит спортивную курточку по-просторнее и пиджак с накладными плечами, и будет он выглядеть не хуже всех. А ещё он у неё будет пить витаминчики, правильно питаться… и вообще… И главный аргумент — на своего посмотри, вымахал здоровенный бугай, а мозгов нету!
Заметьте — ничего из высказанного хилость и болезненность ребёнка не исправляет, в лучшем случае — маскирует.
Любимые аргументы гуманитария в защиту своей конструкции к технике никакого отношения не имеют. Они либо лживы изначально (взяты с потолка), либо из разряда сатиры и юмора — а с этим у гуманитариев всё в порядке.
— я всё просчитал, во всех вариантах, и этот лучший
— дай мне свои расчёты
— иди учи теорию
— с какого курса ВУЗа тебя выперли за неуспеваемость?
— и это всё, что ты можешь сказать?
и в том же духе.
Технаря всегда отличает некоторая неуверенность в правильности решения — он же знает, что любое решение можно усовершенствовать или найти другое, ещё лучшее.
Гуманитарий непоколебимо уверен, что его решение уже лучшее. Его аргументация всегда носит агрессивно-убедительный оттенок — чтобы у оппонента даже мысли не возникало, что он может и ошибаться.
Технарь старается ответить на все заданные вопросы по существу.
Гуманитарий старается от ответа уйти — чаще всего у него нет внятного ответа.
Этот список сравнений можно продолжать до бесконечности, но думаю, что суть вы поняли, и разницу между Технарём и Гуманитарием тоже.
А в чём причина?
Гуманитарий — неудавшийся Художник, Творец Прекрасного. Не получилось, не сложилось, не удалось… и он работает в области техники — но творит так же, как любой художник.
Попробуйте спросить художника (скульптора, дизайнера, модельера и т.п.), нафига он вот это нарисовал? Почему, например, у него солнце зелёное и квадратное? Он тут же, с вдохновением и агрессией, разъяснит вам, неразумному, что а) зелёное это символ весны, возрождения и расцвета, б) что-то невнятное про квадратуру круга, в которой он сам ничего не понимает, кроме названия, и в) что вы ничего не понимаете в искусстве, поэтому нефих тут… со свиным рылом…
В искусстве всяких Ван Гогов, Шагалов и прочих Пиросмани хоть пруд пруди. Не умеющих рисовать в принципе — но твёрдо уверенных, что они творят Шедевры. В технике, как ни странно, их не меньше.
=========
Почему в заголовок вынесено слово «кретинизм».
В данном случае оно совершенно не ругательное (как мы привыкли), и даже не намёк на медицинский диагноз конструктора. Только некая аналогия с одним из моментов поведения больных кретинизмом и конструкторов-гуманитариев.
И те, и другие абсолютно не критичны к своим действиям, поведению, решениям, аргументам. Больному кретинизмом можно долго и старательно объяснять неправильность его поведения — он не поймёт. Он даже не поймёт, о чём речь, что ему хотят объяснить. Можно объяснять разными словами много раз подряд — бесполезно. Для него его поведение нормально и естественно — в его восприятии мира.
Он может (извиняюсь) регулярно делать под себя — ему невозможно объяснить, что так делать не нужно, что это плохо, некрасиво и т.п. Его даже бесполезно наказывать — он не поймёт, за что наказали. Более того — наказание «ни за что» может вызвать у него агрессию.
Всё это очень напоминает мне поведение конструкторов-гуманитариев. А вы можете сделать свои выводы…
==========
Чтобы таки не провоцировать обсуждение, тему пока прикрываю — до выкладки первого поста по теме, т.е. первого изделия для обсуждения. Он появится через 2-3 часа, а пока читайте, думайте…