Ошибка в выборе профессия учитель

Не ошиблась в выборе профессии

У
всех на виду твое имя – Учитель!

И
спрос с тебя строг – честь высока,

И
ноша твоя на миру нелегка.

             Среди
десятков и сотен, принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по
значению, по роли, по влия­нию на судьбу с решением о том, по какой дороге
пойти, какое поприще выбрать. Размышления об этом обыкновенно возникают в том
возрасте, когда начинаешь осознавать себя частью общества, когда стремишься
разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чув­ствуешь потребность
реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.

              Я
думаю, что именно ради такой самореализации мы и живём. А жить просто ради
существования – неправильно. Как говорила моя бабушка, любому человеку необходимо
найти такое за­нятие, которое наполнит его жизнь истинным, подлин­ным смыслом.
И, действительно, каждый из нас хочет не просто жить, но и ощущать ценность
своей жизни, знать, что его деятельность, пре­одоление препятствий,
устремлённость в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него
одного. Только тогда мы чувствуем себя не лишними, а свои способности —
востребованны­ми другими людьми.

              
Передо мной же никогда не стоял вопрос: кем быть. Мой выбор определил один
случай, хотя, наверное, прав был историк Н.Я.Эдельман, любивший повторять, что
каждый в своей жизни рано или поздно должен познакомиться с тем, с кем должен.
Такая встреча и определила всю мою жизнь. Судьба подарила мне возможность
встречи с молодой учительницей, преподавателем французского языка. Глядя на
неё, я удивлялась её умению слушать и слышать ребенка, умению любить каждое
чадо, подходившее к ней по поводу и без  (ведь детское сердце не обманешь: оно
чувствует любовь). Весь её внешний вид, её образ, строй мысли восхищал; и уже
через полгода вопрос (который тогда был очень актуален для будущей
выпускницы-восьмиклассницы): кем быть, на кого пойти учиться отошел в сторону
сам собой и ни разу не возникал. Все было решено! Будучи еще совсем юной
девочкой, я влюбилась в школу, в учительскую профессию.

               Настоящий
педагог оценивает свои успехи успехами своих учеников. Справедливо сказано, что
писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор
– в созданных скульптурах, а хороший учитель в мыслях и поступках людей. Люблю
свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть духовный
рост воспитанников, через годы встречаться с ними, уже взрослыми достойными
людьми.

              Моя
трудовая деятельность сложилась удачно: работала в небольшой сельской школе с
1984 года учителем, потом директором, вырастила и воспитала много  учеников; не
один десяток из них – мои коллеги. Так случилось, что в душе некоторых из моих
учеников зародилось желание быть учителем. Не скрою, приятно осознавать, что
твои выпускники на деле оправдывают надежды учителя, и что именно ты сыграл
какую-то роль в судьбе этих вчерашних девчонок и мальчишек, был им  нужен и
чем-то помог. И где-то в глубине души чувствовать, что хоть небольшая толика не
просто способность специалиста реализовывать полученные знания и умения в сфере
профессиональной деятельности, но и других правил и норм – нравственных –
общечеловеческих ценностей стала их частью и сущностью. Сегодня мне уже не
нужно мечтать о собственном уроке: я стала учителем.

              И вот уже
более 30 лет я на ниве просвещения. По итогам работы награждена Почетной
грамотой управления образования Белгородской области, нагрудным знаком
«Почетный работник общего образования Российской Федерации», нагрудный знак – «Ветеран
труда». В настоящее время  работаю
    преподавателем
иностранного языка в техникуме. Являюсь педагогом – наставником молодых кадров,
имею благодарственные письма, дипломы, грамоты  в обучении и воспитании
студентов. Все эти года были наполнены как светлыми, так и трудными моментами,
но каждый учитель продолжает давать знания, нести разумное, доброе, вечное в
сердца детей. По-моему, сегодня в школах должны работать  люди, влюбленные в
свою профессию, преданные ей. И я считаю, что их надо беречь и ценить! Главное
в работе педагога: любовь к детям и безграничная вера в их возможности,
непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми
и их родителями. В наше время труд педагога очень нелегок. Быть учителем
сложно. Даже если ты чего-то добился, нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо
постоянно идти вперед.

            
 Мы живем в век,
когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для мно­гих свою силу, и
никто не в состоянии с уверен­ностью сказать, что будет через месяц или через
год — человек должен быть подготовлен ко всему…  Но одно я твердо знаю: придет
время, и мы все станем лучше и добрее. И научит этому учитель.  Учитель своим
примером направляет ребенка, учитель учит гуманности, показывает и рассказывает
«что такое хорошо и что такое плохо». А помочь ребенку разобраться во всех
сложностях жизни, различать добро и зло, направить, разъяснить, научить
учиться, разве этого мало? Я думаю, ради этого стоит жить и работать с детьми,
воспитывать молодое поколение. Быть целостной, современной личностью, настоящим
профессионалом, обладать высоким уровнем профессиональных компетенций. «Сейте
разумное, доброе, вечное, сейте! Спасибо Вам скажет сердечный русский народ», —
эти прекрасные слова Николая Алексеевича Некрасова на протяжении многих лет
являются моим жизненным кредо.

             Анализируя
свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой –
необходимо познавать неизвестное. Еще многому предстоит научиться, многое
понять. Я этого совсем не боюсь, полностью к этому готова, потому что очень
люблю свою профессию.

             Сегодня,
вспоминая свои школьные годы, свои юношеские мечты, я  понимаю, что не ошиблась
в выборе профессии. Ведь я считаю, что человек может быть счастливым тогда,
когда он помнит детство, испытывает простые детские радости, позволяет себе
мелкие шалости. А моя работа не позволяет мне забыть тот прекрасный мир
беззаботности и счастья (я каждый день в этом мире), а значит, я твёрдо могу
сказать: Я – УЧИТЕЛЬ! А значит, Я — СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!

Пока человек выберет профессию, по которой пойдет учиться может наломать очень много дров – маленьких, больших и не очень. Родители хотят, чтобы их ребенок как можно лучше устроился в жизни: приносила хороший заработок (может очень хорошо себя обеспечить), работу можно найти легко… Дети хотят найти себе профессию, которая была бы по душе. В некоторых случаях, молодые люди полагают, что главное для них – сделать карьеру, имеют завышенные денежные ожидания и совершенно недостаточную для работы квалификацию после окончания вуза, пренебрегая в данном случае началом работы в студенческие годы за мизерную зарплату и дополнительным обучением.

 

Помимо этого ошибочный выбор профессии связан с ориентацией на:

  • сиюминутные увлечения чем-либо в момент выбора (например, рисованием);

  • компанию сверстников и приятелей, иногда поступающих группами в один вуз;

  • категоричное мнение родителей и друзей;

  • неизменность избранной профессии;

  • на человека, олицетворяющего профессию, но не на саму профессию. Преуспевающий специалист обычно начинает восхождение с нижних ступеней;

  • предполагаемые (а не реальные) личностные и профессионально важные качества (ПВК), т.е. незнание или недооценка своих физических и психических особенностей и недостатков.

Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который выпускник собирается подавать документы, но сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человек сумеет стать профессионалом.

Подросткам следует напоминать, что работать по избранной профессии в условиях конкуренции придется им самим, поэтому профессию следует выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями.

Правильный и обоснованный выбор профессии предполагает учет, по крайней мере, четырех факторов:

  • своих индивидуальных особенностей;

  • конъюнктуры рынка труда, т.е. какие профессии востребованы в настоящий момент;

  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;

  • мнения окружающих (родителей, учителей, друзей и др.) относительно предполагаемого выбора.

Как же выбрать профессию школьникам?

Можно предложить следующий алгоритм выбора профессии, максимально соответствующей желаниям и возможностям школьника:

  1. Познай себя и свои возможности (свои интересы, склонности, способности и др.). В данном случае можно пройти диагностику у психолога в школе, городского центра или специалистов Центра занятости населения.

  2. Составь список подходящих профессий и основные требования к ним. Читай профессиограммы профессий.

  3. Уясни конъюнктуру рынка труда, т.е. насколько и где востребованы данные профессии. В данном случае можно провести анализ источников в интернете и выяснить на консультации у специалистов в Центре занятости населения (в первую очередь это касается маленьких городов).

  4. Используй разнообразные источники информации о профессиях: книги, средства массовой информации (СМИ), кино, встречи с представителями данных профессий, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в учебных заведениях и др.

  5. Сделай осознанный выбор и обсуди его дома, в классе, с приятелями, с врачом, представителями данной профессии и т.д.

  6. Определись с вузом или с сузом, где ты сможешь получить данную профессию.

  7. Посети психолога или консультанта по профессиональной ориентации в школе или городской службе, который проведет диагностику твоих особенностей, посоветует наиболее подходящие тебе профессии. Помимо этого подобную диагностику можно пройти у специалистов Центра занятости населения.

Все предыдущие советы можно совместить с известной многим схемой «Хочу. Могу. Надо».

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных качеств (ПВК) для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо (хочу, могу и надо не совпадают и не пересекаются). Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они пока об этом не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться (совпадают частично). Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между двумя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека (совпадают полностью) – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Помимо этого можно дать несколько советов:

  1. НЕ бойся перемен. С каждым годом количество новых профессий увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будь готов учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющийся, сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

  2. НЕ думай только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

  3. НЕ смотри только на внешнее проявление профессии. За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

  4. НЕ выбирай профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

  5. НЕ бойся никакого своего решения. У тебя есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимай инструкции буквально, придумай свой творческий способ выбора профессии. Разработай собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

Родителям можно дать следующие советы:

Совет 1 — посещайте Дни открытых дверей вместе со своими детьми в учреждениях профессионального образования (не важно, ссуз это или вуз). Даты проведения Дней открытых дверей, в эпоху интернета, можете найти на сайтах данных образовательных учреждений.

Совет 2 – ходите на экскурсии, организованные предприятиями. В данном случае вам и вашему ребенку расскажу непосредственно на живом примере кто, как работает и в каких условия. Иногда бывает лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать и прочесть. В данном случае можете найти данную информацию также на сайтах предприятий, дополнительно позвонив на предприятие и записавшись туда. Школьным психологам можно договориться о групповой экскурсии, что намного проще – привезти определенную группу, в определенный день и время.

Совет 3 – навестите с ребенком профконсультанта и пройдите с ребенком психологическую диагностику и с целью определения качеств личности ребенка, его особенностей, склонностей, профессиональных предпочтений. Специалистов, которые занимаются данной работой можно найти в Центрах занятости, Психологических центрах и службах, а также можно обратится к школьному психологу.

Совет 4 – станьте вместе с ребенком частым гостем на мероприятиях, проводимых Центром занятости населения, Школой, Психологическими центрами.

Совет 5 – систематически интересуйтесь рынком труда вместе с ребенком: какие профессии наиболее востребованы, где они востребованы (город, регион, страна), оплатой труда. Данную информацию вы можете получить в Центрах занятости и на сайтах поиска работы.

 А также хотелось бы отметить следующие книги по проблеме профориентации, выбора профессии и о профессиях, которые могут быть интересны детям и родителям:

  1. Воробьева З.М. Выбери профессию: менеджер по продажам: практическое руководство / З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2013. – 78 с. – (Выбери профессию).

  2. Воробьева З.М. Выбери профессию: Секретарь: практическое руководство/ З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).

  3. Горбунова М.В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. — Изд. 2_е, доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2010.

  4. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб.: Питер, 2008.

  5. Жилина Е.А. Выбери профессию. Юрист: практическое руководство / Е.А. Жилина – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).

  6. Иванова Е. Самопрезентация за 15 минут / Е. Иванова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 185 с. – (Лидер продаж).

  7. Канке А.А., Ковалева И.А. Выбери профессию: Менеджер / А.А. Канке, И.А. Ковалева – М.: КНОРУС, 2014. – 78 с. – (Выбери профессию).

  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся ст.классов сред. школы – М.: Просвящение, 1990.

  9. Медведев М.Ю. Выбери профессию: бухгалтер / М.Ю. Медведев – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).

  10. Профессия — учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / под ред. А.С. Роботовой, — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  11. Психология как профессия в Новокузнецке: сб. науч. тр. / под общ.ред. Е.В. Дворцовой; НФИ ГОУ ВПО «КемГУ». – Вып. 2 – Новокузнецк, 2011. – 166 с.

  12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина – М.: Генезис, 2005. – 140 с.

  13. Романова Е.С. – 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПБ.: Питер, 2007.

  14. Твоя профессия – юрист: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Я. Казанцев, Л.А. Казанцева, П.Н. Мазуренко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  15. Тундалева В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 205 с. – (Психологический практикум).

  16. Филимонова Е.И. Выбери профессию. Банкир. Практическое руководство/ Е.И. Филимонова – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).

  17. Шифф Н.Р. Странные профессии / Нэнси Рика Шифф; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 144 с.

  18. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектория дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: учеб.пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центра «Академия»; Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

Содержание

  • 1 Незнание мира профессий
  • 2 Ориентация на престижность профессии
  • 3 Выбор под давлением окружающих
  • 4 Идти по стопам своего кумира
  • 5 Пойти учиться «за компанию»
  • 6 Желание учиться только в определённом месте
  • 7 Устаревшая или неправильная информация о профессии
  • 8 Учитывание только видимой стороны
  • 9 Отсутствие желания разобраться в себе
  • 10 Неправильная оценка своих способностей
  • 11 Привязанность к любимому школьному предмету
  • 12 Незнание перспектив и требований рынка труда
  • 13 Игнорирование собственных способностей и интересов
  • 14 Слушать некомпетентных в проблемах выбора профессии людей
  • 15 Продолжать семейные традиции против своей воли
  • 16 Относиться к профессии, как к единственно возможной
  • 17 Недооценка своих физических особенностей и возможностей
  • 18 Несвоевременность выбора или форс-мажор
  • 19 Ориентировка только на зарплату
  • 20 Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь
  • 21 Учиться только ради корочки о высшем образовании
  • 22 Полезные советы для избежания ошибки выбора профессии

Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. В этой статье мы приведём наиболее распространённые ошибки, которые допускают школьники, абитуриенты, да и взрослые люди тоже, пытаясь найти ответ на извечные вопросы «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».

Как правило, все нижеперечисленные ошибки выбора профессии не зависят от возрастной группы, но встречаются и уникальные варианты, которые, например, могут быть совершены только выпускниками школ, например, пойти учиться за компанию с друзьями или наперекор родителям. В конце статьи находятся полезные советы, которые призваны помочь предотвратить большинство ошибок, представляя собой небольшую дорожную карту с описание пошаговых действий для достижения цели.

Если же вы хотите начать знакомство с огромным миром профориентации в целом, то рекомендуем предварительно прочитать нашу статью «Что такое профориентация», в которой в кратком виде изложены все основные понятия, базовые ошибки выбора профессии и текущая ситуация с профессиональным самоопределением в России.

Незнание мира профессий

Одна из самых основных и распространённых ошибок выбора профессии, из которой и следуют многие другие. Многие школьники, приближаясь к выпускным классам и необходимости сдавать единые государственные экзамены (ЕГЭ и ГИА), слабо представляют себе какие вообще бывают профессии и что происходит на рынке труда в настоящее время. Ситуацию усугубляет необходимость срочно определиться с набором сдаваемых экзаменов, требуемых для поступления в ВУЗы и продолжения обучения на определённую специальность.

Мир профессий

Для более успешного выбора и начального ознакомления с интересными и подходящими именно Вам профессиями можно порекомендовать пройти бесплатные психологические тесты на профориентацию и подробно ознакомиться с богатым миром предлагаемых специальностей в нашем Каталоге профессий. Для ещё более точного выбора обязательно воспользуйтесь услугами квалифицированных психологов – профконсультантах. В каждом городе и практически каждом учебном заведении есть соответствующие службы и специалисты. Государственные службы занятости также могут помочь в решении этого вопроса.

Ориентация на престижность профессии

Яркий представитель ошибок при выборе профессии. Очень часто молодые люди при выборе будущего карьерного пути ориентируются исключительно на престиж той или иной профессии. В результате на рынке труда оказывается огромное количество свежевыпущенных специалистов, которые ходят на работу как на каторгу, мечтая о пятнице и смене карьеры. Обычно в категорию престижных профессий попадают юристы, финансисты, маркетологи, банкиры, сфера шоу бизнеса и прочие подобные. Бесспорно это хорошие профессии, но подходят они далеко не всем и не стоит выбирать опираясь исключительно на престижность. Как минимум существуют ещё такие же важные понятия как востребованность на рынке труда, интерес к профессии, физические и умственные предрасположенности к той или иной профессиональной сфере.

Выбор под давлением окружающих

Ошибки выбора профессии - выбор под давлением окружающихОбычно в роли окружающих оказываются родители, искренне и от всей души желающие пристроить своего любимого ребёнка в наилучшую, на их взгляд, сферу деятельности. К сожалению, очень часто при этом не рассматриваются интересы, таланты, возможности и стремления самого ребёнка, что приводит к ссорам в семьях или необходимость переучиваться и менять профессию впоследствии.

Ещё хуже, когда родители пытаются воплотить свои нереализованные мечты молодости в ребёнке. В таких случаях ребёнку необходимо уметь отстаивать свою точку зрения защищая свои интересы. Сложно учиться против воли, а работать ещё сложнее.

Идти по стопам своего кумира

Обычная ошибка выбора профессии для школьников, когда влюблённость или другая увлечённость другим человеком (нравящийся учитель, актёр, певец и т.д.) может предопределить желаемую профессию или сферу деятельности. Однако на самом деле интерес к человеку и интерес к профессии соответствуют даже меньше чем никак и во время обучения может наступить разочарование.

Если есть возможность, то стоит поговорить со своим кумиром, расспросить его о работе и её требованиях, посоветоваться стоит ли выбрать такую же профессию и куда лучше пойти учиться. В качестве программы минимум обязательно необходимо узнать о профессии как можно больше, возможно она окажется не такой интересной, как казалась издалека. Конечно же, при этом необходимо здраво оценивать свои возможности, интересы и стремления, а также желательно пройти несколько профориентационных тестов и побеседовать с грамотным психологом-профконсультантом.

Пойти учиться «за компанию»

В случаях, когда интересной профессии так и не нашлось, а определиться с экзаменами и поступлением в ВУЗ нужно срочно, выпускники школ выбирают варианты ЕГЭ для сдачи и университеты для поступления за компанию со школьными друзьями. Иногда такой вариант оказывается неплох, так как в уже сложившейся приятной компании учиться проще и веселее, а там, возможно, и профессия понравится.

Ошибки выбора профессии - пойти учиться за компаниюУвы, намного чаще получается совсем по-другому: с интересом и успехом поглощающие новые знания школьные друзья вырываются вперёд и обзаводятся новыми знакомыми, с которыми можно обсудить услышанное на лекции, организовать совместный проект или устроить эксперимент в то время, как друг детства, не обладая соответствующими талантами, плетётся в хвосте без возможности поучаствовать в совместной деятельности.

По сути, данная ситуация это уход от личной ответственности и перекладывание её на других. Но окружающие совершенно не могут нести всю полноту ответственности за столь нелёгкий выбор каждого человека, как выбор профессии. Получается лотерея, в которой может и повезти, но гораздо чаще билет оказывается без выигрыша.

Такие ошибки выбора профессии совершаются ещё вследствие недостаточной работы как школьных психологов и учителей, которые не обеспечили нужный уровень профориентационных занятий, так и родителей, которые пустили процесс определения с профессией школьника на самотёк и не принимали в нём активно участие.

Желание учиться только в определённом месте

Типичные ошибки выбора профессии - желание учиться только в определённом местеЖелание учиться в определённом колледже или ВУЗе само по себе похвально, так как оно говорит о проявленном интересе и проведённом сборе информации. Другое дело, что в понравившемся учебном заведении может просто не оказаться подходящей и интересной программы обучения. Несколько сглаживают проблему федеральных университеты, которые охватывают широкий спектр профессий гуманитарных и технических направленностей, а также владеют отличной материально-технической базой для обучения. Но и они не могут научить многим узким специальностям, которые, как правило, преподают отдельно выделенные учебные учреждения: врачи, педагоги, юристы и многие другие специальности окажутся недоступными при таком подходе.

Задумайтесь, стоит ли старое, красивое здание или наличие бассейна для студентов того, чтобы пойти учиться на неинтересную или далекую от желаемой специальность.

Устаревшая или неправильная информация о профессии

Мир профессий не стоит на месте и непрерывно меняется. Одни специальности уходят в прошлое, другие только появляются. С развитием науки и появлением новых методов постоянному изменению подвергаются практически все имеющиеся на современном рынке труда профессии.

Поэтому в процессе определения необходимо хорошо знать, что представляет собой та или иная профессия в настоящее время. В этом может помочь наш Каталог профессий или же можно самостоятельно найти в интернете требования к специалистам, описание процесса работы или сходить на ярмарки вакансий и дни открытых дверей на интересующих предприятиях. Таким образом, возможные ошибки выбора профессии из-за незнания текущего положения дел будут сведены к минимуму.

Учитывание только видимой стороны

Многие любят помечтать о карьере известного актёра, певца или ведущего. Действительно, на первый взгляд представители подобных профессий легко собирают полные залы и получают большие гонорары, но немногие при этом представляют настоящее положение дел и огромное количество закулисной работы, будь то бесконечные репетиции, разъезды по стране или тренировки для поддержания себя в форме. Не будем забывать и о вынужденной публичности, которая понравится далеко не всем.

Перед тем, как окончательно выбрать предпочтительную сферу деятельности необходимо как можно подробнее изучить её как можно подробнее со всех сторон.

Отсутствие желания разобраться в себе

Ошибки выбора профессии - отсутствие желания разобраться в себеФундаментальная ошибка выбора профессии, когда по тем или иным причинам человек отказывается разобраться в себе, выделить свои сильные и слабые стороны. Одной из таких причин может быть избегание ответственности за совершённый выбор и перекладывание её на других. Другой причиной может быть общая неуверенность в себе и сильно заниженная самооценка. В любом случае результат выбора, скорее всего, будет неудовлетворительным, сделанным без оглядки на объективную реальность, а работа не будет приносить радость и удовлетворение.

Помощь в выборе профессии в таком случае может прийти от хорошо знакомых людей, таких как родители, другие близкие родственники, друзья, коллеги. Но гораздо лучшим выбором будет пройти психологические профориентационные тесты с последующей объёмной консультацией опытного психолога – профконсультанта, вместе с которым получится выделить наиболее выраженные и важные особенности личности и подобрать профессию на их основе.

Неправильная оценка своих способностей

Неправильное оценивание своих сильных и слабых сторон может привести к ошибочному выбору профессии и, как следствие, неудовлетворённости от процесса трудовой деятельности и понижению качества жизни. Если Вы неуверенно общаетесь с другими людьми и предпочитаете книги общению, то вряд ли стоит выбирать профессию журналиста или учителя.

Ошибки выбора профессии также происходят при заниженной или завышенной самооценке, которая мешает адекватно определить имеющие таланты и способности к тому или иному виду деятельности. Как и в других случаях помогут решить проблему профориентационные тесты онлайн или в письменной форме, а также обязательная беседа с профконсультантом.

Привязанность к любимому школьному предмету

Частые ошибки выбора профессии - Привязанность к школьному предметуПрофессий существует в разы больше, чем школьных предметов, к тому же многие специальности в своей деятельности охватывают множество направлений и соотносить их с конкретным предметом весьма затруднительно.

Например, даже если самым любимым языком в школе был иностранный язык, то выбор профессии не ограничивается одним лишь переводчиком. Вариантов намного больше: от экскурсовода и переводчика до дипломата и посредника между отечественной компанией и иностранными предприятиями.

Определиться с желаемым видом деятельности и выбрать конкретную специальность помогут сервисы типа нашего Каталога профессий, в котором собраны самые популярные профессии России с подробным описанием и примерами деятельности. Также перед окончательным выбором стоит подробно изучить рынок труда и предлагаемых вакансий, где указываются определённые требования и образование для каждой из вакансий.

Незнание перспектив и требований рынка труда

Правильный выбор профессии, помимо всего прочего, зависит от рынка труда региона проживания и перспектив его развития. При выборе профессионального пути однозначно необходимо анализировать газеты и сайты с вакансиями, описанием профессий и аналитическими материалами про предполагаемые изменения на рынке труда в ближайшие 5-10 лет.

После проведённого анализа может оказаться, что выбранная профессия по прошествии нескольких лет утратит свою популярность или престижность, а найти работу по специальности будет затруднительно. Стоит учитывать и тот факт, что очень часто непрестижные рабочие и технические специальности оплачиваются куда лучше и более востребованы, чем очередной молодой экономист без опыта на перенасыщенном рынке труда.

Таким образом, с помощью анализа рынка труда региона проживания можно избежать ошибки выбора профессии и сделать более удачный выбор с учётом своих стремлений, желаний и возможностей.

Игнорирование собственных способностей и интересов

Основные ошибки выбора профессии - Игнорирование своих способностей и интересовОчень часто при выборе профессии люди сознательно отметают значимость своих интересов и способностей, выдвигая на первый план исключительно уровень заработной платы или эфемерную престижность профессии. Однако достичь вершин при таком выборе способны немногие – банально неприятно и сложно вкладываться в работу, которая неприятна и вызывает отторжение. А при отсутствии заметной отдушины в свободное время такой человек будет постоянно несчастлив, что приведёт к снижению качества жизни.

Простым решением такой ошибки выбора профессии будет выбор именно такой специальности, которая нравится и заниматься которой будет интересно большую часть жизни.

Слушать некомпетентных в проблемах выбора профессии людей

По старой памяти и доброй традиции многие люди готовы дать совет практически по любому поводу. Вот только в таком вопросе, как профессиональное самоопределение слушать советы некомпетентных людей, пусть даже близких и хорошо знакомых, значит только одно – сознательно вредить себе. Ни один человек, не занимаясь этим вопросом профессионально, конечно же, не сможет дать грамотную консультацию, а допущенные в юности ошибки выбора профессии будут сказываться ещё долгое время.

Можно и нужно прислушиваться к мнению о профессии, в которой советующий человек является специалистом. Досужие домыслы, не подтверждённые опытом, знаниями, исследованиями слушать ни в коем случае не стоит. Обратитесь к заслуживающим доверия профессионалам своего дела, которые занимаются этим не один год!

Продолжать семейные традиции против своей воли

Очень хорошее и правильное дело, когда ребёнок идёт по стопам своих родителей. В его распоряжении богатый опыт, наработки и секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей при первых шагах совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные.

Типичные ошибки выбора профессии - Продолжать семейные традиции против своей волиНо в бочке мёда может оказаться и весомая ложка дёгтя, которая перечеркнёт все плюсы такого подхода. Такой ложкой окажется желание ребёнка идти по стопам своих родителей и продолжать семейную династию. Кто-то под напором сломается и примет навязываемые правила игры, кто-то будет воевать за право идти своей дорогой. Главное, чтобы семья не воспринимала такое поведение как предательство и не начала вставлять палки в колёса на пути к профессии мечты. Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву отношений.

Относиться к профессии, как к единственно возможной

Любая сфера деятельности подвержена постоянному изменению и по мере роста опыта, квалификации и продвижения по карьерной лестнице будут меняться и занятия со сферой ответственности. Естественно, что наиболее успешен будет тот человек, который прошёл начальные ступени на отлично.

Кроме непосредственно самой профессии заранее ознакомьтесь с карьерными перспективами и состоянием рынка труда. Будьте готовы к постоянному повышению квалификации, освоению смежных и похожих профессий или даже кардинальному изменению направления деятельности. Всё это превратит Вас в ценного специалиста, который будет всегда востребован и успешен.

Таким образом, не стоит думать, что начальный выбор профессии это единственный шанс, который определит всю дальнейшую судьбу. В любой момент можно будет переучиться на другую профессию или смежную специальности, а допущенные ранее ошибки выбора профессии помогут сделать верное решение.

Недооценка своих физических особенностей и возможностей

Главные ошибки выбора професии - Неправильная оценка физических возможностейВ некоторых профессиях необходимо максимально здраво оценивать свои физические возможности и особенности. Военная служба, спецназ, МЧС, служба в правоохранительных органах требуют отличной физической подготовки. Авиация требует идеального зрения и быстрого мышления. Для творческих профессий обязательно наличие вкуса и соответствующих умений.

Часть профессий может быть освоены при должном настрое и постоянных усилиях на пути к намеченной цели, другие же могут оказаться закрыты навсегда. В таком случае можно освоить близкие или относительно смежные профессии. Например, если не получилось стать лётчиком гражданской авиации, то можно попробовать стать механиком по обслуживанию самолётов, диспетчером или даже стюардом.

Неверная оценка своих физических возможностей может привести к необходимости последующего получения другой специальности, что выльется в потерю времени и финансов.

Несвоевременность выбора или форс-мажор

«Благодаря» плачевной ситуации со школьной профориентацией в нашей стране очень часто выпускники оказываются в ситуации, когда необходимо срочно определяться с желаемой профессией, и, как следствие, набором сдаваемых ЕГЭ. Такая ситуация таит в себе многие ошибки выбора профессии, о которых было написано чуть выше и школьники начинают выбирать профессию наобум, за компанию с друзьями или основываясь на самых лёгких для освоения школьных предметах.

Однозначного решения для тех, кто уже оказался в такой ситуации не существует. Можно срочно пройти профориентационные тестирования и беседы с профконсультантами, на основе которых выбрать профессию и прикинуть возможность сдачи требуемых для поступления ЕГЭ. Другим вариантом можно назвать перерыв в год, который будет потрачен на изучение рынка труда, принятие решения и качественную подготовку к выбранной специальности. Потеря времени очевидна, но она может компенсировать другие временные потери от переучивания в дальнейшем.

Ориентировка только на зарплату

Плохой практикой при выборе профессии является ориентироваться только на размер будущей заработной платы. Во первых указанная в вакансиях зарплата соответствует специалистам с опытом и до неё ещё нужно дорасти. Во вторых учиться на нелюбимую или нелёгкую для освоения специальность будет сложно морально и физически. В третьих работать исключительно ради денег, не получая от работы совершенно никакого удовлетворения приводит к быстрому эмоциональному выгорания с непредсказуемыми последствиями.

Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь

Очень часто молодые люди выбирают профессию в пику высказываниям родителей или других значимых людей типа «Да ты считаешь с трудом, какой из тебя программист?», «Два слова связать не можешь, а хочешь в журналистику!», «Да тебе в жизни не стать хорошим специалистом, ты ничего не умеешь!». Иногда такие высказывания соответствуют действительности, иногда говорятся в порыве эмоций, чтобы уязвить человека.

Выбор, совершаемый с целью доказать окружающим, что они были не правы это плохой выбор, так как работать на нелюбимой или слишком сложной работе придётся совсем не людям, дававшим неприятные комментарии.

Учиться только ради корочки о высшем образовании

Ошибки выбора профессии - учиться только ради дипломаСреди всех имеющихся ошибок выбора профессии эта относится в основном к России. У нас сложилась ситуация, в которой наличие высшего образования является необходимым требованием многих вакансий, даже если объективно оно не нужно. Иногда доходит до абсурдных ситуаций, когда диплом о высшем образовании в обязательном порядке требуют для сотрудников службы уборки или других профессий, требующих исключительно прикладного опыта и образования.

Ещё одним усугубляющим фактором становится угроза службы в армии для парней, единственным шансом оттянуть которую становится поступление в высшее учебное заведение и всеми правдами-неправдами учиться в нём до наступления 27 лет. В результате на выходе получаются отлично подготовленные специалисты с уклоном в научную деятельности и имеющимися диссертациями, но которые не видят себя и не планируют работать в этой сфере.

Полезные советы для избежания ошибки выбора профессии

Подытоживая все вышеперечисленные типичные ошибки выбора профессии, можно сказать, что выбор профессии это очень сложный и ответственный шаг, подходит к которому стоит максимально ответственно и серьёзно.

Можно вывести несколько простых правил и советов, которые помогут избежать большей части ошибок:

  1. Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях.
  2. Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе.
  3. Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.
  4. Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.
  5. Для подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности профессии.
  6. На основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное заведение для получения высшего образования и узнать необходимый набор ЕГЭ для поступлений.
  7. Хорошо подготовиться по выбранным предметам и сдать единые государственные экзамены на максимально хороший результат.
  8. Поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице.

Надеемся, что вся представленная выше информация была Вам полезна и ошибки выбора профессии совершаться не будут.

«Мой выбор педагогической профессии»

«Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама»

Джованни Руффини.

Выбор профессии – это важное и ответственное решение, которое хотя бы раз в жизни принимает каждый человек. Выбирая свой профессиональный путь, мы, сами того не осознавая, решаем, как мы проживем оставшуюся жизнь: несчастливо или печально, собираясь каждый день на работу с тяжелым чувством отвращения, или легко и радостно, просыпаясь по утрам в предвкушении окунуться в любимое дело. Не зря говорят, что счастье это когда утром хочется идти на работу, а после работы – домой. Правильно выбранная профессия подобна перчатке, которая точно подходит к руке – не жмет, удобна и красива. Сделать правильный выбор нелегко. Скажу одно – я с детства мечтала стать учителем. Все мои игры были связаны с этой профессией. Почему? Да потому что, оказывается, по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. Просто мне вовремя не сделали прививку. Я – дочь учителя, который всю душу, все свое здоровье до мельчайшей капли посвятил этой профессии. Передо мной и во время обучения в университете, и после принятия на работу стоял и стоит образ моей матери – моего единственного близкого человека. Она высветила дорогу многим своим ученикам, при этом сгорев сама.

Почему же я учитель? Ответ прост: только учитель зажигает внутри человека источник, он отдает не только знания, но и дарит Надежду, Веру. Он наполняет жизнь Любовью и Добротой. Дети только наполовину перенимают ценности у родителей, остальное приходит от учителя. Сегодняшний учитель должен вдохновлять, облагораживать. Улыбайтесь, учителя! В атмосфере скуки и недоброжелательства очень неуютно. Я всегда вспоминаю слова Мюнхгаузена: «Серьезное лицо – еще не признак ума, господа! Все глупости на Земле делаются именно этим выражением». Современный учитель должен уметь улыбаться и интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.  Это трудно! А ведь часто вместо глубокого поклона и восторга учитель испытывает неуважительное отношение к себе.

Оглянемся вокруг… Мы уже твердо шагаем по XXI веку, уже родилось новое поколение. Но среди нас все так же живут и здравствуют все те же герои знакомых нам романов. Учительское сердце, подобно свече, учит жить полноценной жизнью в современных условиях, думать и делать выбор.

Кто-то скажет, что можно взять любую информацию из учебников, Интернета, посмотреть все в «он-лайн», не выходя из дома. Да и на уроках можно обойтись только компьютерной программой, которая и проверяет, и оценивает. Но поймите: ничто не может заменить слово учителя. Только учитель может научить любить этот мир и с любовью изучать его, используя, конечно же,  современные технологии и ИКТ.

Учитель нужен для создания в учениках человечности! А это широкая дорого со множеством камушков. Но я убеждена, что безграничная вера в ребенка поможет мне справиться с проблемами. Обещаю не подкачать, мама! Обещаю, мои учителя!  Пусть вечно будут дети и веселые звонки. Пусть всегда будет учитель – свеча, которая светит другим… А своей благодарностью ученики не дадут ей сгореть!

Все оставляю за порогом школы

Когда спешу к своим ученикам,

Чтоб подарить минуты вдохновенья

Таким родным и трепетным сердцам.

И формулу я вывела простую

Всем, тем кто посвящает детям жизнь:

Творить, не жить впустую,

Любить и заполнять любовью жизнь.

Вероятно, вы видели немало загнанных школьных учителей. Однако вот парадокс: человека, действительно владеющего такой профессией, она развивает. Развивается и тот, кто формирует в себе педагогическую жилку, чем бы ни занимался в жизни. Он понимает других и знает себя. А преподавание — посильнее, чем духовные поиски на досуге.

Несмотря на походы в школу

Когда-то в нашей стране старшеклассников пытались знакомить с основными, или массовыми, профессиями: водили на экскурсии в больницы и на предприятия; устраивали встречи с известными врачами, строителями… А есть одна такая массовая профессия, при выборе которой, казалось бы, и не надо никаких профориентационных экскурсий. Это профессия педагога. Вроде бы каждый знает, как работают учителя, так что ошибок в выборе быть не должно. И тем не менее огромное количество абитуриентов идут в педуниверситеты не по призванию, от чего, конечно, неизбежно страдают – а кое-кто и всю жизнь себе калечит.

Роль ученика не дает возможности понять ни сути, ни специфики педагогической работы. Да, мы достаточно насмотрелись на учителей и школу, но уровень осознания особенностей профессии всё равно очень низкий: не с чем сравнивать, никогда не задумывались о ней серьезно, нет возможности «влезть в шкуру учителя», почувствовать эту работу изнутри.

Барышня и хулиган

Учитель и ученица возле классной доскиНе секрет: бывшие примерные ученицы-отличницы часто становятся очень плохими учительницами: и сами мучаются, и детей мучают. А вот из бывших хулиганов, которые, будучи учениками, терпеть не могли школу, нередко получаются прекрасные педагоги.

Такая странная, на первый взгляд, закономерность связана с тем, что педагогическая работа – творческая: такая, где нужно не аккуратно исполнять чьи-то приказы, а всегда принимать самостоятельные решения, притом часто в условиях дефицита времени, в остром цейтноте. Есть люди, которым самостоятельность нравится. Но таким людям обычно не нравится учиться в школе: почти ничего не решать самому, подчиняться расписанию, учителям и школьным правилам. Зато самостоятельному человеку может очень понравиться работать в школе. Просто это совершенно другая социальная роль.

А послушная девочка-отличница хорошо исполняет распоряжения, умеет подчиняться – однако в условиях, когда нужно всё решать самой, теряется, чувствует себя плохо, у нее ничего не получается.

Значит, для успешной работы в школе нужно обладать вот таким особым качеством – самостоятельностью. Качество это воспитывается, оно не врожденное, но учиться быть самостоятельным лучше лет с двух-трех, а не с 18-ти. Конечно, всякое бывает, можно измениться и в зрелом возрасте — но так всё же происходит редко. Если вы несамостоятельны и не собираетесь себя мучить, занимаясь самовоспитанием, то вам педагогическая профессия не подходит.

Если вы человек несамостоятельный, но вас это категорически не устраивает, и вы готовы приложить максимум усилий, потратить долгие годы – лишь бы стать самостоятельным, то эта профессия вам более чем подходит: именно поскольку она требует постоянного принятия самостоятельных решений.

Идем в педагоги?

Как вы думаете: учитывают наши абитуриенты подобные закономерности, когда выбирают, куда им поступать? 99 из 100 не учитывают. Просто не понимают этого. А когда поймут? Может быть, никогда. Или годам к тридцати! А у вас есть шанс понять прямо сейчас, только вчитайтесь.

Итак, что же нужно знать, дабы не допустить ошибки в выборе именно педагогической профессии?

Учитель начальных классовЭто очень трудная работа, когда относишься к ней мало-мальски добросовестно. Особенно сказанное касается школьных учителей, и особенно филологов (у них два предмета, большая проверка тетрадей). Подумайте: готовы ли вы отдавать своей работе большую часть своего времени, сил, своей души и ума?

Если вы не считаете профессию педагога очень интересной, она вас изначально не увлекает, вы, скорее всего, не выдержите ее трудностей. Учтите: чтобы быть успешным в ней – нужно романтически относиться к ней, нужно ее идеализировать. Идеализм – доказано – чрезвычайно помогает преодолевать практические житейские трудности, дает человеку веру и духовные силы. Его у вас нет? Не стоит вам подавать документы в педуниверситет.

Вы интересуетесь математикой, языками или, скажем, компьютерами, техникой, но не интересуетесь людьми: вас не увлекают наблюдения за разными людьми, вы не пытаетесь их понять, разгадать особенности их характеров; не любите художественную литературу, равнодушны к психологии – увы, тогда из вас не выйдет хорошего педагога. Вы можете стать учителем-урокодателем, который прилично знает свой предмет, но безразличен к своим ученикам. Плохим учителем. А в другой области – в научной работе, например, или в бизнесе – вы могли бы достичь значительно большего. Хорошим учителем становится лишь тот, кто интересуется людьми – больше, чем чем-либо другим; кого увлекают психология, внутренняя сложность и непредсказуемость человека. Хороший педагог – всегда человековед.

Педагогическая профессия может очень много дать «для души»:

  • она весьма способствует самосовершенствованию: разумеется, коли есть желание совершенствоваться. Для тех, кто испытывает проблемы в общении, застенчив, зажат, но в то же время полон решимости избавиться от таких недостатков, это самая лучшая профессия;
  • педагог постоянно общается с самыми разными людьми, разного возраста: его работа – непрерывное общение. А ведь общение совершенно необходимо человеку, он не может жить без него – словно без воздуха. Учителю не нужно в свое свободное время искать себе где-то друзей: его друзья – его ученики;
  • как я уже сказал, это ответственная работа, идеальная для тех, кто хочет работать именно творчески, постоянно думать, искать, принимать нестандартные решения. Если же вы хотите автоматически-легкого, привычно-размеренного труда, эта профессия вам не подходит;
  • за один день в школе происходит нередко столько событий, что иному их хватило бы на год. Что ж, хорошее дело для активных натур, для тех, кто любит неожиданности и, кто хочет приключений;
  • это одна из тех профессий, которые дают жизни содержание и смысл. Более того, эта работа может стать главным содержанием и смыслом жизни – и даже сделать человека счастливым;
  • наконец, преподавание – объективно очень важная профессия, и, когда вы в нем кое-чего достигнете, вы будете ощущать себя по-настоящему нужным, полезным и значительным человеком: хороший учитель в жизни своих учеников значит очень много.

Кто выбрал педагогическую профессию не по призванию, поистине добровольный мученик. Учитель каждый день приходит к детям: и как же они его не будут уважать, или даже презирать? Смеяться над ним? Это профессия опасная: она может помочь человеку выстроить свою Личность, но именно поэтому может личность и разрушить.

Учительство имеет ряд достаточно очевидных отрицательных черт:

  • низкий социальный статус (во всяком случае, в России);
  • низкий уровень оплаты;
  • непрестижно;
  • ограничены возможности карьерного роста;
  • отнимает много сил и времени.

Какие нужно иметь способности, чтобы стать хорошим учителем?

Учитель объясняет ученикам тему урокаА. Эмпатия. Малопонятное для современной науки свойство, которое состоит в умении ощутить состояние (прежде всего, эмоциональное) другого человека будто свое. За счет чего это достигается, непонятно: эмпатия – не наблюдения за людьми и анализ этих наблюдений, не интеллектуальный акт, а чисто чувственный: мы как бы по наитию – внезапно – «вживаемся» в собеседника. Так вот, кто совершенно ее лишен, для кого «чужая душа – потемки», кто туп и глух к эмоциональным состояниям другого, тот не может стать хорошим педагогом.

Б. Чувство такта. Интуитивное умение правильно выбрать тон, слова, вести себя в разных ситуациях и с самыми разными людьми. Отсутствие чувства такта для педагога совершенно недопустимо. Правда, тактичности можно научиться – если очень захотеть.

В. Рефлексия. Тоже таинственная способность, основанная на так называемой совести (которую философы-идеалисты считают «голосом Бога в нас»). Кто-то совершил некий поступок; вдруг, неожиданно для себя самого, его это начинает мучить, он размышляет о своем поступке – и в конце концов понимает, почему так делать нельзя было. Такое «самокопание» и есть рефлексия.

К сожалению, большинство современных людей, «услышав» голос своей совести, выходят из положения очень просто: они его заглушают (болтовней, постоянной занятостью, громкой музыкой и пр.) — и никакой рефлексии не происходит. Если вы такой человек и меняться не собираетесь, вы хорошим педагогом не станете.

Г. Наблюдательность. Склонность внимательно смотреть на людей, их лица, жесты, походку, мимику, анализировать увиденное, делать выводы – порой даже неправильные – всё это совершенно необходимо в педагогической работе. Если такая склонность отсутствует, хорошего педагога из вас не выйдет.

Иногда говорят – есть такое расхожее мнение – мол, хорошим педагогом может стать исключительно бойкий, уверенный в себе человек, который любит и умеет командовать и которого слушаются дети. Неправда. Обывательская точка зрения. Необязательно иметь солидную внешность, громкий голос; необязательно, чтобы вас боялись и подчинялись вам. Дети не марионетки: они склонны слушаться любимого и уважаемого учителя. А это достигается повседневным, порой тяжелым, трудом, зато любовь и уважение учеников дают педагогу много радости и даже счастья.

Количество ошибок в выборе профессии огромно, особенно сейчас. Многие молодые люди не представляют себе ясно ни специфики будущего дела, ни качеств, нужных для успешности в нем. Но так не почувствовать себя на своем месте.

Педагогика – массовая профессия, не боги горшки обжигают. Но, прежде чем решить, взвесьте все «за» и «против», хорошенько подумайте. В жизни главное – семья и работа. А выбрать институт – как выбрать невесту или жениха: конечно, лучше по любви – но и расчет (не меркантильный и сугубо прагматичный, конечно) тоже должен быть, нельзя выбирать вслепую.

Если вы уверены, решились, поставили себе цель – стать Настоящим Педагогом, не сомневайтесь: вы выбрали самую замечательную профессию в мире!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в ворде с рисунком
  • Ошибка в генераторе на опель астра
  • Ошибка в выборе профессии учащимся
  • Ошибка в ворде при нажатии на интервале
  • Ошибка в выборе профессии может привести к тому что