Ошибка в расчете нмцк ответственность

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Неправильное обоснование нмцк

Неправильное обоснование нмцк

Подборка наиболее важных документов по запросу Неправильное обоснование нмцк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Закупки:
  • 14.12.30.190
  • 141 КОСГУ
  • 17 12 14
  • 17.12.14
  • 17.12.14.119
  • Показать все

Еще

  • Закупки:
  • 14.12.30.190
  • 141 КОСГУ
  • 17 12 14
  • 17.12.14
  • 17.12.14.119
  • Показать все

Судебная практика

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расчет НМЦК при закупке услуг по перевозке
(КонсультантПлюс, 2023)Не признаются недействительными торги на закупку услуг регулярных перевозок только из-за неверного расчета НМЦК, если обязательства по контракту фактически исполнены

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Затратный метод обоснования НМЦК
(КонсультантПлюс, 2023)Не взыскивают с заказчика неосновательное обогащение (убытки) по контракту только на основании признания аукционной документации недействительной из-за неверного определения НМЦК, обоснованной затратным методом

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2023)9. Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка обоснования (расчета) НМЦК

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Обзор: «Казначейство рассказало об основных ошибках госзаказчиков в первой половине 2019 года»
(КонсультантПлюс, 2019)Казначейство выпустило обзор нарушений в финансово-бюджетной сфере за первое полугодие 2019 года. В числе прочего рассмотрены нарушения в области госзакупок. Расскажем о самых значимых ошибках заказчиков при расчете НМЦК и на этапе исполнения контракта.

Нормативные акты

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 14.04.2023)2. Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) —

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

«Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами во 2 полугодии 2020 года»6.1. Нарушение требований к обоснованию закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Что нового в обосновании НМЦК/НМЦЕ

  1. Минстрой утвердил Методику, по которой определяют НМЦК при закупке строительных работ. Используйте новое правило, если работы финансируются за счет бюджетных средств. Методика вступила в силу 5 октября.

Теперь включайте затраты на мероприятия по предотвращению распространения вирусных инфекций, а НМЦК рассчитывайте проектно-сметным методом с учетом требований Методики, если закупаете эти услуги. 

При  расчёте НМЦК, в том числе при закупке у едпоставщика, применяйте сметные нормы, федеральные и территориальные единичные расценки, а также отраслевые сметные нормы и единичные расценки.

Теперь в сметную документацию нужно включать:

  • сводку затрат;
  • сводный сметный расчет стоимости строительства;
  • объектные сметные расчеты;
  • локальные сметные расчеты;
  • сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Ознакомиться с изменениями детально, можно в Приказе Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр. Также, в документе найдёте образцы по каждому виду сметных расчётов.

  1. Утвердили порядок определения НМЦК при закупке медизделий. Новые правила разработали в Минздраве. НМЦК можно снизить исходя из объема финобеспечения. Если решили так сделать, тогда пропорционально снижайте НЦЕ закупаемых медизделий. Отказаться от нового порядка можно в двух случая. Во-первых, когда обосновываете НМЦК при закупке медизделий:
  • из перечня одноразовых иностранных медизделий из ПВХ-пластика с ограничениями допуска (ПП от 05.02.2015 № 102);
  • в рамках ГОЗ;
  • из реестра отечественной радиоэлектроники, если заказчик установил ограничения допуска иностранной радиоэлектроники.

Во-вторых, новый порядок не действует на закупки, извещения о которых разместили в ЕИС до 1 сентября.

  1. Цены за единицу наконец урегулировали везде. Летом закон о контрактной системе разрешил вам закупать за единицу что угодно, если невозможно просчитать объем закупки заранее. Но до сих пор изменения не были отражены в ряде постановлений по планированию, преимуществам и отчетности. С осени этот момент урегулировали во всех нормативных документах.

Какие ошибки допускают заказчики при обосновании НМЦК/НМЦЕ

С обоснованием НМЦК и НМЦЕ проблема состоит в том,  что способы содержит не только Закон № 44-ФЗ, но и Методические рекомендации, которые утвердил приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567 (ст. 22 Закона №44-ФЗ). Дело в том, что документ носит рекомендательный характер, но контрольные органы это игнорируют. Практика показывает, что даже за малейшие отступления от рекомендаций  должностных лиц заказчиков привлекают к административной ответственности по части 1 статьи 7.29.3 КоАП. Рассмотрим ошибки, которые заказчики чаще всего допускают при обосновании НМЦК.

Ошибка № 1. Заказчик выбрал неверный метод обоснования. 

Если не хотите, чтобы вашу закупку отменили, всегда выбирайте метод в зависимости от того, что планируете закупить. Да, приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Но опытные специалисты по закупкам знают, что он подходит не всегда.

Пример. Заказчик ошибся с выбором метода   

Заказчику нужно было закупить коммунальные услуги. Он решил, что раз  метод анализа рынка  —  приоритетный — нужно использовать именно его. Но не учел, что для коммунальных услуг установлены тарифы, поэтому нужно применять тарифный метод. У проверяющих возникли вопросы к заказчику, и они отменили закупку.

Чтобы не допустить такую ошибку, перед выбором метода проведите тщательный анализ объекта закупки. Например, как заказчик, который уже прочитал наш урок и выбрал тарифный метод. Ему нужно было закупить услуги по водоснабжению.

Пример. Заказчик выбрал подходящий метод

Заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению у АО «ИНВЕСТТРАСТ». Тарифы для потребителей на услуги по водоснабжению и водоотведению АО «ИНВЕСТТРАСТ» установили в приказе Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 19.12.2018 № 390-ТР. Тарифы составляют:

  • водоснабжение – 15,5 руб. без НДС;
  • водоотведение – 16,83 руб. без НДС.

Чтобы рассчитать НМЦК, заказчик умножил тарифы на объем воды, который планировал потребить за полгода. Предположим, объем составит 2000 куб. м.

15,5 × 2000 + 16,83 × 2000 = 64 660 руб. без НДС.

Ошибка № 2. Заказчик неверно собрал данные о ценах ТРУ. 

Если не хотите сорвать закупку, максимально подробно опишите объект, когда запрашиваете цены.  Если упустить какие-то характеристики, проверяющие могут посчитать, что поставщикам предоставили неполную информацию. Значит, предложенные ими цены могут быть неактуальными.

Пример. Заказчик неточно описал объект закупки

В запросе цен заказчик указал: «Клавиатура компьютерная, в количестве 10 шт.». Но он не уточнил ее параметры — проводная или беспроводная, должна быть в комплекте мышь или нет. В результате поставщик предоставил цену на проводную клавиатуру — 300 руб.. А заказчику необходима беспроводная клавиатура с мышью в комплекте со средней стоимостью на рынке 1000 руб. Из-за неточного описания заказчик сорвал процедуру закупки.

А вот если бы заказчик в запросе цен изначально указал полные характеристики объекта закупки, то избежал бы ошибки в обосновании НМЦК. Например, можно было сформулировать так: «Клавиатура компьютерная, беспроводная, беспроводная мышь в комплекте». Тогда недопонимания не возникло бы.

Ошибка № 3. Заказчик выбрал ненадежных поставщиков для запроса цен. 

Чтобы избежать претензий контролеров, не подходите к выбору поставщиков формально. Лучше провести хотя бы минимально возможную проверку их добросовестности. Для этого на сайте Налоговой службы (www.nalog.ru) есть сервис по предоставлению выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Посмотрите по ОКВЭД, действительно ли поставщик занимается заявленной деятельностью. Это убедит проверяющих, что к выбору вы подошли серьезно

Проверьте, является ли организация поставщика действующей, не находится ли он на стадии ликвидации или в процессе банкротства. Некоторые заказчики ленятся это делать, потом получают штрафы.

Пример. Заказчик не проверил поставщика

Заказчик получил коммерческое предложение от поставщика ООО — «Гурман» — ИНН 7728895920. Поскольку об этом поставщике заказчик уже слышал, он решил, что можно не тратить время на проверку, и использовал такое коммерческое предложение для расчета НМЦК. Позже пришлось отвечать на вопросы контролеров, так как оказалось, что поставщик прекратил свою деятельность.

А вот другой заказчик сразу зашел на сайт https://egrul.nalog.ru/index.html и получил бесплатную выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. В ней были сведения о прекращении поставщиком деятельности см. рис. 1. Заказчик принял решение не учитывать такое коммерческое предложение при расчете НМЦК/НМЦЕ. И правильно поступил.

Такая же ситуация и с ОКВЭД. Если вы закупаете пищевые продукты для столовой, а в выписке из ЕГРЮЛ/ЕГРИП поставщика указан ОКВЭД «Деятельность в области права», не учитывайте такое коммерческое предложение при расчете НМЦК/НМЦЕ.

Ошибка № 4. Информация, которую использовал заказчик, не является публичной офертой. 

По данным ФНС, это одна из самых популярных ошибок  (п. 6.3.3 Письма ФНС от 18.06.2019 №АС-4-16/11709@ «Обзор нарушений и недостатков, выявленных во втором полугодии 2018 года Федеральным казначейством»). Нельзя брать любую информацию о ценах, чтобы обосновать НМЦК. Не все сайты и не вся реклама для этого подходят. Чтобы не допустить ошибку, используйте только ту информацию, которая обращена к неопределенному кругу лиц и является публичной офертой.

Пример. Заказчик использовал информацию, которая не подходила

Чтобы обосновать НМЦК, заказчик нашел сайт с подходящими товарами. Он не обратил внимание, но продавец указал, что «Предложения о цене товара/работы/услуги не являются публичной офертой и не обращены к неопределенному кругу лиц». Из-за невнимательности заказчик получил штраф. Использовать цены с такого сайта для расчеты НМЦК было нельзя.

Другой заказчик нашел сайт продавца, где была указана вся информация о товаре. А именно: наименование, идентифицирующие, контактные данные и телефоны продавцов, вид и модель товара, цены и иное. И никаких запретов, как в предыдущем пример, не было. Поэтому заказчик законно сделал скриншоты страниц сайта, чтобы подтвердить свои действия при обосновании НМЦК.

Ошибка № 5. Заказчик обосновал НМЦК на основании только одного источника информации (п. 6.3.5 письма ФНС).

Чтобы не допустить такую ошибку, используйте несколько различных источников о стоимости товаров, работ и услуг.

Пример. Заказчик использовал только коммерческие предложения для обоснования НМЦК

Заказчик направил запрос о предоставлении информации о стоимости продукции пяти поставщикам. Он решил, что для обоснования НМЦК этого будет достаточно. Но контролер посчитал, что заказчик нарушил порядок, так как использовал только один способ получения информации о цене.

Заказчик обжаловал решение контролирующей инстанции, но суд его не поддержал и отметил, что да, с одной стороны, количество сведений для определения НМЦК закон не содержит. Но такое обоснование должно обеспечивать объективный и достоверный анализ рыночных цен на товары. Поэтому, если заказчик использовал лишь один из способов получения информации о рыночной цене, это свидетельствует о неполном применении метода сопоставимых рыночных цен. В результате заказчика оштрафовали по части 2 статьи 7.29.3 КоАП (постановление Кемеровского областного суда от 13.06.2017 по делу № 4а-566/2017).

Чтобы не допустить такую же ошибку, используйте не менее двух различных источников информации для определения НМЦК. А для расчетов — не менее трех цен на товары от разных поставщиков. Теперь, когда вы прочитали урок до конца, застрахованы как минимум от пяти ошибок в обосновании НМЦК и НМЦЕ. А теперь, как и обещали, чек-лист. 

  • сводку затрат;
  • сводный сметный расчет стоимости строительства;
  • объектные сметные расчеты;
  • локальные сметные расчеты;
  • сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Ознакомиться с изменениями детально, можно в Приказе Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр. Также, в документе найдёте образцы по каждому виду сметных расчётов.

  • сводку затрат;
  • сводный сметный расчет стоимости строительства;
  • объектные сметные расчеты;
  • локальные сметные расчеты;
  • сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Ознакомиться с изменениями детально, можно в Приказе Минстроя от 04.08.2020 № 421/пр. Также, в документе найдёте образцы по каждому виду сметных расчётов.

Орган внутреннего финансового контроля отметил в акте допущенные заказчиком недостатки при обосновании НМЦК, выразившиеся в направлении запросов о предоставлении ценовой информации трем предполагаемым поставщикам в устной форме. Но откуда следует, что заказчик обязан направлять такие запросы исключительно в письменной форме? И грозит ли заказчику какое-либо наказание за несоблюдение требований приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567?

ОТВЕТ

Действительно, приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — «Методические рекомендации, Приказ № 567) не прошел регистрацию в Минюсте РФ и является, по сути, лишь рекомендациями для помощи заказчикам. Однако чаще всего суды никак не учитывают этот факт при принятии решений либо указывают, что обязанность направлять запросы поставщикам (подрядчикам, исполнителям) напрямую предусмотрена ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

В силу указанной нормы в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчиком могут использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки товаров, работ, услуг, идентичных (а при их отсутствии — однородных) планируемым к закупкам;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Отсюда и вывод о необходимости направлять именно письменные запросы: если при проведении проверки заказчик не сможет предоставить копии направленных запросов (или иным образом подтвердить факт их направления), то у него не получится доказать, что он использовал для обоснования НМЦК именно информацию, полученную по запросу, как того требует закон. И это расценивается как неисполнение требований ст. 22 Закона № 44-ФЗ об обосновании НМЦК.

Приведем в качестве примера постановление Восьмого ААС от 05.07.2022 по делу № А46-1018/2022. В данном случае из материалов дела следовало, что при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчиком не направлялись запросы на представление коммерческих предложений поставщикам, которые осуществляют поставки идентичных товаров, работ, услуг.

Согласно позиции заказчика «Методические рекомендации», утв. Приказом № 567, не зарегистрированы в Минюсте РФ, не носят нормативного характера, являются исключительно рекомендациями и не обязательны к исполнению.

Правовая оценка суда: заказчик не учитывает, что не только «Методическими рекомендациями», но и ч. 5 ст. 22 Законом № 44-ФЗ установлена необходимость получения ценовой информации по запросам у поставщиков, осуществляющих поставки идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров. В нарушение указанных норм Закона № 44-ФЗ заказчик не направлял запросы о представлении коммерческих предложений поставщикам, которые осуществляют поставки идентичных товаров.

Доводы заказчика о том, что в его адрес поступило четыре коммерческих предложения от различных поставщиков, суд признал несостоятельными, поскольку только один из этих поставщиков занимается поставками дезинфицирующих средств и антисептиков, которые являлись предметом спорного контракта. Именно этому поставщику сотрудник заказчика направил запрос с просьбой предоставить три коммерческих предложения на поставку вышеуказанного товара, и именно от него получил коммерческие предложения от имени всех остальных фирм, хотя запросы в их адрес заказчиком не направлялись.

При этом на территории Омской области действует более 50 поставщиков дезинфицирующих средств и антисептиков, которые могли бы поставить указанные товары заказчику в случае надлежащего направления коммерческих предложений либо проведения конкурентной закупочной процедуры. С учетом изложенного суд пришел к выводу, что действия заказчика и поставщика по заключению договора на поставку дезинфицирующих средств и антисептиков привели к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке, к получению преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности одним участником товарного рынка и созданию препятствий доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичную деятельность, поскольку они были лишены возможности реализовать свое право на участие в закупках и заключение контрактов.

В итоге суд пришел к выводу о наличии между заказчиком и поставщиком антиконкурентного соглашения, запрещенного в силу п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

В постановлении Девятого ААС от 22.10.2018 по делу № А40-100706/18 также был сделан вывод, что в нарушение законодательно установленных требований по направлению запросов о предоставлении ценовой информации не менее пяти разным поставщикам заказчик направил запрос о предоставлении ценовой информации только в адрес одной компании, заранее договорившись с ее представителем о подготовке ответов на запросы ценовой информации от имени пяти хозяйствующих субъектов.

А в постановлении Тринадцатого ААС от 17.04.2022 по делу № А56-38545/2021 игнорирование заказчиком положений п. 3.7.1 «Методических рекомендаций» дало суду основания усмотреть в его действиях нарушение запретов, установленных ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. В силу указанного пункта «Методических рекомендаций» заказчик должен направлять запросы о предоставлении ценовой информации не любым хозяйствующим субъектам, а только таким поставщикам, подрядчикам или исполнителям (в количестве не менее пяти), у которых имеется опыт поставок соответствующих товаров, работ, услуг. Вслед за контрольным органом суды пришли к выводу, что фактически заказчиком были использованы для обоснования НМЦК коммерческие предложения от хозяйствующих субъектов, не имеющих опыта, сопоставимого с предметом проводимой закупки.

Сходные выводы были сделаны и в постановлении Шестнадцатого ААС от 07.05.2018 по делу № А15-6281/2017: использовав для обоснования НМЦК коммерческие предложения поставщиков, основанная деятельность которых не связна с предметом проводимых закупок, заказчик фактически в нарушение требований ст. 22 Закона № 44-ФЗ не провел достаточного исследования цен и не произвел обоснование НМЦК.

Что касается ответственности за нарушение порядка обоснования НМЦК, то в силу п. 2 ч. 7.29.3 КоАП РФ несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб.

В правоприменительной практике достаточно примеров привлечения к административной ответственности на основании указанной нормы. Например, постановлением Пермского краевого суда № 4А-909/2019 от 17.07.2019 по делу № 4А-909/2019 должностное лицо заказчика было привлечено к ответственности по указанной статье за обоснование НМЦК на основании всего лишь двух коммерческих предложений.

А в решении Краснодарского краевого суда № 12-2542/2018 от 24.07.2018 по делу № 12-2542/2018) был сделан вывод о том, что использование для обоснования НМЦК ненадлежащих коммерческих предложений повлекло завышение цены контракта и неэффективное (нерациональное) использование бюджетных средств. Коммерческие предложения были признаны ненадлежащими в силу того, что они не являлись ответами на запросы заказчика, не содержали расчета предлагаемой цены контракта и информации о возможности хозяйствующих субъектов выполнить работы, являющиеся предметом закупки.

Впрочем, объективности ради заметим, что изредка заказчикам удается убедить суды в необязательности соблюдения требований Приказа № 567, поскольку он не зарегистрирован в Минюсте РФ (см., например, решение Марксовского городского суда (Саратовская область) № 12-65/2017 от 01.11.2017 по делу № 12-65/2017, постановление Амурского областного суда № 4-7-536/15 4А-536/2015 от 28.09.2015 по делу № 4А-536/2015). Однако такие решения — скорее исключение, которое лишь подтверждает правило.

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Ольга Никитина

При участии в государственных и муниципальных закупках крайне важно учитывать все нюансы и тонкости данной процедуры, в том числе ответственно подходить к выбору контрагентов. Ответственность за недочеты достаточно серьезная, и любой неверный шаг может обернуться потерей денежных средств. Так, еще на этапе подготовки к закупке специалисту необходимо правильно обосновать начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) и не допустить распространенных ошибок.

Как установить верную цену и какой метод обоснования использовать?

Какие предложения поставщиков нельзя использовать при формировании НМЦК?

На что обращают внимание контролеры при проверке обоснования начальной (максимальной) цены контракта?

Ответы на все перечисленные вопросы и ознакомиться с анализом основных ошибок заказчика при обосновании НМЦК «по мотивам» свежей контрольной и судебной практики вы сможете в специальном материале от наших экспертов. Узнайте, как действовать, чтобы не наступить на чужие грабли и обезопасить себя от риска назначения административного штрафа в размере от 10 000 до 50 000 рублей в случае допущения нарушений при расчете НМЦК.

Правомерно ли использование минимальной цены при определении НМЦК

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) – это предельная стоимость контракта, которую заказчик должен вычислить по правилам и методологии, установленной в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и Приказе Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567. 

В рамках данного Приказа № 567 определено 5 методов обоснования НМЦК, приоритетным из которых является метод сопоставимых рыночных цен. В рамках методологии определено, что заказчик для определения НМЦК придерживается среднего уровня цены. Также можно опубликовать закупку по наименьшей цене из предложенных в расчете, руководствуясь Письмами Минфина России, Минэкономразвития России и других ведомств. И данное действие заказчика будет правомерно.

Пример 1

Например, в акте камеральной проверки от 05.02.2021г. указана правомерность установления НМЦК, исходя из наименьшей цены товара, указанной в коммерческом предложении, что подтверждается позицией Минфина России в письме от 08.09.2017г. № 24-01-09/58179, письмами Минэкономразвития России, Коллегией счетной палаты РФ, утвердившей Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок № 15К (961) от 21.03.2014, в которых прямо предусмотрено, что завышение НМЦК необходимо квалифицировать как неэффективное использование бюджетных средств.

Пример 2

Аналогично в акте проверки от 27.01.2021 г. департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области указал на правомерность снижения НМЦК, исходя из имеющегося у заказчика объема финансового обеспечения для осуществления закупки. Стоит отметить, что ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена оплата по контрактам в рамках лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, заказчик правомерно указал цену меньшую, чем в представленном расчете по обоснованию НМЦК и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств (Письма Минфина России от 8.09.2017г. № 24-01-09/58179, от 11.09.2017г. № 24-01-10/58699, от 16.03.2020г. № 24-01-08/19862, от 28.07.2020г. № 24-01-07/66147).

Рекомендуем заказчику

В целях минимизации нарушений норм законодательства о контрактной системе при формировании обоснования НМЦК Заказчику рекомендуется:

  • Хранить исходные документы (оригиналы коммерческих предложений, скриншоты страниц сайтов с указанием времени и даты), используемые для расчета НМЦК и не использовать цены без первоисточника;
  • Проверять достоверность источников, используемых для расчета НМЦК;
  • Проверять правильность применения курсов валют;
  • Размещать обоснование НМЦК с учетом правила анонимности (нельзя указывать в расчете наименование поставщика, предоставившего коммерческое предложение);
  • При расчете НМЦК на основании коммерческого предложения со спецификацией, то также должна быть указана стоимость по каждой позиции, включенной в объект закупки (как сумма цен);
  • Использовать автоматизированные сервисы для расчета НМЦК согласно методологии Приказа №567;

САРК ЭТП ГПБ

Например, на ЭТП ГПБ заказчикам доступен автоматизированный сервис анализа рыночной конъюнктуры рынка для выявления НМЦК на закупку товаров, работ и услуг посредством анализа рыночных цен собранных из общедоступных источников. Актуальная ссылка на сервис: https://etpgpb.ru/sark/

Сервис успешно используется на безвозмездной основе заказчиками по закупкам, проводимым в рамках Закона № 44-ФЗ, 615 ПП РФ, 1133 ПП РФ. В рамках сервиса доступен расчет НМЦК для лекарственных препаратов согласно методологии, установленной Приказом № 1064н, контроль запретов, преференций, ограничений по объектам закупки (в привязке к коду ОКПД 2, КТРУ), автоматизированный расчет сроков в зависимости от способа закупочной процедуры, поиск примеров технического задания по успешно завершенным закупкам с возможностью фильтрации по региону.

  • Проверять калькуляцию затрат по каждой позиции закупки, детализировать расчеты по каждому виду расходов;
  • Внимательно осуществлять расчет и перепроверять на наличие арифметических и/или механических ошибок, некорректного округления значения НМЦК;

Пример 3

Например, в акте от 21.02.2021 Администрация г. Снежинска Челябинской области указала на техническую ошибку при осуществлении расчета НМЦК из-за неправильного округления, что привело к занижению цены на 0,03 руб. В совершенных действиях контролеры усмотрели признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2ст. 7.29.3 КоАП РФ. Очень часто заказчики руководствуются позицией, если цена по ошибки в рамках расчета установлена в меньшую сторону, то это не является нарушением. Но, административная практика показывает, что данное суждение ошибочно.

  • В запросе цен для обоснования НМЦК не указывать конкретный товарный знак, производителя, модель товара, а запрашивать цену на идентичные или однородные товары по характеристикам;
  • Проверять описание объекта закупки в документации на соответствие условиям запроса цен у потенциальных участников, на сопоставимый объем;
  • Не использовать информацию о ценах из коммерческих предложений, поступивших от аффилированных лиц;

Пример 4

Например, в рамках судебного разбирательства было выявлено, что в результате действий по формированию коммерческих предложений в рамках договоренностей между участниками картеля было выявлено более 100 закупочных процедур, где был сформировать некорректный расчет НМЦК. И как итог данные участники получили 95 контрактов на заключение по поставке медицинских изделий и (или) наборов реагентов для диагностики с минимальным снижением от НМЦК (Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2020 N 310-ЭС20-13092 по делу N А08-12079/2018).

  • Проверять поставщиков, которые предоставили коммерческие предложения на наличие специальной правоспособности по данному объекту закупки (наличия разрешений, лицензия для исполнения норм Закона № 99-ФЗ), специализацию (действительно ли они занимаются поставкой требуемого товара, выполнением требуемых работ, оказанием необходимых услуг), действующая ли организация (не находится ли на стадии банкротства либо ликвидации);
  • Проверять расчет на соответствие правилам нормирования;
  • Проверять не установлен ли особый порядок расчета НМЦК по закупаемой продукции (например, при расчете НМЦК на закупку охранных услуг), нет ли исключений при получении и использовании информации для расчета НМЦК (например, распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 № 1995-р установлен перечень источников информации, которую можно использовать для обоснования НМЦК).

Напомним, что за нарушения при обосновании НМЦК предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ за несоблюдение порядка обоснования НМЦК в виде штрафа в размере 10 000 рублей, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за утверждение закупочной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок в виде штрафа в размере 3 000 рублей.  Нецелевое использование бюджетных средств как нарушение, квалифицируемое по ст. 15.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет, а на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, а также ст. 285.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушения в сфере бюджетных отношений за нецелевое расходование бюджетных средств.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

VK

Youtube

Другие новости

04 мая 2022 г.

В Воронеже презентовали электронную торговую площадку Газпромбанка

Подробнее

05 апреля 2022 г.

Поздравляем специалистов в сфере закупок

Подробнее

05 апреля 2022 г.

Анонс изменений ЕИС версии 12.1

Подробнее

14 марта 2022 г.

Меры поддержки для бизнеса от государства

Подробнее

07 февраля 2022 г.

Межрегиональная конференция «Государственные и корпоративные закупки. Цифровая экономика» на Сахалине

Подробнее

12 января 2022 г.

«Внутренний рынок» – должен стать своим

Подробнее

28 декабря 2021 г.

Новогодний онлайн-квиз «Я Готов к 2022» и подарки от ЭТП ГПБ

Подробнее

21 декабря 2021 г.

В ближайшее время углеродные квоты станут товаром

Подробнее

21 декабря 2021 г.

Чек-лист по увеличению прибыли через закупки и масштабированию бизнеса

Подробнее

10 декабря 2021 г.

Что учесть для закупки качественной продукции. Разбор типовых ошибок заказчиков при описании объекта закупки.

Подробнее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в расчете неустойки в исковом заявлении
  • Ошибка в расчете ндфл штраф
  • Ошибка в расчете ндфл как доплатить
  • Ошибка в расчете ндс как исправить
  • Ошибка в расчете начальной цены контракта