Ошибка в русском языке на букву н

Русский язык известен своей сложностью и уникальными правилами написания слов. Многие слова имеют похожую звучность и поэтому часто возникают вопросы, как правильно писать слова и какой вариант написания считается корректным.

Одной из наиболее часто возникающих проблем является использование буквы ‘н’. В некоторых словах ее нужно писать с двумя буквами, а в других – только с одной. Это вызывает недоумение у многих людей и часто приводит к ошибкам в написании слов.

Почему это происходит? Все дело в специфике русского языка и его правилах орфографии, которые не всегда понятны даже носителям языка. В статье мы разберем наиболее частые причины, по которым в разных словах нужно или не нужно использовать две буквы ‘н’.

Почему одна «н»?

Русский язык является одним из наиболее сложных языков мира, в котором принято писать слова с учетом их происхождения и грамматической структуры. При написании слова с одной «н» необходимо учитывать несколько факторов, включая его корень и окончание.

Одна «н» в слове может указывать на наличие в корне буквы «н», а также на то, что слово имеет суффикс с одинарной «н». Например, слово «солнце» пишется с одной «н», потому что его корень «солн» не содержит буквы «н», но имеет суффикс «-це».

С другой стороны, слова, которые имеют двойную «н», могут быть обусловлены присутствием буквы «н» в корне и суффиксе. Например, слово «планнер» пишется с двойной «н», потому что его корень «план» содержит букву «н», а суффикс «-ер» также имеет букву «н».

Иногда наличие одной или двух «н» в слове может зависеть от правописания, установленного нормами русского языка. Например, слова «свойственный» и «надежный» можно написать с одной или двойной «н».

Таким образом, правописание слов с одной или двойной «н» зависит от нескольких факторов, включая происхождение слова, его корень, окончание и установленные нормы правописания русского языка.

Причины ошибок в написании слов с буквой «н»

Буква «н» является одной из наиболее употребляемых в русском языке. Вместе с этим, наиболее часто допускаются ошибки при ее написании. Это может быть связано с недостаточным знанием правил русской орфографии или с невнимательностью при написании слов. Ниже рассмотрим наиболее распространенные причины ошибок в написании слов с буквой «н».

  • Неправильное ударение в слове — при наличии ударения на другой слог, буква «н» может быть пропущена или написана дважды.
  • Слово не знакомо человеку — при написании незнакомых слов часто допускаются ошибки. Например, слова с приставкой «недо-» (недоделал, недопонимал) часто пишутся с двумя «н».
  • Слово сталкивается с другим словом на слух — иногда при написании слова на слух возможны ошибки. Так, слова «наполнение» и «наполнителей» могут быть написаны с одной буквой «н».
  • Ошибки при написании слов с приставкой «на» — некоторые слова с приставкой «на» могут иметь одну или две буквы «н». Например, «написать» и «нанести».

Для избежания ошибок в написании слов с буквой «н» рекомендуется придерживаться правил русской орфографии, не торопиться при записи незнакомых слов и проверять написание слов при возникновении сомнений.

Исключения из правил: слова с одной «н»

Хотя большинство правил написания слов на русском языке указывают, что буква «н» встречается в словах обычно дважды, есть некоторые исключения, когда слова пишутся только с одной «н».

Одним из таких исключений является слово «дно». Согласно правилам, следует писать «днО», однако в этом слове только одна буква «н».

Следующим словом с одной буквой «н» является «нож». Хотя по правилам следует писать «нОж», в слове всего одна «н».

Также существует ряд слов, которые могут писаться как с одной «н», так и со двумя. Например, слово «конечно» может быть написано с одной «н» – «конешно» – в разговорной речи. Однако в письменной форме следует использовать правильную форму слова – «конечно».

Таким образом, хотя правило написания слов на русском языке обычно указывает на наличие двух букв «н», есть ряд исключений, которые следует запомнить.

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.

С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.  – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Просмотр содержимого документа

«Классификация ошибок по русскому языку.»

Русский язык обладает сложной грамматикой, которую нужно учить и практиковать, чтобы не совершать ошибок в письменной и устной речи. Одна из сложностей заключается в правописании слов с двойными согласными, например, в слове «две». Несмотря на то, что в произношении мы говорим только одну букву «н», на бумаге пишутся две. Почему так происходит и как правильно написать эту и другие сложные слова – об этом и пойдет речь в нашей статье.

Каждый словообразующий префикс имеет свои правила написания. В случае с префиксом «дв», который обозначает количество двух предметов, после него всегда пишутся две буквы «н». Это правило распространяется на слова «две», «двенадцать», «двести», «двор» и другие. Однако есть и исключения, например, слова «двацать», «двойка» – в них пишется только одна буква «н».

Знание правил написания слов – важный аспект образования. Не стоит забывать о нем, ведь уже одна ошибка может испортить впечатление о владении языком, а это крайне важно в любой сфере жизни.

Содержание

  1. Происхождение слова «две»
  2. Правила написания буквы «н» в русском языке
  3. Исключения при написании слова «две»

Происхождение слова «две»

Слово «две» происходит от древнерусского «два» или «дъва», которое в свою очередь восходит к праславянскому «dъva». Это слово имело схожую форму во многих славянских языках, например, в польском «dwa» и чешском «dva».

Праславянское слово «dъva» образовалось из индоевропейского корня «dwo», который имел значение «два». От этого же корня происходят латинское «duo», греческое «δύο» и английское «two».

В русском языке слово «две» имеет не только значение числительного, но и используется как местоимение, указывающее на количество предметов. Также оно входит в состав различных словосочетаний и идиом, например, «две руки» или «в два счета».

Правила написания буквы «н» в русском языке

Буква «н» является одной из самых употребительных в русском языке. Изучение правил ее написания поможет избежать ошибок при написании слов.

1. Если буква «н» стоит перед гласным звуком, она всегда пишется одна: «небо», «нужный», «носки» и т.д.

2. Если буква «н» стоит после гласного звука в корне слова или перед согласным звуком, она тоже пишется одна: «конь», «родня», «солнце» и т.д.

3. Если буква «н» стоит после согласного звука, перед которым стоит гласный звук (например, в окончании глаголов на -нуть, -ены), то пишется две буквы «н»: «выстрелить», «стуленький».

4. В словах, образованных от основы с буквой «н» путем прибавления приставки или суффикса, буква «н» пишется одна: «перенести», «нарисованный».

5. В некоторых словах буква «н» заменяется на букву «нн», например, в словах «льно», «ссора», «две». Это обусловлено согласованием гласного звука с согласным звуком в корне слова.

Таким образом, соблюдение правил написания буквы «н» поможет избежать ошибок и сделать надпись читабельной и понятной для других.

Исключения при написании слова «две»

Хотя во многих случаях слово «две» пишется с двумя буквами «нн», встречаются и исключения, когда в нём остаётся только одна буква «н».

  • С числительными и неопределенными местоимениями: если слово «две» использовано в сочетании с числительными, например: «в две ночи», «две трети», или с неопределенными местоимениями, например: «две кое-кто» или «две какие-то вещи», то в этом случае оно пишется с одной буквой «н».
  • В некоторых фамилиях: у некоторых людей есть фамилии, в которых слово «две» пишется с одной буквой «н», например: «Дворецкий», «Ардов» или «Тернов».
  • В некоторых редких словах: есть несколько редких слов, где слово «две» также пишется только с одной буквой «н», например: «двепалый» или «дветысячный».

Знание этих исключений поможет избежать ошибок в правописании слова «две».

В этой статье мы рассмотрим все правила и исключения, которые касаются правописания Н и НН. Каждое из них разберем на примере, чтобы наглядно показать, как оно работает. Читайте до конца — там вас будет ждать сводная таблица по этой теме.

НН и Н в отыменных прилагательных

Когда в отыменных прилагательных нужны НН

Разберем случаи, в которых принято ставить двойную Н в прилагательных, которые образовались от имен существительных.

  1. Когда основа производящего слова оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -н-.

    Когда в отыменных прилагательных нужны НН. Пример 1

  2. Когда в отыменном прилагательном есть суффикс -онн- или -енн-.

    Когда в отыменных прилагательных нужны НН. Пример 2

    Исключение: ветреный (человек).

Обратите внимание!

В прилагательных, которые образованы от слова ветер приставочно-суффиксальным способом, пишется НН: заветренный, безветренный и т. д.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Ты отправляешься в 2161 год с важной миссией — узнать на встрече учёных, как люди будущего справились с проблемой экологии. Подойди к лаборатории

Жми на стрелки сверху, чтобы путешествовать в истории →

Кто-то подходит к тебе. На его бейджике написано «Science-художник». И кто же это такой?

Осторожно! Тебя не должны вычислить работники лаборатории

Прочитай о профессии в папке с документами и выполни задание, пока science-художник идёт к тебе

Человек, который в своей творческой практике использует научные данные и знания. Science-art не только активно практикуется отдельными художниками, но и поддерживается серьёзными учебными заведениями — например, в MIT существует Центр науки, искусства и технологии, а Нью-Йоркская школа визуальных искусств в прошлом году запустила программу по биоарту

Выбери верные утверждения

Science-художник использует научные данные и знания
Science-художник – это очень старая профессия
Science-art никем не поддерживается
Профессии сейчас можно научиться в Нью-Йорке

Уф! Мы избежали второго вопроса, но вышли на 109-м этаже. Это этаж биоэтиков. Тебе уже машет один из них

Скорее прочитай о биоэтиках в папке с документами. Найди в тексте слова, которые описывают разделы медицины

Биоэтик — это специалист, обеспечивающий нормативно-правовые и этические рамки деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование. Без консультаций с биоэтиком не обойдется ни одна передовая лаборатория — особенно когда дело дойдет до клонирования органов и серьезного вмешательства в гены эмбрионов. Неслучайно один из ведущих американских вузов — Йельский университет — уже запустил программу по биоэтике на медицинском факультете.

Разделы медицины, изучающие проблемы трансплантации органов (в частности, почек, печени, сердца), а также перспективы создания искусственных органов — это

трансплантология

эмбриология

клонирование

и

эволюционное моделирование

генетическое моделирование

диагностика

Пронесло: биоэтик прошёл мимо. Теперь побежали к двери на лестницу. Но дверь открывается только паролем!

Ответь на вопрос на двери. Твой ответ будет паролем

Какое слово пишется по правилу «Сложные существительные, имеющие значение одного слова и состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединённых без помощи соединительных гласных о и е, пишутся через дефис»?

Робот-садовник
Робот для выгула собак
Робот для доставки продуктов
Робот для помощи больным

Наконец мы добежали до 124-го этажа, можно идти в зал. Пропуск не работает. Но как такое может быть? Кажется, в твоём профиле есть пара ошибок

Впиши нужные буквы, где это необходимо, чтобы пропуск сработал

Специалист по орг

а

о

низации систем обмена трад

и

е

ционных, заслуговых и альт

э

е

рнативных валют. Уже сейчас существуют онлайн-сервисы, где можно пом

и

е

нять биткоины на Webmoney или перевести на обычный банковский счет в родной валюте.

Пр

а

о

вительства государств пока относятся к таким финансовым оп

е

и

рациям настороже, но — нетрадицио

н

нн

ые денежные потоки сложнее контролировать. Но процесс уже заш

ё

о

л далеко: по данным 2014 года, об

а

о

рот биткоинов в мире оценивается примерно в 11 миллиардов долларов и уже появились первые банкоматы для в

и

е

ртуальных валют.

Ура! Мы успели на встречу. Теперь надо завершить миссию и вернуться обратно на машине времени

Робот-наушник записал всё, что сказали ученые. Но в его конспекте не хватает знаков препинания. Расставь их там, где необходимо

Дорогие коллеги

,

:

?

сегодня мы с вами подведём итоги всемирного проекта по спасению нашей планеты от глобального потепления.

В далёком 2021 году наши коллеги на конвенции ООН определили тенденцию к нагреванию планеты. По их прогнозам точкой невозврата должно было стать повышение температуры на 1,5 градуса к 2050 году. Какие же действия наших предков спасли Землю от разрушительных изменений

,

:

?

Во первых

,

:

?

они полностью отказались от угольной энергетики

,

:

?

прекратили вырубать леса и

,

:

?

вероятно

,

:

?

стали их восстанавливать

,

:

?

чтобы повысить уровень кислорода в атмосфере. Во-вторых

,

:

?

они перешли на возобновляемые источники электроэнергии

,

:

?

гидроэнергию, солнечную и геотермальную энергию, энергию биомассы, ветра

,

:

?

а также приливов и отливов

,

:

?

это позволило уменьшить выбросы углекислого газа.

Но больше всего нашим предкам помог контроль за отходами

,

:

?

сортировка и переработка мусора

,

:

?

отмена автомобилей и использование вместо них электрокаров и велосипедов.

С возвращением в наше время! Никто ничего не заподозрил. Благодаря тебе планета будет спасена

Дальше узнаешь свои результаты →

Когда в отыменных прилагательных нужна Н

Теперь поговорим о том, в каких ситуациях нужно писать одну букву Н в прилагательных, образованных от существительных.

  1. Когда основа производящего существительного оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -ий.

    Когда в отыменных прилагательных нужна Н. Пример 1

  2. Если в прилагательном есть суффиксы -ин-, -ан- или -ян-.

    Когда в отыменных прилагательных нужна Н. Пример 2

    Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Их легко выучить по напоминалке «старинное окно»: на нем есть стекло, оловянные ручки и деревянные рамы.

Обратите внимание!

В кратких формах отыменных прилагательных и в наречиях нужно ставить столько же Н, сколько в их полных формах.

Проверьте себя

Прочтите прилагательные ниже и расставьте в пропущенных местах Н или НН. Объясните, почему выбрали тот или иной вариант.

Сенсацио__ый, вентиляцио__ый, тигри__ый, апелляцио__ый, смоля__ой, змеи__ый.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН

Разберем все случаи, когда нужно ставить удвоенную Н в этих частях речи.

  1. Если отглагольное прилагательное или причастие образовано от глагола совершенного вида, пишется НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 1

    Исключения: раненый, посажёный, названый (брат).

  2. Если в слове есть любая другая приставка, кроме не-, стоит писать НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 2

  3. Если в слове есть суффикс -ова-, -ева-, -ирова-, нужно писать НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 3

    Исключения: кованый, жеваный, клеваный.

  4. Если у отглагольного прилагательного или причастия есть зависимые слова, в нем пишут НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 4

Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н

Теперь обсудим случаи, когда в словах тех же частей речи нужно писать одну букву Н.

  1. Одна Н пишется в кратких причастиях.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н. Пример 1

  2. В отглагольных прилагательных, которые образовались от глаголов несовершенного вида, без приставок и зависимых слов, следует писать одну Н.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н. Пример 2

    Исключения: медленный, желанный, отчаянный, деланный, священный, читанный, данный, чеканный, окаянный, жеманный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, неожиданный.

  3. В сложных прилагательных, которые образованы из двух слов, с приставкой пере- во второй части тоже пишется одна Н.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н. Пример 3

Проверьте себя

Прочтите прилагательные и причастия ниже, расставьте в пропущенных местах Н или НН. Объясните, почему выбрали тот или иной вариант.

Перекраше__ый, рассея__ый, услыша__ый, отчая__ый, недавно краше__ый стол.

Чтобы вам было удобнее возвращаться к правописанию удвоенной Н, мы собрали все правила в одну сводную таблицу ниже. Пользуйтесь!

Правила написания Н и НН в различных частях речи

Изучайте правописание Н и НН в разных частях речи вместе с нами в онлайн-школе русского языка Skysmart. На вводном занятии методист поможет ученику определить уровень знаний и настроить программу под цель. Мы поможем разобраться в этой и других сложных темах, чтобы улучшить оценку в школе и полюбить предмет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в русской народной сказке ивана быковича
  • Ошибка в рсв с сзв
  • Ошибка в реестре фсс не соответствует формату xsd
  • Ошибка в рсв несоответствие снилс фио инн
  • Ошибка в реестре игры нет