Блокирование (в том числе групповое) –
чуть ли не самый сложный элемент
волейбола, так как требуется выверенное
до миллисекунд взаимодействие с учетом
действий как связующего, так и нападающего
соперника. Даже без мяча правильное
освоение техники блокирования требует
вдумчивого подхода. Самое главное –
выбор места и момента времени прыжка.
Не менее важен и корректный сброс рук.
6.2.Блокирование по праву
считается самым эффективным методом
защиты, применяемый для противодействия
атакующим ударам соперника, заключающийся
в преграждении пути полёта мяча с помощью
выпрыгивания и выставления рук над
сеткой.
Виды блокирования:
Блокирование, выполненное
одним игроком, называется одиночным;
блок, поставленный двумя или тремя
игроками,— групповым,
или коллективным
Рисунок 8 Блокирование
6.3. Техника
Определяющее значение при постановке
блока имеет выбор места для прыжка, его
высота и своевременность. При ударах с
высоких и средних передач блокирующий
прыгает после атакующего, при атаках с
низких передач — одновременно с ним,
при атаках на взлёте — раньше
атакующего.
При постановке блока игрок, находящийся
в непосредственной близости от сетки,
выпрыгивает вверх, разгибает руки в
локтях и поднимает их над сеткой. Кисти
рук с расставленными пальцами по
достижении верхнего края сетки производят
движение вверх-вперёд через сетку. В
момент удара по мячу кисти сгибают в
лучезапястных суставах для противодействия
атаке и направления мяча вперёд-вниз,
на сторону соперника. При блокировании
атакующих ударов на краях сетки и при
попытке соперника нанести удар по блоку
с целью отскока мяча в аут ладонь руки,
ближней к краю, поворачивают внутрь
так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил
на площадку соперника.
Выполняться блокирование может как с
места, так и после передвижения. При
одиночном неподвижном зонномблоке
игрок закрывает определённую зону своей
половины площадки, при подвижномловящемон
пытается закрыть истинное направление
нападающего удара. Отражение атак с
высоких передач и ударов с переводом
осуществляется, как правило, при групповом
блоке. При этом место для прыжка выбирает
игрок, блокирующий ходовое направление,
а другие «пристраиваются» к нему.
6.4. Ошибки
При обучении детей, приземление на
обе ноги это очень важный момент, так
как в противном случае возможны травмы
коленей и голеностопов. Уделяйте
достаточно времени правильности самого
прыжка и приземления. Старайтесь следить
чтобы ваши действия не повлекли за собой
травмы соперника и партнера. Так как
при действиях возле сетки ошибки (заступ
на сторону соперника, толчок партнера)
способны травмировать игрока».
— Игрок находится слишком
далеко или слишком близко от сетки.
-Игрок находится слишком
далеко от вертикального места атаки.
— Слабый контроль за действиями
связующего игрока команды-соперника.
— Ноги согнуты недостаточно,
ступни поставлены узко.
— Слишком поздний или слишком
ранний старт.
— Низкая скорость перемещения.
— Опущены руки перед прыжком.
— Вялое напрыгивание или
напрыгивание на носки.
— При напрыгивании ноги
согнуты недостаточно.
— Слишком поздний или слишком
ранний прыжок.
— Прыжок в неверном
направлении – в длину (на сетку) или
в сторону.
— Руки вынесены из-за головы.
— В момент постановки руки
расслаблены.
— Руки согнуты в локтях.
— Широкая или узкая постановка
рук.
— Недостаточно подтянуты
плечи.
— Голова или кисти запрокинуты
назад.
— Мяч накрыт кистями рук в
момент удара.
— Кисти расслаблены.
— Большие пальцы впереди
— Пальцы узко раздвинуты
или расслаблены.
— Руки не развернуты в
шестую зону.
— Игрок смотрит на мяч в
момент удара.
— Основной блокирующий
игрок не пристраивается к остальным
членам команды (образуется брешь в
защите)
18
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
22.02.20151.18 Mб20возростная психология.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка блокирующий задевает сетку или при перемещении в сторону сталкивается с партнером.
Это связано с тем, что игрок после перемещения перед прыжком вверх останавливается за счет выставления ноги (ног) вперед или в сторону движет а продолжает перемещаться.
Упражнения.
- Блокирующий из исходного положения резко выставляет лев ногу вперед на пятку, приставляя правую, и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх. Выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.
- Игрок перемещается приставными шагами вправо около сетки. Перед выполнением прыжка он выставляет правую ногу на шаг вперед — вправо, затормаживает тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.
- То же, что и в упражнении 2, но игрок перемещается влево и выставляет до стопора левую ногу.
Неправильный выбор места для отталкивания при выполнении прыжка.
Несвоевременный прыжок (рано или поздно), в результате чего пропускается удар. Игрок прыгает в стороне от места выполнения нападающего удара и не достает руками до мяча.
Упражнения.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторон сетки. Выпрыгнув вверх и коснувшись ладоней партнера над сеткой. Игроки стараются, преодолевая сопротивление, перенести кисти через сетку. Прыжок должен выполняться одновременно.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Находясь в стойке готовности, один перемешается влево или вправо, прыгает и имитирует блок около сетки, другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один старается перебросить мяч через сетку несколько левее или правее от блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает путь мячу в свою сторону.
- 2—4 игрока с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны (на расстоянии 1,5—2 м друг от друга). Остальные спортсмены построены в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.
- То же, что и в упражнении 4, но колонна располагается в зоне 2, а волейболисты перемещаются вдоль сетки левым боком вперед.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.
Блокирующий, совершая прыжок, в момент маха руками задевает сетку.
Игрок после постановки блока опускает прямые руки вниз и задевает сетку. Эти ошибки возникают в результате того, что волейболист прыгает близко к сетке, при прыжке выполняет мах прямыми руками, не проносит их в согнутом положении перед туловищем.
Упражнения.
- Мяч закреплен в тренажере на необходимой высоте. Игрок располагается в 0,5 м от сетки напротив тренажера, руки перед туловищем. Волейболист сгибает ноги, выполняет мах руками, согнутыми в локтевых суставах, проносит их перед туловищем и прыгает вверх (рис. 1). В наивысшей точке прыжка игрок выталкивает мяч из тренажера и опускает руки перед туловищем вниз.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание спортсменов на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после него.
- Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 — 4 и 3 — 2. Блокирующий должен успеть переместиться, поставить блок, не задевая руками сетку.
Перейти к содержимому
Ошибки и нарушения в волейболе
Разобьем эту статью на два подзаголовка: ошибки при выполнении технических элементов и непосредственно нарушения волейбольных правил. Итак:
Нарушения волейбольных правил
- Запрещено касание сетки — самое распространенное нарушение, вызванное неправильной техникой безопасности игроков. Важно соблюдать это правило не только, чтобы выигрывать и не терять очки, но и во избежание травмоопасных ситуаций на площадке. В игровом пылу можно влететь друг в друга и сильно покалечиться.
- Запрещено касание антенн над сеткой игроком и мячом.
- Запрещен заступ на площадку противника. Так же, как и первый пункт, соблюдение этого правила сбережет от случайный игровых травм.
- Запрещен подброс мяча при подаче, находясь на площадке (в пределах лицевой линии).
- Некультурное и оскорбительное поведение также не поощряется.
- Игроки задней линии не могут атаковать в прыжке с передней линии. Но если прыжок произошел за трехметровой линией, то нарушением это не считается. Приземляться можно как за трехметровой после прыжка, так и уже в пределах площадки.
- Запрещен блок паса.
- Запрещено касаться мяча, когда он находится на стороне поля противника. Это частая ошибка блокирующего.
- Запрещена задержка мяча. Движение должно быть жестким и мгновенным.
- Хоть касание мяча на одной стороне площадки разрешено не более трех раз, однако при отскоке мяча от блока, блок за касание не считается. И в таком случае разрешено 4 касания (3 стандартных + 1 касание блока).
Распространенные ошибки
Ошибки техники нападающего удара
- Запаздывание при набеге на мяч. Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
- Слишком быстрый набег. Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
- Бьющий забегает под мяч. Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
- Бьющая рука согнута. Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
- Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони. Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
- Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом». У таких игроков не развита гибкость.
- Не согнутая кисть в момент удара. Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
- Небрежность к правильной работе рук и ног. Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
- Выключение после удара. После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол — одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.
Ошибки нижнего приема
- Прием мяча не на нижнюю часть предплечий, а на кисти и костяшки рук.
- Встречное движение на мяч, отчего полет мяча непредсказуем.
- Отсутствие работы ногами — при приеме они должны быть полусогнуты, а при контакте с мячом чуть распрямляться, задавая направление мячу.
- Неплотно прилегающие друг к другу руки.
Распространенные ошибки верхнего приема
- Прием и отработка мяча ладонями, а не пальцами.
- Сведенные вместе пальцы. Хотя они должны быть разведены максимально широко друг от друга, чтобы полностью охватывать мяч.
- Отсутствие работы ногами.
- Прием на расслабленные кисти и пальцы. Такой мяч может выскользнуть из рук или же произойдет неудачный пас.
- Опаздывание — игрок задерживается и не успевает ровно прибежать под мяч.
- Пас не ото лба, а от груди — очень распространенная ошибка. Такой мяч крайне сложно контролировать, т.к. теряется работа пальцев, кистей и ног. Старайтесь принимать мяч ВСЕГДА НАД головой!
- Игрока не разгибает локти, не выпрямляет корпус корпус при передаче.
- Неправильная форма ковша — большие пальцы выставлены навстречу мячу.
- Локти и предплечья расположены параллельно друг другу.
- Отсутствие должного зрительного контроля за мячом.
Распространенные ошибки блока
- Блокирующий тянется ближе к мячу, что приводит к касанию сетки.
- Слишком широко разведенные руки, что создает брешь в защите:
- Блокирующий забывает разводить руки перед прыжком, отчего помогающие 2-й и 4-й номера на блоке влетают в блокирующего. Очень травмоопасная ошибка!
- Блокирующий разбрасывает ноги в разные стороны. Что приводит к заступу на площадку противника и травмам как для блокирующего, так и для располагающихся рядом игроков.
- Кисти на блоке расслаблены. Такой блок слаб и неэффективен против сильного нападающего удара.
- Руки выносятся слишком далеко от сетки, что позволяет атакующему «загнать мяч под кожу» — между блоком и сеткой.
- Неудачное время прыжка. Слишком ранний или поздний блок.
- Плохой разворот предплечий и кистей рук:
Кроссовки для волейбола
Блок в волейболе
Опубликовано 21.12.2017 Обновлено 24.03.2022
Первый уровень защиты для одной команды и первое препятствие на пути нападающего для другой — все это о блоке. В волейболе все элементы важны, без целостной и организованной игры команды победа может быть обоснована лишь везением. Особенность блокирования в волейболе заключается в том, что это действие могут одновременно выполнять три игрока команды. Этот элемент лучше других может показать уровень сыгранности команды. Участвовать в постановке блока могут все три игрока находящиеся на передней линии.
Возможные варианты блокирования:
- Одиночный блок.
- Двойной блок.
- Тройной блок.
Содержание
- Одиночный блок
- Двойной блок
- Тройной блок
- Блок-аут
Одиночный блок
Одиночное блокирование в волейболе применяется по одной причине — отсутствует возможность поставить двойной или тройной блок. Чем больше игроков участвуют в блокировании, тем легче команде выстроить защиту, что увеличивает вероятность контратаки и выигрыша очка. Когда у команды соперника качественный прием и хороший связующий игрок, скорее всего игра на блоке в этой встрече будет трудной. Быстрые и непредсказуемые по направлению передачи могут ввести в заблуждение основного блокирующего игрока — центрального блокирующего. В таком случае один из крайних игроков передней линии вынужден выполнять одиночное блокирование, что является довольно легкой преградой для нападающего игрока соперника.
Двойной блок
Двойной блок применяется гораздо чаще одиночного и тройного. Обоснованно это тем, что для центрального блокирующего, чья основная задача организация и постановка блока, в большинстве случаев не составляет большой сложности вычислить направление передачи и быстро переместиться в зону атаки соперника. Именно поэтому двойной блок в волейболе часто называют: стандартный блок.
Тройной блок
Тройной блок может максимально затруднить задачу атакующего игрока. Тройное блокирование применяется очень редко. Для возникновения возможности постановки тройного блокирования все три блокирующих игрока должны быть уверенны в направлении передачи и иметь достаточно времени для перемещения в зону атаки. Основная сложность в выполнении этого элемента заключается в перемещении и пристраивании игрока, который бежит из другого края площадки.
При атаке со второй зоны игрок второй зоны противоположной команды должен за две-три секунды переместиться на расстояние около шести метров, выполнить стопорящий шаг максимально близко к центральному блокирующему и прыгнуть вертикально вверх. И все эти шаги и прыжки выполняются глядя на мяч, а не под ноги.
Александр Шестов
TRX Сертифицированный тренер
Задать вопрос
Перемещения блокирующих отрабатываются довольно часто. Выглядит отработка этого элемента, без преувеличения, как синхронная ходьба. Все это тренируется для того, что бы игроки на автоматизме выполняли сложные перемещения, а не запинались о ноги друг-друга.
Основные ошибки при выполнении блокирования в волейболе связанны с постановкой рук:
- Отсутствие переноса рук на сторону соперника создает возможность для неправильного отскока мяча (не в поле соперника, а в аут или просачивание мяча между сеткой и блокирующим игроком).
- Широко разведенные руки позволяют мячу пролететь между рук блокирующего и сеткой, что открывает зону площадки, в которой отсутствует игрок защиты, и почти всегда приводит к проигрышу мяча команды блокирующего игрока.
- Позднее выпрыгивание для исполнения блокирования при скоростной атаке блокирующего не создает абсолютно никаких препятствий для нападающего игрока.
Основная задача блокирования — закрыть для нападающего игрока команды соперника максимальную часть своей площадки. Достигается это путем максимального прыжка блокирующих и их стремлением перенести руки над сеткой как можно дальше на сторону соперника. Такое выполнение элемента оставляет нападающему очень мало вариантов для атаки в площадку без касания рук блокирующих и защитников соперника. В таком случае основным способом заработать очко для своей команды является атака блок-аут.
Блок аут в волейболе
Блок-аут
Сложность такого способа заработать очко для своей команды заключается в том, что игроку приходится нападать не в направлении площадки размером 81 квадратный метр, а по касательной в руки блокирующих. Блок-аут может быть отыгран двумя способами: после касания рук блокирующих мяч приземляется в аут на стороне атакующего игрока, либо улетает в аут на стороне соперника. И, как обычно это бывает в волейболе, не обходится без нюансов. При отыгрыше блок-аут с последующим падением мяча на своей стороне игроку достаточно будет точного и не сильного удара. В этом случае защитники не могут подбивать мяч, тем самым продолжая игру. При атаке блок-аут с отскоком на сторону соперника волейболисту необходимо нанести удар с максимальной силой, что бы мяч от рук блокирующих отлетел далеко за пределы площадки и защитники не смогли до него добежать и подбить. Исполнение такого вида атаки в волейболе под силу только настоящим мастерам.
Задайте свой вопрос тренеру:
Александр Шестов
TRX Сертифицированный тренер
подготовка игроков — начальное обучение
Методика обучения блокированию
Непосредственно блокированию атакующих ударов можно научить только тогда, когда игроки уже умеют выполнять нападающие удары через сетку. Этот процесс по времени полезно совместить с разучиванием нападающих ударов с переводами, что, понятно, можно освоить не в первые три года занятий волейболом. Однако подготовительные и подводящие упражнения, включая имитацию блока, нужно выполнять значительно раньше. Подобные упражнения формируют элементы, входящие в состав двигательной структуры других технических приемов игры – нападающих ударов, подач и передач сверху в прыжке.
Сначала нужно освоить одиночное блокирование, позже – групповое. По тактической направленности – сначала учат «зонному» блоку, потом – «ловящему». Позже осваивают особенности противодействия нападающим разного роста, блокирование атакующих ударов с передач различной удаленности от сетки и различной скоростью. При освоении блокирования необходимо почти сразу включать упражнения с переносом двух рук в стороны, в том числе имитационные в прыжке и без прыжка.
Обучая групповому блокированию, поначалу особое внимание надо уделить слаженности действий блокирующих. Поэтому необходимо начинать с упражнений, в которых не используется общий раздражитель – мяч. Блокирующие ориентируются какое-то время друг на друга в упражнениях без мяча, что способствует синхронизации групповых взаимодействий игроков на блоке.
В групповых упражнениях нельзя использовать перемещения блокирующих в одну сторону для постановки блока. Это вызывает появление ряда ошибок. Лучше применять упражнения, в которых один партнер находится на месте или выполняет встречное перемещение раньше и останавливается, а другой позже подстраивается для выполнения имитации группового блока с синхронным прыжком обоих игроков.
Особенностям расположения рук при отражении мячей, направленных на разной высоте и с различного расстояния от сетки, надо обучать позже, когда блокирующие не только будут способны произвольно переносить руки в воздухе, но и научатся различать и идентифицировать игровые ситуации, а также учитывать особенности нападающих.
Примерные упражнения для обучения одиночному блокированию
Примерные упражнения для обучения групповому блокированию
Часто встречающиеся ошибки при выполнении блокирования
– Отсутствие напрыгивания, особенно при блоке без перемещения.
– «Нашагивание» вместо напрыгивания.
– Не сохраняется «рабочая поза».
– Блокирующие игроки во время удара смотрят на мяч, а не на нападающего.
– Приземление не в точку отталкивания.
– Неумение переносить руки в стороны.
– При выполнении группового блокирования игроки перемещаются в одну сторону.
– Мяч отражается не кистями.
– Постановка блока напротив мяча, а не на продолжении пути разбега нападающего.
подготовка игроков — начальное обучение
Отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка блокирующий задевает сетку или при перемещении в сторону сталкивается с партнером.
Это связано с тем, что игрок после перемещения перед прыжком вверх останавливается за счет выставления ноги (ног) вперед или в сторону движет а продолжает перемещаться.
Упражнения.
- Блокирующий из исходного положения резко выставляет лев ногу вперед на пятку, приставляя правую, и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх. Выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.
- Игрок перемещается приставными шагами вправо около сетки. Перед выполнением прыжка он выставляет правую ногу на шаг вперед — вправо, затормаживает тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.
- То же, что и в упражнении 2, но игрок перемещается влево и выставляет до стопора левую ногу.
Неправильный выбор места для отталкивания при выполнении прыжка.
Несвоевременный прыжок (рано или поздно), в результате чего пропускается удар. Игрок прыгает в стороне от места выполнения нападающего удара и не достает руками до мяча.
Упражнения.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторон сетки. Выпрыгнув вверх и коснувшись ладоней партнера над сеткой. Игроки стараются, преодолевая сопротивление, перенести кисти через сетку. Прыжок должен выполняться одновременно.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Находясь в стойке готовности, один перемешается влево или вправо, прыгает и имитирует блок около сетки, другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один старается перебросить мяч через сетку несколько левее или правее от блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает путь мячу в свою сторону.
- 2—4 игрока с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны (на расстоянии 1,5—2 м друг от друга). Остальные спортсмены построены в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.
- То же, что и в упражнении 4, но колонна располагается в зоне 2, а волейболисты перемещаются вдоль сетки левым боком вперед.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.
Блокирующий, совершая прыжок, в момент маха руками задевает сетку.
Игрок после постановки блока опускает прямые руки вниз и задевает сетку. Эти ошибки возникают в результате того, что волейболист прыгает близко к сетке, при прыжке выполняет мах прямыми руками, не проносит их в согнутом положении перед туловищем.
Упражнения.
- Мяч закреплен в тренажере на необходимой высоте. Игрок располагается в 0,5 м от сетки напротив тренажера, руки перед туловищем. Волейболист сгибает ноги, выполняет мах руками, согнутыми в локтевых суставах, проносит их перед туловищем и прыгает вверх (рис. 1). В наивысшей точке прыжка игрок выталкивает мяч из тренажера и опускает руки перед туловищем вниз.
- Игроки в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание спортсменов на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после него.
- Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 — 4 и 3 — 2. Блокирующий должен успеть переместиться, поставить блок, не задевая руками сетку.
14.3.1 Игрок касается мяча в пределах
игрового пространства противоположной
команды.
14.3.2 Игрок направляет мяч <за>.
14.3.3 Игрок задней линии завершает
атакующий удар из передней зоны, и в
момент удара мяч находится полностью
над верхним краем сетки.
14.3.4 Игрок завершает атакующий удар
сразу с подачи соперника, когда мяч
находится в передней зоне и полностью
над верхним краем сетки.
14.3.5 Либеро завершает атакующий удар,
если в момент удара мяч находится
полностью над верхним краем сетки.
14.3.6 Игрок завершает атакующий удар выше
верхнего края сетки, когда мяч был послан
ему Либеро пальцами сверху из своей
передней зоны.
15. Блок
15.1 Блокирование
15.1.1 Блокирование — это действие игроков
вблизи сетки для перехвата мяча, идущего
от соперника, осуществляемое выносом
любой части тела блокирующих выше
верхнего края сетки.
Только игрокам
передней линии разрешено участвовать
в состоявшемся блоке.
15.1.2 Попытка блока
Попытка блока — это
действие по блокированию без касания
мяча.
15.1.3 Состоявшийся блок
Блок считается
состоявшимся, всякий раз, когда мяч
задет блокирующим.
15.1.4 Коллективный блок
Коллективный
блок выполняется двумя или тремя
игроками, находящимися близко друг к
другу, и является состоявшимся, когда
один из них касается мяча.
15.2 Касание мяча при блокировании
Последовательные (быстрые и продолжительные)
касания могут происходить у одного или
более блокирующих при условии, что эти
касания сделаны во время одного действия.
15.3
Блок в пространстве соперника
При блокировании игрок может переносить
кисти и руки по ту сторону сетки, при
условии, что это действие не мешает игре
соперника. Так, не разрешено касаться
мяча на стороне соперника раньше, чем
выполняется атакующий удар соперника.
15.4
Блок и касания команды
15.4.1 Касание на блоке не считается за
касание команды. Следовательно, после
касания на блоке команде предоставляется
три касания для возвращения мяча.
15.4.2 Первое касание после блока может
быть выполнено любым игроком, включая
игрока, который касался мяча на блоке.
15.5
Блокирование подачи
Блокировать подачу соперника запрещается.
15.6
Ошибки при блокировании
15.6.1 Блокирующий касается мяча в
пространстве соперника до или одновременно
с атакующим ударом соперника.
15.6.2 Игрок задней линии или Либеро
совершает блокирование или принимает
участие в состоявшемся блоке.
15.6.3 Блокирование подачи соперника.
15.6.4 Мяч от блока уходит <за>.
15.6.5 Блокирование мяча в пространстве
соперника за пределами антенн.
15.6.6 Попытка Либеро совершить индивидуальный
или коллективный блок.
Глава
5. ПЕРЕРЫВЫ И ЗАДЕРЖКИ
16. Обычные перерывы в игре
Обычными перерывами в игре являются
тайм-ауты и замены игроков.
16.1
Количество обычных перерывов
Каждой команде дано право максимум на
два тайм-аута и на шесть замен игроков
в каждой партии.
16.2
Запрос обычных перерывов
16.2.1 Перерывы могут быть запрошены
тренером или игровым капитаном и только
ими. Запрос осуществляется соответствующим
жестом, когда мяч находится вне игры и
до свистка на подачу.
16.2.2 Запрос замены до начала партии
разрешается. Эта замена фиксируется
как обычная замена в этой партии.
16.3
Последовательность перерывов
16.3.1 Запрос одного или двух тайм-аутов
и один запрос о замене игрока любой
команды могут следовать один за другим,
без необходимости возобновить игру.
16.3.2 Однако, команде не разрешается
последовательно просить замену игрока
в течение одного перерыва в игре. Два
или более игроков могут быть заменены
во время одного перерыва.
16.4
Тайм-ауты и технические тайм-ауты
16.4.1 Все тайм-ауты, которые запрашиваются,
длятся 30 сек.
Для официальных
соревнований ФИВБ в 1-4 партиях есть два
дополнительных 60-секундных <технических
тайм-аута>, которые применяются
автоматически, когда лидирующая команда
набирает 8 очков и 16 очков.
В решающей
(5-й) партии нет <технических тайм-аутов>
и каждой командой могут быть запрошены
два обычных 30-секундных тайм-аута.
16.4.2 Во время тайм-аутов игроки, находившиеся
на площадке, должны подойти к своей
скамейке.
16.5
Замена игрока
(Об
ограничениях смотри Правило 8.1)
(О
заменах Либеро — смотри Правила 20.3.2 и
20.3.3).
16.5.1 Замена должна проводиться в пределах
зоны замены.
16.5.2 Замена должна длиться столько
времени, сколько необходимо для записи
замены в протокол и разрешения игрокам
выйти и войти на игровую площадку.
16.5.3 В момент запроса замены заменяющий
игрок(и), должен быть готов к ней и
находиться рядом с зоной замены.
Если
эти требования не выполнены, замена не
предоставляется, а команда подвергается
санкции за задержку игры.
Для официальных
соревнований ФИВБ используются
специальные пронумерованные таблички
для облегчения процедуры замен.
16.5.4 Если тренер намерен сделать более
одной замены, он должен показать
количество замен во время их запроса.
В этом случае замены должны быть сделаны
последовательно, одна пара игроков за
другой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Техника владения мячом. Обучение данному техническому приему начинается с одиночного неподвижного блокирования, после этого переходят к одиночному подвижному и только после хорошего его усвоения к групповому блокированию.
Обучают блокированию расчлененным методом. Сперва усваивается прыжок у сетки с места, затем вынос рук, постановка их над сеткой, далее блокирование после перемещения.
Уже на начальном этапе обучения блокам необходимо следить за своевременностью прыжка (немного позже нападающего) и зрительным контролем над действиями нападающего игрока.
Примерные упражнения для обучения блокированию в волейболе.
Упражнение для обучения блокам №1. Имитация блокирования после перемещения вдоль сетки влево и вправо. Блокирование можно выполнять многократно после перемещения в один, два шага.
Упражнение для обучения блокам №2. Имитация блокирования с места у сетки (сетка низкой либо нормальной высоты).
Упражнение для обучения блокам №3. Волейболисты парами рассредоточиваются по обеим сторонам сетки. Игрок 1 стоит под сеткой, игрок 2 находится на трехметровой линии противоположной части площадки.
Игрок 2 разбегается и имитирует нападающий удар в различных направлениях, игрок 1 выполняет блокирование, стараясь закрыть зону, в которую направлен мяч. Через определенное количество повторений игроки меняются ролями.
Упражнение для обучения блокам №4. Построение такое же, но игрок 1 находится на подставке. Игрок 2 выполняет нападающий удар с собственного набрасывания. Расположение игрока 1 на подставе дает ему возможность в упрощенных условиях сосредоточить внимание только на правильной постановке рук над сеткой и действиях нападающего игрока.
Упражнение для обучения блокам №5. То же, что и третье упражнение, но с мячом.
Упражнение для обучения блокам №6. Игроки с мячами располагаются в колонну по одному в зоне 4. Передающий волейболист находится в зоне 3, блокирующий – в зоне 2. Так же располагаются игроки на противоположной стороне площадки.
Игрок зоны 4 передает мяч игроку зоны 3, который совершает передачу на удар. Игрок зоны 2 противоположной площадки, блокирует нападающий удар игрока зоны 4.
Сменять блокирующих игроков можно после каждого нападающего удара или после серии ударов. Это же упражнение можно выполнять при нападающих ударах из других зон.
Ошибки, встречающиеся в волейболе при блокировании:
Ошибка 1. Несвоевременное перемещение к месту блокирования.
Ошибка 2. Неправильный выбор места.
Ошибка 3. Прыжок в сторону или вперед.
Ошибка 4. Блокирующий игрок прыгает раньше нападающего.
Ошибка 5. При блокировании волейболист смотрит на мяч, а не на нападающего.
Ошибка 6. Опускание рук в момент приземления через стороны.
Ошибка 7. Приземление после блока на прямые ноги.
Упражнения для совершенствования блокирования (блоков) в волейболе:
Упражнение для совершенствования блоков №1. Блокирование нападающих ударов с краев сетки.
Упражнение для совершенствования блоков №2. Блокирование нападающих ударов с далеких от сетки передач.
Упражнение для совершенствования блоков №3. Блокирование нападающих ударов с низких передач.
Упражнение для совершенствования блоков №4. Блокирование нападающих ударов со средних и высоких передач в зонах 2,4 и 3.
Упражнение для совершенствования блоков №5. Блокирование нападающих ударов с первых передач с повторным блокированием нападающего удара с «откидки».
Эти же упражнения можно выполнять с применением группового блокирования. При помощи специальных методических приемов для организации упражнений можно усилить значение тех или иных приемов, установив поощрительную соревновательную систему оценки действий.
Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by
Фото: flickr.com; by chrisamichaels
Вы можете оставить комментарий.
О возможных проблемах и ошибках при обучении волейболу.
При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить возможные ошибки.
ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ
При начальном обучении приему мяча снизу целесообразно использовать более мягкие или полуспущенные мячи. Наиболее распространены при изучении приема мяча сверху и верхней передаче следующие ошибки:
– неточный выход под мяч;
– большие пальцы направлены вперед;
– локти слишком широко разведены или наоборот;
– кисти не образуют «воронку»;
– кисти встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Рассмотрим некоторые из названных ошибок подробнее. Например, во время приема мяча над собой после наброса некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить им при приеме мяча направить большие пальцы рук к носу – сделать «стрелку». На это же стоит обратить внимание при широком разведении локтей. Другая распространенная ошибка – отсутствие подседания при приеме мяча. Для исправления этой ошибки можно поупражняться в многократных приемах мяча после предварительного отскока от пола.
Во время передач мяча сверху грубой ошибкой считается касание его ладонями. Чтобы избежать этого, нужно чаще проверять правильность расположения кистей, причем лучше это делать без мяча. Для этого можно использовать упражнение «Шлем» – приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, затем, не меняя положения пальцев, снять «шлем», сохраняя его форму. При этом руки займут необходимое для передачи мяча положение.
Также для устранения ошибок при верхних передачах можно использовать подвижные игры: «Точно водящему», «Мяч в воздухе», «Волейбол без подач», «Лишний мяч» и т.д.
ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА СНИЗУ
При выполнении приема и передачи мяча снизу ученики также допускают много ошибок:
– в момент приема руки согнуты в локтях;
– руки почти параллельны полу;
– резкое встречное движение рук к мячу;
– при приеме мяча сбоку руки располагаются не под углом к полу;
– прием мяча кистями;
– туловище отклонено назад.
Очень часто дети принимают мяч на кисти. Происходит это оттого, что волейбол – единственная игра, в которой активно используются предплечья. Учащиеся же привыкли ловить мяч именно кистями. Для устранения этой ошибки можно предложить школьникам выполнить выбивание неподвижного мяча. Ученики делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса, второй, располагаясь в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.
Другая очень распространенная ошибка – прием мяча согнутыми в локтевом суставе руками – следствие недостаточного сгибания ног в коленях или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями. Поможет исправить ситуацию упражнение «Черепаха». И.п. – низкая стойка, сцепленные руки вытянуты вперед. Втягивая голову, попытаться достать плечами мочек ушей.
Часто при приеме мяча снизу дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на формирование этого навыка:
1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.
2. То же в парах, перебрасывая мячи с отскоком от стены под углом друг другу.
3. То же, но упражнение выполняет один ученик двумя мячами, поочередно бросая их так, чтобы они сначала ударились в стену, а затем в пол. Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока мяча от пола.
4. Броски и ловля мячей в парах под натянутой волейбольной сеткой. Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, отрабатывая передачи мяча снизу.
НИЖНЯЯ И ВЕРХНЯЯ ПРЯМЫЕ ПОДАЧИ
Подачи изучают в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая. При этом часто встречаются ошибки, связанные с неправильным подбросом мяча и неверным ударным движением по нему:
– подброс мяча не оптимален по высоте;
– подброс мяча выполняется не в сагиттальной плоскости;
– удар по мячу выполнен неточно;
– скорость бьющей руки незначительна;
– встреча бьющей руки с мячом происходит не на оптимальной высоте;
– неправильное исходное положение подающего.
Только после освоения структуры движения при подбросе мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласованию работы отдельных частей тела в ударном движении. Для устранения возможных ошибок можно применять следующие упражнения:
1. Принятие правильного исходного положения.
2. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.
3. Из положения руки с мячом внизу подкинуть мяч вперед-вверх, но не заносить за голову; в конце движения отвести руку от мяча и выполнить бросок вперед – для верхних прямых подач.
4. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса выполнить замах для удара и удар по мячу, поддерживая его рукой, – для верхних прямых и боковых подач.
5. В исходном положении после подброса мяча выполнить имитацию ударного движения мимо мяча – для нижних подач.
6. Подача в стенку, партнеру, через сетку с 3 м, 6 м, 9 м.
7. Подвижные игры с метанием мяча в цель: «Перекатывание набивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.
НАПАДАЮЩИЙ УДАР
Один из самых сложных в обучении технических элементов – нападающий удар. Главная причина ошибок – это неправильное или недостаточно полное представление о технике выполнения этого движения.
Типичные ошибки:
– несвоевременный и неточный разбег;
– отсутствие стопорящего шага при напрыгивании на опору;
– недостаточно энергичный мах руками перед прыжком;
– удар по мячу производится над головой или за ней, рука в момент удара согнута в локтевом суставе, кисть не накрывает мяч сверху, рука после удара не опускается вниз.
Избежать перечисленных ошибок помогут следующие упражнения:
1. Один ученик располагается с мячом около сетки, другой находится в 3 м от нее. Первый много раз подбрасывает мяч двумя руками снизу-вверх на 1 м выше сетки. Второй должен начать разбег в тот момент, когда руки партнера с мячом прошли уровень плеч; выполнив разбег, он подпрыгивает и бьет по мячу. Если нападающий начал разбег по установленному сигналу и успел забежать под мяч, то в следующий раз он должен начать разбег, когда руки партнера уже прошли уровень плеч. Если же нападающий запоздал с выходом к мячу, то очередной разбег он начинает, когда руки партнера с мячом еще не дошли до уровня плеч. Таким образом, игрок подбирает для себя оптимальный момент начала разбега.
2. То же после предварительной передачи, но сигналом к началу разбега для нападающего будет касание партнером мяча.
3. Выполняя разбег, напрыгнуть одной ногой на опору с приставлением другой или одновременно на две ноги, выставленные перед туловищем так, чтобы полностью погасить продвижение вперед.
4. То же, но после постановки ног на опору выпрыгнуть вверх без значительного продвижения вперед.
5. То же, выполняя в прыжке имитацию нападающего удара.
6. Стоя на опоре, как при стартовом положении пловца – ноги согнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад, – выпрыгнуть вверх, делая одновременно энергичный мах руками вперед-вверх.
7. Спрыгивая с гимнастической скамейки, принять на опоре стартовое положение пловца и сразу, активно взмахнув руками, выпрыгнуть вверх.
8. После разбега прийти на опору и занять стартовое положение пловца, после чего активно взмахнуть руками и выпрыгнуть вверх. Следует обратить внимание ребят на незамедлительное отталкивание от опоры после маха руками, на активное разгибание туловища, а также на рывок плечами и головой вверх.
9. И.п. – стойка ноги врозь, левая рука выпрямлена вперед-вверх. Кистью правой руки ученик ударяет по ладони левой, правая рука после удара без задержки опускается вниз.
10. Ученики в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой рукой по мячу, лежащему на ладони левой руки, выставленной вперед-вверх, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Следует обратить внимание ребят на необходимость выполнения удара именно прямой рукой с последующим опусканием ее вниз.
11. Верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему – другой. Ученики, стоя на полу, располагаются полубоком левым плечом к сетке (для правши) в 60–70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы. Мяч на ладони левой руки выставляют над сеткой и ударом правой перебивают через сетку. Кисть хлестким движением накрывает мяч. Правую руку после удара без задержки опустить вниз, сетку не задевать.
12. То же, но левой рукой подбрасывать мяч, а правой перебивать его через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки.
13. Подвижные игры: «По наземной мишени», «Картошка».
БЛОКИРОВАНИЕ
При изучении техники блокирования ученики допускают следующие ошибки:
– отсутствие стопорящего шага перед выполнением прыжка;
– неправильный выбор места для блокирования – неправильная оценка траектории передачи и разбега;
– несвоевременный прыжок на блок из-за неправильной оценки высоты передачи и действий нападающего игрока;
– маховое движение руками перед прыжком;
– пальцы и запястья рук при блокировании не напряжены, пальцы не разведены;
– статическая стойка перед прыжком.
Ниже приведены упражнения, которые помогут исправить данные ошибки:
1. Блокирующий из исходного положения резко выставляет левую ногу вперед на пятку, приставляет правую и, активно взмахнув руками, выпрыгивает вверх; выставляя левую ногу вперед на опору с пятки, игрок затормаживает возможное продвижение вперед после выпрыгивания.
2. Ученик перемещается приставными шагами вправо около сетки, перед выполнением прыжка выставляет правую ногу на шаг вперед-вправо, затормаживая тем самым дальнейшее продвижение в сторону, приставляет левую ногу и прыгает вверх.
3. То же, но влево, выставляя вперед-влево левую ногу.
4. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки и одновременно выпрыгивают вверх, стараясь коснуться ладоней партнера над сеткой и, преодолевая сопротивление, перенести кисти рук через сетку.
5. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Находясь в стойке готовности, один перемещается влево или вправо, прыгает около сетки, имитируя блокирование; другой копирует его действия, стараясь ладонями коснуться его рук над сеткой.
6. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один старается перебросить мяч через нее несколько левее или правее блокирующего, который после перемещения в сторону ставит блок и преграждает мячу путь в свою сторону.
7. Два-четыре ученика с мячами располагаются вдоль сетки с одной стороны на расстоянии 1,5–2 м друг от друга, остальные выстраиваются в колонну с противоположной стороны сетки в зоне 4. Игроки с мячами поочередно набрасывают их на верхний трос, а блокирующие из колонны должны успеть переместиться, выпрыгнуть напротив мяча и накрыть его руками сверху.
8. То же, но колонна располагается в зоне 2, а учащиеся перемещаются вдоль сетки левым боком.
9. Ученики в парах располагаются на противоположных сторонах сетки. Один подбрасывает мяч на разную высоту для нападающего удара, прыгает и бьет по нему. Другой должен точно определить место, время отталкивания и поставить блок.
10. Ученики в парах располагаются по разные стороны сетки. Один набрасывает мяч на трос, а другой блокирует. Следует обратить внимание учащихся на необходимость выноса согнутых рук перед туловищем до постановки блока и опускания после этого.
11. Блокирующий располагается в зоне 3. Нападающие удары поочередно выполняются на стыке зон 3 и 4, 3 и 2. Блокирующий должен успеть переместиться и поставить блок, не задевая руками сетку.
12. Учитель держит мяч малого диаметра над сеткой, ученик выпрыгивает, как при блокировании, и забирает мяч.