Ошибка в словосочетании вид ошибки

Виды синтаксических
ошибок

Синтаксические
ошибки возникают из-за нарушения структуры словосочетания и предложения.

   Ошибки в словосочетаниях

Словосочетания в русском языке строятся  на
основе трех типов подчинительных связей: согласования, управления и примыкания.
Примыкают только неизменные части речи и формы, этот тип связи основывается
лишь на смысловых отношениях  главного и зависимого слова, поэтому
грамматических ошибок в таких словосочетаниях быть не может. Таким образом,
синтаксические ошибки в структуре словосочетания бывают  двух типов: ошибки в
согласовании и ошибки в управлении.

      Типы ошибок в словосочетании

1. Ошибки в согласовании. Чаще всего ошибки
в согласовании возникают вследствие невнимательности при переписывании текста,
особенно если грамматическая структура фразы была изменена при редактировании.
Увеличивает шансы на появление таких ошибок и чрезмерное усложнение фразы,
особенно если определение выражено причастным оборотом и включено в однородный
ряд.

1) Согласование определения и определяемого
слова.

     Растет интерес к творчеству писателей,
подвергшихся гонениям. (писателей каких? подвергающихся гонениям).

      Кутузов предстает перед нами
человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком
каким? умеющим видеть…).

 2) Согласование приложения и определяемого
слова.

    Кроме комедии «Горя от ума» ни одно из
произведений, созданных Грибоедовым, не стало знаменитым (вм. кроме комедии
«Горе от ума»:
названия произведений являются несогласованными приложениями
и не изменяются при изменении определяемого слова).

      Почему эту комедию ставят и по сей
день, а зрители вновь сопереживают героям «Горе от ума»?  (вм. …героям
кого? чего? — «Горя от ума»: в данном случае «Горе от ума» не
является приложением, поскольку определяемое слово отсутствует).

2. Ошибки в управлении. Управление — такой
вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной
падежной формы. Ошибки в управлении связаны с неверным выбором формы  падежа
или предлога, пропуском необходимого предлога или употреблением предлога в
словосочетании, где его быть не должно. Часто ошибки в управлении возникают под
влиянием аналогии (синонимы ил однокоренные слова, требующие разных
предложно-падежных форм). Иногда ошибки в управлении возникают вследствие
изменения первоначального замысла и редактирования предложения.

    1) Выбор неверной предложно-падежной
формы управляемого слова.

    Статуи, дворцы навевают в
поэтессе
грусть об ушедшем времени. (Ср.: навевают на кого?)

    И по сей день мы преклоняемся
честности и благородству
Чацкого. (Ср.: преклоняться перед чем?)

2) «Нанизывание» падежей

      Читатель не может не испытывать
обаяния героинь произведений Пушкина
(…испытывать (чего?) обаяния (кого?)
героинь (чего?) произведений (кого?) Пушкина).

3) Неверные смысловые связи из-за
неудачного порядка слов.

         Мы читали описание фашистских
зверств Ильи Эренбурга.

         Нельзя не восхищаться женским
характером Пушкина.

Ошибки в предложении

 Ошибки в предложении
группируются в соответствии со структурными типами предложений. Выделяются
ошибки в простом предложении, в сложном предложении и ошибки в предложениях с
цитатами.

    Типы ошибок в простом
неосложненном предложении

1. Ошибки в
согласовании подлежащего и сказуемого в числе:

      —Ошибочное согласование в
результате недостатка внимания

     Фамусову неважно, соответствует ли его
родственник служебному месту, главное, чтобы его люди были пристроены (вм. родственник
соответствует
).

      — Подлежащее —
собирательное существительное

         Современная молодежь, к сожалению,
не читают классическую литературу (вм. молодежь не читает. Сказуемое
при подлежащем — собирательном существительном ставится в единственном числе).

  — Подлежащее со
словами большинство, часть

Большинство сейчас предпочитают
классике любовные романы. (вм. большинство предпочитает).

Подлежащее — вопросительное,
относительное или неопределенное местоимение (кто, кто-то)

Те, кто встали на путь зла,
обречены на поражение.  (вм. кто встал. Подлежащее требует сказуемого в
единственном числе).

   — Подлежащее с уточняющими или
сравнительными оборотами

Мы можем заметить, что Молчалин, как
и Скалозуб, и Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, ровесники Чацкого и вполне
могли бы явиться
сторонниками его идей. (вм. Молчалин… мог бы явиться…
Сказуемое согласуется только с подлежащим, а не с однородными членами внутри
сравнительного оборота).

2) Ошибочное согласование  подлежащего и
составного именного сказуемого в роде.

   Для Чацкого становится очевидным собственная
неприязнь ко всем этим людям (вм. становится  очевидной
неприязнь)

3) Неверное построение грамматической
основы в результате смешения двух разных структур.

     Развязкой конфликта
общественного в комедии происходит в 21 явлении (Ср.: развязка происходит в
21 явлении + развязкой становится сцена в 21 явлении
.)

2. Пропуск обязательного члена предложения.

   1) пропуск подлежащего

  И все же, я думаю, не напрасно — голос
Чацкого получил резонанс (не напрасно — что?).

2) Пропуск сказуемого

Фамусов Софье: «Сама его безумным
называла». (Подобными конструкциями оформляются ремарки в пьесе, но они
неуместны в тексте сочинения).

3) Пропуск определения

Теперь Чацкий понимает, кому он обязан
вымыслом о сумасшествии (о сумасшествии чьем?)

4) Пропуск дополнения

Пущенная Софьей и подхваченная сплетня
стремительно распространяется среди гостей, не вызывая почти ни в ком тени
сомнения (подхваченная кем?)

5) Пропуск обстоятельства

С первых минут своего пребывания он
(Чацкий) начинает отпускать колкости в адрес гостей (пребывания где?).

3. Неверный порядок слов в предложении

1) Перестановка членов предложения.

 Что мещало Татьяне оставить старого лысого
мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве  Онегина? (Без комментариев)

2) Разрыв цельной грамматической конструкции

Это образ  любящей, страдающей молодой
женщины от  неразделенной любви (страдающей от неразделенной любви
причастный оборот, который должен стоять до или после определяемого слова
женщины).

 3) Неверное расположение частиц

Великий трагик бывал у актрисы  в гостях и
даже посвятил ей стихотворение. (вм. даже посвятил ей стихотворение).

4) Парцелляция. Это оформление части
предложения как самостоятельного предложения. Парцелляция возможна как в
простом, так и сложном предложении. Чаще всего отрывается от предложения:

а) однородные сказуемые:

Все это Толстой сделал,  чтобы современник
открыл для себя личность Петра
I, понял его реформы. По достоинству оценил.

б) сравнительные обороты:

Скалозуб — карьерист. Как и Молчалин,
который от «образцового» Максима Петровича перенимает приемы продвижения по
службе и отличается от него только ничтожным положением секретаря.

в)придаточные предложения:

Отказ Онегина был бы  смертельным ударом
для Татьяны. Если бы не ее мужество.

Типы ошибок в простом
осложненном предложении

1. Ошибки в предложениях с однородными
членами

   1) объединение в ряд однородных членов
логически  несопоставимых понятий

 — Объединение в однородный ряд слов,
обозначающих родовые и видовые отношения.

В восстановлении разрушенного хозяйства
больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных 
предприятий. 
(Фабрики и заводы — это и есть промышленные предприятия)

— Объединения слов,
далеких по значению.

Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту
Кутузова и красоту зрелища.

2) Неодинаковое морфологическое оформление
одно родных членов

— Неверный падеж одного из
однородных дополнений

Чацкий рвется к «свободной жизни», к
«занятиям наукой и искусством», «службы делу, а не лицам».

Рассогласование однородных членов с
обобщающим словом.

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами
справедливость, благородство, простота. (вм. справедливостью,
благородством, простотой)

Однородные дополнения —
существительные и инфинитив

Татьяна Ларина любила природу и читать
французские романы.

Однородные именные части сказуемых —
краткие и полные прилагательные

Он был тоненький, худенький и несколько
глуповат.

Однородные именные части сказуемых —
существительное и прилагательное

Во всех своих рассказах Чехов высмеивал
тех, кто был хамелеоном и тщеславен.

— Однородные
обстоятельства — деепричастия и наречия

Чацкий любит Софью страстно и не
задумываясь
над ее чувствами к нему.

3) Неверное употребление союзов,
соединяющих однородные члены

Пропуск необходимой части
повторяющегося или двойного союза

Его не интересует состояние Чацкого, ни
даже чувства собственной дочери, его беспокоит только одно: «Ах! боже мой! что
станет говорить княгиня Марья Алексеевна!».  (вм. ни состояние Чацкого, ни
чувства собственной дочери).

Двойной союз,
соединяющий неоднородные понятия

Не только героизм Корчагина проявляется в
бою, но и в мирные дни. (вм. не только в бою, но и в мирные дни).                   

4) Нарушение норм синтаксической
сочетаемости  однородных членов с общим зависимым компонентом

Тихон избавиться от чувства страха и зависимости
перед женой.
(Ср.: страха перед кем? зависимости — от кого?).

  5) Неодинаковое синтаксическое оформление
однородных членов.

Мне бы хотелось раскрыть образ Чацкого
и почему его можно считать героем нашего времени.  

 6) Смешение ряда однородных членов и
обособленных предложений

   Чацкий является представителем
типического меньшинства, к которому можно присоединить князя Федора,
химика-ботаника, двоюродного брата Скалозуба. (Так сколько героев можно отнести
к представителям типического меньшинства?)    

2. Ошибки в предложениях с обособленными
членами

1) Ошибки в предложениях с причастными
оборотами

 — Нарушение согласования причастия с
определяемым словом

В поэма «Мцыри» рассказывается о судьбе
несчастного мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по
свободной жизни.

Отрыв обособленного определения,
выраженного причастным оборотом, от определяемого слова.

  Но сколько нечестных людей работают в
органах власти, получивших прекрасное образование.

Включение определяемого слова в середину
причастного оборота.

Жителям пострадавшего района от засухи
была оказана помощь.   (вм. района, пострадавшего от засухи или
пострадавшего от засухи района).

2) Ошибки в предложениях с деепричастными
оборотами

Деепричастные обороты, не соотнесенные
по смыслу с подлежащим

Переводя на другой язык афоризмы
Грибоедова, они потеряют свою остроту. (Деепричастие должно обозначать
действие того же субъекта, который выполняет действие, обозначенное глаголом —
сказуемым, Ср.: потеряют афоризмы; переводят — ?)

— Деепричастные обороты,
не соотнесенные по смыслу со сказуемым

Противостоять ей он (Горич) не может, хотя
сознает свое трагическое положение: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька», — под
неволей подразумевается супружество. (Сознает… подразумевая — сказуемое и
деепричастие не соотнесены по смыслу)

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

Ошибки в структуре словосочетаний:

1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садится в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

Ошибки в строении и значении предложения:

1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

Ошибки в простом двусоставном предложении:

Подлежащее:

– Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

– Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». 

Сказуемое:

– Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

– Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

– Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

Определение:

– Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

– Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

– Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом). 

Ошибки в односоставном предложении:

1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».

2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

6. Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

7. Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка».

2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга – источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

– Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

– Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 

2. Нарушение правил построения причастного оборота.

– Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

– Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом: Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

1. Объединение прямой речи и слов автора: Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

2. Употребление прямой речи без слов автора: Девочки увидели баркас: «Папа!».

3. Смешение прямой косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

4. Ошибки при введении цитат: К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных – для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных – для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

1. Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

2. Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

3. Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

4. Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

5. Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

6. Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках – художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

7. Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

8. Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

Бессоюзное сложное предложение:

1. Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

2. Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

3. Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

Сложное предложение с различными видами связи:

1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

Памятка «Речевые и грамматические ошибки»

Грамматическая ошибка– это нарушение
норм словообразования, словоизменения,
построения словосочетания и предложения.

Грамматическая ошибка

В структуре слова

В структуре
словосочетания

В структуре
предложения

I. Грамматические
ошибки в структуре слова
могут быть
связаны с неверным словообразованием
и формообразованием.

1) Ошибки в словообразовании – это
неверное образование слова по имеющимся
в языке моделям, когда пишущий или
говорящий использует не тот суффикс
или не ту приставку, «теряет» морфему,
придумывает не существующие в языке
слова и ничем это не мотивирует: раболепит,
надсмехается, подскользнулся

2) Ошибки в образовании форм слов
появляются тогда, когда говорящий или
пишущий изменяет слово так, как ему не
свойственно. У каждой части речи есть
свои трудные случаи формообразования.
Рассмотрим примеры ошибок.

а) Имя существительное: образование
формы множественного числа (инженера,
договора); формы Р.п. множественного
числа (дуплов, днов, носок, чулков).

б) Имя прилагательное: образование формы
степеней сравнения (более внушительнее,
самый наиглубокий
).

в) Местоимения: образование форм
притяжательного местоимения их(ихний, ихнего); употребление начальной
буквы «н» в местоимениях 3 лица (благодаря
нему, вместо её
).

г) Имя числительное: склонение
количественных числительных (с
пятистами шестидесяти семью испытуемыми
);
склонение порядковых числительных (в
двух тысяча восьмом году)
; использование
собирательных числительных (двое
участниц, обоими функциями
).

д) Глаголы: использование просторечных
форм (меряет, щипит); образование
форм 1 лица (победю, пылесосю);
образование деепричастий (спя, едя).

II. Грамматические ошибки в структуре словосочетания.

а) Нарушение норм согласования: Описал
виды сочинений, применяющихся на уроках
русского языка
.

б) Нарушение норм управления, то есть
постановка зависимого слова в иной
падеж (смеётся с меня, заведующая
кафедры, скучал по вам
), неправильное
использование предлогов при образовании
падежной формы зависимого слова
(оплачивать за участие в конференции).

III.Грамматические ошибки в структуре предложения.

1) Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым (Те, кто исследовали
вербальную агрессию, пришли к выводам…;
Для меня становится очевидным взаимосвязь
темы и основной мысли текста
).

2) Нарушения способа выражения сказуемого
(В статье я нашел цитату, которая
знакомая).

3) Ошибки в построении предложения с
однородными членами: использование
общего дополнения при однородных
сказуемых тогда, когда они требуют
разных падежей зависимого слова (Мы
любим и увлекаемся психологией
);
использование в качестве однородных
оборота и придаточного предложения
(Это была статья, написанная И. Брандтом
и которую я изучил
).

4) Ошибки в построении предложений с
причастным оборотом (Представленные
данные в статье…
).

5) Ошибки в построении предложений с
деепричастным оборотом (Прочитав
текст, мне кажется, что…; Изучив
статистику, выводы изменились
).

6) Ошибки в построении сложного предложения
(Данные исследования отражены в
публикации, которые он получил в ходе
многолетней практики
).

7) Ошибки в передаче чужой речи (Академик
Л. Щерба писал, что: «
Репликам
абсолютно не свойственны сложные
предложения, которые являются уделом
лишь монолога
»).

8) Нарушение порядка слов в предложении
(Он не только изучал письменную речь,
но и устную
).

Речевая ошибка– это неверное
использование языковой единицы: слова,
фразеологизма, словосочетания. Такие
ошибки связаны с бедностью или пассивностью
словаря, неумением правильно подобрать
слово для выражения мысли, использованием
речевых штампов, неумением устранить
возможность многозначного понимания
фразы за счёт контекста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Синтаксические нормы — это правила построения и употребления словосочетаний и предложений в русском языке.

Узнаем, что такое синтаксические нормы в русском языке, какие бывают синтаксические ошибки в построении словосочетаний, оборотов и предложений. Приведем примеры.

Предложение — одна из основных единиц синтаксиса. С помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, передаем информацию, обращаемся друг к другу с просьбами, вопросами, приказами.

Предложение образуется из слов и словосочетаний, связанных грамматически и по смыслу.

По тому, как человек строит свою речь, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре. С этой точки зрения важно овладеть правилами (нормами), в соответствии с которыми в русском языке строятся словосочетания и предложения.

Синтаксические нормы

Рассмотрим некоторые правила и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Синтаксические нормы построения словосочетаний

Слова объединяются в словосочетание с помощью подчинительной связи согласования, управления или примыкания. Наиболее часто встречаются синтаксические ошибки с нарушением норм управления между словами в словосочетании. Напомним, что такое управление в словосочетании.


Определение

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует определенной грамматической формы зависимого слова.


Для примера выясним, соблюдается ли синтаксическая норма управления в словосочетании «заведующий аптеки».

Это словосочетание содержит синтаксическую ошибку. Между словами нарушена норма управления.

Согласно синтаксической норме русского языка существительные «заведующий», «управляющий» и «командующий» требуют от зависимого слова грамматической формы творительного падежа:

  • заведующий (чем?) аптекой;
  • управляющий (чем?) базой;
  • командующий (чем?) армией.

А слова «директор», «руководитель», «командир» управляют формой родительного падежа зависимого слова:

  • директор (чего?) школы;
  • руководитель (чего?) центра;
  • командир (чего?) батальона.

А теперь рассмотрим часто встречающуюся в речи фразу:

Водитель автобуса предложил пассажирам оплатить за проезд.

В этом предложении нарушена синтаксическая норма управления в словосочетании «оплатить за проезд». Глагол «оплатить» ошибочно управляет формой винительного падежа существительного с предлогом.

Правильно:

Водитель такси сказал пассажирам оплатить (что?) проезд.

В соответствии с нормой русского литературного языка переходный глагол «оплатить» употребляется без предлога, а глагол «заплатить» — с предлогом, то есть правильно:

  • оплатить что-либо (оплатить проезд);
  • заплатить за что-либо (заплатить за проезд).

Упомянем однокоренной приставочный глагол «уплатить». Слово «уплатить» без предлога употребляется только со словами, обозначающими какой-то платёж: уплатить долги, штраф, взнос, налоги.

Чтобы правильно строить словосочетания, приведем примеры слов, требующих определенной грамматической формы зависимого слова:

  • уплатить (за что?) за ремонт телефона;
  • заслужить (что?) награду — заслуживать (чего?) поощрения;
  • обрадованный (чем?) успехом — обрадоваться (чему?) успеху;
  • плата (за что?) за проезд — оплата (чего?) услуг;
  • доволен (чем?) отдыхом;
  • рад (чему?) предложению.

Важен также правильный выбор предлога в словосочетании.

Недавно Вера вернулась с Петербурга.

В этом предложении неверно употреблен предлог «с». Исправим ошибку:

Недавно Вера вернулась из Петербурга.

Согласно синтаксической норме в названиях городов правильно употребляются предлоги «в» и «из» при обозначении движения (куда — откуда):

  • поехать в Петербург — вернуться из Петербурга;
  • приехать в Саратов — уехать из Саратова.

В то же время с названиями горных областей, островов и некоторых островных государств употребляются антонимичные предлоги «на» и «с»:

  • побывал на Урале — вернулся с Урала;
  • отдыхали на Кипре — приехали с Кипра;
  • съездили на Кубу — прилетели с Кубы.

Синтаксические нормы построения предложений

Употребление причастных оборотов

Нередко нарушаются нормы построения причастных оборотов. Отыщем эту ошибку в предложении:

На лодке рыбаки пересекли затененную речку скалистыми берегами.

В этом высказывании нарушена целостность причастного оборота. Причастие «затененную» отделено словом «речку» от зависимых слов. Правильно составим причастный оборот:

На лодке рыбаки пересекли речку, затененную скалистыми берегами.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Основные ошибки в употреблении деепричастных оборотов связаны с их использованием в двусоставных и безличных предложениях.

Чтобы не допустить нарушения синтаксической нормы исходим из того, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое выполняет подлежащее в двусоставном предложении.

Не дождавшись приглашения, мы вошли в комнату.

Мы не дождались и вошли.

Если же действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, выполняют разные лица или предметы, то в двусоставном предложении допущена синтаксическая ошибка.

Открыв шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Правильно:

Когда я открыл шторы, комната наполнилась солнечным светом.

Не следует употреблять деепричастный оборот в предложении, в котором сказуемое имеет форму будущего времени.

Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.

Правильно:

Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.

В безличном предложении нет и не может быть подлежащего, к которому относится добавочное действие, выраженное деепричастием.

Распахнув окно, в комнате стало прохладно.

Правильно:

После того как я распахнул окно, в комнате стало прохладно.

Возможно употребление деепричастия в безличном предложении при наличии в нём инфинитива в сочетании со словами «можно», «возможно», «следует», «необходимо», «нельзя» и пр.

Сравним:

 Слово «кофе», сочетая с прилагательными, следует употреблять в форме мужского рода.

Ошибочно употребляется деепричастный оборот в пассивных конструкциях.

Используя современные технологии, возводится это здание в виде башни.

Правильно:

Используя современные технологии, строители возводят это здание в виде башни.

Употребление однородных членов предложения

Согласно синтаксической норме составные союзы объединяют однородные члены предложения.

Мастер научил Витю не только навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

В этом предложении составной союз «не только, но и» неправильно соединяет дополнения и сказуемое.

Исправим ошибку:

Мастер не только научил Витю  навыкам и умениям, но и помог полюбить профессию.

Не используем в качестве однородных членов сказуемые, которые управляют существительными в разных падежах.

В художественной студии ребят научат разбираться и понимать живопись.

Научат разбираться (в чём?) в живописи;

научат понимать (что?) живопись.

Правильно:

В художественной студии ребят научат разбираться в живописи и понимать её.

Нельзя подменять один из однородных членов придаточной конструкцией.

Хочется показать значение спорта и почему я его люблю.

Синтаксические ошибки в сложных предложениях

Неправильное построение сложных предложений вызывает нарушение синтаксических норм русского языка и приводит к грубым речевым ошибкам. Перечислим наиболее часто встречающиеся в сложных предложениях синтаксические ошибки.

1. Использование одинаковых союзов и союзных слов при последовательном подчинении, нанизывание частей сложного предложения.

Наш друг юности сказал нам, что рад, что наконец встретился с нами.

Правильно:

Наш друг юности сказал, что рад встрече с нами.

2. В сложноподчиненном предложении неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

У читателей возникает вопрос, что не хотел ли автор в конце повести развенчать своего героя.

Союз «что» лишний в этом высказывании.

3. Нарушен порядок слов в сложноподчиненном предложении с определительной придаточной частью.

Эта статья искажает действительность, которую вы посоветовали прочитать.

Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, которое поясняет.

Эта статья, которую вы посоветовали прочитать, искажает действительность.

Смешение прямой и косвенной речи

Рассмотрим эту ошибку в предложении:

Нина сказала, что я провожу вас до станции.

В этом сложном предложении неправильно используется прямая речь от первого лица с местоимением «я». Следует перестроить её в косвенную или оформить в виде прямой речи:

Нина сказала, что она проводит нас до станции.

Нина сказала: «Я провожу вас до станции».

Классификация грамматических ошибок

Таблица наиболее распространенных грамматических ошибок

Типы

 ошибок

В чем заключается

данная

ошибка

Примеры

ошибок

Ошибки в образовании слов

(нарушение словообразовательных норм)

Ошибки в образова-нии слова

1. Неправильное использование приставок

Зафотографировали (вм. сфотографировали)

Завсегда (вм. всегда)

2. Неправильное использование суффиксов

Одеяло мокнуло  (вм. мокло)

Я люблю Азербайджанию (вм. Азербайджан)

3. Ошибки при образовании сложных слов

Полуумный (вм. полоумный)

Ошибки в образовании форм различных частей речи

(нарушения  морфологических норм)

Нарушения в образо-вании форм сущест-вительных:

1. Неправильное образование формы им. п. мн. ч.

Директора (вм. директоры),

торта (вм. торты),

шофера (вм. шофёры),

договора (вм. договоры)

2. Неправильная форма рода

пирожки с повидлой (вм. с повидлом)

туфель порвался (вм. туфля)

вкусное кофе (вм. вкусный)

легкая тюль (вм. легкий)

мальчик был круглой сиротой (вм. круглым)

3. Неправильная форма числа

Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки)

4. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий

У Барклая де Толля (вм. де Толли)

Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров)

5. Неправильное образование формы р. п. мн. ч.

Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин)

Доволен новыми дверями (вм. дверьми)

6. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных

Я забрал его ферзь (вм. ферзя)

7. Склонение несклоняемого существительного

Мы побывали на горном плате (вм. плато)

Нарушения в образо-вании форм прилага-тельных

1. Неверное образование форм кратких прилагательных

Вывод беспочвенен (лучше: беспочвен)

Ему свойственен оптимизм (вм. свойствен)

2. Ошибки при образовании степеней сравнения

Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый)

Более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело)

Младшую дочь ему было жальчее (нет нормативной формы сравнительной степени)

Он хорошее меня (вм. лучше)

Нарушения в образо-вании форм местои-мений

1. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч.

Ихний сын, ихняя книга (вм. их)

Сестра старше него (вм. его)

Разница между ей и подругами очень большая (вм. ней)

Ошибки в склонении числительных

1. Ошибки в склонении  количественных числительных

На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)

В стах метрах (вм. в ста)

Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)

С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью)

2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных

…до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча)

3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе)

По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)

Ампутация обоих ног (вм. обеих)

4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих)

Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три)

Ошибки в образо-вании глагольных форм

1. Ошибки в образовании личных форм глаголов

Ветер колыхает листву (вм. колышет)

Ими двигает чувство сострадания (вм. движет)

2. Ошибки в образовании повелительного наклонения

Едь (вм. поезжай)

Ляжь (вм. ляг)

3. Неверное образование видовых форм

Институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует)

Ошибки в образо-вании причастий и деепричастий

1. Неправильное образование действительных и страдательных причастий

Ручейки, стекаемые вниз, были холодными (вм. стекающие)

Изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые)

2. Ошибки при образовании деепричастий

Вышев на сцену, артист поклонился (вм. выйдя)

Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия)

Ошибки при образо-вании наречий

1. Использование разговорной формы вместо литературной

Он тута

Остановите здеся

Ошибки в построении словосочетаний

(нарушения синтаксических норм)

Ошибки в согласо-вании

1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными

Молодежь собрались в парке (вм. собралась)

Стая лебедей летели (вм. летела)

Большинство участников собрания проголосовали (вм. проголосовало)

2. Неправильное употребление числа сказуемого

Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны)

Там жила старая бабушка и ее внук

(вм. там жили)

3. Согласование обобщающего слова и однородных членов

На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел… (вм. Красноярска, Москвы, Орла)

 Ошибки в управ-лении

1. Употребление неверно выбранного падежа

Заведующий кафедры (вм. заведующий кафедрой)

Летать вертолетом (вм. на вертолете)

Плыть лодкой (вм. на лодке)

Согласно приказа (вм. приказу)

Ошибки в  построении простого предложения

(нарушения синтаксических норм)

Ошибки в постро-ении простых неос-ложненных предло-жений

1. Личное местоимение дублирует подлежащее

Это автор, он всегда ставит острые вопросы.

2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка

Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить)

Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).

Ошибки в постро-ении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами

1. Рассогласование времен

Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).

2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий

Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.

В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.

3. Парное сочетание несопоставимых понятий

Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас…

4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов

Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных

Комната просторная и светла.

Ошибки в построе-нии  предложений, осложненных при-частными и деепри-частными оборотами

1. Ошибки в построении  предложений с причастными  оборотами

Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим)

Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова)

2. Ошибки в построении  предложений с деепричастными оборотами

Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам)

Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении)

Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия)

Ошибки в построении сложного предложения

(нарушения синтаксических норм)

Ошибки в построе-нии сложносочинен-ного предложения

1. Употребление противительных союзов вместо соединительных

Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2. Употребление лишнего союза

Онегин знал, что не нужно идти на дуэль с Ленским, но однако ничего не сделал, чтобы остановить поединок.

Ошибки в построе-нии сложноподчи-ненного предложе-ния

1. Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов

Как только перестал дождь, и мы отправились домой (Ср. Как только перестал дождь, мы отправились домой; или: Перестал дождь, и мы отправились домой)

2. Пропуск указательного слова Неоправданный эллипсис)

В армии Петя просился (?), где опаснее.

3. Тавтологическое употребление союзов и союзных с лов, нагромождение придаточных частей

Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия.

4. Употребление разнотипных придаточных частей в качестве однородных

Дано указание:

— о замене труб;

— командировать инструктора;

— оплата расходов (надо: о замене…, о командировании…, об оплате.

Последнее, на чем я остановлюсь.

5. Конец предложения смещен по отношению к началу

, это на вопросе об использовании цитат

Я слышу о том, что… (вм. слышу то, что)

Ошибки в построении сложного синтаксического целого

(нарушения синтаксических норм)

Нарушение смысловой и грамматической спаянности частей

1. Неудачный зачин (сложное синтаксическое целое начинается с предложения, которое содержит указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует)

В тексте раскрыта также проблема чести

2. Ошибки в построении средней части:

— сближение относительно далеких мыслей в одном предложении

— отсутствие последовательности в мыслях

— использование структурно однообразных предложений

— основная часть содержит ненужные, не имеющие отношения к теме сведения

— содержит смысловые повторы

Простакова всячески издевалась над крепостными. Она заботилась о воспитании и обучении Митрофанушки.

Простакова воспитала из Митрофанушки грубияна. Комедия Фонвизина имеет большое значение в наши дни.

Я провел лето в деревне. Я помогал бабушке. Мы собирали грибы и ягоды. Мы купались в речке.

Вместо рассуждения о проблеме текста, поднятой его авторм Михалковым: «Автором данного текста является Михалков. Как известно, он известный писатель, писавший стихи, басни, рассказы, повести. Они пользовались большой популярностью у детей…

Проблема, поставленная в тексте… Итак, проблема заключается в том, что…

3. Неудачная концовка (дублирование вывода)

Итак, Простакова своей любовью к сыну вредит ему. Таким образом, она своей любовью воспитывает в нем лень, распушенность, бессердечие.

Ошибки в употреблении параллельных синтаксических конструкций

(нарушения синтаксических норм)

Ошибки в построении  простых предложений вместо сложных и наоборот

1. Употребление конструкций с причастными оборотами вместо более целесообразного использо-вания сложного предложения с придаточным определительным

Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, сверкавшим на солнце, играющем своими лучами

(Ср.: Вдали виднелись сосны, покрытые снегом, который сверкал на солнце, играющем своими лучами)

2. Употребление конструкций со словом который вместо прида-точных оборотов

В тексте подняты вопросы, которые очень важны, которые связаны с ценностями русского народа.

(Ср.: В тексте подняты вопросы, которые очень важны, связанные с ценностями русского народа)

3. Ошибки в построении конструкции с деепричастным оборотом, употребленном в безличном или неопределенно-личном предложении

Находясь в Болдине, Пушкиным была окончена 9-я глава.

(Ср.: Когда Пушкин находился в Болдине, он окончил…)

       

Ошибки в словоупотреблении

(нарушение лексических норм)

Ошибки в словоупотреблении

(нарушение лексических норм)

Лексические анахронизмы

Ошибки, связанные с перенесением современного слова на действительность прошлого или наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи

В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий.

Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генерасов, собравшихся в Филях..

Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

Вульгаризация речи (этико-речевые ошибки)

 1. Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий, обсценной лексики), а также инвектив (оскорблений)

…политические ворюги и шестерки.

Хрен с ним, со старым  маразматиком.

Ему его мать на фиг не нужна.

Да он просто придурок.

За это его надо как следует отфигачить.

Я ненавижу всех хачиков.

2. Использование лингвоцинизиов – слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления

Жмурик (о  покойнике)

накопитель (помещение для ожидания посадки в самолет)

пушечное мясо (о солдатах)

3. Использование слов-паразитов

Они, так сказать, решили…

Раскольников типа раскаялся

Мы как бы умные люди

Двусмысленность (амфиболия)

Неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи

Учителю надо многое сказать (учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать?)

Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее

Ребенок требует ухода матери

На костре – лучшие люди села.

Студентам из Африки сдать хвосты на третьем этаже.

Выбейте мне печенку (о покупке печени)

Археологи заметили, что покойники ил южного захоронения перекликаются с покойниками северного захоронения.

Прочитав роман Достоевского «Преступление и наказание», я понял, как надо решать свои проблемы

Неблагозвучие (какология, какофония)

Нецелесообразное стечение звуков при образовании слов, словосочетаний, предложений, вызывающие нежелательные, часто грубые, непристойные ассоциации

Утек, подлец! Ужо постой…[ужопастой] (А. Блок)

Их тыщи, а нас рать [насрат]

Пока, Кать [покакат]

И шаг твой землю тяготил [ишак твой]

Канцелярские штампы (канцелярит)

Стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте

Катериной было принято решение утопиться.

Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

Жуковский осуществил перевод «Слова о полку Игореве».

Нарушения лексической сочетаемости

Нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание

Микроскопическая разница (вм. незначительная)

Обильное общение (обильным может быть полив грядок, а не общение)

Одержать поражение (вм. победу)

Павка Корчагин был политически активен в быту и в личной жизни.

Ошибки в употреблении синонимов

Неверный выбор одного из близких по значению слов

Екатерина была поставлена на престол (вм. возведена)

Капитан надел нарядный китель (вм. парадный)

Его имя знакомо во многих странах (вм. известно)

Ошибки в употреблении паронимов

Неразличение паронимов

Вы уже ходили вешаться? (вм. взвешиваться)

Одень пальто (вм. надень)

Скрипка в этом произведении – сольный инструмент (вм. солирующий)

Ошибки в употреблении антонимов

Неправильный подбор антонима

Эта комедия вызывает у зрителя не только смех, но и сострадание (вм.: смех – слезы, сострадание – равнодушие).

Плеоназм

Немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания

В апреле месяце (достаточно: в апреле)

Памятный сувенир (достаточно: сувенир)

Моя автобиография (достаточно: автобиография)

Труп мертвеца (достаточно: труп)

Тавтология

Неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же, однокоренных или созвучных слов

Следует сказать следующее

С одним моряком случился случай

Рост его авторитета растет

Надо сказать следующее

Ошибки в выборе слова

Неоправданное использование похожего слова

Пустота фамусовского общества рано возбуждала Чацкого (вм. возмущала, раздражала)

А. Блок – мастер звукозаписи.

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

(неязыковые ошибки, заключающиеся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по теме, приводит факты, не соответствующие действительности)

Ленский вернулся в свое имение из Англии.

В томике Пушкина я прочитала: «Белеет парус одинокий…»

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…» Каждый образованный человек скажет тебе, что это строки из «Слова о полку Игореве».

Вспоминаются замечательные строчки: «Колокольчики мои, цветики степные, что глядите на меня, словно голубые…»

У Юрия Лермонтова была няня Ирина Родионовна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в системе при utorrent
  • Ошибка в слове это определение
  • Ошибка в системе после проверок
  • Ошибка в слове это грамматика или орфография
  • Ошибка в системе подачи топлива