Ошибка в расчете начальной цены контракта

По контракту о поставке арматуры стороны полностью выполнили свои обязательства. Но позднее в рамках внутреннего контроля заказчик выявил ошибки в расчете НМЦК — цена ряда товаров была сильно выше рыночной.

Тендерная деятельность

Три инстанции взыскали неосновательное обогащение с поставщика со следующими выводами:

  • Заказчик применил в расчетах завышенные расценки. Это нарушило принцип эффективности закупок и привело к лишним расходам.

  • То, что замечаний по объему и цене товара в момент приемки не высказывали, не имеет значения. Переплату можно признать неосновательным обогащением, если встречное представление было неравноценным.

  • Цель финансового контроля — защита публичных интересов по экономичному и эффективному расходу бюджетных средств. Это важнее подписанных актов приемки.

Дело № А45-28354/2022.

Отметим, в судебной практике есть и другое мнение по делу № А51-5639/2022.


Получить список актуальных тендеров можно при помощи Seldon. Оставьте заявку на бесплатный пробный доступ:

Попробовать бесплатно

Содержание

  • Неправильный выбор метода обоснования
  • Неверно собраны данные о ценах
  • Для запроса цены выбраны ненадежные поставщики
    • Таблица. Когда применять тот или иной метод обоснования НМЦК

Недавно мы рассказали об обзоре основных ошибок в закупках, которые выявляются Казначейством. Многие из них связаны с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта. Сегодня раскроем эту тему более подробно.

Как известно, есть 5 методов обоснования НМЦК (приказ Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567). Этот список не является исчерпывающим — заказчик может применять свой метод, если обоснует такую необходимость. Выбрать метод и использовать его нужно правильно, иначе контролеры из ФК посчитают это нарушением.

Чаще всего при обосновании НМЦК заказчики допускают ошибки трех типов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Неправильный выбор метода обоснования

Выбор метода напрямую связан с тем, что заказчик собирается закупить. Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Однако было бы ошибочно применять его, скажем, при закупке коммунальных услуг, ведь для них установлены тарифы.

Перед выбором метода нужно провести тщательный анализ объекта закупки. Если у проверяющих возникнут вопросы к методу обоснования цены, закупку могут отменить.

Иногда заказчики допускают и вовсе глупые ошибки. Так случилось в закупке работ по капитальному ремонту — заказчик попросту не обосновал НМЦК. Между тем для таких закупок существует специальный метод — проектно-сметный.

А вот еще один пример неправильного выбора методы: в закупке по ремонту водопроводных систем цена обоснована рыночным методом. Контролеры, а вслед за ними и суд, установили, что это неверно. Метод анализа рынка не может определить реальную стоимость ремонтных работ. Нужно было применять проектно-сметный метод.

Таблица в конце статьи подскажет, как правильно выбрать метод обоснования НМЦК.

Неверно собраны данные о ценах

Но мало правильно выбрать метод — нужно его верно применить. Для каждого из них установлены свои правила в части сбора информации о цене объекта закупки. Нередко заказчики эти правила нарушают.

Например, метод анализа рынка основывается на получении информации о ценах на идентичные однородные объектов. Минэкономразвития в своих рекомендациях говорит о необходимости запросить цену как минимум у пяти поставщиков таких объектов. Затем данные подвергаются анализу по определенному алгоритму. Если же запросить информацию у меньшего количество поставщиков на конкурентном рынке, это посчитают нарушением.

Запрашивая цены, нужно максимально подробно описать объект закупки. Если упустить какие-то характеристики, проверяющие могут посчитать, что поставщикам предоставлена неполная информация. Следовательно, предложенные ими цены могут быть неактуальными. Такие случаи в практике Казначейства были. Например, в одной закупке заказчик не указал в запросе коммерческого предложения порядок поставки товара, оплаты, формирования цены, а также условия гарантии. В ФК посчитали, что на полученные цены опираться нельзя.

При применении нормативного метода информацию о предельных ценах нужно брать в ЕИС. При применении проектно-сметного метода берется сметная стоимости из проектной документации.

Для запроса цены выбраны ненадежные поставщики

Заказчик не может нести ответственность за то, что поставщик прислал нереальные цены. Но он должен приложить все усилия, чтобы выбрать авторитетных поставщиков. В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития, они должны обладать опытом по поставке нужного товара. Был случай, когда заказчик этим пренебрег и в итоге рассчитал НМЦК по липовому предложению поставщика, не имеющего отношения к объекту закупки.

У контролеров могут возникнуть претензии, если заказчик формально подойдет к выбору. Поэтому лучше провести хотя бы минимально возможную проверку добросовестности поставщиков. На сайте Налоговой службы есть сервис по предоставлению выписки из реестра юридических лиц, а также множество полезных ссылок для проверки.

Узнайте, является ли поставщик, чье предложение вы рассматриваете, действующей организацией, не находится ли он на стадии ликвидации или в процессе банкротства. Посмотрите по ОКВЭД, действительно ли он занимается заявленной деятельностью. Все это убедит проверяющих, что к выбору поставщиков вы подошли серьезно.

Таблица. Когда применять тот или иной метод обоснования НМЦК

Название метода

Когда применять

Метод сопоставимых рыночных цен (метод анализа рынка) Приоритетный метод. Применяется на хорошо развитых рынках, где есть не менее 5 поставщиков
Нормативный метод Для объектов, для которых установлены предельные цены (статья 19 закона 44-ФЗ)
Тарифный метод Для объектов, в отношении стоимости которых установлены тарифы
Проектно-сметный метод При закупке строительных и ремонтных работ, контрактов на реконструкцию, работ по сохранению объектов культурного наследия
Затратный метод Если остальные методы применить невозможно или их нужно дополнить
Иной метод Когда вышеперечисленные методы не подходят. Требуется обоснование

При участии в государственных и муниципальных закупках крайне важно учитывать все нюансы и тонкости данной процедуры, в том числе ответственно подходить к выбору контрагентов. Ответственность за недочеты достаточно серьезная, и любой неверный шаг может обернуться потерей денежных средств. Так, еще на этапе подготовки к закупке специалисту необходимо правильно обосновать начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК) и не допустить распространенных ошибок.

Как установить верную цену и какой метод обоснования использовать?

Какие предложения поставщиков нельзя использовать при формировании НМЦК?

На что обращают внимание контролеры при проверке обоснования начальной (максимальной) цены контракта?

Ответы на все перечисленные вопросы и ознакомиться с анализом основных ошибок заказчика при обосновании НМЦК «по мотивам» свежей контрольной и судебной практики вы сможете в специальном материале от наших экспертов. Узнайте, как действовать, чтобы не наступить на чужие грабли и обезопасить себя от риска назначения административного штрафа в размере от 10 000 до 50 000 рублей в случае допущения нарушений при расчете НМЦК.

Правомерно ли использование минимальной цены при определении НМЦК

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) – это предельная стоимость контракта, которую заказчик должен вычислить по правилам и методологии, установленной в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и Приказе Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567. 

В рамках данного Приказа № 567 определено 5 методов обоснования НМЦК, приоритетным из которых является метод сопоставимых рыночных цен. В рамках методологии определено, что заказчик для определения НМЦК придерживается среднего уровня цены. Также можно опубликовать закупку по наименьшей цене из предложенных в расчете, руководствуясь Письмами Минфина России, Минэкономразвития России и других ведомств. И данное действие заказчика будет правомерно.

Пример 1

Например, в акте камеральной проверки от 05.02.2021г. указана правомерность установления НМЦК, исходя из наименьшей цены товара, указанной в коммерческом предложении, что подтверждается позицией Минфина России в письме от 08.09.2017г. № 24-01-09/58179, письмами Минэкономразвития России, Коллегией счетной палаты РФ, утвердившей Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок № 15К (961) от 21.03.2014, в которых прямо предусмотрено, что завышение НМЦК необходимо квалифицировать как неэффективное использование бюджетных средств.

Пример 2

Аналогично в акте проверки от 27.01.2021 г. департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области указал на правомерность снижения НМЦК, исходя из имеющегося у заказчика объема финансового обеспечения для осуществления закупки. Стоит отметить, что ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена оплата по контрактам в рамках лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, заказчик правомерно указал цену меньшую, чем в представленном расчете по обоснованию НМЦК и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств (Письма Минфина России от 8.09.2017г. № 24-01-09/58179, от 11.09.2017г. № 24-01-10/58699, от 16.03.2020г. № 24-01-08/19862, от 28.07.2020г. № 24-01-07/66147).

Рекомендуем заказчику

В целях минимизации нарушений норм законодательства о контрактной системе при формировании обоснования НМЦК Заказчику рекомендуется:

  • Хранить исходные документы (оригиналы коммерческих предложений, скриншоты страниц сайтов с указанием времени и даты), используемые для расчета НМЦК и не использовать цены без первоисточника;
  • Проверять достоверность источников, используемых для расчета НМЦК;
  • Проверять правильность применения курсов валют;
  • Размещать обоснование НМЦК с учетом правила анонимности (нельзя указывать в расчете наименование поставщика, предоставившего коммерческое предложение);
  • При расчете НМЦК на основании коммерческого предложения со спецификацией, то также должна быть указана стоимость по каждой позиции, включенной в объект закупки (как сумма цен);
  • Использовать автоматизированные сервисы для расчета НМЦК согласно методологии Приказа №567;

САРК ЭТП ГПБ

Например, на ЭТП ГПБ заказчикам доступен автоматизированный сервис анализа рыночной конъюнктуры рынка для выявления НМЦК на закупку товаров, работ и услуг посредством анализа рыночных цен собранных из общедоступных источников. Актуальная ссылка на сервис: https://etpgpb.ru/sark/

Сервис успешно используется на безвозмездной основе заказчиками по закупкам, проводимым в рамках Закона № 44-ФЗ, 615 ПП РФ, 1133 ПП РФ. В рамках сервиса доступен расчет НМЦК для лекарственных препаратов согласно методологии, установленной Приказом № 1064н, контроль запретов, преференций, ограничений по объектам закупки (в привязке к коду ОКПД 2, КТРУ), автоматизированный расчет сроков в зависимости от способа закупочной процедуры, поиск примеров технического задания по успешно завершенным закупкам с возможностью фильтрации по региону.

  • Проверять калькуляцию затрат по каждой позиции закупки, детализировать расчеты по каждому виду расходов;
  • Внимательно осуществлять расчет и перепроверять на наличие арифметических и/или механических ошибок, некорректного округления значения НМЦК;

Пример 3

Например, в акте от 21.02.2021 Администрация г. Снежинска Челябинской области указала на техническую ошибку при осуществлении расчета НМЦК из-за неправильного округления, что привело к занижению цены на 0,03 руб. В совершенных действиях контролеры усмотрели признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2ст. 7.29.3 КоАП РФ. Очень часто заказчики руководствуются позицией, если цена по ошибки в рамках расчета установлена в меньшую сторону, то это не является нарушением. Но, административная практика показывает, что данное суждение ошибочно.

  • В запросе цен для обоснования НМЦК не указывать конкретный товарный знак, производителя, модель товара, а запрашивать цену на идентичные или однородные товары по характеристикам;
  • Проверять описание объекта закупки в документации на соответствие условиям запроса цен у потенциальных участников, на сопоставимый объем;
  • Не использовать информацию о ценах из коммерческих предложений, поступивших от аффилированных лиц;

Пример 4

Например, в рамках судебного разбирательства было выявлено, что в результате действий по формированию коммерческих предложений в рамках договоренностей между участниками картеля было выявлено более 100 закупочных процедур, где был сформировать некорректный расчет НМЦК. И как итог данные участники получили 95 контрактов на заключение по поставке медицинских изделий и (или) наборов реагентов для диагностики с минимальным снижением от НМЦК (Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2020 N 310-ЭС20-13092 по делу N А08-12079/2018).

  • Проверять поставщиков, которые предоставили коммерческие предложения на наличие специальной правоспособности по данному объекту закупки (наличия разрешений, лицензия для исполнения норм Закона № 99-ФЗ), специализацию (действительно ли они занимаются поставкой требуемого товара, выполнением требуемых работ, оказанием необходимых услуг), действующая ли организация (не находится ли на стадии банкротства либо ликвидации);
  • Проверять расчет на соответствие правилам нормирования;
  • Проверять не установлен ли особый порядок расчета НМЦК по закупаемой продукции (например, при расчете НМЦК на закупку охранных услуг), нет ли исключений при получении и использовании информации для расчета НМЦК (например, распоряжением Правительства РФ от 18.09.2017 № 1995-р установлен перечень источников информации, которую можно использовать для обоснования НМЦК).

Напомним, что за нарушения при обосновании НМЦК предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ за несоблюдение порядка обоснования НМЦК в виде штрафа в размере 10 000 рублей, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за утверждение закупочной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок в виде штрафа в размере 3 000 рублей.  Нецелевое использование бюджетных средств как нарушение, квалифицируемое по ст. 15.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет, а на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, а также ст. 285.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушения в сфере бюджетных отношений за нецелевое расходование бюджетных средств.

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

VK

Youtube

Другие новости

04 мая 2022 г.

В Воронеже презентовали электронную торговую площадку Газпромбанка

Подробнее

05 апреля 2022 г.

Поздравляем специалистов в сфере закупок

Подробнее

05 апреля 2022 г.

Анонс изменений ЕИС версии 12.1

Подробнее

14 марта 2022 г.

Меры поддержки для бизнеса от государства

Подробнее

07 февраля 2022 г.

Межрегиональная конференция «Государственные и корпоративные закупки. Цифровая экономика» на Сахалине

Подробнее

12 января 2022 г.

«Внутренний рынок» – должен стать своим

Подробнее

28 декабря 2021 г.

Новогодний онлайн-квиз «Я Готов к 2022» и подарки от ЭТП ГПБ

Подробнее

21 декабря 2021 г.

В ближайшее время углеродные квоты станут товаром

Подробнее

21 декабря 2021 г.

Чек-лист по увеличению прибыли через закупки и масштабированию бизнеса

Подробнее

10 декабря 2021 г.

Что учесть для закупки качественной продукции. Разбор типовых ошибок заказчиков при описании объекта закупки.

Подробнее

Здравствуйте, Андрей,

Начальная (максимальная) цена контракта является одним из его существенных условий. 

В соответствии сч.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в некоторых случаях. Среди нет случая неправильного формирования НМЦК, в том числе вследствие допущенной математической ошибки. Имеется вариант:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Однако, для применения вышеуказанного основания уменьшения цены контракта необходимо, чтобы эта возможность была предусмотрена в самом контракте и Ваше согласие (которого, как я понял, нет).

Таким образом, в ответе на претензию укажите, что снижение цены контракта в одностороннем порядке противоречит вышеуказанной норме Закона, Вы согласия на снижение не даете. Более того, цена — явилась определяющим фактором, учитываемым при заключении контракта. При ее уменьшении, контракт теряет экономическую эффективность и не приносит Вам прибыль.

Желаю удачи!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ошибка в расчете налога на прибыль 1с
  • Ошибка в расчете как определить
  • Ошибка в расчете заработной платы недоплата последствия
  • Ошибка в расчете заработной платы как исправить
  • Ошибка в расчете в квитанции