Дата публикации: 09.07.2013 09:00 (архив)
Любой налогоплательщик или бухгалтер, даже правильно исчислив налог, может допустить ошибку при заполнении платежного поручения на его перечисление. Некоторые из них безобидны, однако другие, несмотря на то, что деньги поступили в бюджет, влекут начисление пени. Поэтому важно знать, что делать, если в платежку закралась ошибка.
Выявить ошибку в платежном поручении можно не сразу, ведь оно принято и исполнено банком. Самый распространенный вариант, когда ошибку находит налоговый орган и присылает Вам уведомление об ошибочной информации, содержащейся в платежных документах при перечислении налогов и иных платежей, в котором указаны реквизиты платежного поручения, требующие уточнения.
Ошибку Вы можете увидеть и сами из карточки расчетов с бюджетом, которая ведется в налоговой инспекции, запросив Выписку операций по расчетам с бюджетом в электронном виде, а так же при сверке расчетов с налоговым органом, когда обнаружится задолженность по налогу, пене или штрафу, которые были Вами уплачены, или ,наоборот, наличие переплаты по какому-либо налогу, которой быть не должно. И наконец, самый неприятный вариант — получение требования об уплате налога (сбора), пени, штрафа, в котором указаны суммы, которые Вами уже уплачены.
Чтобы избежать этих неприятностей, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право при обнаружении ошибки в оформлении платежного документа на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, а так же налоговый период или статус плательщика.
Заявление на уточнение составляется в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. В результате уточнения устраняются недоразумения по недоимке и пересчитываются пени.
Чтобы избежать различного рода ошибок, необходимо соблюдать следующие правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.
Статус плательщика отражается в поле 101 платежного поручения. Данный показатель идентифицирует лицо или орган, оформивший расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Так, в поле 101 должно быть вписано одно из значений статуса плательщика, например:
— 01 — для налогоплательщика (плательщика сбора) — юридического лица;
— 02 — для налогового агента;
— 09 — для налогоплательщика (плательщика сборов), являющегося индивидуальным предпринимателем;
— 14 — для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.
Основание платежа указывается в поле 106. В этом поле может значиться:
— ТП — платежи текущего года;
— ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам;
— ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
— АП — погашение задолженности по акту проверки;
— АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
От значения основания платежа зависят показатели в поле 108 (номер документа) и 109 (дата документа).
Показатель налогового периода (поле 107) используется для обозначения периодичности или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, — «число.месяц.год».
Тип платежа (поле 110) – это то, что подлежит уплате: налог или сбор (НС), платеж (ПЛ), пошлина (ГП), взнос (ВЗ), аванс (АВ), пеня (ПЕ), проценты (ПЦ) и т.д.
Под принадлежностью платежа подразумеваются следующие реквизиты платежного поручения:
— ИНН получателя платежа (поле 61);
— КПП получателя платежа (поле 103);
— КБК (поле 104);
— код ОКАТО (поле 105).
В поле 105 платежного поручения отражается код ОКАТО налогового органа — получателя платежа.
Общая информация о реквизите 101
Налоговый кодекс РФ в п. 15 ст. 45 обязывает налогоплательщиков заполнять платежные поручения в соответствии с правилами, которые установит Минфин РФ. Порядок заполнения реквизита 101 прописан в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н и приложении 5 к нему.
Реквизит 101 нужно заполнять только при проведении определенных перечислений, связанных с уплатой обязательных платежей (налоги, сборы, взносы).
В поле 101, находящемся в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа», проставляется цифровой код из 2 цифр, который позволяет охарактеризовать плательщика с точки зрения организационно-правовой формы, вида деятельности и назначения платежа. Например, отдельно выделены организации, ИП, иностранные и частные лица, банки, налоговые и таможенные органы, оплата налогов, сборов, страховых взносов. Таким образом, этот реквизит содержит информацию о том, кто платит и что оплачивает.
При заполнении данного поля используются показатели, отражающие цифры от «1» до «31» включительно. Что они обозначают, прописано в приложении 5 к приказу № 107н.
Среди них есть коды, которые относятся к налоговым, таможенным органам, организациям федеральной почтовой связи, кредитным организациям. Такие коды в данном материале рассматриваться не будут. Остановимся на тех ситуациях, которые бывают у большинства организаций или ИП: перечисление страховых взносов и налогов.
Место расположения поля 101 можно увидеть на приведенном в настоящей статье бланке платежного поручения.
Бланк платежного поручения
Скачать
Об ошибках в платежном документе, приводящих к признанию налогового платежа неуплаченным, читайте в статье «Ошибки в платежном поручении на уплату налогов».
Новшества с 2023 года
В 2023 году произошли серьезные изменения в порядке уплаты налогов и взносов в связи с введением единого налогового платежа (ЕНП). Суть изменений в том, что практически все платежи налогоплательщика будут перечисляться по единым реквизитам на общий единый лицевой счет. А налоговая согласно декларациям и уведомлениям будет разносить поступившую сумму на разные налоги в следующем порядке:
- недоимка;
- текущие платежи;
- проценты, штрафы, пени.
Подробнее о едином налоговом платеже мы писали в этой статье и в этом материале.
В связи с этим с 11.02.2023 года статус налогоплательщика при уплате налогов и взносов может принимать следующие значения:
- 08 — при уплате взносов на травматизм. По ним изменений нет, они не входят в состав ЕНП;
- 01 — уплата организациями и ИП ЕНП;
- 02 — платежное поручение с указанием КБК, ОКТМО и периода. В 2023 году заменяет платежку на ЕНП. Также применяется как организациями, так и ИП.
Кроме того, 30.12.2022 в приложение 5 приказа Минфина добавляется еще один код: 31 — плательщик физлицо, юрлицо или ИП, осуществляющие перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному листу, кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе деенжынх средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству.
Новшества ЕНП описали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение, чтобы быть в курсе последних изменений. Это бесплатно.
Статус составителя при перечислении страховых взносов индивидуальными предпринимателями (до 2023 года)
С 2017 года страховые взносы (кроме платежей на травматизм) оплачиваются в налоговый орган. ИП может перечислять страховые взносы как за себя, так и за своих сотрудников.
Однако при проведении оплаты ИП независимо от того, за кого платятся взносы, в реквизите 101 ему нужно ставить 13 (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами – индивидуальный предприниматель).
Если оплата производится в ФСС, куда продолжают перечисляться взносы на травматизм с доходов работников, то в этом поле нужно указать 08 (юрлицо или ИП, который переводит средства для оплаты страховых взносов, но не в налоговый орган).
О применяемых по взносам на травматизм КБК читайте в материале «КБК страховых взносов от несчастных случаев в 2022 — 2023 годах».
Статус составителя при оплате ИП налога с доходов (до 2023 года)
Налог может уплачиваться как с доходов ИП, так и с доходов наемных работников. Это тоже влияет на выбор значения для поля 101.
Если ИП оформляет платежное поручение для уплаты налога со своих доходов, то он должен выбрать значение 13 (налогоплательщик, плательщик сборов).
ВАЖНО! Для ИП, нотариусов, адвокатов, фермеров до октября 2021 года применялись другие коды — соответственно 09, 10, 11, 12.
Если нужно уплатить НДФЛ с доходов сотрудников, то ИП в данном случае становится налоговым агентом. И при оформлении распоряжения в банк выбирает показатель статуса 02.
Статус составителя для организаций (до 2023 года)
У организаций в стандартных ситуациях все достаточно стабильно и прозрачно:
- 01 — налоги юридического лица, страховые взносы за сотрудников;
- 02 — НДФЛ с доходов сотрудников;
- 08 — страховые взносы за сотрудников, перечисляемые в ФСС.
Пример заполнения платежного поручения со статусом 01 смотрите в материале «Как заполнять платежки по страховым взносам в 2022 — 2023 годах?».
Заполнение платежного поручения может вызвать вопросы даже у опытного бухгалтера. Готовое решение от экспертов КонсультантПлюс поможет правильно заполнить платежку на уплату налогов в части реквизитов получателя. Чтобы воспользоваться подсказками, оформите бесплатный онлайн-доступ к справочно-правовой системе.
Если организация выступает в качестве налогового агента по НДС, т. е. рассчитывает НДС и оплачивает его за другого налогоплательщика, то для платежного поручения выбираем статус 02. Если при оформлении будет использован статус 01, то налоговая может посчитать, что организация не исполнила обязанности налогового агента по перечислению НДС. Суды, конечно, встают на сторону налогоплательщика. Но зачем идти в суд, когда можно правильно заполнить платежку?
Подробнее о налоговых агентах читайте в статьях:
- «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)»;
- «Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль (обязанности)».
Выделен отдельный статус фирм (или их филиалов) для случаев, когда в организацию поступает исполнительный лист на работника, согласно которому нужно удержать из зарплаты задолженность по платежам в бюджет. Перечисление удержанной суммы происходит с кодом 19.
Итоги
Показатели, характеризующие статус плательщика налога (сбора, страхового взноса), приведены в приложении 5 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Указывать статус составителя в платежном поручении в 2022 — 2023 годах нужно только для перечисления обязательных платежей (налогов, сборов, взносов), размещая его в правом верхнем углу платежки рядом с полем «Вид платежа». Показатель представляет собой двузначный код от 01 до 28.
ИП, осуществляющему платежи по страховым взносам в ИФНС, нужно указывать то значение кода, которое соответствует платежам за себя, и при перечислении взносов за сотрудников. Другие коды у него появляются при платежах в ФСС и при оплате налога с доходов сотрудников.
Юрлицам придется делать выбор из большего количества вариантов: платежи за свою организацию, за другую организацию (в роли налогового агента), за сотрудников, платежи, удержанные из заработной платы сотрудников.
Добавить в «Нужное»
Статус налогоплательщика
Статус налогоплательщика указывается в одном из полей платежного поручения – реквизите 101. Он отражается в закодированном виде для целей идентификации плательщика средств (Приложение N 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н).
Наиболее «востребованные» статусы платежных поручений следующие:
- статус налогоплательщика 01 свидетельствует о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо;
- статус налогоплательщика 02 – налоговый агент;
- статус налогоплательщика 08 – юридическое лицо, ИП, нотариус, адвокат, глава КФХ, переводящий деньги в уплату страховых взносов или иных платежей в бюджетную систему РФ;
- статус налогоплательщика 09 – индивидуальный предприниматель;
- статус налогоплательщика 10 – нотариус, занимающийся частной практикой;
- статус налогоплательщика 11 – адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
- статус налогоплательщика 12 – глава крестьянского фермерского хозяйства;
- статус налогоплательщика 13 – физлицо.
Ошибка в статусе налогоплательщика в платежном поручении
Неверное указание статуса налогоплательщика в платежке не является критической ошибкой. Сумма, указанная в платежном поручении, все равно будет перечислена по назначению (п. 7 ст. 45 НК РФ). А плательщику нужно будет подать заявление в ИФНС об уточнении платежа (Письмо ФНС от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@).
Как определить статус налогоплательщика при уплате страховых взносов
При уплате страховых взносов все организации должны указывать в платежке 01, а индивидуальные предприниматели – 09 (Письмо ФНС России от 10.02.2017 N ЗН-4-1/2451@).
Статус плательщика ИП
Предприниматели должны указывать в платежке статус 09, за исключением тех случаев, когда они выступают в роли налоговых агентов — тогда в платежке нужно указать статус 02.
Форум для бухгалтера:
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.
По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:
-
допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;
-
с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.
Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).
Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:
– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;
– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).
Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).
В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».
Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.
То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.
Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.
С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Порядок взаимодействия с налоговым органом
Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.
Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.
Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.
Способов подать заявление три:
-
представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;
-
представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;
-
разместить через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.
Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).
На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.
Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.
Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.
Пример
Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.
Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.
Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.
Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.
В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно.
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@).
Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.
Когда уточнение платежа невозможно?
В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».
Как же все это увязать?
Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.
Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).
В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.
Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.
В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.
Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).
«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.
20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:
— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;
— оформление и получение электронных подписей;
— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;
— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;
— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;
— проверка контрагентов.
Читайте больше в базе знаний «Такском»