Ошибка в выборе слова это нарушение нормы тест

Лексические нормы и ошибки употребления

Лексика (лексикология) — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка с различных точек зрения:

  • изменение значения слов,
  • их происхождение,
  • пополнение словаря заимствованными словами и т.д.

Лексическими нормами считаются нормы:

  • употребления слов в соответствии с их значениями,
  • уместного употребления слов,
  • правильного выбора слова в зависимости от ситуации общения и т.д.

В речи довольно часто можно встретиться с ошибками, относящихся к этому типу.

Типы лексических ошибок (примеры)

Самыми распространенными здесь можно назвать нарушения:

«В спортзале висела треугольная груша». Сочетание треугольная груша неверно, так как в значение слова груша не входит понятие формы треугольная.

«Н. занял первое место (пропущено слово в олимпиаде) по английскому языку».

«Характеру Аркадия, как и его отцу, (нужно характеру его отца) свойственна мягкость».

«Белорусский народ будет жить плохо, но недолго».

  • Многословие — неоправданный повтор слова:

Саша сделал хороший доклад. В докладе он привел много интересных фактов. Доклад получился очень хорошим, так как Саша учел все замечания учителя, который предварительно познакомился с докладом. Доклад очень понравился всем нам.

(это неоправданное использование однокоренных слов): Начало сессии начнется в конце этого месяца.

(это употребление ненужных уточняющих слов): «Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом».

  • Неоправданное употребление антонимов:

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.

  • Неоправданное употребление в речи заимствованных слов:

«Он носит бадж полицейского».

«Анакопийская пропасть находится у курортном эпицентре, в Новом Афоне».

  • Неоправданное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики:

Список претензий длинен: подавление протестной активности, схлопывание деятельности неправительственных организаций

  • Неоправданное употребление стилистически окрашенных слов

в частности канцеляризмов — слов с ярко выраженной окраской официально-делового стиля :

За неимением красной розы жизнь моя будет разбита (использование отыменных предлогов).

Необходимость усиления внимания изучению… (использование отглагольных существительных).

Я обязательно поговорю с ним по этому вопросу (употребление универсальных слов).

От неизвестного вируса скончался петух.

  • Ошибки на неверное использование синонимов, многозначных слов, омонимов и паронимов

«В ее разговоре Мартыну главным образом нравилась важная манера произносить букву р , словно это была не буква, а целая галерея, да еще с отражением в воде». (Произошло смешение понятий «звук» и «буква». Речь идет о звуке «р» и его произнесении).

Опасения врачей не оправдались

«Реконструировал этот провинциальный клуб районный зодчий» (В данном контексте предложения следует употреблять слово «архитектор»).

  • Неверное употребление многозначного слова или омонима:
  • Смешение паронимов — слов, близких по звучанию, но различных по значению:

Приносим извинения за предоставленные неудобства

Наша презентация:

Разгадать онлайн кроссворд и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Неточный выбор слова и нарушение лексической сочетаемости

Неточный выбор слова — выбор слова без учета его лексического значения. Эта ошибка возникает, если говорящий (пишущий) употребляет слово, не зная значения, закрепленного в литературном языке. Автору ошибочного высказывания кажется, что он использует слово верно. Например: Мы осуждены многими причинами на взаимодействие между отделами (вместо: вынуждены по многим причинам взаимодействовать). Свидетель Петрова занимала подсудимой большие суммы денег (вместо: давала в долг).

Интенсивный приток в современную речь иноязычной лексики увеличивает количество лексических ошибок. Правильное использование заимствованных слов представляет известные трудности, одна из которых связана с незнанием значений иностранных слов и неоправданным употреблением их в том или ином контексте. Это приводит к двусмысленности или разрушению смысла фразы: Потерпевшему инспирировали необходимость изменить показания (неуместно инспирировали вместо внушили). В результате конвенции происходит быстрое нагревание воды (ошибочно конвенция (международное соглашение, договор), следует использовать слово конвекция — перенос теплоты потоками жидкости).

Соблюдение лексических норм предполагает точное знание значения слова, а также строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи слов-заимствований.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соединяться друг с другом по смыслу. В русском языке выделяются слова со свободными и несвободными (связанными) лексическими значениями. Например, глагол купить имеет свободное лексическое значение, так как может сочетаться с разными словами: купить автомобиль/компьютер/книгу; купить на рынке/в магазине/в салоне, — а глагол искупить связанное лексическое значение, так как может сочетаться только с одним словом: искупить вину. Слова со свободными значениями обладают широкой сочетаемостью. Однако «свобода» слова не абсолютна, при выборе слова необходимо учитывать их смысловые и стилистические особенности.

Сочетаемость слов ограничена:

  • 1) смысловой несовместимостью: чувствовать себя разумно, бездетные родители, веселое тело и др.;
  • 2) несовместимостью противоположной отрицательной и положительной оценки в значениях слов: настоящий сообщник, закоренелый герой и др.;
  • 3) стилистической несовместимостью: возвести тюрьму, познать инструкцию и др.

Слова со связанными лексическими значениями обладают ограниченными возможностями лексической сочетаемости. Это объясняется сложившимися языковыми традициями (можно причинить горе — нельзя причинить радость, можно потупить голову — нельзя потупить руку). Слова со связанными лексическими значениями входят, как правило, в состав фразеологических оборотов: заклятый враг, закадычный друг — нельзя поменять местами элементы этих словосочетаний.

В литературном языке, наряду с фразеологизмами, существуют устойчивые сочетания типа получать доход — зарабатывать деньги, играть роль — иметь значение и др. При построении фразы необходимо употреблять устойчивые сочетания в соответствии с установившимся в литературном языке их лексическим составом.

Несоблюдение правил лексической сочетаемости приводит к нарушению норм словоупотребления, например: Юридическая фирма предлагает услуги по самым дешевым ценам. На новом предприятии выполняют разную продукцию. Ошибки в приведенных фрагментах возникают в результате смешения выражений дешевые товары — низкие цены и выполнять заказы — выпускать продукцию.

При анализе типов лексических ошибок важно уметь отличать неточный выбор слова от нарушения лексической сочетаемости. В первом случае в конкретном предложении не подходит по смыслу выбранное слово, но оно может существовать в другом контексте в таком сочетании. Например: В зале суда собрались где-то пять свидетелей — неверно. Пять свидетелей собрались где-то обсудить выступление — верно (т.е. точное место встречи неизвестно). Нарушение лексической сочетаемости свидетельствует о том, слова ни при каких обстоятельствах не могут быть соединены по смыслу, например: Он большую роль возлагал на суд присяжных (нарушение устойчивых оборотов речи возлагать надежды, играть роль).

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

источники:

http://studme.org/129400/literatura/netochnyy_vybor_slova_narushenie_leksicheskoy_sochetaemosti

http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/

Очаковская Надежда Станиславовна

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназии № 4 г. Красноярска

Класс: 10

Аннотация:

Данное практическое занятие (тест, ответы к тестовым заданиям) предполагает

комплексное повторение по теме: «Лексические нормы современного русского языка.

Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок», что очень часто вызывает

трудности при выполнении заданий в формате ГИА11. При помощи выполнения

практических заданий учащимся предоставляется возможность вспомнить изученные

правила и закрепить навыки норм словоупотребления.

Тема урока: «Лексические нормы современного русского языка. Культура речи и проблема

преодоления речевых ошибок» (продолжение урока).

Цели урока: комплексное повторение по теме ««Лексические нормы современного русского

языка. Культура речи и проблема преодоления речевых ошибок».

Задача: подготовка к ГИА – 11.

Целевая аудитория: 10 класс.

ТЕСТ

1. Отметьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.

1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.

2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.

3) Во время сессии голова идет кругом.

4) Он летел на лекцию изо всех сил.

2. Укажите предложения с тавтологией.

1) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть.

2) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость.

3) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как

издержки войны.

4) И это реальная действительность.

3. Найдите предложения с речевой избыточностью.

1) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.

2) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.

3) Лекции по химии я предпочту футбольный матч.

4) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

4. Определите предложения с многозначными словами.

1) Подражать крикам животных Ваня обучился у деда.

2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри не любят, когда их надувают.

4) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.

5. Найдите предложения с речевыми недочетами.

1) Сейчас мы заняты строительством новых сооружений.

2) Девушка живет в органической связи с миром природы.

3) В городе недавно прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои Федоровой попрежнему остается загадкой.

6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция не лучшая стратегия научного поиска.

1. Качество речи, призванное регулировать речевое поведение:
а) уместность +
б) логичность
в) строгость

2. Немотивированное употребление одних и тех же слов в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, называется:
а) многословием
б) лексическими повторами +
в) тавтологией

3. Если различия между СМИ основаны на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов, то в периодической печати представлена:
а) единичная знаковая система: язык в устной форме
б) триада: устная речь + естественные звуки + музыка
в) двоичная знаковая система: язык в письменной форме и иконические знаки +

4. Синтез народно-разговорного языка и церковнославянского языка осуществил:
а) Ломоносов
б) Лермонтов
в) Пушкин +

5. Закон … гласит, что из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным, и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время:
а) достаточного основания
б) взаимозаменяемости
в) исключенного третьего +

6. Современный русский язык существует в нескольких формах, среди которых ведущую роль играет:
а) просторечие
б) литературный язык +
в) литературно-разговорный язык

7. Такое качество речи, как …, обусловливают законы тождества, не-противоречия, исключенного третьего, достаточного основания:
а) последовательность
б) доступность понимания
в) логичность +

8. Речь городского малообразованного населения называется:
а) просторечие +
б) жаргон
в) диалект

9. Жанр письменной разговорной речи, формирующийся общим миром чувства-мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств:
а) письмо
б) текст выступления
в) записка +

10. Овладение … является лингвистическим условием логичности речи:
а) теорией аргументации
б) эвристикой
в) логикой изложения +

11. Жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога:
а) рассказ +
б) замечание
в) признание

12. Использование диалектизмов, грубо-просторечных выражений, жаргонизмов допустимо в:
а) речи юристов
б) языке художественной литературы +
в) официально-деловой речи

13. Охватывающие некоторые имена существительные родовые варианты, употребляющиеся для обозначения лиц женского пола (преподаватель — преподавательница), стилистически:
а) нейтральны, однако в официальных документах, номенклатурных наименованиях для обозначения лиц женского пола следует использовать существительные мужского рода +
б) сниженные, но употребление их в официальных документах возможно
в) сниженные и употребительны только в просторечии

14. Появляющиеся в результате нарушения правил правописания ошибки – это ошибки:
а) стилистические
б) грамматические
в) орфографические и пунктуационные +

15. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Ломоносов +
б) Винокур
в) Ожегов

16. Ошибки, наблюдающиеся в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений:
а) грамматические +
б) орфографические
в) стилистические

17. Ошибки, появляющиеся в результате смешения паронимов, неправильности или неточности в употреблении отдельных слов, незнания точного значения слов, неуместного использования их в речи:
а) орфографические
б) грамматические
в) лексические +

18. Документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, называется:
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

19. В русском языке в числе стилистически окрашенной лексики выделяют лексику:
а) общего употребления
б) межстилевую
в) письменной речи +

20. Лексика, употребляемая в определенной местности, называется:
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

21. Разговоры, происходящие между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например, между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус, относятся к разговорам:
а) предписывающим +
б) информативным
в) и предписывающим, и информативным

22. Речевые жанры и их построение изучаются в:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

23. Жанр разговорной речи, так же как и рассказ, являющийся по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации (в том числе память):
а) совет
б) разговор
в) история +

24. К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся:
а) все тексты, существующие в письменной форме
б) все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы +
в) все тексты за исключением просторечных и диалектных

25. Стандартизация типовой документации проявляется в том, что большая часть текстов делового характера представляют собой:
а) образцы служебных документов
б) тексты, в которых использована экспрессивная лексика
в) готовые формуляры с неизменным текстом и пропусками, которые заполняются в зависимости от конкретной ситуации +

26. Чередование стандарта и экспрессии — неотъемлемая черта:
а) официально-делового стиля
б) публицистического стиля +
в) разговорного стиля

27. Выберите тот знаковый комплекс, который характеризует аудиовизуальные СМИ:
а) тетрада +
б) двоичная знаковая система
в) единичная знаковая система

28. Если нарушается закон тождества, то это приводит к такой логической ошибке, как:
а) необоснованность рассуждений
б) абсурдность высказывания
в) подмена тезиса, подмена обсуждаемой темы другой, несоответствие аргументов доказательства тезису +

29. Нормы литературного языка:
а) складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора +
б) произвольно выбираются учеными и законодателями
в) существуют неизменно в течение последних 300 лет

30. Цитация активно используется в таком стиле:
а) разговорном
б) научном +
в) художественном

Нормы русского языка. Речевые ошибки, вызванные отклонением от нормы.

Avatar

08.06.2022.
Тест. Русский язык, 11 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на знание орфоэпических, лексических и грамматических норм русского языка, умение определять ошибки, вызванные отклонением от языковых норм.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите слово, в котором правильно выделена буква, обозначающая ударный звук.

Варианты ответов
  • щАвель
  • бАловать
  • экспЕрт
  • жАлюзи

Вопрос 2

Укажите слово, в котором буква, обозначающая ударный звук, выделена неверно.

Варианты ответов
  • шкафЫ
  • договОр
  • шАрфы
  • Эксперт

Вопрос 3

Укажите предложение, в котором выделенное слово употреблено неверно.

Варианты ответов
  • Рассказывают много удивительных случаев, в которых тёмное чувство истины спасало невинных вопреки всему.

  • Благодаря бога, она дожила до глубокой старости.

  • Характерный для него расчёт был виден в каждом слове.

  • Подобные мысли посещали меня редко и не были созвучны для моего характера.

Вопрос 4

Укажите предложение, в котором вместо слова военный следует употребить слово воинский.

Варианты ответов
  • Фёдоров был военным человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут солдат его полка.
  • За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.
  • Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.
  • Военная промышленность страны активно развивается.

Вопрос 5

Укажите строку, в которой допущена ошибка.

Варианты ответов
  • в продолжение недели
  • по прошествию месяца
  • благодаря поддержке
  • исходя из фактов

Вопрос 6

Укажите строку, в которой допущена ошибка.

Варианты ответов
  • в довершение всех бед
  • ввиду недостатка средств
  • вследствие распоряжению
  • благодаря везению

Вопрос 7

Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в выборе падежа существительного.

Варианты ответов
  • удобен для отдыха
  • устойчив против действия кислот
  • обсуждать о плане
  • невежественный в области математики

Вопрос 8

Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в выборе падежа существительного.

Варианты ответов
  • ужаснулись его вида
  • закутанный в шубу
  • неспособный к пению
  • отметка по литературе

Вопрос 9

Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в выборе падежа существительного.

Варианты ответов
  • склонный на творчество
  • характерный для подобных людей
  • заплатить за проезд
  • оплатить проезд

Вопрос 10

Укажите строку, в которой допущена ошибка в образовании падежной формы числительного.

Варианты ответов
  • более шестисот участников
  • с восьмистами рублей
  • о четырёхсот пятидесяти книгах
  • сверх пятидесяти процентов

Вопрос 11

Укажите строку, в которой допущена ошибка в образовании падежной формы числительного.

Варианты ответов
  • без ста тридцати единиц
  • в две тысячи одиннадцатом году
  • с восьмидесятью процентами
  • без двухсот пятидесяти пяти страниц

Вопрос 12

Укажите строку, в которой допущена ошибка в образовании падежной формы числительного.

Варианты ответов
  • около семистах километров
  • за тысячу рублей
  • более шестидесяти спортсменов
  • выше трёхсот метров

Вопрос 13

Выберите правильное продолжение предложения.

Глядя на него, …

Варианты ответов
  • …невольно приходила мысль, что он всегда торопится.
  • …я отмечал его постоянную угрюмость.
  • …у меня возникло ощущение, как тяжело он живёт.
  • …уехала машина.

Вопрос 14

Выберите правильное продолжение предложения.

Услышав свою фамилию, …

Варианты ответов
  • …ему стало страшно.
  • …он вздрогнул.
  • …его охватила паника.
  • …с ним случилась истерика.

Вопрос 15

Выберите правильное продолжение предложения.

Глядя на луч пурпурного заката, …

Варианты ответов
  • …блестели волны отражённым светом.
  • …мы стояли на берегу Невы.
  • …гордо и величественно несла свои воды Нева.
  • …гуляя по набережной Невы.

Вопрос 16

Укажите сложное предложение, придаточную часть в котором можно заменить причастным оборотом.

Варианты ответов
  • Целую руку детскую твою за ту любовь, которую отныне ни от кого я не таю.
  • Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах.
  • Я настояла на своём и привела его к отцу, который сидел в своём номере у окна и курил.
  • Как представить без Николая Васильевича кафедру, в одной из комнат которой стояли коллекции, привезённые им из Китая, Индии, Египта!

Вопрос 17

Укажите предложение, в котором нарушены нормы согласования подлежащего со сказуемым.

Варианты ответов
  • Библиотека-музей принимала гостей.
  • Два последних дня пролетело быстро.
  • Студенчество отправилось на каникулы.

Вопрос 18

Укажите словосочетание, в котором нарушены нормы согласования.

Варианты ответов
  • белый кашпо
  • пушистое боа
  • весёлый шимпанзе

Вопрос 19

Укажите словосочетание, в котором нарушены нормы управления.

Варианты ответов
  • по окончании договора
  • согласно контракта
  • по уходе из амбулатории

Вопрос 20

Определите характер лексической ошибки в каждом предложении. Установите соответствие.

1.

непонимание значения слова

2.

смешение паронимов

3.

нарушение лексической сочетаемости слов

4.

неправильное употребление омонимов

5.

употребление слова без учёта его экспрессивной окраски

Варианты ответов
  • В конце письма поставьте свою роспись.
  • Он проявляет к ней жгучий интерес, — ворковала дама, — грезит о ней по ночам, словом, относится индифферентно.
  • «Не открывай свои уста, когда тебя не просят!» — прокричал Иван.
  • На сегодняшнем матче мы несколько раз видели этого игрока в красивой комбинации.
  • Суммы дополнительных платежей взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

Тренировочные  работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

10 класс

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 — 1,3,5,6.7,8,9,10

Ответ:

тест 2- 1,3,5,7,8,9,10

Речевая недостаточность

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,3,5,7

Ответ:

тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

Речевая избыточность

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 — 1,2,3,5,7,8.9,10

Ответ:

тест 2- 1,2,3.4,5.6,8

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10

Лексическая сочетаемость

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

Смешение паронимов

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научно-практическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

9

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в гистологии как часто
  • Ошибка в вот application has failed to start because
  • Ошибка в выборе слова это нарушение нормы орфографической
  • Ошибка в гис мт честный знак что делать
  • Ошибка в вот an unhandled exception is occurred