Перейти на стр. «Правильный падеж«, вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»
Глагольное управление
- Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:
— нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);
— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);
— нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).
- Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;
удивлён его терпением — удивляться его терпению.
Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.
В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).
- Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
- Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
- Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.
Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.
- При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«
Виды грамматических ошибок |
Примеры ошибок |
Правильный вариант/правило |
Ошибки в управлении -неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом |
* Оплатить за проезд Скучаю по вам *согласно приказа, по приезду |
Б С дат. п. (кому? чему?) лагодаря Согласно вопреки По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.) |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Смешение конструкций главного и придаточного предложений |
*МГУ завершило прием *Кресло-кровать стояла *Пришел добрый врач Иванова. Никто, даже отличники, не решили. *Те, (кто опоздал), не посмотрел фильм. |
Гл.слово-м.р. Гл.слово-ср.р Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р. Никто не решил Те не посмотрели, кто опоздал. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами 1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления 2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами 3. Употребление двойных союзов в искаженном виде 4. Избыточность союзных средств 5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов 6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п. 7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов. |
* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами. *Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания. * Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания. *Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал. *Концерты проходили В театрах, парках, стадионах. *Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки. * Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи) |
Подбор (чего?) Наблюдение(над чем?) не только для разведения, но и для поддержания. Не только, но и Как , так и и т.п. но//тем не менее НА стадионах Двух мальчиков и трех девочек Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!! |
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом —разорван определяемым словом — неправильное согласование причастия с определяемым словом |
*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/ Мы увидели бревна, плывущих по воде |
Бревна, /плывущие по воде/ |
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом -деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо |
* Листая альбом, мне попались две фотографии |
Листая альбом, я увидел две фотографии. |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением —приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже. |
*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века. *В «Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев. |
В романе «Капитанская дочка».. В «Капитанской дочке»… |
Ошибка в построении сложного предложения —с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном) —употребление составных союзов в искаженном виде —избыточность союзных средств |
* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно. * Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова. * Он спросил, что где его вещи. * Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык |
Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно Перед тем как Для того чтобы Вмето того чтобы Прежде чем С тех пор как По мере того как Подобно тому как Виду того что Вследствие того что несмотря на то что Он спросил, где его вещи. Я не знаю, сможем ли мы найти… |
Косвенная речь
Прямая речь |
Средство связи при замене на косвенную |
Косвенная речь |
Повествовательное предложение * «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя. |
что |
*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости. |
Побудительное предложение *Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». |
чтобы |
* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них» |
Вопросительное предложение «Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой. |
ли |
*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть. |
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь |
Примеры ошибок |
Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». |
Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. |
Он сказал, что он сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». |
Он сказал, что приходи пораньше. |
Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» |
Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. |
Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» |
Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? |
Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь |
Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» |
Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:
*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).
2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:
*Скажите, чтоб он убирался… (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь…»).
3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).
4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь |
Примеры ошибок |
Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». |
Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. |
Он сказал, что сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». |
Он сказал, что приходи пораньше. |
Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» |
Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. |
Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» |
Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? |
Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь |
Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» |
Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
В русском языке существует несколько видов подчинительной связи между словами. Один из них – управление. Нередко на письме и в речи можно встретить нарушения управления. Чтобы этого избежать, следует поподробнее ознакомиться с этим видом синтаксической связи.
Что такое управление
Управление – это такой вид связи между двумя словами, где главное слово определяет постановку зависимого слова: в каком падеже оно должно стоять, с предлогом или без. Эта связь может быть как жёсткой и не терпящей изменений, так и более гибкой, допускающей различные вариации.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Как отличить управление от согласования
Важно уметь отличать управление от согласования. При согласовании главное слово диктует подчинённому и род, и число, и падеж. Они как бы действуют как единое целое, и подчинённое слово всегда меняется вслед за главным. Например: красавец мужчина – красавцы мужчины – красавцу мужчине (существительные согласуются по роду, и число с падежом подчинённого слова меняется вместе с главным). Или: красивая вещь –красивые вещи – красивым вещам.
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным. Например: он попросил её об услуге – она попросит её об услуге – они просят её об услуге. Мы видим, что главное слово «попросить» изменяется, но подчинённое «её» всегда остаётся зафиксированным в винительном падеже без предлога.
Управление подразделяется на виды по различным признакам.
Предложное и беспредложное управление
Одна из возможных классификаций – предложное и беспредложное управление. Как несложно заключить из названия, предложное управление требует наличия предлога, а беспредложное – нет. Например: признаться в чём-либо (предложное), подтвердить что-либо (беспредложное).
Нередко нарушение управления заключается в подмене одного из этих видов другим: оперировать с данными (неправильно) – оперировать данными (правильно), присуще для мужчин (неправильно) – присуще мужчинам (правильно), оплатить по счетам (неправильно) – оплатить счета (правильно), интересуется о его делах (неправильно) – интересуется его делами (правильно).
Нередко между одними и теми же словами может быть как предложное, так и беспредложное управление. Они могут иметь лёгкие отличия по смыслу или стилистически, но ни один из них не стоит считать нарушением управления. Примеры: идти по полю – идти полем, ехать на поезде – ехать поездом, работать вечерами – работать по вечерам, письмо отцу – письмо к отцу, понятный всем – понятный для всех, слыть чудаком – слыть за чудака, смотреть первый раз – смотреть в первый раз, шириной пять метров – шириной в пять метров, со скоростью в семьдесят километров в час – со скоростью семьдесят километров в час.
Сильное и слабое управление
Управление также подразделяется на сильное и слабое. Сильное управление характеризуется тем, что главное слово однозначно определяет падеж зависимого: писать книгу (обязателен винительный падеж). Слабое управление предполагает вариации в формах зависимого слова: писать о природе (предложный падеж), писать карандашом (творительный падеж).
Виды управления по морфологии главного слова
Управление можно подразделить на различные виды по частям речи, к которым относится главное слово: глагольное (любить искусство), наречное (вопреки обстоятельствам), объектное (вышедший из дома), компаративное (легче пушинки), нумеративное (двое детей), местоимённое (она с друзьями).
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Типичные примеры нарушения управления в русском языке
Следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность. Например: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
Также ошибкой будет считаться выстраивание в ряд большого количества зависящих друг от друга слов в одной и той же падежной форме, даже при условии, что нормы управления соблюдены. Пример: слушатели курсов подготовки водителей категории В – синтаксическая ошибка.
Немалую проблему составляет нарушение управления близких по значению слов, так как очень часто нормы управления одного из пары таких слов переносятся автоматически на второе. Следует различать управление в словосочетаниях аналогичных следующим: упрекать в чём – попрекать кого, обидеться на кого/что – обижен кем/чем, предостеречь от чего – предупредить о чем, обрадоваться чему/кому – обрадован чем/кем, полон чего – переполнен чем, осудить на что – приговорить к чему, доволен чем/кем – рад чему/кому, быть участником чего – участвовать в чем, беспокоиться о чём/ком – тревожиться за что/кого, идентичный чему – схожий с чем/кем.
Одна из возможных ошибок – это нарушение глагольного управления: сомневаться о чём-либо, рассказать за что-либо, восхищаться над чем-либо, понимать о чём-либо. Такие варианты употребления можно нередко встретить в разговорной речи, однако они являются грубым нарушением.
Иногда при наличии сразу нескольких дополнений может возникнуть путаница, ведущая к нарушению управления. Пример: организация и участие в игре – ошибочный вариант построения словосочетания. Слова «организация» и «участие» требуют разного управления, поэтому они не могут быть однородными членами в данном случае. Правильно будет: организация игры и участие в ней. Любить и любоваться морем – неправильно. Правильно: любить море и любоваться им. Изучать и увлекаться математикой – неправильно. Правильно: изучать математику и увлекаться ею.
Некоторые особенности норм управления
Отдельно стоит сказать про «узаконенные» ошибки в управлении, которые присущи профессиональному жаргону, преимущественно юридическому. Например, такое известное словосочетание как «объявить в розыск» с точки зрения литературной нормы является неправильным. Такой формы управления в русском языке не существует. Можно «объявить что» и «объявить о чём». Также употребляемыми в юриспруденции, но формально неправильными являются такие словосочетания как: осудить к лишению свободы, за отсутствием состава преступления, производство по делу, согласно приказа и другие. Однако они широко используются и их можно встретить в официальных документах.
Нарушение управления
Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение управления – задание 7 ЕГЭ русский язык».
Источник
Особенности управления в русском языке. Управление близких по значению слов.
Управление в русском языке – это подчинительная связь, которая характеризует требование главного в словосочетании слова постановки зависимого в определённый падеж. Эта связь является очень гибкой и часто может меняться.
Управление близких по значению слов – одна из сложнейших для понимания и изучения синтаксических норм, именно поэтому при соблюдении этой нормы часто наблюдаются ошибки. Кто из нас не слышал следующие синтаксические ошибки: Он так беспокоится за меня. Вопрос с моим материальным положением не даёт ему покоя.
В этих двух предложениях допущены сразу две ошибки. Слово «беспокоиться» требует предлога «о (обо)» и постановки зависимого слова в предложный падеж, следовательно, корректно было бы сказать: Он так беспокоится обо мне.
Что касается второго предложения, то здесь уместным было бы также употребить предлог «о» и предложный падеж: Вопрос о моём материальном положении не дает ему покоя.
Глаголы зрительного восприятия обычно требуют формы винительного падежа объекта с предлогом «на»: смотреть на горы. Именно поэтому в словосочетаниях с глаголами, близкими по значению, применяется такое же управление, хотя оно является некорректным:
Любоваться на картину – любоваться картиной (корр.).
Следующие словосочетания с близкими по значению словами стоит заучить, чтобы не слыть невеждой и не испортить впечатление слушателей или читателей о себе:
Истинная цена счастью – цены на топливо – стоимость рыбы
Характерно для девушки – присуще мужчине
Уделять внимание девушке – обратить внимание на погоду – усилить внимание к проблеме воспитания подростков
Типично для водителя – свойственно полицейскому
Сказаться на демографической ситуации – оказать влияние на рождаемость
Разобраться в проблемах – распутаться с проблемами
Приоритет в открытии – патент на изобретение
Прижиться в стае – привыкнуть к коллективу
Привычный для девочек – знакомый всем
Препятствовать развитию – тормозить развитие
Преисполненный радости – проникнутый радостью
Предостеречь от ошибки – предупредить об ошибке
Превосходство над соперником – преимущество перед соперником
Показывать силу – свидетельствовать о силе
Отчитаться о проделанной работе – отвечать за проделанную работу
Отзыв о фильме – рецензия на фильм
Идентичный прежней схеме – сходный с прежней схемой
Добраться до дома – подъехать к дому
Беспокоиться о ребенке – тревожиться за ребенка
Также в русском языке существуют словосочетания, в которых может быть подмена управления одного слова на управление другого, которое имеет схожее значение. Ниже мы приведем примеры ошибок в управлении, которые часто встречаются в разговорной речи, а также противопоставим их правильному варианту:
Бояться мать – бояться матери
Венец искусству – венец искусства
Достигать двадцать сантиметров в длину – достигать двадцати сантиметров в длину
То, что мы смогли достичь – то, чего мы смогли достичь
Залог успеху – залог успеха
Избегать опасность – избегать опасности
Колдовать что-то – колдовать над чем-то
Принять участие на ярмарке – принять участие в ярмарке.
Источник
Правила к заданию 8 ЕГЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
Не должно быть избыточного использования союзов.
Ошибка в построении предложения с однородными членами: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении предложения с однородными членами», и исправим их.
Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.
Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
Ошибка в построении сложного предложения
Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.
Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
Составные союзы не должны быть искаженными;
В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Ошибка в построении сложного предложения: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.
Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.
Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.
Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.
Неправильное употребление имени числительного
Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
Неправильное употребление имени числительного: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Неправильное употребление имени числительного», и исправим их.
Трое спортсменок выступили очень удачно.
Числительное «трое» нужно заменить на «три», так как существительное «спортсменки» женского рода.
Три спортсменки выступили очень удачно.
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.
Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.
Нарушение управления
Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения ».
Нарушение управления: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.
В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
Нарушение согласования
Частным случаем нарушения согласования являются ошибки « Нарушение в построении предложения с обособленным определением » и « Нарушение в построении предложения с причастным оборотом ». Подробную информацию о них можно узнать в отдельных статьях.
Нарушение согласования: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение согласования», и исправим их.
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.
Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила:
Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом», и исправим их.
Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
Источник
Связь управление
Подчинительная связь управление
Определение
Управление – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже: встретить друга; встретился с другом; рассказать о друге
Структура
Глагол + существительное: проявить заботу;
Деепричастие + существительное: построив здание;
Существительное +существительное: поворот на площадь
Отличительные признаки
1.При изменении формы главного слова зависимое слово не изменяется: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу;
Речевые ошибки
3.Пропуск предлога: Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле.
4.Употребление лишнего предлога: Жажда к славе.
5.Пропуск зависимого компонента словосочетания: Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу.
(прокомментировать перечисленные речевые ошибки: дотронешься до березы, а не к березе; похож на усталого человека; жажда славы; лоснящийся от ладоней штурвал).
Также следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЕ
При сильном управлении падежная форма зависимого слова определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова
(отношения объектные или восполняющие, зависимое слово нельзя опустить, не разрушив предложение):
а) переходный глагол + имя в В.п. Я подарю цветы маме.
б) переходный глагол с отрицанием + имя в Р./В.п. не видел книги, не видел книгу
в) числительное + зависимое слово пять человек
г) если предлог соответствует приставке глагола дойти до дома, зайти за угол
д) косвенно-переходный глагол + имя в Т.п. дирижировать оркестром
е) краткое прилаг. + зависимое слово полон надежды
При слабом управлении главное слово не предсказывает форму зависимого слова (непереходные глаголы, отношения обстоятельственные, зависимое слово можно опустить)
Беспредложное слабое управление
прославиться талантом
Предложное слабое управление
(совмещение объектного знач. с определит., пространств., временным, назначения) лечиться у врачей, опомниться от обиды, сделать для друга
При управлении главное слово диктует подчинённому только падеж (и наличие/отсутствие предлога). Зависимое слово имеет застывшую форму в конкретном падеже и не изменяется в обязательном порядке вслед за главным: проявить заботу, проявила заботу, проявим заботу.
(прокомментировать перечисленные речевые ошибки: дотронешься до березы, а не к березе; похож на усталого человека; жажда славы; лоснящийся от ладоней штурвал).
Также следует быть внимательным при составлении предложений, в которых подчинённое слово можно отнести сразу к разным главным словам. Это не будет считаться прямым нарушением управления в предложении, но может породить двусмысленность: Встретить гостей из Лондона приехали все руководители нашей компании. При такой формулировке остаётся неясным: гости из Лондона или руководители приехали из Лондона?
При сильном управлении господствующее слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет обязательное появление при нем определенной управляемой падежной формы, т.е. связь является необходимой. Такой связи требуют переходные глаголы, а также некоторые существительные, прилагательные, числительные, например: послать письмо, нарушить тишину, купить книгу; девять дней, уйма времени; полон надежды, верен долгу.
При слабом управлении распространение господствующего слова данной падежной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами, т.е. наличие управляемых форм факультативно; ср.: поливать цветы — сильное управление, поливать из лейки — слабое управление; освобождение города — сильное управление, освобождение армией — слабое управление.
При двойном управлении лексико-грамматическими свойствами глагола предопределена зависимость от него двух форм имени.
Двойное управление может быть беспредложным (обе управляемые формы — беспредложные падежи), беспредложно-предложным (одна форма беспредложная, другая — с предлогом) или предложным (обе формы — с предлогами). В тех случаях, когда вторая управляемая форма осложнена обстоятельственным значением, нормально варьирование этой формы с формой примыкающей: направить груз заводу — на завод, вернуть деньги месткому — в местком).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тренажеры
Тест на тему Словосочетание
Тесты на тему Нормы управления
Тест на тему Управление при синонимичных словах
Тест на тему Нарушение норм управления
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ
- ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ
-
ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ.
Разновидность синтаксических ошибок, состоящих в выборе формы управляемого слова (существительного, местоимения), не соответствующей синтаксической норме (например, «заведующий кафедры», вместо «заведующий кафедрой»). Данный тип ошибок типичен для изучающих иностранный язык, а в речи носителей языка характерен для детской речи и просторечия; в последнее время все чаще встречается в текстах средств массовой информации и в публичных выступлениях.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
.
2009.
Смотреть что такое «ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ» в других словарях:
-
ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — ГРАММАТИКО СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Разновидность грамматических ошибок, связанных с нарушениями в построении словосочетаний и предложений. К подобным ошибкам относятся: 1) ошибки в согласовании, 2) ошибки в управлении, 3) ошибки в выборе порядка… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
ЦЕНА ОШИБКИ — – значимость ошибок, как для деструктивных, так и для конструктивных процессов, связанных с функционированием человека. Ц. о. соотносится с быстротой обнаружения ошибки, допущенной человеком, возможностью ее устранения и последствиями ошибочного… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
ошибка, -и в управлении — В морфологической и синтаксической стилистике: речевая ошибка, возникающая из за неправильного выбора управляемой формы в словосочетании. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного … Учебный словарь стилистических терминов
-
Точность (в автоматич. управлении) — Точность системы автоматического управления, одна из важнейших характеристик систем автоматического управления (САУ), определяющая степень приближения реального управляемого процесса (УП) к требуемому. Отклонение УП от требуемого вызывается… … Большая советская энциклопедия
-
Психология контроля в управлении — Управление неотделимы от контроля за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников и оценки ее результатов. Они выполняют функцию обратной связи, без которой управление существовать не может, обеспечивая получение информации о ходе и… … Энциклопедия современной юридической психологии
-
Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
-
Авиационная катастрофа — Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести одного или более человек, находящихся на борту воздушного судна (пассажиров или членов экипажа). К катастрофам … Википедия
-
Авиакатастрофа — Авиационная катастрофа авиационное происшествие, приведшее к гибели людей обломки самолёта Ту 154,после крушения 4 июля 2001 года а Иркутске Крушение цеппелина Гиндербург,одна из самых знаменитых авиакатастров 20 века Содержание … Википедия
-
Деиндустриализация — (de industrialization) Существенное падение значения обрабатывающей промышленности в экономике промышленно развитой страны, столь глубокое, что экономика этой страны становится неконкурентоспособной в отношении соседних стран. Причинами… … Словарь бизнес-терминов
-
Мишин, Василий Иванович — (р.12.02.1925) спец. в обл. соц. филос. и прикладной социол.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Лепня Нижегородской обл. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф т МГУ (1951), асп. там же (1954). С 1954 по 1991 (с перерывом в 1974 1976,… … Большая биографическая энциклопедия