Ошибка заменить существительным с не

«Не» с существительными упражнения

Упражнения

Упражнения на тему «Не» с существительными»

1. Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.

2. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не-.

1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.

3. Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.

Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.

4. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.

(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

5. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.

Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________

6. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.

7. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.(Пословицы)

9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.(А. Гайдар)

10. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь. Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
4. Неизвестный человек. (Незнакомец)-

Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод? Вывод: без НЕ не употребляются ​​​​​​​

11. Найдите неверное утверждение. Не с существительными пишется раздельно: если слово без не употребляется;
если в предложении есть союз а;
если есть противопоставление с союзом а.

12. Выберите в каждой строке «лишнее» слово: а) ненастье,
б) нелепость,
в) несчастье,
г) небрежность;

а) недоверие,
б) незнайка,
в) невежда,
г) невежа;

а) невидимка,
б) невесомость,
в) недруг,
г) незабудка.

13. Выпишите примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте знаки препинания:

Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
(Не)котёл варит а стряпуха.
(Не)силой борются а умением.
Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

14. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.

Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

15. Раскройте скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?

(Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
Ученье свет, а (не)ученье тьма.

16 . Творческая работа: Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени существительного».

Тест № 1 по теме «Не» с существительными».

"Не" с существительными упражнения

I. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

если существительное с НЕ- может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное не употребляется без НЕ-.

II. Выберите слова, которые без «НЕ-» не употребляются:

(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.

III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ-«:

IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ-» с существительными:

а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.

а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ-» с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

слитное написание – ____________________________________________

раздельное написание с «НЕ-» – _________________________________

1.Это горе — всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

2.Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

3.Богатый бедному (не)брат.

4.(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).

Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

Тест № 2 по теме «Не» с существительными».

"Не" с существительными упражнения

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

Б) Полная (не)лепица.

В) Причины (не)успеваемости.

2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

А) Прилив (не)нависти.

Б) (Не)знание предмета.

В) Жизнь красна (не)днями, а делами.

3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Б) Говорить (не)правду некрасиво.

В) Говорить (не)правду, а ложь.

4. Не с существительными пишется раздельно.

А) (Не)везение преследовало меня.

Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5. Не с существительными пишется раздельно.

А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.

Б) Сила с (не)правдою не уживаются.

В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Карточки для коррекции знаний по теме «Не с именами существительными»

"Не" с существительными упражнения

КАРТОЧКА 1

Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных.

Низкий урожай – (не)урожай.

Пишу слитно, так как «не» является приставкой, а приставка со словом пишется слитно.Правило: Если слово можно заменить близким по значению выражением или синонимом без не, то не с именем существительным пишем вместе

Задания для самостоятельного выполнения.

1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие.

КАРТОЧКА 2

Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

Пишу слитно с НЕ. В слове НЕ является частью корня, так как нет слова вежда. Правило: Если существительное не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Задания для самостоятельного выполнения.

(Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй.

КАРТОЧКА 3

Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

Не правда, а ложь.

Не правда пишу раздельно, так как есть противопоставление с союзом А. Не является частицей. Правило: Существительное пишется раздельно с НЕ, если есть противопоставление с союзом А.

Задания для самостоятельного выполнения.

(Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод.

КАРТОЧКА 4

Не с именами существительными.

Задание Распределить имена существительные в три столбика.

Пишу во второй столбик. В слове «не» является частью корня, так как нет слова поседа.

Пишу в первый столбик. «Не» является приставкой, так как можно употребить данное слово без не (добро).

Пишу в третий столбик. «Не» является частицей и пишется со словом раздельно, так как есть противопоставление с союзом а

Задания для самостоятельного выполнения.

Не – часть корня

Невежда; недобро; невнимание; не горе, а счастье; неурожай; неаккуратный; неряха; не правда, а ложь; недруг; не зло, а добро; ненастье; неудача; невежество.

Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой не -Беда, противник, ошибка, отсутствие самостоятельности?

Беда, противник, ошибка, отсутствие самостоятельности.

Отсутствие самостоятельности — независимость.

Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой не — :1?

Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой не — :

Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой неподозрительность, отсутствие внимания, беда, отсутствие самостоятельности, рабство, отсутствие порядка, против?

Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой не

подозрительность, отсутствие внимания, беда, отсутствие самостоятельности, рабство, отсутствие порядка, противник, робость, отсутствие грамотности, ошибка.

Пожалуйста напишите, а я вам подскажу.

Замените рабство близкими по значению словами с приставкой не?

Замените рабство близкими по значению словами с приставкой не.

Замени данный слова близкими по значению прилагательными с приставкой — не — : противник, робость, отсутствие грамотности, ошибка?

Замени данный слова близкими по значению прилагательными с приставкой — не — : противник, робость, отсутствие грамотности, ошибка.

Данные словосочетания замените глаголами, близкими по значению?

Данные словосочетания замените глаголами, близкими по значению.

Заменить словосочетание отсутствие внимания существительным с приставкой не?

Заменить словосочетание отсутствие внимания существительным с приставкой не.

Замените каждое слово близким по смыслу существительным мужского рода из 4 букв : приятель противник солдат работа?

Замените каждое слово близким по смыслу существительным мужского рода из 4 букв : приятель противник солдат работа.

Замените данные словосочетания словами с приставкой пре?

Замените данные словосочетания словами с приставкой пре.

Замени данные слова и словочетания близкими по значению существительных с приставкой не — ?

Замени данные слова и словочетания близкими по значению существительных с приставкой не — .

Графически обозначь условия выбора.

Замени данные словосочетания близкими по значению словами с приставкой — не : отсутствие порядка, отсутствие самостоя тельности, отсутствие грамотности, ошибка?

Замени данные словосочетания близкими по значению словами с приставкой — не : отсутствие порядка, отсутствие самостоя тельности, отсутствие грамотности, ошибка.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой не -Беда, противник, ошибка, отсутствие самостоятельности?, относящийся к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.

Привет, (имя друга) ! Спасибо за письмо, я был рад его получить. Я счастлив что ты хорошо провел свой день рождения, и что тебе подарили много классных подарков ! Дела у меня идут хорошо . В школе дела тоже нормально . Вообщем жду не дождусь ког..

! привет (имя) тебе пишет(ваше имя) из деревни (деревня)(или город) недавно я ходил на (мероприятие ну или что то еще) я (приглашаю ну или любое действие) тебе пишет (ваше имя).

1. Осиновая — прил. , (какая? ) осиновая 2. Н. Ф. — осиновый ; пост. Призн. : притяж. ; непост. Призн : в И. П. , в ед. Ч. , ж. Р. 3. Является определением. 1. Прибывет — глагол, (что делает? ) прибывает. 2. Н. Ф. — прибывать ; пост. ..

А что за текст? Как мы можем выписать .

Путешественники отправились в горы. Мой шкаф коричневого цвета.

Побелка, побелить, белить, забелить, выбелить, белый, беленький и тд.

Белый белить побелка побелить.

Поезд слоги : по езд — по ударный.

Тёплому течению Ледовитому океану Вечернему солнцу Снежному перевалу Северному ветру Полярному сиянию Южному лету.

Тёплому течению. Ледовитому океану. Вечернему солнцу. Снежному перевалу. Северному ветру. Полярному сиянию. Южному лету.

источники:

https://na5.club/russkij-yazyk/uprazhneniya/ne-s-sushhestvitelnymi-uprazhneniya.html

https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/361544_zameni-dannye-slova-i-slovosocetania-blizkimi/

Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой не —

Беда, противник, ошибка, отсутствие самостоятельности.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Замени данные слова и словосочетания близкими по значению существительными с приставкой не -Беда, противник, ошибка, отсутствие самостоятельности?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.

Слитное написание «не» с существительными

Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.

1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:

  • невидаль
  • недолёт
  • невежда
  • непоседа
  • неразбериха
  • незабудка
  • неряха
  • невежа
  • неудачник
  • нелепость
  • неполадки
  • нелюдим
  • недоросль
  • недоучка

и пр.

В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:

  • невежда — корень/окончание;
  • неряха — корень/окончание;
  • нелюдим    — корень/окончание;
  • ненависть    — корень/окончание;
  • ненастье — корень/окончание

2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.

Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:

  • счастье → несчастье (беда, горе);
  • приятель → неприятель (враг, противник);
  • правда → неправда (ложь, обман, враньё);
  • доверие → недоверие (подозрительность);
  • воля → неволя (плен);
  • профессионал → непрофессионал (любитель, дилетант).

Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Отметим, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.

Сравним:

  • успех — неуспех, или провал;
  • друг — недруг, или враг;
  • любовь — нелюбовь, или ненависть.

3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».

4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:

  • неметаллы
  • неприбытие самолета, поезда
  • неплатёж
  • некомплект.

Не с существительными

Раздельное написание существительных с «не»

В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании с её помощью делается акцент на отрицание чего-либо:

Вдали виднеется явно не дом.

Уже не ночь.

Кажется, на улице давно не день.

Этот артист, поющий с акцентом, не француз.

Наши соседи не медики.

Очевидно, что в приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.

Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:

1. наличие противопоставления с союзом «а»

Это не приятель, а враг.

В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.

2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»

Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.

Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.

Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.

3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»

Среди нас никто не студент.

Оказалось, что это нисколько не успех.

Алгоритм определения правописания «не» с существительными

Не с существительными алгоритм определения

Видеоурок

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 91

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Слитное и
раздельное написание не с существительными» (по технологии полного
усвоения знаний)

Урок № 1
(усвоение нового материала).

I Организационный момент.

Добрый
день, ребята! А если я заменю слово «ребята» на слово
«приятели»? Добрый день, приятели! Наверное, я вправе обратиться к
вам сегодня так, потому что в «Толковом словаре» С. И. Ожегова слово
«приятель» расшифровывается следующим образом:

«Приятель
— близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях».

Присоединим
приставку не к этому существительному и создадим новое слово с
новым противоположным лексическим значением:

Неприятель
— противник, враг, враждебно настроенный человек.

Как вы
думаете, с какой темой в разделе «Имя существительное» мы сегодня
познакомимся? (Следуют ответы учащихся, запись темы урока в тетрадях «Не с
существительными»).

II Постановка целей урока:

1.     усвоение
правила слитного и раздельного правописания не с именами
существительными;

2.     закрепление
навыка правописания не с существительными (на результат
ориентируют эталоны на «4» и на «5», в которых цели
прописаны детально).

Эталон на «4».

I
Знать
:

правило
слитного и раздельного написания не с существительными.

II Уметь:

1.     правильно
писать существительные, которые без не не употребляются;

2.     правильно
писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без не или
близкими по значению выражениями;

3.     правильно
писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при
помощи союза а;

4.     графически
обозначать орфограмму № 32.

III
Применять знания:

1.     правило
слитного и раздельного написания не с существительными в
тексте;

2.     находить
и исправлять ошибки в написании не с существительными.

Эталон на «5».

Планируемые
достижения на «4» +

IV Уметь:

1.     правильно
писать не с существительными в частных случаях, когда таких
слов с не в языке нет, так как нет таких предметов;

2.     придумывать
примеры, составлять текст с использованием орфограммы № 32 (эталоны находятся
на каждом столе в файле документов к уроку).

Итак,
что нужно знать и уметь, чтобы получить «4»? (Ученики вслух
зачитывают критерии).

А чем
этот эталон отличается от эталона на «5»? (Ученики сравнивают и
зачитывают ответ).

III Орфографическая задача (проблемная
ситуация).

Кто
(б) (ни) был ты о мой читатель друг (не) друг я хочу расстат?ся нынче как
приятель.

(А. С.
Пушкин).

Решите
записанную на доске орфографическую задачу:

— как
написать слова? Нужны ли знаки препинания? Почему?

(Оказывается,
мы ещё не всё знаем, не всё можем объяснить).

IV Работа с учебником.
Знакомство с теоретическим материалом.

У нас
есть подсказка — теоретический материал параграфа 38 учебника на странице 82 —
83.

Прочитайте,
пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре):
когда не с существительными пишется слитно, когда — раздельно.

(После
работы в парах — опрос с места 3 человек по каждому случаю с иллюстрацией
примерами, записанными на доске:

Неряха
— не — это простое отрицание, значит должно существовать и
слово ряха; оно и впрямь живёт в диалектах русского языка и означает
«женщина — чистюля».

Недруг
(враг).

Не
друг, (а враг).

А
представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 6 «а»
класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:

— Ты
был в зоопарке?

— Был.


Обезьян видел?


Видел.


Крокодила видел?


Видел.


Слона видел?


Видел.


Неслона видел?

— ?!
Не понял!

Оказывается,
такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов «нешкола»,
«нестол», «неответ», потому что такими словами не
обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.

Позвольте
представить вам миниатюру Э. Шима «Прохожий и лягушки».

-Чу,
бубенцы на дороге звонят!

— Это
не бубенцы!

— Чу,
роднички в овраге побулькивают!

— Это
не роднички!

— 
Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!

— Это
не гром!

— Да
что же это такое?

— Это
мы, лягухи, в канаве урчим!

(Как
нужно написать не со словами бубенцы, роднички, гром?)

V Закрепление. Тренировочные
упражнения.

Первых
результатов по эталону мы достигли. Что же ещё мы должны уметь, если обратиться
к теме урока и нашему эталону?

(Ребята
зачитывают критерии).

Упражнение № 1.

Задание:

Выпишите
существительные, которые без не не употребляются.

(Что
значит «слово не употребляется без не«? Без не оно
теряет своё самостоятельное лексическое значение. Например, возьмём слово
«невольник». Если отнять не, то получится
«вольник», такого слова в русском литературном языке нет, поэтому мы
говорим, что слово «невольник» без не не
употребляется).

(Не)годование,
(не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность,
(не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.


последнего слова неожиданная история; то, что оно связано со словом
«годиться» и отрицанием не догадаться можно;
неожиданным является его старое значение: «рекрут, оказавшийся непригодным
к воинской службе»).

Я хочу
познакомить вас со сказкой Б. Заходера о словах, в которых исчезло не.

Побывал
я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

(Оказывается,
бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не
употребляются, значит, пишутся слитно).

Упражнение № 2.

Задание:

Подберите
к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.

Ложь —

Беда —

Противник

Глупость

Рабство

Рассеянность

Возмущение

Слякоть

Сомнение

Болезнь

Подозрительность

(Назовите
из записанных слов те, которые без не не употребляются).

Идём
дальше… А собственно, куда идём? Смотрим не на меня, а в эталон: что выполнили,
а что ещё предстоит выполнить?

(Ученики
зачитывают следующий критерий умений).

Упражнение № 3.

Слово
«противопоставление» — сложное, оно означает процесс или результат
процесса, при котором чему-то одному противопоставляется что-то другое.
Например, «не приятель, а враг». Внешний признак противопоставления —
наличие союза а. Противопоставление возможно, когда один собеседник предлагает
что-то, другой — отрицает и указывает на другое, например,

— Ты
грибы несёшь?


Дождь несу! Не грибы домой несу — одни дождинки на носу.

Задание:

Закончить
предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с
данными существительными?

1.     (Не)погода
помешала уборке урожая, а …

2.     (Не)счастье
помогло исследователю, а …

3.     (Не)приятель
обратился ко мне с просьбой, а …

4.     (Не)друг
ты мне, а …

5.     (Не)воля
ожидала его, а …

Упражнение № 4.

Задание:

В
каких предложениях неверное написание не с существительными?
Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

1.     Все
с не терпением ожидали решающей минуты.

2.     Случившееся
показалось мне настоящим не счастьем.

3.     Он
относится ко мне со скрытой не приязнью.

4.     В
любом ожидании страшнее всего не известность.

5.     Трудно
преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

VI
Текущий тест: первичная проверка усвоения материала

по теме «Не» с существительными».

I
Найдите неверное утверждение.

Не с
существительными пишется слитно:

1.     если
существительное с не может быть заменено синонимом без не;

2.     если
в предложении есть противопоставление с союзом а;

3.     если
существительное с не может быть заменено близким по значению
выражением без не.

II
Выберите слова, которые без «не» не употребляются:

1.     (не)годование;

2.     (не)внимательность;

3.     (не)вежа;

4.     (не)грамотность;

5.     (не)вольник;

6.     (не)забудка.

III
Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «не»:

1.     (не)доверие;

2.     (не)ряха;

3.     (не)правда;

4.     (не)видимка;

5.     (не)вежливость;

6.     (не)везенье.

IV
Выберите примеры раздельного написания «не» с существительными:

1.     а)
(Не)грамотность — признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла
тебе сегодня, а упорство.

2.     а)
(Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

3.     а)
(Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б)
(Не)счастье спутало все наши планы.

V
Выберите из текста примеры неправильного написания «не» с
существительными, указав их номера.

Никакое
растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и
(2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и
источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине
вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40
метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и
напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн,
заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с
листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI
Определите способ написания слов, указав номер ответа:

1.     слитное
написание —

2.     раздельное
написание с не —

1.     Это
горе — всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

2.     Сладкая,
а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

3.     Богатый
бедному (не)брат.

4.     (Не)(в)диво
в ноябре белые мухи.

5.     Потерявшийся
ребёнок,

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

VII
Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу
записанных ниже:

1.     Белый,
да не снег,

Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).

2.     Круглая,
а не месяц,

Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

VII Творческое задание для
выполнивших тест:

Составьте
3 предложения, употребив все случаи написания не с
существительными на тему «Школа».

VIII Домашнее задание:

выучить
правило параграфа 38, при ответе привести свои примеры;

выполнить
упражнение 220: выписать сначала предложения, в которых встречаются слитные
написания с не, затем — раздельные.

Урок № 2

(коррекция ошибок по итогам текущего теста).

I Вступительное слово учителя.

Напоминание
основных критериев эталона на «5»; объявление фамилий учащихся,
которые справились с тестом на предыдущем уроке без единой ошибки; выставление
им пятёрок в журнал и распределение учащихся в группу для выполнения упражнений
творческого характера.

(На
столе для учащихся этой группы находятся фразеологические, орфографические,
толковые словари, сборники пословиц и поговорок; творческие задания прилагаются
к плану урока).

Остальными
ребятами были допущены ошибки, какие — сейчас увидят сами, познакомившись с
результатами теста.

Распределение
учащихся на группы для работы над коррекцией ошибок: если ошибка допущена в
первом задании, то выполняете упражнение под номером 1; если неправильно
выполнено второе задание, то упражнение под номером 2 и т. д.

Как
только работа будет выполнена, можно подойти к учительскому столу, чтобы
самостоятельно провести сверку правильности выполнения упражнений по ключу.

Желаю
удачи! Надеюсь, что все сегодня получите только «5»!

II
Дифференцированная работа в группах.

По
ходу выполнения работы учитель даёт консультации отдельным учащимся, которые в
текущем тесте не справились с эталоном ни на «5», ни на
«4».

Знакомство
с подсказкой — алгоритмом применения правила о написаниине с
существительными.

Алгоритм применения правила

«Не» с существительными».

Определи,
употребляется ли существительное без не:

А)
если не употребляется, то пиши слитно;

Б)
если употребляется, то

·        
проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

— если есть, пиши раздельно.
— если нет, то

·        
замени существительное синонимом или близким по смыслу словом:

— если можно заменить, пиши
слитно,
— если нельзя, пиши раздельно.

I
вариант

Упражнение
№ 1.

Найдите
неверное утверждение.

Не с
существительными пишется раздельно:

1.     если
слово без не употребляется;

2.     если в
предложении есть союз а;

3.     если есть
противопоставление с союзом а.

Упражнение
№ 2.

Выберите
в каждой строке «лишнее» слово:

1.     а)
ненастье,

б) нелепость,

в) несчастье,

г) небрежность;

2.     а)
недоверие,

б) незнайка,

в) невежда,

г) невежа;

3.     а)
невидимка,

б) невесомость,

в) недруг,

г) незабудка.

Упражнение
№ 3.

Подберите
к данным словам синонимы с приставкой «не», запишите их:

1.     горе —

2.     болезнь

3.     ложь —

4.     враг —

5.     грубость

6.     беспорядок

Упражнение
№ 4.

Выпишите
примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте
знаки препинания:

1.     Мне
хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если
голова пуста то голове ума не придадут места.

2.     (Не)котёл
варит а стряпуха.

3.     (Не)силой
борются а умением.

4.     Замёрзший
бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит
лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

Упражнение
№ 5.

Спишите
предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в
написании «не» с существительными, объясняя орфограмму № 32
графически:

1.     Слёзы не
годования навернулись на его глаза.

2.     Всё
внимание его устремилось на не приятеля.

3.     А
народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

Упражнение
№ 6.

Раскройте
скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?

1.     (Не)орёл,
(не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.

2.     Без
труда (не)вынешь рыбку из пруда.

3.     Ученье
свет, а (не)ученье тьма.

Упражнение
№ 7.

Творческая
работа:

Придумать
сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени
существительного».

II
вариант

Упражнение
№ 1.

Найдите верное
утверждение
.

Не с
существительными пишется раздельно:

1.     если
слово без не употребляется;

2.     если в
предложении есть союз а;

3.     если
есть противопоставление с союзом а.

Упражнение
№ 2.

Выберите
в каждой строке «лишнее» слово:

1.     а)
неграмотность,

б) невольник,

в) несчастье,

г) невежливость;

2.     а)
недочёт,

б) неприсоединение,

в) неволя,

г) независимость;

3.     а)
непогода,

б)
недобросовестность,

в) несуразность,

г)
нерешительность.

Упражнение
№ 3.

Подберите
к данным словам синонимы с приставкой «не», запишите их:

1.     Того,
кто не доучился, называют

2.     Того,
кому не сидится на месте, называют

3.     Того,
кто ничего не знает, называют

4.     То
чувство, которое вызывает сильное раздражение, называют

5.     Выдуманное
сообщение называют

6.     Неудачное
стечение обстоятельств называют

Упражнение
№ 4.

Выпишите
примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте
знаки препинания:

1.     (Не)совместимость
характеров вот что им мешало работать.

2.     (Не)работа
сушит а забота.

3.     (Не)печь
кормит а руки.

4.     Все мы
порою как дети
Часто смеёмся и плачем
Выпали нам на свете
Радости и (не)удачи.

Упражнение
№ 5.

Спишите
предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в
написании «не» с существительными, объясняя орфограмму № 32
графически:

1.     Что ты
нам расскажешь ветер не поседа — ветерок?

2.     Заколдован
не видимкой дремлет лес под сказку сна.

3.     Опять
гудит бушует не погода.

Упражнение
№ 6.

Раскройте
скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?

1.     Это была
(не)гроза, а стремительный, предательский ураган.

2.     Отец
сегодня явно (не)(в)духе.

3.     Пейзаж —
(не)довесок к прозе и (не)украшение.

Упражнение
№ 7.

Творческая
работа:

Придумать
сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «Не в стране Имени
существительного».

III
Домашнее задание:

(творческого
характера) найти указанные сочетания слов во фразеологическом словаре или
попытаться самим объяснить их значение, составив с ними предложения: не в
ладах, не по сердцу, не под силу, не по душе, не на шутку, не в меру, не с
руки, не по нутру, не в духе.

Урок № 3

(контрольная работа по теме «не с существительными»).

I вариант.

1.
Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки
«не»:

Противник —

Крайнее недовольство —

Горе —

Отсутствие доверия —

Свобода —

Для справок:

неприятель, несчастье, независимость,
неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие,
недоразумение.

2.
Вставьте на место пропусков слова с «не»:

1.     В работе
имеются …

2.     Того,
кто недоучился, называют …

3.     Очень
обидчивого человека, который не терпит шуток, называют …

Для
справок:

Незнайка,
недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа.

3.
Распределите в 2 столбика существительные с «не», указав способы их
написания:

(не)доумение, (не)счастье, (не)верие,
(не)зависимость, (не)поладки, (не)опытность, (не)взгоды, (не)решительность,
(не)годяй.

4.
Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с
«не», распределив их в 2 столбика:

1.     без
«не» не употребляются,

2.     можно
заменить синонимом без не.

А) Я сидел у
окна и с нетерпением ожидал окончания всех приготовлений.

Б) Швабрин стоял
подле меня и пристально глядел на неприятеля.

В) Невежа тот,
кто позволяет себе грубость.

Г) По лицу Веры
Павловны пробежало недоумение.

Д) Ученье в
счастье украшает, а при несчастье утешает.

5.
Найдите случаи раздельного написания существительных с «не», не
соответствующие основному — противопоставлению с союзом а:

А) То была не злость, не страх и не
лютая досада.

Б) Это был не друг мой, а просто
знакомый.

В) В движениях, в голосе, во взгляде
мальчиков чувствовалась не решительность, а робость.

6.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание
«не».

1.     (Не)вежду
никакими лекарствами (не)вылеч_шь.

2.     Пища
ут_ляет голод, знания исц_ляют (не)вежество.

3.     Не всё
(не)настье, придёт и счастье.

4.     Тот идёт
вперёд, кто (не)боится (не)взгод.

7.
Исправьте ошибки в написании «не» с существительными.

1.     В
решен__ задачи допущена не точность.

2.     Во всех
движениях была видна нерешительность, а робость.

3.     Несчастье,
неудача пр_вели учас_ников олимпиады к побед_, а упорные тренировки.

4.     Из-за не
погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.

8.
Спишите, раскрывая скобки.

1.     (Не)смерть
страшна, а страшна твоя (не)милость.

2.     (Не)опытность
ведёт к беде.

3.     Умный с
одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.

4.     (Не)скромность
звучала в словах Степана, а гордость.

5.     (Не)знание
— (не)порок, (не)желание узнать — большой порок.

6.     И на
волю приходит (не)воля.

7.     Это
(не)досада, (не)злость, (не)страх, а просто (не)доумение.

8.     С
путешественниками приключилось (не)счастье.

9.     Не бойся
(не)боли, а бойся воли.

10. (Не)знакомец
посмотрел на нас и отвернулся.

II вариант.

1.
Подберите к существительным близкие по смыслу слова, начинающиеся с приставки
«не»:

Случайная ошибка —

Рассеянность —

Подчинение —

Грубость —

Ложь —

Для справок:

неприятель, несчастье, независимость,
неправда, неволя, невоспитанность, негодование, непонимание, недоверие,
недоразумение.

2.
Вставьте на место пропусков слова с «не»:

1.     Того,
кому не сидится на месте, называют …

2.     Того,
кто ничего не знает и не умеет, называют …

3.     Знайка
дорожкой бежит, а … на печке лежит.

Для
справок:

Незнайка,
недоучка, недостатки, недотрога, недочёты, невежда, непоседа.

3.
Распределите в 2 столбика существительные с «не», указав способы их
написания:

(не)видаль, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность,
(не)внимательность, (не)нависть, (не)дуг, (не)справедливость, (не)ровность.

4.
Выпишите из предложений случаи слитного написания существительных с
«не», распределив их в 2 столбика:

1.     без
«не» не употребляются,

2.     можно
заменить синонимом без не.

А) К
беде неопытность ведёт.

Б) Под
дыханием непогоды, вздувшись, потемнели воды и подёрнулись свинцом.

В) Опять
недуг его свалил.

Г)
Холодное рассудочное отношение к злу, несправедливости, бесчестию может
сделать из тебя равнодушного бессердечного человека.

Д)
Невидимкою луна освещает снег летучий.

5.
Найдите случаи раздельного написания существительных с «не», не
соответствующие основному — противопоставлению с союзом а:

А) Не скромность звучала в словах
рассказчика, а дерзкая гордость.

Б) Добро по указу не добро.

В) Не счастье помогло исследователям, а
упорный, настойчивый труд.

6.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте слитно-раздельное написание
«не».

1.     О
(не)удаче сож_леть бе_полезно.

2.     Призн_вая
достоинства друга, (не)закрывай глаза на его (не)достатки.

3.     Умный с
одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок (не)идёт.

4.     (Не)везение
способствует успеху, а труд и упорство.

7.
Исправьте ошибки в написании «не» с существительными.

1.     Не
искренность чу_ствовалась в его словах.

2.     Подкупала
неискренность девочки, а её простота.

3.     Не
знакомец (не)расслышал вопроса.

4.     Не
приятель штурмовал крепость.

8.
Спишите, раскрывая скобки
.

1.     (Не)счастье
помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.

2.     Он
убедился в (не)выгодах бродячей жизни и вернулся домой.

3.     Для нас
всё было ясно, (не)известности уже не было.

4.     (Не)силой
борются, а умением.

5.     Умные
люди ценят (не)праздность, а труд.

6.     Наш
гость отказался от ужина, посетовав на (не)здоровье.

7.     Помогла
вам (не)удача, а хорошее знание местности.

8.     (Не)везение
способствует успеху, а труд и упорство.

9.     (Не)внимание
на уроке — причина многих бед.

10. (Не)воля пьёт
медок, а воля — водицу.

«Не» с именами существительными — правило, примеры

Существительное, как и сло­ва раз­ных частей речи, пишет­ся с «не» как слит­но, так и раз­дель­но. «Не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся слит­но, если явля­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной при­став­кой или частью кор­ня. Раздельное напи­са­ние «не» с суще­стви­тель­ны­ми зави­сит от грам­ма­ти­че­ских усло­вий в контексте.

Слитное написание «не» с существительными

Выясним, от чего зави­сит слит­ное напи­са­ние «не» с существительными.

1. Существительные без началь­но­го «не» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке не употребляются:

В боль­шин­стве этих слов эле­мент не- явля­ет­ся частью корня:

  • невежд а — корень/окончание;
  • нерях а — корень/окончание;
  • нелю­дим — корень/окончание;
  • нена­висть — корень/окончание;
  • ненасть е — корень/окончание

2. Частица «не» в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми исполь­зу­ет­ся в каче­стве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной приставки.

Приставка не- обра­зу­ет новое сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. К нему зача­стую мож­но подо­брать синоним:

  • сча­стье → не сча­стье (беда, горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (враг, противник);
  • прав­да → не прав­да (ложь, обман, враньё);
  • дове­рие → не дове­рие (подо­зри­тель­ность);
  • воля → не воля (плен);
  • про­фес­си­о­нал → не про­фес­си­о­нал (люби­тель, дилетант).

Подобные обра­зо­ва­ния попол­ня­ют сино­ни­мич­ные ряды слов. Заметно, что суще­стви­тель­ные с при­став­кой не- обла­да­ют смяг­чён­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с сино­ни­мом без приставки.

Сравним:

  • успех — не успех, или провал;
  • друг — не друг, или враг;
  • любовь — не любовь, или ненависть.

3. Слитно пишут­ся сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем «неспе­ци­а­лист», «нерус­ский», к кото­рым в рус­ском язы­ке нет сино­ни­мов. Хотя в опре­де­лен­ном кон­тек­сте суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное «нерус­ский» зна­чит «ино­стра­нец», «чуже­зе­мец».

4. Некоторые слова-термины пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

Раздельное написание существительных с «не»

В боль­шин­стве слу­ча­ев части­ца «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся раз­дель­но. В выска­зы­ва­нии она име­ет чисто отри­ца­тель­ное значение:

Этот артист, пою­щий с акцен­том, не француз.

В при­ве­ден­ных при­ме­рах при­сут­ству­ет логи­че­ски под­черк­ну­тое отрицание.

Раздельное напи­са­ние суще­стви­тель­ных с отри­ца­тель­ной части­цей «не» отме­тим при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в предложении:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния с сою­зом «а»

В этой ситу­а­ции он про­явил не сме­лость, а трусость.

2. в при­сут­ствии слов «дале­ко», «вовсе», «отнюдь»

Мне кажет­ся, такое жест­кое отно­ше­ние — это вовсе не любовь к животным.

Критик отме­тил, что это был дале­ко не успех у зрителя.

Отнюдь не соба­ка зары­ча­ла око­ло сто­рож­ки лесника.

3. Отрицательные место­име­ния и наре­чия под­чер­ки­ва­ют отри­ца­ние, обо­зна­чен­ное части­цей «не»

Оказалось, что это нисколь­ко не успех.

Алгоритм определения правописания «не» с существительными

Видеоурок

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Орфограммы. № 32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

№ 32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

Правило, трудные случаи, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

НЕ с существительными пишется слитно в следующих случаях:

· если слов не употребляется без НЕ: невежда, невежа, неверие, невзгоды, недотёпа;

· если слов можно заменить синонимом без НЕ : недруг (враг), неправда ( ложь), несчастье ( беда);

· если слово обозначает лицо и выражает качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления: немарксист, нерусский, неспециалист;

· в словах-терминах: неметаллы, неплатёж;

НЕ с существительными пишется раздельно в следующих случаях:

· если есть или подразумевается противопоставление: не осторожность, а трусость; нет, это не отчаяние;

· в вопросительном предложении, когда отрицание логически подчёркивается: не правда ли?

НО если отрицание НЕ подчёркивается, то слово пишется слитно: разве это неправда? ( то есть ложь).

Подсказка.

· Если НЕ пишется раздельно, то это частица, если слитно, то приставка.

· Не все существительные, которые употребляются без НЕ, могут писаться слитно с данной приставкой (не книга, не молодёжь, не страна и многие другие).

· Запомните часто употребляемые существительные, которые не употребляются без НЕ:

источники:

http://yourwriter.ru/articles/crib/neni/

http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1492-orfogrammy-32-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-sushchestvitelnymi

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка закладка не определена при печати что это
  • Ошибка заменить батарейку в ключе
  • Ошибка замените фотобарабан brother dcp l2500dr
  • Ошибка замените фотобарабан brother 1510r
  • Ошибка замените тонер kyocera 4100