Ошибка в выборе профессии учащимся

Беседа
«Ошибки в выборе профессии»

Цель: создание условий для
формирования у учащихся правильных взглядов на выбор будущей профессии.

 Задачи: помочь учащимся осознать
привлекательные и непривлекательные стороны любой профессии; познакомить с
возможными ошибками и их последствиями при выборе профессии; познакомить с
алгоритмом выбора профессии.

1.
Прежде чем приступить к понятию «ошибка», предлагаю вам эпиграф Антона
Павловича Чехова.

Бездарный
ученый, тупица,

прослужил
24 года, не сделав ничего хорошего,

дав
миру десятки таких же бездарных

узких
ученых, как он сам.

Тайно
по ночам он переплетал книги –

это
его истинное призвание: здесь он артист и

испытывает
наслаждение. К нему ходит

переплетчик,
любитель учености. Тайно по

ночам
он занимается наукой …

А.П.Чехов

Обсуждение
эпиграфа:

о
чем говорит А.П.Чехов?

актуальна
ли описанная ситуация для нашего времени? Почему?

2.
Выбор профессии одно из самых ответственных решений в жизни человека. И на этот
выбор многое влияет: огромное количество альтернативных вариантов,
необходимость учитывать различные факторы. Если отрезать неровно колбасу для
бутерброда – это не смертельно. Если закройщик ошибся в раскрое материала –
ценой ошибки будет испорченный материал. А какова цена ошибки хирурга или
авиадиспетчера, обходчика железнодорожных путей или сапера?

Что
такое ошибка в выборе профессии?

Чем
она может быть вызвана?

Каковы
последствия ошибок?

На
эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.

 Основными факторами выбора профессии традиционно считаются
следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности,
уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии,
состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных
бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство
старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии. Итак, какие
же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального
самоопределения.

 Первое, что следует отметить, — это недостаточная
информированность о мире профессий, о её перспективах
и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований,
учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то
время как в мире их насчитывается более десяти тысяч.

 Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не
задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас
самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду
большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается
число возможных рабочих мест.

 Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это,
пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое
часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не
готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная
профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может
привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят
друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям
и интересам.

 Третье — увлечение внешней стороной профессии, что
условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся
привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им
эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные
профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д.
При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день,
психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией
и др.

 Четвертое — влияние престижности, популярности
профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное
мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что
престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со
временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате
этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий
и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители
в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются
навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру,
все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта
профессия.

 Шестое — отождествление школьного учебного предмета
с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится
настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую
профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься.
Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или
же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз,
упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать
с детьми.

 Седьмое — неумение анализировать особенности
собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают
с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу.
У них отсутствует представление о собственных способностях,
интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться
к помощи психолога, который с помощью психодиагностики,
индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей
профессиональной деятельности.

 Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня
образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить
как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень
часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее
образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей,
существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес
к профессии и личностные способности, противоречат физическим
возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя
работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам,
человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами,
за компьютером и т. д.

А
сейчас у нас с вами разбор практических ситуаций. Вам будет дана ситуация, а вы
отвечаете на вопрос:

Чем были вызваны допущенные ошибки?

Ситуация.


Олег всегда увлеченно занимался географией, но когда поступил на факультет
топографии, то понял, что- то ему не по душе.


Анна не уверена в себе. Мама посодействовала её поступлению в
экономико-правовой колледж (специальность «Правоведение»). Но учиться ей не
нравится. Большую часть
времени занимается рисованием. Считает, что никто ее не
понимает.


Мечта стать корреспондентом осуществилась, но стать им настоящим он не смог,
так как долго и тактично не умеет разговаривать с людьми.


Люба в школе увлекалась математикой, активно занималась общественной работой.
По совету родителей выбрала профессию бухгалтера. Получив
профессиональное образование, несколько лет проработала в данной
должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу
занятости.


Светлана с сестрой закончили факультет иностранных языков:
Светлана закончила с отличием, а сестра еле-еле. Светлана работает
переводчиком, часто бывает за границей, а сестра решила поступить на курсы
секретаря-референта.

4.
Спасибо всем за ответы. Я думаю данное упражнение помогает на практике осознать
ошибки в выборе профессии.

Чтобы
не допускать ошибок, мы уже говорили, надо иметь преставления о профессиях.

Предлагаю
вам такое задание: Упражнение «Ассоциации»

 а
вы называете саму профессию.

Латынь,
тонометр, ампула, халат – врач.

Конституция,
суд, кодекс, консультация – юрист

Накладная,
чек, цена, витрина – продавец

Кипа
бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер

Каскад,
лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер

Камера,
студия, негатив, пленка – фотограф

Винчестер,
клавиатура, диск, мышка – программист…

Молодцы!
Ответили быстро и правильно.

5.
Порой бывает сложно осознать, что ты имеешь право делать то, что тебе нравится
и доставляет удовольствие, а не то, чего ждут от тебя другие. А осознать это
необходимо, поскольку лишь в этом случае ты сможешь управлять своей судьбой.

Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих
способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления
о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений
и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

 Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг,
поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.
Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать
выпускнику при выборе будущей профессии:

 — во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих
интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических
возможностях;

 — во-вторых, подумать и оценить свои сильные
и слабые стороны;

 — в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые
соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились
явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

 Побеседовать с представителями избираемых профессий, по
возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями
и характером труда.

 Ознакомиться с учебными заведениями, в которых
можно получить избранную профессию. Сопоставить свои личные качества
и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

  Пять типов профессий:

1.              
«Человек-природа»

2.              
«Человек-техника»

3.              
«Человек-человек»

4.              
«Человек — знаковая система»

5.              
«Человек – художественный образ»

Рефлексия: Какие ошибки при выборе
профессии мы сегодня определили?

— Что такое ошибка в выборе
профессии?

— Чем она может быть вызвана?

— Каковы последствия ошибок?

-Как избежать ошибок при выборе
профессии?

— Были ли в истории вашей семьи такие
ошибки?

В
заключение хочу вам прочитать стихотворение Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы –
Каждый выбирает по себе.

Желаю не ошибиться в выборе
профессии.

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 13.06.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

???

???

???

???

 

 

 

Всем добрый день! Давайте отметим, кто сегодня присутствует. [Пауза]

Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»

Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

Кем вы хотели стать в детстве?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?

Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.

Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.

Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.

Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.

Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.

В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».

…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера… Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…

(Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1991).

Давайте теперь коротко запишем вышесказанное.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (табл. 1).

  1. Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.

Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.

Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности. Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В вузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, институты финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт.

Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.

Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.

Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.

Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.

Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.

Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).

Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.

Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.

Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.

Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.

Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства.

Задание 1. По горячим следам.

Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии.

Учащиеся в тетради записывают типичные ошибки.

Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.

Профессия:

Профессия:

Профессия:

Примечание. Это задание ребята могут выполнять индивидуально или в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Можно распределить любые три профессии по рядам, а «оптимистов» и «скептиков» — по вариантам. Ребята работают самостоятельно в течение 6–8 минут, а затем по очереди называют характеристики. В этом случае ученики, предложившие большее число аргументированных характеристик, поощряются оценкой. В заключение можно обратиться к ребятам с вопросами: «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?»

Задание 3. «Круг чтения».

Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова.

«Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание… К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой.»

Обсудить с учащимися отрывок по следующим вопросам:

  • Что вы можете сказать об этих людях?
  • Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности?
  • Какой выход нашли из сложившейся ситуации?
  • Хотели бы вы быть похожими на них?

Задание 4. «Из учебника»

Внимательно прочитайте поучительные истории, рассказанные реальными людьми. Представьте, что бы вы могли сказать в ответ на их признания, оценив правильность выбора ими профессии.

Задание выполняется по рядам. Затем представитель от каждого ряда зачитывает доставшуюся его ряду историю и формулирует коллективный ответ.

Педагог делает выводы о выполнении упражнения, предлагает учащимся высказаться о занятии.

Домашнее задание. Дома на отдельных листочках напишите, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:

  1. Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью?
  2. Почему эти профессии считаются престижными?
  3. Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда?
  4. Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии?
  5. Как они живут и что чувствуют?

        Слишком много не пишите. Старайтесь в своих ответах отразить самую суть.

Я хочу поблагодарить всех за внимание, а отдельно за активную работу — … (имена). Всем спасибо! До следующей встречи! 

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

4 мин

4 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин

10 мин

4 мин

5 мин

2 мин

3 мин

1 мин

Пока человек выберет профессию, по которой пойдет учиться может наломать очень много дров – маленьких, больших и не очень. Родители хотят, чтобы их ребенок как можно лучше устроился в жизни: приносила хороший заработок (может очень хорошо себя обеспечить), работу можно найти легко… Дети хотят найти себе профессию, которая была бы по душе. В некоторых случаях, молодые люди полагают, что главное для них – сделать карьеру, имеют завышенные денежные ожидания и совершенно недостаточную для работы квалификацию после окончания вуза, пренебрегая в данном случае началом работы в студенческие годы за мизерную зарплату и дополнительным обучением.

 

Помимо этого ошибочный выбор профессии связан с ориентацией на:

  • сиюминутные увлечения чем-либо в момент выбора (например, рисованием);

  • компанию сверстников и приятелей, иногда поступающих группами в один вуз;

  • категоричное мнение родителей и друзей;

  • неизменность избранной профессии;

  • на человека, олицетворяющего профессию, но не на саму профессию. Преуспевающий специалист обычно начинает восхождение с нижних ступеней;

  • предполагаемые (а не реальные) личностные и профессионально важные качества (ПВК), т.е. незнание или недооценка своих физических и психических особенностей и недостатков.

Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который выпускник собирается подавать документы, но сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человек сумеет стать профессионалом.

Подросткам следует напоминать, что работать по избранной профессии в условиях конкуренции придется им самим, поэтому профессию следует выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями.

Правильный и обоснованный выбор профессии предполагает учет, по крайней мере, четырех факторов:

  • своих индивидуальных особенностей;

  • конъюнктуры рынка труда, т.е. какие профессии востребованы в настоящий момент;

  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;

  • мнения окружающих (родителей, учителей, друзей и др.) относительно предполагаемого выбора.

Как же выбрать профессию школьникам?

Можно предложить следующий алгоритм выбора профессии, максимально соответствующей желаниям и возможностям школьника:

  1. Познай себя и свои возможности (свои интересы, склонности, способности и др.). В данном случае можно пройти диагностику у психолога в школе, городского центра или специалистов Центра занятости населения.

  2. Составь список подходящих профессий и основные требования к ним. Читай профессиограммы профессий.

  3. Уясни конъюнктуру рынка труда, т.е. насколько и где востребованы данные профессии. В данном случае можно провести анализ источников в интернете и выяснить на консультации у специалистов в Центре занятости населения (в первую очередь это касается маленьких городов).

  4. Используй разнообразные источники информации о профессиях: книги, средства массовой информации (СМИ), кино, встречи с представителями данных профессий, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в учебных заведениях и др.

  5. Сделай осознанный выбор и обсуди его дома, в классе, с приятелями, с врачом, представителями данной профессии и т.д.

  6. Определись с вузом или с сузом, где ты сможешь получить данную профессию.

  7. Посети психолога или консультанта по профессиональной ориентации в школе или городской службе, который проведет диагностику твоих особенностей, посоветует наиболее подходящие тебе профессии. Помимо этого подобную диагностику можно пройти у специалистов Центра занятости населения.

Все предыдущие советы можно совместить с известной многим схемой «Хочу. Могу. Надо».

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных качеств (ПВК) для этой работы: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо (хочу, могу и надо не совпадают и не пересекаются). Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они пока об этом не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться (совпадают частично). Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между двумя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека (совпадают полностью) – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Помимо этого можно дать несколько советов:

  1. НЕ бойся перемен. С каждым годом количество новых профессий увеличивается. Рынок труда меняется очень быстро. Будь готов учиться всю жизнь – повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Освоение совершенно новой специальности вместе с имеющийся, сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Любая полученная профессия может пригодиться в непредвиденных жизненных обстоятельствах.

  2. НЕ думай только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания вашей индивидуальности, интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

  3. НЕ смотри только на внешнее проявление профессии. За легкостью сценического, кинематографического образа, не виден ежедневный, иногда довольно тяжелый и однообразный труд актера. Узнайте все подробности о выбранной работе, желательно из «первых рук», прежде чем с горящими глазами ринуться на штурм учебного заведения.

  4. НЕ выбирай профессии, которые могут ухудшить ваше здоровье. Молодым людям свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. Между тем, доказано, что профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью, может наносить существенный ущерб растущему организму.

  5. НЕ бойся никакого своего решения. У тебя есть право на ошибку, на поиск. Не воспринимай инструкции буквально, придумай свой творческий способ выбора профессии. Разработай собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Пройдите все поэтапно: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, оцените свои способности, склонности, знания и т.п.

Родителям можно дать следующие советы:

Совет 1 — посещайте Дни открытых дверей вместе со своими детьми в учреждениях профессионального образования (не важно, ссуз это или вуз). Даты проведения Дней открытых дверей, в эпоху интернета, можете найти на сайтах данных образовательных учреждений.

Совет 2 – ходите на экскурсии, организованные предприятиями. В данном случае вам и вашему ребенку расскажу непосредственно на живом примере кто, как работает и в каких условия. Иногда бывает лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать и прочесть. В данном случае можете найти данную информацию также на сайтах предприятий, дополнительно позвонив на предприятие и записавшись туда. Школьным психологам можно договориться о групповой экскурсии, что намного проще – привезти определенную группу, в определенный день и время.

Совет 3 – навестите с ребенком профконсультанта и пройдите с ребенком психологическую диагностику и с целью определения качеств личности ребенка, его особенностей, склонностей, профессиональных предпочтений. Специалистов, которые занимаются данной работой можно найти в Центрах занятости, Психологических центрах и службах, а также можно обратится к школьному психологу.

Совет 4 – станьте вместе с ребенком частым гостем на мероприятиях, проводимых Центром занятости населения, Школой, Психологическими центрами.

Совет 5 – систематически интересуйтесь рынком труда вместе с ребенком: какие профессии наиболее востребованы, где они востребованы (город, регион, страна), оплатой труда. Данную информацию вы можете получить в Центрах занятости и на сайтах поиска работы.

 А также хотелось бы отметить следующие книги по проблеме профориентации, выбора профессии и о профессиях, которые могут быть интересны детям и родителям:

  1. Воробьева З.М. Выбери профессию: менеджер по продажам: практическое руководство / З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2013. – 78 с. – (Выбери профессию).

  2. Воробьева З.М. Выбери профессию: Секретарь: практическое руководство/ З.М. Воробьева. – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).

  3. Горбунова М.В. 333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм / М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк. — Изд. 2_е, доп. и перераб. — Ростов н/Д : Феникс, 2010.

  4. Грецов А., Бедарева Т. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб.: Питер, 2008.

  5. Жилина Е.А. Выбери профессию. Юрист: практическое руководство / Е.А. Жилина – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).

  6. Иванова Е. Самопрезентация за 15 минут / Е. Иванова – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 185 с. – (Лидер продаж).

  7. Канке А.А., Ковалева И.А. Выбери профессию: Менеджер / А.А. Канке, И.А. Ковалева – М.: КНОРУС, 2014. – 78 с. – (Выбери профессию).

  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию: кн. для учащихся ст.классов сред. школы – М.: Просвящение, 1990.

  9. Медведев М.Ю. Выбери профессию: бухгалтер / М.Ю. Медведев – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с. – (Выбери профессию).

  10. Профессия — учитель: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / под ред. А.С. Роботовой, — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  11. Психология как профессия в Новокузнецке: сб. науч. тр. / под общ.ред. Е.В. Дворцовой; НФИ ГОУ ВПО «КемГУ». – Вып. 2 – Новокузнецк, 2011. – 166 с.

  12. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г.В. Резапкина – М.: Генезис, 2005. – 140 с.

  13. Романова Е.С. – 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПБ.: Питер, 2007.

  14. Твоя профессия – юрист: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Я. Казанцев, Л.А. Казанцева, П.Н. Мазуренко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  15. Тундалева В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 205 с. – (Психологический практикум).

  16. Филимонова Е.И. Выбери профессию. Банкир. Практическое руководство/ Е.И. Филимонова – М.: КНОРУС, 2016. – 80 с. – (Выбери профессию).

  17. Шифф Н.Р. Странные профессии / Нэнси Рика Шифф; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 144 с.

  18. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектория дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: учеб.пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. – М.: Образовательно-издательский центра «Академия»; Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

Занятие «Как избежать ошибок
в выборе профессии?»

Автор: Михеева Венера Александровна

Организация: МБОУ «Куженерская СОШ №2»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Куженер

Аннотация

Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. Стало нормой такое социальное явление, как неоднократная смена профессии человеком на протяжении всего периода жизни. Полученное образование не гарантирует дальнейшее трудоустройство, успешную профессиональную самореализацию, карьеру. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки подростков к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда.

Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер.

На средней ступени обучения общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Занятие составлено на основе учебно-методического комплекта Резапкиной Г.В. «Психология и выбор професии»: Программа предпрофильной подготовки и Рабочая тетрадь учащегося. – М.: «Генезис», 2005.

Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения. Занятие разработано с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. В содержание занятия входят деловые и ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементов исследовательской и проектной деятельности. Занятие разработано на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Эффективное преподавание занятия предполагает осознание педагогом цели урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Ведущая идея данного занятия – помочь обучающимся в выборе будущего профессионального направления; дать им возможность получить реальный опыт применения качеств личности в различных областях профессиональной деятельности; проявить себя; добиться успеха. Помогает вооружить обучающихся прочными навыками самостоятельной умственной работы. А также помочь раскрыть учащимся возможные ошибки при выборе профессии; показать учащимся необходимость учета различных факторов в выборе профессии.

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения учащиеся должны:

  • Узнать какие ошибки при выборе профессии существуют.
  • Рассмотреть технологию выбора профессии.
  • Уметь полученные знания применять в обучении, в профессиональном становлении и в самосовершенствовании, грамотно и разумно использовать источники информации и психофизиологические ресурсы своей личности.

Содержание

Введение

………………………………………………………………………………… 5

Основная часть

………………………………………………………………………………… 5

Заключение

………………………………………………………………………………. 10

Список литературы

………………………………………………………………………………. 11

Приложение

………………………………………………………………………………. 12

Введение

Каждое новое поколение выпускников школ, не желая учиться на ошибках прошедших этот непростой путь до них, стабильно продолжает наступать на одни и те же грабли при выборе идеальной для себя профессии. В этом занятии мы приведём наиболее распространённые ошибки, которые допускают школьники, абитуриенты, да и взрослые люди тоже, пытаясь найти ответ на извечные вопросы «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?» и «Где учиться?».

Как правило, все нижеперечисленные ошибки выбора профессии не зависят от возрастной группы, но встречаются и уникальные варианты, которые, например, могут быть совершены только выпускниками школ, например, пойти учиться за компанию с друзьями или наперекор родителям. В конце занятия находятся полезные советы, которые призваны помочь предотвратить большинство ошибок, представляя собой небольшую дорожную карту с описание пошаговых действий для достижения цели.

Цель: расширить знания учеников по теме «Ошибки в выборе профессии», выявить основные причины неправильного выбора.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятиями ошибок в выборе профессии;
  2. Развивающая: способствовать развитию навыков коммуникативности, анализа ситуаций, саморефлексии;
  3. Воспитательная: воспитывать у учеников бережное, ответственное отношение к своему выбору.

Формы работы: дискуссия, работа в группах, элементы мозгового штурма, рассказ, словесная иллюстрация, создание ситуации апперцепции и актуализации опорных знаний.

Материалы: листы бумаги; ручки; карандаши; проектор; компьютер; проблемные вопросы; список возможных ошибок, допускаемых при выборе профессии; карточки с заданиями.

Основная часть

Всем добрый день!

Слайд 2

РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ. Каждый участник (ручкой, карандашом) один раз в сектор «Моё настроение в начале занятия» «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.

Обсуждение результатов заполнения листа.

— Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос о необходимости профессионального самоопределения. Скажите, вы уже определились со своим выбором? (Ответы учащихся).

Сложность состоит в многообразии мира профессий, но выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям и возможностям.

Прочитайте, пожалуйста, цитату на СЛАЙДЕ:

Слайд 3 «Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители….» Ю.М.Орлов.

— Как вы понимаете эту фразу?

— Что для вас значит фраза: «сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки»?

Мотивационная беседа.

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (ответы учащихся)

Сегодня я хотела бы поговорить с вами об ошибках в выборе профессии. Из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Велика вероятность ошибки.

(Постановка проблемных вопросов занятия)

— Что такое ошибка в выборе профессии?

— Чем она может быть вызвана?

— Каковы последствия ошибок?

(Проблемные вопросы вывешиваются на доске)

— На эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.

Уточним значение слова «ошибка». Если вы неровно отрежете кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало, молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»

Младшие школьники хотят быть учителями, врачами, инженерами, воспитателями, милиционерами, продавцами, космонавтами, пограничниками, сварщиками, летчиками.

— Кем вы хотели стать в детстве?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В старших классах предпочтения меняются: круг выбираемых профессий сужается до трех-пяти, о содержании которых знают понаслышке. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

— Как вы считаете, какие профессии чаще всего вызывают такие предубеждения?

Предполагаемые ответы: актер, музыкант, модель, фотограф, рабочий и т.д.

Да, молодцы, все верно. Действительно, часто опасения родителей вызывают творческие профессии, поскольку в них сложно добиться успеха (пробуют многие, а получается у единиц). Кстати, предубеждения касательно рабочих профессий стали складываться только после революции. Веками Россия славилась своими ремесленниками. Это обеспечивало особый уклад в нашей экономике еще в начале XX века, когда наша продукция с успехом конкурировала на европейском рынке.

— Итак, каковы же основные ошибки в выборе профессии?

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С.Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.

Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.

Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах — строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.

В начале девяностых годов резко повысился конкурс в медицинские институты — это прошли сериалы «Доктор Куин — женщина-врач» и «Скорая помощь». Благодаря сериалам «Менты», «Каменская», «Улицы разбитых фонарей» увеличилось число подростков, мечтающих работать в правоохранительных органах. Насмотревшись «Дальнобойщиков», даже некоторые девушки захотели стать водителями грузовых машин. «Агент национальной безопасности», «Адвокат», «Риелтор» — продолжите этот список сами. Сегодня многие юноши и девушки, насмотревшись сериала «Солдаты», захотели в армию.

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин: выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», — писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.

…Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел, — и вы с ними справились».

…Я хотел быть военным моряком, и мне удавалось до окончания средней школы прочитать почти все, что было написано о военных моряках русского флота. Казалось, поступая в военно-морское училище в г. Владивостоке, я поступаю в точном соответствии с велением моей природы. А на самом деле это было компенсаторным стремлением заменить те недостатки характера, которые были свойственны мне: нерешительность, недостаток уверенности в отношениях с другими и стремление к подчинению авторитетам. Когда же я был отчислен с третьего курса по состоянию здоровья, то, несмотря на тайное чувство освобождения от тягот военной службы, я пережил это как личное несчастье. Теперь же я уверен в том, что если бы этого не случилось, не заболей я, то наш флот приобрел бы плохого офицера… Если мы думаем, что все проблемы можем решать с помощью психолога, то мы добросовестно заблуждаемся… Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться, чтобы понять свои ошибки. Никто не в состоянии решить вместо нас эту проблему, ни психологи, ни родители…

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии (Приложение 1,табл.1)

Чуть поподробнее остановимся на каждой из этих групп ошибок.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность о мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам.

Прежде всего, каждый должен быть осведомлён о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии.

Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда. Вот почему необходимо стремиться получить информацию, узнать именно о современном облике конкретной профессии.

Реальная ценность профессии часто не соответствует рассуждениям о её престижности.

— Как вы думаете, какие профессии более престижны у современной молодёжи?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

В вузах и сузах самые большие конкурсы в театральные институты и художественные, учрежения финансового и юридического профиля. Задумайтесь над тем, что получится, если из 10 девятиклассников один станет станочником, а остальные – парикмахерами или из 10 выпускников средней школы 9 пойдут в режиссеры и только один – в политехнический институт?

Конечно, реальная жизнь внесет свои поправки в ваши планы, но, может быть, разумнее заранее избежать таких ошибок? Как говорят, не место красит человека, а человек – место.

Понятие престижности как явление моды приходит и уходит.

Незнание себя. Мы уже говорили о том, как многогранен и разнообразен внутренний мир человека. И у каждого он свой – неповторимый, индивидуальный. Каждый из вас должен познать его в самом себе. Повторяю, сделать это не просто. Нужно стараться наблюдать за собой как бы со стороны, взвешивать и оценивать свои способности. Со временем эти оценки могут меняться. Это закономерно: ведь человек живет, развивается, у него меняются интересы, взгляды, желания, он лучше осознает себя. Например, вы малообщительный человек, склонны к уединению. А выбираете профессию менеджера, требующую постоянных и разнообразных контактов с людьми.

Вы уже знаете, что человек не рождается с готовыми, сформированными способностями. У него в младенчестве есть только определенные задатки, генетические наклонности.

— Как вы считаете, когда их следует начинать развивать?

Педагог заслушивает ответы учащихся.

Конечно, лучше с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у десятилетних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года, в то время как взрослый – за 10 лет. В детстве легче всего освоить персональный компьютер. Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются.

Попытайтесь познать особенности своей личности, свои способности, состояние здоровья, чтобы все это учесть при выборе профессионального пути. И если вам удастся избежать промахов, то есть большая вероятность того, что вы правильно выберете профессию в соответствии со своими склонностями и способностями («хочу» и «могу»).

Незнание правил выбора профессии. Некоторые из вас часто автоматически переносят интерес к школьному предмету на профиль будущей профессии: «Увлекаюсь физикой – стану физиком», «Люблю географию, историю – буду геологом, историком». Возможно, вам действительно нравится химия, но это ещё не значит, что экспериментальные опыты, связанные с выделением резко пахнущих газов типа сероводорода, доставят интерес, удовольствие. Может быть, вы увлекаетесь уроками литературы, но одно дело – любить читать книги и совсем другое – стать преподавателем литературы, не имея педагогических способностей, или заниматься литературным трудом, не владея писательским даром.

Не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбора профессии.

Так же рискованно переносить благожелательное личностное отношение к человеку на его профессию.

Часто говорят: «Стану, как мама, бухгалтером», «Буду, как папа, хирургом». В таких случаях надо проверить согласованность личного желания со своими индивидуальными способностями, а также потребностями рынка труда.

Случается и такое, что выпускники подают документы в учебное заведение «за компанию». Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Но сделать какой-то выбор приходится даже самым нерешительным. Обычно не каждый из них может определить свое будущее, а потому тянется к тем, кто увереннее и смелее. Часто через год-полтора учебы в техникуме или вузе возникает чувство разочарования, недовольства [6].

Задание 1. Игра «Приведи в соответствие» (Работа по карточкам в микрогруппах).

Ребята делятся на микрогруппы по 4-5 человек. Каждая группа получает карточки, обсуждает и анализирует жизненные ситуации, предложенные на карточках, составляют список допущенных при выборе профессии ошибок.

Затем учащиеся каждой группы зачитывают результаты своего обсуждения. Остальные – дополняют или уточняют. В конце обсуждения ребята должны ответить на вопрос: чем были вызваны допущенные ошибки?

Списки ошибок, составленные группами, вывешиваются на доску. Затем результаты работы групп сравниваются со списком, предложенным ведущим (расположен на слайдах 8-11).

Релаксация (Запусти смелость желать и энергию действовать).

Цель: регуляции работоспособности, настроения и самочувствия.

При принятии ответственного решения, а выбор профессии это должен быть очень ответственный и осознанный шаг, мы испытываем различные чувства: волнения, беспокойства, радости и т. д. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, можно сидя или стоя. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает внутренний луч, который постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Еще раз увидьте и почувствуйте, как эта светящаяся энергия входит в Вас через голову, проходя по телу, выходит через стопы.

(Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз). Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком. Я стал уверенным и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!».

Задание 2. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки.

Это задание ребята выполняют в командах у доски, разделенной на две части. Необходимо затронуть следующие вопросы: какое значение имеет эта профессия для общества? Какой труд в ней используется? Имеет ли профессия медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать профессионал? За каждую обоснованную характеристику команда получает один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

— «Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Чем она вас привлекает? Может ли одна и та же характеристика быть для одних людей преимуществом, а для других — недостатком? Изменилось ли ваше представление о профессиях, которые вы анализировали?».

Заключение

— (На слайде 12 расположена цитата): «И ошибка бывает, полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать ее с собою до старости». Как вы понимаете эти слова? Ответы учащихся.

Давайте, ребята, вместе посмотрим фильм «Право на ошибку» (Г. Резапкина) (просмотр фильма)

В этом сюжете показаны, какие ошибки совершают ребята при выборе профессии.

— Какие Вы услышали ошибки? (Выбор под влиянием книг или фильмов, выбор через отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, выбор родителей, в том числе как продолжателей семейного дела, выбор «за компанию» с друзьями, выбор из соображений «престижа», популярности и высокой заработной платы, советы случайных людей, не относящихся к окружению человека).

— На что стоит обратить внимание при выборе профессии?

— Может и в вашей жизни встречались люди, которые сначала сделали свой выбор по ошибки, но потом исправили её?

Рекомендации для избежания ошибки выбора профессии (слайд 13)

Подытоживая все вышеперечисленные типичные ошибки выбора профессии, можно сказать, что выбор профессии это очень сложный и ответственный шаг, подходит к которому стоит максимально ответственно и серьёзно.

Можно вывести несколько простых правил и советов, которые помогут избежать большей части ошибок:

  1. Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях.
  2. Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе.
  3. Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.
  4. Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.
  5. Для подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности профессии.
  6. На основе вышеперечисленного выбрать наиболее интересное учебное заведение для получения высшего образования и узнать необходимый набор ЕГЭ для поступлений.
  7. Хорошо подготовиться по выбранным предметам и сдать единые государственные экзамены на максимально хороший результат.
  8. Поступить в выбранный ВУЗ и, отучившись, стать отличным специалистом, который получает удовольствие от работы и движется вверх по карьерной лестнице.

Надеемся, что вся представленная выше информация была Вам полезна, и ошибки выбора профессии совершаться не будут.

Заполнение листа рефлексии.

(Слайд 14) РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ. Каждый участник (ручкой, карандашом) три раза (по одному в сектор «Моя деятельность», «Работа в группе», «Моё настроение в конце урока») «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.

Обсуждение заполнения листа

Список литературы:

  1. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
  2. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / [С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская]; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
  3. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб., Речь, 2006. – 240 с.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с.
  5. Резапкина Г.В. скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2010. – 48 с.
  6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. 4-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 144 с.
  7. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 – 128 с.
  8. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

Приложение

Таблица 1

Типичные ошибки при выборе профессии

Незнание мира профессий

Незнание себя

Незнание правил выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос своего отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Приложение 2

Презентация ««Как избежать ошибок в выборе профессии?»

Приложение 3

Фильм «Право на ошибку»

Приложения:

  1. file0.docx.. 47,8 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,5 МБ

Опубликовано: 18.10.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в выборе профессии может привести к тому что
  • Ошибка в гейм центре вот
  • Ошибка в ворде при вставке текста
  • Ошибка в гейм нет при запуске игры
  • Ошибка в выборе профессии аргументы