Как написать сочинение: В чем был прав и в чем ошибался Митраша? Что написать в сочинении: В чем был прав и в чем ошибался Митраша? Сочинение по рассказу «Кладовая солнца». Митраша и Настя потеряли своих родителей. Мама умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. У деток осталось небольшое хозяйство. Не смотря на то, что Митраше было десять лет, а Настя всего на два года старше брата, справлялись они с хозяйством отлично. Митраша научился у отца делать всякий инвентарь из дерева. Но ради забавы, так как на жизнь им хватало и без того, чтобы продавать эти изделия. Так, иногда ради интереса, если кто из соседей попросит. Настя всегда хлопотала по хозяйству как бывало раньше мама, с утра до позднего вечера. Раз весной, собрались ребята пойти за клюквой. Митраша взял с собой ружье, компас, которые всегда брал отец. То есть снарядился как положено для похода. Настена же взяла картошки, крынку молока и хлебушек. И вспоминали всю дорогу о том, что рассказывал им отец про клюквенные места на болоте. Митраша был уверен, что если идти только на север, то выберешься на полянку с большим количеством клюквы. Хотя, когда они пришли к болоту, то было понятно, что на север народ не ходит, так как там страшные места, много погибло народу и скотины в болото затянуло. Вот здесь и проявилась ошибка Митраши. Он проявил небывалое упрямство, которое не привело до добра. Ребята разошлись в разные стороны. Мальчик даже не подумал, что он будет делать, если действительно найдет поляну, где будет много клюквы. Не взял с собой корзинки. Упрямство Митрашу довело до того, что он провалился в болото, но смог справится с этим. Ему помогла собака Травка. Еще он смог убить старого волка. модератор выбрал этот ответ лучшим Violet a 7 лет назад В сочинении на тему «В чем был прав и в чем ошибался Митраша», нужно написать: Во вступлении — пишем краткое содержание рассказа, пишем о том как дети рано остались без родителей и как протекала их самостоятельная жизнь. В основной части — описываем положительные и отрицательные качества Митраша. Из положительных — Митраша полностью взял на себя обязанности отца, от очень отважный и смекалистый мальчик. Из отрицательных — упрямство Митраша чуть не погубило детей, когда Митраша с сестрой пошли в лес и маьчик из-за своего сильного упрямства завел сестру в болото. В заключении пишем вывод, можно написать что на ошибках учатся. zagadka2030 8 лет назад Ну для начала прочитайте внимательно всё произведение, выделяя по ходу чтения те абзацы, в которых встречаются действия, с Митрашом, выделяя их каким-то образом. Сейчас это стало доступным, не надо портить книжку, можно просто распечатать произведения на бумаге и делать с ней что хочешь… Я бы пошла как раз этим путём — распечатав на бумаге произведение «Кладовая солнца при чтении вырезать тот текст, где Митраш совершает какие-то действия и наклеивать их в хронологическом порядке… Дальше, после прочтения возьмите два маркера, например красный и зелёный и уже перечитывая вырезанный текст отмечайте красным цветом, где Митраш делает что-то не так, как нужно по вашему мнению, т.е. его отрицательные действия, ну а зелёным цветом его положительные черты и действия… Появится разноцветный текст… Само сочинение разделите на такие разделы:
Рассказ Пришвина «Кладовая солнца» повествует об одном случае в жизни двух детей, который возможно многому научил их и к счастью закончился вполне благополучно. Главные герои мальчик Митраша и его старшая сестра Настя остались без родителей и это заставило их быстро повзрослеть. Митраша, на которого легло довольно большое хозяйство, быстро возмужал и стал чувствовать себя главой семьи. Он стал самоуверенным и чуть было не зазнался совсем, но Настя его постоянно одергивала. Однажды дети пошли за клюквой и бесстрашный Митраша хотел идти напрямик в Слепую Елань — самое гиблое место на болте, на котором по слухам было очень много клюквы. Более осторожная Настя предлагала идти по общей тропинке и дети разделились. В этом состояла их главная ошибка, прежде всего раз уж Митраша вообразил себя главным, он ни в коем случае не должен был бросать сестру, не должен был тянуть ее в самое опасное место, но мальчик еще не чувствовал ответственность за жизнь других людей. Он правильно поступил, когда идя на болота взял с собой и ружье и компас, но вот капризничать в лесу нельзя ни в коем случае. Если уж пошли в лес вместе, то и дальше следовало идти вместе. А так, Митраша не имея опыта хождения по болотам провалился в Елань и чуть не утонул. Только помощь собаки спасла его. Но мальчик конечно был храбрый и не впал в панику провалившись, он лежал оперевшись на ружье, что позволило ему не утонуть. Поэтому Митраша поступил правильно, когда пришло время бороться за свою жизнь, но был не прав допустив ситуацию до этого. Митраша маленький герой из рассказа Пришвина Кладовая солнца. В рассказе мальчик описан, как очень самостоятельный и уверенный в себе ребенок, ему всего 10 он сирота и живет с сестрой, которая старше всего на 2 года. Однажды дети пошли на болото за клюквой и Митраша поспорил с сестрой, не послушался, что надо идти проторенной дорожкой, ведь на болотах очень опасно. Это была его главная ошибка, в остальном мальчик повел себя очень мужественно. Особенно когда его жизни угрожала опасность, хоть ему было безумно страшно. Митраша правильно укрепил свое тело с помощью ружья, замер ожидая помощи, а когда выпал шанс спастись, он не растерялся и воспользовался ситуацией. А самое главное — Митраша застрелил Серого помещика! С тех пор в селе уже не посмеивались над мужичком в мешочке. moreljuba 7 лет назад Митраша со своей сестрёнкой Настенькой очень рано остались сиротами. Их родители умерли: мать тяжело заболела, а отец погиб на войне. Настя была старше от брата на два года. И вот Митраша, как «маленький» мужчина взял на себя ответственность за многие дела по хозяйству — в этом он однозначно правильно поступил, правильно и ответственно. А сестра хлопотала по тем делам, которыми ранее занималась мама. Ведь после смерти родителей у детей оставалось хозяйство, которое нужно было управлять. И дети хорошо с этим справлялись, им пришлось повзрослеть раньше времени. Правда Митраша иногда зазнавался, но сестра могла его убеждать в том, что он слишком самоуверен. Вот в один из дней брат с сестрой решились отправиться за клюквой. Митраша хорошо подготовиля к походу, он захватил с собой и компам, и ружью — в этом он был несомненно прав. Митраша поступил по подобию своего отца. Настя взяла с собой немного еды. Но вот в дороге дети поспорили о том, по какой же тропинки идти. Настя уговаривала пойти по проверенной тропинке, но Митраша был настолько не сговорчив и самоуверен, что пошёл всё таки один по другой тропе — это был неправильный самоуверенный поступок. В итоге Митраша попал в болото и всё из-за своего же упрямства. Но хорошо, что хоть смог сориентироваться и упёрся в ружьё, чтобы не утонуть. Хорошо, что оказалась рядом собака, которая и спасла его. Митраша хоть и поступил не обдуманно, но действовал весьма грамотно и в итоге осознал свою глупость и ошибку. Людмила 1986 8 лет назад Сначала рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца», персонаж Митроша поступил правильно, что взял в лес ружье и компас. Ошибка Митроши в том, что он поругался со своей старшей сестрой Настей и пошел по нехоженой тропке. В лесу нельзя разделяться. Вторая ошибка его была в том, что он решил срезать дорогу и пройти не по тропинке, а по ровной и чистой поляне. На пол пути он стал проваливаться в топь и его засосало по пояс. А вот дальше Митроша поступил правильно — он лег грудью на ружье, застыл и стал ждать помощи. Помощь пришла в виде собаки Травки, которую Митроша ласково подозвал. Травка, собака лесника, смогла вытащить Митрошу из болота. Молодец Митроша еще был в том, что увидев волка по прозвищу Серый помещик, он не растерялся, а выстрелил волку прямо в морду. Stasy12 8 лет назад Совсем недавно с сыном(он у меня в 6 классе) писала сочинение»Кладовая Солнца». В основе сюжета повести лежит жизнь двух детей сирот. Автор рассказывает, как они умело ведут хозяйство. Однажды они решили пойти в лес за ягодой клюквой. По дороге они поссорились и пошли каждый своей тропинкой. Дальше с Митрашей случилось несчастье, он попал в топь, оттуда еле выбрался, и если бы не собака Травка, то дело могло бы закончиться плохо. Ошибка Митраши в том, что он разминулся с сестрой, в лесу этого делать было нельзя, но он потом понял свою ошибку. неугомонная 7 лет назад Митраша как старший брат взял ответственность за сестру, когда они отправились вдвоем в лес. Дети не боялись гулять одни по леу, ведь отец с малых лет знакомил их с жизнью леса и его обитателей. Но один случай показал, что нельзя быть самонадеянным и в лесу есть свои законы. Митраша оставил сестру и пошел один, это его чуть не сгубило, он провалился в топь. Мог бы погибнуть из-за своей ошибки. Но мальчик вовремя собрался и вспомнил, что рассказывал ему отец. Он правилньо повел себя в минуты опасности, не растерялся. loralee 7 лет назад Для того, чтобы написать такое сочинение, нужно понять, что именно вкладывал Пришвин в слова и действия Митраши, проанализировать его поведение, причины и последствия. Часть текста может выглядеть подобным образом: Знаете ответ? |
Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение
Главными действующими лицами рассказа «Кладовая солнца» являются две сироты — брат и сестра — Настя и Митраша. Оба потеряли родителей: сначала болезнь забрала у них мать, а отец не вернулся из леса с охоты. На плечах детей оказалось большое хозяйство: дом, скот. Обоих родители научили заниматься хозяйством. Настю мать научила вести хозяйство, ухаживать за скотом, готовить и прочее. Митраше отец преподал уроки охоты, рыбалки и столярному делу.
Оба ребенка трудолюбивы, работают от рассвета до заката, не жалуясь, находя опору и, черпая силы, друг в друге. Дети отличались не только характерами, но и чертами лица. Настя, поскольку была старше, спокойнее и рассудительнее, Митраша же наоборот, больше хочет «поучать» сестру, как когда-то отец поучал мать. Сестра мудро «руководила» этим желанием «помучив строптивого брата, оглаживала его по затылку». Чуть тонкая рука сестры прикасалась к затылку Митришки, «отцовский задор покидал хозяина». Брат и сестра не стали жаловаться на судьбу, а всего лишь пошли дальше навстречу взрослению.
За Настей в селе закрепилось прозвище Золотая Курочка. Золотистые, ни темные, ни светлые, волосы, дополняли веснушки, разбросанные по всему личику, частые, большие, словно золотые монетки, и очень много их было, и стремились они разметаться по всему лицу. Лишь носик оставался нетронут веснушками, был чистеньким и вздернутым вверх. Внешне Митраша был похож с Настей только веснушками и смотрящим вверх носом без веснушек. Он был крепким невысоким мальчиком, с широким затылком, очень плотный, лобастый. Мальчик рос строптивым и сильным, не боявшимся трудностей самостоятельной жизни.
Случай на Блудном болоте раскрыл черты характера детей. Они основательно подготовились к вылазке за ягодами, что показывает их ответственность и зрелость. При выборе пути Митраша выказал своенравие и нежелание уступать другому, из-за чего и попал в беду. Несмотря на это, мальчик очень храбрый, ведь не каждый, застряв в болоте, сможет найти способ выбраться. Хитростью он приманил к себе Травку, чем и спас себе жизнь.
С неожиданной стороны раскрывается характер Насти, которая, забыв о брате, обо всем, стала с жадность собирать клюкву. Но, несмотря на это, очнувшись от забытья, первая ее мысль была о брате, что дает нам возможность увидеть силу ее привязанности к младшему брату. Обратим внимание, что Настя винила себя за случай на болоте, из-за чего после отдала ягоды сиротам, откупаясь от своей вины, а также показывает, что Настя живет сначала для других, потом для себя, проявляя сострадание и доброту к таким же нуждающимся в поддержке детям, хотя, возможно, оба ребенка нуждаются в поддержке не меньше остальных.
Митрашка, после произошедшего, стал прислушиваться к советам сестры. Вскоре мальчик научится быть рассудительнее и сдержаннее благодаря случившемуся . Отметим, что он не возгордился своим поступком – убийством волка, грозы леса, возможно, Митраша не отдает себе отчет, что он, десятилетний мальчик, смог обезопасить свое село.
Источник: Сочинение Митраша и Настя сравнительная характеристика в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая,
как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом.
Эту весеннюю темно-красную клюкву парят у нас в горшках вместе со свеклой и пьют чай с ней, как с сахаром. У кого же нет сахарной свеклы, то пьют чай и с одной клюквой. Мы это сами пробовали — и ничего, пить можно: кислое заменяет сладкое и очень даже хорошо в жаркие дни. А какой замечательный кисель получается из сладкой клюквы, какой морс! И еще в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней.
Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой. Еще до свету Настя задала корм всем своим животным. Митраша взял отцовское двуствольное ружье «Тулку», манки на рябчиков и не забыл тоже и компас. Никогда, бывало, отец его, отправляясь в лес, не забудет этого компаса. Не раз Митраша спрашивал отца:
— Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?
— Видишь, Дмитрий Павлович, — отвечал отец, — в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад — ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку — и она укажет тебе, где твой дом. Пойдешь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит.
Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути зря не дрожала. Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя кожаная корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли. Еще сын охотника заткнул за пояс топор, сумку с компасом повесил на правое плечо, двуствольную «Тулку» — на левое и так сделался ужасно страшным для всех птиц и зверей.
Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.
— Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.
— А как же, — ответила Настя. — Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?
— За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много, так плечо режет.
— А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.
И только хотел сказать Митраша свое «вот еще!», вспомнилось ему, как отец о клюкве сказал, еще когда собирали его на войну.
— Ты это помнишь, — сказал Митраша сестре, — как отец нам говорил о клюкве, что есть палестинка в лесу…
— Помню, — ответила Настя, — о клюкве говорил, что знает местечко и клюква там осыпучая, но что он о какой-то палестинке говорил, я не знаю. Еще помню, говорил про страшное место Слепую елань.
— Вот там, возле елани, и есть палестинка, — сказал Митраша. — Отец говорил: идите на Высокую гриву и после того держите на север и, когда перевалите через Звонкую борину, держите все прямо на север и увидите — там придет вам палестинка, вся красная, как кровь, от одной только клюквы. На этой палестинке еще никто не бывал!
Митраша говорил это уже в дверях. Настя во время рассказа вспомнила: у нее от вчерашнего дня остался целый, нетронутый чугунок вареной картошки. Забыв о палестинке, она тихонечко шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзинку весь чугунок.
«Может быть, еще и заблудимся, — подумала она. — Хлеба у нас взято довольно, есть бутылка молока, и картошка, может быть, тоже пригодится».
А брат в это время, думая, что сестра все стоит за его спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке и что, правда, на пути к ней есть Слепая елань, где много погибло и людей, и коров, и коней.
— Ну, так что это за палестинка? — спросила Настя.
— Так ты ничего не слыхала?! — схватился он.
И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква.
>Сочинения по произведению Кладовая солнца
Как Митраша попал в беду
В сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя очаровательными героями — двенадцатилетней Настей и десятилетним Митрашей . Дети рано остались сиротами, потеряв мать из-за болезни, а отца в ходе войны. Они быстро повзрослели, стали самостоятельными. Настя, как большая девочка, собирает корзину с едой для себя и для брата. Митраша уже умеет охотиться и в лес без ружья не ходит.
Соседи шутливо называли его «мужичком в мешочке». Сначала они всем селом помогали сиротам, а потом дети научились управляться с хозяйством сами. Внешне Настя выглядела как «Золотая курочка на высоких ножках», а Митраша как невысокий, плотный мужичок. Однажды они собрались в лес найти полянку, усыпанную клюквой. Отец им когда-то говорил, что возле Слепой елани есть такое место. Путь, правда, лежал через болото, к тому же в лесу водились волки, но это не остановило смелых детишек.
Примерно на полпути Настя с Митрашей поссорились. Он говорил, что нужно идти на север по еле заметной, нехоженой тропе. А Настя утверждала, что нужно пойти проторенной дорогой. Оба в результате оказались правы, так как обе тропы вели к Слепой елани. Только тропа Насти вела в обход, а у Митраши путь оказался более коротким, но опасным. По пути мальчик застрял в болоте и долго не мог выбраться из него. Если бы не преданная собачка лесника Антипыча , он так бы и утронул.
Настя, увлекшись сбором ягод, совсем забыла про брата, а вспомнила уже затемно, когда пришла пора перекусить и она подумала, что Митраша, наверное, тоже голоден. Травка была умной собакой. Она привыкла помогать хозяину во время охоты, но вот уже два года как Антипыч умер и теперь она жила в его сторожке одна. Детям повезло, что она, учуяв запах еды, вышла в сторону елани. В то же время в лесу не дремал злой и страшный волк по кличке Серый помещик. Заслышав вой Травки, он тоже вышел на охоту.
Таким образом, мало того, что Митраша застрял в трясине, он еще и оказался лицом к лицу с Серым помещиком. Благодаря доброте собаки Антипыча мальчику удалось выбраться. К тому моменту он был ужасно голоден и мечтал подстрелить зайца. Но тут рядом с ним показалась волчья морда. Митраша, не мешкая, выстрелили в упор. Травка с тех пор стала его лучшим другом, а в родном селе он прослыл героем.
М. Пришвин любил природу,
был наблюдательным, внимательным.
Много путешествовал.
Портрет Митраши
Внешний
Внутренний
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: коротенький, но очень
плотный, лобастый, затылок
широкий, золотые веснушки, носик
чистенький глядел вверх.
Авторское отношение
подчёркивается такими
художественными приёмами,
как…Метафора– мужичок в
мешочке, десять лет с хвостиком,
носик глядел вверх, золотые
веснушки. Гипербола – есть ладило
длиной больше чем в два его роста.
Трудолюбивый: выучился у
отца делать деревянную
посуду.
Умелый в работе.
Хозяйственный.
Строптивый (упрямый).
Любит родителей: вспомнит,
как отец наставлял его мать,
и вздумает, подражая отцу,
учить свою сестру; отцовский
задор.
гл.4 2 абзац «Когда первые лучи солнца …»
Представим, что мы с вами ранним весенним утром оказались в лесу с
Митрашей и Настей, которые отправились в лес за клюквой.
С каким чувством описывает автор утро?
Настя с Митрашей видели красоту природы в этот момент? Почему?
Дети сидели на камне,
дожидаясь, когда к ним
придут лучи солнца и
согреют их хоть немного.
Они неподвижны, как
«изваяния», и ничего не
замечают. Не случайно
автор называет здесь
героев «охотниками за
сладкой клюквой».
Тревожные нотки в описании природы.
драка тетерева с
вороном,
движение облаков,
стон сосны и ели.
— С чем связана эта
тревога? О чём природа
предупреждает
читателя?
Сосна и ель
Зачем писатель
рассказывает
историю сосны и
ели?
Случайно ли ссоре
Насти и Митраши
предшествует притча
о сосне и ели?
Антипыч и Травка
Что сближает
Антипыча и Травку,
человека и собаку?
Почему Травке было
трудно привыкнуть к
дикой жизни?
Какова же правда
Антипыча, которую он
должен был
перешепнуть Травке?
Опасный путь Митраши
Как складывается
путь Митраши?
Опасный путь Митраши
«Довольно широкая
болотная тропа расходилась
вилкой»
Из-за упрямства пошел по
слабенькой тропе
Оказался на Блудовом
болоте»
Если бы не Травка, то погиб
бы в болоте
Встретился с Серым
Помещиком, застрелил его
Травка спасает Митрашу
Почему Травка
пришла на помощь
мальчику?
«Кладовая солнца»
Пришвин заканчивает
своё произведение
словами: «Вот такие
богатства скрыты в наших
болотах». Называет их
кладовыми солнца.
Какой смысл вкладывает
автор в слова «Кладовая
солнца»?
Какое богатство
приобрели Настя и
Митраша в лесу, на
болоте?
«Кладовая солнца» — это …
торф, целебная клюква
(т.е. огромная
кладовая природы с её
богатствами),
мудрый хозяин
природы,
человек с его лучшими
душевными
качествами.
Каким Пришвин хотел видеть человека?
Писатель говорил о том, что он пишет о
природе, а сам только о людях и думает.
Каким Пришвин хотел видеть человека?
М.М. Пришвин писал:
«Всё прекрасное на
земле от солнца, и
всё хорошее от
человека».
Прав ли он?
Тест
1. Сколько лет Митраше? 2. Какое определение
Блудову болоту дал
А) 10
автор?
Б) 11
А) Черное место
В) 12
Б) Логово Серого
помещика
В) Кладовая солнца
Тест
3. Как Лось отнесся к
Насте, собиравшей
клюкву?
А) Лось её не принял за
человека
Б) Он её сразу
испугался
В) Чуть её не сшиб
4. Кто такой Антипыч?
А) Случайный знакомый
Б) Лесник
В) военный
Тест
5. Почему Настя отдала эвакуированным
ленинградским детям всю свою целебную ягоду?
А) Больным детям нужна помощь, Настя
«мучилась про себя за свою жадность»
Б) Она не любила клюкву
В) Т.к. поссорилась с Митрашей
Домашнее задание. Сочинение «Сравнительная характеристика Насти и Митраши». План.
1. «Кладовая солнца» –удивительное произведение.
2. Сравнительная характеристика Насти и Митраши:
1) Почему дети стали сиротами.
2)Внешность детей.
3) Характер:
а) трудолюбие,
б) упрямство Митраши
в) мужество и хитрость Митраши,
г) жадность Насти,
д) любовь к брату победила.
4) Не мужичок- а герой, прежняя «Золотая
курочка».
3. Над чем меня заставила задуматься сказка-быль?
Сочинение
Десятилетнего Митрашу — героя повести М. Пришвина «Кладовая солнца» — неумолимо засасывало болото. Спасла его собака Травка, которая в погоне за зайцем оказалась на болоте, где погибал мальчик. Но как оказался десятилетний мальчик один в Блудовом болоте? С сестрой Настей, которая была старше на два года, они отправились за клюквой. Дети жили одни: мать умерла от болезни, отец погиб на войне. По дороге на Блудово болото, где, по рассказам отца, было много клюквы, они оказались у развилки двух троп — большой и малой. Между братом и сестрой возник спор, по какой тропе идти. Дети рассорились, и Митраша пошел по малой тропке, его сестра — по большой. И все было бы ничего, дети в конце концов встретились бы, но Митраша упустил из виду примету — траву белоус — и попал в гиблое место. Его начало засасывать болото. Мальчик наверняка погиб бы, если бы не Травка. Но на этом его опасные приключения не закончились. Травка погналась за зайцем и вывела Митрашу на огромного старого волка по кличке Серый Помещик, наводившего ужас на всю округу. Увидев перед собой морду волка, он выстрелил в упор и убил зверя, которого не могли подстрелить даже опытные охотники.Этот выстрел услышала Настя. Она вмиг подбежала к Митраше. Так брат и сестра снова встретились. Потом они благополучно добрались домой с тяжелой корзиной, полной клюквы. Рядом с ними бежала Травка. В деревне не могли поверить, что Митраша мог застрелить старого хитрого волка. Однако им пришлось поверить в это, когда привезли мертвого Серого Помещика. С тех пор Митраша стал для односельчан героем.
Что означают эти две тропы — малая и большая в жизни детей? Наверное, если бы Митраша послушал сестру и они вместе отправились бы за клюквой по большой тропе, Митраша не убил бы волка и не прослыл бы героем. Но не пойди он по малой тропе, то не встретил бы собаку Травку, не обрел бы нового друга, который спас ему жизнь. И в то же время малая тропа — своеобразный символ бездумности действий Митраши. Он бросил сестру, не подумав, что с ней может случиться беда, сам попал в болото. Рисковала и Настя. Она оказалась в опасности, когда наткнулась на змею, ее напугал лось, а потом с ней мог расправиться голодный Серый Помещик. Счастливый случай вновь вывел брата и сестру на один путь. В истории о двух тропинках скрыт большой смысл. Порой нелепые разногласия разъединяют людей. И не всегда, как в истории с Митрашей, на помощь придет друг. Поэтому, когда хочешь принять какое-то решение, мысленно представь себе две тропы и подумай: а не разъединят ли эти тропы тебя с кем-то, кто тебе очень дорог?
Другие сочинения по этому произведению
Митраша и Настя
Природа и человек
С лесом надо дружить.
Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца”
Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Герои повести М. Пришвина «Кладовая солнца» Настя и Митраша
М.М. Пришвин говорил, что обращается своими книгами не к детям, а к тому внутреннему ребенку, который сохраняется в душе каждого взрослого человека. Пришвин с любовью описывает детей — героев своего произведения. Он дает им поэтичные прозвища: Настя — «золотая курочка на высоких ножках», Митраша — «мужичок в мешочке».
Дети рано лишились родителей. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне. Им, так рано повзрослевшим (Митраше 10 лет, а Настя на 2 года старше), удается самим вести хозяйство: ухаживать за скотиной, работать в огороде. Они и серьезны не по годам, и наивны, как все дети.
Конечно, у них возникают споры. Иногда, когда Митраша, вдруг вспомнив, как отец наставлял его мать, тоже вздумает учить сестру, она лишь снисходительно улыбается, а брат готов обидеться из-за того, что его не воспринимают всерьез. Даже очень дружным людям следует быть уступчивыми, внимательными друг к другу. Упрямство, нежелание согласиться чуть не привело к непоправимой беде. Желая найти заветную «палестинку» со сладкой клюквой, дети ссорятся, так и не выбрав одну дорогу. Они покидают друг друга, как бы забыв о том, что в лесу бродит безжалостный волк Серый помещик, что в болоте есть гибельное место — Слепая елань. Гордость, желание настоять на своем берут верх.
Каждый попадает в беду. Митраша, не желая идти в обход болота, проваливается в Слепую елань. Он, такой серьезный и решительный, становится вдруг совсем беззащитным. Настя надолго забывает о брате, найдя «палестинку», все собирает и собирает ягоду, не видя ничего перед собой, кроме этого изобилия клюквы. Потом она и сама удивляется своей жадности.
Мы не видим, но чувствуем присутствие еще одного героя произведения — лесника Антипыча. К тому времени, о котором речь в рассказе, его уже два года нет на свете. Однако остались его слова об умении жить среди людей, его мудрое отношение к жизни. Именно собака Антипыча, почти одичавшая Травка, спасает мальчика от неминуемой гибели. Она, тоже осиротевшая со смертью своего хозяина, обретает новое счастье быть нужной, любимой. Благодаря ей, убит Митрашей и Серый помещик — злой матерый волк, нещадно вырезавший скотину у жителей деревни.
«Кладовая солнца» — название поэтичное. Рассказчик называет такой кладовой Блудово болото, которое имеет огромные запасы торфа. Каждая травинка, каждый кустик были выращены солнцем, и, умирая, превращаясь в удобрение, они передавали свои жизненные силы новым растениям. Торф достается человеку как огромной ценности наследство. В названии произведения есть и другой, более глубокий смысл. Вся любовь, мудрость народа не уходят безвозвратно с каждым человеком, а остаются в мире, помогая поддерживать тепло в душах, питая дружбу, взаимопонимание и умение прощать.
Учитель: Шаринская Е.В.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца».
Тема: «Кто прав Настя или Митраша? Автор о путях «открывателей» и «осваивателей», об отношении человека к природе. (Анализ 3, 4, 5,6 главы).
Цели: определить главную идею произведения; учить сопоставлять героев, эпизоды, истолковывать слова-образы, события.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Работа с текстом. Учитель организовывает дискуссию по вопросам: «Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне автор? (Дети высказывают своё мнение.)
— Чей же путь кажется автору более правильным, если, с одной стороны, поступок Митраши он оценивает как бессмысленную смелость, с другой стороны, отзывается о Насте как о «прежней Золотой Курочке»? Проследим за героями с самого начала их пути.
— Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес?
Учащиеся, готовившие дома отрывки «Ель и сосну» и «Тетерев-косач», читают их.
— Какое впечатление производят эти картины природы?
-Какими словами характеризует писатель борьбу деревьев?
(Разговор об олицетворениях, нахождение их в тексте. Явления природы принимают активное участие в жизни героев. В отрывке «Тетерев- косач» Пришвин показывает красоту природы.)
— Как ведут себя дети в лесу?
Анализ сцены спора детей о дороге. Учитель обращает внимание шестиклассников на то, что писатель, изображая внезапно изменившуюся картину прекрасного утра, заставляет насторожиться, подготавливает к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём человеческом назначении, о том, что он должен быть Человеком с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
Учащиеся читают эпизод о том, как поссорились дети и как это зло словно отразилось в природе.
— Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим путь Митраши.
— Почему Митраша всё же становится пленником болота?
Учитель читает начало главы 6 и объясняет «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые».) Старый охотник высказывает своё отношение к людям, легковесно и самоуверенно относящимся к природе. Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Школьники рассказывают, как Митраша осуществил план своего спасения.
Путь Насти. (Он правильный, благоразумный).
— Зачем же писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя её жалкой и ничтожной, не имеющей ничего общего с прежней «золотой» девочкой? Над чем заставляет задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти? С какими трудностями сталкивается девочка? Какая природа окружает её? (Добрая природа).
Читается отрывок «Лесные ягоды».
— Писатель подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение к этой природе: красно-рубиновая ягода кисточкой, каждый рубинчик в зелёной оправе…
— Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
— Настю охватывает жадность. Такая жадность не нравится писателю. М.М. Пришвин показывает великана лося и говорит, что ему, такой громадине, хватает осиновой корочке и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?».
Рисуя чёрный пень, который собирает и обогревает вокруг себя всё живое: и бабочек, и ящериц, и мух, автор вновь упрекает Настю, оставившую брата. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся и в дальнейшем своими действиями доказывает, что поняла и искупила вину.
Пути «открывателей» и пути «осваивателей» нужны и полезны людям. Но сила и красота человека проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу – быть полезным другим. Отступление от этого, победа эгоистического начала в человеке делают несчастным прежде всего самого человека.
Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенстве человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой.
Зачитывается отрывок из текста «Бывает в лесу … и частые звёздочки».
В этом Пришвин следует традициям народных сказок. Где победа всегда на стороне добрых героев, великодушных защитников тех, кто нуждается в помощи.
4.Домашнее задание: ответить на вопрос: «Как Травка спасла Митрашу?»
Литература:
1.Литература 6 класс В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник в двух частях. Москва, «Просвещение» 2012.
2.Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии. Москва. «Просвещение»1976.
3.Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. Автор- составитель И.В. Карасёва. Волгоград.2008
dipper20021
+34
Решено
7 лет назад
Литература
5 — 9 классы
Рассказ Кладовая солнца.Вопрос:Ошибки и победы на пути митраши на пути к палестинке.Помогите срочно даем 30 баллов
Смотреть ответ
1
Ответ
5
(2 оценки)
2
евгения259
7 лет назад
Светило науки — 2 ответа — 0 раз оказано помощи
Он пошел строго по стрелке, а не тропинке как его сестра , потом заблудился и окозался в болоте, но его спасла его знакомая собака Травка и помогла ему вылезти из болота
(2 оценки)
https://vashotvet.com/task/6998855