Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
Русский язык и культура речи: учебное пособие (14 стр.)
Адюльтер, акрополь, алкать, алфавит, апостроф, баловать, бездарь, безумолчный, береста, блудница, бомбардировать, бруствер, бряцать, вандал, великовозрастный, ветеринария, вечеря, взбодрить, брала, бензопровод, волшебство, газопровод, генезис, гербы, глашатай, гордиев (узел), гофрированный, гренки, грушевый, гусеница, деньгами (не во фразеологизме), диспансер, договор, дозировать, доклеить, досуг, древко, еретик, жалюзи, жерло, завидно, заговор, заиндеветь, заискриться, законнорожденный, закупорить, запломбировать, заржаветь, зачерстветь, звонит, знамение, знахарка, зубчатый, ивовый, иконопись, индустрия, искра, вероисповедание, иссиня-черный, исподволь, каталог, квартал, кета, киоскер, кирза, кладовая, колосс, комбайнер, компостировать, кулинария, лубок, мастерски, мельком, металлургия, мизерный, мускулистый, мышление, неровня, обеспечение, облегчить, обыденный, оптовый, осведомиться, отвар, откупорить, пиала, петля, плато, побасенка, пломбировать, принудить, приободрить, присовокупить, приструнить, пурпур, раджа, розга, ракушка, рассредоточение, раструб, рефери, ржаветь, свекла, селянин, силос, симметрия, сливовый, сметливый, сопло, столяр, сторицей (воздать), тефтели, торты, тотем, туника, туфля, уведомить, удить, умерший, упрочение, усугубить, феномен, фетиш, флюорография, ходатай, ходатайство, христианин, цемент, черпать, шасси, щавель.
Причины нарушения фонетических норм:
1) неразработанность техники речи;
2) остатки диалектного произношения;
3) устаревшие элементы;
4) нормативная неупорядоченность, вызванная довольно стремительным изменением фонетической адаптации заимствованных слов.
Фонетические ошибки:
– ассимиляция (уподобление): лаборатория – лабо[л]атория; брандспойт – брандс[б]ойт;
– диссимиляция (расподобление): трамвай – тра[н]вай; коридор – ко[л]идор;
– диереза(выкидка, выпадение): вм. брелок, брелоки – брел-ки, брелков; вм. времяпрепровождение – времяпровождение;
– эпентеза (вставка): я[в]ства (кушанья), беспреце[н]дентный, дерма[н]тин, вм. явства, беспрецедентный, дерматин;
– зияние (повтор гласных звуков): ООО, ем манную кашу у Ульяны;
– стечение согласных звуков: штурм стремительный; справлюсь с чтением.
Составить связный текст со скороговорками; выучить его и произнести в аудитории.
Разделить слова на 2 столбика: с твёрдым согласным перед [э]; с мягким согласным перед [э].
Адекватный, агрессор, адюльтер, аллегро, бандероль, гипотеза, бижутерия, берет, бутерброд, интеллект, сессия, диспансер, дебют, декан, денди, детектив, демобилизация, декада, индекс, декрет, идентичный, гейзер.
Указать, в каких словах на месте буквы Е произносится звук [э], а в каких – на месте буквы Ё – звук [о].
Блеклый, поблекнуть, виндсерфинг, вперемешку, вперемежку, скабрезный, оседлый, околесица, острие, на острие (В.п.), на острие (П.п.), желчь, желчный, сметка, желоб, афера, бревенчатый, бытие, житие, гренадер, забытье, в забытье (В.п.), издевка, маневры, никчемный, опека, современный, хребет, щелка.
Ошибки в области словоупотребления (нарушение лексических норм):
• употребление жаргонизмов (степуха – стипендия, препод – преподаватель);
• употребление архаизмов (на ушкуе в институт приехал);
• употребление окказионализмов (индивидуально-авторских слов, неологизмов: я замашинилась; вытиснуться из вагона);
• употребление диалектизмов (красивая панёва – юбка, помавать вилкой – размахивать);
• употребление профессионализмов без необходимости (подверни гусак и замени кран-буксу – из речи сантехников);
• неверное употребление омографов (опрощение ситуации на Ближнем Востоке; у меня дома хаос);
• паронимия – столкновение паронимов: поэтический (от поэзия) – поэтичный (от поэтика); туристский (от турист) – туристический (от туризм), основать (устроить, расположить) – обосновать (доказать), эристика (искусство спора) – эвристика (стремление к истине, метод постижения истины);
• энантиосемйя – употребление слова в противоположном значении: я ужасно обрадовался; она страшно красивая.
• контаминация – смешение структурных компонентов разных словосочетаний: дешёвая одежда+низкая цена=дешёвая цена, играть роль+иметь значение=играть значение.
Виды контаминации:
1) двунаправленная (оплатить за проезд=оплатить проезда заплатить за проезд);
2) однонаправленная (изобрести велосипед, открыть Америку; но не изобрести Америку, открыть велосипед).
• неточное употребление синонимов (целебная трава вм. лекарственная);
• использование штампов и канцеляризмов (событие имеет место быть; по истечении срока отпуска я выйду на работу);
• неумеренное употребление заимствованных слов и терминов, неизвестных аудитории, без их толкования (дюролайт, редеривация);
• разрушение норм устойчивых словосочетаний (уповать на лаврах вместо почивать на лаврах, быть в поле внимания вместо в поле зрения, предпринимать усилия вместо прилагать; наращивать мастерство вместо повышать) и т д.;
• употребление плеоназмов (броский эффект, маршрут движения, коренной абориген, мемориальный памятник, главная суть, смелый риск) и др.
Объяснить, чем различаются слова и выражения в парах: выставка – вернисаж, годовщина – юбилей, соперник – соратник, проблема – дилемма, мнение – впечатление, рынок – базар, гололед – гололедица, главная (роль) – заглавная (роль), встать – стать (о движении), капает – каплет, двигается – движется, район – регион, невежа – невежда, давить – давлеть, лагери – лагеря, подвижник – сподвижник, эмигрант – иммигрант, вперемешку – вперемежку.
Составить словосочетания с паронимами.
Адресат – адресант, безлистный – безлистый, ванна – ванная, вдох – вздох, гололед – гололедица, главный – заглавный, дипломник – дипломант, здравица – здравница, вперемежку – вперемешку, знамя – знамение, индейцы – индийцы, командированный – командировочный, неприятный – нелицеприятный, давить – довлеть, лагери – лагеря, личный – личной – личностный, ложа – лоджия – ложе, надеть – одеть, ничком – навзничь, нетерпимый – нестерпимый, поверка – проверка, проба – апробация, заплатить – оплатить, представить – предоставить (справку), сытый – сытный, сподвижник – подвижник, подпись – роспись, убеждённо – убедительно, факт – фактор.
Выбрать подходящий по смыслу пароним.
Национализм 1) воинственный 2) воинствующий
Ужин 1) дружеский 2) дружественный
Платье 1) эффектное 2) эффективное
Человек 1) фанатичный 2) фанатический
Характер 1) взрывной 2) взрывчатый
Муки 1) нестерпимые 2) нетерпимые
Почва 1) глинистая 2) глиняная
Вычеркнуть неправильно подобранные антонимические пары.
Отборочный этап 2021 по русскому языку задания и ответы олимпиада звезда
ПОДЕЛИТЬСЯ
Официальные задания и ответы многопрофильной инженерной олимпиады звезда по русскому языку 6-11 класс отборочный этап 2021-2022 учебный год, официальная дата проведения олимпиады: 01.11.2021-15.12.2021
Купить все ответы и бланки с заданиями с 6 по 11 класс: скачать
Отборочный этап 2021 по русскому языку 6-7 класс задания и ответы
Задание 1. Опираясь на происхождение и значение слов гиппопотам и ипподром, определите имя, в котором содержится греческий корень со значением «лошадь»: а) Иннокентий б) Ипполит в) Поликарп г) Аполлинария
Правильный ответ: б
Задание 2. Укажите фразеологизм, который является «лишним» по значению: а) во все лопатки б) во всю ивановскую в) на всех парусах г) во весь дух
Правильный ответ: б
Задание 3. Закончите пословицу «Не красна изба углами…»: а) а красна стенами б) а красна пирогами в) а человек зубами г) а хороша сынами
Правильный ответ: б
Задание 4. Запишите термин, которым называют языковое средство выразительности, использованное в пословице «Старый друг лучше новых двух».
Правильный ответ: антонимы
Задание 5. Укажите язык, которого не существует; а) бельгийский б) французский в) словенский г) словацкий.
Правильный ответ: а
Задание 6. Выпишите из предложения «Я увидел его с её книгой в руке» словосочетание с примыканием.
Правильный ответ: с её книгой
Задание 7. Укажите пару, в которой отношения между словами не такие, как в остальных: а) вывоз – импорт б) эмоциональный – равнодушный в) шоу – представление г) деликатный – грубый
Правильный ответ: в
Задание 8. Проанализируйте значения слов в парах и укажите «лишнюю» пару: а) штормы – шторма б) лагери – лагеря в) цветы – цвета г) зубы – зубья
Правильный ответ: а
Задание 9. Проанализируйте значения слов в парах и укажите «лишнюю» пару: а) сыр (ед. ч.) – сыры (мн. ч.) б) пирожок (ед. ч.) – пирожки (мн. ч.) в) помидор (ед. ч.) – помидоры (мн. ч.) г) абрикос (ед. ч.) – абрикосы (мн. ч.)
Правильный ответ: а
Задание 10. Укажите неправильно построенное словосочетание: а) гимнастика для спины б) капли для аппетита в) пилюли для малокровия г) таблетки для горла
Правильный ответ: в
Задание 11. Укажите существительное, которое отличается от остальных типом склонения: а) путь б) парень в) поле г) тюль
Правильный ответ: а
Задание 12. Укажите ряд, в котором оба существительных относятся к одному склонению: а) тетя, дитя б) доска, печать в) плечо, призыв г) пень, путь
Правильный ответ: в
Задание 13. Укажите ряд, в котором в обоих словосочетаниях прилагательные относятся к одному разряду по значению: а) дедовский кабинет, Олина юбка б) книжная обложка, родительский дом в) соболья шуба, заячий хвост г) стеклянная ваза, свинцовые тучи
Правильный ответ: а
Задание 14. Укажите предложение, в котором выделенное местоимение является вопросительным: а) Какая ужасная погода! б) Что случилось в прошлый четверг? в) Она поинтересовалась у нас, который час. г) Вы понимаете, что завтра будет экзамен?
Правильный ответ: б
Задание 15. Укажите предложение, в котором для создания художественного образа используется метафора: а) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. б) Я с детства хорошо знал язык, и Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. в) Я смотрю на маму умоляющими глазами. г) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
Правильный ответ: а
Задание 16. Определите часть речи, к которой относится выделенное слово в предложении «В этой кондитерской очень уютная атмосфера, благотворно влияющая на настроение клиентов». Запишите название части речи в начальной форме.
Правильный ответ: существительное
Задание 17. Укажите предложение, в котором есть слово, соответствующее следующей характеристике: определительное местоимение в Род. п., в ед. ч. а) У данного человека есть немало плохих качеств. б) Каждого человека можно правильно воспитать. в) Для любого человека важно, как к нему относятся. г) Она напомнила мне совсем другого человека.
Правильный ответ: в
Задание 18. Определите падеж выделенного существительного в предложении «На олимпиаду отправили меня и семь моих друзей». Запишите название падежа одним словом (например: именительный).
Правильный ответ: родительный
Задание 19. Укажите вариант, в котором верно определена грамматическая основа в предложении «На лесной тропинке мне попались навстречу три деревенские девушки»: а) попались три девушки б) мне попались в) попались девушки г) мне попались девушки
Правильный ответ: а
Задание 20. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено НЕ глаголом: а) Магазин открыли после ремонта. б) Мама отвезла меня в школу. в) Мое желание путешествовать очень велико. г) Стихи запоминаются очень медленно.
Правильный ответ: в
Задание 21. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздника: а) 9 Мая б) День Победы в) 9 мая г) День победы
Задание 22. Укажите слова, в которых ударение падает НЕ на суффикс. а) включена б) привлечена в) включён г) включить д) привлечённый
Задание 23. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква Е: а) с вчерашн…м впечатлени…м, перед виднеющ…йся деревн…й б) под скрипуч…м ясен…м, о тончайш…м искусств… в) в звучащ…й реч…, на развевающ…мся знамен… г) к нарастающ…й бур…, в последн…м письм…
Задание 24. Укажите слова, которые могут встретиться на письме как в слитном варианте написания, так и в раздельном: а) (во) веки б) (в) последствии в) (в) начале г) (в) первые
Задание 25. Определите, какие буквы пропущены, и укажите «лишнее» слово: а) просв…щение б) осв…щение в) посв…щение г) просв…титель
Задание 26. Укажите предложения, в которых частица ТАКИ должна быть написана через дефис: а) На спектакль в субботу вечером он (таки) опоздал. б) Он всё (таки) опоздал в субботу вечером на спектакль. в) Он опоздал (таки) вечером в субботу на спектакль. г) Всё (ж) (таки) он опоздал на спектакль в субботу вечером.
Задание 27. Укажите предложения, в которых НЕ надо написать слитно: а) Он мне (не) друг, а враг. б) (Не) друг, а враг определил развитие событий. в) Он никому (не) друг. г) Герой смог победить (не) друга. д) Солдат был для него (не) другом, неприятелем.
Задание 28. Укажите предложения, в которых нужно поставить две запятые (знаки препинания не расставлены): а) Роман лежал на диване читал роман мечтал о приключениях. б) Роман лежал на диване читал роман и мечтал о приключениях. в) Роман лежал на диване и читал роман мечтал о приключениях. г) Роман лежал на диване и читал роман и мечтал о приключениях.
Задание 29. Укажите слова, которые могут сочетаться с числительными двое: а) ежата б) школьники в) столы г) учительницы
Задание 30. Укажите предложение, в котором нет речевой ошибки: а) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки по всем предметам. б) Юрий Гагарин целеустремленно стремился к намеченной цели. в) Чистое пространство новой ракеты производило своей чистотой приятное впечатление. г) Грохотавшая первая ступень ракеты оглушала космонавта своим грохотом.
Задание 31. Укажите слова, в которых все согласные звонкие: а) гараж б) пруд в) брод г) вокзал д) забор
Задание 32. Укажите слова, в которых ударение падает на последний слог: а) звонит б) ломоть в) (груша) плодоносит г) заговор
Задание 33. Укажите, как в дореволюционной азбуке называлась буква «Е»: а) есмь б) еси в) ер г) есть д) эта буква не имела специального названия
Задание 34. Укажите слово, которое до орфографической реформы 1918 г. писалось иначе, чем сейчас: а) рожь б) село (сущ.) в) свет г) зло д) лампада
Задание 35. Укажите слова, в которых есть приставка ПОД-: а) пододеяльник б) подоконник в) подорожник г) подоспеть
Задание 36. Укажите слова, имеющие в своём составе 3 морфемы: а) носил б) кладка в) оловянный г) приусадебный
Задание 37. Укажите слово, от которого образовано слово ПУСТЫННЫЙ: а) пустыня б) пусто в) пустынность г) пустота д) пустеть
Задание 38. Отметьте слова, исторически родственные слову КОЛЬЦО: а) осколок б) протокол в) колышек г) около д) колесо
Задание 39. Укажите пары, в которых отражены позиционные чередования звуков: а) носить – носит б) год – годы в) ноги – ножки г) поджечь – поджигать
Задание 40. Укажите ряды, в которых оба слова имеют нулевое окончание: а) справа, стол б) под, инженер в) мышь, наоборот г) оглох, потолок д) пять, думал
Отборочный этап 2021 по русскому языку 8-9 класс задания и ответы
Задание 1. Укажите фразеологизм, который является лишним по происхождению: а) притча во языцех б) камень преткновения в) вавилонское столпотворение г) тянуть лямку
ответ: г
Задание 2. Укажите правильную характеристику предложения «Меня попросили зайти в дом»: а) односоставное, неполное б) односоставное, полное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное
ответ: б
Задание 3. Установите соответствие между русскими и иностранными словами: 1) эталон а) привыкание 2) гипотеза б) предположение 3) гипербола в) преувеличение 4) адаптация г) образец д) приспособление
ответ: 1-г, 2-б, 3-в, 4-д
Задание 4. Укажите словосочетание(-я) с типом связи управление: а) о её дочери б) заказать такси в) без восьми минут г) стихи Пушкина
ответ: б, г
Задание 5. Определите количество частей в предложении (знаки препинания не расставлены). Так же как и у взрослых в библиотеке детей есть книги зачитанные затрёпанные а следовательно и самые дорогие и есть книги новенькие с нестершимся золотым тиснением в переплётах раз только раскрытые и недолистанные до конца.
ответ: 2
Задание 6. Укажите правильное значение фразеологизма гордиев узел: а) система оборонительных укреплений б) заговор в) кабальный договор г) трудная задача
ответ: г
Задание 7. Запишите термин, которым обозначают языковое явление, отражённое в следующих строчках: Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?
ответ: омонимия
Задание 8. Укажите лишнее по значению слово: а) кумачовый б) сапфировый в) гранатовый г) багряный
ответ: б
Задание 9. Укажите правильную характеристику грамматической основы в предложении «Благородные люди врачи»: а) люди – подлежащее, врачи – сказуемое б) врачи – подлежащее, люди – сказуемое в) благородные люди – подлежащее, врачи – сказуемое г) врачи – подлежащее, благородные люди – сказуемое
ответ: г
Задание 10. Укажите словарь(-и), который(-ые) не может(-гут) быть составлен(-ы): а) русско-латинский б) русско-македонский в) русско-шведский г) русско-бельгийский
ответ: г
Задание 11. Укажите правильную характеристику предложения «И сразу же ему наскучило сидеть в одиночестве»: а) односоставное безличное б) двусоставное, полное в) двусоставное, неполное г) односоставное неопределенно-личное
ответ: а
Задание 12. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) все глаголы относятся к одному типу спряжения: а) расти, брить, толкнуть б) краснеть, кричать, стараться в) посидеть, услышать, рядить г) вить, положить, строить д) наследовать, худеть, дудеть
ответ: а,в
Задание 13. Определите смысловое и грамматическое соотношение между словами в парах. Укажите пару, которая является лишней: а) крыло – крылья б) вода – воды в) дом – дома г) портфель – портфели д) девушка – девушки
ответ: б
Задание 14. Образуйте все формы 1 лица от данных глаголов, определите, какой глагол является лишним. Укажите правильный вариант ответа: а) вечереть б) смотреть г) стареть д) замереть
ответ: а
Задание 15. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) сказуемое выражено НЕ глаголом: а) Цветок засох без воды. б) Мое желание учиться очень велико. в) Дома строятся очень быстро. г) Магазин закрыт на ремонт. д) Он может прийти завтра.
ответ: б,г
Задание 16. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) нет подлежащего: а) Как бы не опоздать нам на экзамен. б) Мне так нравится ходить в театр. в) Сдать экзамен – сложная задача. г) На улице тишина. д) В актовом зале собралось много людей
ответ: а, б
Задание 17. Определите стилистическую окраску местоимений сей, этакий, всяческий: а) книжная б) научная в) разговорная г) профессиональная
ответ: в
Задание 18. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использован фразеологизм: а) И беглым золотом сверкает солнце по молодым осинам и березам. б) Не смолкает напев соловьиный, Что-то шепчут ручьи и листы. в) Она читала жадно… и равно Марлинского и Пушкина любила… г) И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут. д) Вот был я мальчишкой, да детство прошло, с тех пор уж немало воды утекло.
ответ: д
Задание 19. Укажите троп, который использован в предложении «Она поет, и звуки тают…»: а) метафора б) метонимия в) сравнение г) олицетворение
ответ: а
Задание 20. Укажите слово(-а), которое(-ые) может(-гут) быть и вводным словом, и членом предложения: а) по-моему б) возможно в) следовательно г) например
ответ: а, б
Задание 21. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздника: а) 9 Мая б) Девятое Мая в) 9 мая г) Девятое мая
Задание 22. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) во всех словах на месте пропуска пишется Е: а) С неприятностями вследстви… травм он сталкивался н… раз. б) Где он только н… был в течени… этого года! в) Забор был н… покрашен, но рабочие оказались н… при чём. г) Несмотря н… на что, поход продолжался, так как помощи ждать было н…откуда.
Задание 23. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) во всех словах пропущена одна и та же буква: а) грохоч…щие звуки, люди запомн…т б) угли тле…т, цвета выгор…т в) беспоко…щийся о будущем, повара вар…т г) вяж…щий привкус, наде…щийся на взаимность
Задание 24. Укажите вариант, в котором верно определены цифры, на месте которых надо поставить запятые в предложении «Она рубит капустные листья (1) и даёт цыплятам (2) те (3) с жадностью (4) бросаются (5) и (6) обманутые (7) поднимают (8) слышный даже на улице (9) писк»: а) 2, 6, 7 б) 1, 2, 5, 7 в) 2, 3, 4, 6, 7 г) 2, 5, 6, 7, 8, 9
Задание 25. Укажите грамматически верное продолжение предложения «Возражая собеседнику…»: а) часто не учитываются законы психологии б) у нас возникло взаимопонимание в) ему позвонили г) я привёл аргументы
Задание 26. Укажите осложнённое(-ые) предложение(-ия): а) На дворе темно и сыро. б) Взору открылась искрящаяся на солнце миллиардами бликов необозримая широта океана. в) С нами вместе поехал режиссёр Константинов. г) Она отметила: «В этой четверти вы не будете сдавать зачёт в традиционной форме».
Задание 27. Укажите нормативный вариант оформления производного предлога: а) по приезде домой б) по приезду домой в) варианты равноправны
Задание 28. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) есть плеоназм: а) Дождь лил как из ведра третьи сутки, поэтому меня мучила ностальгия по прошлому. б) Синим шатром распростёрлось над нами безоблачное небо, похожее на море в минуты затишья. в) Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. г) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах – обитают живые существа. д) Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.
Задание 29. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст: а) Так, художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни. б) Японцам присуще обостренное чувство гармонии. в) Любовь японцев к прекрасному коренится, таким образом, в их любви к природе. г) Эстетизм японцев основывается на убеждении, что красота присутствует всюду, а от человека требуется лишь зоркость, чтобы увидеть ее.
Задание 30. Укажите пример(-ы) с ошибкой в образовании формы слова: а) каплет дождь б) наиглупейший человек в) в двух тысяча шестом году г) пара блюдцев д) вымыть шампунем
Задание 31. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные твёрдые: а) маяк б) яблоко в) мышь г) парашют
Задание 32. Укажите слово(-а), в котором(-ых) на месте сочетания ЧН произносится произноситься [ШН]: а) скучно б) скворечник в) беспечно г) вечный
Задание 33. Укажите букву(-ы), которая(-ые) была(-и) исключена(-ы) из русского алфавита в результате орфографической реформы 1918 г.: а) ферт б) фита в) ять г) ер д) есть
Задание 34. Укажите слово(-а), в котором(-ых) написание выделенной буквы изменилось под влиянием произношения: а) здание б) судьба в) свадьба г) ходьба д) создать
Задание 35. Укажите слово, морфемный состав которого отличается от морфемного состава остальных слов: а) жемчужинка б) снежинка в) пушинка г) песчинка
Задание 36 Укажите слово(-а), которое(-ые) может(-гут) могут иметь более одного варианта морфемного разбора: а) простой б) днём в) помог г) зной
Задание 37. Укажите способ, которым образовано слово БЕЗДОРОЖЬЕ: а) приставочный б) суффиксальный в) бессуффиксный г) переход одной части речи в другую д) приставочно-суффиксальный
Задание 38. Укажите слово, которое является лишним в ряду исторически родственных слов: а) починка б) конец в) зачин г) начало д) початок
Задание 39. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) представлены исторические чередования звуков, обозначенных подчёркнутыми буквами: а) стол — столы б) хлеб — хлеба в) занять — занимать г) день — подёнки д) проводок — проводки
Задание 40. Русскому звуку [’э] (на письме «Е») в древнерусском языке соответствовали две буквы – Е и Ѣ. Например: рус. ВЕРА – др.-рус. ВѢРА, рус. ВЕСЛО – др.-рус. ВЕСЛО, рус. ТЕНЬ – др.-рус. ТѢНЬ, рус. ЖЕНА – др.-рус. ЖЕНА, рус. РЕКА – др.-рус. РѢКА, рус. ЕЛЬ – др.-рус. ЕЛЬ. Укажите слово(-а), которое(-ые) написано(-ы) по-древнерусски с ошибками: а) дева б) вѣсна в) плеть г) мѣра д) лѣто
Отборочный этап 2021 по русскому языку 10-11 класс задания и ответы
Задание 1. Укажите пример(-ы) нарушения лексической сочетаемости: а) допустить ошибку б) допустить дефекты в) допустить оплошность г) допустить грубость
ответ: б
Задание 2. Перед вами пример использования одной из популярных автоматизированных систем перевода: русский фразеологизм дан в обратном переводе с нескольких языков. Восстановите исходный вариант фразеологизма. Запишите его. 1) ждать времени у моря (обратный перевод с итальянского языка), 2) дождитесь прогноза погоды у моря (обратный перевод с французского языка), 3) ждать воздуха у моря (обратный перевод с литовского языка).
ответ: ждать у моря погоды
Задание 3. Определите тип придаточного в предложении «Это было в том месте, где говорилось о его дознании». Укажите правильный ответ: а) места б) присоединительное в) следствия г) определительное
ответ: г
Задание 4. Проанализируйте значения слов, укажите лишнее: а) ложь б) обман в) небылица г) неправда
ответ: в
Задание 5. Учитывая смысловые отношения между словами в числителе и знаменателе, составьте пропорцию, записав термин, однокоренной слову-знаменателю. язык : речь = ? : лексикон
ответ: лексика
Задание 6. Запишите пословицу, которая зашифрована в выражении «В речном водовороте, образованном встречным течением, не издающем громких улавливаемых слуховым аппаратом колебаний частиц среды, наблюдается пребывание славянских мифологических злых духов с рогами».
ответ: в тихом омуте черти водятся
Задание 7. Укажите описание понятия, которому в современном русском языке соответствует лакуна: а) мужчина и женщина, недавно вступившие в брак б) мужчина и женщина, вступившие в брак в) мужчина и женщина, прожившие в браке 50 лет г) наименование супружеской пары в высоком стиле
ответ: в
Задание 8. Укажите музыкальный инструмент, который был назван по фамилии человека: а) аккордеон б) рояль в) саксофон г) тромбон
ответ: в
Задание 9. Укажите предложение(-я), которому(-ым) соответствует характеристика «односоставное, неполное»: а) В следующий раз надену резиновые. б) Люблю читать что-нибудь фантастическое. в) Приехал вчера очень поздно. г) Его зовут Игнатом.
ответ: а
Задание 10. Укажите правильную характеристику грамматической основы в предложении «Благородные люди врачи»: а) люди – подлежащее, врачи – сказуемое б) врачи – подлежащее, люди – сказуемое в) благородные люди – подлежащее, врачи – сказуемое г) врачи – подлежащее, благородные люди – сказуемое
ответ: г
Задание 11. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздников: а) 8 Марта б) Девятое мая в) день рождения г) 8 марта д) Девятое Мая е) День рождения ж) День Рождения
ответ: а, б, в
Задание 12. Укажите слово(-а), в котором(-ых) удвоенные согласные пишутся на стыке морфем: а) россиянин б) принцесса в) перессориться г) сросся д) белорусский
ответ: г, д
Задание 13. Укажите предложение(-я), котором(-ых) есть частица НИ: а) Я уверен, что ты понял статью как (н…) кто другой. б) Взгляд его (н…) сколько смягчился. в) Что бы (н…) говорили, путь наш был сложен, но увлекателен. г) И тут я понял, что это (н…) кто иной, как недавний седобородый обитатель лесов. д) Он (н…) сколько не походил на свою мать.
ответ: в
Задание 14. Запишите количественное числительное 72490 в творительном падеже.
ответ: семьюдесятью двумя тысячами четырьмястами девяноста
Задание 15. Укажите нормативный вариант оформления производного предлога: а) по возвращении с олимпиады б) по возвращению с олимпиады в) варианты равноправны
ответ: а
Задание 16. Укажите предложение(-я), котором(-ых) нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены): а) По широкой шоссейной дороге шибкой рысью ехала высокая голубая венская коляска. б) Глухие сдержанные рыдания поразили меня. в) Но я даю ему работу и очень интересную. г) Однажды вздумалось друзьям побродить по рощам по лугам и по долам и по горам. д) Сядь выполни работу.
ответ: б, в
Задание 17. Вставьте пропущенные буквы в предложение «Мы скоро выздоров…м и снов… сможем гулять в парке!»
ответ: Мы скоро выздоровЕЕм и сновА сможем гулять в парке!
Задание 18. Запишите термин, которым можно назвать следующие выражения: Северная Венеция,
город на Неве, град Петра, окно в Европу.
ответ: перифраз
Задание 19. Укажите предложение(-я), котором(-ых) есть плеоназм: а) Она убрала колечко в крохотную маленькую шкатулку. б) День сдачи декларации в налоговую становился все ближе. в) Первый дебют юной певицы был весьма удачен. г) Он понял, что предчувствовал грозящую ему опасность.
ответ: а, в
Задание 20. Расположите номера предложений в логической последовательности, чтобы получился текст: 1) Уже во втором классе японский школьник легко пользуется красками тридцати шести цветов и знает названия каждого из них. 2) Зарубежные специалисты признают, что эстетическое воспитание в японской школе поставлено шире и основательнее, чем в других странах мира. 3) Вместе с тем нельзя не отметить и то, что каллиграфия пришла в Японию из Китая в ту пору, когда она уже на протяжении тысячи лет считалась одним из видов изобразительного искусства. 4) Она отбирает у него в первые годы обучения непомерно много времени и сил. 5) Спору нет, иероглифическая письменность – тяжкое бремя для японского школьника. 6) Поэтому на иероглифы в ту пору смотрели не только как на средство письменного общения. 7) Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму.
ответ: 2, 1, 7, 5, 4, 3, 6
Задание 21. Укажите словосочетание(-я), компоненты которого(-ых) имеют стилистическое значение (стилистическую окраску): а) съехать на двойки б) крутой характер в) подниматься в гору г) думать об экзамене
Задание 22. Укажите глагол(-ы), в котором(-ых) написание пропущенной гласной зависит от значения: а) подкле…ть б) раста…ть в) обессил…ть г) крикн…те д) добуд…тесь
Задание 23. Укажите вариант, в котором верно определен вид предложения «Не заболей я, смог бы поехать в кино вместе со всеми». а) простое предложение б) сложносочиненное предложение в) сложноподчиненное предложение г) бессоюзное сложное предложение
Задание 24. Определите падеж выделенного существительного в предложении «Я снял с себя пальто
и прикрыл ее озябшие плечи». Запишите название падежа одним словом (например: именительный).
Задание 25. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) все глаголы относятся к одному типу спряжения: а) жалеть, шуметь, карабкаться б) грести, стелить, крикнуть в) налить, приклеить, смешить г) висеть, выдержать, судить д) чувствовать, синеть, лежать
Задание 26. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использован личный глагол в безличном значении: а) Нам не спится этой лунной ночью. б) От цветов пахло так, что нам было плохо. в) Не люблю зиму, потому что зимой рассветает поздно. г) Бабушке часто нездоровится, поэтому берегите ее.
Задание 27. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) допущена ошибка в использовании имени числительного: а) У моего папы трое сестер. б) Я родился в две тысячи восьмом году. в) Произведение шестисот тридцати девяти и семидесяти пяти равно сорока семи тысячам девятистам двадцати пяти. г) Через дорогу перешли пятеро военных. д) Моему родному городу около восемьсот сорока лет.
Задание 28. Найдите в предложении слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Запишите выбранное слово в начальной форме. В этой кондитерской очень уютная атмосфера, благотворно влияющая на настроение клиентов.
Задание 29. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) в обоих словах есть суффикс -Л-: а) заняли, гребля б) бежал, кормили в) родились, поднялся г) усвоил, томление д) стремлюсь, развился
Задание 30. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все слова имеют нулевое окончание: а) Заяц боялся собак. б) Кто-то быстро пробежал мимо. в) У змей нет рук. г) Он рассмотрел шесть картин. д) Лермонтов любил Родину.
Задание 31. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки являются шумными (несонорными): а) госпожа б) поэт в) каюта г) байка д) железо
Задание 32. Укажите слово(-а), в котором(-ых) может произноситься мягкий звук [ж’]: а) дрожать б) кружить в) дожди г) визжать
Задание 33. Укажите букву(-ы), которая(-ые) была(-и) исключена(-ы) из русского алфавита в результате орфографической реформы 1918 г.: а) ер б) и десятеричное в) ять г) кси д) юс малый
Задание 34. Укажите слово(-а), в котором(-ых) написание выделенной буквы изменилось под влиянием произношения: а) рушник б) гречишный в) послушник г) рукопашный д) неспешный
Задание 35. Укажите слово(-а), в котором(-ых) в современном русском языке выделяется суффикс -ИЦ-: а) столица б) синица в) львица г) жрица.
Задание 36. Определите количество морфем в слове ИСПЁКСЯ. Ответ запишите цифрой.
Задание 37. Определите количество слов, пропущенных в словообразовательной цепочке «везти → … → привозиться». Ответ запишите цифрой.
Задание 38. Укажите слово(-а), в котором(-ых) есть этимологическая приставка ОБ-, впоследствии сросшаяся с корнем слова: а) обитать б) облако в) обувь г) обои д) обыватель
Задание 39. Укажите пару(-ы), в которой(-ых) чередования звуков, обозначенных подчёркнутыми буквами, вызваны палатализацией: а) нога – ножка б) муха – мушиный в) ель – ёлка г) принять – принимать д) сон – сны
Задание 40. Русскому звуку [’э] (на письме «Е») в украинском языке соответствуют две буквы – «е» и «i». Например: рус. ВЕК – укр. ВІК, рус. ДЕНЬ – укр. ДЕНЬ, рус. ТЕНЬ – укр. ТІНЬ, рус. ЛЕВ – укр. ЛЕВ, рус. РЕЧКА – укр. РІЧКА, рус. МОЛОДЕЦ – укр. МОЛОДЕЦЬ. Укажите слово(-а), которое(-ые) написано(-ы) по-украински с ошибками: а) гнів б) свічка в) лето г) пінь д) віра
источники:
http://mir-knig.com/read_240402-14
http://100balnik.ru/%D0%BE%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF-2021-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83-%D0%B7%D0%B0/
2.заклятый друг
3.свободная вакансия
4.полчища тружеников
5.состоялась
благодаря разрешению
7.оценивает высоко позитивно
8.прогул без уважительной причины
10.совместное сотрудничество 11.свой автопортрет 12. будущая перспектива
13.страшно обрадовались 14.возобновить вновь 15.кипучее безделье
17.мелочная рыба
18.танцевальная песня
20.народный фольклор
Ожидается грандиозная акция.(очень -лишнее, т.к. грандиозная, значит очень большая). Чистота улиц в целом от этого не улучшалась(прогрессировала в этом случае не подходитт.к. прогрессировать — совершенствуясь, двигаться вперед) Все дети обрадовались новому мультфильму(страшно — здесь неуместно).Необходимо уделить самое серьезное внимание борьбе с преступностью(уделить значению — неправильное употребление слова).Любимое блюдо ехидны — муравьи и термиты(фирменное блюдо -изделие, приготовленное по оригинальной рецептуре). Не нужно замыкаться в себе, давайте говорить о наболевшем(делиться больными местами — неоправдана замена слова в фразеологизме). Грипп заразное заболевание, поэтому больные должны быть изолированы.
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
6. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения.
Образец: На уроках ребята хорошо ведут. — На уроках ребята хорошо ведут диалог.
Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню.