І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного членения
Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Просмотр содержимого документа
«Классификация ошибок по русскому языку.»
Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках — например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.
Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении. Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.
По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.
Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.
Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.
Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.
С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.
Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.
Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:
- воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
- сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
- обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
- написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
- совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
- развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
- расширение поля зрения ребенка.
- развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».
- для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
- поиск букв, наложенных друг на друга.
- выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
- письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
- после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно перейти к записи предложений.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.
А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.
Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.
Литература:
•Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.
•Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» — 003 г.
•Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» — тетрадь №5. Аквариум-2004 г.
•Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»
•С-Петербург из-во «Союз» — 2004 г.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Правописание чисел в документах
В документах встречаются многозначные целые числа, простые и десятичные дробные числа, буквенно-цифровые и словесно-цифровые сочетания, используются порядковые числительные, приводятся обозначения диапазона величин и т. д.
При написании многозначных целых чисел производится группировка их справа налево по три цифры: 14 287 624; 12 841 . Точку в пробелах между группами цифр многозначного числа ставить не допускается.
Числа в обозначениях (марках) машин и других технических устройств на группы не разделяются и пишутся слитно, если цифры предшествуют буквам (например, 1К62М ) и пишутся через дефис, если буквы предшествуют цифрам ( ЗИЛ-155, ИЛ-18 ).
Не разбиваются на группы цифр числа в обозначениях нормативных документов, например: № 3241; Закон РФ «О стандартизации» № 51541 от 10.06.96 и т. п.
Номера телефонов принято писать без знака номера, отделяя дефисом или пробелом по две цифры справа налево, напр.: 2-99-85-90; 2-95; 2 99 85 90 . Если в первой группе цифр телефонного номера одна цифра, ее допустимо объединять в одну группу со следующими двумя цифрами. Напр.: 299-85-90, 299 85 90, 295 .
Буквенная форма многозначных целых чисел рекомендуется при стечении двух чисел в цифровой форме и в случаях, когда предложение начинается числом. Если буквенная форма числа нежелательна, необходимо перестроить фразу так, чтобы развести два числа или чтобы не начинать фразу числом. Следует писать: 10 кранов грузоподъемностью 20 т , но не 10 20-тонных кранов .
Цифровая форма однозначных целых чисел используется, если однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, поскольку при восприятии ряда чисел не требуется мысленно переводить их в буквенную форму в нужном падеже. Рекомендуется писать: вслед за поставкой изделий из 5, 8, 12 наименований. Не рекомендуется: вслед за поставкой изделий из пяти, восьми, 12 наименований.
Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физических величин, денежными единицами и т. п., рекомендуется писать: при массе до 10 кг , и не рекомендуется при массе до десяти кг.
Буквенная форма однозначных целых чисел используется, если однозначные числа стоят в косвенных падежах (не при единицах физических величин, денежных единицах). Рекомендуется писать: офис укомплектован тремя персональными компьютерами и не рекомендуется: укомплектован 3 персональными компьютерами .
Буквенно-цифровая форма чисел рекомендуется для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением тыс., млн, млрд: 10 млрд, 12 млн . Это правило распространяется и на сочетание крупных круглых чисел с обозначениями единиц физических величин, денежных единиц: 20 млн км; 200 млрд кВт-ч .
Денежные выражения , обозначающие суммы более одной тысячи, в тексте рекомендуется писать цифрами и словами: 5 тыс. рублей, 1 млн рублей . Денежные выражения в рублях и копейках следует писать: 105 руб. 55 коп .
При обозначении количества предметов, а также количества людей не употребляются слова «штук», «человек»: 20 автомобилей , а не 20 штук автомобилей , 50 рабочих , а не 50 человек рабочих .
Простые дроби пишутся через косую черту: 1/2; 3/4 или цифрами, устанавливаемыми на верхнюю и нижнюю линии шрифта: 3 /4 . Простую дробь набирают без отбивки от целого числа. Например: 5 1 /2 .
В десятичных дробях после запятой цифры группируются по три, начиная слева направо: 1,094 03; 5,530 021; 3,141 592 65 . После простых дробных чисел слова часть, доля , как правило, не употребляются. Рекомендуется писать: 1/8 площади; 1/2 квадрата . Не следует писать: 1/8 доля площади, 1/2 часть квадрата .
Существительное после дробного числа согласуется с его дробной частью и поэтому ставится в родительном падеже единственного числа: 1/3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи .
Для обозначения диапазона значений ставят: многоточие, тире, знак ÷, предлог » от » перед первым числом и » до » перед вторым. Например: длиной 5. 10 м; длиной 5—10 м; длиной 5÷10 м, длиной от 5 до 10 м .
Тире в качестве знака диапазона значений величин не рекомендуется ставить, если тире может быть принято за знак минус, когда одно из чисел — величина положительная, другое — отрицательная или если оба числа — величины отрицательные. Рекомендовано указывать: температура -5. +10 °С; температура достигает -20. -30 градусов Цельсия .
Числа в диапазоне значений располагаются по возрастанию. Исключения составляют взаимосвязанные числа (во второй паре большее число может идти первым): тара составляет 50—80 % всей массы груза. Остальные 50—20 %. .
Номинальный размер и предельные отклонения от него должны быть даны в одних и тех же единицах величины. Примеры оформления предельных отклонений: (100 ± 0,3 мм) ; 100 +0,2 мм; 100 -0,2 мм .
Порядковые числительные в тексте могут иметь следующую форму написания:
— буквенную ( сто пятый ),
— буквенно-цифровую (арабскими цифрами с наращиванием падежного окончания, присоединенного через дефис: 35-й );
— цифровую — римскими цифрами без наращивания падежного окончания ( XI конгресс, XXI век ). Традиционно римскими цифрами обозначают: 1) номера съездов, конференций, конгрессов и т. п. ( XX съезд ); 2) века ( XXI век ); 3) номера международных объединений ( III Интернационал ); 4) номера выборных органов ( IV Государственная дума ); 5) номера продолжающихся спортивных состязаний ( XX Олимпийские игры ); 6) номера в имени императора, короля ( Петр I, Николай II, Карл V, Людовик XIV ); 7) обозначения кварталов года ( IV квартал ). Могут обозначаться римскими цифрами квадранты, части или разделы книг и т. п.
Падежные окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должны быть:
— однобуквенными, если последней букве числительного предшествует гласный звук: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), но не 5-ый, 5-ой ;
— двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми , но не 5-ого, 5-ому, 30-ыми .
Написание порядковых числительных с наращиванием падежного окончания при нескольких порядковых числительных подряд различается в зависимости от их числа и формы разделения (соединения).
Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й ряды, 70-е и 80-е годы .
Если одно за другим идут более двух порядковых числительных, разделенных запятой (точкой с запятой) или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 60, 70, 80-е годы .
Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:
— только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных: 50—60-е годы ;
— у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым: в начале 80-х—90-е годы .
Падежное окончание не наращивается при использовании порядковых числительных в виде арабских цифр, обозначающих:
— номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п. элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, глава и т. д.) предшествует номеру. Напр.: в томе 6; главе 5; на с. 85; на рис. 8; в табл. 11; в прил. 6 . Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице .
— даты (годы и числа месяца), если слово год или название месяца следует за числом. Напр.: В 1997 году; 12 декабря 1997 года . Неправильно : в 1972-м году; 12-го декабря 1997-го года . Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Например: в мае, числа 20-го; год 1920-й; Грянул 1917-й; Концерт перенесли с 15 мая на 22-е .
Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся следующим образом: 150-летие, 3-месячный срок, 1-, 2-, 3-секционный шкаф .
Сложные слова с числительным и прилагательным « процентный »:
— в изданиях деловой и научной литературы принята форма из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный , -ного , -ному и т. д. Например: 10 %-ный раствор, 20 %-ный сбор . Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами. Например: 15 %-й раствор, 20 %-го раствора, 25 %-му раствору и т. д.
— в узкоспециализированных изданиях для подготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований: в 5% растворе .
Знаки №, %, §, ° в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30° . При числах, записанных прописью, их принято заменять словами. Между знаками № , % и § и цифрами ставится пробел. Знаки градуса, минуты и секунды пишутся без пробела.
Знаки более ( > ), менее ( ), не более , не менее , знаки математических действий и соотношений ( + , — , х , : , / , = ,
) отделяют от смежных символов и чисел пробелом, а знаки положительности или отрицательности значения величины пишут слитно с последующим числом.
ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВЫМ ДОКУМЕНТАМ
Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: ОЛМА-Пресс, 2003
6. Числа и знаки
6.1.2. Однозначные числа
Могут быть написаны прописью или в цифровой форме.
Словесная форма чисел (прописью). Рекомендуется в следующих случаях:
1. Когда однозначные числа стоят в косвенных падежах не при единицах величин, денежных единицах, поскольку в подобных случаях цифровая форма усложнила бы чтение (поначалу читатель мысленно произносит цифру в им. падеже и лишь при дальнейшем чтении понимает, что падеж должен быть иным, а это ведет к ненужной остановке, замедляет чтение). Напр.:
Лабораторию следует оборудовать четырьмя мойками.
Лабораторию следует оборудовать 4 мойками.
2. Когда стечение нескольких чисел в цифровой форме может затруднить чтение, а вставить между этими числами слово или изменить порядок слов, чтобы развести числа, сложно или нежелательно. Напр.:
. пять 30-местных автобусов.
. 5 30-местных автобусов.
Если вставить слово или изменить порядок слов несложно, то предпочтительнее сделать это, чем менять цифровую форму числа на словесную. Напр.: . 25 новых 30-местных автобусов.
3. Когда количественное числительное начинает собой предложение, поскольку при цифровой форме исчезает, как правило, прописная буква в первом слове предложения, служащая для читателя сигналом о его начале (одна предшествующая точка — слабый сигнал для этого). Напр.:
. при такой планировке. Пять станков размещают..
. при такой планировке. 5 станков размещают.
Во избежание разнобоя в написании количественных числительных, стоящих в начале и середине предложения, желательно по возможности перестроить предложение, начинающееся числом, так, чтобы последнее перешло в середину. Напр.: . при такой планировке. Размещают 5 станков.
Цифровая форма. Рекомендуется в следующих случаях:
1. Когда однозначные целые числа, даже в косвенных падежах, стоят в ряду с дву- и многозначными, поскольку при восприятии ряда чисел читателю, как правило, не требуется мысленно переводить их в словесную форму.
За сериями из 3, 5, 12 упражнений следовали.
За сериями из трех, пяти, двенадцати упражнений следовали.
За сериями из трех, пяти, 12 упражнений следовали.
2. Когда однозначные целые числа образуют сочетание с единицами физ. величин, денежными единицами и т. п. Напр.:
При массе до 7 кг.
При массе до семи кг (до семи килограммов).
Цена до семи р. (до семи рублей).
6.1.3. Многозначные целые числа
Словесная форма чисел. Эта форма рекомендуется при стечении двух чисел в цифровой форме и в случаях, когда предложение начинается числом. Если словесная форма чисел нежелательна, необходимо перестроить фразу, чтобы развести два числа или чтобы не начинать фразу числом, либо заменить точку точкой с запятой. Напр.:
. 3 200 двадцатитонных грузовиков;
. 3 200 20-тонных грузовиков…
. 3 200 грузовиков грузоподъемностью 20 т…
. более целесообразно. Двести пятьдесят станков размещают.
. более целесообразно. 250 станков.
. более целесообразно; 250 станков размещают.
. более целесообразно. Часть станков (250 из общего числа) размещают.
Цифровая форма чисел. Является для многозначных чисел предпочтительной в подавляющем большинстве случаев, поскольку она лучше, чем словесная форма, воспринимается читателями, более заметна, лучше запоминается.
Разбивка чисел в цифровой форме на группы. Такие числа делят пробелами на группы (по три цифры справа налево). Техн. правила набора дают указание разбивать на группы числа только начиная с 5-значных (см.: Наборные и фотонаборные процессы. М., 1983. П. 2.3.9), а «Основные математические обозначения (СЭВ PC 2625—70)» не делают исключения и для 4-значных чисел. Напр.:
Не разбиваются на группы цифры в числах, обозначающих год, номер (после знака номера), в числах обозначений марок машин и механизмов, нормативных документов (стандарты, техн. условия и т. п.), если в документах, устанавливающих эти обозначения, не предусмотрена иная форма написания. Напр.: В 1999 году; № 89954; ГОСТ 20283. По-иному разбиваются номера телефонов (см. 6.1.6).
Точку в пробелах между цифровыми группами ставить запрещается.
Размер отбивки между цифровыми группами 2 п.
Словесно-цифровая форма чисел. Рекомендуется в следующих случаях:
1. Для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) в виде сочетания цифр с сокращением тыс., млн, млрд, поскольку читатель быстрее, легче воспримет 20 млрд, 12 млн, чем 20 000 000 000, 12 000 000.
Это правило в изданиях для специалистов распространяется и на сочетания крупных круглых чисел с обозначениями единиц физ. величин, денежных единиц и т. п. Напр.:
В изданиях для массового читателя рекомендуется в подобных случаях отказываться не от словесно-цифровой формы чисел, а от сокращенных обозначений единиц величин — заменять их полными наименованиями. Напр.: 20 млн километров, 500 тыс. вольт.
2. В устоявшихся названиях широко известных судебных процессов, чтобы не нарушать традиционное, привычное написание. Напр.: Процесс 193-х; Процесс 50-ти.
6.1.4. Дробные числа
Форма набора простых дробей. Простые дроби принято набирать цифрами на верхнюю и нижнюю линии шрифта: 3 /4. Но для набора именно таким образом наборщик должен получить письменное указание. Поэтому в оригинале простые дроби, написанные в одну линию через косую черту, следует пометить верхней или нижней дугой, повторить ее на боковом поле и рядом написать в кружке: дробь. Напр.:
В выборах приняла участие всего
Простую дробь набирают без отбивки от целого числа. Напр.: 5 1 /2.
Форма набора десятичных дробей. Дробная часть десятичных дробей, как и целые числа, делится пробелами на группы по 3 знака в каждой, но в обратном направлении по сравнению с целыми числами, т. е. слева направо. Напр.:
25,128 137; 20 158,675 8
Падеж существительных при дробных числах. Дробное число управляет существительным при нем, и поэтому последнее ставят в род. падеже ед. ч. Напр.: 1 /3 метра; 0,75 литра; 0,5 тысячи; 10 5 /6 миллиона.
Употребление слов часть, доля при дробных числах. Как правило, следует считать словесным излишеством употребление слов часть, доля после простых дробных чисел. Напр.:
1 /2 часть квадрата; 1 /5 доля площади
6.1.5. Интервал значений
Обозначение интервала значений. Для обозначения интервала значений ставят: а) многоточие; б) тире; в) знак ÷; г) предлог от перед первым числом и до — перед вторым. Напр.: Длиной 5. 10 метров; Длиной 5—10 метров; Длиной 5÷10 метров; Длиной от 5 до 10 метров.
Предпочтительным для изданий техн. и науч. (в области точных и естественных наук) лит. является стандартный знак многоточие (. ) между числами в цифровой форме.
В техн. лит. по традиции допустимо применять знак ÷ между числами в цифровой форме.
Тире и предлоги употребляются в изданиях гуманитарной и публицистической лит.
Употребление тире. Тире в качестве знака интервала значений рекомендуется ставить:
1. При словесной форме чисел (прописью) в изданиях худож. лит., а также близких к ней. Напр.: . длиной пять — десять метров. При этом, как и обычно между словами, тире, по техн. правилам набора, должно быть отбито от слов на 2 п., что и должно быть обозначено в оригинале.
2. В тексте изданий общественно-полит., гуманитарной и подобной лит. Напр.: План выполнялся на 110—115 процентов; 30—35 тыс. юношей и девушек. При этом, как и обычно, между числами в цифровой форме, тире, по техн. правилам набора, не должно отбиваться от цифр.
Не рекомендуется применять тире в качестве знака интервала значений, когда одно из значений величины положительное, а другое — отрицательное или когда оба значения отрицательные. Напр.:
Температура -5. +10 °С;
Температура -5 — +10 °С;
Температура достигала -20. -30 градусов Цельсия.
Температура достигала -20 — -30 градусов Цельсия.
Употребление дефиса. Когда два числа в словесной форме (прописью) означают не «от такого-то до такого-то числа», а «то ли то, то ли другое число», то между числительными ставят дефис. Напр.: У дома стояло машин пять-шестъ. В цифровой форме сохраняется тире: машин 5—6.
Крупные числа в интервале значений. При цифровой форме чисел необходимо сохранять нули в числе нижнего предела, чтобы читатель не мог принять его за меньшее значение. Напр.:
Высота 15 000—20 000 м
Высота 15—20 000 м
(если 1-е число 15 000)
При словесно-цифровой форме чисел допустимо опускать в числе нижнего предела обозначение тыс., млн., млрд., поскольку читатель воспринимает такие обозначения как составную часть единицы величины. Напр.:
Высота 20—30 тыс. метров.
Высота 20 тыс. — 30 тыс. метров.
Расположение чисел в интервале значений. Как правило, от меньшего к большему, от нижнего предела к верхнему. Исключение составляют взаимосвязанные относительные числа (во второй паре большее число может идти первым). Напр.: Это составляет 60—80 % всей массы груза. Остальные 40—20 %.
6.1.6. Номера телефонов
Их принято писать без знака номера, отделяя дефисом или пробелом по две цифры справа налево, напр.: 2-99-85-90; 2-95; 2 99 85 90.
Если в первой группе цифр телефонного номера одна цифра, ее допустимо объединять в одну группу со следующими двумя цифрами. Напр.: 299-85-90, 299 85 90, 295.
6.1.7. Номера домов
Их принято писать без знака номера. Напр.: Тверская, 13. Особенностью отличается написание двойных и литерных номеров.
Двойные номера. Их принято писать через косую черту: ул. Пушкина, 15/18.
Литерные номера. Литеру принято писать слитно с последней цифрой номера: Пушкинский пер., д. 7а.
6.1.8. Сочетания чисел с обозначениями единиц физических величин
Обозначения физ. величин нельзя отрывать от цифровой формы значения этих величин, т. е. нельзя переносить в следующую строку. Последняя цифра числа отбивается от обозначения единицы на 2 п., в т. ч. и от обозначений °С и %, кроме спец. знаков, поднятых на верхнюю линию шрифта (. ° . ‘ . «), которые требуется писать слитно с последней цифрой. Напр.:
500 т; 485 °С; 20 %; 15°; 45′; 15″
500т; 485°С; 20%; 15 °; 45 ‘; 15 «
В сочетании десятичных дробей с обозначениями единиц физ. величин эти обозначения следует помещать после всех цифр. Напр.:
586,5 кг; 30,2°; 36,6 °С; 10°20,5′
586 кг,5; 30°,2; 36°,6; 10°20′,5
Числовое значение с допуском или с предельными отклонениями при сочетании с обозначением единицы физ. величины требуется заключить в скобки либо обозначение единицы поставить и после числового значения, и после допуска или предельного отклонения. Напр.:
(10 ± 0,1) мм; 10 мм ± 0,1 мм
При интервале и перечне числовых значений одной физ. величины обозначение единицы физ. величины ставят только после завершающей цифры. Напр.:
От 50 до 100 м; 50-100 м;
Доски длиной 5, 10, 15 м
От 50 м до 100 м; 50 м — 100 м;
Доски длиной 5 м, 10 м, 15 м
6.1.9. Предельные отклонения линейных размеров
Указываются в такой форме:
6.1.10. Правила записи чисел в десятичной системе счисления
СТ СЭВ 543—77, который их установил, распространяет их только на нормативно-техн., конструкторскую и технологическую документацию. Но они вполне применимы и для многих изданий литературы по точным, естественным наукам и технике.
Обозначение точности числа. Для такого обозначения либо после числа ставят слово точно в круглых скобках; напр.: 3 600 000 Дж (точно), либо последнюю значащую цифру выделяют шрифтом полужирного начертания; напр.: 3,6 МДж.
Запись приближенных чисел. Если в трехзначном числе (напр., в числе 382) две первые цифры верны, а за точность последней цифры ручаться нельзя, то это число следует записать в форме 3,8·10 2 .
Если в четырехзначном числе (напр., в числе 4 720) две первые цифры верны, а за точность двух последних ручаться нельзя, то число следует записать в форме 47·10 2 или 4,7·10 3 .
Запись допускаемых отклонений. У последней значащей цифры и числа, и отклонения должен быть одинаковый разряд. Напр.:
17,0 ± 0,2; 12,13 ± 0,17
17 ± 0,2; 17,00 ± 0,2; 12,13 ± 0,2;
12,1 ± 0,17; 46,405 ± 0,15;
Запись интервалов между числовыми значениями. Форма записи:
6.1.11. Правила округления чисел в десятичной системе счисления
Установлены СТ СЭВ 543—77.
Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) меньше 5. Последняя сохраняемая цифра не меняется. Напр.:
12,23 12,2; 12,23 12
12,23 12,3
565,46 565
565,46 566
12 456 12·10 3
12 456 12 500 = 124·10 2
Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) равна или больше 5. Последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу. Напр.:
0,145 0,15
0,152 0,2
565,46 6·10 2 600
0,156 0,16
0,162 0,2
565,46 5,7·10 2 570
Первая из отбрасываемых цифр (считая слева направо) равна 5, но получена в результате предшествующего округления. В этом случае округление зависит от способа округления первой из отбрасываемых цифр:
а) при ее округлении в большую сторону (напр., 0,15 получено при округлении 0,148) последняя сохраняемая цифра не меняется: 0,15 0,1;
б) при ее округлении в меньшую сторону (напр., 0,25 получено при округлении 0,252) последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу: 0,25 0,3.
Издания художественной и близких ей литератур
6.1.12. Словесная форма (прописью)
Эта форма, как правило, является рекомендуемой, поскольку цифры придают тексту деловой вид. Напр.: . Мне известен человек, который при росте примерно сто шестьдесят пять сантиметров носит обувь сорок пятого размера (В. Липатов).
6.1.13. Цифровая форма
Как исключение цифровая форма предпочтительна в следующих случаях:
1. Когда требуется имитировать документы, письма, вывески, поскольку пропись в них маловероятна и будет нарушать их «подлинность». Напр.: Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья (записка Дубровского).
2. Когда в авт. тексте (не в прямой речи) приводятся номера домов, учреждений и т. п. и необходимо передать их в том виде, в каком они предстают на бланке, вывеске и т. п. Напр.: Здесь в столовой № 68, где раньше помещалось. кафе «Флорида». (Ильф И., Петров Е. Золотой теленок).
3. Когда в прямой речи встречается сложный номер и стремятся упростить его чтение. Напр.: «ЛД 46-71», — прочитал Иван номер (Р. Погодин).
4. Когда стремятся подчеркнуть (иногда иронически) особую точность чисел. Напр.: Солнце встало над холмистой пустыней в 5 часов 02 минуты 46 секунд (Ильф И., Петров Е. Золотой теленок).
6.2. Порядковые числительные
Издания деловой и научной литератур
6.2.1. Порядковые числительные в виде арабских цифр с наращением падежного окончания
Это преимущественная форма порядковых числительных в изданиях деловой и науч. лит. Исключение составляют только те объекты, которые принято обозначать римскими цифрами (см. 6.2.5), простые числительные типа первый раз, второй раз, а также те, что обозначают номера элементов издания и следуют за названием этих элементов, и даты (см.6.2.4).
6.2.2. Правила наращения падежного окончания
Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, по закрепившейся традиции должно быть:
1. Однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук. Напр.:
5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая)
5-е (пятое, пятые), 5-м (пятым, пятом)
5-ый, 5-ой, 5-ая, 5-ое, 5-ые, 5-ым, 5-ом, 5-ых
2. Двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный. Напр.:
5-ого, 5-ому, 30-ыми
6.2.3. Наращения падежного окончания при нескольких порядковых числительных подряд
Написание порядковых числительных с наращением падежного окончания различается в этом случае в зависимости от их числа и формы разделения (соединения):
1. Если один за другим следуют два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них. Напр.: 1-й, 2-й ряды; 9-е и 10-е классы; 40-е и 50-е годы; в 8-й или 9-й класс.
2. Если один за другим следуют более двух порядковых числительных, разделенных запятой, точкой с запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного. Напр.: Ученики 5, 7, 9-х классов; 8, 11, 15, 18-й секторы; 40, 60, 70-е годы; в 7, 8 или 9-й класс.
3. Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают:
а) только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных, напр.: 50—60-е годы; в 20—30-х гг.;
б) у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым, напр.: в 20-м—30-х секторах; в начале 70-х-80-е годы.
6.2.4. Порядковые числительные в виде арабских цифр без наращения падежного окончания
К таким числительным относятся:
1. Номера томов, глав, страниц, иллюстраций, таблиц, приложений и т. п. элементов изданий, если родовое слово (название элемента: том, глава и т. д.) предшествует номеру. Напр.: в томе 6; главе 5; на с. 85; на рис. 8; в табл. 11; в прил. 6.
Однако если родовое название элемента стоит после числительного, последнее следует писать с наращением падежного окончания. Напр.: в 6-м томе; в 5-й главе; на 83-й странице.
2. Даты (годы и числа месяца), если слово год или название месяца следует за числом. Напр.: В 1997 году; 12 декабря 1997 года. Не: В 1972-м году; 12-го декабря 1997-го года.
Однако если слово год или название месяца опущено или поставлено перед числом, падежное окончание рекомендуется наращивать. Напр.: в мае, числа 20-го; год 1920-й; Грянул 1917-й; Концерт перенесли с 15 мая на 22-е; 20-го же апреля.
6.2.5. Порядковые числительные в виде римских цифр
Традиционно ими обозначают: 1) номера съездов, конференций, конгрессов и т. п. (XX съезд); 2) века (XXI век); 3) номера международных объединений (III Интернационал); 4) номера выборных органов (IV Государственная дума); 5) номера продолжающихся спортивных состязаний (XX Олимпийские игры); 6) номера в имени императора, короля (Петр I, Николай II, Карл V, Людовик XIV); 7) обозначения кварталов года (IV квартал). Могут обозначаться римскими цифрами квадранты, части или разделы книг и т. п.
Издания художественной и близких ей литератур
6.2.6. Преимущественная форма
Как правило, это словесная форма (пропись). Напр.: В двадцатом веке; в сорок пятом году. В репликах действующих лиц драматического произведения словесная форма порядковых числительных является единственной.
6.2.7. Цифровая или словесно-цифровая форма
Допускается в следующих случаях:
1. Когда требуется стилизовать внешний вид записки, письма, надписи. Напр.: . со свежим известковым лозунгом: «Привет 5-й окружной конференции. » (Ильф И., Петров Е. Золотой теленок).
2. Когда требуется назвать номер газеты, журнала, воинской части, а непрямая речь, в которую он включен, содержит элементы делового характера или когда сам номер сложен для воспроизведения прописью. Напр.: . билет 2-го займа с подмоченным углом (А. П. Чехов); Дивизия в составе 9-го мотополка «Вестланд», 10-го мотополка «Германия». (Эм. Казакевич).
3. Когда необходимо назвать год или число месяца в описательной части произведения. Напр.: В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную. (А. С. Пушкин).
Однако цифровая форма в подобных случаях не подходит, если точность датировки не имеет существенного значения, а окружающий текст не носит описательного характера или если год обозначается сокращенно. Напр.: Прошлого года двадцать второго марта вечером со мной случилось. (Ф. М. Достоевский); Революция семнадцатого года. (Ильф И., Петров Е.).
4. Когда в описательной части произведения требуется назвать имя императора, короля с номером в составе имени. Напр.: . Локоны. взбиты были, как парик Людовика XIV(Пушкин А. С. Барышня-крестьянка).
6.3. Числительные в составе сложных существительных и прилагательных
6.3.1. Издания художественной и близких ей литератур
Применяется, как правило, словесная форма (пропись). Напр.: пятидесятилетие; двадцатикилометровый переход.
6.3.2. Издания массовой не художественной литературы
Рекомендуется словесно-цифровая форма (число в цифровой форме и присоединяемое дефисом существительное или прилагательное). Напр.: 150-летие, 20-километровый переход, 25-процентный раствор.
Неверно: 150-тилетие, 20-тикилометровый переход и т. п., т. е. с присоединением ко второй части слова окончания числительного.
6.3.3. Издания деловой и научной литератур
Рекомендуется словесно-цифровая форма, даже когда числа малы. Напр.: 1-, 2- и 3-секционные шкафы; 3- и 4-красочные машины.
В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустимо прилагательное, присоединяемое к числу, если оно образовано от названия единицы физ. величины, заменять обозначением этой единицы. Напр.: 5-км расстояние; 12-т нагрузка.
6.3.4. Сложные слова из числительного и прилагательного процентный
В изданиях деловой и науч. лит. принята форма из числительного в цифровой форме, знака процентов, дефиса и падежного окончания -ный, -ного, -ному и т. д. Напр.: 10%-ный раствор.
Предпочтительной в таких изданиях следует считать форму с наращением одно- или двухбуквенного окончания по правилам наращения падежного окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами (см. 6.2.2). Напр.: 15%-й раствор, 20%-го раствора, 25%-му раствору и т. д. Такая форма экономнее предыдущей и позволяет соблюсти единообразие в наращении падежных окончаний.
В узкоспец. изданиях для высокоподготовленного читателя допустима форма без наращения падежного окончания, если контекст не может вызвать двояких толкований. Напр.:В 5% растворе.
6.4. Знаки в тексте
6.4.1. Замена слов в тексте знаками
Как и сокращения, знаки, которые во многих случаях могут заменить слова, экономят место в издании и время читателя. Наиболее употребительны в тексте знаки номера (№), параграфа (§), процентов (%), градуса (°), минуты (‘), секунды («). Читатель без расшифровки знака, без мысленного перевода его в словесную форму, по одному только графическому образу знака может мгновенно сориентироваться в значении числа. Знаки и пришли на смену словам, когда понадобилось самым быстрым и экономным способом указать читателю, каков характер чисел в цифровой форме: обозначают ли они порядковые номера или род заголовка либо числовое значение определенной величины.
6.4.2. Знаки №, %, §, ° в тексте
Эти знаки в тексте ставят только при числах в цифровой форме: № 5, § 11, 45 %, 30°. При числах прописью их принято заменять словами: номер пять, в параграфе втором, сорок пять процентов, пять градусов.
Знак % заменяют словом и при числе в цифровой форме, если текст публицистический или популярный, рассчитанный на массового читателя: 45 процентов.
Выброска знака № перед числами. Так поступают, когда и без знака № ясно, что число обозначает порядковый номер (напр., перед номерами страниц, столбцов, таблиц, формул, примечаний, приложений, деталей схемы и т. п.). Напр.: на с. 8; стб. 805; в приложении 3; в табл. 5; на рис. 8; в равенстве (5); из формулы (6); Примечание 5; винт 5 на рис. 10.
Знаки №, §, %, ° — при двух и более числах. Исходя из принципа экономии средств эти знаки набирают только перед рядом чисел или после него, без постановки у каждого числа в числовом ряду. Напр.;
№ 5, 6, 7; 8, 9°; 50, 60 и 70 %;
От 50 до 70 %; § 5 и 6
№ 5, № 6, № 7; 8°, 9°, 60 % и 70 %;
От 50 % до 60 %, § 5 и § 6
Если при этом числа представляют собой десятичные дроби, то их, во избежание неверного или затрудненного прочтения, отделяют друг от друга не запятой, а точкой с запятой. Напр.:
Правила набора. Знаки №, % и § отбивают от цифр на полукегельную. Знаки градуса, минуты и секунды от цифр не отбивают. Знак °С отбивают, как и другие обозначения единиц физ. величин, на 2 п.
6.4.3. Знаки более (>), менее ( ↑ Cодержание ↑
6.4.4. Знаки математических действий и соотношений, положительности и отрицательности значения величин
В тексте изданий науч. и техн. лит. при наборе в строку с текстом простых вычислений и формул принято употреблять знаки мат. действий и соотношений и обозначать знаками ( + или -) положительность или отрицательность значения величины перед числом в цифровой форме.
Знаки мат. действий и соотношений ( +, -, ×, :, /, =,
) отбивают от смежных символов и чисел на 2 п., а знаки положительности или отрицательности значения величины набирают слитно с последующим числом.
6.4.5. Знаки ударения и произношения в словах текста
Эти знаки облегчают и упрощают чтение. Так, знак ударения или две точки над буквой е (ё) помогают читателю с первого раза правильно прочесть текст в случаях, когда возможно двойное прочтение. Напр.: по´длиннее и подлинне´е; бо´льшая часть и больша´я часть; Всё деревушки были неказистые и Все деревушки были неказистые; Я видел из окна, что´ происходило на улице и Я видел из окна, что на улице толпились люди (подробнее см. 5.5).
Сумма прописью онлайн
Чтобы узнать результат перевода, введите сумму
Бесплатный калькулятор “Сумма прописью онлайн” поможет быстро перевести сумму, записанную цифрами, в сумму прописью по всем правилам орфографии. Правописание числительных — обширная тема с массой нюансов, не все помнят ее со школы. Наш простой калькулятор покажет суммы прописью на русском языке без ошибок. Вам нужно только ввести цифровое значение в поле.
При заполнении финансовых, бухгалтерских и налоговых документов нужно написать денежный показатель цифрами и продублировать его прописью — то есть, прописать словами. Это делается в зарплатных ведомостях, договорах, кассовых ордерах, применяется для банковского чека — деньги фигурируют почти во всех бумагах. Основная цель прописывания сумм — желание избежать подделки. Внешний вид цифр легко изменить, а вот словесное написание исправить трудно.
Перевод цифровых значений в словесные — утомительное занятие. Если вам приходится заполнять много документов, то возрастает и риск ошибки. Чтобы легко и бесплатно перевести сумму в правильный прописной вариант, воспользуйтесь нашим калькулятором.
Как работает калькулятор «Сумма прописью онлайн»
Введите числовой вариант суммы в рублях в поле калькулятора. Программа отреагирует на введение числа автоматически и предложит словесную формулировку суммы. Она будет писаться ниже числового поля сразу же после ввода цифр. Дополнительно ничего нажимать не нужно.
Прописная расшифровка появляется именно в том варианте, который принят для финансовых документов: рубли указываются прописью, копейки — цифрами, это правило. Сумма пишется с заглавной буквы, значение суммы в рублях и копейках не разделяется запятой или другим знаком препинания (точка, скобка). Например: “Двадцать тысяч пятьсот один рубль 51 копейка”.
Если нужно указать число копеек в сумме, пишите их после запятой или точки в составе числа. Пробел для этой цели использовать не удастся. Например: “20500,56” или “346.5”.
Если сумма целая, без копеек, пишите число без запятой и нулевых показателей после нее. Например: “3000000”. Калькулятор все поймет сам и предложит прописной вариант суммы с дополнением: “00 копеек”. Но и указание суммы в виде десятичной дроби с нулевыми значениями после запятой тоже допустимо. Например: “100,00”. Третий знак после запятой (точки) поставить не удастся.
Будьте внимательны, прописывая большие числа, особенно с несколькими нулями подряд.
источники:
http://orfogrammka.ru/OGL03/70091464.html
http://www.b-kontur.ru/profi/summa-propisyu
Содержание
- Дисграфия у взрослых: причины и лечение
- Почему у взрослых возникает дисграфия?
- Как проявляется дисграфия у взрослых?
- Выявление дисграфии у взрослых
- Лечение дисграфии у взрослых
- Дислексия это словесная или слепая болезнь гениев
- Что такое дислексия
- Симптомы дислексии
- Виды дислексии
- Как выявить и оценить дислексию
- Методы коррекции дислексии
- Упражнения для коррекции дислексии у школьников
- Профилактика дислексии
- Советы учителю
- Советы родителям
Дисграфия у взрослых: причины и лечение
Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.
Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.
Почему у взрослых возникает дисграфия?
Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.
Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:
- травмы головы;
- нейрохирургические операции;
- разрастание опухолей мозга;
- инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
- воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
- инсульты;
- травмы при родах;
- соответствующие социальные условия;
- недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).
Как проявляется дисграфия у взрослых?
Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.
Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:
- замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
- подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
- нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
- неправильное согласование слов в предложении;
- слишком медленное написание букв;
- искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
- неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).
Помимо обозначенных проявлений, специалисты также выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:
- неврологические отклонения;
- расстройства когнитивной сферы;
- сложности с восприятием информации;
- нарушения памяти;
- легкую отвлекаемость;
- отклонения в моторике;
- сниженную работоспособность;
- временную или пространственную дезориентацию.
Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.
Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.
Выявление дисграфии у взрослых
Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:
- списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
- написание диктанта;
- составление описаний к картинкам;
- чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.
В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:
- оценку правильности произношения звуков;
- изучение словарного запаса;
- анализ умений определять звуки на слух.
После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.
Лечение дисграфии у взрослых
Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.
Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.
Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:
- восполнение дефектов в произношении звуков;
- расширение запаса используемых в речи слов;
- правильное формирование грамматических знаний и навыков;
- развитие связной устной речи;
- повышение аналитических способностей;
- формирование умений восприятия информации на слух;
- улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.
Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.
Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:
- успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
- физиотерапия;
- курсы массажа;
- водное лечение;
- лечебная физкультура.
Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.
Дата публикации: 13.03.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
Дислексия это словесная или слепая болезнь гениев
Эту особенность мозга называют словесной слепотой или болезнью гениев. Дислексия – это частичная невозможность понимания слов, букв, трудность при восприятии базовых навыков грамотности. В мире каждый десятый человек сталкивается с таким феноменом разума. Насколько отличается их жизнь от жизни обычных людей? Как распознать у себя или ребенка признаки дислексии, с какими трудностями придется столкнуться?
Что такое дислексия
Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Киану Ривз и Владимир Маяковский, – казалось бы, что может быть общего у этих людей из разных эпох, профессий, кроме того, что их имена знают многие на планете? Все они столкнулись с дислексией, которая не помешала добиться мировой славы.
Дислексия – это не болезнь или отсутствие интеллекта. Особенность мозга, которая не дает его владельцу воспринимать информацию так, как это делают обычные люди. Выражается она в разных формах, основные из которых:
- сложности с навыком чтения;
- проблемы с навыком письма;
- трудности с грамматикой;
- периодическое нарушение моторики и координации;
- слабая концентрация внимания.
Впервые выявили дислексию в конце XIX века, в Германии. Офтальмолог Рудольф Берлин описал признаки после работы с юным пациентом, который не имел трудностей с общением и физическим развитием, но совершенно не воспринимал грамматику и чтение. Врач отнес отклонение к зрительным патологиям.
В 1925 году теорию опроверг невролог Самюэль Ортон, согласно его изысканиям, дислексики имели асимметрию долей головного мозга. Это утверждение также оказалось ложным и лишь в 1970-х годах ученые сошлись на том, что дислексия проявляется у людей со слабым метафонологическим и фонологическим развитием. То есть, из-за сбоя в процессе обретения взрослых речевых паттернов. В период раннего развития каждый ребенок постепенно овладевает навыками речи, поначалу они не договаривают слова, путают слоги местами или невнятно выражают мысли. По мере взросления, нейроны большинства людей преодолевают это, речь обретает четкость. Позже им легче дается письмо и чтение, в отличие от дислексиков.
Согласно исследованиям, пациенты с дислексией:
- обладают активным правым полушарием головного мозга;
- имеют различие в весе полушарий;
- большинство пережили родовые травмы;
- пережили травму головы;
- перенесли опасную инфекцию (например, менингит);
- в утробе переболели инфекций (корь, краснуха, герпес) или роды прошли у зависимой матери.
Усугубляют проявления отклонения: отсутствие педагогического воспитания, нехватка общения, губительное окружение, физическая изоляция (которая грозит полной потерей речи, при здоровом мозге и нормальном физическом развитии). У мальчиков дислексия встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Это особенность на всю жизнь, но можно скорректировать ее проявления и адаптировать ребенка (или взрослого). Чем раньше она выявляется, тем проще принятые меры будут усваиваться мозгом.
Симптомы дислексии
Чаще всего родители замечают первые признаки дислексии, так как ребенку до 4-5 лет она не доставляет неудобств. Если из следующего списка 5 и более признаков совпадают, требуется консультация опытного нейропсихолога и логопеда.
- проблемы в общении;
- поздняя речь;
- неправильная постановка в руке карандаша или ручки после неоднократных тренировок;
- с трудом понимает новые слова, проблемы с их произношением;
- беспорядочная последовательность слов в речи и на бумаге, перестановка букв;
- трудности с основными принципами написания букв и чтения.
В обычной жизни можно заметить неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием. Ребенок не может запомнить, где право, а где лево, трудно обучить пониманию времени на часах. Он не может назвать подряд месяцы или времена года, пропускает окончания в словах, добавляет несуществующие буквы. Бросаются в глаза большие сложности с завязыванием шнурков или застегиванием пуговиц. Конечно, эти признаки должны согласовываться с возрастом ребенка, точное диагностирование возможно только при проведении тестирования у специалистов.
Явные признаки появляются к 5 классу школы:
- меняет слова, которые читает на похожие по звуку;
- переставляет буквы, слоги, когда читает;
- не понимает того, что только прочитал;
- путает цифры и знаки арифметики;
- плохо запоминает простые понятия;
- не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается;
- поведение неловкое, неуклюжее, импульсивное;
- информацию воспринимает медленно;
- координация нарушена.
Можно заметить, как ребенок непроизвольно меняет местами слоги при чтении, он неусидчив, нетерпелив. При выполнении домашней работы постоянно болтает ногой или ерзает, то встает, то садится. Теряет вещи, забывает просьбы или сказанное несколько минут назад. Часто поведение маленького человека связывают с ленью и банальной невоспитанностью, но это ошибка.
Взрослы люди обладают схожими симптомами, которые часто принимают за собственную глупость или рассеянность. Дислексия способна принести немало трудностей, например, невозможность прочитать нормально даже короткую записку, плохую память на события и лица, проблемы с письмом и счетом.
«Врачи выявили у меня дислексию, когда потребовался рецепт на очки. При обследовании мне дали огромные очки с одной красной линзой, а с другой синей. Попросили прочитать отрывок и затем спросили 10 вопросов по тому, что я только что прочитала. Я смогла ответить только на три. Они изучили как двигаются мои глаза в процессе чтения. Выяснилось, что я прочитывают четыре слова, потом возвращаюсь на два назад. Некоторые слова я вовсе не читала.»
Дженнифер Энистон, источник: Instagram.
Виды дислексии
Понятие этого отклонения обширное, как и симптоматика. По признакам, которые проявляются у ребенка или взрослого, можно определить конкретный вид дислексии.
Типология особенности в проявлениях:
- Тактильная. Встречается у незрячих, в процессе чтения пальцами по Брайлю, они перескакивают с одной строки на другую, возвращаются назад или читают в обратном порядке.
- Мнестическая. Сложности в понимании речи, обращенной к дислексику. Невозможность полноценного восприятия информации на слух.
- Семантическая. Не понимает сути прочитанного, при этом навыком чтения может обладать в совершенстве.
- Аграмматическая. Неправильная постановка слов, ошибки в окончаниях, произносит род, времена неправильно («белый лошадь», «я хочу сходил в магазин»);
- Оптическая. Когда дислексик читает, его глаза перескакивают со строчки на строчку, двигаются в обратном направлении, мозг одинаково воспринимает буквы похожие по написанию (например, «м», «ш», «и»).
- Акустическая. Часто можно встретить у учеников начальных классов, когда слова заменяются похожими по звучанию или слоги переставляют местами (например, кот-крот-торт-тот, сосна-насос).
Несмотря на особенное восприятие информации, дислексики часто обладают талантливым и пытливым умом. Они мыслят иначе, имеют развитое воображение, смотрят на стандартные вещи с необычной стороны. С этой особенностью родилось много деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, Квентин Тарантино.
Как выявить и оценить дислексию
Как самостоятельно родители могут проверить свои догадки:
- попросить найти какую-либо букву в тексте;
- озвучить сочетание букв;
- вырезать букву из бумаги;
- обвести картинку по контуру;
- попросить найти недостающие буквы в алфавите или в слове.
Первым шагом к постановке диагноза станет посещение педиатра (или терапевта взрослым). Он рассмотрит признаки, на основании которых отправит к логопеду и неврологу. Узкие специалисты проверят уровень овладения письмом, чтением, способность правильно выражать мысли и воспринимать информацию разными способами. С помощью специального оборудования проверяют состояние слуха, зрения, строение речевого аппарата. Невролог проведет анализ ЭЭГ и ЭхоЭг, они выявят особенности в строении мозга.
После того, как дислексия будет выявлена специалистами, не стоит впадать в панику. Эта особенность никак не влияет на развитие интеллекта, умственных или физических возможностей.
Методы коррекции дислексии
Печально, но факт – дислексия будет с человеком всю жизнь и нужно приспосабливаться жить с этой особенностью. Начинать коррекцию результативнее в детском возрасте, пока мозг находится в стадии роста. Поэтому так важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.
Основная задача: научить дислексика распознавать слова, в зависимости от вида конкретного отклонения (письменно, или в речи и т.д.). Единой методики коррекции отклонения нет, каждый случай индивидуален и подбирать способы нужно индивидуально. Работа проводится постепенно, шаг за шагом, метод зависит от вида дислексии:
- Для тактильной проводится развитие пространственного воображения, постепенное объяснение сути воспринимаемых предметов и схем.
- Для мнестической проводится развитие памяти на слух, зрительного восприятия букв и написания слов.
- Для семантической развивается понимание слогов, уточнение понятий, развитие словарного запаса, проводится работа на усвоение норм грамматики.
- Для аграмматической формируются грамматические схемы, понятие об изменении слов и окончаний.
- Для оптической тренируется зрительный анализ, пространственное воображение, анализ поступающей зрительной информации и ее обработка.
- Для акустической методы последовательно восприятия и распознавания информации на слух, повторение, запоминание.
В целом, коррекция сводится к тому, что дислексик должен улавливать свое состояние, и направлять себя действиями, чтобы добиться нужного результата (восприятия информации). У людей с особенностью очень развито пространственное воображение, именно им и предлагают пользоваться специалисты в процессе коррекции.
Упражнения для коррекции дислексии у школьников
Для каждого ребенка упражнения подбирают индивидуально. Предлагаем воспользоваться следующими простыми вариантами для развития правильного восприятия:
- Придумайте слово, дайте ребенку его запомнить и записать. После перейдите на словосочетание, потом на предложение.
- Напишите в строчку без пробелов слова, например: РЕПКАДЕДКАБАБКАВНУЧКАЖУЧКАКОШКАМЫШКА. Задача ребенка: разделить этот поток на отдельные слова. Начинать можно с 3-х слов, после усложнять и делать предложения, например: МЫСЕГОДНЯПОЕДЕМКБАБУШКЕИПРИВЕЗЕМЕЙТОРТ.
- Сыграйте в игру: в комнате нужно найти слова на букву М. Ребенок ищет предметы, которые начинаются на эту букву, например машинка, мишка и пр. Усложните задание, например, надо найти предметы, которые заканчиваются на определенный слог или звук.
- Предложите несколько слов из которых надо составить предложение. Начинать можно со слогов, чтобы составить слово.
- Игра в слова помогает развить понимание букв и звуков. Поочередно называют слова на букву, которой заканчивается предыдущее слово: матрас-стол-лампа и так далее.
- На спине ребенка пальцем или тупой стороной карандаша чертят буквы, ему нужно угадать какую именно.
- Из одного длинного слова составлять несколько коротких слов. Например, из АККОРДЕОН: рок, рак и т.д.
- Спрятать слово в буквы, а ребенок должен его найти. Пример: ПМКАРШМИУНПА (если читать через букву, получится МАШИНА).
Упражнений существует бесчисленное множество, важно найти то, что будет нравиться ребенку и приносить результат. Периодически нужно менять их, чтобы мозг каждый раз срабатывал по-другому.
Профилактика дислексии
Начинать работу с речью, восприятием, памятью и координацией нужно с самого раннего возраста. Подбирать упражнения по годам, заниматься в игровой форме, больше читать.
Первыми разрабатываются навыки звукопроизношения и постановки речи. Для этого с ребенком повторяют слоги (как лает собачка, как мяукает кошка и пр.). Игры воспринимаются ребенком лучше всего. Хорошо работают с пространственным воображением карточки Домана.
Примерно с 1,5 лет начинают занятия по изучению большого и маленького, лево-право, найди отличие, найди лишний предмет и другие. Визуальное восприятие у маленьких детей развито лучше всего.
Важно развитие мелкой моторики, она напрямую связана с функциями речи и работой мозга. Помогут игры в песок, с водой, крупами и пластилином, рисование пальчиковыми красками, звуковые игры («сорока-ворона», например).
Советы учителю
Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию. Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:
- набраться терпения, проявлять больше внимания, на ответ таким детям требуется больше времени (многим свойственна медлительность);
- посадить ребенка за первые парты, чтобы его внимание не рассеивалось и можно было контролировать процесс обучения;
- первым вызывать к доске, чтобы ему не страшно было выступать на фоне других;
- не писать красной ручкой замечания и исправления в его тетрадях, лучше зеленой.
Советы родителям
Для родителей важно:
- поддерживать, любить и ценить ребенка таким, какой он есть;
- развивать его сильные стороны;
- развивать зрительно-пространственные функции;
- не очень баловать, не разрешать отлынивать от учебы, занятий и чтения;
- лепить, рисовать, вырезать буквы;
- больше играть в игры на улучшение памяти, лексико-грамматического строя, внимания, обогащение словарного запаса;
- в понимании идите от простого к сложному (буквы-слоги-слова-словосочетания-предложения и т.д.);
- проговаривайте скороговорки, учите стихи;
- делайте пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
- тщательно выбирать учителя;
- пройти всех необходимых специалистов (логопед, невролог, дефектолог, позаниматься с нейропсихологом).
Главное, всегда сохранять эмоциональный контакт. Все наработанные логические, речевые и грамматические цепочки должны доводиться до автоматизма. Дислексики – люди креативные, с нестандартным мышлением, работать и заниматься с ними интересно.
Источник
Для того чтобы определить какая допущена здесь ошибка, необходимо, рассмотреть данный набор цифр с двух сторон:
Первое, допускаем что этот набор цифр обычное число, тогда здесь все правильно, число 123456789 как не верти останется числом.
Второе если подойти к данному набору цифр с точки зрения перечня Арабских цифр, то конечно здесь отсутствует цифра 0 (ноль) и тогда правильно будет следующая последовательность Арабских цифр; 0123456789.
Просто, другое что то искать в правописании предложения я не стал рассматривать, думая именно что речь здесь об Арабских цифрах, Если это вопрос на засыпку?
Повторяется также слово найти.
В каком случае нужно писать число прописью, а в каком — цифрами?
Три банки вкусного варенья.
Буратино потерял 5 золотых.
Римма Михайлова
39.9k13 золотых знаков48 серебряных знаков131 бронзовый знак
задан 21 мая 2013 в 16:53
0
Добавлю. Помимо правила о начале предложения есть рекомендация в не сугубо технических текстах писать «буквами» числа от 1 до 9. В другом варианте — от 1 до 20 и прочие, требующие только одного слова.
В художественных же текстах цифр вообще стоит по возможности избегать, если только это не номера телефонов или что-то подобное по количеству требуемых слов.
Все сказанное — не закон, а довольно мягкая рекомендация.
Написание в юридических, финансово-бухгалтерских, коммерческих, складских и некоторых других видах документов обычно регулируется специальными инструкциями, частично представленными по ссылке Людмилы.
ответ дан 21 мая 2013 в 18:14
behemothusbehemothus
77.3k22 золотых знака72 серебряных знака160 бронзовых знаков
В начале предложения пишут только прописью, в середине можно цифрами, а можно и прописью, в документах (канцелярских) — и так и так: сначала цифрами, потом расшифровываем прописью.
Подробнее здесь: Формы написания чисел в тексте документов | delo-press.ru
ответ дан 21 мая 2013 в 17:15
ЛюдмилаЛюдмила
78.9k4 золотых знака30 серебряных знаков67 бронзовых знаков
Правила такого нет. Есть рекомендация поступать таким образом в изданиях популярных, газетно-журнальных, учебных (уровня средней школы). Во всех остальных случаях, когда издание серьезное, то там тяготеют к цифрам во всех случаях, словами пишут в редких случаях, при соблюдении единообразия. В художественной литературе предпочтение отдается словесной записи, там вопрос единообразия не стоит.
ответ дан 25 янв 2016 в 12:14
behemothusbehemothus
77.3k22 золотых знака72 серебряных знака160 бронзовых знаков
Грамматические ошибки в числительных в русском языке
— При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав:
В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти!) метров;
при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого!) года.
— Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок:
двое шахматисток вместо две шахматистки, трое зайцев вместо три зайца.
— Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе):
в обеих (НЕ в обоих!) квартирах, обеими (НЕ обоими!) подругами.
продолжить с «Грамматическими ошибками»
вернуться к выбору в разделе «Грамматика»