Иллюстрация: Logist.Today
В CMR при поступлении товара указан старый юридический адрес. Как исправить ошибку?
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конвенции о Договоре международной дорожной перевозки грузов перевозчик может вносить изменения в CМR-накладную по просьбе отправителя.
Данная ошибка должна была быть выявлена при приеме товара от перевозчика.
Указания следовало дать перевозчику в письменной форме. Поскольку грузополучатель не связан договорными обязательствами с перевозчиком, указания об изменении места для сдачи груза должны поступить от грузоотправителя. Грузополучатель о допущенной ошибке в графе CMR-накладной должен проинформировать грузоотправителя.
Вносимые исправления обязательно заверяются перевозчиком. После внесенных исправлений транспортное средство с грузом может проследовать для принятия груза на склад получателя.
Оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем, но сделаны они должны быть во всех экземплярах накладной. Нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя.
Не допускается использование корректирующих средств (замазки, корректоры и т.п.). Все записи должны быть читаемы.
CMR накладная (она же Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов) является одним из документов, которые используются при международных грузовых автоперевозках. Это, своего рода, международный договор между отправителем, получателем груза и перевозчиком, который определяет степень ответственности каждой из сторон в процессе доставки от загрузки до выгрузки.
CMR накладная представляет собой бланк установленной формы, в который вносятся данные в соответствии с инструкцией (отправитель, получатель, данные по грузу, таможня назначения, места загрузки и выгрузки и т.д.). Очень важно, чтобы вся информация, которую указывают в документе, была правильной, т.к. накладная является основанием для списания товара у грузоотправителя, оприходованием для получателя и основой для расчетов для перевозчика.
Накладная является документом строгой отчетности, каждая из сторон договора получает свой оригинал CMR.
Обычно все данные в накладную вносит грузоотправитель, именно он несет ответственность за достоверность указанной информации даже в том случае, если поручает заполнить CMR перевозчику либо экспедиции. В обязанности водителя входит проверка соответствия указанных данных в накладной и фактически загруженного товара. При расхождении весов, количества водитель, не покидая места загрузки, должен сообщить о данном факте отправителю для корректировки информации в накладной
Неточности могут быть как технические (неверно указан какой-то символ), так и намеренные, когда отправитель меняет пункт выгрузки товара в пределах страны назначения или меняет грузополучателя после выпуска груза из зоны таможенного контроля.
Несмотря на то, что CMR накладная является документом строгой отчетности, нормативные документы позволяют вносить изменения, оформленные должным образом. Неверная информация должна быть аккуратно зачеркнута, позволяя увидеть прежние записи, проставлена дата и подпись лица, вносящего изменения, подтвержденные штампом или печатью. Категорически запрещается производить такие действия, как затирание, подчистку, замазку, заклейку первоначальных данных.
- Определение транспортной накладной CMR
- Для чего нужна CMR?
- Кто и когда заполняет CMR?
- Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку
- Как получить бланк CMR?
- Порядок заполнения CMR-накладной согласно конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
- Образец заполнения бланка накладной CMR
- Часто встречающиеся ошибки при заполнении CMR-накладной
- Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?
- CMR страхование
Определение транспортной накладной CMR
В 1961 году была принята и вступила в действие Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ). Среди ее участников 55 государств. В основном это европейские страны и республики бывшего СССР.
Конвенция регулирует автомобильные перевозки, во время которых место отправления или место получения груза находится на территории одной из стран-участниц КДПГ. Подтверждением договора о перевозке является транспортная накладная CMR.
Аббревиатура CMR — это сокращение от официального названия Конвенции на французском языке (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route).
Таким образом, CMR — накладная, подтверждающая заключение договора международной перевозки грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которым место отправки или место получения товара находится на территории государства, присоединившегося к КДПГ.
Конвенция не применяется (следовательно оформления накладной CMR не требуется) при перевозке:
- почтовых отправлений;
- личных вещей граждан при переезде;
- тел умерших.
Оформление транспортной документации
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Для чего нужна CMR?
Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:
- Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, без которой невозможно заключить договор о перевозке.
- В ЦМР по мере осуществления перевозки, делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Отметки имеют значение в определении лиц, которые несут ответственность как за доставку груза, так и за выполнение условий договора перевозки в целом.
- Накладная CMR, оформленная должным образом, служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях. Это значит, что стороны при заключении договора перевозки предусмотрели в нем все существенные условия предусмотренные действующим законодательством.
- ЦМР предъявляется на таможне в процессе оформления экспорта, импорта или транзита товара. По результатам таможенного досмотра сотрудник пункта пропуска ставит на накладной соответствующий штамп. По таможенным штампам легко отследить весь путь, который преодолел товар в процессе перевозки.
Не смотря на то, что CMR — важнейший документ, сопровождающий груз на протяжении его международной доставки, повреждение, утеря или неправильное заполнение накладной не влечет за собой прекращение действия или изменение условий договора перевозки.
Кто и когда заполняет CMR?
Оформление накладной ЦМР требуется в том случае, если соблюдены все из нижеперечисленных условий:
- осуществляемая перевозка является международной;
- груз доставляется автомобильным транспортом;
- транспортировка производится на платной основе;
- место отправки или место получения товара происходит на территории страны-участницы КДПГ.
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих пунктов сторонами договора о перевозке оформляются другие товаротранспортные документы, отвечающие целям и задачам контрагентов.
Так как CMR оформляется перед отгрузкой товара, обязанность по ее заполнению возлагается на грузоотправителя и перевозчика. Отправитель заполняет графы с информацией о себе, получаете, характеристиках груза, условиях оплаты, местах погрузки и разгрузки и так далее (графы с 1 по 15, а также 21 и 22).
Перевозчик указывает информацию о себе, других перевозчиках (если их участие необходимо), транспортном средстве своих замечаниях к грузу, если таковые имеются (графы с 16 по 19, 23, 25-29). Получатель товара лишь ставит отметку о дате и месте получения товара в 24 графе накладной.
Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с информацией, содержащейся в CMR, вызовет проблемы непосредственно у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства.
Поэтому на практике за правильностью заполнения накладной внимательно следят как представители отправителя, так и представители перевозчика (или экспедитора), тщательно проверяя друг друга.
Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР) по порядку:
- Наименование, юридический адрес грузоотправителя.
- Наименование, юридический адрес получателя груза.
- Адрес разгрузки товара.
- Место и дата погрузки.
- Список документов, прикрепленных к CMR.
- Символы и номера, которые обозначают класс перевозимого груза.
- Количество мест, занимаемых грузом.
- Тип упаковки.
- Наименование груза, переданного к перевозке.
- Код перевозимого груза.
- Вес груза вместе с упаковкой.
- Объем груза в кубических метрах.
- Название и адрес пункта таможенного контроля, на котором будет производится оформление товара.
- Государственный номер контейнера или полуприцепа. Заполняется в случае, если таковой ввозится из-за рубежа после кратковременного пребывания там.
- Условия оплаты за поставленный товар в соответствии с Инкотремс.
- Наименование и юридический адрес перевозчика груза.
- Реквизиты последующего перевозчика, если транспортировка осуществляется несколькими транспортными компаниями.
- Замечания перевозчика, которые касаются состояния самого груза или его упаковки.
- Стоимость доставки и дополнительных услуг (погрузка, разгрузка, применение специальных инструментов и транспорта). Заполняется после окончания перевозки.
- Особые условия, касающиеся тарифа за перевозку.
- Название населенного пункта, в котором была составлена накладная и дата ее составления.
- Дата и время прибытия транспортного средства под загрузку и его отправки с места погрузки.
- Реквизиты путевого листа, по которому осуществляется перевозка, а также данные водителя и/или экспедитора.
- Отметка получателя о прибытии груза в конечный пункт назначения.
Название компании, юридический адрес, номер телефона и другие реквизиты отправителя, перевозчика и получателя могут вноситься в ЦМР путем проставления штампов. Это не только позволяет сэкономить время на оформление документа, но и помогает избежать ошибок и опечаток.
Как получить бланк CMR?
Для перевозки партии товара одним автомобилем требуется несколько экземпляров накладной. Обычно заполняется 6 или 7 бланков:
- Один оставляет у себя отправитель.
- Три предназначаются перевозчику для сопровождения груза. Все они в конце должны быть подписаны получателем, который оставит у себя одну копию, а перевозчику вернет две.
- Три бланка необходимы для прохождения таможенного оформления груза и транспортного средства.
Бланки накладных CMR можно купить в специализированных магазинах. Такие бланки продаются на специальной тонкой бумаге, которая одновременно выполняет роль копирки. Кроме того, бланки можно скачать и распечатать на обыкновенной офисной бумаге.
- БЛАНК НАКЛАДНОЙ CMR
На практике бывали ситуации, когда сотрудники таможни не хотели принимать CMR, выполненные на офисной бумаге, и требовали у водителей или экспедиторов накладную на тонкой.
Это требование является абсолютно незаконным и пресекается указанием на то, что Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом не требует заполнения накладной на специальной бумаге.
Порядок заполнения CMR-накладной согласно конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ)
В первую очередь в накладную вносится вся информация, которая известна до момента отправки груза, а именно:
- данные всех сторон договора перевозки (отправителя, перевозчика и получателя);
- география перевозки (места составления ЦМР, пункты отправки, назначения и прохождения грузом таможенного контроля);
- все известные характеристики груза и его упаковки;
- перечень прилагаемых к накладной документов.
Следующей по порядку вносится информация на таможенном пункте пропуска (о прохождении таможенного контроля, выпуска груза и так далее).
Далее свою лепту в заполнение ЦМР вносит получатель груза, делая отметку в 24 графе о принятии груза в пункте назначения.
В последнюю очередь к заполнению приступают представители перевозчика. От них требуется указать в накладной конечную стоимость доставки груза по соответствующему договору.
О языке заполнения CMR. Если транспортировка груза осуществляется в пределах границ стран СНГ, накладную можно заполнять на русском языке. Почти всегда этого достаточно. Если одной из сторон договора является европейская или азиатская компания, ЦМР следует заполнять по-английски.
Образец заполнения бланка накладной CMR
Компании-перевозчики, работающие на международном рынке, могут без проблем предоставят пример CMR накладной (образец заполнения). Также можно ознакомиться с образцом транспортной накладной CMR ниже.
- ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ НАКЛАДНОЙ CMR
Оформление транспортной документации
Заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Часто встречающиеся ошибки при заполнении ЦМР-накладной
CMR — сложный документ, ответственность за правильность заполнения которого могут нести все стороны договора перевозки. Ошибки при его оформлении встречаются нередко. Разберем самые распространенные из них.
Неверно указан адрес
В накладной указываются юридические адреса отправителя и получателя грузов, а также фактические адреса загрузки и выгрузки товара. Безусловно, это совершенно разные локации. В результате ошибки при заполнении адресов грузовик может привезти товар не на склад, а прямо под дверь офиса получателя.
Отсутствие отметки о дате или времени загрузки
Нередко встречаются ситуации, когда отгрузка товара задерживается по совершенно разным причинам. Из-за такой задержки нарушаются сроки поставки. Обычно ответственность за нарушение сроков поставки в тексте договора прописывается весьма значительная.
Сторона, вины которой в запоздалой отгрузке нет, должна следить за точным указанием даты и времени фактической загрузки товара на транспортное средство.
Неверный код товара
Ошибка в указании кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД) непременно вызовет проблемы на этапе таможенного оформления груза.
В этом случае нужно будет вносить изменения в документацию. Кроме того, что время, затраченное на исправление ошибки, может вызвать нарушение сроков поставки товара, все это время груз и транспортное средство должны находится на складе временного хранения, и за это также нужно будет заплатить.
Если есть сомнения в правильности указания кода товара, его можно проверить у любого таможенного представителя или напрямую обратившись в Федеральную таможенную службу.
Сколько листов CMR-накладной должно быть у водителя на руках?
Если у перевозимого груза один получатель, то водителю следует иметь прим себе шесть страниц CMR-накладной:
• одна страница предназначается получателю товара;
• две страницы нужны для конечного расчета стоимости услуг по перевозке (оба экземпляра остаются у перевозчика);
• для прохождения таможенного оформления требуется три страницы накладной.
В том случае, если получателей груза несколько, ЦМР-накладная заполняется на каждого получателя.
CMR страхование
Среди страховщиков и предприятий, участвующих в международной перевозке грузов автотранспортом, под CMR-страхованием понимают добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика, выполняющего международный рейс. Этот вид страхования не стоит путать со страхованием груза.
CMR страхование позволяет защитить перевозчика от необходимости возмещения убытков, связанных с повреждением или полной утратой груза в таких случаях:
- в результате дорожно-транспортного происшествия, в том числе опрокидывания автомобиля;
- намокание товара или повреждение его огнем;
- порчи груза в результате допущение его перегрева или переохлаждения;
- потеря всего или части груза во время кражи или ограбления;
- угона автотранспорта вместе с перевозимым им товаром;
- причинения грузом вреда третьим лицам (попадание ядовитого груза в окружающую среду, причинение вреда здоровью в результате падения груза и тому подобное).
Минусом такого вида страхования является то, что доказать вину перевозчика не всегда просто. Делать это нужно будет в судебном порядке. Дело в том, что страховые компании, защищая собственные интересы, запрещают перевозчику, заключившему с ними договоры страхования, признавать себя виновным в утере или повреждении груза.
Также стоит заметить, что страховая сумма, указанная в полисе CMR страхования, не всегда достаточна для покрытия полной стоимости груза.
Полис ЦМР-страхования также может включать в себя пункт о возмещении убытков, связанных с нарушением сроков поставки груза по вине перевозчика.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Внесение изменений в cmr
Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в cmr (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 N 06АП-3739/2020 по делу N А73-5315/2020
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары.
Решение: Требование удовлетворено.В обоснование оспариваемого решения от 23.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 2270 таможней указаны следующие обстоятельства: инвойс от 03.02.2020 N 5586030220 документально не подтверждает согласование условий сделки, в том числе и условий поставки, поскольку подписан только продавцом товаров, кроме того, по своему характеру инвойс представляет собой лишь счет на оплату; таможенная стоимость идентичных товаров значительно превышает заявленный в ДТ N 2270 уровень таможенной стоимости; в представленном обществом прайс-листе продавца-изготовителя товаров указано общее описание товара, которое невозможно идентифицировать с описанием товаров, представленных в коммерческих документах; сведения о транспортном средстве и транспортной накладной указанные в представленной обществом экспортной декларации, не соответствуют сведениям, указанным в представленной при декларировании международной товарно-транспортной накладной CMR.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1877
(ред. от 02.07.2021)
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации»
(вместе с «Правилами осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных и железнодорожных перевозок», «Правилами выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов», «Требованиями к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины»)13. Наложению подлежат электронные навигационные пломбы, соответствующие требованиям к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, подлежащим применению при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1052
(ред. от 30.09.2022)
«Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»к) выдачи учетного талона, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации», водителю транспортного средства, осуществляющему транзитную международную автомобильную перевозку через территорию Российской Федерации в третьи государства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных указанным постановлением, разрешается при наличии у водителя этого транспортного средства учетного талона, при въезде этого транспортного средства на территорию Российской Федерации, а также получения от водителя учетного талона при выезде указанного транспортного средства с территории Российской Федерации (для пунктов пропуска, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации»);
При международной автомобильной перевозке грузов в обязательном порядке должна быть оформлена
CMR-накладная. При ее оформлении у грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей возникают вопросы. На ряд вопросов ответила Светлана Владимировна Маковская.
Какие обязательные сведения должны быть внесены в CMR-накладную?
Все вопросы, связанные с оформлением CMR-накладной, регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (далее — Конвенция КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г. Порядок оформления CMR-накладной при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь, установлен Инструкцией N 11.
Перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны в CMR-накладной, определен
пунктом 1 ст. 6 Конвенции КДПГ. Если эти сведения отсутствуют, международный договор автомобильной перевозки грузов считается незаключенным. К обязательным сведениям относятся:
1) дата и место составления накладной. При этом CMR-накладная может не содержать номера, так как это необязательный реквизит;
2) наименование и адрес грузоотправителя;
3) наименование и адрес перевозчика;
4) место и дата принятия груза и место, предназначенное для его доставки;
5) наименование и адрес грузополучателя;
6) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки, в случае перевозки опасных грузов — их общепринятое обозначение;
7) число грузовых мест, их особая маркировка и номера;
вес брутто груза или количество груза, выраженное в других единицах измерения;
9) расходы, связанные с перевозкой (дополнительные расходы, таможенные и прочие расходы, понесенные с момента заключения договора до момента доставки груза);
10) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей;
11) указание о том, что перевозка производится без учета положения об обратном согласно требованиям Конвенции КДПГ.
Кроме обязательных сведений в Конвенции КДПГ предусмотрен перечень факультативных сведений, которые могут быть внесены в накладную <*>. Также стороны вправе внести любые иные сведения, которые они посчитают необходимыми <*>.
В графе 13 CMR-накладной может быть указана объявленная стоимость груза. Как определить такую стоимость?
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза, произошедшую в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой <*>. В случае когда согласно Конвенции КДПГ перевозчик обязан возместить ущерб, понесенный в связи с полной или частичной утратой груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и в момент принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или при отсутствии таковой — на основании текущей рыночной цены, а в случае отсутствия и биржевой котировки, и текущей рыночной цены — на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. Однако размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за килограмм недостающего веса брутто <*>.
Расчетной единицей является единица специальных прав заимствования (СДР) <*>. Национальный банк Республики Беларусь ежедневно устанавливает котировки курса белорусского рубля к соответствующим инвалютам, в том числе к СДР.
В ситуации, когда грузоотправитель, знает, что груз особо ценный и легкий, может заключить соглашение и объявить стоимость груза. В таком случае в накладную вписывается объявленная стоимость груза при условии установления надбавки к провозной плате <*>.
Какая из сторон договора международной перевозки груза может внести исправления в CMR-накладную? Вправе ли это сделать перевозчик?
Каждая сторона договора (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) вносит изменения в те сведения CMR-накладной, которые она заполняет в соответствии с Инструкцией N 11. Перевозчик вправе внести исправления в сведения, заполняемые грузоотправителем, только в случае наличия официального письма, предоставленного ему последним. В официальном письме грузоотправителю целесообразно указать, какие сведения необходимо исправить, чем вызвано исправление, прочее.
Перевозчик осуществляет международную перевозку грузов различных заказчиков на одном автомобиле, т.е. везет сборный груз. Грузы будут доставлены разным грузополучателям. Сколько CMR-накладных должно быть оформлено?
Если перевозится груз в адрес нескольких получателей (сборный груз), CMR-накладная оформляется в адрес каждого получателя. Это связано с тем, что по мере доставки груза перевозчик обязан получить отметку грузополучателя в графе 24 CMR-накладной. Каждый грузополучатель будет принимать свою партию из одного транспортного средства и ставить отметку о получении своей конкретной партии груза. У получателя должен остаться оригинальный экземпляр CMR-накладной. На практике часто бывает, что в графе 24 ставят отметку о получении грузов сразу несколько получателей. Это является ошибкой, так как положения Конвенции КДПГ запрещают так делать.
Грузоотправитель предоставляет для перевозки большое количество наименований груза. Каким образом заполнить графу 9 CMR-накладной?
В графу 9 отправитель груза вписывает наименование груза <*>. При большом количестве наименований в графе 9 можно указать объединенные наименования груза и сделать ссылку на документ (например, инвойс), где расписаны названия всех товаров. В этом случае такой документ обязательно следует приложить к CMR-накладной. И в этом документе целесообразно сделать отсылку к CMR-накладной.
Грузополучателю доставлен груз. При осмотре выяснилось, что груз имеет повреждения. Вправе ли грузополучатель внести в CMR-накладную сведения о том, что груз поврежден?
Да, вправе. Грузополучатель вместе с отметкой о принятии груза может внести в строку 24 CMR-накладной запись «Груз получен с повреждениями». Также целесообразно в этой графе сделать ссылку на документ, которым будет удостоверено наличие повреждений груза, например акт несохранной перевозки. Этот акт составляется представителями грузополучателя, перевозчика. Может привлекаться представитель страховой компании.
Перевозчик имеет право вносить в графу 18 CMR-накладной оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Какие это могут быть оговорки?
Согласно ст. 8 Конвенции КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза и его упаковки. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, предполагается, что груз и упаковка были приняты внешне надлежащим образом и число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в накладной. В Конвенции КДПГ не указано, что оговорки должны быть заверены грузоотправителем.
Все оговорки заносятся в графу 18 накладной, в том числе оговорки о состоянии груза. Например, перевозка осуществляется на нетентованном автомобиле. В этом случае делается оговорка следующего содержания: «Автомобиль без тента по согласованию с отправителем». Важно указать, что автомобиль без тента. Согласно ст. 17 Конвенции КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если повреждение груза произошло при перевозке груза на открытых площадках, не защищенных тентом, но только если это прямо оговорено с грузоотправителем и указано в CMR-накладной.
Если к перевозке принимается груз без упаковки либо упаковка повреждена или не отвечает установленным требованиям, отметку об этом надо делать в графе 18 накладной. В дальнейшем при принятии такого груза грузополучателем претензии предъявляются перевозчику, если нет никакой оговорки в CMR-накладной.
Водитель при приемке груза к перевозке обязан пересчитать все грузовые места. Если это невозможно сделать,
в графе 18 CMR-накладной надо указать: «Количество и маркировку грузовых мест невозможно пересчитать» —
и отразить причину, например контейнер опечатан, большое количество груза.
По поводу принятия груза к перевозке можно внести следующие оговорки: «Груз явно в плохом состоянии», «Груз подмочен/подморожен», «Груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность грузоотправителя». Такие оговорки помогут в дальнейшем избежать грузоперевозчику ответственности за доставку груза в ненадлежащем состоянии.
Кроме того, в графу 18 могут вноситься оговорки, касающиеся обработки, погрузки и разгрузки груза. Например, «Обработка, погрузка осуществляется водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза, по требованию грузоотправителя» или «Разгрузка осуществлялась получателем или водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза, по требованию грузополучателя».
Все оговорки должны быть вписаны в первый экземпляр CMR-накладной, остающийся у грузоотправителя, и занесены во все оставшиеся экземпляры. При последующем довнесении этих оговорок в другие экземпляры накладной (когда первый экземпляр остается у грузоотправителя без отметок) такие оговорки считаются недействительными.