Революционное движение в 70-80-х годах XIX века
Возникновение народничества
Причины народнического движения
К 70-м годам XIX в. снова усилилось крестьянское движение. Волнения происходили как в центральных губерниях, так и на Украине, в Грузии и Азербайджане, в Поволжье и других районах России. Крестьяне требовали
- отмены всех повинностей в пользу помещиков,
- возвращения отрезанной у них при освобождении земли.
Крестьяне напряженно ждали настоящей воли. Обострение классовой борьбы, подъем крестьянского движения явились могучим стимулом оживления общественного, и прежде всего революционно-демократического, движения. Большое влияние на него оказали также революционные события на Западе.
Важнейшим событием в международном революционном движении было создание в 1864 г. I Интернационала. Возглавляемый великими мыслителями и революционерами К. Марксом и Ф. Энгельсом, I Интернационал оказал огромное влияние на развитие рабочего движения во всем мире. К его деятельности было приковано внимание революционеров всех стран.
В 1870 г. группа русских эмигрантов создала Русскую секцию I Интернационала и обратилась к К. Марксу с просьбой быть ее представителем в Генеральном совете. К. Маркс ответил согласием. Создание Русской секции Интернационала свидетельствовало о появлении интереса к марксизму и рабочему движению в среде русских революционеров. Однако в самой России марксизм еще не получил широкого распространения. Рабочее движение в России делало только первые шаги.
Большое впечатление на передовую молодежь России произвела героическая борьба французского пролетариата в дни Парижской коммуны (1871 г.). Революционере М. П. Сажин, Е. Л. Дмитриева и другие боролись на баррикадах вместе с коммунарами. Знаменитый русский математик Софья Ковалевская оказывала медицинскую помощь в госпитале раненым коммунарам. Русские революционеры восприняли Парижскую коммуну как начало «мировой революции», которая, «поднявшись над развалинами Парижа… облетит все столицы мира, желанная, святая, побывает и в нашей мужичьей избе».
В 70-х годах начался крутой подъем русского революционного движения.
Взгляды народников
Представителями революционно-демократического движения в 70-х годах были революционные народники. Народниками их назвали потому, что они, глубоко сочувствуя страданиям народа, выступая защитниками его интересов, пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.
Народники продолжили великое дело Герцена и Чернышевского, дело борьбы против самодержавия и крепостничества. Они требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам, ликвидации самодержавия и всех привилегий дворянства, боролись против произвола полиции и чиновников. Народники мечтали о свободе и равенстве всего народа. Это была программа революционно-демократического преобразования России.
Являясь последователями Чернышевского, народники понимали, что осуществить эти преобразования можно только революционным путем, и все свои силы направляли на пропаганду революционных идей, на подготовку народа к восстанию. Они надеялись своими силами поднять народ на революцию, совершить в России революционный переворот и провести социалистические преобразования. В отлитие от своих предшественников, революционеров 60-х годов, они боролись не только против самодержавия и других остатков крепостничества, но и против капитализма, пришедшего на смену феодальному строю. Они надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Они рассчитывали осуществить социалистический переворот с помощью крестьянства. Но они не понимали того, что крестьянство не является самостоятельной революционной силой. В условиях капитализма крестьянство расслаивается на буржуазию и пролетариат и только под руководством рабочего класса способно совершить социалистическую революцию. Народники были социалистами-утопистами.
Теоретические ошибки народников
Народничество имело серьезные недостатки как в теории, так и в практике революционной борьбы. Народники не знали законов общественного развития. Они полагали, что капитализм в России — явление случайное, насаждаемое сверху правительством. Они не понимали, что по сравнению с феодальным строем капитализм представляет собой шаг вперед. Более того, народники считали его регрессом. Не могли они оценить и роли нового, нарождающегося класса — пролетариата, рассматривая его лишь как разорившуюся, нищую часть крестьянства.
Народники думали, что «особый экономический строй России», имея в виду общинную организацию деревни, позволит ей миновать капитализм. С древнейших времен в русской деревне сохранилась община. Это значит, что луга, леса и другие угодья находились в коллективном владении всей деревни. Пахотные земли также принадлежали общине. Хотя они и находились в частном пользовании, их периодически перераспределяли между крестьянами. Дом, огород, скот являлись частной собственностью. Из этого народники делали ошибочный вывод, что частнособственнические настроения были развиты у русских крестьян очень слабо. Поэтому община, по их мнению,- это «зародыш социализма», «социалистическая ячейка», а русский крестьянин по своей натуре и природе — социалист. Они мечтали через крестьянскую общину сразу же перейти к социалистическому строю. Народники не понимали того, что община разлагается на бедняков и кулаков и что этот процесс свидетельствует о развитии капитализма в сельском хозяйстве.
Выступая против самодержавия, народники не ставили перед собой непосредственной задачи борьбы за его ликвидацию. Они считали, что введение конституции при сохранении экономического господства помещиков и буржуазии будет выгодно только капиталистам и помещикам, народ же от этого ничего не получит, кроме вреда, так как он неграмотен и беден. Поэтому власть опять захватят богачи.
Народники отражали настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма, но боялось капитализма, приносившего разорение значительной части населения, превращавшего его в пролетариат. Мечтая о создании социализма, народники выступали по существу за буржуазные преобразования, хотя сами этого не осознавали. Передача земли крестьянам, за что боролись народники, не только не уничтожила бы капитализм, как указывал В. И. Ленин, а, напротив, дала бы «более широкую базу для его развития» (Соч., т. 8, стр. 290).
Три течения в народничестве
В революционном народничестве было три основных направления:
- бунтарское,
- пропагандистское,
- заговщическое.
Теоретиком бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Бакунин был выходцем из дворянской среды. В 40-х годах он эмигрировал за границу и стал активным деятелем западноевропейского революционного движения. За участие в революции 1848 г. прусский и австрийский суды дважды приговаривали его к смертной казни. Более года сидел он в австрийской тюрьме прикованный цепью к стене, а затем был выдан царскому правительству. После длительного тюремного заключения Бакунин был выслан в Сибирь, откуда бежал за границу.
В 60-х годах Бакунин стал главой анархизма, т. е. такого политического течения, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти. В это время Бакунин вел упорную борьбу против К. Маркса и Интернационала, чем нанес большой вред международному рабочему движению. Его мелкобуржуазные анархистские идеи имели успех в тех странах, где капитализм был развит слабо, а пролетариат еще не сложился в самостоятельную политическую силу,- в Италии, Испании, России.
Основной задачей революционной борьбы Бакунин считал разрушение государства, что должно было, по его мнению, привести к установлению социализма и всеобщего равенства. Главную силу революции он видел в крестьянстве и в люмпен-пролетариате — «разбойном элементе», как он говорил.
Народники-бунтари вслед за своим учителем считали, что русские крестьяне, доведенные до отчаяния нищетой и бесправием, уже готовы к революции. Необходимо идти в народ и немедленно поднимать его на бунт, который в конце концов выльется во всероссийскую, а затем и в мировую революцию. Революция, по их представлениям,- это всеобщий бунт, который сломает государство и установит социализм.
Пропагандистское направление народничества обосновал Петр Лаврович Лавров (1823—1900). Он был профессором математики в военной академии, полковником. В 60-х годах за участие в революционном движении он был арестован и сослан. В 1870 г. Лавров бежал из ссылки за границу и стал играть видную роль в среде русских эмигрантов-революционеров.
Как и все народники, Лавров исходил из того, что Россия может миновать стадию капитализма и прямо прийти к социализму путем революции. Ведущей силой революции он считал интеллигенцию. Она должна усвоить социалистические и революционные идеи, а затем понести их в народ. Так как народ не готов к революции, интеллигенция должна создать революционную организацию и развернуть широкую пропаганду среди народа, разбудить его, внести в народные массы социалистическое сознание. В этом ее долг перед народом.
Заговорщическое направление обосновал критик и публицист Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Он принимал активное участие в студенческом и революционном движении 60-х годов, за что был осужден царским судом. После освобождения из тюрьмы в 1873 г. эмигрировал за границу. Ткачев считал, что самодержавие не имеет никакой классовой опоры, «висит в воздухе». Поэтому с ним легко может справиться небольшая группа заговорщиков. Путем государственного переворота они захватят власть и затем проведут необходимые революционные и социалистические преобразования. В отличие от большинства народников Ткачев и его сторонники не считали крестьянство решающей силой революции, поэтому они стремились совершить революцию не путем народного восстания, а путем тайного заговора против правительства.
Представители всех этих течений, высказываясь за различные методы борьбы, признавали революцию единственным путем освобождения народа. Вот почему это движение получило название революционного народничества 70-х годов.
Добавить комментарий
Группа “Освобождение труда” проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: “Манифест коммунистической партии”, “Наемный труд и капитал”, “Развитие социализма от утопии к науке” и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России. Г. В. Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие участники этой группы написали также ряд произведений, в которых они разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма.
Маркс и Энгельс, великие учители пролетариата, в противовес социалистам-утопистам, первые разъяснили, что социализм — не выдумка мечтателей (утопистов), а необходимый результат развития современного капиталистического общества. Они показали, что капиталистический строй падет так же, как пал крепостной строй, что капитализм сам создает себе могильщика в лице пролетариата. Они показали, что только классовая борьба пролетариата, только победа пролетариата над буржуазией избавит человечество от капитализма, от эксплуатации.
Маркс и Энгельс учили пролетариат сознавать свои силы, сознавать свои классовые интересы и объединяться для решительной борьбы с буржуазией. Маркс и Энгельс открыли законы развития капиталистического общества и научно доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем должны неизбежно привести к падению капитализма, к победе пролетариата, к диктатуре пролетариата.
Маркс и Энгельс учили, что избавиться от власти капитала и превратить капиталистическую собственность в собственность общественную невозможно мирным путем, что добиться этого рабочий класс может только путем применения революционного насилия против буржуазии, путем пролетарской революции, путем установления своего политического господства — диктатуры пролетариата, которая должна подавить сопротивление эксплуататоров и создать новое, бесклассовое коммунистическое общество.
Маркс и Энгельс учили, что промышленный пролетариат является самым революционным и потому — самым передовым классом капиталистического общества, что только такой класс, как пролетариат, может собрать вокруг себя все недовольные капитализмом силы и повести их на штурм капитализма. Но чтобы победить старый мир и создать новое бесклассовое общество, пролетариат должен иметь свою собственную рабочую партию, которую Маркс и Энгельс называли коммунистической партией.
Распространением взглядов Маркса и Энгельса и занялась первая русская марксистская группа, плехановская группа “Освобождение труда”.
Группа “Освобождение труда” подняла знамя марксизма в русской заграничной печати в тот момент, когда социал-демократического движения в России еще не было. Необходимо было прежде всего теоретически, идейно проложить путь этому движению. Главным идейным препятствием на пути распространения марксизма и социал-демократического движения в то время были народнические взгляды, преобладавшие тогда среди передовых рабочих и революционно настроенной интеллигенции.
С развитием капитализма в России рабочий класс становился могучей передовой силой, способной к организованной революционной борьбе. Но передовой роли рабочего класса не понимали народники. Русские народники ошибочно считали, что главной революционной силой является не рабочий класс, а крестьянство, что власть царя и помещиков можно свергнуть путем одних лишь крестьянских «бунтов». Народники не знали рабочий класс и не понимали, что без союза с рабочим классом и без его руководства одни крестьяне не смогут победить царизм и помещиков. Народники не понимали, что рабочий класс является самым революционным и самым передовым классом общества.
Народники сначала пытались поднять крестьян на борьбу против царского правительства. С этой целью революционная интеллигентная молодежь, переодевшись в крестьянскую одежду, двинулась в деревню — “в народ”, как тогда говорили. Отсюда и произошло название «народники». Но за ними крестьянство не пошло, так как они и крестьян, как следует, не знали и не понимали. Большинство народников было арестовано полицией. Тогда народники решили продолжать борьбу против царского самодержавия одними своими силами, без народа, что привело к еще более серьезным ошибкам,
Народническое тайное общество “Народная воля” стало готовить убийство царя. 1 марта 1881 года народовольцам удалось брошенной бомбой убить царя Александра II. Однако, это не принесло никакой пользы народу. Убийствами отдельных лиц нельзя было свергнуть царское самодержавие, нельзя было уничтожить класс помещиков. На место убитого царя появился другой — Александр III, при котором рабочим и крестьянам стало жить еще хуже.
Избранный народниками путь борьбы с царизмом посредством отдельных убийств, посредством индивидуального террора был ошибочным и вредным для революции. Политика индивидуального террора исходила из неправильной народнической теории активных «героев» и пассивной «толпы», ждущей от «героев» подвига. Эта ложная теория говорила, что только отдельные выдающиеся одиночки делают историю, а масса, народ, класс, «толпа», как презрительно выражались народнические писатели, неспособна к сознательным, организованным действиям, она может только слепо идти за «героями». Поэтому народники отказались от массовой революционной работы среди крестьянства и рабочего класса и перешли к индивидуальному террору. Народники заставили одного из крупнейших революционеров того времени — Степана Халтурина прекратить работу по организации революционного рабочего союза и целиком заняться террором.
Народники отвлекали внимание трудящихся от борьбы с классом угнетателей бесполезными для революции убийствами отдельных представителей этого класса. Они тормозили развитие революционной инициативы и активности рабочего класса и крестьянства.
Народники мешали рабочему классу понять его руководящую роль в революции и задерживали создание самостоятельной партии рабочего класса.
Хотя тайная организация народников была разбита царским правительством, народнические взгляды долго еще держались среди революционно настроенной интеллигенции. Остатки народников упорно сопротивлялись распространению марксизма в России, мешали организации рабочего класса.
Поэтому марксизм в России мог вырасти и окрепнуть лишь в борьбе с народничеством.
Группа “Освобождение труда” развернула борьбу против ошибочных взглядов народников, показывала, какой вред приносит рабочему движению учение народников и их способы борьбы.
В своих работах, направленных против народников, Плеханов показал, что взгляды народников ничего общего не имеют с научным социализмом, хотя народники и называли себя социалистами.
Плеханов первый дал марксистскую критику ошибочных взглядов народников. Нанося меткие удары народническим взглядам, Плеханов одновременно развернул блестящую защиту марксистских взглядов.
В чем заключались основные ошибочные взгляды народников, которым Плеханов нанес сокрушительный удар?
Во-первых, народники утверждали, что капитализм в России представляет «случайное» явление, что он не будет развиваться в России, следовательно, не будет расти и развиваться и пролетариат.
Во-вторых, народники не считали рабочий класс передовым классом в революции. Они мечтали о достижении социализма без пролетариата. Главной революционной силой народники считали крестьянство, руководимое интеллигенцией, и крестьянскую общину, которую они рассматривали как зародыш и основу социализма.
В-третьих, у народников был ошибочный и вредный взгляд на весь ход истории человечества. Они не знали и не понимали законов экономического и политического развития общества. Они были в этом отношении совершенно отсталыми людьми. По их мнению, историю делают не классы и не борьба классов, а лишь отдельные выдающиеся личности — «герои», за которыми слепо идут масса, «толпа», народ, классы.
Борясь против народников и разоблачая их, Плеханов написал ряд марксистских работ, на которых учились и воспитывались марксисты в России. Такие работы Плеханова, как “Социализм и политическая борьба”, “Наши разногласия”, “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”, расчистили почву для победы марксизма в России.
В своих работах Плеханов дал изложение основных вопросов марксизма. Особо важное значение имела его книга “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”, изданная в 1895 году. Ленин указывал, что на этой книге “воспиталось целое поколение русских марксистов” (Ленин, т. XIV, стр. 347).
В своих работах, направленных против народников, Плеханов доказал, что нелепо ставить вопрос так, как ставили его народники: должен или не должен развиваться капитализм в России? Дело в том, говорил Плеханов, доказывая это фактами, что Россия уже вступила на путь капиталистического развития и что нет такой силы, которая могла бы ее с этого пути свернуть.
Задача революционеров была не в том, чтобы задержать развитие капитализма в России, — этого они все равно не смогли бы сделать. Задача революционеров заключалась в том, чтобы опереться на ту мощную революционную силу, которая порождается развитием капитализма, — на рабочий класс, развивать его классовое сознание, организовать его, помочь ему создать свою рабочую партию.
Плеханов разбил и второй основной ошибочный взгляд народников — отрицание ими передовой роли пролетариата в революционной борьбе. Народники рассматривали появление пролетариата в России как своего рода “историческое несчастье”, писали о “язве пролетариатства”. Плеханов, защищая учение марксизма и его полную применимость к России, доказывал, что, несмотря на количественное преобладание крестьянства и сравнительную малочисленность пролетариата, — именно на пролетариат, на его рост должны революционеры возложить свои главные надежды.
Почему именно на пролетариат?
Потому, что пролетариат, несмотря на его нынешнюю немногочисленность, является таким трудящимся классом, который связан с наиболее передовой формой хозяйства, — с крупным производством, и имеет в виду этого большую будущность.
Потому, что пролетариат, как класс, растет из году в год, развивается политически, легко поддается организации в силу условий труда на крупном производстве и наиболее революционен в силу своего пролетарского положения, ибо в революции ему нечего терять, кроме своих цепей.
Иначе обстоит дело с крестьянством.
Крестьянство (речь шла об единоличном крестьянстве — Ред.), несмотря на его многочисленность, является таким трудящимся классом, который связан с наиболее отсталой формой хозяйства, — мелким производством, ввиду чего оно не имеет и не может иметь большой будущности.
Крестьянство не только не растет, как класс, а, наоборот, распадается из году в год на буржуазию (кулаки) и бедноту (пролетарии, полупролетарии). К тому же оно труднее поддается организации в силу своей распыленности и менее охотно идет в революционное движение в силу своего мелкособственнического положения, чем пролетариат.
Народники утверждали, что в России социализм придет не через диктатуру пролетариата, а через крестьянскую общину, которую они считали зародышем и базой социализма. Но община не была и не могла быть ни базой, ни зародышем социализма, так как в общине господствовали кулаки, «мироеды», эксплуатировавшие бедняков, батраков, маломощных середняков. Формально существовавшее общинное землевладение и происходившие время от времени переделы земли по душам нисколько не меняли дела. Землей пользовались те члены общины, у которых были рабочий скот, инвентарь, семена, то-есть зажиточные середняки и кулаки. Безлошадные крестьяне, бедняки и вообще маломощные вынуждены были отдавать землю кулакам и итти в наймиты, в батраки. Крестьянская община была на самом деле удобной формой для прикрытия кулацкого засилия и дешевым средством в руках царизма для сбора налогов с крестьян по принципу круговой поруки. Потому-то царизм не трогал крестьянскую общину. Смешно было бы считать такую общину зародышем или базой социализма.
Плеханов разбил также третий основной ошибочный взгляд народников насчет первостепенной роли в общественном развитии «героев», выдающихся личностей, их идей, и насчет ничтожной роли массы, «толпы», народа, классов. Плеханов обвинял народников в идеализме, доказывая, что правда не на стороне идеализма, а на стороне материализма Маркса — Энгельса.
Плеханов развил и обосновал точку зрения марксистского материализма. Согласно марксистского материализма, он доказывал, что развитие общества определяется в конечном счете не пожеланиями и идеями выдающихся личностей, а развитием материальных условий существования общества, изменениями способов производства материальных благ, необходимых для существования общества, изменениями взаимоотношении классов в области производства материальных благ, борьбой классов за роль и место в области производства и распределения материальных благ. Не идеи определяют общественно-экономическое положение людей, а общественно-экономическое положение людей определяет их идеи. Выдающиеся личности могут превратиться в ничто, если их идеи и пожелания идут вразрез с экономическим развитием общества, вразрез с потребностями передового класса, и — наоборот — выдающиеся люди могут стать действительно выдающимися личностями, если их идеи и пожелания правильно выражают потребности экономического развития общества, потребности передового класса.
На утверждения народников о том, что масса есть толпа, что только герои делают историю и превращают толпу в народ, марксисты отвечали: не герои делают историю, а история делает героев, следовательно, — не герои создают народ, а народ создает героев и двигает вперед историю. Герои, выдающиеся личности могут играть серьезную роль в жизни общества лишь постольку, поскольку они сумеют правильно понять условия развития общества, понять, — как их изменить к лучшему. Герои, выдающиеся личности могут попасть в положение смешных и никому ненужных неудачников, если они не сумеют правильно понять условий развития общества и начнут переть против исторических потребностей общества, возомнив себя «делателями» истории.
К разряду таких именно героев-неудачников и принадлежали народники.
Литературные произведения Плеханова, его борьба с народниками основательно подорвали влияние народников среди революционной интеллигенции. Но идейный разгром народничества далеко еще не был завершен. Эта задача — добить народничество, как врага марксизма — выпала на долю Ленина.
Большинство народников вскоре после разгрома партии “Народной воли” отказалось от революционной борьбы с царским правительством, стало проповедывать примирение, соглашение с царским правительством. Народники в 80-х и 90-х годах стали выразителями интересов кулачества.
Группа “Освобождение труда” составила два проекта программы русских социал-демократов (первый в 1884 г. и второй в 1887 г.). Это был очень важный шаг для подготовки создания марксистской социал-демократической партии в России.
Но у группы “Освобождение труда” были и серьезные ошибки. В ее первом проекте программы были еще остатки народнических взглядов, допускалась тактика индивидуального террора. Плеханов не учитывал, далее, что в ходе революции пролетариат может и должен повести за собой крестьянство, что только в союзе с крестьянством пролетариат сможет одержать победу над царизмом. Плеханов рассматривал, далее, либеральную буржуазию, как силу, которая может оказать поддержку революции, хотя и непрочную поддержку, крестьянство же в некоторых своих работах он совсем скидывал со счета, заявляя, например, что:
“Кроме буржуазии и пролетариата мы не видим других общественных сил, на которые могли бы у нас опираться оппозиционные или революционные комбинации” (Плеханов, т. III, стр. 119).
Эти ошибочные взгляды Плеханова были зародышем его будущих меньшевистских взглядов.
И группа “Освобождение труда” и марксистские кружки того времени не были еще связаны практически с рабочим движением. Это был еще период возникновения и упрочения в России теории марксизма, идей марксизма, программных положений социал-демократии. Социал-демократия за десятилетие 1884–1894 годов существовала еще в виде отдельных небольших групп и кружков, не связанных или очень мало связанных с массовым рабочим движением. Подобно еще неродившемуся, но уже развивающемуся в утробе матери младенцу, социал-демократия переживала, как писал Ленин, “процесс утробного развития”.
Группа “Освобождение труда” “лишь теоретически основала социал-демократию и сделала первый шаг навстречу рабочему движению”, — указывал Ленин.
Задачу соединения марксизма с рабочим движением в России, а также исправления ошибок группы “Освобождение труда” пришлось разрешить Ленину.(с)
Сталин И.В. Краткий курс истории ВКП(б)
Источник источник
Народничество – идеологическое течение разночинной интеллигенции в России в 1860–1900 годах. Название течение получило благодаря своему постулату – «сближение интеллигенции с народом». Народничество XIX века в России началось с предложенной А. Герценом и развитой Н. Чернышевским теории общинного социализма. Постулатами этой теории и как следствие, основой идеологии народничества стали идеи о том, что:
— историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
— для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
— самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
— в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
— ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
— крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
— крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
— революция – единственно верный способ социальных изменений.
Истоки и причины возникновения. Социальная база.
В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей, стоявшей перед российской властью. Ибо оттого как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества. Свое виденье на этот счет на рубеже 1840-1850 годов изложил публицист, писатель и философ А. И. Герцен. Под впечатлением от поражения европейских революций конца 1840 годов, он выдвинул теорию о том, что социализм должен утвердится именно в России на основе крестьянской общины. «Общинный социализм» Герцена был развит в конце 1850 годов другим видным публицистом и философом Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена, он полагал, что община – переходный этап к коллективной форме производства и потребления. Идеи «общинного социализма» нашли горячий отклик в среде разночинной интеллигенции. А ее неудовлетворенность ходом крестьянской реформы 1861 года, стала поводом к действию. Кроме того, введенная в 1861 году плата за получение высшего образования закрыла двери университетов для большого числа разночинной молодежи, не имеющей возможности оплачивать свое обучение. От них, по выражению А. Герцена, «заперли науку». Они и стали социальной базой народничества 19 века.
Цели движения.
Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.
Течения в народничестве.
Народничество, как общественно-политическое течение, не было однородным. Объединенные главной идеей «общинного социализма», идеологи народничества предлагали разные пути достижения цели.
Пропагандистское направление. Его идеологи — П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Основной постулат – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа. Неприемлемость насильственного пути переустройства.
Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства как такого и замена его обществами на принципе автономии. Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.
Социально-революционное или заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть. В отличие от анархизма Бакунина, Ткачев выступал за сильное государство, способное превратит страну в большую коммуну.
Деятельность народников.
Первые нелегальные и полулегальные кружки народников появились еще в 1850 годы. Уже тогда они разделялись на пропагандистские и заговорщицкие.
В начале 1860 годов в Москве, Петербурге и других городах стали возникать кружки народников. Наиболее влиятельным из них была созданная в Петербурге в 1861 году первая «Земля и воля». Ее участниками была разработана первая народническая программа переустройства общества. Но в 1864 году организация самораспустилась. Но соратниками первой «Земли и воли» в 1863 году в Москве было создано тайное общество Н. А. Ишутина («ишутинцы»). Это революционная организация ставила своей целью подготовку крестьянской революции. За три года участники организации установили связи с подпольем в других городах, создали в Москве бесплатную школу, несколько мастерских на «социалистических принципах», готовили побег Н. Чернышевского с каторги. Но неудачное покушение на Александра II, совершенное 4 апреля 1866 года по собственной инициативе членом организации Д. Каракозовым, положило конец ее деятельности. Организация была раскрыта и разгромлена, около двух тысяч человек оказались под следствием. Но только 36 из них были приговорены к заключению.
В конце 1860 годов организации народников стали возникать во всех крупных городах. В начале 1870 годов их было уже несколько десятков. Тогда же, в 1873 -1874 годах, состоялось первое «хождение в народ» — массовая попытка народников лично пообщаться с народом. Сотни молодых людей и девушек отправлялись в деревни, устраивались там учителями, фельдшерами, писарями и пытались вести агитацию среди крестьян. Но ничем хорошим для народников это не закончилось – крестьяне настороженно относились к чужакам, ведущим непонятные и крамольные разговоры. Закончилось хождение в народ массовыми арестами — было арестовано 1500 человек, многие из них были осуждены за антиправительственную агитацию. Главным уроком, вынесенным ими из своего хождения в народ, стал отход от попыток поднять массовое восстание. Вместо этого, они сосредоточились на создании организаций профессиональных революционеров.
Наиболее значительной из организаций народников второй половины 1870 годов, стала вторая «Земля и воля», созданная в 1876 году. Она имела несколько филиалов, преимущественно на Юге России. Крестьянская революция не снималась с программы «Земли и Воли», но именно члены этой организации устроили в конце 1870 годов череду покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но были в этой организации и те, кто отвергал террор как средство борьбы – Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч. В 1879 году произошел окончательный раскол – противники террора создали организацию «Черный передел», а те, кто считал путь террора единственно верным – «Народную волю». В течение года «Народная воля» превратилась в мощную организацию, ее руководящим органом был Исполнительный комитет (Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер и др.). Вокруг этой организации объединилось несколько тысяч народников. «Идеей фикс» народовольцев было убийство императора Александра II. С ноября 1879 года они совершили пять покушений на императора, и только 1 марта 1881 года им удалось достичь своей цели. Но это стало концом как самой «Народной воли», так и многих других организаций народников. Руководители «Народной воли» были арестованы и по приговору суда казнены. Всего же к суду по делу народовольцев было привлечено более 10 тыс. человек. От столь масштабных репрессий народничество, как общественно-политическое течение, уже не оправилось. Хотя еще в течение двадцати лет, вплоть до 1900 годов в Москве, Петербурге и других крупных городах периодически возникали кружки народников, но они были малочисленны и быстро ликвидировались властями. Кроме того, народничество как идеология к началу XX исчерпала себя – крестьянская община, основа идеологии народничества, переставала существовать. На смену общине приходили товарно-денежные отношения. Капитализм, как бы этого ни хотелось народникам, бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.
Значение народничества.
Первыми организациями народников были опробованы методы политической борьбы. Методом проб и ошибок народники пришли к пониманию какой должна быть революционная организация. Этот бесценный опыт был перенят следующим поколением революционеров – социал-демократами. Методы борьбы тоже стали уроком для следующих поколений революционеров, наиболее точно и емко это наследие народников характеризует ленинское «Мы пойдем другим путем».
Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.
В России второй половины XIX века господствующим направлением общественной жизни являлось народничество — общественно-политическое движение и идеология дворянской и разночинской интеллигенции.
Основные идеи народничества в России 19 века
Главные и существенные черты движения:
-
особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;
-
уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;
-
капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;
-
в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;
-
преобразования можно осуществить только революционным путем.
Причины и истоки возникновения
Истоки возникновения народничества:
-
идея просвещения о всеобщем равенстве людей;
-
утопический социализм с его проектами построения идеального общества;
-
дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;
-
идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).
В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.
Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.
Автор теории общинного социализма
Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.
Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.
Основные идеи Герцена по устройству общества — крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление, распространенное на все государство.
Три течения народничества
В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:
Течение |
Пропагандистское |
Бунтарское (анархистское) |
Заговорщическое |
Лидер |
П. Л. Лавров |
М. А. Бакунин |
П. Н. Ткачев |
Идеи и методы |
пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции |
пробуждение народа к бунту, вместо государства — союз общин |
захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства |
История революционного народничества
Хождение в народ и пропаганда
60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов.
Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.
Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.
Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».
«Земля и воля»
Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.
Тайная революционная организация «Земля и воля» возродилась в 1876 г. Решили создавать народнические поселения в деревнях, в целях сближения с крестьянами и для большей эффективности агитации. Была также развернута пропагандистская деятельность среди рабочих на заводах.
Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.
Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.
Раскол
В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», отвергающие насилие и считающие пропаганду главным методом борьбы, создали «Черный передел». Они продолжили работу по распространению своих идей.
Радикально настроенные «политики» создали «Народную волю». Члены организации считали, что только террор может привести к смене политического режима. Они сосредоточились на подготовке покушения на царя, после многих попыток 1 марта 1881 г. Александр II был убит.
Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.
«Теория малых дел»
К 90-м годам большинство народников отказывается от революционных идей. Становится популярной «теория малых дел».
Ее сторонники отрицали всяческое насилие, призывали интеллигенцию улучшать жизнь крестьян, помогать им своим трудом в земствах. Это была идея деполитизированного «хождения в народ».
Либеральное народничество
В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.
В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.
Неонародничество
В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.
Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.
Историческое значение народничества
Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.
Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны.
Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.
-
«Хождение
в народ»
Весной
1874 года, опираясь на идеи М.А. Бакунина,
— ведущего теоретика анархического
направления народничества, считавшего,
что русское крестьянство готово к
революции и ему необходимо призвать к
действию, — более 1000 молодых революционеров
отправились «в народ» (отсюда названия
«народники» и «народничество») чтобы
учить и просвещать его, распространять
социалистические идеи и готовить
крестьянское восстание.
Многие
работали в деревне учителями, врачами,
волостными писарями, землемерами. Другие
намеренно «опрощались» и нанимались
на фабрики или на уборку урожая. Молодые
люди переходили из деревни в деревню,
звали крестьян к неповиновению властям.
Молодежь университетских центров
покидала города, ехала на Дон, в Поволжье,
где, по её расчетам, были живы традиции
Разина и Пугачёва.
Их
миссия в некоторой степени удалась,
однако число последователей было
невелико — чаще крестьяне сдавали
пропагандистов полиции.
Весной
и летом 1874 года движение приняло
наибольший размах, охватив 37 губерний
европейской части России. Правительство
усматривало в подобной пропаганде
значительную опасность и отвечало
арестами (всего было арестовано около
4 тысяч человек).
Лишенное
организационного единства это движение
стало проявлением жертвенного порыва
молодежи. Степняк-Кравчинский, дворянин,
революционер-народник, вспоминал:
«Движение это едва ли можно назвать
политическим. Оно было скорее каким-то
крестовым походом, отличаясь вполне
поразительным и всепоглощающим характером
религиозных движений». Степняк-Кравчинский
С. Сочинения. В 2-х т. Россия под властью
царей. Подпольная Россия. [Электронный
ресурс]// М.: Худож. лит., 1987. — Т. 1. — Режим
доступа: http://lib.ru/PRIKL/STEPNYAK/podpol.txt, свободный.
— Загл. с экрана.
К
осени движение было разгромлено.
Правительство, раздраженное всем этим
до крайности, развернуло настоящую
охоту на пропагандистов. Многих
арестовывали по одному только подозрению.
В 1877 году в России состоялось несколько
крупных политических судебных процессов:
«процесс 50-ти», процесс Южнорусского
союза и процесс «193-х», который состоялся
в Петербурге, в Особом присутствии
Правительствующего сената с 18 октября
1877 по 23 января 1878 года. Это судебное дело
способствовало популяризации
революционно-социалистических идей.
-
«Хождение
в народ» выявило невозможность
осуществления бунтарских идей М.А.
Бакунина на практике, следствием чего
стали попытки ведения длительной
осёдлой пропаганды. Милов Л.В., Цимбаев
Н.И. История России XVIII — XIX веков. — М.:
ЭКСМО, 2006. — 784 с. — С.674-675. -
В
итоге, результаты движения оказались
ничтожными: народники столкнулись с
царистскими иллюзиями и собственнической
психологией крестьян. Однако эта
неудача подтолкнула революционеров
к поиску новых форм борьбы. -
2.2
«Земля и воля» (1876-1879) -
Посчитав,
что одной из причин неудачи «хождения
в народ» стало отсутствие какой-либо
организации, уцелевшие от арестов
народники создали в 1876 году партию,
которая с 1878 года начала именоваться
«Земля и воля». Вот что писал о ней
Александр Михайлов: «В 1877 г. весной
почти весь кружок народников, местным
своим составом, вместе с десятками
связанных с ними людей, двинулись в
народ, так как там, в организации
народных вожаков и местных экономических
протестах были все его надежды. В
Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани,
на Урале, в Ростове, на Кубани и вообще
на юго-восточных окраинах образовался
ряд поселений, но центр был Саратов».
Михайлов А. Д. Автобиографические
заметки. // Жур-л «Былое», 1906. — № 2. — С.
163. -
В
Николин день, 6 декабря члены организации
после молебна, который отслужили в
Казанском соборе Петербурга за здравие
Николая Чернышевского, устроили на
площади демонстрацию, где подняли
красное знамя с надписью «Земля и
воля». Его держал в руках поднятый
демонстрантами шестнадцатилетний
рабочий Яков Потапов. «Эта выходка, —
говорилось далее в обвинительном
заключении, — сопровождалась криками
«ура» и бросанием в воздух шапок».
Раздались возгласы: «Да здравствует
социальная резолюция, да здравствует
«Земля и воля»!». Государственные
преступления в России в XIX веке. В 3-х
т. — СПб.: Донская Речь, 1906. — Т.2. — 1016 с. —
С.4. -
Центральный
петербургский кружок составили 26
человек: М. А. Натансон, О. А. Натансон,
А. Д. Оболешев, А. Д. Михайлов, А. Ф.
Михайлов, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский,
А. А. Квятковский, А. С. Емельянов
(Боголюбов), М. Р. Попов, Г. В. Плеханов,
Г. Н. Преображенский, В. Ф. Трощанский,
А. И. Зунделевич, А. И. Баранников, Г. М.
Тищенко, Л. П. Буланов, А. А. Хотинскии,
Н. П. Мощенко, О. В. Аптекман, В. Н. Игнатов,
Н. И. Сергеев, М. К. Крылова, Мельгунов,
С. А. Харизоменов и О. Николаев.
Впоследствии в основной состав
организации было кооптировано еще 35
человек. Ткаченко П. С. Революционная
народническая организация «Земля и
воля». — М., 1961. — С. 74—75. -
Землевольцы,
полагая, что ошибка их предшественников
заключалась в непродолжительном
пребывании среди крестьян, перешли от
«летучей» агитации к «оседлой»
пропаганде — стали создавать поселения
народников в деревне. Землевольцы при
активном участии наиболее политизированных
и сознательных рабочих создали в
Петербурге «Северный союз русских
рабочих» (1878 г.). Первой же рабочей
организацией в России стал «Южнороссийский
союз рабочих», созданный в 1875 году
народником Е.О. Заславским в Одессе.
Стремясь поднять народ на революцию,
землевольцы считали необходимым
проводить:
·
организаторскую деятельность с целью
передачи всей земли крестьянам на правах
общинного владения, введения мирского
самоуправления, демократических свобод;
·
акции по дезорганизации государства
(привлечение в свои ряды офицеров,
чиновников, убийство провокаторов и
наиболее «вредны» представителей
власти). Революционное народничество
70-х годов XIX века. [Электронный ресурс]
// С.С.Волк. — М.: Изд-во «Наука», 1965. —
Т.2. — Режим доступа:
http://krotov.info/history/19/1870/1870narvol.html#03, свободный.
— Загл. с экрана.
Попытка
Я. В. Стефановича и Л. Г. Дейча поднять в
1877 г. бунт среди крестьян Чигиринского
уезда с помощью подложной царской
грамоты провалилась и дискредитировала
организацию. Дезорганизаторские акты
«Земли и воли» первоначально носили
характер мести и самообороны. В январе
1878 г. давняя участница народнического
движения В. И. Засулич стреляла в
петербургского градоначальника Ф. Ф.
Трепова, приказавшего подвергнуть
телесному наказанию политического
заключенного. Суд присяжных оправдал
Засулич, что с энтузиазмом было воспринято
либеральной общественностью.
Для
части революционеров-народников вердикт
суда стал показателем общественного
сочувствия к их деятельности и подтолкнул
на путь политической борьбы и
индивидуального террора. Они стали
устраивать покушения на правительственных
чиновников, в августе 1878 г. Кравчинский
убил кинжалом на улице Петербурга главу
III Отделения Н. В. Мезенцова. Землевольцы
стали рассматривать террор как средство
воздействия на народ. 2 апреля 1879 г.
землеволец А. К. Соловьев стрелял в
Александра II. Покушение оказалось
неудачным, Соловьев был повешен.
Общественное движение при Александре
II. Исторические очерки. — Париж: Изд-е
ред-и «Освобождения», 1905. — С.161-168.
Новое
«хождение в народ» не дало результатов.
В рядах «Земли и воли» назрел кризис. В
июне 1879 г. состоялся съезд в Воронеже,
который привел к компромиссу. Он оставил
неизменной программу организации, но
признал террор методом ведения
политической борьбы. Участники съезда
высказались за цареубийство.
Последовательным противником террора
был Г. В. Плеханов, который, оставшись в
одиночестве, покинул съезд и вышел из
организации. Вскоре на петербургском
съезде произошел полный раскол: на
сторонников пропаганды и продолжения
борьбы за социалистические идеалы
(«деревенщиков»), объединившихся во
главе с Г.В. Плехановым в партию «Черный
предел», и сторонников политической
борьбы и «достижения политической
свободы» как необходимого условия для
социалистической пропаганды — «политиков»,
образовавших «Народную волю».
Соседние файлы в папке история_1
- #
- #
- #
04.06.2015184.32 Кб1021.doc
- #
- #
- #
04.06.2015113.15 Кб1325.doc
- #
- #
- #
- #
- #