Перейти на стр. «Правильный падеж«, вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Глагольное управление
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
Пример 1
Предложение:
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
Верный вариант:
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Пример 2
Предложение:
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Верный вариант:
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Пример 3
Предложение:
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Верный вариант:
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.
Что такое управление
Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Сильное и слабое управление
Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
Виды управления по морфологии главного слова
Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Номер
заявки – 924
ФИО
– Завгородняя Наталья Владимировна
Место
работы – МБОУ «СОШ №80 г. Владивостока»
Название
работы – «Современный русский язык. Ошибки в управлении»
Аннотация.
В работе рассматривается классификация грамматических ошибок, образец их
анализа, а также система упражнений и словарь-справочник. Цель данной работы –
познакомить учащихся с грамматическими нормами современного русского языка,
закрепить навыке в выборе правильных вариантов, показать систему грамматических
ошибок, научить методике разграничения нормативных и ненормативных текстов в
усвоении норм управления современного русского литературного языка.
Конференция
«Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения»
Методическая разработка
Современный русский язык
Ошибки в управлении
В работе рассматривается классификация
грамматических ошибок, образец их анализа, а также система упражнений и
словарь-справочник. Цель данной работы – познакомить учащихся с грамматическими
нормами современного русского языка, закрепить навыки в выборе правильных
вариантов, показать систему грамматических ошибок, научить методике
разграничения нормативных и ненормативных текстов в усвоении норм управления
современного русского литературного языка.
Здесь предлагаются методические рекомендации
по обучению учащихся грамматическим нормам, даются классификация ошибок, а
также система упражнений и небольшой словарь управления в русском литературном
языке.
Возможные языковые ошибки:
-орфоэпические: нарушение в области
произношения и ударения;
-лексические: нарушения в области выбора
слова, лексической сочетаемости, словообразования;
-грамматические: а) морфологические: ошибки в
форме существительного, ошибки в форме глагола, ошибки в форме прилагательного,
ошибки в форме числительного.
-синтаксические: а) ошибки в связях между
словами (ошибки в управлении) б) ошибки в деепричастных оборотах, в)нарушения в
структуре сложного предложения.
Опасность грамматических ошибок в том, что они
искажают языковую структуру. Например, слово туфля и слово простыня женского
рода. Следовательно, выражения возьми туфель, простынь стоит 4о
рублей находятся за рамками русского литературного языка и относятся к
области просторечия. Эти факты и классифицируют как морфологические ошибки.
В глаголе молоть формы лица в
литературном языке не содержит корневую гласную «о»
Я мелю мы мелем
ты мелешь вы мелете
он мелет они мелют
Незнание этого приводит к грубейшему нарушению
норм литературного языка: молим кофе.
Если морфологические ошибки связаны с
искажением грамматической формы слова, то синтаксические с неверной
грамматической сочетаемостью форм слов: преимущество над соперником вместо преимущество
перед соперником, одеть пальто вместо надеть пальто.
Грамматические ошибки.
Нарушение законов связывания слов.
Ошибки в управлении
Ошибки в управлении бывают
четырёх типов:
1.
Неверен выбор падежной формы:
-Обеспечить школам достаточное количество
тепла (обеспечить кого? чем?) Обеспечить школы достаточным количеством тепла.
— Преемственность искусству вообще, а
сценическому в частности, играет большую роль (преемственность в чём? в выборе
профессии)
-Курировал работой учеников бригадир
(курировал кого? что? курировать отдел, учеников).
-Согласно приказа (согласно кому? чему?
согласно приказу).
-Стреляли по нам (П.п. по нас).
-Соскучились по них (Д.п. по ним, по нему)
2. Неверен выбор предлога и падежной формы.
-Всё это говорило за то( говорить о том)
-Ответ по заявлению получен (ответ на
заявление)
-Она беспокоилась за сына (беспокоиться о …)
-Хочу остановиться об обстановке (остановиться
на…)
-Заверил о готовности участвовать (заверить в
чём?)
-Отклик по этому произведению ( отклик на…)
-Ответы
по интересующим вопросам (ответы на вопросы)
3.
Подмена беспредложного управления предложным и наоборот.
—
Оперировать с непроверенными фактами (оперировать фактами).
-Он представлял
из себя длинную фигуру с широкими плечами (представлял собой)
—
Вошедших граждан просят оплатить за проезд (оплатить проезд).
— Не
разъясняется о сроках сессии (не разъясняются сроки).
—
Дан обзор о методах лечения (обзор методов).
— Имею
в виду о положении дел в стране (имею в виду положение).
—
Отмечалось об ограниченном ассортименте (отмечался ограниченный ассортимент).
—
Этот приём свойствен для нынешних жителей (свойствен жителям).
—
Нельзя доверяться на обещания политиков (доверяться обещаниям).
—
Они равноправны друг к друг (равноправны друг с другом).
Жажда
к мести взяла верх над разумом (жажда мести).
4.
При однородных членах, требующих разного управления, есть общее зависимое
слово.
Кафедра
организовала и руководит практикой студентов (организовала практику, руководить
практикой).
Но
какое предприятие даёт своим акционерам участвовать и контролировать свою
работу? (участвовать в работе, контролировать работу).
Руководство
и контроль за распределением акций (руководство распределением, контроль за
распределением).
Надеяться
и верить в улучшение жизни (надеяться на улучшение, верить в улучшение).
ОБРАЗЕЦ
Найти
грамматические ошибки, определить их тип.
Вопреки
установившихся правил решили вести работы зимой .
Ошибка
грамматическая, синтаксическая ,в связях, в управлении, в выборе падежной
формы( вопреки установившимся правилам).
По
этим и другим недостаткам в работе предприятий общепита шел серьезный
разговор в администрации .
Ошибка
грамматическая ,синтаксическая, в управлении, в выборе падежной формы и
предлога ( разговор о недостатках).
Заведующий
автобазы заверил заказчиков, что работа будет выполнена .
Ошибка
грамматическая ,синтаксическая, в управлении, в выборе падежной формы
(заведующий автобазой; заверить в чем?)
Помимо
нехватки продовольствия у них не оказалось и помощников .
Ошибка
грамматическая ,синтаксическая, в управлении, оборот с предлогом «помимо»( не
хватало продовольствия и не оказалось помощников).
УПРАЖНЕНИЯ
1.Распространить
данные слова по типу управления.
Например
: негодовать -на кого/что; против кого/чего.
Негодовать
против насилия. Негодовать на отвратительный поступок ребенка.
Объединить,
подтверждение, преисполниться, аппетит, воплотить, забыть, использовать, матч,
проследить, соблазниться, ссора, удостоить, ясность, характеристика, толкать,
соответствие, ровесник, предоставить, охотиться, оригинальный, негодный, контроль,
защита, гарантия, вблизи, абонемент, вдогонку, гордость, заявить, копия, негодовать,
памятник, предостеречь, предпосылка, прелюдия, самостоятельность, соотношение,
тоска, хлопотать, укутать, стимул, совершенствовать, противник, подчеркивать,
ориентировать, объявить, заявить, отличаться, отличить, отмечать , отношения, отчёт,
преемственность, преимущество, превосходство, преступление, привилегии, равноправный,
решение, свидетель, согласно, соразмерно, стыдиться, тенденция, тревожиться.
2.
Составьте словосочетания.
асогласно-согласен;
презирать — презрение; представить-предоставить; надеть –одеть;
платить-оплатить; различаться-различить ;отличаться-отличить;
удивлен-удивляться; абонент-абонемент; гарантия-гарантировать; …лет-…летие;
меры-принять меры; вера-уверенность; невоздержанность – невоздержанный.
бволноваться, беспокоиться, жалеть, любоваться, плакать,
переживать, скорбеть скучать, страдать, стыдиться, тосковать, тревожиться,
3.Выбрать правильный вариант.
Обеспечить (топливо, топливом);
в соответствии (установленного порядка, с
установленным порядком);
прошение (о помиловании, помиловать подсудимого);
сертификат (по установленному образцу, установленного
образца);
правила ( по налогообложению, налогообложение);
согласно (приказу, приказа);
беспокоиться (о сыне, за сына);
на благо (человеку, человека);
на благо (родине, родины);
благодаря (отцу, отца); довлеть ( надо мной, себе);
заведующий (библиотекой, библиотеки);
заслуживать (доверия, доверие);
командующий (армией, армии);
850 лет (Москве, Москвы);
любоваться (озером, на озеро);
предпосылки ( построения, к построению);
равноправны (друг с другом, друг другу);
свойственный ( ему, для него);
скучать (по вас, по вам);
стрелять (по нас, по нам);
тосковать (по вам, по вас);
управляющий (треста, трестом).
4. Использовать в контексте.
Акцент, амнистия, аналогичный, аналогия, аннотация,
атака, беззащитный, бороться, борьба, вдогонку, вершить, винить, возразить,
война, волноваться , восхищение, вражда, вслед, встреча, гарантировать,
гарантия, дискутировать, доказательство, доложить, заверить, замкнуться,
запрещение, интервью, исчисляться, итог, карикатура, комментарий, компенсация,
контрабанда, контраст, контроль, матч, мера, меры, принять меры, мобилизовать,
мучиться, на благо ,надеть ,намекать, негодный, недоразумение, обвинять,
обеспечить, объединить, одеть, одобрение, одолжить, опасаться, оплатить, опора,
осведомленный, ответственность, отзыв, отказ, параллельно, партнер ,платить,
подозревать, подстрекать, подтверждение, предпосылка, скучать, стрелять,
тяготеть упрекать, устоять.
5. Найти ошибки, проанализировать их,
исправить по образцу.
Порывшись среди памяти, можно вспомнить и других
знаменитостей.
Творчество этой группы дало толчок к развитию данного
музыкального направления.
Этому писателю характерен жанр детектива.
Его ошибкой было то, что он заговорил с незнакомым
человеком и доверился.
Он стремился и воплощать свои мечты в реальность.
Помимо основного занятия, он ещё подрабатывал
официантом.
Наряду с теорией проводятся и практические занятия.
Дело в том, что наши депутаты поспешили в принятии
этого законопроекта.
Возьмите луковицу, натрите её на тёрку.
Информационные письма на постановку на учёт признали
не действительными.
Правительство, как мы видим, сделало не шаги на
встречу работникам предприятия, а разочарования.
На заседании обсуждалось введение дополнительных льгот
многодетных матерей.
Инспекция труда мешает осуществить данную цель или
хотя бы былые достижения.
Помимо намерений видно, что стороны не соблюдают
условий соглашения.
Работодатели никак не могли найти, кроме устранения
конфликтности, пути решения первостепенных задач.
Он боялся опоздать и каждого , кто встречался у него
на пути, спрашивал, сколько время.
Давайте поздравим его с днем рожденьем.
Осознать и раскаяться, в своей неправоте.
В место приговора судья обосновал невиновность
подсудимого.
Кроме сытного ужина он одну за другой выпел три кружки
чая.
Три тигрицы совершенно точно погибли из-за рук
браконьеров.
Они выставляли непомерные цены на пользование
взлётно-посадочной полосой.
Впрочем, особенной помощи созданию футбольного центра
ждать не приходиться.
Так что мы будем надеяться и ждать нового альбома
группы.
Двухлетие фирме отмечали шиком.
Все работы производились согласно требований техники
безопасности.
Среди современных видов спорта можно выделить большой
теннис и бильярд.
Он был осужден по покушению на жизнь.
Опытный преподаватель всегда оперирует с простыми
понятиями.
Следователь был безмерно удивлен такому повороту
событий.
Если вы хотите увидеть и удивиться чему-то
действительно интересному, приходите в этот клуб.
Охотники напились и набрали в канистру воду из лесного
источника.
Кроме питательной маски необходимо обязательно принять
ароматизированную ванну.
Помимо бизнеса Евгений часто ходил в ночные клубы.
Администрация обещала обеспечить домам по улице
Пологой горячую воду.
Нас просветили об этих вопросах.
За три месяца в нашем городе заразилось и умерло от
СПИДа девять челочек.
Мальчишки где-то раздобыли и вооружились боевыми
гранатами.
Помимо основного хобби он коллекционировал значки.
В этом сказывалось его хорошее влияние на мальчике.
Озабоченность Наташи о судьбе дочери понятна и
близка каждому.
Мы издалека любовались на водопад.
Если вам плохо до такой степени, что не радуют даже
выходные ,отыщите и наполните себя спокойствием природы.
Конечно, ему было нелегко найти и отомстить убийце.
Помимо тяжкого вреда здоровье человека, граждане
покушаются и на животных.
Кроме «Оскара» фильм Джеймса стал лауреатом «Грэмми».
Им была свойственно разобщенность взглядов и действий.
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Абонемент на что
Абонемент на пользование телефоном
Абонент чего Абонент
телефонной сети
Аванс на
что Аванс на расходы по командировке
Авария
чего Авария машины
с чем Авария
с самолётом
Агитировать за кого/что Агитировать
за кандидата в президенты;
агитировать за выборы
Акцент на
что Акцент на работу по развитию речи
на чём Акцент на
работе по развитию речи
Акцентировать что на чём
Акцентировать внимание на важной
проблеме
Альтернатива чему Нет
альтернативы политической разрядки
Амнистия кому
Амнистия политическим заключённым
для кого (реже) Амнистия для военных
преступников
Аналогичный чему
Случай, аналогичный предыдущему
с чем Случай,
аналогичный с предыдущим
Аналогия с чем
Вывод сделал по аналогии с таким же
явлением
в прошлом
между чем Можно провести полную
аналогию
между
одним и другим фактами
Аннотация на что
Аннотация на вышедший сборник
чего Аннотация
опубликованных статей
Анонс о чем Анонс о спектакле
Апеллировать к кому Апеллировать к массам
к чему Апеллировать к
общественному мнению
Аппетит к чему Аппетит к власти
на что Аппетит на
чужое добро
Атака на кого/что Атака на позиции
противника
против кого/чего Атака против вражеских
войск Аудиенция послу
Аукцион чего Аукцион пушных
товаров
Афера с чем Афера со
строительным материалами
Баллотироваться куда
Баллотироваться в парламент
в
кого Баллотироваться в депутаты
Беззащитный против кого/чего
Беззащитный против власть имущих
перед кем/чем Беззащитный пред
судьбой
Безоружный перед чем
Безоружный перед агрессивностью
Безотносительный к чему Безотносительные к
результатам
расходы
Беспокоиться о ком/чем
Беспокоиться о сыне; о проигрыше
Благо на благо кому На благо человеку
на благо чего На благо
родины
Благодаря
кому/чему Благодаря отцу; благодаря героизму
Богаты чем Богатая
ископаемыми страна
на что
Богатый на голы матч
Бороться с кем/чем Бороться с
интервентами; со стихией
кого/чего Бороться
против интервентов
Борьба с
кем/чем Борьба с бандитами; с эпидемией
за что
Борьба за жизнь
Вблизи
чего Вблизи реки
от чего
Вблизи от дома
Вдогонку
кому Вдогонку убежавшему мальчику
за кемчем
Вдогонку за эскадрой
Вежливый с
кем Вежливый с покупателями
по отношению к.. Вежлив по
отношению к женщине
Вершить
чем Вершить судьбами
(распоряжаться)
что (решать) Вершить
правое дело
Винить кого в
чём Винить в своих бедах
за что Винить
за это?
Вина
чего Вина всех несчастий
чему
Виною этому является она
Виртуоз чего
Виртуоз дела
в чём
Виртуоз во владении шпагой
Властвовать над
кем/чем Властвовать над умами
кем/чем
Властвовать умами
Вменить кому что; во
что Ему вменяется это в вину
Воевать с
кем/чем Воевать с пережитками
против кого/чего Воевать
против возрождения
фашизма
Возразить против чего Возразить
против предложения
на
что Возразить на замечания
оппонента
Война с кем/чем Война со
шведами
против кого/чего Война
против захватчиков
Волноваться за
кого/что Волноваться за исход дела
о ком/чём
Волноваться о судьбе книги
Воплотить в
ком/чём В нём воплотилась сила
во что
Воплотить замысел в реальность
Вопреки
чему Вопреки ожиданиям
Воспитывать что в
ком Воспитывать в детях
у кого Воспитывать
у детей
Воспринять что от
кого Воспринять от учителя
у кого
Воспринять дурные привычки у
товарищей
Восстать против
кого/чего Восстать против власти
на кого
Восстать на врагов
Восхищение кем/чем
Восхищение героем
от чего
Восхищение от зрелища
перед чем
Восхищение перед красотой
Вражда
кого Вражда племён
между кем Вражда между
людьми
Вслед
кому/чему Вслед ушедшему
за кем/чем Вслед за
докладчиком
Встреча с
кем Встреча с писателем
между кем Встреча
между президентом
России и президентом США
Выжидать
что Выжидать минуту
чего
Выжидать удобного случая что в
ком
у
кого Вызвать у слушателей
Гарантировать кому что(обеспечить)
Гарантировать больному уход
кого от чего
Гарантировать путешественников
(защитить) от
несчастных случаев
Гарантия
чего Гарантия успеха
чему
Гарантией этому является
участие…
от
чего Гарантия от заболевания
в
чем Гарантия в том, что все в порядке
Гордость за
кого/что Гордость за подвиг
кем/чем Гордость
русским искусством
Дискутировать
что Дискутировать вопрос
о
чем Дискутировать о личности в
истории
Добрый(добр) к
кому Добрый ко мне
с
кем Добрый со всеми
Доверие к
кому/чему Доверие избирателей к своим
избранникам
кому/чему Вотум
доверия правительства
Довлеть
кому/чему Довлеть себе (не зависеть ни от (быть
достаточным) (не над кем/чем!) кого)
Доказательство
чего Доказательство теоремы
чему
Доказательством тому служат
новые данные
Доложить
что Доложить обстановку
о чём Доложить
об обстановке
Ёмкость
ёмкостью Ёмкостью 180 кубометров
ёмкостью в… Ёмкостью
в 180 кубометров
Жажда
чего Жажда мести
Жаждать
чего Жаждать славы
Жалеть
кого/что Жалеть народ
о ком/чём Жалеть
о прошедшей молодости
Жалкий
чем Жалкий своей слабостью
в чём Жалкий
в своей слабости
Забыть что(полный
охват Забыть сказанное.
предмета
действием)
о
чем(частичный охват) Забыть о сказанном
Заведующий
чем Заведующий библиотекой
Заверить что(удостоверить
Заверить документы
правильность)
в
чем(убедить) Заверить в своей преданности
Задуматься над чем
Задуматься над проблемой
Заключение по
заключении По заключении перемирия
по
заключению(вывод По заключению врачей
из
чего-то) больному нужно лечение
Замкнуться во
что Замкнуться в свой тесный
кружок
в
чем Замкнуться в своей
деятельности
Замолвить(слово) у
кого Замолвить слово у
начальства
перед
кем Замолвить слово перед
начальством
за
кого Замолвить слово за меня
о
ком Замолвить слово о нем
Запрещение
чего Запрещение ввоза
наркотиков
на
что Запрещение на ввоз
оружия
Запутанность
чего Запутанность
мыслей
в
чем Запутанность в делах,
в счетах
с
чем Из-за запутанности
с расчетами
Заслуживать чего (не
что!) Сообщение заслуживает
доверия
Заслужить что(не
чего!) Заслужить награду
Зачислить кем
Зачислить секретарю
в
кого Зачислить в казаки
Защита от
кого/чего Защита от ударов
против кого/чего Защита против кого бы
ни было
Заявить что
Заявить свои права
о
чём Заявить о согласии
Злоба на
кого/что Злоба на врага
против кого/чего Злоба против него
Идея
чего Идея произведения
о
чём Идея о взаимосвязи
всего сущего
Идти во
что Идти в пищу
(использоваться) на
что Идти на постройку
подо что Идти под клевер
Избрать кем
Избрать членом
организации
в
кого Избрать в члены
организации
Иммунитет к
чему Иммунитет к оспе
против чего Иммунитет против
жизненных
разочарований
Интервью
кому Интервью, данное
нашему корреспонденту
с
кем Интервью с двумя
корифеями
французской
литературы
Иронизировать над
кем/чем Иронизировать над её
религиозностью
Использовать для
чего Использовать для благо
на
что Использовать на благо
Исходить от
кого/чего От котлов исходил
аппетитный
запах
из
чего Шорох исходил из кустов
Исчисляться чем Исчисляться
сотнями
миллионов рублей
во
что Исчисляться в девять
тысяч сабель
Итог(подвести
чего Итог переговоров
итоги) чему
Подвести итоги к своим
расходам
Карикатура чего
Карикатура южных зим
на
кого Карикатура на меня
Катастрофа
чего Катастрофа самолета
с
чем Катастрофа с самолетом
Комментарий
кого/чего Комментарий трудных
мест текста
к
чему Комментарий
к
событиям
Конец
чего Конец дороги
чему Нет
конца дороги
Конкурс на
что Конкурс на лучший
Проект
Контрабанда
чего Контрабанда наркотиков
чем Контрабанда
наркотиками
Копия
чего Копия чертежа
с
чего Копия с картинки
Курировать
кого/что Курировать
больного,
работу
Ласковый с
кем Ласковый со всеми
к
кому Ласковый к нему
Лгать
кому Лгать себе
на
кого Лгать на меня
Лекция о
чем Лекция о культуре речи
по
чему Лекция по литературе
Лицемерить перед
кем Лицемерить перед
людьми
Льгота
кому Льгота ветеранам
для
кого Льгота для ветеранов
Манить
чем Манить теплом
на
что Манить на этот свет Манкировать
чем Манкировать
занятиями, деньгами
Матч кого с
кем Матч Карпова
с Каспаровым
между
кем/чем Матч между
«Спартаком»
и
«Динамо»
Между кем/чем
Между друзьями
кого/чего(уст) Между строк; гор
Мера
чего Мера вкуса
чему Мера силам
Мучиться над
чем Мучиться над
задачей
с
чем Мучиться с дверью
Надеть что
Надеть пальто
что на
кого Надеть куртку на
ребёнка
что на
что Надеть кольцо на
палец
Намекать о
чем Намекать о сроке
платежа
на
кого/что Намекать на нее;
на обстоятельства
Негодный для
чего Негодный для
службы
к
чему Негодный к
употреблению пища
на
что Негодные на это
дело материалы
Негодовать на
кого/что Негодовать на
дурные поступки
против
кого/чего Негодовать против
рабства
Недоверие к
кому/чему Недоверие к людям
кому/чему Недоверие
правительству
Недоразумение кого с
кем Недоразумение
с начальником
между кем
Недоразумение
между детьми
Незадолго до
чего Незадолго до
приезда
перед чем Незадолго перед
дождём
Неистощимый в
чём Неистощимый
в разговоре
на
что Неистощимый на
выдумки
Некролог кому Некролог
писателю
о
ком Некролог об
известном
писателе
Необходимый
кому Необходимые нам
материалы
для
кого/чего Необходимый для
экспертизы
показания
на
что Необходимые на
лечение лекарства
Несогласие в чём/с кем,
чем Несогласие в суждениях
Несогласие
с оппонентом
Обвинять в чём, за что обвинять
в жестокости обвинять
за развал работы
Объединить во что, в чём объединить
учащихся
Одеть кого, во что Одеть
ребёнка Одеть
ребёнка в шубу
Оплатить что Оплатить
проезд
Оскорбиться чем Оскорбиться
этим поступком
Отзыв о чём, на что Отзыв
о книге
Отзыв
на реферат
Памятник кому, чего, чему Памятник
Есенину
Переживать из-за кого/чего Переживать
из-за двоек
Представить кого, что Представить
гостей
к чему Представить к ордену
Презирать кого/что Презирать
себя
В ком,
у кого Презирать трусость в себе
Привилегии кому, для кого Привилегии
ветеранам (для
ветеранов)
Нарушение управления
Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение управления – задание 7 ЕГЭ русский язык».
Источник
Особенности управления в русском языке. Управление близких по значению слов.
Управление в русском языке – это подчинительная связь, которая характеризует требование главного в словосочетании слова постановки зависимого в определённый падеж. Эта связь является очень гибкой и часто может меняться.
Управление близких по значению слов – одна из сложнейших для понимания и изучения синтаксических норм, именно поэтому при соблюдении этой нормы часто наблюдаются ошибки. Кто из нас не слышал следующие синтаксические ошибки: Он так беспокоится за меня. Вопрос с моим материальным положением не даёт ему покоя.
В этих двух предложениях допущены сразу две ошибки. Слово «беспокоиться» требует предлога «о (обо)» и постановки зависимого слова в предложный падеж, следовательно, корректно было бы сказать: Он так беспокоится обо мне.
Что касается второго предложения, то здесь уместным было бы также употребить предлог «о» и предложный падеж: Вопрос о моём материальном положении не дает ему покоя.
Глаголы зрительного восприятия обычно требуют формы винительного падежа объекта с предлогом «на»: смотреть на горы. Именно поэтому в словосочетаниях с глаголами, близкими по значению, применяется такое же управление, хотя оно является некорректным:
Любоваться на картину – любоваться картиной (корр.).
Следующие словосочетания с близкими по значению словами стоит заучить, чтобы не слыть невеждой и не испортить впечатление слушателей или читателей о себе:
Истинная цена счастью – цены на топливо – стоимость рыбы
Характерно для девушки – присуще мужчине
Уделять внимание девушке – обратить внимание на погоду – усилить внимание к проблеме воспитания подростков
Типично для водителя – свойственно полицейскому
Сказаться на демографической ситуации – оказать влияние на рождаемость
Разобраться в проблемах – распутаться с проблемами
Приоритет в открытии – патент на изобретение
Прижиться в стае – привыкнуть к коллективу
Привычный для девочек – знакомый всем
Препятствовать развитию – тормозить развитие
Преисполненный радости – проникнутый радостью
Предостеречь от ошибки – предупредить об ошибке
Превосходство над соперником – преимущество перед соперником
Показывать силу – свидетельствовать о силе
Отчитаться о проделанной работе – отвечать за проделанную работу
Отзыв о фильме – рецензия на фильм
Идентичный прежней схеме – сходный с прежней схемой
Добраться до дома – подъехать к дому
Беспокоиться о ребенке – тревожиться за ребенка
Также в русском языке существуют словосочетания, в которых может быть подмена управления одного слова на управление другого, которое имеет схожее значение. Ниже мы приведем примеры ошибок в управлении, которые часто встречаются в разговорной речи, а также противопоставим их правильному варианту:
Бояться мать – бояться матери
Венец искусству – венец искусства
Достигать двадцать сантиметров в длину – достигать двадцати сантиметров в длину
То, что мы смогли достичь – то, чего мы смогли достичь
Залог успеху – залог успеха
Избегать опасность – избегать опасности
Колдовать что-то – колдовать над чем-то
Принять участие на ярмарке – принять участие в ярмарке.
Источник
Правила к заданию 8 ЕГЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
Не должно быть избыточного использования союзов.
Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.
Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.
Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
Ошибка в построении сложного предложения
Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.
Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
Составные союзы не должны быть искаженными;
В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.
Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.
Неправильное употребление имени числительного
Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
Неправильное употребление имени числительного: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.
Трое спортсменок выступили очень удачно.
Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.
Три спортсменки выступили очень удачно.
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.
Нарушение управления
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения ».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Нарушение согласования
Частным случаем нарушения согласования являются ошибки « Нарушение в построении предложения с обособленным определением » и « Нарушение в построении предложения с причастным оборотом ». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.
Нарушение согласования: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.
Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
Источник
Связь управление
Подчинительная связь управление
Определение
Управление – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже: встретить друга; встретился с другом; рассказать о друге
Структура
Глагол + существительное: проявить заботу;
Деепричастие + существительное: построив здание;
Существительное +существительное: поворот на площадь
Отличительные признаки
1.При изменении формы главного слова зависимое слово не изменяется: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу;
Речевые ошибки
3.Пропуск предлога: Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле.
4.Употребление лишнего предлога: Жажда к славе.
5.Пропуск зависимого компонента словосочетания: Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу.
(прокомментировать перечисленные речевые ошибки: дотронешься до березы, а не к березе; похож на усталого человека; жажда славы; лоснящийся от ладоней штурвал).
Также следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЕ
При сильном управлении падежная форма зависимого слова определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова
(отношения объектные или восполняющие, зависимое слово нельзя опустить, не разрушив предложение):
а) переходный глагол + имя в В.п. Я подарю цветы маме.
б) переходный глагол с отрицанием + имя в Р./В.п. не видел книги, не видел книгу
в) числительное + зависимое слово пять человек
г) если предлог соответствует приставке глагола дойти до дома, зайти за угол
д) косвенно-переходный глагол + имя в Т.п. дирижировать оркестром
е) краткое прилаг. + зависимое слово полон надежды
При слабом управлении главное слово не предсказывает форму зависимого слова (непереходные глаголы, отношения обстоятельственные, зависимое слово можно опустить)
Беспредложное слабое управление
прославиться талантом
Предложное слабое управление
(совмещение объектного знач. с определит., пространств., временным, назначения) лечиться у врачей, опомниться от обиды, сделать для друга
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу.
(прокомментировать перечисленные речевые ошибки: дотронешься до березы, а не к березе; похож на усталого человека; жажда славы; лоснящийся от ладоней штурвал).
Также следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
При сильном управлении господствующее слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет обязательное появление при нем определенной управляемой падежной формы, т.е. связь является необходимой. Такой связи требуют переходные глаголы, а также некоторые существительные, прилагательные, числительные, например: послать письмо, нарушить тишину, купить книгу; девять дней, уйма времени; полон надежды, верен долгу.
При слабом управлении распространение господствующего слова данной падежной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами, т.е. наличие управляемых форм факультативно; ср.: поливать цветы — сильное управление, поливать из лейки — слабое управление; освобождение города — сильное управление, освобождение армией — слабое управление.
При двойном управлении лексико-грамматическими свойствами глагола предопределена зависимость от него двух форм имени.
Двойное управление может быть беспредложным (обе управляемые формы — беспредложные падежи), беспредложно-предложным (одна форма беспредложная, другая — с предлогом) или предложным (обе формы — с предлогами). В тех случаях, когда вторая управляемая форма осложнена обстоятельственным значением, нормально варьирование этой формы с формой примыкающей: направить груз заводу — на завод, вернуть деньги месткому — в местком).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тренажеры
Тест на тему Словосочетание
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Управление при синонимичных словах
Тест на тему Нарушение норм управления
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник