ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров
Грубые ошибки поставщиков-победителей на этапе заключения контракта, которые обернулись штрафами и даже включением в РНП
Автор ПОЛИНА ДВЕНАДЦАТОВА
Простая удачная схема: участник предлагает наименьшую цену на электронном аукционе, побеждает и думает лишь о том, как сэкономить на исполнении и побольше заработать.
Победитель не учитывает, что в Законе № 44-ФЗ существует масса процедурных правил, нарушив которые, он останетcя без контракта, еще не успев его подписать. В такие ловушки могут попаcть и опытные поставщики, но особенно обидно будет новичкам, у которых первая победа в тендере обернется включением в РНП.
Изучите примеры из практики и выучите главные правила, чтобы не повторять эти ошибки.
Если вас признали победителем в ходе сложной и регламентированной процедуры определения поставщика, есть еще много вариантов, когда вас признают и уклонившимся от заключения контракта, хотя вы уже и начинаете подсчитывать будущую прибыль. А когда вас официально признают уклонистом — включат в РНП на два года, а в особо неприятных случаях заказчик дополнительно взыщет убытки или назначат дополнительный штраф (определение ВС № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017).
Нужно вспомнить всего два правила, чтобы успешно подписать контракт:
1) соблюсти сроки направления подписанных электронных документов: проекта контракта и протокола разногласий;
2) своевременно предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта, соблюдая антидемпинговые требования.
Однако на практике даже добросовестные поставщики, соблюдающие оба правила, могут попасть в нестандартные ситуации. И даже если антимонопольная служба установит отсутствие в их поведении признаков преднамеренного уклонения, подписание контракта не удастся спасти.
Далее рассмотрим главные ошибки победителей, которые не только не позволили им подписать контракт, но и привели поставщиков в РНП.
Ошибка 1. Рассчитывать подправить условия по ходу дела — уже после подписания контракта
Главное правило: изменять существенные условия контракта после подведения итогов конкурентной процедуры нельзя. Поэтому внимательно читайте проект контракта и в случае противоречий направляйте запросы на разъяснение документации и согласовывайте изменения на этапе подачи заявок. Еще раз повторяем: на этапе подачи заявок.
Поставщик заблуждается, если рассчитывает согласовать с заказчиком изменение существенных условий контракта на этапе подписания документа. Например договориться о замене материалов, скорректировать сроки и объемы работ — все это сделать не получится. Победитель электронной процедуры вправе указать в протоколе разногласий исключительно положения контракта, не соответствующие изначальной документации и (или) извещению о закупке и своей заявке (ч. 4 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). Поэтому для внесения любых уточнений в техническое задание необходимо пользоваться механизмом запросов на разъяснения документации во время подачи заявок. Это позволит избежать победителю признания его уклонившимся и станет весомым аргументом в пользу поставщика в случае перенесения спора в антимонопольную службу.
Пример
Поставщика включили в РНП, так и не заключив контракт. При размещении извещения на оказание услуг по техническому обслуживанию систем контроля и управления доступом заказчик некорректно подал информацию. Можно было двояко понять, как именно давать ценовое предложение — стоимость работ в расчете на месяц или на весь срок контракта. В результате победителем было подано ценовое предложение в размере ежемесячного технического обслуживания. Исполнитель не заметил, что в пункте проекта контракта суммарная стоимость работ определяется с отсылкой к приложению, в котором условной единицей цены контракта обозначена стоимость ежемесячного технического обслуживания. Только потом выяснилось, что цена контракта должна составлять суммарную стоимость технического обслуживания за весь период действия контракта, то есть за 10 месяцев (решение Ульяновского УФАС от 20.03.2020 по делу № РНП-73-36).
Смотрите, как развивались события в еще трех похожих обстоятельствах. Аналогично в деле Ярославского УФАС от 28.02.2020 № 5–03/31П-20(76–29) победитель при расчете рентабельности выполнения заказа на изготовление гимнастических скамеек ошибочно определил стоимость материала, из которого нужно было выполнить требуемый к поставке товар, а именно: перепутал натуральный цельноламельный массив сосны, заявленный заказчиком, с материалом «дерево сосна 6 метров». Впервые принимая участие в государственной закупке, предприниматель сразу попал в РНП.
В деле Татарстанского УФАС от 29.10.2019 № 04–04/16197 победитель посчитал ремонт дорог «экономически невыгодным» для себя, так как заказчик дополнил смету работами без изменения начальной цены. При этом участник не воспользовался правом на запрос и не отозвал заявку. Подобный подход был наказан не только включением в РНП, но и возбуждением административного производства о наложении штрафа в размере 50 тыс. руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.
Другой участник не смог добиться отмены решения ФАС о включении его в РНП, поскольку в протоколе разногласий по закупке программного обеспечения он просил исключить из контракта возможность установки программы на компьютеры с 32-битными процессорами. Сведения об участнике остались в реестре (решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2019 по делу № А40-282322/ 18-146-2355).
Ошибка 2. Думать, что протокол разногласий всегда даст вам отсрочку на заключение контракта
Главное правило: не направляйте заказчику протокол разногласий с формальными замечаниями к условиям контракта.
Каждый участник конкурентной процедуры должен знать, что контрольные органы и суды встают на сторону заказчика, когда победители намеренно затягивают подписание контракта путем направления протокола разногласий по формальным причинам. Если такое затягивание сопровождается непредставлением обеспечения исполнения контракта — это прямой путь в РНП.
Пример
В деле № А40-220502/18 победитель закупки, не успевая получить банковскую гарантию, чтобы обеспечить исполнение контракта, направил заказчику протокол разногласий с формальным требованием исправить в тексте контракта орфографию и пунктуацию. Заказчик признал победителя уклонившимся от заключения контракта. Участник попытался оспорить это решение, но УФАС и суд встали на сторону заказчика и установили, что победитель не мог подписать контракт вовремя, поскольку не получил банковскую гарантию, а протокол разногласий составил, чтобы затянуть время подписания. Сведения об участнике остались в РНП (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2019 по делу № А40-220502/18.
Аналогично воспользовался формальным протоколом разногласий в целях продления сроков получения банковской гарантии победитель в деле Хабаровского УФАС от 05.02.2020 № 7–3/45.
В деле Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.08.2019 № А53-25881/2018, где суд поддержал заказчика и антимонопольную службу, победитель в протоколе разногласий настаивал на изменении почтового адреса.
Были включены в РНП участники, которые в протоколе разногласий, указали на необходимость доработки проекта контракта относительно контактной информации в деле Ярославского УФАС от 05.03.2020 № 05–03/34П-20(76–32) и преамбулы контракта в деле Бурятского УФАС от 22.01.2020 № 003/06/104–16/2020. При этом обеспечение исполнения контракта так и не было направлено заказчику.
Ошибка 3. Рассчитывать, что технический сбой на площадке (даже реальный) — основание не подписывать контракт
Главное правило: ссылки участников закупок на технические сбои при предоставлении обеспечения исполнения контракта не являются оправданием уклонения от заключения контракта. Суды во многих регионах не признают такой аргумент.
В ряде дел контролирующие органы и суды указывают, что аргументы победителей о технических сбоях в момент направления платежного поручения или банковской гарантии подлежат отклонению. При должной степени заботливости и осмотрительности у победителя торгов имеется возможность проверить соответствие обеспечения исполнения контракта требованиям Закона № 44-ФЗ. Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности (определение ВС от 26.09.2016 по делу № 303-ЭС16-6907, решения Челябинского УФАС от 23.04.2020 № 074/06/104–833/2020 по делу № РНП-74-170/2020 и от 24.05.2019 № 074/06/104–731/2019).
Пример
Так, в деле Ульяновского УФАС от 21.01.2020 № РНП-73-13 участник заявил, что не смог подписать контракт, так как в арендуемом им помещении произошел прорыв системы отопления, в результате которого была повреждена вся оргтехника общества, в том числе ноутбук, на котором установлено программное обеспечение, необходимое для подписания контракта. Однако, как установила комиссия контрольного органа, факт прорыва системы центрального отопления не был зафиксирован ни в дежурно-диспетчерской службе администрации, ни в ресурсоснабжающей организации. При отсутствии подтверждения факта прорыва в системе центрального отопления комиссией не были приняты во внимание договор на ремонт оргтехники и иные документы.
Вкратце приводим аналогичную практику других регионов. Еще один победитель пытался оправдать неподписание контракта тем, что в назначенный день в компании отсутствовала связь из-за ненадлежащего оказанием услуг связи оператором, с которым обществом был заключен договор. Контролеры указали, что заключение договора на оказание услуг является следствием прямого волеизъявления самого участника закупки и не может считаться непредвиденным (решении Хабаровского УФАС от 06.03.2020 № 7–1/56).
В другом деле контракт не был подписан в связи с неисправностью компьютера, на котором установлена электронно-цифровая подпись, используемая для подписания контракта. Комиссия не стала включать предпринимателя в РНП, но привлекла его к административной ответственности по части 2 статьи 7.32 КоАП (решение Татарстанского УФАС от 24.01.2020 № 04–08/800).
Окончательная точка в отклонении аргументов поставщика о внешних технических сбоях при предоставлении обеспечения и подписании контракта поставил Верховный суд сразу в двух своих определениях. В первом деле суд не признал достаточным основанием для отмены решения ФАС выход из строя электронного ключа подписи при подписании контракта, а во втором деле — блокировку расчетного счета заявителя ввиду внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений (определение ВС от 21.10.2019 № 305-ЭС19-18719 по делу № А40-268787/2018, от 27.01.2020 № 305-ЭС19-26107 по делу № А40-299286/2018).
Ошибка 4. Рассчитывать, что банк всегда выручит, раз вы оформили банковскую гарантию
Главное правило:нельзя рассчитывать только на банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Вы всегда должны иметь запасные денежные средства.
Напомним, что представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ, является не только основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта, но и основанием для признания контракта ничтожным (Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС 28.06.2017).
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, является отсутствие информации о ней в реестрах банковских гарантий, несоответствие документации о закупке или условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона № 44-ФЗ.
Загвоздка с банковской гарантией в том, что, даже если победитель направит ее заказчику с просьбой проверить содержание документа, в обязанности заказчика не входит согласование проекта банковской гарантии до подписания контракта со стороны победителя. Указанная переписка не будет принята во внимание контролером при возникновении спора (решение Камчатского УФАС России от 11.11.2019 по делу № 041/06/34–397/2019).
Напротив, прежде чем представить гарантию заказчику у добросовестного победителя, всегда имеется возможность перепроверить ее достоверность и корректность, а также заменить ее с учетом требований, содержащихся в документации о закупке. В том числе существует возможность получения банковской гарантии в ином банке.
6 мая 2020 года ЕИС было анонсировано, что благодаря новым функциональным возможностям участники закупок смогут в онлайн-режиме отслеживать включение банками в реестр информации о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах, проверять наличие в реестре гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств.
Тем не менее, учитывая средний срок оформления банковской гарантии (1–2 недели), а также сжатые сроки заключения контракта, участнику всегда необходимо иметь резервные средства для перевода обеспечения исполнения контракта в случае непредвиденных обстоятельств.
Примеры
Два небольших примера. В первом победитель прикрепил нечитаемый файл с гарантией. А в реестре банковских гарантий ни заказчик, ни контрольный орган такую гарантию не обнаружили. Поставщика признали уклонистом (решение Новгородского УФАС от 15.01.2019 № РНП-53-86).
Во втором случае индивидуальным предпринимателем не был подписан проект контракта по причине смены агента по выдаче банковских гарантий для обеспечения исполнения контракта. В обоих случаях победители были включены в РНП, потеряв не только контракты, явившиеся предметом спора, но и другие государственные заказы, по которым они являлись победителями (решение Липецкого УФАС от 24.06.2019 № РНП-48-86с/19).
Важнейший прецедент был создан определением ВС от 11.03.2020 № 306-ЭС20-860 по делу № А65-2780/2019. Изначально региональный контролер из Татарстана не включил победителя в РНП, так как считал, что сам по себе отказ банков в выдаче банковской гарантии и отсутствие денежных средств для внесения в качестве обеспечения исполнения — смягчающие обстоятельства и могут служить оправданием для невключения поставщиков в РНП. Примечательно, что и другие региональные контролеры считали, что активное обращение в банки, направление обращения заказчику свидетельствовали об отсутствии намерений в уклонении от заключения контракта (решение Алтайского республиканского УФАС от 19.09.2019 по делу № РНП04-166/19). Но Верховный суд считает совсем иначе. Поэтому всем поставщикам теперь следует учитывать позицию Верховного суда о том, что отказ банков в выдаче гарантий не является благосклонным основанием для поставщика избежать РНП.
Членов комиссии могут оштрафовать не только за принятие неверного решения об отклонении или допуске заявок участников, но и за неправильное оформление протокола. В зависимости от нарушения размер штрафа варьируется от 5 тыс. до 30 тыс. руб. Рассмотрим случаи, которые чаще всего вызывают сложности.
Участник не указал в заявке товарный знак
Отсутствие товарного знака — единственная претензия к заявке
Согласно Закону N 44-ФЗ участник должен указать в заявке товарный знак при его наличии. Часто встречается такая позиция контрольных органов: если участник его не отразил, значит, у его товара товарного знака нет. Отклонять заявку в этом случае неправомерно. К данной аргументации прибегали Ставропольское, Санкт-Петербургское, Новосибирское УФАС.
Встречается и другая позиция. Самарское УФАС решило, что отсутствие товарного знака должен доказывать участник закупки. Он этого не сделал, поэтому контрольный орган признал правомерным отклонение заявки.
Аргумент в пользу допуска заявки без указания товарного знака может быть и другим: его отсутствие не значит, что товар не соответствует функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным в документации. К такому выводу приходили Бурятское, Санкт-Петербургское, Московское областное УФАС.
Участник не указал товарный знак и другие показатели
Если в заявке участника нет и других показателей, требуемых документацией, контрольный орган, скорее всего, признает отклонение правомерным. Если нет страны происхождения товара или конкретных показателей, это не позволяет идентифицировать предлагаемый товар. В этих случаях отсутствие товарного знака проверяющие также называли в числе причин отклонения заявок.
К примеру, Калужское и Московское областное УФАС поддержали отклонение заявок, в которых не было ни товарных знаков, ни конкретных показателей. За отсутствие указания на товарные знаки признавало правомерным отклонение заявок Краснодарское УФАС.
Упоминание о товарном знаке было в ГОСТе, приведенном в документации
Проблема может возникнуть, когда указание товарного знака было обязательным согласно ГОСТу, которому товар должен был соответствовать по условиям документации. Контрольный орган и суды посчитали правомерным отклонение участника за отсутствие товарного знака в заявке. Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа поддержал участника, отменив предыдущие решения. Суд отметил: заказчик не вправе устанавливать требования так, что наличие товарного знака является обязательным, поскольку это ограничивает количество участников закупки.
В другой ситуации Санкт-Петербургское УФАС пришло к выводу, что ГОСТы не могут обязывать производителя регистрировать товарный знак, так как по ГК РФ это право, а не обязанность. Данную точку зрения также высказывала ФАС.
Участник не представил в заявке конкретных показателей
Участник продублировал из документации значения в формате «не более» и «не менее«, «должен быть» и др.
Если в документации отражены правила, по которым участник должен конкретизировать значения, проверяющие обычно поддерживают отклонение заявок, если в них остаются слова «не более», «не менее» и др. Например, такие решения принимали Якутское, Алтайское краевое УФАС.
Участнику не удалось обойти инструкцию по заполнению заявок и в случае со знаком «+/-«. Комиссия и контрольный орган не стали считать такое обозначение в заявке погрешностью, ведь по инструкции в этих случаях нужно было указать конкретный показатель. Отклонение заявки признали правомерным.
Если не закрепить в документации, по каким параметрам нужны конкретные показатели, проверяющие могут занять сторону участника. Так, контрольный орган и суды не поддержали комиссию, отклонившую участника за использование слов «не более», «не менее», поскольку заказчик не требовал в документации конкретизировать значения спорных показателей. Свою роль сыграло то, что с этими словами показатели были изложены в ГОСТе, которому должен был соответствовать товар. Довод заказчика, что требование представить конкретные показатели закреплено в Законе N 44-ФЗ, не сработал.
Однако контролеры могут признать подход комиссии излишне формальным, если она будет буквально следовать инструкции по заполнению заявок. К такому выводу пришло Смоленское УФАС, посчитав неправомерным отклонение заявки. Хотя участник и оставил в описании предлагаемого товара диапазон значений, а также слова «должен быть», «или», из его заявки было понятно, что он представил конкретные показатели, соответствующие требованиям заказчика. Приоритет формы подачи заявки над ее содержанием противоречит Закону N 44-ФЗ.
Участник не выбрал один из предложенных вариантов значения
При разрешении споров об отклонении заявок, в которых участник указал несколько альтернативных значений, проверяющие также обычно берут за основу правила, изложенные в инструкции по заполнению первых частей заявок.
Так, Ивановское УФАС поддержало решение комиссии отклонить заявку участника, указавшего оба ГОСТа из предложенных, тогда как по правилам инструкции нужно было выбрать только один. Аналогично поступило Алтайское краевое УФАС.
Когда инструкция предусматривала возможность привести несколько вариантов значений, контрольный орган и суды признали неправомерным отклонение заявки участника за то, что он указал два варианта для материала подкладки обуви.
Участник дал только согласие на условия документации, когда нужны были конкретные показатели
Такая ошибка часто возникает, когда речь идет о закупке услуг или работ, при этом в документации установлены требования к используемому товару. В этих случаях согласия недостаточно, участник должен представить конкретные значения по показателям, требования к которым заказчик установил в документации. Если участник ограничивается согласием, его заявку нужно отклонить. Так посчитали Псковское, Санкт-Петербургское, Московское, Кемеровское УФАС.
Сложность возникает, когда документация содержит ошибочные положения. Например, заказчик установил требования к используемому товару, однако указать в заявке запросил только согласие на оказание услуг. Контрольный орган решил, что комиссии нужно было руководствоваться положениями документации и не отклонять заявку за непредставление конкретных показателей товара. УФАС признало нарушением действия не только заказчика, но и комиссии.
Комиссия оформила протокол с ошибками
Ошибки при проведении аукциона
Если комиссия отказывает в допуске участнику аукциона, в протокол рассмотрения заявок нужно включить обоснование такого решения. В числе прочего нужно указать положения документации, которым не соответствует заявка участника, ее положения, которые не отвечают требованиям, установленным документацией.
Отсутствие этой информации — одна из частых ошибок в оформлении протоколов. Такие нарушения находили Краснодарское, Бурятское, Новосибирское, Омское, Красноярское УФАС.
Отметим, включение в протокол этой информации с техническими ошибками также признают нарушением.
Ошибки при проведении конкурса
При рассмотрении конкурсных заявок комиссия должна приложить к протоколу предложения участников о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, если в документации установлен такой критерий. Отсутствие этих сведений также сочтут нарушением.
Здравствуйте! В соответствии со ст.7.30 КоАП РФ
Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 7] [Статья 7.30]
1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, не более чем на два рабочих дня — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятнадцати тысяч рублей.
1.1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 настоящей статьи, более чем на два рабочих дня — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
1.2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на один рабочий день — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц — десяти тысяч рублей.
1.3. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
1.4. Размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 и 1.7 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
1.5. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
1.6. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
1.7. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
2. Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части — отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
2.1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
3. Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
С Уважением!
- Главная
- /
- Документы заказчика
- /
- Определение поставщика: что делать в нестандартных ситуациях
Определение поставщика: что делать в нестандартных ситуациях
Что значит определение поставщика завершено — протокол выбора победителя тендера подписан и опубликован для всеобщего ознакомления. Есть нестандартные ситуации, когда заказчик не подводит итоги и закупка остается без результатов. Причин множество, а последствия малоприятны — от аннулирования процедуры до весомого штрафа.
Какими документами определяются поставщики
При проведении тендеров заказчики фиксируют информацию о промежуточных этапах отбора поставщика или выборе победителя в протоколах:
- рассмотрения заявок (или их первых, вторых частей);
- об итоговом решении комиссии.
После подготовки и подписания членами комиссии эти документы размещаются в Единой информационной системе в срок, который продиктован контрактным законодательством, статус подведения итогов на электронной площадке меняют на «закупка завершена». Пример такого документа:
Также торговая площадка формирует и размещает в системе в автоматическом режиме протоколы:
- хода торгов;
- подачи окончательных предложений.
Следите за изменениями по закупкам с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
Получить бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс на 2 дня
В какие сроки публикуют результаты
Сроки размещения протокола подведения итогов по 44 ФЗ показаны в таблице:
Протокол | Срок публикации | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Электронный аукцион | ||
Рассмотрение первых частей заявок | Не позднее даты окончания рассмотрения заявок | Ч. 7 ст. 67 |
Аукцион | Публикует площадка в течение тридцати минут после окончания торгов | Ч. 18 ст. 68 |
Рассмотрение вторых частей заявок | Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания | Ч. 8 ст. 69 |
Открытый конкурс в электронной форме | ||
Рассмотрение и оценка первых частей заявок | Не позднее даты окончания рассмотрения и оценки | Ч. 7 ст. 54.5 |
Окончательные предложения | Площадка формирует в течение часа после переторжки | Ч. 7 ст. 54.6 |
Рассмотрение и оценка вторых частей заявок | Не позднее даты окончания рассмотрения и оценки | Ч. 8 ст. 54.7 |
Подведение итогов | В день подписания | Ч. 13 ст. 54.7 |
Запрос котировок в электронной форме | ||
Рассмотрение и оценка заявок | Не позднее даты окончания рассмотрения | Ч. 6 ст. 82.4 |
Запрос предложений в электронной форме | ||
Проведение запроса предложений (выписка) | Не позднее даты окончания рассмотрения | Ч. 20 ст. 83.1 |
Проведение запроса предложений, подведение итогов | В день подписания итогового протокола | Ч. 24 ст. 83.1 |
Когда не публикуют
Случаются ситуации, когда протоколы не размещают. Это происходит в таких случаях:
- Технический сбой на торговой площадке. В этом случае заказчику придется доказать сбой с помощью данных независимого регистратора или ответов на запросы в службу технической поддержки, что приведет к восстановлению сроков публикации протокола 44-ФЗ по объективным причинам (решение УФАС по делу № 065/06/106-47/2019 от 27.03.2019).
- У заказчика нет возможности применить цифровую подпись. Например, руководителя отстранили от должности, а других сотрудников с правом подписи в организации нет. В этом случае действие заказчика сочтут нарушением прав участников, а отмену тендера, когда победитель определен, — нарушением закона (постановление АС Восточно-Сибирского округа по делу № А19-21253/2017 от 16.07.2018).
- Отмена тендера. Когда торги проведены, а заказчик решил отменить аукцион и отказывается закрывать заявки, понадобятся веские причины: к ним относятся обстоятельства непреодолимой силы, которые невозможно изменить (стихийные бедствия, военные действия и т. п.).
- Заказчик оказался мошенником: принял от компаний заявки на участие вместе с обеспечением в денежном эквиваленте и не стал подводить итоги, что иногда происходит при проведении коммерческих закупок и тендеров по 223-ФЗ.
- Организация ликвидирована. Пример из практики: покупатель прошел процедуру ликвидации, итоговый протокол не опубликован, срок исполнения контракта истек, а ЭТП отказывается возвращать участнику обеспечение. После поступления жалобы УФАС приняло решение об аннулировании торгов (решение УФАС по делу № ВП-104/17 от 06.04.2017).
- Даты подведения итогов изменены, что запрещено 44-ФЗ и допустимо для компаний, которые размещают заказы в рамках 223-ФЗ.
- Без видимой причины. Пример: итоговый протокол не опубликован, предписания надзорных органов не выполнены. Итог: привлечение организации к ответственности по КоАП и аннулирование тендера (решение УФАС по делу № К-725/17 от 14.06.2017).
Когда продлевают срок публикации
Иногда срок подведения итогов и размещения протоколов меняют по законным основаниям. Такое происходит, если:
- в тендерную документацию внесены коррективы и изменен срок окончания подачи заявок на участие, поэтому итоговый протокол подготовке не подлежит, его разместят позже;
- запрос котировок или открытый конкурс, проведенные в электронной форме, признаны несостоявшимися, и заказчик принял решение о продления срока подачи предложений;
- дата подведения итогов изменена, что допустимо при покупке по 223-ФЗ по положению о закупках.
Ответственность за нарушения
Нарушения сроков публикации протоколов караются штрафами по ст. 7.30 КоАП.
Если сроки после протокола определения поставщика по аукциону или конкурсу, которые даны на публикацию документа, нарушены:
- не больше, чем на 2 рабочих дня, придется заплатить 5000 руб. сотрудникам и 15 000 — юрлицу;
- больше, чем на 2 рабочих дня: 30 000 руб. — физлицам и 100 000 — юрлицу.
За задержку сроков публикации документов при закупке у ед. поставщика или если не вовремя сформирован протокол рассмотрения заявки при проведении запроса котировок (предложений):
- не больше, чем на 1 рабочий день, штраф составит 3000 руб. — для физлица и 10 000 руб. — для юрлица;
- более, чем на 1 рабочий день: 15 000 руб. — для физлица и 50 000 руб. — для юрлица.
ВАЖНО!
По закону, если протокол не выставили на сайт, штраф составит 50 000 руб. — для физлица и 500 000 руб. — для юрлица.
Кроме штрафов, нарушения сроков размещения документов в ЕИС чревато:
- Приостановкой процедуры выбора поставщика из-за жалобы участника.
- Получением от УФАС предписания об устранении иных нарушений.
- Аннулированием закупки.
Об авторе этой статьи
- Элла ЗалужнаяЭксперт проекта
-
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)
В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.
Другие публикации автора
Пожалуй, это самый управляемый способ закупки, масштабный характер изменений коснётся и методологии оценки и сопоставления заявок, и сроков проведения процедуры. То есть процесс закупки станет проще, эффективнее, быстрее. Такие способы закупок, как двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием отменены с 01.01.2022 г. Проведение процедуры с момента публикации извещения до заключения контракта по сроку станет короче.
Алгоритм проведения электронного конкурса с 01.01.2022 г. предполагается осуществлять в следующем порядке:
- Формирование лота, подбор ОКПД 2, проверка объекта закупки по НПА, регулирующим импортозамещение;
- Планирование закупки ТРУ;
- Формирование основных условий описания объекта закупки, проекта контракта, обоснования НМЦК;
- Подготовка извещения о закупке, описания объекта закупки, проекта контракта и размещение в ЕИС;
- Прием заявок на участите в закупке. Минимальный срок подачи заявок составляет 15 календарных дней;
- Запрос на разъяснение каждый участник вправе направить через интерфейс ЭТП не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. При этом установлено ограничение по количеству направляемых запросов для любых участников закупок, зарегистрированных в ЕРУЗ – не более 3 запросов. Разъяснение публикуется заказчиком в ЕИС в срок не позднее 2-х дней со дня, следующего за направлением запроса, при этом оно должно быть обезличено и не содержать сведений об участнике закупки.
- Внесение изменений (при необходимости) в рамках срока — не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок, при этом заказчик обязан продлить прием заявок на 10 дней.
Запишитесь на обучение «Аукцион в электронной форме с 01.01.2022 г.»
В онлайн-обучении мы подробно рассмотрим изменения в порядке проведения нового вида закупочной процедуры, новый порядок проведения аукционов от допуска заявок на участие до заключения контракта, а также нюансы установления универсальной и специальной предквалификации.Записаться на обучение >>>
Все участники получат сертификат, подтверждающий полученные знания
Отмена закупки осуществляется не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок.
8. Рассмотрение первых частей заявок в срок не более 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок и принятие решения закупочной комиссией заказчика о соответствии извещению или об отклонении заявки. Особое условие для закупок по ч. 4 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на создание произведения литературы или искусства, работ по сохранению объектов культурного наследия, работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, работ, услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке формируется на ЭТП и подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (требования к содержанию протокола установлены ч. 6 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ).
Основания отклонения при рассмотрении первых частей заявок на участие в конкурсе
- непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (пп. «а», «б», «г», «д» п.2 ч.1 ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ);
- если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация об участнике закупке, предложение о цене;
- выявление недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
9. Процедура подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги среди участников, которые были признаны соответствующими извещению о закупке. Участник вправе направить ОДНО предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги через интерфейс личного кабинета на ЭТП.
Внимание участникам! При подаче участником закупки ценового предложения на ЭТП не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю. Продолжительность приема ценовых предложений по новым правилам составляет один час. Если участник не направил улучшенное ценовое предложение, то предложением участника закупки считается цена, содержащаяся в третьей части заявки на участие в закупке.
10. Оператор ЭТП в течение 1 часа формирует протокол подачи ценовых предложений согласно требованиям, установленным ч.10 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ.
11. Рассмотрение и оценка вторых частей заявок осуществляется заказчиком в срок не более 2 рабочих дней.
Основания отклонения второй заявки на участие в конкурсе:
- непредставление участником закупки оператору ЭТП в заявке на участие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствие таких информации и документов требованиям извещения;
- непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении;
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31;
- предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43);
- непредставление информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со ст. 14 в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявление отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Закона № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ;
- несоответствие по условиям, предусмотренным ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (предоставление независимой гарантии с нарушением условий);
- выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
- указание информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ (соответствие участника дополнительным требованиям, порядку при участии в закрытых электронных процедурах на специализированной торговой площадке).
Требования к содержанию протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок установлены ч.13 ст.48 Закона № 44-ФЗ.
12. Подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в срок не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов по рассмотрению и оценке вторых частей заявок. Закупочная комиссия осуществляют оценку ценовых предложений и на основании оценки по предыдущим этапам, присваивает в порядке уменьшения степени выгодности порядковых номеров, формирует соответствующий протокол и размещает на ЭТП. Требования к содержанию протокола подведения итогов закреплены в ч.17 ст.48 новой редакции Закона № 44-ФЗ.
13. Участник закупки вправе единожды направить запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе после его публикации и до заключения контракта. Разъяснение предоставляется заказчиком на ЭТП и только участнику, направившему запрос.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
Со стороны Минфина в настоящее время предложен новый законопроект по порядку оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки таких заявок, требования к форме порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, особенности оценки заявок участников закупок, по результатам которых заключаются контракты на выполнение работ по текущему ремонту и обслуживанию дорог, на оказание услуг по организации питания и поставки пищевых продуктов. Взамен порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.
Общие условия по минимальному количеству критериев остаются неизменны – 2. Например, при применении методологи по оценке по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько детализирующих показателей из следующих:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Стоит отметить, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке по ранее указанному показателю:
- устанавливается предмет договора (договоров),
оцениваемого (оцениваемых) по каждому детализирующему
показателю, сопоставимый с предметом контракта,
заключаемого по результатам определения поставщика
(подрядчика, исполнителя);- устанавливается перечень документов, подтверждающих
наличие у участника закупки опыта поставки товара,
выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом
контракта, в том числе исполненный (исполненные)
договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении
такого (таких) договора (договоров);- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного (исполненных) договора (договоров),
при исполнении которого (которых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисление неустоек);- условие, что последний акт, составленный при исполнении
договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет
до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;- условие, что к оценке принимаются исполненные участником закупки
с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке на участие
в закупке подтверждающего документа) гражданско-правовые
договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указываются единица ее измерения в соответствии с ОКЕИ (при наличии),
предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. Если же характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указывается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. Если значение характеристики, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, то значение количества баллов по детализирующему показателю, присваивается согласно установленным в вышеуказанном законопроекте формулам.
Общественное обсуждение законопроекта завершится 23 октября 2021г. Заказчикам рекомендуется отслеживать статус принятия данного нормативно-правового акта и после принятия актуализировать внутренние регламенты, инструкции, положения которых затронуты.
БЛОК ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК
Как правильно участнику читать конкурсную документацию, и на что стоит обратить пристальное внимание.
- Основные условия закупки, влияющие на расчет себестоимости исполнения обязательств (например, обеспечительные меры, сроки и т.д.);
- Условия контрактации (что входит в цену контракта, срок и место исполнения обязательств, ответственность сторон, обязанности и т.д.);
- Критерии оценки и сопоставления заявок, значимость критерия и перечень подтверждающих документов (на шкалу оценки, при наличии).
Типовые ошибки при участии в конкурсе:
- Отсутствие необходимых ресурсов для подготовки заявки на участие (стоит помнить, что в рамках конкурсной процедуры потребуется подготовить весомый комплект документов, учитывая критерии оценки и сопоставления заявок, изложенные в извещении);
- Непредоставление документов, установленных извещением о закупке;
- Недостоверность данных, предоставленных в составе заявки;
- Предоставление поддельных документов (например, копий договоров с целью увеличения балла по итогам оценки и сопоставления заявок);
- Предоставление документов, установленных извещение о закупке не в полном объеме (например, для подтверждения опыта участники предоставляют только первый и последний лист договора либо контракта, что в корне неверно, документ должен быть предоставлен в составе заявки в полном объеме);
- Отсутствие необходимых технических ресурсов для участия в закупках (например, электронной подписи, регистрации в ЕРУЗ и т.д.);
- Устаревшие документы в ЕРУЗ;
- Указание станы происхождения товара;
- Наличие технических ошибок и опечаток;
- Отсутствие денежных средств на специальном счете, в необходимом размере для обеспечения заявки;
- Переоценка возможностей поставщика (подрядчика, исполнителя) и указание некорректного ценового предложения;
- Пропуск сроков по подписанию юридически значимых документов;
- Не учтены антидемпинговые меры и обеспечение исполнения контракта перечислено с ошибочной суммой либо независимая гарантия выпущена с ошибкой.
Методы автоматизации работы специалистов при подготовке заявок на участие в конкурсе:
- Создание архива документов по типовым критериям оценки и сопоставления заявок (например, архив договоров, реестр оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, реестр специалистов и иных работников определенного уровня квалификации с архивом документов, их подтверждающих и т.д.);
- Заблаговременная техническая подготовка к участию в закупках: осуществление настройки рабочего места, отслеживать обновление лицензий плагина КриптоПро;
- Настройка процесса взаимодействия всех подразделений в едином автоматизированном пространстве (например, в CRM-системе), с возможностью указания комментариев при проработке технического задания и осуществлении расчета себестоимости;
- Автоматизация расчета административно-управленческих затрат (например, унифицировать статью затрат на плату ЭТП с победителя закупки, оплату услуг специалиста по подготовке заявки на участие в закупке и т.д.).
БЛОК ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ
Рекомендации о том, как правильно сформировать извещение о закупке и минимизировать риск обжалования:
- Учитывать всю нормативно-правовую базу по импортозамещению, исходя из выбранного кода ОКПД 2;
- Унифицировать требования к участникам закупки и исключить разночтения между разделами, а также разброс данных требований по разделам и приложениям к ним;
- Перепроверять авторасчет на ЭТП, распределение мест согласно итогам ранжирования;
- Перепроверять округление итогового рейтинга по итогам оценки и сопоставления заявок;
- Исключить нарушение сроков по этап осуществления закупки ТРУ согласно ст.48 Закона № 44-ФЗ;
- Использовать автоматизированные сервисы на ЭТП ГПБ и возможностей по роботизации закупочного процесса (например, использование авто расчета рейтинга при оценке и сопоставлении заявок, использование возможности встраивания шаблона протокола, утвержденного в организации заказчика в интерфейс личного кабинета пользователя).
Типовые ошибки заказчиков:
- Ошибки при формировании закупочной документации (чаще всего это описание объекта закупки), несоблюдение требований законодательства по установлению ограничений, преимуществ, запретов в рамках национального режима, либо установление требование, ограничивающих количество участников закупок;
- Некорректно сформированные критерии оценки и сопоставления заявок (без установления шкалы, детализации подтверждающих документов для оценки по тому или иному критерию);
- Арифметические ошибки при подсчете баллов и итогового рейтинга по критериям оценки и сопоставления заявок;
- Ошибки при округлении балов при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе;
- Заключение контракта на условиях, отличных от установленных в закупочной документации;
- Неправомерное изменений условий контракта;
- Ошибки на этапе исполнения контракта – несоблюдение порядка приемки ТРУ, экспертизы исполнения контракта, оформления результатов исполнения контракта;
- Сложности при приемке ТРУ (например, фиктивная приемка), несоответствие поставленного товара условиям контракта, закупочной документации, заявки победителя закупки;
- Неприменение заказчиком мер ответственности в случае нарушения условий контракта со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя.
Методы автоматизации работы специалистов при проведении конкурсной процедуры закупки продукции:
- Использование автоматизированного сервиса по подбору ОКПД2, КТРУ по ключевым словам;
- Авторасчет сроков проведения закупочной процедуры (от размещения извещения о проведении конкурса до размещения информации о контракте в реестре в ЕИС);
- Использование автоматизированного сервиса при расчете НМЦК или при осуществлении проверки первоисточников, поступивших от инициатора закупки;
- Авторасчет пеней за каждый день просрочки исполнения контракта, использование шаблонов претензий для заказчика в зависимости от вида нарушения со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях
VK
Youtube