В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.
Что такое управление
Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Сильное и слабое управление
Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
Виды управления по морфологии главного слова
Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Перейти на стр. «Правильный падеж«, вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Глагольное управление
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Перейти на стр. «Правильный падеж«, вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Глагольное управление
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
Номер
заявки – 924
ФИО
– Завгородняя Наталья Владимировна
Место
работы – МБОУ «СОШ №80 г. Владивостока»
Название
работы – «Современный русский язык. Ошибки в управлении»
Аннотация.
В работе рассматривается классификация грамматических ошибок, образец их
анализа, а также система упражнений и словарь-справочник. Цель данной работы –
познакомить учащихся с грамматическими нормами современного русского языка,
закрепить навыке в выборе правильных вариантов, показать систему грамматических
ошибок, научить методике разграничения нормативных и ненормативных текстов в
усвоении норм управления современного русского литературного языка.
Конференция
«Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения»
Методическая разработка
Современный русский язык
Ошибки в управлении
В работе рассматривается классификация
грамматических ошибок, образец их анализа, а также система упражнений и
словарь-справочник. Цель данной работы – познакомить учащихся с грамматическими
нормами современного русского языка, закрепить навыки в выборе правильных
вариантов, показать систему грамматических ошибок, научить методике
разграничения нормативных и ненормативных текстов в усвоении норм управления
современного русского литературного языка.
Здесь предлагаются методические рекомендации
по обучению учащихся грамматическим нормам, даются классификация ошибок, а
также система упражнений и небольшой словарь управления в русском литературном
языке.
Возможные языковые ошибки:
-орфоэпические: нарушение в области
произношения и ударения;
-лексические: нарушения в области выбора
слова, лексической сочетаемости, словообразования;
-грамматические: а) морфологические: ошибки в
форме существительного, ошибки в форме глагола, ошибки в форме прилагательного,
ошибки в форме числительного.
-синтаксические: а) ошибки в связях между
словами (ошибки в управлении) б) ошибки в деепричастных оборотах, в)нарушения в
структуре сложного предложения.
Опасность грамматических ошибок в том, что они
искажают языковую структуру. Например, слово туфля и слово простыня женского
рода. Следовательно, выражения возьми туфель, простынь стоит 4о
рублей находятся за рамками русского литературного языка и относятся к
области просторечия. Эти факты и классифицируют как морфологические ошибки.
В глаголе молоть формы лица в
литературном языке не содержит корневую гласную «о»
Я мелю мы мелем
ты мелешь вы мелете
он мелет они мелют
Незнание этого приводит к грубейшему нарушению
норм литературного языка: молим кофе.
Если морфологические ошибки связаны с
искажением грамматической формы слова, то синтаксические с неверной
грамматической сочетаемостью форм слов: преимущество над соперником вместо преимущество
перед соперником, одеть пальто вместо надеть пальто.
Грамматические ошибки.
Нарушение законов связывания слов.
Ошибки в управлении
Ошибки в управлении бывают
четырёх типов:
1.
Неверен выбор падежной формы:
-Обеспечить школам достаточное количество
тепла (обеспечить кого? чем?) Обеспечить школы достаточным количеством тепла.
— Преемственность искусству вообще, а
сценическому в частности, играет большую роль (преемственность в чём? в выборе
профессии)
-Курировал работой учеников бригадир
(курировал кого? что? курировать отдел, учеников).
-Согласно приказа (согласно кому? чему?
согласно приказу).
-Стреляли по нам (П.п. по нас).
-Соскучились по них (Д.п. по ним, по нему)
2. Неверен выбор предлога и падежной формы.
-Всё это говорило за то( говорить о том)
-Ответ по заявлению получен (ответ на
заявление)
-Она беспокоилась за сына (беспокоиться о …)
-Хочу остановиться об обстановке (остановиться
на…)
-Заверил о готовности участвовать (заверить в
чём?)
-Отклик по этому произведению ( отклик на…)
-Ответы
по интересующим вопросам (ответы на вопросы)
3.
Подмена беспредложного управления предложным и наоборот.
—
Оперировать с непроверенными фактами (оперировать фактами).
-Он представлял
из себя длинную фигуру с широкими плечами (представлял собой)
—
Вошедших граждан просят оплатить за проезд (оплатить проезд).
— Не
разъясняется о сроках сессии (не разъясняются сроки).
—
Дан обзор о методах лечения (обзор методов).
— Имею
в виду о положении дел в стране (имею в виду положение).
—
Отмечалось об ограниченном ассортименте (отмечался ограниченный ассортимент).
—
Этот приём свойствен для нынешних жителей (свойствен жителям).
—
Нельзя доверяться на обещания политиков (доверяться обещаниям).
—
Они равноправны друг к друг (равноправны друг с другом).
Жажда
к мести взяла верх над разумом (жажда мести).
4.
При однородных членах, требующих разного управления, есть общее зависимое
слово.
Кафедра
организовала и руководит практикой студентов (организовала практику, руководить
практикой).
Но
какое предприятие даёт своим акционерам участвовать и контролировать свою
работу? (участвовать в работе, контролировать работу).
Руководство
и контроль за распределением акций (руководство распределением, контроль за
распределением).
Надеяться
и верить в улучшение жизни (надеяться на улучшение, верить в улучшение).
ОБРАЗЕЦ
Найти
грамматические ошибки, определить их тип.
Вопреки
установившихся правил решили вести работы зимой .
Ошибка
грамматическая, синтаксическая ,в связях, в управлении, в выборе падежной
формы( вопреки установившимся правилам).
По
этим и другим недостаткам в работе предприятий общепита шел серьезный
разговор в администрации .
Ошибка
грамматическая ,синтаксическая, в управлении, в выборе падежной формы и
предлога ( разговор о недостатках).
Заведующий
автобазы заверил заказчиков, что работа будет выполнена .
Ошибка
грамматическая ,синтаксическая, в управлении, в выборе падежной формы
(заведующий автобазой; заверить в чем?)
Помимо
нехватки продовольствия у них не оказалось и помощников .
Ошибка
грамматическая ,синтаксическая, в управлении, оборот с предлогом «помимо»( не
хватало продовольствия и не оказалось помощников).
УПРАЖНЕНИЯ
1.Распространить
данные слова по типу управления.
Например
: негодовать -на кого/что; против кого/чего.
Негодовать
против насилия. Негодовать на отвратительный поступок ребенка.
Объединить,
подтверждение, преисполниться, аппетит, воплотить, забыть, использовать, матч,
проследить, соблазниться, ссора, удостоить, ясность, характеристика, толкать,
соответствие, ровесник, предоставить, охотиться, оригинальный, негодный, контроль,
защита, гарантия, вблизи, абонемент, вдогонку, гордость, заявить, копия, негодовать,
памятник, предостеречь, предпосылка, прелюдия, самостоятельность, соотношение,
тоска, хлопотать, укутать, стимул, совершенствовать, противник, подчеркивать,
ориентировать, объявить, заявить, отличаться, отличить, отмечать , отношения, отчёт,
преемственность, преимущество, превосходство, преступление, привилегии, равноправный,
решение, свидетель, согласно, соразмерно, стыдиться, тенденция, тревожиться.
2.
Составьте словосочетания.
асогласно-согласен;
презирать — презрение; представить-предоставить; надеть –одеть;
платить-оплатить; различаться-различить ;отличаться-отличить;
удивлен-удивляться; абонент-абонемент; гарантия-гарантировать; …лет-…летие;
меры-принять меры; вера-уверенность; невоздержанность – невоздержанный.
бволноваться, беспокоиться, жалеть, любоваться, плакать,
переживать, скорбеть скучать, страдать, стыдиться, тосковать, тревожиться,
3.Выбрать правильный вариант.
Обеспечить (топливо, топливом);
в соответствии (установленного порядка, с
установленным порядком);
прошение (о помиловании, помиловать подсудимого);
сертификат (по установленному образцу, установленного
образца);
правила ( по налогообложению, налогообложение);
согласно (приказу, приказа);
беспокоиться (о сыне, за сына);
на благо (человеку, человека);
на благо (родине, родины);
благодаря (отцу, отца); довлеть ( надо мной, себе);
заведующий (библиотекой, библиотеки);
заслуживать (доверия, доверие);
командующий (армией, армии);
850 лет (Москве, Москвы);
любоваться (озером, на озеро);
предпосылки ( построения, к построению);
равноправны (друг с другом, друг другу);
свойственный ( ему, для него);
скучать (по вас, по вам);
стрелять (по нас, по нам);
тосковать (по вам, по вас);
управляющий (треста, трестом).
4. Использовать в контексте.
Акцент, амнистия, аналогичный, аналогия, аннотация,
атака, беззащитный, бороться, борьба, вдогонку, вершить, винить, возразить,
война, волноваться , восхищение, вражда, вслед, встреча, гарантировать,
гарантия, дискутировать, доказательство, доложить, заверить, замкнуться,
запрещение, интервью, исчисляться, итог, карикатура, комментарий, компенсация,
контрабанда, контраст, контроль, матч, мера, меры, принять меры, мобилизовать,
мучиться, на благо ,надеть ,намекать, негодный, недоразумение, обвинять,
обеспечить, объединить, одеть, одобрение, одолжить, опасаться, оплатить, опора,
осведомленный, ответственность, отзыв, отказ, параллельно, партнер ,платить,
подозревать, подстрекать, подтверждение, предпосылка, скучать, стрелять,
тяготеть упрекать, устоять.
5. Найти ошибки, проанализировать их,
исправить по образцу.
Порывшись среди памяти, можно вспомнить и других
знаменитостей.
Творчество этой группы дало толчок к развитию данного
музыкального направления.
Этому писателю характерен жанр детектива.
Его ошибкой было то, что он заговорил с незнакомым
человеком и доверился.
Он стремился и воплощать свои мечты в реальность.
Помимо основного занятия, он ещё подрабатывал
официантом.
Наряду с теорией проводятся и практические занятия.
Дело в том, что наши депутаты поспешили в принятии
этого законопроекта.
Возьмите луковицу, натрите её на тёрку.
Информационные письма на постановку на учёт признали
не действительными.
Правительство, как мы видим, сделало не шаги на
встречу работникам предприятия, а разочарования.
На заседании обсуждалось введение дополнительных льгот
многодетных матерей.
Инспекция труда мешает осуществить данную цель или
хотя бы былые достижения.
Помимо намерений видно, что стороны не соблюдают
условий соглашения.
Работодатели никак не могли найти, кроме устранения
конфликтности, пути решения первостепенных задач.
Он боялся опоздать и каждого , кто встречался у него
на пути, спрашивал, сколько время.
Давайте поздравим его с днем рожденьем.
Осознать и раскаяться, в своей неправоте.
В место приговора судья обосновал невиновность
подсудимого.
Кроме сытного ужина он одну за другой выпел три кружки
чая.
Три тигрицы совершенно точно погибли из-за рук
браконьеров.
Они выставляли непомерные цены на пользование
взлётно-посадочной полосой.
Впрочем, особенной помощи созданию футбольного центра
ждать не приходиться.
Так что мы будем надеяться и ждать нового альбома
группы.
Двухлетие фирме отмечали шиком.
Все работы производились согласно требований техники
безопасности.
Среди современных видов спорта можно выделить большой
теннис и бильярд.
Он был осужден по покушению на жизнь.
Опытный преподаватель всегда оперирует с простыми
понятиями.
Следователь был безмерно удивлен такому повороту
событий.
Если вы хотите увидеть и удивиться чему-то
действительно интересному, приходите в этот клуб.
Охотники напились и набрали в канистру воду из лесного
источника.
Кроме питательной маски необходимо обязательно принять
ароматизированную ванну.
Помимо бизнеса Евгений часто ходил в ночные клубы.
Администрация обещала обеспечить домам по улице
Пологой горячую воду.
Нас просветили об этих вопросах.
За три месяца в нашем городе заразилось и умерло от
СПИДа девять челочек.
Мальчишки где-то раздобыли и вооружились боевыми
гранатами.
Помимо основного хобби он коллекционировал значки.
В этом сказывалось его хорошее влияние на мальчике.
Озабоченность Наташи о судьбе дочери понятна и
близка каждому.
Мы издалека любовались на водопад.
Если вам плохо до такой степени, что не радуют даже
выходные ,отыщите и наполните себя спокойствием природы.
Конечно, ему было нелегко найти и отомстить убийце.
Помимо тяжкого вреда здоровье человека, граждане
покушаются и на животных.
Кроме «Оскара» фильм Джеймса стал лауреатом «Грэмми».
Им была свойственно разобщенность взглядов и действий.
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Абонемент на что
Абонемент на пользование телефоном
Абонент чего Абонент
телефонной сети
Аванс на
что Аванс на расходы по командировке
Авария
чего Авария машины
с чем Авария
с самолётом
Агитировать за кого/что Агитировать
за кандидата в президенты;
агитировать за выборы
Акцент на
что Акцент на работу по развитию речи
на чём Акцент на
работе по развитию речи
Акцентировать что на чём
Акцентировать внимание на важной
проблеме
Альтернатива чему Нет
альтернативы политической разрядки
Амнистия кому
Амнистия политическим заключённым
для кого (реже) Амнистия для военных
преступников
Аналогичный чему
Случай, аналогичный предыдущему
с чем Случай,
аналогичный с предыдущим
Аналогия с чем
Вывод сделал по аналогии с таким же
явлением
в прошлом
между чем Можно провести полную
аналогию
между
одним и другим фактами
Аннотация на что
Аннотация на вышедший сборник
чего Аннотация
опубликованных статей
Анонс о чем Анонс о спектакле
Апеллировать к кому Апеллировать к массам
к чему Апеллировать к
общественному мнению
Аппетит к чему Аппетит к власти
на что Аппетит на
чужое добро
Атака на кого/что Атака на позиции
противника
против кого/чего Атака против вражеских
войск Аудиенция послу
Аукцион чего Аукцион пушных
товаров
Афера с чем Афера со
строительным материалами
Баллотироваться куда
Баллотироваться в парламент
в
кого Баллотироваться в депутаты
Беззащитный против кого/чего
Беззащитный против власть имущих
перед кем/чем Беззащитный пред
судьбой
Безоружный перед чем
Безоружный перед агрессивностью
Безотносительный к чему Безотносительные к
результатам
расходы
Беспокоиться о ком/чем
Беспокоиться о сыне; о проигрыше
Благо на благо кому На благо человеку
на благо чего На благо
родины
Благодаря
кому/чему Благодаря отцу; благодаря героизму
Богаты чем Богатая
ископаемыми страна
на что
Богатый на голы матч
Бороться с кем/чем Бороться с
интервентами; со стихией
кого/чего Бороться
против интервентов
Борьба с
кем/чем Борьба с бандитами; с эпидемией
за что
Борьба за жизнь
Вблизи
чего Вблизи реки
от чего
Вблизи от дома
Вдогонку
кому Вдогонку убежавшему мальчику
за кемчем
Вдогонку за эскадрой
Вежливый с
кем Вежливый с покупателями
по отношению к.. Вежлив по
отношению к женщине
Вершить
чем Вершить судьбами
(распоряжаться)
что (решать) Вершить
правое дело
Винить кого в
чём Винить в своих бедах
за что Винить
за это?
Вина
чего Вина всех несчастий
чему
Виною этому является она
Виртуоз чего
Виртуоз дела
в чём
Виртуоз во владении шпагой
Властвовать над
кем/чем Властвовать над умами
кем/чем
Властвовать умами
Вменить кому что; во
что Ему вменяется это в вину
Воевать с
кем/чем Воевать с пережитками
против кого/чего Воевать
против возрождения
фашизма
Возразить против чего Возразить
против предложения
на
что Возразить на замечания
оппонента
Война с кем/чем Война со
шведами
против кого/чего Война
против захватчиков
Волноваться за
кого/что Волноваться за исход дела
о ком/чём
Волноваться о судьбе книги
Воплотить в
ком/чём В нём воплотилась сила
во что
Воплотить замысел в реальность
Вопреки
чему Вопреки ожиданиям
Воспитывать что в
ком Воспитывать в детях
у кого Воспитывать
у детей
Воспринять что от
кого Воспринять от учителя
у кого
Воспринять дурные привычки у
товарищей
Восстать против
кого/чего Восстать против власти
на кого
Восстать на врагов
Восхищение кем/чем
Восхищение героем
от чего
Восхищение от зрелища
перед чем
Восхищение перед красотой
Вражда
кого Вражда племён
между кем Вражда между
людьми
Вслед
кому/чему Вслед ушедшему
за кем/чем Вслед за
докладчиком
Встреча с
кем Встреча с писателем
между кем Встреча
между президентом
России и президентом США
Выжидать
что Выжидать минуту
чего
Выжидать удобного случая что в
ком
у
кого Вызвать у слушателей
Гарантировать кому что(обеспечить)
Гарантировать больному уход
кого от чего
Гарантировать путешественников
(защитить) от
несчастных случаев
Гарантия
чего Гарантия успеха
чему
Гарантией этому является
участие…
от
чего Гарантия от заболевания
в
чем Гарантия в том, что все в порядке
Гордость за
кого/что Гордость за подвиг
кем/чем Гордость
русским искусством
Дискутировать
что Дискутировать вопрос
о
чем Дискутировать о личности в
истории
Добрый(добр) к
кому Добрый ко мне
с
кем Добрый со всеми
Доверие к
кому/чему Доверие избирателей к своим
избранникам
кому/чему Вотум
доверия правительства
Довлеть
кому/чему Довлеть себе (не зависеть ни от (быть
достаточным) (не над кем/чем!) кого)
Доказательство
чего Доказательство теоремы
чему
Доказательством тому служат
новые данные
Доложить
что Доложить обстановку
о чём Доложить
об обстановке
Ёмкость
ёмкостью Ёмкостью 180 кубометров
ёмкостью в… Ёмкостью
в 180 кубометров
Жажда
чего Жажда мести
Жаждать
чего Жаждать славы
Жалеть
кого/что Жалеть народ
о ком/чём Жалеть
о прошедшей молодости
Жалкий
чем Жалкий своей слабостью
в чём Жалкий
в своей слабости
Забыть что(полный
охват Забыть сказанное.
предмета
действием)
о
чем(частичный охват) Забыть о сказанном
Заведующий
чем Заведующий библиотекой
Заверить что(удостоверить
Заверить документы
правильность)
в
чем(убедить) Заверить в своей преданности
Задуматься над чем
Задуматься над проблемой
Заключение по
заключении По заключении перемирия
по
заключению(вывод По заключению врачей
из
чего-то) больному нужно лечение
Замкнуться во
что Замкнуться в свой тесный
кружок
в
чем Замкнуться в своей
деятельности
Замолвить(слово) у
кого Замолвить слово у
начальства
перед
кем Замолвить слово перед
начальством
за
кого Замолвить слово за меня
о
ком Замолвить слово о нем
Запрещение
чего Запрещение ввоза
наркотиков
на
что Запрещение на ввоз
оружия
Запутанность
чего Запутанность
мыслей
в
чем Запутанность в делах,
в счетах
с
чем Из-за запутанности
с расчетами
Заслуживать чего (не
что!) Сообщение заслуживает
доверия
Заслужить что(не
чего!) Заслужить награду
Зачислить кем
Зачислить секретарю
в
кого Зачислить в казаки
Защита от
кого/чего Защита от ударов
против кого/чего Защита против кого бы
ни было
Заявить что
Заявить свои права
о
чём Заявить о согласии
Злоба на
кого/что Злоба на врага
против кого/чего Злоба против него
Идея
чего Идея произведения
о
чём Идея о взаимосвязи
всего сущего
Идти во
что Идти в пищу
(использоваться) на
что Идти на постройку
подо что Идти под клевер
Избрать кем
Избрать членом
организации
в
кого Избрать в члены
организации
Иммунитет к
чему Иммунитет к оспе
против чего Иммунитет против
жизненных
разочарований
Интервью
кому Интервью, данное
нашему корреспонденту
с
кем Интервью с двумя
корифеями
французской
литературы
Иронизировать над
кем/чем Иронизировать над её
религиозностью
Использовать для
чего Использовать для благо
на
что Использовать на благо
Исходить от
кого/чего От котлов исходил
аппетитный
запах
из
чего Шорох исходил из кустов
Исчисляться чем Исчисляться
сотнями
миллионов рублей
во
что Исчисляться в девять
тысяч сабель
Итог(подвести
чего Итог переговоров
итоги) чему
Подвести итоги к своим
расходам
Карикатура чего
Карикатура южных зим
на
кого Карикатура на меня
Катастрофа
чего Катастрофа самолета
с
чем Катастрофа с самолетом
Комментарий
кого/чего Комментарий трудных
мест текста
к
чему Комментарий
к
событиям
Конец
чего Конец дороги
чему Нет
конца дороги
Конкурс на
что Конкурс на лучший
Проект
Контрабанда
чего Контрабанда наркотиков
чем Контрабанда
наркотиками
Копия
чего Копия чертежа
с
чего Копия с картинки
Курировать
кого/что Курировать
больного,
работу
Ласковый с
кем Ласковый со всеми
к
кому Ласковый к нему
Лгать
кому Лгать себе
на
кого Лгать на меня
Лекция о
чем Лекция о культуре речи
по
чему Лекция по литературе
Лицемерить перед
кем Лицемерить перед
людьми
Льгота
кому Льгота ветеранам
для
кого Льгота для ветеранов
Манить
чем Манить теплом
на
что Манить на этот свет Манкировать
чем Манкировать
занятиями, деньгами
Матч кого с
кем Матч Карпова
с Каспаровым
между
кем/чем Матч между
«Спартаком»
и
«Динамо»
Между кем/чем
Между друзьями
кого/чего(уст) Между строк; гор
Мера
чего Мера вкуса
чему Мера силам
Мучиться над
чем Мучиться над
задачей
с
чем Мучиться с дверью
Надеть что
Надеть пальто
что на
кого Надеть куртку на
ребёнка
что на
что Надеть кольцо на
палец
Намекать о
чем Намекать о сроке
платежа
на
кого/что Намекать на нее;
на обстоятельства
Негодный для
чего Негодный для
службы
к
чему Негодный к
употреблению пища
на
что Негодные на это
дело материалы
Негодовать на
кого/что Негодовать на
дурные поступки
против
кого/чего Негодовать против
рабства
Недоверие к
кому/чему Недоверие к людям
кому/чему Недоверие
правительству
Недоразумение кого с
кем Недоразумение
с начальником
между кем
Недоразумение
между детьми
Незадолго до
чего Незадолго до
приезда
перед чем Незадолго перед
дождём
Неистощимый в
чём Неистощимый
в разговоре
на
что Неистощимый на
выдумки
Некролог кому Некролог
писателю
о
ком Некролог об
известном
писателе
Необходимый
кому Необходимые нам
материалы
для
кого/чего Необходимый для
экспертизы
показания
на
что Необходимые на
лечение лекарства
Несогласие в чём/с кем,
чем Несогласие в суждениях
Несогласие
с оппонентом
Обвинять в чём, за что обвинять
в жестокости обвинять
за развал работы
Объединить во что, в чём объединить
учащихся
Одеть кого, во что Одеть
ребёнка Одеть
ребёнка в шубу
Оплатить что Оплатить
проезд
Оскорбиться чем Оскорбиться
этим поступком
Отзыв о чём, на что Отзыв
о книге
Отзыв
на реферат
Памятник кому, чего, чему Памятник
Есенину
Переживать из-за кого/чего Переживать
из-за двоек
Представить кого, что Представить
гостей
к чему Представить к ордену
Презирать кого/что Презирать
себя
В ком,
у кого Презирать трусость в себе
Привилегии кому, для кого Привилегии
ветеранам (для
ветеранов)
Нарушение управления: примеры
В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.
Что такое управление
Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Сильное и слабое управление
Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
Виды управления по морфологии главного слова
Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Содержание:
Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.
Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.
Ошибка
Правильно
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.
Ошибка
Правильно
Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.
Ошибка
Правильно
Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.
Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.
Ошибка
Правильно
Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.
Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.
Ошибка
Правильно
Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.
Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.
- Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.
Неверно
Верно
Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
- Ошибки в построении сложного предложения.
Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.
Неверное
Верно
Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
- Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.
Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.
Ошибка
Правильно
По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неправильно
Верно
Папа читает газету и выпил кружку кофе.
Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.
- Нарушение управления.
Ошибка
Правильно
Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.
Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Методический материал на тему: «Типичные ошибки в формах согласования и управления, пути их устранения»(10-11 классы)
1 1 класс. Подготовка к ЕГЭ
Типичные ошибки в формах согласования и управления,
пути их устранения.
М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)
1.В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения.
Каждый раз, как учитель русского языка и литературы, думаешь о том, как сдать ЕГЭ, как совершенствовать речь учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной речи, ее экспрессивных возможностях.
Нарушение синтаксических норм – одна из распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме согласования и управления частей речи.
С лицом исчерченном вместо исчерченным морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося) в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за квартиру или заплатить квартплату).
Появление ошибок обусловлено, прежде всего, неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями текста, а также сложностью выбора формы управления.
2.Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связано с содержанием и возможностями конкретного слова.
Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему? Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?
При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента:
Выбор падежной формы зависимого слова
Наличие или отсутствие предлога в структуре словосочетания
Например, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).
Место осуществления действия также может быть выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на Кавказ.
3.Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций.
В современной речи можно выделить типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:
Замена беспредложных конструкций сочетаниями с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить внимание на орфографию
вм. уделить внимание орфографии и.т.д.
Употребление беспредложных конструкций на месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук от буквы.
Неправомерное расширение сферы управления того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах и.т.д.
Неправильный выбор предлога: скучать за ним вм. скучать о нем.
Основными причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к значению предлога и конструкции в целом.
Например, типичная ошибка обоснованный на фактах появилась под влиянием конструкции со словом-паронимом основанный на фактах. Распространение словосочетаний отзыв на книгу и рецензия о книге стало возможным в результате смыслового и формального объединения правильных конструкций отзыв о книге и рецензия на книгу. Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы, в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.: говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.
4.Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание конструкций.
Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить больному хороший уход), отличие конструкций купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что действие переходит на весь предмет.
При выборе предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.
Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду, вследствие, по причине, благодаря и др. Следует говорить: ввиду предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет).
5.Особую группу ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при использовании предлогов в речи.
Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных производных предлогов ввиду, вследствие и.т.д. Например, комично звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого самочувствия.
Вывод: Для устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная работа.
6. Контроль над устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет
синтаксический разбор предложения
К сожалению, нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.
Кроме синтаксического разбора можно предложить индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные (причастия) с определяемыми словами.
6. Если работа по устранению ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и грамматические задания.
Можно предложить такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых слов, исправить ошибки в аналогичных конструкциях…
Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов:
Составить синонимичные ряды для паронимов:
Искусный – умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.
Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.
Подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов:
Нестерпимый – терпимый, слабый.
Нетерпимый – сдержанный, уживчивый.
Определить паронимы по толкованиям их значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек (невежа – невежда).
Составить предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении: эффектность – эффективность, жестокость – жесткость и.т.д. Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным).
7 . Подобная система заданий призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих поколений.
источники:
http://bingoschool.ru/manual/197/
http://infourok.ru/metodicheskiy-material-na-temu-tipichnie-oshibki-v-formah-soglasovaniya-i-upravleniya-puti-ih-ustraneniya-klassi-431273.html
Методический материал на тему: «Типичные ошибки в формах согласования и управления, пути их устранения»(10-11 классы)
1 1 класс. Подготовка к ЕГЭ
Типичные ошибки в формах согласования и управления,
пути их устранения.
М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)
1.В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения.
Каждый раз, как учитель русского языка и литературы, думаешь о том, как сдать ЕГЭ, как совершенствовать речь учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной речи, ее экспрессивных возможностях.
Нарушение синтаксических норм – одна из распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме согласования и управления частей речи.
С лицом исчерченном вместо исчерченным морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося) в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за квартиру или заплатить квартплату).
Появление ошибок обусловлено, прежде всего, неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями текста, а также сложностью выбора формы управления.
2.Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связано с содержанием и возможностями конкретного слова.
Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему? Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?
При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента:
Выбор падежной формы зависимого слова
Наличие или отсутствие предлога в структуре словосочетания
Например, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).
Место осуществления действия также может быть выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на Кавказ.
3.Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций.
В современной речи можно выделить типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:
Замена беспредложных конструкций сочетаниями с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить внимание на орфографию
вм. уделить внимание орфографии и.т.д.
Употребление беспредложных конструкций на месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук от буквы.
Неправомерное расширение сферы управления того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах и.т.д.
Неправильный выбор предлога: скучать за ним вм. скучать о нем.
Основными причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к значению предлога и конструкции в целом.
Например, типичная ошибка обоснованный на фактах появилась под влиянием конструкции со словом-паронимом основанный на фактах. Распространение словосочетаний отзыв на книгу и рецензия о книге стало возможным в результате смыслового и формального объединения правильных конструкций отзыв о книге и рецензия на книгу. Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы, в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.: говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.
4.Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание конструкций.
Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить больному хороший уход), отличие конструкций купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что действие переходит на весь предмет.
При выборе предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.
Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду, вследствие, по причине, благодаря и др. Следует говорить: ввиду предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет).
5.Особую группу ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при использовании предлогов в речи.
Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных производных предлогов ввиду, вследствие и.т.д. Например, комично звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого самочувствия.
Вывод: Для устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная работа.
6. Контроль над устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет
синтаксический разбор предложения
К сожалению, нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.
Кроме синтаксического разбора можно предложить индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные (причастия) с определяемыми словами.
6. Если работа по устранению ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и грамматические задания.
Можно предложить такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых слов, исправить ошибки в аналогичных конструкциях…
Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов:
Составить синонимичные ряды для паронимов:
Искусный – умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.
Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.
Подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов:
Нестерпимый – терпимый, слабый.
Нетерпимый – сдержанный, уживчивый.
Определить паронимы по толкованиям их значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек (невежа – невежда).
Составить предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении: эффектность – эффективность, жестокость – жесткость и.т.д. Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным).
7 . Подобная система заданий призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих поколений.
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Ошибки в структуре словосочетаний:
1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».
3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».
4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».
5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».
6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
Ошибки в строении и значении предложения:
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».
2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».
3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».
4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
Ошибки в простом двусоставном предложении:
– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».
– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».
– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».
– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».
– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».
– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».
– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).
Ошибки в односоставном предложении:
1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.
2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».
Предложения с однородными членами:
1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».
3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».
4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».
5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».
6. Нарушения в области однородных сказуемых:
а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;
б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».
7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:
1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».
2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».
3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».
Предложения с обособленными членами:
1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.
– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».
– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море».
2. Нарушение правил построения причастного оборота.
– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».
– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».
3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:
1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».
2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».
3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».
4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».
Сложные предложения:
1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».
2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».
3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:
а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».
б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;
в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;
г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;
д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».
Сложноподчиненные предложения:
1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».
2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».
3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».
4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».
5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».
6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:
а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;
б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».
7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».
8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».
Бессоюзное сложное предложение:
1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».
2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».
3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».
Сложное предложение с различными видами связи:
1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».
2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Содержание:
Существует несколько видов ошибок, в каждом из которых следует разбираться.
Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным в именительном падеже, обозначающее признаки, а также названия различных объектов.
Примечание: если рядом с приложением стоит определяемое слово, то оно (приложение) всегда стоит в именительном падеже и не склоняется. Если же определяемого слова нет, то приложение изменяется.
Ошибка
Правильно
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Войну и мир».
Моя сестра вчера прочитала роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». ИЛИ Моя сестра вчера прочитала «Войну и мир» Л. Н. Толстого.
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Причастный оборот и причастие должны быть согласованы с определяемым словом по роду, числу и лицу. Определяемое слово не должно входить в сам оборот.
Ошибка
Правильно
Марья Иванова, страдавших бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
Марья Иванова, страдавшая бессонницей, по утрам выглядела уставшей и болезненной.
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В некоторых случаях употребление этого оборота нецелесообразно. Например, деепричастный оборот не употребляется, если действие сказуемого и деепричастия относятся к разным лицам. Также деепричастный оборот не используется в безличном предложении, в котором роль сказуемого выполняет не инфинитив.
Ошибка
Правильно
Сделав научное открытие, учёных наградили Нобелевской премией.
Когда учёные сделали научное открытие, их наградили Нобелевской премией.
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Примечание: в сокращённых словах род определятся по главному слову (ООН – Организация объединённых наций); в сложном предложении, разбавленном придаточным, следует правильно согласовывать лицо и число главных членов предложения.
Ошибка
Правильно
Все, кто занимался в детстве гимнастикой, имеет превосходную осанку и телосложение.
Все, кто в детстве занимался гимнастикой, имеют превосходную осанку и телосложение.
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
При переводе прямой речи в косвенную меняем подлежащие на личные местоимения.
Ошибка
Правильно
Мама вчера сказала, что завтра я приготовлю тебе вкусный завтрак.
Мама вчера сказала, что завтра она приготовит мне вкусный завтрак.
- Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Однородные члены должны быть лексически и грамматически соотнесены с общим словом, быть с ним одного падежа; правильно используем предлоги.
Неверно
Верно
Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
Не только Дмитрий Петрович, но и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.
- Ошибки в построении сложного предложения.
Правильно соединяем главную и придаточную часть сложного предложения.
Неверное
Верно
Светлана Леонидовна спросила, что сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
Светлана Леонидовна спросила, сделал ли её класс домашнее задание по литературе.
- Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.
Учим ряд предлогов, с которыми существительное употребляется в дательном падеже – вопреки, согласно, подобно, благодаря и другие.
Ошибка
Правильно
По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
По приезде в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.
- Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Неправильно
Верно
Папа читает газету и выпил кружку кофе.
Папа читает газету и пьёт кофе из кружки.
- Нарушение управления.
Ошибка
Правильно
Михаил внимательно относился на молодую девушку в углу.
Михаил внимательно относился к молодой девушке в углу.
Практика ЕГЭ по русскому языку:
http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/languages/russian/sintaksis-i-punktuacziya/sintaksicheskie-oshibki/
http://bingoschool.ru/manual/197/